Конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исследовательских, проектных и творческих работ имени А. 1 389.93kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное... 1 194.97kb.
Региональный конкурс проектных и исследовательских работ «моя малая... 2 586.79kb.
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек... 2 402.07kb.
Конкурсе исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. 1 35.54kb.
Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся 1 163.69kb.
Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов... 4 1294.74kb.
Конкурс исследовательских работ школьников Сибирского федерального... 1 32.46kb.
Конкурсе исследовательских работ «Память поколений» в рамках реализации... 1 44.88kb.
Руководителю ноу общеобразовательного учреждения Календарь проведения... 1 114.96kb.
Аминова Альбина Альбертовна 2 Зональный конкурс 1 35.48kb.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
- 4 1234.94kb.
Конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» - страница №1/1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Конкурс проектных и исследовательских работ
«Горизонты открытий»


2013-2014 учебный год

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«ПОЧЕМУ НУЖНО МЫТЬ РУКИ»


Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1409

Класс: 2 «А»

Консультант: Клюшина Людмила Алексеевна

Автор: Костиков Виктор Геннадьевич
Москва

2014

План и структура работы

Введение……………………………………………………………………..…..…...………3



  1. История эпидемий. Чума…………………………………..…………………......……5

  2. Рождение микробной теории…………………………………………..……….......…7

  3. Микробиологический эксперимент…………………………….…...….……….…….9

3.1. Проведение эксперимента…………………………………………….....………...9

3.2. Результаты эксперимента…………………………………………….……………9

3.3. Микроскопирование……………………………….………………..……………11

Заключение……………………………………………..……………...……...……….……12Список используемой литературы……………………..………………..………..…...…..14

Приложение 1………………………………………………………………….……………15

Введение

Детский фонд ООН официально объявил 15 октября Всемирным днем мытья рук (Global Handwashing Day). Казалось бы, вопрос о том, мыть ли собственные руки — это личное дело человека, и каждый может решать его в силу своей чистоплотности и воспитания. С другой стороны, как отмечают эксперты ООН и Всемирной организации здравоохранения, проблема немытых рук имеет катастрофические последствия, если рассматривать ее в мировом масштабе. Через немытые руки в организм человека попадают возбудители таких страшных заболеваний, как холера, вирусная пневмония, гепатит, грипп и ОРВИ. «Грязные руки» являются одной из главных причин высокой детской смертности в Азии и Африке. И столь простая гигиеническая процедура, как обычное мытье рук, спасает тысячи детских жизней ежедневно. Она не только помогает предупредить заражение организма вредоносными вирусами и инфекциями, но и делает нашу жизнь более комфортной, приятной и безопасной. Цель масштабных акций, организуемых в этот день при поддержке ООН во всем мире (особое внимание уделяется странам Азии, Африки и Южной Америки), — привлечь внимание общественности к необходимости этой простой, но очень важной гигиенической процедуры. Во многих странах в День мытья рук при помощи СМИ дается старт общенациональным гигиеническим кампаниям, школьникам раздают информационные брошюры. Не обходится и без своеобразных рекордов. Так, несколько лет назад 15 октября жители Бангладеш провели грандиозную по количеству участников акцию — по всей стране одновременно мыли руки 53 тысячи человек.

Вопрос гигиены не может быть проблемой одного человека. Помимо его желания он может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека. Вопрос гигиены рук стоит особо остро в предприятиях общественного питания, детских учреждениях. К работникам данных заведений применяются повышенные требования, ведь от того, насколько сотрудники соблюдают правила мытья рук, во многом зависит здоровье сотни детей. Во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Нам известны достоверные сведения относительно того, какой эффект производит на микробов простое действие – мытье рук. Только представьте себе, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А теперь внимание тем, кто не любит мыть руки! Микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Актуальность данной проектной работы обусловлена тем, что мы поставили задачу провести микробиологический эксперимент, который бы ушел от общих фраз и мог наглядно показать, какое «зло» живет на грязных руках.



Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные гигиене, истории эпидемий, бактериологии, микробиологии.


