страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» номинация «Гуманитарно-экологические - страница №1/1
![]() Муниципальное образовательное учреждение «Плехановская средняя общеобразовательная школа №1» Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» номинация «Гуманитарно-экологические исследования» учебно-исследовательская работа ![]() ![]() Автор: Ендовицкая Ольга александровна, 15 лет, 10 класс Объединение дополнительного образования «Валеология» ГОУ ДОД ТО «Областной эколого- биологический центр учащихся» Руководитель: Царева Ольга Анатольевна, учитель химии, биологиии информатики Муниципальное образование рабочий поселок Плеханово Ленинского района Тульской области 2012 год Содержание
Введение Лохмотьев ярких пестрота, Детей и старцев нагота, Собак и лай и завыванье, Волынки говор, скрып телег, Всё скудно, дико, всё нестройно, Но всё так живо-неспокойно, Так чуждо мертвых наших нег… А.С. Пушкин Россия - страна многонациональная, и одной из этнических групп в ней являются цыгане. По данным Всероссийской переписи 2002 года (национальный состав населения по переписи 2010 года еще не опубликован) в нашей стране 0,2% цыган.[2] Это далеко не самая крупная этническая группа в России. Но… Территория муниципального образования рабочий поселок Плеханово составляет 407 гектаров, в населенном пункте проживают порядка 10 000 жителей. Здесь существует самая большая цыганская община в России. Цыгане – всем знакомые и никому не известные до конца; всемирно распространенное таинственное племя… Для многих образ цыганки связан исключительно с гаданием, а образ цыгана – с конокрадством.[3] К сожалению, это всё, что большинство людей знает о цыганах. А кто же они– эти всем известные незнакомцы? Цель учебно – исследовательской работы: собрать сведения о цыганском поселении в муниципальном образовании рабочий поселок Плеханово. Задачи учебно – исследовательской работы:
Объект и методы исследования Объект исследования – цыганское поселение в поселке Плеханово (рис.1). Наш объект исследования можно характеризовать по многочисленным параметрам, но в соответствии с целью учебно-исследовательской работы были отобраны следующие: месторасположение: муниципальное образование рабочий поселок Плеханово Ленинского района Тульской области (улица Свердлова и ул. Микрорайон – I); описание: поселение с хаотичной застройкой (без улиц); п ![]() Рис.1. Цыганское поселение в пос. Плеханово В учебно-исследовательской работе использовались следующие методы:
Результаты исследования В 2008 учебном году группой учащихся 9,11 классов под руководством Царевой О.А. была представлена учебно-исследовательская работа «Экологические аспекты обследования ручья поселка Плеханово», авторы работы обращались к архивным источникам и справочной краеведческой литературе (Приложение 2) в краеведческий сектор Тульской областной универсальной научной библиотеки и выяснили следующее: рабочий поселок Плеханово был создан в 1938 году (Приложение 1- материал предоставлен администрацией поселка Плеханово) путем объединения населенных пунктов: селения Плеханово (до 16.12. 1923 это селение Протопопово), а также деревень Клоково и Банино, станционного поселка входивших ранее в состав Хрущевской волости Тульского уезда. В 1. Цыгане на территории рабочего поселка Плеханово живут: А) примерно 50 лет Б) примерно 100 лет В) всегда 2. Как Вы считаете, какова доля цыганского населения в нашем поселке? А) примерно 50 % Б) примерно 20 % В) примерно 70 % 3. Цыгане пос. Плеханово: А) православные Б) мусульмане В) атеисты 4. В цыганской школе преподают на: А) цыганском языке Б) русском языке В) на 2-х языках цыганском и русском В анкетировании приняли участие 60 учащихся. В результате обработки результатов были получены следующие данные:
Анализируя ответы ребят на 1 вопрос, можно сделать вывод, что примерно 40 % учащихся не знают не только историю цыганского поселения на своей малой родине, но и временные рамки образования самого рабочего поселка Плеханово (ведь нашему поселку всего 73 года). Только 38 % учащихся старших классов понимают, что 1/5 часть населения поселка - это цыгане, все остальные в разы преувеличивают их количество. Ответы на 3 вопрос показали, что 48 % опрошенных подростков знают о православных корнях наших цыган. 36 % учеников считают, что цыганские дети имеют возможность изучать родной язык в школе (4 вопрос анкеты). Используя литературные источники и электронные ресурсы, я ближе познакомилась с историей цыган, особенностями их жизненного уклада и подготовила материал для интервью у барона цыганского поселения. ![]()
Интервью с цыганским бароном состоялась 7 ноября 2011, организовать встречу помог представитель администрации рабочего поселка Лебедев Анатолий Афанасьевич. Анатолий Афанасьевич в 10 часов утра повез нас в цыганское поселение, в таборе было тихо, проулки пусты: не было видно ни машин, ни детей, ни взрослых (рис.2). Так мы познакомились с одной из особенностей уклада жизни цыган - наши соседи не любят рано просыпаться. Барон – Ёно Григорьевич встретил нас у своего дома, который находится рядом с цыганской начальной школой.
