Конкурс «Русь изначальная, славься!» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс «Русь изначальная, славься!» - страница №1/1

МБОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

На конкурс «Русь изначальная, славься!»

Час общения

«В ком нет любви к стране родной,

те сердцем нищие калеки»

(Т.Г.Шевченко)

8 класс

Подготовила и провела:

Хайбрахманова Г.Ф., учитель математики

I квалификационной категории

2011 – 2012 учебный год

Краткая аннотация:

Классный час предназначен для учащихся средних классов.

Одним из острых вопросов в процессе воспитания, является вопрос патриотического воспитания современной молодёжи. Сегодня о нём много пишут и говорят. Но это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается прошлое, тревожит настоящее и пугает неопределенное будущее. Педагогам – воспитателям необходимо воспитывать чувство патриотизма. Учитель должен помочь ученикам осмыслить окружающий мир и выделить для себя подлинные культурные и духовные ценности. Сохранить и возродить культуру России смогут люди, знающие историю своего Отечества, края, культурные традиции своего народа. Поэтому тему воспитания гражданственности и патриотизм считаю актуальной и своевременной.

Классный час проводится с использованием ИКТ – технологий, технологии критического мышления, технологии личностно-развивающегося диалога



Использование этих технологий позволяет:

  • повысить уровень интереса к рассматриваемому вопросу или проблеме и находить пути их решения;

  • повысить эффективность предлагаемых теоретических сведений через одновременный показ демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

  • повысить уровень мотивации обучаемого для решения значимых проблем.

Проведению часа общения предшествовала подготовительная работа: ребята дома писали мини-сочинение «За что я люблю свою Родину?», готовили слайдовую презентацию «Сердцу милые места», искали определения качеств гражданина.

Цели часа общения:

- Воспитание чувства патриотизма и гражданственности у подростков и формирование их активной жизненной позиции

Задачи:

- Развивать личностные качества обучаемых - гражданские, нравственные, интеллектуальные.

- Усваивать общечеловеческие ценности, исторический опыт и патриотические традиции Отечества.

- Формировать сознание гражданского долга, привычку соблюдать нормы морали и человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к своей малой родине.

- Учить самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Для решения поставленных задач использовались:

- метод беседы;

- метод коллективного анализа деятельности, размышления;

- метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод анкетирования.

Ребята решали кроссворд, работали с основными понятиями темы «патриотизм» и «гражданин», учились рассуждать, анализировать, делать выводы, применять знания к различным ситуациям, приводить примеры. Также были использованы такие методические приёмы, как работа в паре и работа в группе.

В качестве рефлексии было проведено анкетирование.



Возможные трудности: К сожалению, патриотами и гражданами люди не рождаются, а становятся. Поэтому воспитание этих качеств успешно, если оно системно. Здесь очень важна личность самого воспитателя. Он должен иметь активную гражданскую позицию. И ещё сложность заключается в том, что трудно проверить результаты воспитания этих качеств. Станут ли наши дети достойными гражданами своего Отечества и его патриотами, покажет только время.

Литература:

Внеклассные мероприятия 8 класс. Москва, «ВАКО», 2009г;

Классный руководитель 2009г;

Классные часы 8 класс. Волгоград, 2006г;

Классные часы 8 класс. Москва, «ВАКО», 2010;

Учитель: слайд1

Свечка, свечечка, свеча…..какие ассоциации вызывает у вас она? (ответы учащихся)

Есть такое выражение: «Сгорел как свечка». Не похожа ли свеча на жизнь человека? Вот она горит – сначала робко, затем – сильнее, увереннее разгорается и постепенно затухает, когда фитиль догорает, а воск тает. Пламя свечи колеблется от малейшего дуновения ветерка. И чем сильнее дуновение, тем большая опасность грозит ей, большая вероятность угаснуть…. Так и человеческая жизнь, может в любой момент исчезнуть от сильного дуновения ветра судьбы. И для того чтобы свеча горела, необходимо поддерживать этот огонь теплом своего сердца, своими хорошими поступками, и чтобы каждый дорогой и близкий вам человек мог погреться возле вашего огня, так же как и вы греетесь от тепла своих друзей, родных. Свеча вашей жизни, вашей судьбы будет тем ярче, чем полнее будет ваша жизнь.

