Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Xvii международная научно-практическая конференция для студентов... 11 1219.82kb.
Руководителю ноу общеобразовательного учреждения Календарь проведения... 1 114.96kb.
Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «правовое... 1 16.65kb.
Союз студентов и аспирантов кгу новости о грантах, конкурсах, стипендиях. 1 143.77kb.
Аналитический центр «Экономика и финансы» 8 945.88kb.
Аналитический центр «Экономика и финансы» 21 2342.33kb.
Xviii международная научно-практическая конференция для студентов... 29 3037.86kb.
Научная конференция состоится на базе Омского государственного университета им. 1 53.74kb.
1 место — Розыев Мекан, гр. 1202; Науч рук.: к п. н., доц. Евдокимова А. 1 10.26kb.
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек... 2 402.07kb.
Конкурсе исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. 1 35.54kb.
Программа шахматистка / Joueuse Каролин Боттаро / 2009 / 97’00 в... 1 56.13kb.
- 4 1234.94kb.
Конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф» - страница №1/4

Международный конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель МВФ»

Конкурсная работа
Формирование системы поддержки экспорта готовой продукции в Российской Федерации

Автор: Рыбалко Алена Викторовна

Соискатель 1 курса

Аспирантуры

Уральского Государственного Экономического Университета



Научный руководитель: Мальцев Андрей Александрович

д.э.н., профессор

Екатеринбург,

2014

Содержание:
Введение………………………………………………………………….……………………...…..3

1 Роль экспорта в развитии экономики страны………………………………………………..….5

1.1 Влияние экспорта на ускорение развития мировой экономики…..…...…………………….5

1.2Внутренние и внешние факторы развития экспорта……………………................................10

1.3 Принципы и методы государственного регулирования экспортной деятельности……………………………………………………………………………………….13

2Сравнительный анализ организации государственной поддержки экспорта в современной зарубежной практике…………………………………………………………………..….………18

2.1 Торгово-политические меры поддержки экспорта за рубежом…….………………………18

2.2 Зарубежный опыт стимулирования экспортного производства……………………………20

2.3Финансовые меры поддержки экспорта иностранными государствами……………………………………………………………………...........................29

3 Развитие системы государственного стимулирования экспорта в России…………………………………………………………………………………………...….32

3.1Структурные сдвиги в развитии российского экспорта……………………………………..32

3.2 Становление системы поддержки экспорта в России……………………………………….36

3.3 Оценка влияния государственной поддержки на структуру и объем экспорта на примере ООО «УГМК-Холдинг»………………………………………………………….………………..42

Заключение………………………………………………………………………………………....48

Список использованных источников…………………………………………………………….51

Приложение А……………………………………………………………………………………..54

Приложение Б……………………………………………………………………………………...56

Приложение В………………………………………………………………...................................58

ВВЕДЕНИЕ

В условиях мировой глобализации, невозможно представить адекватное развитие экономики страны без хорошо налаженных внешнеэкономических связей. Развитие всех отраслей и всех аспектов человеческой жизни во многом зависит от интеграции в мировое хозяйство. Что касается экспорта, то он играет одну из важнейших ролей в становлении внешнеторговых связей, а его расширение влечет за собой  повышение занятости, увеличение поступлений в государственный бюджет, он является источником столько необходимых стране валютных поступлений, что имеет  важные социальные последствия. Именно поэтому, в современных условиях, стимулирование экспорта является важным направлением торговой политики многих развитых стран, и в последние годы развивающихся стран, в которых развита государственная система поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказала свою эффективность.

На сегодняшний день, поддержка экспорта является одним из приоритетных направлений политики большинства стран при решении проблем экономического развития. Устойчивая поддержка экспорта дает возможность привлекать в экономику дополнительные объемы иностранной валюты, необходимой для покрытия расходов по импорту, позволяет поддерживать равновесие торгового баланса, снизить долговую нагрузку на экономику и создать новые рабочие места. Эта же задача стоит перед странами, которые пытаются расширить узкую экспортную базу и обеспечить устойчивое развитие, так как выручка, поучаемая от реализации на внешних рынках ограниченного числа товаров, не достаточна для развития экономики. При этом оптимальная структурированность государственной экспортной политики и ее встроенность в общеэкономическую стратегию составляет весомый фактор повышения эффективности экономики.

В условиях современного экономического развития, стимулирование экспорта представляет собой важное направление торговой политики многих развитых стран. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Поддержка экспорта означает проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, и является само по себе темой актуальной для исследования.

Актуальность исследования зарубежного опыта государственной поддержки экспорта и оценки возможностей его использования в России обусловлена необходимостью повышения доли производимой и экспортируемой промышленной продукции в условиях модернизации национальной экономики. В настоящее время российская экономика нуждается в эффективной промышленной политике, стимулирующей товарную и географическую диверсификацию экспорта. В этих условиях необходимо повышать значение государственной системы поддержки экспорта, которая наряду с проведением политики импортозамещения становится одним из важнейших факторов развития внешнеэкономического комплекса современной экономики Российской Федерации после вступления России в ВТО.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всех уровней.

Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта и с промышленной политикой, что проявляется в стимулировании не только самого экспорта, но и экспортного производства.

На практике страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире.

Целью данной работы является систематизация методов государственного стимулирования и поддержки экспорта в Российской Федерации и за рубежом. Основными задачами, способствующими реализации поставленной цели, являются изучение сущности и понятий государственной поддержи экспорта, анализ российский программы стимулирования экспорта, изучение возможности использования зарубежного опыта для повышения эффективности данного института поддержки в России.

Согласно цели и поставленным задачам работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. При написании работы использовались монографии российских и зарубежных авторов, доклады всемирных организаций, периодические издания и сайты интернет, данные ведущих отечественных предприятий – экспортеров РФ.

Объектом исследования выступает государственная система поддержки экспорта промышленной продукции.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования системы государственной поддержки экспорта продукции, в развитых и развивающихся странах мира.

Методологический инструментарий исследования составили общенаучные методы познания (метод анализа и синтеза, системный подход; принципы исторического, логического, системного и сравнительного анализа; приемы индуктивного и дедуктивного изучения), а также методы экономико-статистического анализа. Для написания данной работы были использованы монографии российских и зарубежных авторов, доклады всемирных организаций, периодические издания и сайты интернет.

1 РОЛЬ ЭКСПОРТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ



    1. ВЛИЯНИЕ ЭКСПОРТА НА УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Влияние, оказываемое экспортом, на национальную экономику определяется степенью влияния международного разделения труда на развитие того или иного государства. Экспорт является важным инструментом внедрения государства в интернациональное разделение труда, что в свою очередь приводит к снижению совокупных издержек на производство конечной продукции, и в итоге образует благоприятные условия для стабильного экономического роста.

Суть экономического эффекта, которого страна достигает в результате включения в международном разделении труда посредством экспорта, была описана классиками английской политической экономии. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», написанном в 1776 г., подверг критике царившую идеологию меркантилистов, которые активно продвигали концепцию протекционизма, препятствующую должному развитию внешней торговли. Он сравнивал нации с небольшими семейными хозяйствами, которые находят выгодным для себя производить лишь часть необходимого, а остальное приобретать, продавая собственные излишки. То же самое относится и к целым нациям.

"Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не требует шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего государства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более низкой цене, чем мы в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом"[18, c. 14-25].

Генеральной идеей теории внешней торговли Адама Смита является мысль о том, что каждая нация в достаточной мере обладает абсолютными преимуществами над своими торговыми партнерами. Иначе говоря, нация всегда имеет определенный набор товаров, производство которых обходится ей дешевле, чем другим странам.

Однако возникает вопрос, как быть, если определенная страна не располагает абсолютными преимуществами ни по одному из производимых ею товаров? Стало быть, она располагает сравнительными преимуществами, что дает возможность стране получать экономический выигрыш от экспорта именно такого товара. Именно это положение впервые было обосновано Давидом Рикардо, в его работе «Начала политической экономии и податного обложения». В ней он описал принципиальную возможность получения экономического выигрыша от участия в международном разделении труда и внешней торговле даже в том случае, если страна имеет более низкую производительность труда, а, следовательно, и более высокие издержки при изготовлении всех товаров. Таким образом, Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества, который гласил, что каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве каких-то товаров и получает экономический выигрыш, экспортируя их и получая в обмен необходимые ей товары по импорту.

Из сказанного ясно, что только недостаточно глубоким подходом к процессам, происходящим в международной торговле можно объяснить зачастую встречающиеся обоснования возможности или невозможности экспорта той или иной продукции на основе сопоставления затрат на ее производство с издержками изготовления в других странах. Такой подход фактически опирается на теорию абсолютных издержек, которая не полностью объясняет природу экономического эффекта, получаемого страной от участия в международном экономическом сотрудничестве, в частности, от экспорта. В модели сравнительных преимуществ Д. Рикардо единственным фактором производства, как известно, выступает труд, и различия в сравнительных преимуществах связаны с различиями в относительной производительности труда между странами, а, следовательно, и в издержках.

Суть теории Хекшера-Олина заключается в следующем: «Товары, требующие для своего производства значительных затрат и небольших затрат, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства».

Иначе говоря, страны экспортируют продукты избыточных факторов производства, а импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Теория Хекшера-Олина неоднократно подвергалась эмпирической проверке. Важно отметить, что во многих случаях результаты проверки оказывались не в пользу теории. Одной из первых работ, подвергнувших сомнению правдивость теории Хекшера-Олина, стало исследование В. Леонтьева. В середине 1950-х гг. американский экономист русского происхождения на базе межотраслевого баланса рассчитал полную трудоемкость и капиталоемкость экспорта и импорта США за 1947 г.[35, c.334-348]. Было принято считать, что для США являются характерными относительный избыток капитала и относительная дефицитность трудовых ресурсов. Следовательно, исходя из теории международной торговли Хекшера-Олина, США должны были бы специализироваться на экспорте капиталоемкой продукции и импортировать сравнительно более трудоемкую продукцию. Однако расчеты, выполненные В. Леонтьевым, показали, что США экспортируют более трудоемкую продукцию, а импортируют относительно более капиталоемкую продукцию. Результаты В. Леонтьева оказались неожиданными для специалистов и получили название «парадокса Леонтьева».

Работа В. Леонтьева вызвала к жизни многочисленные расчеты, выполненные по разработанной им методологии, применительно к разным странам мира. В частности, Р. Болдуин провел исследование, опирающееся на данные статистики США за 1962 г.[32, c. 146-150]. Р. Болдуин рассчитал факторные издержки на производство 1 млн долл. экспорта и такого же стоимостного объема импорта США. В качестве факторов им выделялись: капитал, труд, уровень квалификации рабочих (среднее число лет обучения), фактор научно-технического прогресса (доля затрат на оплату труда инженеров и ученых). Результаты расчетов Р. Болдуина, также как и В. Леонтьева, показали, что экспорт сравнительно менее капиталоемок и более трудоемок, чем импорт. Расчеты Г. Боуэна, Э. Литера и Л. Свейкаускаса по 27 странам (с выделением 12 факторов производства) также подтвердили «парадокс Леонтьева» [33].

Таким образом теория Хекшера-Олина, внешне выглядящая вполне логично, не получила эмпирического подтверждения. Это дает основания отдельным экономистам ставить вопрос о ее правомерности или развитии. Например, известный специалист в области мировой экономики П. Линдерт пишет: «Проблемы, возникающие в последнее время в результате противоречия эмпирических данных теории Х-О (Хекшера-Олина - автор), можно разрешить путем либо ее развития, либо замены. Экономисты пока не пришли к соглашению, какой путь перспективнее» [11, c. 217-224].

Экономия от масштаба особенно значима для стран с узким внутренним рынком. Для таких стран как она имеет существенно меньшее значение, чем для стран с ограниченным национальным рынком. Экономия от масштаба как самостоятельная причина и следствие развития экспорта и внешнеторгового обмена, по мнению многих теоретиков международного разделения труда, является «отдельным, независимым источником внешней торговли» [13, c.654-663]. Наибольшее значение эффект масштаба имеет во внутриотраслевом международном обмене. Россия пока слабо использует этот канал повышения эффективности экспорта и национального производства. Это связано, с одной стороны, с объективными ограничениями значимости этого вида экономии в условиях наличия в стране емкого внутреннего рынка. С другой стороны, незначительное вовлечение России во внутриотраслевой международный обмен обусловлено слабостью многих отраслей отечественной обрабатывающей промышленности.

В процессе включения страны в международное разделение труда под влиянием закона сравнительных издержек формируется определенная материально-вещественная структура экспорта. В ней могут преобладать сырьевые товары, полуфабрикаты или готовая продукция. Характер складывающейся структуры экспорта оказывает существенное влияние на всю национальную экономику страны.

Структура экспорта оказывает воздействие на капиталоемкость и трудоемкость производства конечного продукта. В зависимости от той или иной структуры экспорта он может выступать как капиталосберегающий или капиталоемкий фактор. Он также может способствовать повышению трудоемкости национального производства либо, наоборот, трудосбережению.

В условиях высокого дефицита капитальных ресурсов в переходной экономике России особое значение для экономического роста имеет воздействие экспорта на капиталоемкость национального производства. Снижение совокупной капиталоемкости производства при наличном фонде накопления ведет к росту конечного продукта страны. Воздействие того или иного уровня капиталоемкости производства на рост конечного продукта может быть исследовано на основе модели известного польского экономиста М. Калецкого. В своей модели М. Калецкий рассматривает зависимость экономического роста от капиталоемкости производства [34].

Эта зависимость представлена в следующем виде: q = J/Y* 1/К + и — а, где:

q - темп роста национального дохода;

J - суммарный объем инвестиций;

Y - объем национального дохода;

J/Y - соответственно доля инвестиций в национальном доходе;

К - показатель капиталоемкости производства единицы прироста национального дохода,

К = AJ/AY;

и - коэффициент, характеризующий увеличение национального дохода за счет мероприятий не связанных с капиталовложениями, например, улучшение организации труда, увеличение коэффициента сменности и т.д.;

а - коэффициент, характеризующий снижение национального дохода при наличных ресурсах живого и овеществленного труда.