Рис.2. Осеннее утро в цыганском поселке. Ё Жена барона, Лариса, любезно усадила нас за стол и тоже приняла участие в разговоре
Ёно Григорьевич Михай рассказал нам следующее. История цыганского поселения в поселке Плеханово началась в 1964 году, сюда приехали 10 цыганских семей (Рабино, Савва, Мунтян и др.), а сам табор, пришел в Россию, когда началась Первая мировая война: тогда из западных областей и провинций от войны бежали не только цыгане. Семья Григория Владимировича Михая, отца Ёно Григорьевича пришла из Молдавии и искала тихой жизни подальше от стрельбы и бомбежек. Вскоре семья Михай обосновалась на окраине Москвы. В самом начале войны цыгане, бросив дома, кинулись подальше от гитлеровских войск, точнее — в Среднюю Азию. По дороге, все, что могли, обменивали на еду. Как только стало известно, что немцы отошли от Москвы, цыгане подались сначала из Средней Азии на север, к Уралу, а потом и в Сибирь. Но когда война ушла с территории Советского Союза, они повернули снова на юг, к Дону. В пятидесятые годы семейство Михай осело в Ростове-на-Дону. Здесь и застал их указ об оседлой жизни (5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни.) Дома построили, обжились, здесь Ёно Михай учился в школе и окончил 4 класса. но кочевая жизнь манила и звала в дорогу, через десять лет сорвались с места и снова повернули в сторону Молдавии— потянуло на историческую родину. Потом жили во многих местах по несколько лет. И переезд в Тульскую область в 1964 г., в поселок Плеханово, стал последним кочевьем в истории табора. К Места поселения цыган в России оличество домов в таборе за полвека выросло до 200, а число жителей - цыган до 2000. По рассказу барона - это самое крупное поселение цыган в России. Рис. 4 Цыганские поселки на территории России [11] В Тульской области много мест где проживают цыгане (в Мясново – это крымские цыгане, в Пролетарском районе - венгерские цыгане, а в с. Хрущево – русские), но плехановские цыгане поддерживают тесные, дружеские отношения с молдавскими цыганами из пос. Ново-Медвенский и пос. Косая гора. В нашем поселке компактно проживают цыгане-котляры. Цыгане-котляры живут в соответствии со своими особенными понятиями, обычаями и в других регионах нашей большой страны, в десятках своеобразных поселков - в Волгограде и Перми, во Владимире и Тамбове, в Самаре и в Московской области, в Ленинградской и в Новгородской областях, в Ульяновске, да и во многих других городах Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа (рис. 4). [5] В других странах котляры тоже хорошо известны, и называют их там "кэлдэрарь", что по-румынски значит то же, что и по-русски "котляры", то есть "котельных дел мастера". Ёно Григорьевич рассказал, цыгане - котляры всегда были связаны с металлом, занимались кузнечным делом, старики передали свое исконно цыганское дело детям и в наши дни сыновья и внуки старых умельцем могут изготовить нужные для дома изделия (например казаны). С 1964 года на протяжении полутора десятков лет все мужчины табора работали в бытовом обслуживании. Существовала выездная бригада лудильщиков, паяльщиков обслуживающая мясокомбинаты, молокозаводы и хлебозаводы Тульской области. Позже почти все мужчины табора работали с колхозами и совхозами, изготовляли кормушки, поилки для скота, строили ангары. В конце восьмидесятых были организованы кооперативы, у цыган были хорошие заработки, плехановские цыгане не торговали, они обменивали свою продукцию на продукты питания (занимались бартером). В то время, по рассказу Ёно Григорьевича, бароном был его отец Григорий Владимирович, который проявлял заботу о стариках и раздавал продукты старым цыганам либо бесплатно, либо за символические деньги. Вообще все цыгане с большим уважением относятся к старым людям. Очень важное положительное изменение за последние годы, по мнению барона, заключается в более ответственном и серьезном отношении нового поколения родителей к образованию своих детей. [4] Цыганские дети начинают обучение в школе с 6-7 лет. Школа находится непосредственно в таборе, рядом с домом барона. Местной начальной школе чуть больше десяти лет от роду. Первое здание сгорело, некоторое время дети вообще не учились, Ёно Григорьевич Михай выделил один из домов в таборе под школу. Теперь в начальной цыганской школе в две смены обучаются 156 цыганских детей с 1 по 4 класс, здесь всего 7 небольших учебных классов, но есть своя маленькая столовая, где всех ребят кормят горячими завтраками.