Эпиграфом к нашему классному часу я взяла высказывания великих людей.


  • Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу (П.Нахимов)

  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д.Байрон)

  • Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”( В. Розанов)

Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (ответы детей)

Для начала предлагаю вам разгадать кроссворд. (Приложение 1 )Слайд2

Дети объясняют смысл подобранных качеств.

Всеми этими качествами должен обладать человек, которого мы называем патриот .



Учитель: слайд3

Итак, тема нашего классного часа «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» и поговорим мы с вами о патриотизме и гражданственности в нашей жизни.

Сначала хочу спросить у вас ребята, что в вашем понимании значат эти слова? Давайте обратимся к словарю Даля



Эксперт№1. В толковом словаре великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «Гражданин – каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство», «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм – любовь к Отчизне». В других словарях: «Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей»; «Гражданственный – присущий, свойственный гражданину.»; «Патриот – человек проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого – либо дела, глубоко привязанный к чему – либо»; « Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Бернард Шоу утверждал: «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что ты в ней родился»

Как вы считаете: Какими качествами должен обладать человек патриот?

Учащиеся зачитывают определения качеств. (Приложение 2 - результат самостоятельной подготовки ребят) слайд4

Ну а теперь обратимся к близкому по значению слову – гражданин.слайд5

Учитель . Слово гражданин можно слышать довольно часто. «Гражданин в шляпе. Вы сдачу забыли» или «Граждане судьи!» - обращается подсудимый в судьям. А вот другой пример: «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Н.Некрасов и отвечает «Отечества достойный сын!»

Удалось ли вам почувствовать разницу между двумя значениями слова «гражданин»? Как вы понимаете слова «достойный сын Отечества»? Можно ли с уверенность сказать, что забывчивый гражданин и судья являются достойными сыновьями Отечества? (ответы детей)

Кого же называют гражданином?

Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах по 2 человека



  • 1.Гражданин- это лицо , наделенное политическими , гражданскими , иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

  • 2.Гражданин- это лицо , наделанное политическими , гражданскими , иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

  • 3.Гражданин- это лицо , наделанное политическими , гражданскими , иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

Почему 3 вариант ответа вы не выбрали? Обсуждение учащихся.

Учитель. У каждого гражданина есть права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? Из рассыпавшихся букв соберите это слово

КОНСТИТУЦИЯ

Учитель: Сейчас для нашей страны наступили не самые лёгкие времена, и немало людей в разговоре о России используют слова: «Да в этой стране…» а смысл этих слов таков, мол что может быть в этой стране хорошего. Тут и пренебрежение и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает на то, что ему приходилось бывать и в другой стране. Мол, я такой выдающийся, а вот страна… подкачала. Слайд6

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в этой стране, и в смутные и в хорошие времена гордились своей принадлежность к ней. Слайд7

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – ГРАЖДАНИН.Слайд8

Слайд 9

Учитель: Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!



Ученик! Я – гражданин России !

И если б меня спросила,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!


Учитель: Что же это значит? Что значит быть гражданином своей страны, патриотом? Из чего складывается любовь к родине? Свое понимание этих слов вы попробовали выразить в сочинениях-миниатюрах на тему «За что я люблю свою Родину?» Давайте послушаем их.

( Учащиеся читают свои домашние сочинения).



Учитель: Разные люди по-разному выражают свое отношение к гражданственности и патриотизму.

Гражданская позиция человека, патриотизм часто проявляется в тяжелых испытаниях. Именно таким испытанием была для людей война с фашизмом.



Учитель: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизну свою»,- писал Некрасов.

