Конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси» - страница №1/1

Всероссийская дистанционная игра-конкурс

«Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси»

Выдержки из работ учащихся

9 – 11 класс

Задание 1 (5 баллов)

Чурилов Леонид, 9

Ответ (текст): Летописец жил в Киеве, он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне - Русь, покинули Норик - римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией. Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне - Русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о ком идет речь.


Задание 4 (4 балла)

Казак Маргарита, 11 класс

Ответ: 1982

1 мастер – 27 мечей

2 мастер – 54 мяча


На 6 месяцев меньше



(Х + 3) меча в месяц

Х мечей в месяц

ОДЗ: только положительные числа.

Составим уравнение:

54/х + 6 = 27/ (х + 3) и решим его

2 – 9х – 162 = 0

Д = 441

√Д = 21


Х1 = -18/4 (не удовлетворяет ОДЗ задачи)

Х2 = 24/4 = 6 (мечей в месяц) –делает 2 мастер.

Теперь подставим число 6 в выражение

и решим его:



58806*6 + 64 + 4(62 -13) = 594 +1296 + 92 = 1982

Задание 6 (5 баллов)

Казак Маргарита, 11

Ответ: РУСКОЛАНЬ

  1. Р

  2. У

  3. С

  4. К

  5. О

  6. Л

  7. А

  8. Н

  9. Ь



Задание 7 (3 балла)

Хабибуллина Диляра, 9

Происхождение

Перевод

Русь - первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.
Были интернациональные (шведские, норвежские, датские) гребцы, участники походов на гребных судах, которые сами себя на норманнском морском жаргоне называли «robs». Ну, а местные жители (славяне и финно-угры) для удобства переименовало их на более благозвучное «русь».
На ранних этапах образования Древнерусского государства «русью» называли военное сословие. Чуть позднее «русью» стали называть форму государственного правления (вроде военной республики), а уже потом, название перешло на весь народ.
Слово, поначалу чаще звучавшее как «рос», вошло в обиход с легкой руки византийцев в судьбоносном IX веке, который положил начало восточнославянской государственности.


Некоторые выдвигают версию, что это загадочное слово переводится с языка фино-угорских руссов на современный русский язык как - "деревня".
 Слово «русь» переводится с итальянского и латыни как - «деревня».

Лукьянчикова Юлия, 9

Происхождение

Перевод

Названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева

Рось (Ръсь)

В древности V-VII вв., обнаруженные по р. Рось, несколько севернее ее (до Киева) и южнее ее (до начала луговой степи), следует связать с конкретным славянским племенем -. русами или росами

русы или росы

Некоторые выдвигают версию, что это загадочное слово с языка фино-угорских руссов

на современный русский язык переводится как - "деревня".

В древнейших книгах "Авеста" и "Ригведа" упоминается историческая река - Раса - "великая матерь",текущая на дальнем северо-западе на «Старой родине», ведь в 3 тысячелетии до нашей эры индоарии и фино-угры жили рядом - в Сибири и Заполярье.

Они называли один из притоков Инда - Расой, - именем реки, прародительницы.

слово «русь» с итальянского и латыни

переводится «деревня».

Это местность в современной Швеции, откуда шли к славянам "варяги",по другому-русь,то-есть светловолосые. Большинство князей- оттуда. Со временем Русь и Славяне смешались, и стала - Русь. Кстати варяги-"ва ра га" с арийского -"идущие(плывущие) к солнцу по воде".

русь, то-есть светловолосые

Николаева Анжелика, 9

Задание 7 (3 балла)

Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими (словене, кривичи) и финно-угорскими племенами (чудь, весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, “рос”, засвидетельствованное и Псевдо-Захарием Ритором для VI в., и топонимикой, и византийскими авторами. Смена “о” на “у” могла произойти позднее (в VIII-IX вв.), когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно “у” - “рус”. Смену “о” на “у” мы видим и в названиях соседних народов: булгары и болгары. “Русская Правда” в ее древнейшей части носит название “Правда Роськая”. Арабоязычные и персоязычные авторы всегда употребляли форму “рус”, а греки “рос.

Сегодня спор о происхождении названия «Русь»продолжаются:



Происхождение

Перевод

«Норманисты» (по их теории название пришло с севера) возводят Русь к старофинскому обозначению германского племени варягов, реконструированному на основе современного финского Ruotsi ‘Швеция’ и ряда шведских, норвежских и староисландских слов.

