страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси» - страница №1/1
![]() Всероссийская дистанционная игра-конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси» Выдержки из работ учащихся 9 – 11 класс Задание 1 (5 баллов) Чурилов Леонид, 9 Ответ (текст): Летописец жил в Киеве, он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне - Русь, покинули Норик - римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией. Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне - Русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о ком идет речь. Задание 4 (4 балла) Казак Маргарита, 11 класс Ответ: 1982
ОДЗ: только положительные числа. Составим уравнение: 54/х + 6 = 27/ (х + 3) и решим его 6х2 – 9х – 162 = 0 Д = 441 √Д = 21
Х1 = -18/4 (не удовлетворяет ОДЗ задачи) Х2 = 24/4 = 6 (мечей в месяц) –делает 2 мастер. Т и решим его: √ ![]() Задание 6 (5 баллов) Казак Маргарита, 11 Ответ: РУСКОЛАНЬ
Задание 7 (3 балла) Хабибуллина Диляра, 9
Лукьянчикова Юлия, 9
Николаева Анжелика, 9 Задание 7 (3 балла) Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими (словене, кривичи) и финно-угорскими племенами (чудь, весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез. Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, “рос”, засвидетельствованное и Псевдо-Захарием Ритором для VI в., и топонимикой, и византийскими авторами. Смена “о” на “у” могла произойти позднее (в VIII-IX вв.), когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно “у” - “рус”. Смену “о” на “у” мы видим и в названиях соседних народов: булгары и болгары. “Русская Правда” в ее древнейшей части носит название “Правда Роськая”. Арабоязычные и персоязычные авторы всегда употребляли форму “рус”, а греки “рос. Сегодня спор о происхождении названия «Русь»продолжаются:
Казак Маргарита, 11
Задание 8 (4 балла) Казак Маргарита, 11 Ответ:
«Во время сражения греков с врагами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Оказывается, это были славянские послы, которых воинственный хан силой удерживал у себя. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: «С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей; не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную».» 2. 11-13; 2-12; Задание 10 (5 баллов) Хайминова Татьяна, 9 Ответ: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. 1 – Фильм «КОГДА деревья были большими» 2 – Э. Хемингуэй «По ком звонит КОЛОКОЛ(а)» 3 – Федор Михайлович Достоевский. «СЕЛО Степанчиково и его обитатели» 4 – Рэй Брэдбери «ГОРОД» 5 – Шукшин Василий «Далекие зимние вечера» (ДАЛЬШЕ) Лукьянчикова Юлия, 9 Ответ: 1 – Фильм «КОГДА деревья были большими» 2 – Э. Хемингуэй «По ком звонит КОЛОКОЛ(а)» 3 – Федор Михайлович Достоевский. «СЕЛО Степанчиково и его обитатели» 4 – Рэй Брэдбери «ГОРОД» 5 – Шукшин Василий «Далекие зимние вечера» (ДАЛЬШЕ) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. Задание 11 (3 балла) Хайминова Татьяна, 9 Ответ:
Б) – колокола В) – колокол
1.В поле - полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро горит. 2.Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует. 3.Язык есть, речей нет, вести подает. 4.Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить, чтобы мог говорить. 5.Сидит петух на воротах: голос до неба, а хвост до земли. 6.Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят. 7. В церковь других созывает, А сам в ней не бывает 8.Живой мертвого бьет, а мёртвый во всё горло орёт. 9. Лезу, лезу по железу, вылезу на мостик, дерну быка за хвостик, бык заревет, весь народ соберет. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма). Николаева Анжелика, 9 Ответ:
Б) – колокол В) – колокол
1.Взойду я, взойду на гой-гой-гой, ударю, ударю в цывиль-виль-виль; утки крякнут, берега звякнут: «Собирайтесь, детки, в одну клетку!» 2.Взойду я на гой-гой-гой, ударю я в безелюль-люль-люль (или: в нелель-лель-лель); утешу я царя в Москве, короля в Литве, старца в келье, дитя в колыбели 3.Тень-потетень, заплету плетень в 77 рядов, выше сел и городов 4.В поле-полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро говорит 5.Стоит бык на горах о семи головах, ребра стучат, бока говорят 6.Хороший колокол звучит даже от лёгкого прикосновения 7.Без языка и колокол нем 8. Колоколить во все колокола 9. Язык есть, речей нет, вести подает. 10.Пришло счастье, хоть в колокол звони! 11. Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает. 12. У царя колокол на всю Русь (так говорили о рекрутском наборе)
В старые времена в Москве существовал обычай пустить нелепый слух, когда начинали на колокольном заводе лить колокол. И, чем нелепее и громче слух, тем звонче будет колокол, — так искренно думали колоколитейные заводчики, а за ними и вся Москва того времени. Родился слух тайно, потом из лавочек и трактиров шел по домам и площадям, потом в деревни и провинции и с оказиями, и когда разрастался, вдруг объявлялось: «На таком-то заводе колокол слили! У-у, звонкий!..» Это была реклама того времени. Если же колокол на заводе выходил не звонкий, то слух так и не открывался, а переходил в легенду. Остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои «сочинения». Дореволюционный колокололитейщик Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокольное искусство» пишет: Однажды на Покровке венчали свадьбу, и, когда священник повел жениха и невесту аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. «Слух этот настолько был силен в Москве, что проходу не было – нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали, и, что только чудо не допустило до греховного брака». Отсюда пошло и огромное количество пословиц: «Колокол льют» – говорится о всех несбыточных, выдуманных новостях, потому что к отливке колокола, по суеверию, распускают какую-нибудь небылицу. «Эх, заливает» Несколько пословиц записал В.