Среди современных поэтов были и есть такие, кто в полной мере заслужил право называться патриотом России, «голосом эпохи».. кто не побоялся в трудное время призывать к переменам в русской жизни.



Учитель: Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показали миллионы россиян? (Примеры детей)

1 ученик: На легендарном Малаховом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 года, руководя обороной города, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Я счастлив, что умираю за Отечество….Отстаивайте же Севастополь!». Недалеко от этого места вражеская пуля ударила в висок адмирала Нахимова. Рядом место, где был убит контр-адмирал Истомин. Все три героя Крымской войны погибли за Отечество. Они –его достойные сыны.

2 ученик: Биолог И.И.Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью – холерой. И нашёл его. Но нужно было проверить данное лекарство на человеке и тогда он его ввёл …..себе.

Учитель: Почему учёный не ввёл его никому другому? И что значило данное открытие для человечества?

3 ученик: Фёдор Иванович Гааз с 1828 года занимал довольно высокий пост – был главным врачом московских тюрём. За довольно короткое время он добился улучшения содержания заключённых. Организовал тюремную больницу. Открыл школу для детей арестантов. Все свои средства отдавал бедным. Сам жил очень скромно.

Учитель: Как вы считаете, какие качества Фёдора Ивановича помогали ему так поступить? И считаете ли вы его поведение странным?

Таким образом, можно сделать вывод, что ГРАЖДАНИН – это человек, мысли которого и поступки направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Любой гражданский поступок требует волевого усилия человека. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля позволяет человеку делать усилие над собой и преодолевать такие вечные пороки человечества как лень, трусость, вспыльчивость, недисциплинированность.

Попытайтесь определить, какие ситуации требуют развитой воли, какие действия можно назвать гражданским поступком. Слайд 10

Просмотр видеофильма

Уборка помещения

Оказание помощи тонущему

Защита зелёных насаждений

Участие в митинге

Участие в уличной драке

Оскорбление младшего

Спасение погибающей собаки

Отпор хулигану

Помощь старикам

Участие в восстановление храма

Раздача милостыни

Учитель: сегодня мы с вами говорили, наверное, об одном из самых главных качеств человека – о патриотизме.

Слайд 11 Ученица читает стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,


Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и  дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учитель: Каждый из нас – частичка Родины. На следующем занятии мы поговорим о наших семьях.

Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

А закончить можно клубочком пожеланий друг другу.

Анкета.

1.Как вы понимаете, что такое Родина? Отечество?


2.Что значит любить Родину?
3.Каких героев нашей Родины вы знаете?
4.Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?
5.Интересны ли для вас истории, события, книги, телепередачи, фильмы о своей стране?
6.Что бы вы хотели изменить в стране?
7.Что вам особенно интересно, дорого, нравится в России?
8.Что вы, в первую очередь, цените в жизни вообще?
а)__________________________________________
б)__________________________________________
в)__________________________________________
9.О каких исторических событиях в стране вы знаете?
10. Что я могу (как школьник) сделать для страны?
11.Чем может гордиться моя страна?
12.Если бы у тебя была возможность (вместе с семьей, одному) уехать в другую страну, уехал бы?
Да____________________________ Нет_________________________
Почему?___________________________________________________
Куда? В какую страну?_______________________________________
13. Патриотизм — это __________________________________________
14. Гражданин — это __________________________________________

В память о нашем часе общения я дарю вам Памятку патриота и гражданина. Приложение 3


Приложения

Приложение1

Задания к кроссворду:

Вопрос №1 Дар, взнос, сделанный в пользу лица или учреждения (чаще с целью благотворительности). Признаётся дарение вещи или права в общеполезных целях (пожертвование)

Вопрос №2 Власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными … как понятие, не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появляться от занимаемой должности...(авторитет)

Вопрос№3 Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе. (терпение)

Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери.


Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как горька ни была, тебя не коснется. (Леонардо да Винчи)

Вопрос №4 Возможная опасность. …. –благородное дело. (риск)

Вопрос№5 Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного.(искушение)

Если научишься говорить своим искушениям «нет», они не смогут причинить тебе никакого вреда.