  1. История эпидемий. Чума

Гигиена – с греческого – здоровье [1]. К сожалению, даже сто – сто пятьдесят лет назад массово люди и не подозревали, как неразрывно связаны эти два понятия. История человечества и история эпидемий неразрывны. Мы знаем огромное количество эпидемий, таких как оспа, проказа, корь, туберкулез, желтая лихорадка, тиф, грипп, малярия, СПИД и многих других. Но самая ужасная – чума, унесшая 50 млн. жизней людей. «Чёрная смерть» («чёрный мор», от лат. atra mors) — пандемия чумы, протекавшей преимущественно в бубонной форме, прошедшая в середине XIV века по Азии, Европе (1346—1353), Северной Африке и острову Гренландии. Инфекционным агентом эпидемии была чумная палочка Yersinia pestis, что подтвердили генетические исследования останков жертв Чёрной смерти, отчёт о которых был опубликован в 1998 году [2].

Инфекция поражала центральную нервную систему. Возбуждение сменялось чувством угнетённости, страха и тоски, болями в области сердца. Дыхание больных было коротким и прерывистым, часто сменяясь кашлем с кровохарканием или мокротой. Моча и кал окрашивались в чёрный цвет, кровь темнела до черноты, язык высыхал и также покрывался чёрным налётом. На теле возникали чёрные и синие пятна. Особенно поражал современников тяжёлый запах, исходивший от заболевших. Стоит также заметить, что случаи преднамеренного заражения действительно случались, обязанные своим появлением, в первую очередь, распространённому в те времена гибельному суеверию, что избавиться от чумы можно было, «передав» её другому. Посему больные специально толкались на рынках и в церквях, норовя задеть или дыхнуть в лицо как можно большему числу людей. Кое-кто подобным образом спешил разделаться со своими недругами. Болезнь была не излечима. До нашего времени дошли старинные гравюры и картины, изображающие лекарей чумы – это маска с большим клювом, которую набивали лекарственными травами, через которые дышали, чтобы не заразиться [3]. Эту маску можно увидеть на ежегодном карнавале в Венеции. Что касается личной гигиены, ситуация осложнялась тем, что со времен Раннего Средневековья, в особенности в монастырской среде, распространена была практика, на латинском языке носящая название alousia. Alousia представляла собой сознательный отказ от жизненных удовольствий и наказание грешного тела посредством лишения его самого необходимого, частью из которого представлялось мытье. На деле это означало приверженность к особенно длительному посту и молитве, а также долговременный, а порой и пожизненный отказ от погружения в воду — хотя следует заметить, что во времена Высокого Средневековья количество следующих ей постепенно начало сокращаться. Согласно тем же воззрениям, забота о теле полагалась греховной. Также считалось, что смывать капли воды, полученные при крещении нельзя. Историческим фактом является то, что король Франции Людовик XIV – Король-Солнце мылся дважды за свою жизнь, да и то по настоятельной рекомендации врачей. А королева Испании Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась дважды – при рождении и когда выходила замуж. Процедура мытья сильно потрясла Людовик XIV. На этом фоне выделялась «нецивилизованная» Россия. Известно, что Король-Солнце подсылал шпионов ко двору Петра I выяснять, что за странный обычай у русских мыться каждую неделю в бане. Однако санитарное состояние городов, и европейских, и российских, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, который выбрасывали на мостовую прямо из домов. Когда он начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась несколько дней, после чего всё начиналось снова. Помои выливались зачастую прямо из окон в прорытую вдоль улицы канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву стекала кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи. Свою роль, несомненно, сыграло и огромное количество крыс. Замки, дворцы проектировались без туалетов. Везде были человеческие отходы, трупы собак, кошек, лошадей. И над всем этим роились мухи.

Перелом в терапии чумы был достигнут только в 1947 году, когда советские врачи первыми в мире применили для лечения чумы в Маньчжурии стрептомицин, разработанный в НИИ эпидемиологии и гигиены Красной Армии [4]. В результате лечения стрептомицином выздоровели все больные, включая больного легочной чумой, который считался уже безнадежным.