Приведенная выше модель ясно говорит, что, при прочих равных условиях, рост производства национального дохода повышается в обратной пропорции к показателю капиталоемкости. Отсюда можно сделать вывод: в том случае, если внешнеэкономические связи ведут к снижению среднего по национальной экономике коэффициента капиталоемкости, то тем самым они ведут к увеличению темпа роста национального дохода страны (при наличных ресурсах). Средняя капиталоемкость снижается со снижением капиталоемкости производства экспорта.

Хотелось бы остановиться, еще на одном аспекте воздействия структуры экспорта на развитие национальной экономики. Проблема заключается в том, что наличие в экспорте страны высокоэффективного сырьевого товара может способствовать упадку производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, что грозит так называемой деиндустриализацией страны.

Подобная ситуация в теории международной торговли получила название «голландской болезни». Название этого явления связано с тем, что в свое время в Голландии в связи с ростом добычи и экспорта природного газа промышленный экспорт страны постепенно приходил в упадок. Даже значительный рост цен на топливо в связи с нефтяными шоками семидесятых годов, принесший значительные валютные доходы стране, не остановил спад в обрабатывающих отраслях промышленности. Считается, что «голландская болезнь» поразила также Великобританию, Норвегию, Австралию, Мексику, где велась интенсивная разработка новых месторождений [11, c.305-313].

Открытие и разработка богатых месторождений природных ресурсов, действительно, может повлечь за собой снижение прибылей в обрабатывающих отраслях промышленности, что способно привести к известной деиндустриализации страны. Дело в том, что высокоэффективный сектор разработки полезных ископаемых оттягивает производственные ресурсы из других секторов промышленности. Это связано с тем, что возникающее повышательное давление на заработную плату ведет к переливу рабочей силы в быстро растущий сектор разработки богатых месторождений. Кроме того, туда же направляется капитал. Активный спрос на капитал в сырьевых отраслях оказывает повышательное давление на ставку процента. В результате повышательного давления на заработную плату и норму процента возрастают издержки производства в обрабатывающей промышленности, что негативно влияет на ее развитие.

Опасность «голландской болезни» деиндустриализации угрожает и России. В экспорте страны значительное место занимают достаточно эффективные энергетические ресурсы, а также сырьевые товары. В принципе, государство имеет в своем арсенале средства, в значительной мере препятствующие развитию «голландской болезни», которая развивается в условиях нерегулируемого рынка. Такими средствами являются, во-первых, установление налога на природные ресурсы, формы которого могут быть различными: либо это можно сделать с помощью достаточно значимых экспортных пошлин, либо налога на природные ресурсы. Во-вторых, важно, чтобы за счет налогообложения сектора природных ресурсов осуществлялась эффективная система мер по стимулированию и поддержке производства и сектора готовой промышленной продукции. В этом случае опасность деиндустриализации устраняется.

Огромное значение для развития всей национальной экономики имеет соотношение стоимости экспорта и импорта, складывающееся на различных этапах развития хозяйства страны. Широко распространено мнение о том, что положительное сальдо торгового баланса является абсолютным благом и что внешнеэкономическая политика страны должна, по возможности, обеспечивать максимизацию этого сальдо. Необходимо учитывать, что в явлении активного сальдо надо видеть две стороны проблемы: положительную и отрицательную.

Во-первых, положительное сальдо позволяет стране получить дополнительные валютные ресурсы. Во-вторых, активное сальдо, которое возникает в связи с более быстрым темпом роста экспорта ведет, при прочих равных условиях, к увеличению спроса со стороны экспортного сектора на отечественную продукцию, что стимулирует развитие других отраслей. В-третьих, расширение экспорта ведет обычно к увеличению налогооблагаемой базы и доходов государственного бюджета. Однако наряду с положительным эффектом положительное сальдо несет и известные издержки. Достижение положительного сальдо означает, что страна поставляет за рубеж товарную массу, превышающую ее импорт.

По сути, происходит фактическое кредитование заграницы страной экспортером. Она отдает определенные материальные блага в рассматриваемый отрезок времени, а получает их лишь через некоторое время. Это явление один из ведущих современных теоретиков международной торговли Поль Кругман называет «межвременной торговлей».

В последние годы усилия многих государств были направлены на создание и поддержание программ развития экспорта. Развитие экспорта существенно отличается от его продвижения, так как развитие направлено на создание новых экспортных товаров и проникновение на новые рынки, которые не были доступны ранее. Основной целью деятельности направленной на развитие экспорта является определение существующих возможностей и поощрение новых производств и отраслей, которые создаются для того чтобы удовлетворить спрос на мировых рынках [65].

Для многих государств политика развития экспорта представляет собой путь к свободе на мировом рынке. Она показывает, насколько страна зависит от иностранных рынков сбыта. Вопросы развития международной торговли волновали и современных экономистов. Одной из последних современных теорий международной торговли стала теория нашего современника М. Портера.

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г., на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно описан новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны», тем не менее, от государства зависит уровень национальной конкурентоспособности. По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности, при помощи своей политики, может оказывать влияние на экспортеров, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование развития инноваций. Правительство устанавливает местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Оно также часто является крупным покупателем различной продукции (товары для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения, и т.д.), может формировать условия развития отраслей такими способами, как контроль над рекламными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы.

Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, то есть группа конкурентов, которые производят товары или оказывают услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют такие факторы как: структура отрасли, в которой действует фирма, особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов или сил по М. Портеру: появление новых конкурентов; появление товаров или услуг-заменителей; способность поставщиков торговаться; способность покупателей торговаться; соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии. Конфигурация деятельности, что подразумевает размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их особенности. При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций. При размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям: минимальная стоимость факторов; наличие необходимых условий для проведения НИОКР; возможность получения доступа к специализированным навыкам; степень развития отношений с клиентами и др. Координация деятельности филиалов, которая включает: обмен информацией; распределение ответственности , согласование усилий. Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ней у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке [20, c.119-126].

Все рассмотренные теории международной торговли внесли большой вклад в ее развитие. Они объясняют причины и условия возникновения внешней торговли. Коренной причиной возникновения и развития международной торговли служат различия в наделённости стран факторами производства, что неизбежно ведёт к международному разделению труда и перемещению этих факторов между странами. Очевидно, что мировая торговля развивается потому, что она приносит выгоду её участникам. В настоящее время определяющий выигрыш от участия в международном разделении труда получают страны, которые продают и покупают главным образом продукцию машиностроения, а проигрывают экспортёры сырья, приобретающие готовые изделия за рубежом.

При этом важно отметить, что в современной международной торговле основную часть мирового экспорта составляет продукция обрабатывающих отраслей промышленности. Развитые страны, специализирующиеся на создании высокотехнологичной продукции, занимают на мировом рынке долю более 50%. При этом, необходимо отметить, что именно наукоемкий характер, как самого производственного процесса, так и производимой продукции во многом обусловливает конкурентоспособность промышленных товаров этих стран на международных рынках.