Рис. 5 Цыганская начальная школа п. Плеханово Для сравнения: в нашей школе (а это самое большое образовательное учреждение Ленинского района) в начальной звене обучается 190 учеников. Учителя (их всего четверо) в цыганской начальной школе русские и преподают на русском, только учитель английского языка может немного общаться с детьми на их родном языке. Писать и читать на цыганском детей никто не учит, да и читать не чего. В таборе нет ни учебной, ни периодической литературы на цыганском языке, только после поездки учителей начальной школы в Швецию (для обмена опытом со школой в Стокгольме, в которой цыганские дети могут пойти в специальный класс, где преподавание ведется на цыганском языке, а учителями работают сами цыгане) появились словари на родном для цыган языке. [4] В классы средней школы переходят далеко не все выпускники начальной. Хотя ребятам есть где учиться дальше — сравнительно недалеко находится МОУ «Плехановская СОШ № 17». Но там только с 2007 года существует пятый класс для детей-цыган из таборной начальной школы. Многие родители-цыгане считают, что начального образования детям вполне хватает для дальнейшей жизни. Правда, в настоящее время эта тенденция начинает постепенно меняться, и родители отправляют детей получать среднее образование. На данный момент в Плехановской СОШ №17 в 5 классе обучается 12 детей, в 6 классе – 6, в 8 классе -16, в 9 классе -5 учеников – цыган. Для большинства цыганских детей школьное образование – последние, они редко имеют возможность получить профессиональное или высшее образование. Н Ёно Григорьевич рассказал, что цыгане чтят память о погибших во время Великой Отечественной войны, но ветеранов войны в таборе нет, и никто в таборе не собирает материалы военных времен.
Рис.6 Выступление цыган в КДЦ Вероисповедание у плехановских котляров - православное. Главные для них праздники — это Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке. Ёно Григорьевич рассказал, что обычно малышей крестят в храме Благовещения Пресвятой Богородицы и храме Вознесения Господня. Отмечают цыгане не только православные, но и светские праздники, а любимый для каждого – это его день рождения. Для плехановских цыган важная дата – 8 апреля, день памяти цыган. В этом году глава цыганского поселения был участником панихиды по цыганам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, проходившей на Берсеневской набережной в Москве, по окончании которой по цыганской традиции, пустили по Москве-реке венки и цветы. Б ![]() Рис.8. Интервью с Борзовым А.В. Из беседы с ним мы выяснили, что понимание и поддержку местных властей цыганские семьи получили с первых дней проживания на Плехановской земле, тогда еще от председателя поселкового совета народных депутатов Тропыниной Серафимы Ивановны. Она налаживала обеспечение строительными материалами новых жителей рабочего поселка. А лидер цыганской общины тех времен Януш Петрович Савва был первым народным депутатом среди цыган в поселковом совете. И В цыганской общине есть свой избирательный участок (УИК-497), количество официально зарегистрированных избирателей в нем составляет 695 человек. В цыганском поселении низкий уровень жизни, в данный момент цыгане народ не конкурентноспособный. Цыганская община живет по собственным неписаным законам, имеет иерархию и управление. В ней сильны традиции, обычаи, ее трудно контролировать, но лидеры цыганской общины стремятся к сотрудничеству с администрацией и местным населением нашего поселка. Последняя задача, которую я поставила в своей учебно - исследовательской работе, это ее представление учащимся нашей школы, которые участвовали в социологическом опросе. Результаты исследования я донесла до учеников нашей школы (рис.9), которые являются и учащимися ГОУ ДОД ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся» на занятии объединения дополнительного образования 17 ноября 2011 года.