  1. Рождение микробной теории

Начнем с определений. Вирусы – это инфекционные частицы, состоящие из генетического материала (ДНК и РНК), заключенного в белковую оболочку. В строгом смысле вирусы не живые, но могут вызывать заболевания, если они попадают в клетки и их генетический материал переключает клетку на производство новых вирусных частиц. Микробы – нестрогий термин, обозначающий любые микроорганизмы. Микроорганизмы – микроскопические организмы, к которым относятся как прокариоты бактерии, так и паразитические грибы и протисты (возбудители малярии, лямблиоза и тому подобного). Некоторые ученые относят сюда и вирусы, но это не совсем правильно, так как вирусы не живые [5].

Конец XVIII века в Европе ознаменовался открытием первых родильных отделений и домов. Но тогда же была повышенная смертность от эпидемии родильной горячки, которая пронеслась по этим больницам и унесла тысячи людей. Идею того, что инфекцию разносили сами врачи, переходя от больных к здоровым роженицам, не моя руки, долго замалчивали. Первым, кто ее высказал, был шотландский хирург Александер Гордон в 1795 году: «У меня есть неоспоримые доказательства того, что причиной этой болезни послужила инфекция». Вот его способ предотвращать распространение болезни: «Одежду и постельное белье следует сжигать, сестры и врачи, работающие с пациентами должны тщательно мыться и должным образом окуривать дымящейся серой всю одежду» [5].

Сходные меры уже принимались для остановки вспышек кори и натуральной оспы. Однако Гордон оказался первым из целых плеяды врачей, которые оскорбили больше людей, чем убедили, доказывая необходимость мытья рук и обеззараживания. К этому времени европейские и американские врачи разделились на два лагеря: контагионистов, защищавших микробную теорию и гигиенистов, продолжавших держаться за концепцию ядовитого воздуха, порождаемого грязью и разложением. Исследователи-контагионисты отмечали присутствие в пораженных тканях микроорганизмов. Но многие отвечали на это, что даже если бактерии и правда присутствуют в крови и тканях больных, они не вызывают самих болезней, а лишь самопроизвольно зарождаются в мертвых и умирающих тканях.

Только в 1876 году выпускник Гёттингенского университета Роберт Кох выделил бактерии сибирской язвы и возбудителя туберкулеза из крови и мокроты зараженных пациентов и животных, а затем вводил их животным, вызывая у них соответствующее заболевание. Примерно в это же время французский химик Луи Пастер опроверг стойкое убеждение, что микробы зарождаются самопроизвольно, что привело к объяснению распространения болезней микробами, физически передающимися от одного человека к другому. Он же доказал, что болезнетворные бактерии, содержащиеся в пище и жидкости, можно убивать нагреванием. Полученные Кохом и Пастером доказательства того, что определенные микробы вызывают определенные заболевания, вдохновили новое поколение ученых, занимающихся медицинскими исследованиями, на полномасштабную войну с миром бактерий, целью которой было их истребление.

Главный прорыв, приблизивший избавление цивилизации от череды смертельных эпидемий, сделали высшие слои общества в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, которые забеспокоились по поводу открытых канализаций, гниющих прямо на улицах отходов и разлагающихся трупов собак, кошек, лошадей. Повсюду кружили мухи. В Нью-Йорке в 1895 году (всего 118 лет назад) мэр-реформатор Уильям Стронг объявил символом улучшения санитарных условий жезл врача и наклеил его на сотню повозок для уборки мусора. Про него говорили, что его метла спасла больше жизней, чем полк врачей [5]. Для его кампании также вербовались дети, которые должны были учить родителей и членов семейства правилам гигиены и современным санитарным правилам.

Чудеса улучшения санитарных условий во многом разорвали порочный круг эпидемий инфекций, передающихся через воду, которые начались в результате скученности еще во времена возникновения цивилизации. Этим во многом объясняется возросшая продолжительность жизни с 38 лет в 1850 году, когда начались первые реформы в области общественной гигиены до 66 лет в 1950-м году, непосредственно перед массовым применением антибиотиков.