    1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА

Международная торговля является традиционной и одной из основных

форм реализации международного разделения труда, преимущества которого связаны с повышением эффективности производства, снижением его издержек и поиском наилучшего удовлетворения экономических интересов. Поэтому, через международное экономическое сотрудничество происходит реализация итогов международного разделения труда, главным образом, за счет развития экспортно-импортных операций. При экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой мировой ценой и более низкой внутренней. Экспорт является важнейшей движущей силой развития любой экономики. Позиции экспортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. С точки зрения макроэкономического развития, каждая стремится, как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки.

Серьезный толчок развитию мировой торговли был дан после окончания второй мировой войны. Сотни государств получили возможность самостоятельно выходить на мировой рынок. Развитие национальных экономик, экономическая и техническая помощь развитых стран, деятельность ТНК на их территории позволили им значительно увеличить объемы экспорта. Например, с 1950 г. по 1960 г. мировой экспорт увеличился более чем в двое, достигнув уровня 127 млрд долл.(рисунок -1)
Рисунок 1 – Динамика мирового экспорта в 1900-1960 гг., млрд долл.1

Радикальные изменения на политической карте мира создали необходимые предпосылки для глобализации мировой экономики, ведущей к формированию единого мирового экономического пространства. Распад CCCР в начале 1991 г. положил конец противостоянию двух экономических систем, тем самым переход постсоциалистических стран, имеющих большой экономический потенциал, на рыночные отношения, позволил им активнее развивать мирохозяйственные связи. В рамках глобализации углубился процесс интернационализации производства, создание дочерних компаний и филиалов ТНК за рубежом, рост численности совместных предприятий позволили увеличить масштабы производства и, как следствие этого, возросли объемы экспорта продукции. В 1980-х гг. произошел один из самых значительных скачков в мировой торговле, уровень мирового экспорта с 1970 г. вырос почти в 5,5 раз, достигнув отметки в 2 049,407 млрд долл. (рисунок 2).

Одновременно с ростом мировой торговли проходил процесс либерализации внешнеэкономической деятельности, национальные экономики становились более открытыми для доступа иностранных товаров. Некоторые страны осуществляли либерализацию в одностороннем порядке за счет создания свободных экономических зон разной специализации. Однако более эффективной оказалась практика проведения двухсторонних переговоров и ликвидация таможенных барьеров путем взаимных уступок.

Рисунок 2- Динамика мирового экспорта в 1970-2000 гг., млрд долл.2

Известно, что развитие экспорта это не инерционный процесс, он связан с определенными внутренними и внешними факторами, которые на него влияют. К внутренним факторам можно отнести экономическую политику государства в области регулирования и стимулирования экспорта, уровень конкурентоспособности, к внешним - согласованную политику третьих стран и мировую конъюнктуру.
Рисунок 3- Динамика мирового экспорта в 2001-2012 гг., млрд долл.3

Как видно из графика, на экспорт и мировую торговлю в целом серьезное влияние оказал финансовый кризис 2008 г., последствием которого стало сокращение мирового экспорта на четверть, после чего потребовался еще год для восстановления посткризисного уровня.

К факторам, влияющим на экспорт, также можно отнести конкуренцию на мировом рынке. Производители стремятся выпускать и поставлять на экспорт товары более качественные и дешевые, чем у конкурентов из других стран. Росту конкурентных преимуществ способствует экономическая интеграция стран в рамках региональных союзов. Согласование внешнеэкономических интересов, взаимная помощь и совместная деятельность ведут к увеличению экспорта товаров и захвату новых рынков сбыта. Самыми яркими примерами интеграционных объединений являются: Европейский Союз, Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), МЕРКОСУР и др.

Конкурентоспособность отечественной отрасли на мировом рынке зависит от множества факторов, таких как технологический уровень отрасли, обеспеченность сырьевой базой, уровень концентрации на рынках, «историческая привязанность» потребителей к производителям и многое другое. Что касается мировых цен на товары, то они также играют важную роль в развитии экспортного производства. С одной стороны при наличии у компании конкурентных преимуществ в цене, дает ей возможность укрепить свои позиции на мировом рынке, с другой стороны, если речь идет об экспорте биржевых товаров, то компания-экспортер полностью зависит от колебаний цен на бирже. Часто при снижении цен на подобные товары экспорт снижается, иногда становится и вовсе нецелесообразным.

Рассмотрим такой внутренний фактор развития экспорта как государственное вмешательство в экономику. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей и играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Как уже было сказано, государство может проводить политику, направленную на поддержание отечественных товаропроизводителей, которые не могут выдерживать конкуренцию со стороны более дешевых импортируемых товаров, а также способствующую выходу внутренних товаропроизводителей на международные рынки и завоевание там ими лидирующих позиций.

Методы, при помощи которых могут проводиться эти политики, могут быть следующими: введение импортных тарифов и квот для ограничения импорта, субсидирование фирм-экспортеров для стимулирования экспорта, а также введение квот на экспорт в ту или иную страну под давлением правительства этой страны (так называемое «добровольное ограничение экспорта»). Что касается влияния экспортного таможенного тарифа на экспорт то, они удорожают его и делают не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке. В то же время экспортные пошлины влияют на внутренние цены в сторону их понижения, что выгодно потребителям. С одной стороны экспортные пошлины являются сдерживающим фактором развития экспорта того товара, который ими облагается, с другой стороны, является мерой защиты внутреннего рынка от полного вывоза этого самого товара. При высоких мировых ценах на какой-либо товар устанавливаются повышенные экспортные пошлины, обеспечивая, таким образом, рост доходной части государственного бюджета. В условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка экспортные пошлины используются в интересах защиты национальной экономики.

В настоящее время экспортные пошлины в том или ином виде применяют около 40 стран, которые относятся к категории развивающихся или стран с переходной экономикой. Примерно в половине указанных стран экспортные пошлины действуют в отношении всего двух-трех товаров, имеющих принципиальное значение для национальной экономики. Экспортные пошлины применяются чаще по отношению к природным ресурсам, чем к другим товарам. Экспортные пошлины охватывают 11% мировой торговли природными ресурсами, в то время как для мировой торговли в целом данный показатель составляет 5%. В России экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика. В 2011 г. суммарные поступления экспортных пошлин были равны 3710,3 млрд руб., что составило 17,8% доходов консолидированного бюджета и 6,8% ВВП.

К внутренним факторам развития экспортного производства также следует отнести цены на продукцию и услуги отраслей-монополистов: энергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта и других. При наличии высоких тарифов на услуги вышеперечисленных отраслей предприятию-экспортеру трудно конкурировать по цене на экспортные товары на мировом рынке, особенно это касается экспортеров биржевых товаров. В качестве примера можно привести продукцию цветной металлургии России, где 15-20% стоимости средней единицы продукции приходится на услуги отраслей-монополистов. В данном случае тарифы на электроэнергию, железнодорожный транспорт и газ являются фактором, сдерживающим экспортное производство.

Безусловно, конъюнктура мировых рынков имеет важное значение для развития экспорта страны, но противостоять стихии в одиночку даже крупная компания-экспортер не может. Развитие экспортного производства, как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках отрасли является задачей государственного уровня. Развивая инфраструктуру внутри страны, предоставляя благоприятные условия для ведения внешней торговли, государство не только позволяет экспортерам наращивать прибыль, но и создает новые рабочие места, увеличивает поступления валютной выручки и дает возможность отечественным производителям прочно закрепиться на мировых рынках.