И. Даль: «Колокола отливают, так вести распускают» «Вести-то пустили, да колокола не отлили» Во второй половине XIX века, с появлением газет обычай уничтожился, но когда здорово соврут, все-таки говорили – «колокол льют!» В 1878 году, когда лили самый большой колокол для Храма Христа Спасителя, генерал- губернатор, кн. В.А. Долгоруков, председательствуя в комиссии по постройке храма пошутил: — Надо бы по древнему московскому обычаю, чтобы колокол звончее был, пустить какой-нибудь слух… Все рассмеялись, а член комиссии, известный в Москве П.Н. Зубов, подошел к председателю и шепнул ему что-то на ухо. Кн. Долгоруков взглянул на сидевшего против себя члена же комиссии, необъятно толстого и громадного барона Б., и неудержимо расхохотался. — Что, такое, ваше сиятельство? – заинтересовались все, но В.А. молчал. — Что случилось? Что? — Секрет… Большой секрет… Вот когда колокол будет хорош – тогда скажу… А потом, по секрету, каждому члену комиссии, конечно, кроме барона Б., кн. Долгоруков и Зубов рассказали слух, который был настолько «подходящ», что облетел всю Москву шепотом в гостиных и гремел в клубах и трактирах. Только один барон Б. недоумевал, когда при всяком его появлении в обществе все «помирали со смеху». А Зубов сказал В.А. Долгорукову следующее: — Пустим слух, что барон Б. «в таком положении»… По месту пришлась эта шутка и облетела Москву. Колокол весящий 1400 пудов, как известно оказался очень хорош. Колокол слили и барона Б. вспомнили. Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве. Примером тому множество пословиц и поговорок на тему звонов.
Поговорка « На всю Ивановскую» в своём происхождении связана с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Поговорка « Пустится во вся тяжкая» возникла о обычая перезвона. В старину был обычным перезвон церковных колоколов. Колокола в церквах изготовлялись всех размеров и голосов – от маленьких до колоссальных (знаменитый колокол кремлевского Успенского собора весил 4000 пудов, то есть около 65 тонн). Неудивительно, если в церковных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а «ударить во все тяжкая» означало: начать звонить во все колокола. Вполне понятно, что уже очень давно «трезвонить во все колокола» стало значить: шумно обсуждать какую-нибудь новость, рассказывать направо и налево. Ведь звоном колоколов извещали народ и о важных событиях. то же время появилось и выражение «пуститься во все тяжкие»; оно означало: действовать, не считаясь ни с чем. Сегодня происхождение этих слов основательно забылось, и они приобрели совсем новое значение. Казак Маргарита, 11 Ответ:
Б) – колокол В) – колокол
«Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню», «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь», «В толстый колокол звонят, так праздник», «Одни колокола поют (те не служат)», «Два барабана не заменят одного колокола», «Звонить во все колокола», «В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали»
Родился слух тайно, потом из лавочек и трактиров шел по домам и площадям, потом в деревни и провинции и с оказиями, и когда разрастался, вдруг объявлялось: «На таком-то заводе колокол слили! У-у, звонкий!..» Это была реклама того времени. Если же колокол на заводе выходил не звонкий, то слух так и не открывался, а переходил в легенду. Остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои «сочинения». Дореволюционный колокололитейщик Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокольное искусство» пишет: Однажды на Покровке венчали свадьбу, и, когда священник повел жениха и невесту аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. «Слух этот настолько был силен в Москве, что проходу не было – нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали, и, что только чудо не допустило до греховного брака». Отсюда пошло и огромное количество пословиц.
Несколько пословиц записал В.И. Даль:
Б) Другой такой же нелепый и дикий слух, пущенный литейщиками, заключался вот в чем: «генерал-губернатор на кануне большого праздника, кажется Николина дня, давал бал, на который приглашено было полгорода». «Дом горел огнями. Всю ночь продолжались танцы и вот, во время полного разгара удовольствий, при громе бальной музыки, раздался с Ивановской колокольни первый удар благовеста к заутрене». «При этом торжественном звуке люстры и канделябры в губернаторском доме в одну секунду погасли, струны на музыкальных инструментах лопнули, стела из двойных рам, звеня попадали на улицу и, в страшной темноте, волны морозного воздуха хлынули на обнаженные плечи и шеи танцующих дам». «Раздался крик ужаса. Испуганные гости бросились толпою к дверям, но они с громом захлопнулись и никакие усилия не могли отворить их до тех пор, пока не кончился в Кремле благовест». К этому рассказу добавляют, что в большой зале найдено несколько замерзших и задавленных и, в том числе, тело самого хозяина праздника. Пришло счастье, хоть в колокол звони! Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает. Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала. Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти! Поп за колокол, а мы за ковш. Про глухого попа не разбить колокола. У царя колокол на всю Русь. (так говорили о рекрутском наборе) Вести-то пустили, а колокола не отлили. (о вранье) |