  1. Микробиологический эксперимент

Все мы знаем о том, что руки надо мыть перед едой. Но многие дети и даже взрослые или забывают об этом, или ленятся делать эту элементарную процедуру. Данный эксперимент придумали сами, чтобы убедительно доказать необходимость мытья рук перед едой и после посещения общественных мест.

    1. Проведение эксперимента

  1. Берем три чашки Петри со стерильной питательной средой. (мясо-пептидный агар), включает 1% глюкозы.

  2. Одну чашку Петри с питательной средой оставляем без вмешательства, так как она будет являться контролем чистоты эксперимента.

  3. Во вторую чашку Петри прикладываем грязную немытую руку поле улицы.

  4. В третью чашку прикладываем руку, предварительно тщательно вымытую мылом.

  5. Все три чашки термостатируем, то есть помещаем в теплом месте, где температура воздуха выше +30°С (эксперимент проводился на даче). Все чашки завернули в стерильную бумагу.

    1. Результаты наблюдения

  1. В первые сутки мы наблюдали во второй чашке (грязная рука) появление роста колоний различного окраса. Это были маленькие черные круглые колонии, чуть позже – желтого и белого цвета.

  2. Во вторые сутки все колонии во второй чашке Петри стали более крупными, а из белых колоний появились мохнатые выросты, которые достигли крышки чашки. Контроль и чистая чашка остались чистыми! (рис.1).

  3. В третьи сутки вторая чашка заросла полностью (рис.2). В чашке «чистая рука» появились две колонии желтоватого цвета. Контроль остался без изменений.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\фото для доклада\dsc01228.jpg

Рис.1. Результаты эксперимента



c:\documents and settings\user\рабочий стол\фото для доклада\dsc01229.jpg

Рис.2. Чашка Петри «Грязные руки» на второй день

Как известно, нашей коже свойственна характерная бактериальная флора, которая состоит в основном из микробактерий, стрептококков, стафилококков и пропионовых бактерий. Поэтому, возможно, в третьей чашке Петри могли появиться колонии этих бактерий, так как водопроводная вода и полотенце для рук абсолютно не являются стерильными. И поступление внутрь этих бактерий не является угрозой для организма человека.

В отношении второй чашки с грязными руками мы увидели удручающую картину: питательная среда превратилась в сплошной «газон», где присутствуют кроме нормальной микрофлоры кожи, еще множество посторонней микрофлоры, а, как показало микроскопическое исследование, - болезнетворной. Черные колонии и колонии, дающие «пушистые» образования, являются микроскопическими грибами. Попадание эти грибов в желудочный тракт может привезти к расстройству функционирования органов пищеварения, а иногда, ели организм ослаблен, к болезни. Фотографирование для материалов презентации производился на второй день. Там отчетливо видно даже невооруженным глазом, что чашка контроля и чистых рук идентичны.



    1. Микроскопирование

Проводим в микроскоп AXIO Imager A1 c увеличением в 1500 раз в первый же день по снятым пробам с грязной руки. Для того чтобы увидеть микроорганизмы, живущие на руках, сначала нужно подготовить препараты. На стекло капаем обычную воду, затем прокаливаем бактериологическую петлю, которой берем небольшую часть колонии микроорганизмов, переносим на стекло. Обеззараживаем петлю и высушиваем на огне горелки препарат. Окрашиваем Фуксином для получения контрастного препарата. (Приложение 1).

Заключение

Демон заразы прочно вошел в нашу жизнь еще на заре цивилизации, и мы до их пор трепещем перед ним. Улучшение санитарных условий и антибиотики дали нам мощное оружие в борьбе с этим врагом. Что мы можем сделать самое простое для своей безопасности? Вывод простой: мойте руки с мылом перед едой и после посещения общественных мест, после поездки на автобусе или метро, после туалета, да даже после обычной прогулки, после соприкосновения с деньгами. Микробы есть буквально везде — в собственной квартире, на улице, в общественном транспорте (здесь их особенно много), магазинах, ресторанах, туалетах и так далее. Если даже часть из них вместе с пищей попадет в организм человека, можно заразиться действительно серьезным заболеванием. Так, некоторые бактерии могут привести к таким болезням, как, например, дизентерия, гепатит, энтеробиоз [7].