    1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современное время любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права, двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними соглашениями в рамках международных организаций.

Внешнеэкономическая политика государства, включает: внешнеторговую и валютную политику, регулирование международной миграции капитала, самодеятельного населения, услуг, результатов НИОКР, меры по повышению национальной конкурентоспособности и развития долгосрочного международного экономического сотрудничества. Цели внешнеэкономического регулирования в сочетании с инструментами и механизмами их осуществления, направленные на внешнеэкономические связи во всем их многообразии, являются внешнеэкономической политикой [4].

Российское законодательство определяет отдельные виды внешнеэкономической деятельности. В частности, оно содержит понятие внешнеторговой деятельности, которое определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (статья 2 Федерального закона от 02 февраля 2006 № 164- ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности). Определение имеет собирательный характер, то есть закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, реализуемых правоустанавливающими учреждениями государства для баланса во внешнеэкономической деятельности, продвижения экспорта и импорта, а также поощрения притока иностранного капитала [2]. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; равенство и недискиринация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; единство таможенной территории Российской Федерации и взаимность в отношении другого государства. Также следует отметить, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации и выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, также входит в перечень основных принципов государственного регулирования ВЭД. Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных направления: меры общего характера, специальные инструменты и механизмы, а также прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД.

Меры общего характера включают в себя регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД [15, c. 456-461].

Специальные инструменты и механизмы, относящиеся ко второму блоку, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД, представлены в рисунке 4.

Таможенно-тарифное регулирование - это главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования — таможенные пошлины. Пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе или вывозу товара.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране. В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть импортной и экспортной. Развитые страны в основном используют импортные пошлины. Импортная пошлина представляет собой вид налогового платежа, который взимается в пользу государственного бюджета с товаров и грузов, ввозимых импортерами на таможенную территорию государства [48]. Экспортные пошлины в настоящее время встречаются в отдельных развивающихся странах и рассматриваются как временная мера для предотвращения нехватки товара внутри страны и истощения ресурсов, а также пополнения казны. В России экспортные пошлины — временная мера и взимаются при вывозе некоторых ведущих товаров российского экспорта таких как, нефть, руды ряда металлов, углеводороды. В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют - адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, 1л или 1 шт.), и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Рисунок 4 - Структура методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.4

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992г. является и Россия. Товары в едином таможенном тарифе таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе, так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества. Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы, так называемые тарифные преференции.

Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения или запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота — это количественное или стоимостное ограничение экспорта или импорта, вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта или экспорта. Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров.

Барьером на пути импорта товаров могут стать различные обязательные требования к маркировке и этикетированию товара. В последнее время одним из новых требований, предъявляемым к импортируемым товарам, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности путем вторичной переработки. В связи с этим возникла и получает распространение специальная экомаркировка на упаковке так называемых «экологически дружественных» товаров в виде определенных символов (зеленый дельфин, голубой ангел, белый лебедь и др.), играющая к тому же роль рекламы.

НДС (value added tax — VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции. Важно отметить то, что НДС является налогом внутреннего пользования. Ставки НДС в каждой стране свои, и НДС уплачивается в национальные бюджеты. Что касается Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, то например, российское налоговое законодательство предусматривает ставки НДС в размере 0, 10, 18% [1]. В Казахстане и Белоруссии 12% и 20% соответственно. Различный уровень ставок НДС на взаимоотношения в рамках Таможенного союза не влияет, так как действует зачетный метод, принцип "страны назначения" без участия таможенных органов, который позволяет при экспорте товаров в рамках союза применять нулевую ставку.

Налогом облагается добавленная стоимость продукции, которую налогоплательщик добавил к стоимости ресурсов, приобретенных им для производственной деятельности. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ является одним из объектов налогообложения НДС. Налогообложение экспортных операций существенно отличается от налогообложения операций по реализации продукции, товаров, работ и услуг российским покупателем. При реализации товаров, работ и услуг на экспорт налогообложение производится по ставке 0%. Правда, для применения данной ставки необходимо предоставить в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий осуществление экспорта (контракт, выписка банка, подтверждающая оплату за отгруженную продукцию, грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы). Необходимо обратить внимание на то, что в России экспортер имеет право на возврат НДС. Что касается акцизов, то действует, то же правило, заявить на 0% акциз, экспортер в праве, в таможенной процедуре «экспорт», при условии, что он является производителем товара и имеет банковскую гарантию [12 c. 302-357].

В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Австрии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам — в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др. Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Третий блок — прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это, прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли (в 1995г. правопреемницей ГАТТ стала Всемирная торговая организация).

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ВТО: недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования; использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков; систематическое снижение таможенных тарифов; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть гармонизировано с соглашениями и кодексами ВТО. Это относится как к странам - членам ВТО, так и к готовящимся к вступлению в эту организацию [71].

На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление протекционистских тенденций, как на национальном, так и на региональном уровне. В условиях функционирования международных организаций, признания международных правил торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили название нетарифных ограничений (Приложение А).

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может должным образом развиваться без системы эффективных внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрировать в мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценивать свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение имеет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Госрегулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей, что приобретает особую значимость по мере активизации процессов интернационализации и экономического сотрудничества в условиях глобализации.



  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

    1. ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ЗА РУБЕЖОМ

Важная роль экспорта в развитии национальной экономики обусловливает то обстоятельство, что многие промышленно развитые и развивающиеся страны уделяют значительное внимание государственной поддержке и стимулированию экспорта. Системы государственной поддержки, используемые в зарубежных странах, имеют общие черты. Тем не менее, используемые в разных странах системы существенно отличаются друг от друга формами и конкретными инструментами, разнообразием их комбинаций, интенсивностью использования.

Системы поддержки экспорта начали формироваться в промышленно развитых странах вскоре после первой мировой войны, когда капиталистические государства начали более активно помогать национальным компаниям в их борьбе за внешние рынки, развитие их экспортной деятельности. Однако современные системы государственной поддержки экспорта сформировались и начали интенсивно использоваться уже после второй мировой войны [37].

Датировать начало формирования современной системы государственной поддержки экспорта можно двадцатыми годами XX в. В эти годы в ряде стран были созданы специальные институты - экспортные кредитные агентства, в задачи которых входила поддержка национального экспорта и инвестиций за рубежом путем страхования международной торговли и инвестиций, а в ряде случаев путем предоставления финансовых ресурсов для осуществления экспорта.

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что практически все страны осуществляют регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. Правительства способны предложить предприятиям частного сектора различную помощь, от простого предоставления информации о текущих возможностях на мировом рынке, до предоставления специализированной помощи при разработке и реализации маркетинговых программ и кампаний по продажам за рубежом.

В большинстве стран, данные организации концентрируют свои усилия на поддержании экспорта, что представляет собой процесс стимулирования экспорта уже существующей в стране продукции. Основной целью продвижения экспорта является содействие росту продаж продукции доступной к экспорту. По мнению многих глав правительств, содействие экспорту, в конечном счете, является своеобразным инструментом для получения необходимого количества валютной выручки для покрытия импорта и решения проблем платежного баланса, а так же способны уменьшить бремя внешнего долга и создать новые рабочие места.

