Дети заходят в группу и становятся на ковре, приветствуют гостей.
- Ребята, скажите какая сейчас пора года? (зима). Да ходит зима в больших мягких валенках по городам и сёлам, лесам и полям. Осыпает их пушистым, мягким снежком, покрывает реки и озёра сверкающим льдом. Ходит зима, поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Добавит новые узоры и краски.
- Ребята, а какие тона использует зима для того, чтобы украсить природу?
- Как их можно назвать одним словом? (холодные).
- Вот раздвинуло солнышко сизую тучку. А под его ласковым взглядом всё ещё краше становится, переливается новыми цветами.
- Какими цветами теперь всё переливается?
Подул лёгкий ветерок…, в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Они приглашают вас увидеть красоту зимней природы.
- Закройте глаза, какую зимнюю картину вы представили?
- Ребята, знаменитый русский художник Игорь Эммануилович Грабарь очень любит зиму и вот как - то раз зимой он приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он ходил и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним. Он схватил краски и стал писать, а зимушка – зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою завораживающую песню. Вы хотите увидеть картину, которую он написал? (Открываю картину, дети смотрят на неё несколько секунд, и садятся.)
- Я услышала, как вы ахнули. А почему?
- Что же вас так удивило?
- О чём вам думается, когда вы смотрите на эту картину?
Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своём впечатлении от картины!
- Ребята, а представьте, будто мы очутились зимой в этом сказочном, волшебном саду. Что вы чувствуете: тишину или ветер? Почему?
- Что чувствуют ваши носики? (свежесть, чистый воздух).
- Что чувствуют ваши щёчки? (мороз, который щиплет).
- Может вы замёрзли? Покажите, как вы замёрзли. (Дети встают, греются, садятся).
- А что увидели ваши глазки (всё вокруг сверкает, искрится).
- Ребята, посмотрите какие необыкновенные, ажурные деревья растут в этом саду.
- Как вы думаете, какие это деревья? А может это ёлочки?
- Да это берёзки и каждая тонкая веточка их покрыта снегом.
- А может это не снег?
- Как называется это явление природы? (иней).
- Как вы думаете, что было до того, как деревья покрылись инеем?
- На что похож иней?
Да ребята, посмотрите, каждая тонкая веточка берёзки покрыта снежным инеем и создаётся ощущение, что эта снежная бахрома - необыкновенные зимние цветы.
- Ребята, быть может, кто-то из вас вспомнит стихотворение, где поэт сравнивает снег и иней на деревьях с бахромой? (стихотворение С. Есенина «Берёза»). /Ребёнок рассказывает стихотворение./
- Ребята, поэт, для того чтобы выразить свои чувства от того, что увидел, использует красивые слова, а художнику выразить свои чувства помогают краски.
- Посмотрите, какие краски использовал художник при написании деревьев,
- при написании снега?
- при написании неба?
- Почему небо, деревья, снег на пейзаже написаны именно такими красками? (потому, что это восход жёлтого солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона, и иней на берёзках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блёстками.)
- Ребята, а по каким признакам вы определили, что это восход солнца? Прежде чем ответить на этот вопрос обратите внимание на линию горизонта, расположение солнышка.
- Дети, обратите внимание, как необычно и изящно написан этот пейзаж. Я сказала пейзаж? А почему это пейзаж?
- Обратите внимание на композицию. Что находится в центре? (группка деревьев, которые будто водят хоровод )
- А по краям картины? (большие деревья).
- Как они расположены? (симметрично)
- Что значит симметрично? (они нарисованы с двух сторон и как бы уравновешивают друг друга).
- Глядя на эту картину, мне кажется, что деревья вот – вот оживут и закружатся в волшебном танце так тонко и изящно художник изобразил их.
- Вы знаете, а ведь каждый художник пишет картины по-своему, у каждого есть свой стиль и И.Э. Грабарь пишет свои картины мазками, разноцветными тонкими и аккуратными мазками. Присмотритесь и вы их увидите.
- А сейчас давайте представим, как Зимушка-зима пишет свои чудные картины. Возьмите кисточки в руки.
Разукрасилась Зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек - снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!»
- Что вам хотелось делать, глядя на эту картину?
- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем?
Они очень красивые, правда? Как сказочные.
- Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно – волшебную песню зимы и передал это в своей картине.
- Скажите, а если бы он увидел этот незабываемый пейзаж вечером, какие тона он бы использовал тогда?
- Как тогда можно было бы назвать эту картину?
- Какое чувство вызывает у вас картина?
- О чём хотел рассказать нам художник?
- Ребята, а вы бы хотели нарисовать такую же сказочную зиму очень снежную, сверкающую зиму?
- Тогда давайте подберём краски, которые помогут нам её изобразить (держу в руках полоски разных цветов, дети выбирают).
- Давайте выложим из них цветовую дорожку к столу. Посмотрите, каких цветов оказалось больше в нашей дорожке тёплых или холодных? Почему? (потому что мы рисуем зиму).
- А когда в зимнем пейзаже появляются тёплые тона? (когда выглядывает солнышко).
- Ребята давайте пройдём по этой дорожке к столу.
- Посмотрите, на чём же мы будем сегодня рисовать. Потрогайте эти листочки. Какие они? (они блестящие, белые, словно снег). На что они похожи?
- Итак, краски мы выбрали. И у меня на столе они уже подготовлены и смешаны в палитре, а вам необходимо будет это ещё сделать. И в этом вам поможет схема смешивания цветов. Но это позже, а сейчас, посмотрите , пожалуйста сюда. Здесь у меня лежит предмет, который поможет сделать рисунок завораживающим. Что это? (мыло). Посмотрите, что я буду делать дальше. Я мочу мыло, намыливаю им волшебные листочки, а затем накладываю разноцветные мазки, как художник И. Э. Грабарь и складываю листочки вместе. Расклеиваю их и… Посмотрите, что получилось? А вы хотите создать такой же удивительный пейзаж? Что для этого вам понадобится? (гуашь, кисть, тряпочка, палитра, вода, листочки, мыло, салфетки).
А что же делать, если у вас нет гуаши подходящего тона? (смешать краски).
Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места. Всё ли необходимое для работы есть у вас на столе? Давайте ещё раз вспомним, последовательность работы.
Подготовить, смешать краски.
Намочить мыло
Намылить бумагу
Нанести разноцветные мазки
Соединить листы бумаги
Разъединить их.
- Выберите, пожалуйста, себе листочки для работы, возьмите палитры и садитесь на свои места.
- Подумайте, какой пейзаж у вас будет утренний или вечерний? Если утренний , значит будут преобладать более светлые тона, а если вечерний, то более тёмные.
Придумайте название своим картинам.
Дети работают под музыкальное сопровождение.
Итог. (Работы выкладываются на отдельный стол и анализируются).
- Как бы ты хотел назвать свою картину, что на ней изображено?
- Ребята, Зимушка – зима говорит вам большое спасибо за такие чудесные пейзажи, ей скоро нужно будет уходить и уступать своё место весне, быть может, мы с вами подарим ей эти работы на память. Большое спасибо ребята. А нашим гостям давайте подарим наше тепло.
|