В рамках данной проектной работы поставлена задача визуализировать бактерии, живущие на грязных руках, путем постановки микробиологического эксперимента, в котором сравнивался посев с грязных и чистых рук с контрольным образцом. Результаты эксперимента положены в основу объяснения прозаичного постулата о важности мытья рук.

Основная проблема, решаемая проектом: уменьшить число распространения инфекций в моем учебном заведении (Гимназия 1409) через просветительскую работу с учащимися.

Проведена следующая работа:

1. Проведен анализ мировых эпидемий и причин возникновения болезней.

2. Объяснена концепция возникновения понимания существования бактерий и микроорганизмов, передающих болезни.

3. Сформулирована важность гигиены в жизни человека.

4. Обнаружены и описаны бактерии, выявленные на грязных руках.

5. Начата работа по проведению Всемирного дня чистых рук в Гимназии 1409 15 октября 2014 г.

Результаты:

1.Визуально и с помощью микроскопа обнаружили и описали бактерии, выявленные на грязных руках.

2. Результаты оформили в презентацию и раздаточный материал для детей, выступили с докладами.

Целевая аудитория проекта:

Друзья, коллеги, учащиеся. Потому что дети - лучшие проводники знаний в семьях.

Перспектива развития проекта:

1. Проведения Всемирного дня чистых рук 15.10.2014 (анкетирование, акции, выступления в младшей школе, раздаточный материал, привлечение школьного телевидения).

2. Сравнительный анализ сортов мыла: детское, хозяйственное, антибактериальное, жидкое.

Таким образом, работа над данным проектом не заканчивается сегодня, я буду продолжать работать и далее в данном направлении.

Список использованной литературы


  1. www.wikipedia.ru Чума.

  2. Сунцов В.В., Сунцова Н.И. Чума. Происхождение и эволюция эпизоотической системы (экологические, географические и социальные аспекты). – Москва: Издательство КМК, 2006. — 247 с.

  3. www.medportal.ru Раиса Смолик «Врач во время чумы».

  4. Ганин, В. С. Война с «чёрной смертью»: от обороны к наступлению. «Наука и жизнь» №7, 2006.

  5. Джессика Снайдер Сакс. Микробы хорошие и плохие. пер. с англ. – М.: Издательство АСТ, 2013. – 496 с.

  6. Шлегель Г. Общая микробиология. – М.: Мир, 1987. – 567 с.

  7. Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: 2003. – 110 с.

Приложение 1

Результаты микроскопирования

В смывах рук обнаружены следующие колонии микроорганизмов (зарисовки выполнены с помощью книги Г.Шлегеля «Общая микробиология») [6].



бациллы

Рис.3. Бациллы

 Палочковидные бактерии, расположенные цепочками, имеют «обрубленные» кончики (рис.3). Стрептобактерии.

бикокки

Рис.4. Диплококки

 Шаровидная или бобовидная форма, делятся в одной плоскости, располагаются парами (рис.4.). Важнейшие патогенные — вызывают пневмонию и менингит.

дрожжи

Рис.5. Дрожжи

 Одноклеточные грибы (рис.5). Имеются и патогенные формы.

 Большинство этих организмов — это одноклеточные. Они отличаются большим разнообразием форм. В зависимости от их формы им даны и названия. Например, те, что округлой формы называются кокками (всем известные стрептококки и стафилококки), в виде палочек называются бациллами (к бактериям такой формы относится знаменитая туберкулезная палочка или палочка Коха) и извитые (спиралевидные). Они окружают нас всюду. Многие из них нужны и полезны человеку, а многие наоборот, вызывают страшные заболевания. Подавляющее большинство бактерий, вызывающих заболевания человека, имеют шаровидную (кокки) и палочковидную формы [6]. В смывах нами были обнаружены микрококки — бактерии округлой формы, располагающиеся беспорядочно, диплококки, сарцины, и палочковидные бактерии — бациллы. Бактерий спиралевидной формы мы не обнаружили.