В некоторых странах развитие экспорта является не только желательным, но и абсолютно необходимым, для того чтобы расширить узкие экспортные базы. Валютные поступления от очень ограниченного


количества экспортной продукции часто не могут генерировать достаточное количество дополнительной иностранной валюты, особенно, когда наблюдается снижение мировых цен на традиционные экспортные товары из развивающихся стран.

Целью систем государственной поддержки и стимулирования экспорта является создание благоприятных условий для вывоза продукции фирм отдельных стран для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках и расширения их экспортных поставок. Один из известных специалистов по проблемам государственной поддержки экспорта Ф. Рут определяет систему поддержки и стимулирования экспорта как …" набор мер общественной политики (public policy), которая фактически или потенциально способствует повышению экспорта, активности на уровне компаний, отрасли или всей национальной экономики".

Автор фундаментальных исследований проблем содействия экспорту Р. Серингхаус говорил о том что, стимулирование экспорта имеет своей целью оказать помощь бизнес-сообществу в его конкурентной борьбе за рынки. И все развитые и развивающиеся страны предлагают разнообразные программы и услуги для того, чтобы повысить конкурентоспособность фирм за рубежом [36].

Системы поддержки экспорта в конечном итоге направлены на стимулирование экономического роста в отдельных странах. С помощью определенного набора разнообразных инструментов экономической политики государство содействует расширению национального экспорта либо путем воздействия на увеличение его предложения, либо спроса на него. В принципе, можно выделять государственное воздействие на экспорт на основе создания общей инфраструктуры в масштабе всей национальной экономики, либо в рамках отдельных секторов экономики, или на уровне конкретных компаний. Государство помогает экспортерам преодолевать барьеры, стоящие на пути экспорта. В специальной литературе выделяются три типа барьеров, которые приходится преодолевать компаниям при развитии экспорта: барьеры, связанные с мотивацией экспорта, информационные барьеры и ресурсные барьеры.

Первый тип барьеров - мотивационный — связан с тем, что компании, не осуществляющие экспорт, обычно считают его более дорогостоящим, более рискованным, требующим значительных временных затрат и менее прибыльным бизнесом, чем работа на внутреннем рынке. Информационный барьер представляет собой недостаток необходимой информации о внешних рынках и возможных импортерах. Особенно это относится к информации об отдаленных рынках со значительно отличающимися от страны-экспортера культурными особенностями. Получение подобной информации требует масштабных финансовых инвестиций и значительных затрат времени. Зачастую это трудно сделать экспортерам, особенно средним и мелким компаниям. Третий тип барьеров — ресурсный - связан с рядом видов расходов, которые неизбежно должны нести экспортеры, например, подготовка экспортных предложений, участие в торговых ярмарках и т.п.

Во многих странах разрабатываются специальные программы развития экспорта, которые нацелены на то, чтобы помочь национальным компаниям преодолевать эти и другие барьеры на пути экспорта. В этих программах предусматривается проведение специальных семинаров, на которых анализируются экономические выгоды, связанные с осуществлением экспорта, проводятся рекламные акции (мотивационный барьер). Подготавливаются обзоры рынков, организуются поездки за рубеж, что помогает фирмам своевременно и с небольшими затратами получить характеристики и данные о внешних рынках (информационный барьер). Осуществляется помощь в подготовке экспортных предложений, в участии в отечественных и международных ярмарках (ресурсный барьер).

Формы и масштабы поддержки, предусматриваемые различными экспортными программами, серьезно различаются в разных странах. Государственные программы воздействуют на национальные компании, чтобы стимулировать поставку товаров на внешние рынки на трех стадиях. Во-первых, на стадии подготовки к экспорту путем повышения мотивации к экспортным поставкам, которые не занимаются экспортом или занимаются им недостаточно. Это достигается с помощью разъяснения возможностей и выгод, связанных с экспортом продукции. Во-вторых, на стадии организации экспорта копании обеспечиваются необходимой информацией. Подобная информация предоставляется из различных источников и с помощью разных видов услуг.

В ряде стран существуют компьютеризированные информационные системы: например, Экспортная поисковая система - Export Intelligence Service - в Великобритании или Всемирная поисковая сеть — World Intelligence. На третьей стадии, связанной непосредственно с процессом выхода тех или иных компаний на внешние рынки с конкретными видами продукции осуществляется более интенсивное информационное обслуживание фирм- экспортеров сведениями, подобно тому, как это происходит на второй стадии. Превосходство в обладании и качестве информации является дополнительным страховочным инструментом и позволяет принимать более обоснованные решения. Вследствие чего это может оказаться решающим фактором конкурентоспособности фирмы.

Американские торговые миссии, ответственные за продвижение товаров в определенные регионы, обязательно открывают в них свои представительства. При желании любой компании США выйти на рынок какой-либо страны она получает пакет бесплатных услуг, в состав которых входит: рыночное исследование страны-контрагента, анализ интересующего сектора производства, анализ международных рынков.

В Японии с 1962 г. существует формализованная структура по сбору зарубежной экономической информации, действующая под эгидой Института индустриального протекционизма, учрежденного Министерством внешней торговли и промышленности. К работе по информационному обеспечению внешнеэкономической деятельности, сбору и анализу зарубежной коммерческой информации привлекаются Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и другие организации.

В Японии содействия развитию внешней торговли оказывает некоммерческая организация ДЖЕТРО. Она полностью финансируется правительством и занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой. В самой Японии имеется 33 отделения этой организации, а 79 представительств ДЖЕТРО работают в 56 странах мира. ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации. Ее базы данных оперируют огромным количеством сведений, в том числе обширными перечнями зарубежных и японских экспортеров и импортеров.

В Германии система внешнеэкономической информации характеризуется наличием мощного информационно-аналитического центра, в котором представлены крупные банки и страховые компании, влиятельные бизнес - группы. Система имеет сильно разветвленную, многоуровневую структуру, вследствие привлечения к ее функционированию большого числа участников внешнеэкономической деятельности, включающих в себя федеральные и региональные структуры, более 6 тыс. торговых палат и промышленных союзов, множество частных информационных фирм.

Важнейшую роль в обеспечении информационной базы содействия внешнеэкономической деятельности играют Интернет-ресурсы. Практически все организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей, имеют свои сайты в Интернете. Использование электронных баз по контрагентам является важным инструментом стимулирования всех форм внешнеэкономической деятельности. Так, например, поиск и оценка инвестиционных проектов в современном мире на 90% осуществляется на основе Интернет-ресурсов.


    1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Исторически сложилось, что, говоря об экспорте, мы говорим об экспорте страны. Иногда это оправданно, если имеет место государственная монополия на экспорт тех или иных товаров, но, как правило, такое представление не вполне отражает действительность. Экспортируют не страны, а фирмы. Обычные частные фирмы, основной задачей которых является максимизация доходов владельцев. И выход на экспортный рынок такой фирмы также преследует эту цель.