Согласно этой теории на восточнославянской почве заимствованное название варягов вошло в ряд собирательных существительных на -ь , ср. черемись, чудь и др. По этому объяснению речь идет о названии норманов, что подтверждает финское наименование Швеции (эстонское тоже). «В древнерусских договорах 911 и 944 гг. (Пов. врем, лет) почти все «от рода русьска послы» имеют сканд. имена». Вдобавок «форма Русь аналогична образованию Чудь, Пермь и др. Отсюда заим(ствовано) рум(ынское) rus «русский», тат(арское) urus, казах (ское) orus...».

Немецкий славист М. Фасмер полагал, что в данном случае имеет место «перенесение названия завоевателей на завоеванное население» Тот факт, что совокупность славян и варягов первоначально называлась Русью, подтверждается как будто записью 882 г. в «Повести временных лет»: ср. перевод Д.С. Лихачева: и сел Олег, княжа, в Киеве… И были у него варяги, и словене, и прочие, прозвавшиеся русью (Повесть временных лет.. Д.С. Лихачев отмечает, что «смысл этих слов не совсем ясен (прозывались русью только «и прочии» или также варяги со словенами)»



В соответствии с теорией южного, «дославянского» происхождения, предложенной О.Н. Трубачевым, слово Русь восходит к индоарийской форме *ruksa-/*ru(s)sa-

От значения ‘свет, светлый’. Этот корень имеется в названии Росстар, «которое мы читаем с помощью древнеиндийских данных как «Белый берег» или «западный берег» и в других названиях с корнем Рос- в ономастике Крыма и Приазовья. Здесь, как предполагал О.Н. Трубачев, и зародилось название Русь - «Белая сторона» - с забытым ныне значением.

Сторонники теории исконного происхождения слова Русь возводят его корень к праславянским *rud-/*rus- <*rud-s,. При этом наиболее вероятной считается непосредственная связь названия страны с названием реки Руса и городом Старая Русса. Первоначально Старая Русса - это название большой территории южнее озера Ильмень. Прилагательные старый и новый, входящие в состав названий Старая Русса и Новгород, - это результат замены старого пути «из варяг в греки», проходившего первоначально через Руссу, а позднее через новый город (Новгородъ), построенный в том месте, где к указанному пути ближе всего подходит верховье Волги; ср. текст из Воскресенской летописи (в переводе на современный язык): О великом Новгороде и о Руси. И пришли словене с Дуная и осели у озера Ладожского, и оттуда ушли и осели около озера Ильменя, и прозвались иным именем, и назвались Русь реки ради Руссы, которая впадает в озеро Ильмень.

Означает: рус. рудый, русый, руда, латинск. russus ‘красный’, или *ru-/*ry-, откуда рус. русло, пол. runo ‘руно’, ruch ‘движение’, латинск. e-ruere ‘выкапывать, вырывать’ и др

РУСЬ (Русская земля), название государственного образования восточных славян 9 в. на среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Киевской Руси. В 12-13 вв.

Русь - название древнерусских земель и княжеств восточных славян. Возникают названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь и др. ".

В 555 г. в сирийской хронике втора, использовавшего оригинал истории Захарии Митиленского, был упомянут народ hros (или hrus). Слово содержится в оригинальной самостоятельной приписке сирийца, сообщающей о народе hros (hrus), живущем в западной половине Предкавказья.

В приписке говорится, что это рослые, сильные люди, не имеющие оружия.

О слове «Рось» в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера: «Этот этноним происходит от др(евне)ир(анского) aurusa —», осет(инского) vors —

Означает -«белый»

От устья Немана прямой и недальний путь к его среднему течению, где находится его левый приток — река Россь. А в долине Росси обнаружены многочисленные следы жизни и деятельности людей позднего каменного и бронзового веков. Представителей этих племен по месту обитания (долина Росси) можно именовать россами

Сегодня точно не выяснено, как называли они себя сами и как называли их соседние племена? Ясно только, что соседствовали с ними пруссы. Так что по созвучию с ними обитатели долины Росси могли зваться руссами.

Славянские слова «рутка» (колодец), «рушить», «крушить», а также «круш» (шахта по-чешски); шведское rusa (вырывать), литовское rusus (деятельный), rausis (пещера), rusas (погреб)...

Может они явились исходными понятиями, характеризовавшими руссов людьми не моря, но суши, земли?