Рис.9. Презентация учебно-исследовательской работы. Заключение. В нашей стране проживает большое количество наций. На протяжении всей истории Российского государства, разные народы нашей страны жили в мире и согласии, четко давая отпор внешнему врагу. В поселке Плеханово по данным переписи 2010 года проживает 9098 человек [1], более 2000 из них это представители одной из самых ярких и колоритных наций нашей страны – цыгане. Реализуя цель своей учебно- исследовательской работы, я многое узнала о наших ближайших соседях, сбор сведения о цыганском поселении в муниципальном образовании рабочий поселок Плеханово помог узнать и мне, и учащимся нашей школы историю цыганской общины, а понимание жизненного уклада, трудностей современной жизни цыган помогает всем нам относится миролюбивее, терпимее к окружающим нас людям. В ходе выполнения поставленных в учебно-исследовательской работе задач были получены следующие выводы:
Будущее нашего поселка, родного города, великой страны совсем скоро окажется в руках современных грамотных талантливых подростков, и неважно к какой нации они принадлежат, главное что они принимают себя полноправными гражданами России. ![]() Рис. 10 Екатерина Абальмаз (слева) и учащиеся МОУ «Плехановская СОШ №1» на сцене культурно-досугового центра п. Плеханово Список используемых источников и литературы 1. http://www.perepis-2010.ru/ Портал Всероссийская перепись населения 2010 года"2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Тульская_область#.D0.9D.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.81.D0.BE.D1.81.D1.82.D0 Национальный состав населения По данным Всероссийской переписи населения 2002 года:3. http://criminalnaya.ru/publ/7-1-0-872 ЦЫГАНЕ И КРИМИНАЛ: разделимы ли эти понятия? 4. http://memorial.spb.ru/www/859.html Наталья ШКУРЕНОК, ТАБОР УХОДИТ В ШКОЛУ 06.07.2011; ОБРАЗОВАНИЕ: ТАБОР СТАНОВИТСЯ ГРАМОТНЫМ 23.07.20115. http ://gypsy-life.net/prava-main.htmСтатья Стефании Кулаевой, посвящённая социальным проблемам цыганских посёлков на Северо-Западе Росси6. Корнилкова, Е. Когда уходит табор / Е. Корнилкова // Тула вечерняя. – 1992. – 25 июля. (Место хранения: ОРК). О цыганском таборе в д. Банино Ленинского р-на. 7. Кочетков, В. Табор с улицы Свердлова : цыганский барон Януш Савва справляет в этом году 35-летний юбилей оседлой жизни / В. Кочетков // Новые Известия. – 1999. – 28 мая. – С. 6. (Место хранения: КХ). Об оседлом цыганском таборе в пос. Плеханово под Тулой. 8. Савенков, А. А барон ушел на отдых. За ненадобностью / А. Савенков // Мол. коммунар. – 1994. – 15 февр. (Место хранения: КХ). Об обычаях и нравах цыган, проживающих в пос. Плеханово Тул. обл. 9. Савенков, А. Не хочешь замуж – ставь три ящика водки / А. Савенков // Россия. – 1993. – № 19. – С. 6-7. (Место хранения: КХ). О цыганском поселении в пос. Плеханово Тул. обл. 10. Тульские цыгане пожаловались в Страсбургский суд [Электронный ресурс] // ТСН «Тульская Служба Новостей» : [офиц. сайт]. – Тула, 2009. – URL: http://http://www.tsn-tv.ru/mod_fullnews_tulskie_cygane_pozhalovalis_v_strasbugskiy_sud.html (06.11.2011) 11. http://www.policy.hu/kelderari/ САЙТ о жизни современных кэлдэрарских посёлков. ![]() ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ![]() ![]() ![]() ![]() |