Следует отметить, что фирм-экспортеров достаточно мало, в развитых странах лишь 15% фирм продают свою продукцию за рубеж, а в развивающихся - еще меньше. К тому же существуют значимые различия между фирмами-экспортерами и фирмами, обслуживающими только внутренний рынок страны. По сравнению с неэкспортирующими фирмами фирмы-экспортеры более производительны, больше инвестируют. Все вышеуказанное дает возможность сделать вывод о том, что в каком-то смысле экспортеры – это сила, движущая всю экономику страны вперед.

В Соединенных Штатах Америки существует ряд специализированных организаций, которые оказывают торгово-политическую поддержку экспортерам, включая информационную, консультационную, посредническую помощь, а также предоставление государственных гарантий, страховок и кредитов экспортерам. Всего около 20 агентств, прямо или косвенно, вовлечены в процесс поддержки американских экспортеров. Хочется отметить девять агентств, которые являются ключевыми в программе стимулирования экспорта.

Одним из важнейших звеньев в данной структуре является Министерство торговли США (U.S. Department of Commerce). В сферу деятельности, которого входят такие обязанности как способствование экономическому росту, продвижение свободной торговли, поддержка инноваций, а также управление морскими ресурсами и обеспечение информации о погоде.

Поддержку экспорта Министерство торговли США осуществляет, через функционирование Администрации Международной торговли США агентства.
Рисунок 5- Структура Министерства Торговли США в 2012 г.5

Администрация состоит из 4 подразделений (рисунок). Коммерческая служба осуществляет содействие, развитию торговли, помогая американским компаниям на всех этапах экспорта. Служба Производства и Услуг поддерживает глобальную конкурентоспособность американской промышленности. Служба Доступа на международные рынки, обеспечивает информацией о соответствующих требованиях выхода на рынки других стран, помогает американским компаниям извлечь выгоду из торговых соглашений с другими странами. Служба Импорта гарантирует, равные условия для импортной и отечественной продукции [57].

Таблица 1 -Уровень финансирования Администрации Международной Торговли США в 2005-2013 гг., млн долл.6

Служба

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Коммерческая служба

227

236

235

242

243

263

260

270

307

Служба Производства и Услуг

49

49

48

42

49

50

49

47

45

Служба Импорта

63

60

61

64

67

70

68

69

92

Служба Доступа на мировые рынки

44

45

44

46

45

47

49

47

48

Как видно из таблицы 1, финансирование данного инструмента в США достаточно стабильно, даже в годы финансового кризиса 2008-2009 гг., объясняется это тем, что для США стимулирование экспорта на всех уровнях является очень важной антикризисной мерой.

Что касается сельскохозяйственной продукции, то за продвижение ее экспорта ответственной является Зарубежная сельскохозяйственная служба (Foreign Agricultural Service, FAS), которая находится под руководством Министерства сельского хозяйства США (U.S. Department of Agriculture). На сегодняшний день FAS расширяет и поддерживает доступ к иностранным рынкам для американских сельскохозяйственных продуктов, ведет работу по устранению барьеров в торговле и обеспечивает соблюдения прав США в рамках существующих торговых соглашений [68].

В современных условиях Зарубежная сельскохозяйственная служба реализует пять программ поддержки экспорта (Таблица 2): Программа развития международных рынков (Foreign Market Development Program), Программа доступа на международные рынки (Market Access Program), Программа, направленная на развитие экспорта в развивающиеся страны (Emerging Markets Program), Программа качественных образцов (Quality Samples Program) и Программа технической поддержки для редких культур (Technical Assistance for Specialty Crops).

Таблица 2 -Уровень финансирования программ стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции в США в 2005-2013 гг., млн долл.7



Программа

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Программа доступа на международные рынки

140

200

200

200

200

200

200

200

200

Программа развития международных рынков

34

34

34

34

34

34

34

34

34

Программа, направленная на развитие экспорта в развивающиеся страны

10

10

4

10

10

9

10

10

10

Программа качественных образцов

2

2

1

1

2

2

2

2

2

Программа технической поддержки для редких культур

2

2

1

4

7

8

9

9

9

Экспортные кредиты

2 170

1 363

1 445

3 115

5 357

3 090

4 123

5 500

5 500

Экспортные гарантии

0

0

0

0

0

0

0

100

100

Стимулирование экспорта молочной продукции

0

0

0

0

19

2

0

0

0

Итого

2 358

1 611

1 685

3 364

5 799

3 532

4 560

6 037

5 883

К мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся: гарантирование экспортных операций; долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование; возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам; страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

В соответствии с Концепцией в качестве агента Правительств в сфере финансовой поддержки экспорта во многих государствах определены так называемые Экспортно-импортные банки.  Одним из старейших Экспортно-импортных банков является ЭКСИМбанк США, он был учрежден в 1934 г., с целью финансирования правительством внешней торговли. Банк предоставлял краткосрочные кредиты для финансирования экспорта сельскохозяйственной продукции, среднесрочные кредиты на стимулирование экспорта машин и оборудования. После Второй мировой войны банк был реорганизован. Размер капитала, составлявший при учреждении 175 млн долл. США, увеличился до 1 млрд. долл. США. Кроме того, в результате реорганизации расширились полномочия ЭКСИМбанка по кредитованию внешнеэкономической деятельности.

Значительная часть деятельности ЭКСИМбанка сосредоточена на страховании экспортных кредитов. ЭКСИМбанк предоставляет американским компаниям и банкам страховые полисы для защиты от рисков неплатежа иностранных покупателей и заемщиков. Перечень страхуемых рисков включает риски неплатежеспособности покупателя и задержки платежа, политические риски, военные риски, риски гражданских волнений и беспорядков, а также валютные риски. Программы ЭКСИМбанка разбиты на четыре основные категории: страхование, прямые ссуды, гарантии, проектное финансирование с ограниченным обращением (таблица 3). ЭКСИМбанк рассматривает и иные инновационные схемы, например разделение рисков с поставщиками и перестрахование, чтобы способствовать операциям в важных секторах промышленности, не отвечающим этим критериям [62].

Таблица 3- Уровень финансирования ЭКСИМбанком США экспортного страхования и кредитов в 2010-2012 гг., млн долл.8



Программа

2010

2011

2012

Экспорт предприятий малого бизнеса

5 053

6 037

6 123

Экспорт экологически безопасных продуктов

563

890

615

Экспорт энергии, полученной из возобновляемых ресурсов

332

721

356

Экспорт в Южную Африку

813

1 381

1 522

Важно отметить, что ЭКСИМбанк США играет одну из ключевых ролей в реализации программы Национальной поддержки экспорта. В 2012 г. банком было проведено 3796 операций направленных на страхование и кредитование экспортеров, насчитывающие в общем объеме 35 млрд долл. К тому же, за в 2012 г. банком была осуществлена поддержка экспортеров, которая привела к созданию 225 тыс. рабочий мест. Около 5% всего американского экспорта финансируется этим банком, и основная доля товаров, на которых эта поддержка распространяется – капиталоемкие [38].