Мошинский предложил объяснять «русь», исходя из слов «руда», «ржа», что подтверждают гидронимы района неманской Росси — Руда, Рудка, Ржавец.


остаются вопросы: почему все-таки появилось два имени — Рось и Русь? При чем тут древнеиранская «ауруша» (если она в данном случае вообще имеет смысл)? Почему «рудый», «ржавый», связаны с притоком Немана, на берегах которого как будто не было древнего центра добычи или переработки железных руд? Но противоречивое соединение древнеиранского слова «белый» и древне-славянского «рудый», даёт возможность соотнести сведения, относящимся к эпохе балто-славянского единства и к территории бассейна неманской Росси.

Русь

От имени реки Лены (Русь), потому что немного севернее Якутска в 1982 году структурные подразделения Академии наук СССР открыли Древнерусскую Культуру, возраст которой определен учеными в 3 миллиона лет.


Казак Маргарита, 11

Происхождение

Перевод

«Русь»

Скандинавское происхождение. Изначально оно связывалось с областью в Швеции, называемой «Roslagen». Однако, потом выяснилось, что это название она получила только в XVI веке. Другим вариантом обоснования скандинавского происхождения Руси было из финского слова «Ruotsi» (так финны называли шведов). Трудно представить себе, чтобы новоприбывшие владыки называли бы себя словом не из собственного языка, и даже не из языка подвластных, а из языка какого-то третьего народа.

«Русь»

Слово это чисто славянское. Использовалось оно изначально для обозначения славянского племени полян, тех самых, кто основал Киев, «мать городов русских». Впоследствии оно уже стало применяться для обозначения всех славянских племён, входивших в состав Киевской Руси. Об этом говорит собственно весь текст «Повести временных лет», там, где речь не идёт о Несторовой легенде происхождения русского государства. Опять же, это убедительно показано у Гедеонова. Само имя «Русь» происходит, вероятно от воды, имевшей священное значение для славян-язычников («роса», «русло»).

«Русь»

Оно происходит от древнескандинавского "роте" - "гребец, член лодейной дружины" - так называли себя шведские викинги. Они то и высаживались на близлежащий финский берег. С них это название перешло на скандинавских "находников", живших между финнами и славянами и входивших в дружины князей, то есть составлявших первый, если так выразиться, государственный аппарат. А от государства - люди назвались. Даже тогда, когда дружина в основном состояла уже из славян.

«Русь»

Слово «русь» у восточных славян появ­ляется с приходом сюда варягов из Скан­динавии, которые принадлежали к племе­ни русь. По преданию, из этого племени вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русско­му государству. Сначала словом «русь» на­зывались представители высшего слоя рус­ского общества, преимущественно княже­ская дружина, состоявшая из тех же варя­гов, а также купцы-варяги, которые к то­му времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян.

«Руотси»

Одна из версий, весьма убедительная и с лингвистической точки зрения, и с исторической, и считающаяся основной большинством специалистов. вот только шведов так не называют - там есть отдельная местность и жители, которые так называются.

Арийское «Рось»

Свет, русский, русый, светлый. Не белый или тому подобное, а именно светлый. Хотя и приписывали это название и речке Рось и племенам Россов, но корень именно в арийском языке.


Задание 8 (4 балла)

Казак Маргарита, 11

Ответ:

  1. 4; 6; 10; 1; 11; 13; 2; 7; 12; 8; 3; 5; 9.

«Во время сражения греков с врагами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Оказывается, это были славянские послы, которых воинственный хан силой удерживал у себя. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: «С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей; не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную».»
2. 11-13; 2-12;

Задание 10 (5 баллов)

Хайминова Татьяна, 9

Ответ: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
1 – Фильм «КОГДА деревья были большими»

2 – Э. Хемингуэй «По ком звонит КОЛОКОЛ(а)»

3 – Федор Михайлович Достоевский. «СЕЛО Степанчиково и его обитатели»

4 – Рэй Брэдбери «ГОРОД»

5 – Шукшин Василий «Далекие зимние вечера» (ДАЛЬШЕ)
Лукьянчикова Юлия, 9

Ответ:

1 – Фильм «КОГДА деревья были большими»

2 – Э. Хемингуэй «По ком звонит КОЛОКОЛ(а)»

3 – Федор Михайлович Достоевский. «СЕЛО Степанчиково и его обитатели»

4 – Рэй Брэдбери «ГОРОД»

5 – Шукшин Василий «Далекие зимние вечера» (ДАЛЬШЕ)
Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
Задание 11 (3 балла)

Хайминова Татьяна, 9

Ответ:

  1. А) – колокол

Б) – колокола

В) – колокол


  1. ПРИМЕРЫ:

1.В поле - полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро горит.