Вопрос №6 Философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом . Склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-нимбудь, взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем и настоящем.(оптимизм)

Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, все получится хорошо, все люди в общем хорошие.

Вопрос №7 Целесообразная, формально материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Это деятельность человека, в процессе которой он затрачивает свои физические и психические возможности, для удовлетворения физиологических и моральных потребностей. (труд)

Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой воздействует на природу, создавая что-либо для обществ

Приложение 2

Мужество

Мужество - самая прекрасная черта мужчины. На протяжении всей истории человечества именно она была источником побед в сражениях и мирной жизни. Мужество вело наших предков через опасности, трудности и лишения. Оно уничтожало в душах страх и сомнения и делало бессмертными имена многих героев.



Честь

В силу коллективного инстинкта выработавшегося тысячелетиями и данного Богом, нам важно, что думают о нас наши друзья, но еще важнее, что думаем о себе мы сами. Пока мы уважаем себя, мы можем жить и созидать. Как только самоуважение потеряно - начинается путь деградации и саморазрушения.

Из самоуважения рождается честь.

Верность

Как без кислорода не может существовать ничто живое на Земле, так не может жить любая идея без верных принципам и преданных убеждениям людей. Как штормовые волны, ураганы, дожди и снега не могут поколебать суровость тысячелетних морских скал, также незыблема и вера истинного человека.



Стойкость

Чтобы говорить о стойкости надо знать, в каких условиях формировались славяне. Каждый народ имеет столько земли, сколько может удержать. Это историческая непреложная истина. Учитывая то, что территория страны огромна, климат холодный, а хищные взоры врагов постоянно были обращены в сторону нашего Отечества, рука наших предков должна была всегда быть вооруженной, голова - трезвой, а тело - закаленным. Все это требовало духовной стойкости. Стойкими, как железо видел противник наших прадедов. Все знали, что за неприступностью крепостей, городов и траншей стоит не грозное все повергающее оружие, а стойкий дух русского человека.

Стойким наш народ был в войне, стойким он слыл и в труде.

Воля

Воля - двигатель нашего разума. Она - стержень любого действия и причина исторического прогресса. Мы живем, смотрим, думаем, принимаем решения. Когда появляется желание совершить действие, мозг подает команду, и воля превращает тело в инструмент достижения поставленной цели.

Страх, слабость и нерешительность могут заставить заколебаться, но воля всегда пронесет вас над всеми препятствиями и поможет добиться желаемого результата.

Отечество

О, Отечество! Могучими горными хребтами, широкими степями и вековыми лесами раскинулось ты на огромных просторах от Тихого океана до Беловежской пущи и Балкан. Переливным звоном православных колоколов, словно возгласом свободы, летит над землей твой вековой клич.

Суровым напоминанием о бывших сражениях и победах в величественном и грозном молчании стоят древние крепостные стены. И где-то там, далеко в небе, где лучи пробиваются через толщу грозовых туч, чудится топот копыт русской конницы. С поднятыми хоругвями, сметая все на своем пути, летят ратники навстречу судьбе. Лица витязей мужественны, глаза полны нечеловеческой решимости, руки крепки, а мечи - готовы разить наповал. И нет той силы, которая бы остановила этот напор бесстрашия и ярости, нет такого оружия, которое заставило бы их свернуть с избранного пути.

О, Отчизна, мы - дети твои. Наши мысли чисты, а сердца горячи. Дай нам сил быть достойными тебя. Дай нам стойкости и воли жить для тебя, и, если потребуется - отдать самое дорогое, что у нас есть - наши жизни. Мы покорно преклоняем пред тобой свои головы, Родина.



Приложение 3

Памятка патриота и гражданина

Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.

  2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

  3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

  4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

  5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.

  6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

  7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

  8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

  9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

10.Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Никто не забыт, ничто не забыто