В ходе мирового финансового и экономического кризиса 2008-2010 гг. и постепенного смещения центра экономической активности в страны БРИКС  развитые страны стали рассматривать расширение экспортных поставок как важный элемент антикризисной стратегии. Например, в начале 2010 г. по инициативе Б. Обамы была запущена Национальная экспортная инициатива (National Export Initiative), призванная удвоить объем американского экспорта и создать два миллиона новых рабочих мест. Два года спустя, в начале 2012 г. было объявлено об открытии Межминистерского центра по активизации торговли (InterAgency Trade Enforcement Centre, ITEC), необходимого для устранения препятствий на пути доступа США на зарубежные рынки.  На сегодняшний день в США господдержка экспортеров осуществляется 9 основными федеральными агентами. В целях обеспечения межведомственной координации мероприятий по развитию американского экспорта был создан Кабинет по продвижению экспорта (Export Promotion Cabinet), а также был восстановлен Президентский совет по экспорту (President’s Export Council, PEC).

Далее хотелось бы подробно остановиться на торгово-политической поддержке экспорта в Канаде. Ведущим государственным органом в системе внешнеэкономической деятельности Канады является Министерство иностранных дел и международной торговли (Department of Foreign Affairs and International Trade). Его задача- определение торговой политики, включая подготовку международных договоров с учетом интересов заинтересованных министерств и ведомств и формирование методов регулирования внешнеэкономической деятельности, вытекающих из международных интересов и обязательств Канады. В МИДиМТ Канады значительное внимание уделяется разработке мер, направленных на поддержку канадского экспорта товаров и услуг, а также инвестиций и туризма. В рамках МИДиМТ действуют две специальные службы содействия внешнеторговой деятельности – «Сборная Канады» (Team Canada) и Служба торговых уполномоченных (Trade Commissioners Service) [57].

Сборная Канады является уникальным инструментом продвижения интересов канадского бизнеса на рынки тех стран, где особенно сильна конкуренция. Представительная команда помогает устанавливать деловые отношения с ключевыми фигурами в правительстве и деловом сообществе страны. Сборная Канады представляет собой, созданный в октябре 1997 г. в рамках так называемой «горизонтальной инициативы» отдельный Директорат (Team Canada Inc. Directorate). Фактически, Директорат выполняет координирующие функции межведомственного характера по содействию канадским компаниям в развитии торговых связей на ключевых зарубежных рынках. Важнейшими участниками Сборной Канады являются министерства сельского хозяйства и продовольствия (Agriculture and Agri-Food Canada), канадского наследия(Department of Canadian Heritage), промышленности (Industry Canada) и природных ресурсов (Environment Canada).

Служба торговых уполномоченных работает в непосредственном контакте с канадскими компаниями, оказывая им содействие по продвижению товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки. В этих целях торговым отделам посольств, имеющим собственные, независимые от МИД бюджеты, выделяются существенные денежные и материально-технические ресурсы, величина которых определяется приоритетностью данной страны во внешнеторговой стратегии Канады. Все услуги оказываются на безвозмездной основе. 80% объема деятельности торгпредства Канады (в плане затрат рабочего времени) приходится на выполнение конкретных запросов канадских компаний [52].

Важным элементом системы поддержки экспорта в Канаде является Канадская корпорация по развитию экспорта (Export Development Corporation), которая была создана в 1944 г. Корпорация пользуется значительной автономией в своей деятельности, государство же осуществляет контроль, посредством утверждения финансовых отчетов. Вклад Корпорации в развитие экспорта весьма существенен, что видно из таблицы 4.

Таблица 4 - Система показателей, оценивающих вклад Корпорации в социально-экономическое развитие Канады в 2005-2011 гг.9

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Общий оборот бизнеса, получившего поддержку Корпорации (млрд. долл. США)

45,6

49,2

56,7

70,8

69,8

79,1

Доля канадского экспорта, осуществленного при поддержке Корпорации(%)

7

7

7

14

14

18

Количество обслуженных клиентов-малых и средних предприятий

6345

6203

5800

6204

6866

6886

Вклад в ВВП Канады

(млрд. долл.США)



31,0

32,0

38,3

52,1

48,4

58,3

Вклад в ВВП Канады(%)

3,4

3,4

3,9

4,2

4,4

5,0

Корпорация по развитию экспорта осуществляет кредитования и страхование экспорта как самостоятельно, так и за счет правительства (таблица 5) [54].

Таблица 5 - Объемы гарантийно- страховой поддержки экспорта Канадской корпорацией развития экспорта в 2008-2012 гг., млн долл.10



Услуга

2008

2009

2010

2011

2012

Страхование

54 615

51 078

50 510

60 986

52 464

Гарантии

4 013

5 700

5 700

6 964

5 881

Следующим, не менее важным элементом является канадская коммерческая корпорация (Canadian Commercial Corporation). Она была учреждена Парламентским актом в 1946 г. с целью оказания содействия в развитии торговли Канады с другими странами. Корпорация является государственной компанией («Crown Corporation») и полностью финансируется из государственного бюджета. Общая политика Корпорации вырабатывается Советом директоров, состоящим из представителей государственных ведомств (в том числе МИДиМТ) и частного бизнеса. О результатах своей деятельности CCC ежегодно отчитывается перед Парламентом.

При осуществлении своих функций по содействию развитию экспорта широкого круга товаров (включая продукцию военного назначения) CCC выступает в качестве связующего звена между канадскими экспортерами и зарубежными государственными внешнеторговыми организациями, а также международными организациями. CCC закупает у канадских фирм экспортные товары и поставляет эти товары за рубеж на основании контрактов, заключаемых с иностранными заказчиками. При этом CCC оплачивает предприятиям-экспортерам их счета в течение 30 дней.

Товарная номенклатура экспортных операций CCC разнообразна – от промышленного оборудования до продовольственных товаров и оказания различных услуг. В тех случаях, когда CCC выступает в качестве одной из сторон контракта, она полностью несет ответственность за выполнение контрактных обязательств. Тем самым, участие CCC в сделке представляет собой как бы дополнительную гарантию со стороны канадского правительства по надлежащему исполнению взятых обязательств. Все услуги предоставляются CCC бесплатно.

Ключевым направлением работы Корпорации является содействие экспортной деятельности малого и среднего бизнеса. С одной стороны, накопленный Корпорацией опыт помогает предприятиям малого и среднего бизнеса легче преодолевать достаточно сложные экспортные процедуры и необходимые формальности. Так, например, в рамках выполнения Программы ускоренных платежей (Accelerated Payment Program) Корпорация имеет право оплачивать экспортерам из числа таких предприятий их счета в течение всего 15 дней. Кроме того, Корпорация имеет возможность содействовать в получении экспортерами малого и среднего бизнеса предоплаты их экспортных отгрузок (Progress Payment Program), причем ее стоимость может достигать 90% общей стоимости контрактов. В рамках этой Программы оказывается поддержка компаниям с годовым объемом продаж, не превышающим 50 млн долл., причем акцент сделан на компании, у которых объем продаж не превышает 10 млн долл. [51].



Не менее интересен опыт Швейцарии в области поддержки экспорта. Как известно, экономика Швейцарии характеризуется высокой экспортоориентиованностью. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП страны стабильно превышает 50%. Учитывая столь высокую зависимость экономики страны от экспорта, правительство Швейцарии уделяет особое внимание вопросам внешнеэкономической политики, в которой центральное место занимают меры содействия развитию национального экспорта.

следующая страница >>