2.Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует.

3.Язык есть, речей нет, вести подает.



4.Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить, чтобы мог говорить.

5.Сидит петух на воротах: голос до неба, а хвост до земли.

6.Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят.

7. В церковь других созывает, А сам в ней не бывает

8.Живой мертвого бьет, а мёртвый во всё горло орёт.

9. Лезу, лезу по железу, вылезу на мостик, дерну быка за хвостик, бык заревет, весь народ соберет.

Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в
боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма).

Николаева Анжелика, 9

Ответ:

  1. А) – колокол

Б) – колокол

В) – колокол

  1. ПРИМЕРЫ:

1.Взойду я, взойду на гой-гой-гой, ударю, ударю в цывиль-виль-виль; утки крякнут, берега звякнут: «Собирайтесь, детки, в одну клетку!»

2.Взойду я на гой-гой-гой, ударю я в безелюль-люль-люль (или: в нелель-лель-лель); утешу я царя в Москве, короля в Литве, старца в келье, дитя в колыбели

3.Тень-потетень, заплету плетень в 77 рядов, выше сел и городов

4.В поле-полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро говорит

5.Стоит бык на горах о семи головах, ребра стучат, бока говорят

6.Хороший колокол звучит даже от лёгкого прикосновения

7.Без языка и колокол нем

8. Колоколить во все колокола

9. Язык есть, речей нет, вести подает.

10.Пришло счастье, хоть в колокол звони!

11. Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.

12. У царя колокол на всю Русь (так говорили о рекрутском наборе)




  1. Происхождение некоторых поговорок

В старые времена в Москве существовал обычай пустить нелепый слух, когда начинали на колокольном заводе лить колокол. И, чем нелепее и громче слух, тем звонче будет колокол, — так искренно думали колоколитейные заводчики, а за ними и вся Москва того времени. Родился слух тайно, потом из лавочек и трактиров шел по домам и площадям, потом в деревни и провинции и с оказиями, и когда разрастался, вдруг объявлялось: «На таком-то заводе колокол слили! У-у, звонкий!..» Это была реклама того времени. Если же колокол на заводе выходил не звонкий, то слух так и не открывался, а переходил в легенду. Остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои «сочинения».

Дореволюционный колокололитейщик Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокольное искусство» пишет:

Однажды на Покровке венчали свадьбу, и, когда священник повел жениха и невесту аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. «Слух этот настолько был силен в Москве, что проходу не было – нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали, и, что только чудо не допустило до греховного брака».

Отсюда пошло и огромное количество пословиц:



«Колокол льют» – говорится о всех несбыточных, выдуманных новостях, потому что к отливке колокола, по суеверию, распускают какую-нибудь небылицу.

«Эх, заливает»

Несколько пословиц записал В.И. Даль:



«Колокола отливают, так вести распускают»

«Вести-то пустили, да колокола не отлили»

Во второй половине XIX века, с появлением газет обычай уничтожился, но когда здорово соврут, все-таки говорили – «колокол льют!» В 1878 году, когда лили самый большой колокол для Храма Христа Спасителя, генерал- губернатор, кн. В.А. Долгоруков, председательствуя в комиссии по постройке храма пошутил: — Надо бы по древнему московскому обычаю, чтобы колокол звончее был, пустить какой-нибудь слух… Все рассмеялись, а член комиссии, известный в Москве П.Н. Зубов, подошел к председателю и шепнул ему что-то на ухо. Кн. Долгоруков взглянул на сидевшего против себя члена же комиссии, необъятно толстого и громадного барона Б., и неудержимо расхохотался. — Что, такое, ваше сиятельство? – заинтересовались все, но В.А. молчал. — Что случилось? Что? — Секрет… Большой секрет… Вот когда колокол будет хорош – тогда скажу… А потом, по секрету, каждому члену комиссии, конечно, кроме барона Б., кн. Долгоруков и Зубов рассказали слух, который был настолько «подходящ», что облетел всю Москву шепотом в гостиных и гремел в клубах и трактирах. Только один барон Б. недоумевал, когда при всяком его появлении в обществе все «помирали со смеху». А Зубов сказал В.А. Долгорукову следующее: — Пустим слух, что барон Б. «в таком положении»… По месту пришлась эта шутка и облетела Москву. Колокол весящий 1400 пудов, как известно оказался очень хорош. Колокол слили и барона Б. вспомнили.



Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве. Примером тому множество пословиц и поговорок на тему звонов.

    1. Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

    2. Звонить во все колокола.

Поговорка « На всю Ивановскую» в своём происхождении связана с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Поговорка « Пустится во вся тяжкая» возникла о обычая перезвона. В старину был обычным перезвон церковных колоколов. Колокола в церквах изготовлялись всех размеров и голосов – от маленьких до колоссальных (знаменитый колокол кремлевского Успенского собора весил 4000 пудов, то есть около 65 тонн). Неудивительно, если в церковных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а «ударить во все тяжкая» означало: начать звонить во все колокола.

Вполне понятно, что уже очень давно «трезвонить во все колокола» стало значить: шумно обсуждать какую-нибудь новость, рассказывать направо и налево. Ведь звоном колоколов извещали народ и о важных событиях.

то же время появилось и выражение «пуститься во все тяжкие»; оно означало: действовать, не считаясь ни с чем. Сегодня происхождение этих слов основательно забылось, и они приобрели совсем новое значение.


Казак Маргарита, 11

Ответ:


  1. А) – колокол

Б) – колокол

В) – колокол




  1. ПРИМЕРЫ:

«Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню»,

«Звон хорош, а грешника приводит в дрожь»,



«В толстый колокол звонят, так праздник»,

   «Одни колокола поют (те не служат)»,

«Два барабана не заменят одного колокола»,

«Звонить во все колокола»,

«В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали» 

         

  1. А) В старые времена в Москве существовал обычай пустить нелепый слух, когда начинали на колокольном заводе лить колокол. И, чем нелепее и громче слух, тем звонче будет колокол, – так искренно думали колоколитейные заводчики, а за ними и вся Москва того времени.

Родился слух тайно, потом из лавочек и трактиров шел по домам и площадям, потом в деревни и провинции и с оказиями, и когда разрастался, вдруг объявлялось:  «На таком-то заводе колокол слили! У-у, звонкий!..» Это была реклама того времени. Если же колокол на заводе выходил не звонкий, то слух так и не открывался, а переходил в легенду. Остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои «сочинения».

Дореволюционный колокололитейщик Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокольное искусство» пишет:

Однажды на Покровке венчали свадьбу, и, когда священник повел жениха и невесту аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. «Слух этот настолько был силен в Москве, что проходу не было – нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали, и, что только чудо не допустило до греховного брака».

Отсюда пошло и огромное количество пословиц.



  1. 1.     «Колокол  льют»говорится о всех несбыточных, выдуманных новостях, потому что к отливке колокола, по суеверию, распускают какую-нибудь небылицу.

  2. 2.     «Эх, заливает»

Несколько пословиц записал В.И. Даль:

  1. 3.     «Колокола отливают, так вести распускают»

  2. 4.     «Вести-то пустили, да колокола не отлили»

Б) Другой такой же нелепый и дикий слух, пущенный литейщиками, заключался вот в чем: «генерал-губернатор на кануне большого праздника, кажется Николина дня, давал бал, на который приглашено было полгорода». «Дом горел огнями. Всю ночь продолжались танцы и вот, во время полного разгара удовольствий, при громе бальной музыки, раздался с Ивановской колокольни первый удар благовеста к заутрене». «При этом торжественном звуке люстры и канделябры в губернаторском доме в одну секунду погасли, струны на музыкальных инструментах лопнули, стела из двойных рам, звеня попадали на улицу и, в страшной темноте, волны морозного воздуха хлынули на обнаженные плечи и шеи танцующих дам». «Раздался крик ужаса. Испуганные гости бросились толпою к дверям, но они с громом захлопнулись и никакие усилия не могли отворить их до тех пор, пока не кончился в Кремле благовест». К этому рассказу добавляют, что в большой зале найдено несколько замерзших и задавленных и, в том числе, тело самого хозяина праздника.

Пришло счастье, хоть в колокол звони!

Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.

Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала.

Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти!

Поп за колокол, а мы за ковш.

Про глухого попа не разбить колокола.

У царя колокол на всю Русь. (так говорили о рекрутском наборе)



Вести-то пустили, а колокола не отлили. (о вранье)