Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия хх век» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек... 2 402.07kb.
Конкурс для старшеклассников оу первомайского района 1 128.4kb.
Конкурс сообщений и экскурсия в Сандармох для старшеклассников; 1 29.71kb.
Бунташный 17-й век в истории России – таблица Хронологическая таблица... 1 39.83kb.
Учебник советской и христианской истории Год 1929-1940, частичная... 1 175.14kb.
Учебный год Электронные образовательные ресурсы Россия на рубеже... 1 136.04kb.
Конкурс исследовательских творческих работ Работу 1 35.87kb.
Итоговый тест по «Истории России. 19 век» в царствование Александра... 1 51.26kb.
Моя педагогическая философия «век живи век учись» 1 52.86kb.
Учебный курс История. Россия и мир. ХХ век предмет история дисциплина... 1 239.5kb.
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного... 1 121.03kb.
Информация о выданных открытых листах 1 225.4kb.
- 4 1234.94kb.
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия хх век» - страница №1/2

Материалы в помощь участнику конкурса
Исторический конкурс для старшеклассников

«человек в истории. Россия — хх век»


ЖЮРИ КОНКУРСА


Даниил Александрович Гранин

писатель, Санкт-Петербург



Александр Юльевич Даниэль

директор программы «История инакомыслия в СССР»

Международного «Мемориала», Москва

Сергей Аркадьевич Иванов

профессор СПбГУ, Москва



Ирина Владимировна Карацуба

историк, доцент МГУ имени М. В.Ломоносова



Александр Валерьевич Кобак

исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева, Санкт-Петербург



Владимир Фотиевич Козлов

заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, председатель Союза краеведов России, Москва



Ксения Андреевна Ларина

журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»



Мария Александровна Липман

главный редактор журнала «Pro et Contra», Московский центр Карнеги, Москва



Александр Давидович Марголис

генеральный директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, Санкт-Петербург



Арсений Борисович Рогинский

председатель правления Международного «Мемориала», Москва



Никита Павлович Соколов

шеф-редактор журнала «Отечественные записки», Москва



Ирина Лазаревна Щербакова

председатель Оргкомитета конкурса, Москва



Ирина Евгеньевна Ясина

вице-президент фонда "Либеральная миссия"


ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ КООРДИНАТОРЕ


В Красноярском крае и Республике Хакасия организацией конкурса занимается Красноярское общество «Мемориал». Региональный координатор конкурса по Красноярскому краю – Алексей Андреевич Бабий (e-mail memorial@maxsoft.ru,
Тел. 8-913-521-95-81, ул.Урицкого, 61 (Дом науки и техники), к. 4-27. Вы сможете получить методические материалы, консультации, ознакомиться с работами победителей, поработать с архивом Красноярского общества «Мемориал», получить компакт-диск для учителей истории. Важно: если вы не успели отправить работу до 10 января 2014 года, не отчаивайтесь – ее можно до конца января 2014 г. передать непосредственно региональному координатору. Важно: Просим обязательно выслать региональному координатору электронную копию работы для опубликования на сайте www.memorial.krsk.ru по электронной почте memorial@maxsoft.ru и/или alexstalker@yahoo.com (тема письма должна быть: МЕМОРИАЛ – ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС), или прислать дискету или компакт-диск обычной почтой на адрес 660049, Красноярск, а/я 25491, Мемориал.

Все публикуемые материалы предоставлены архивом общества “Мемориал”

© “Мемориал”, 2011

КОНКУРС

исторических исследовательских работ

старшеклассников
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ

РОССИЯ ХХ ВЕК

Материалы в помощь

участнику конкурса


Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета

Министерство образования и науки Красноярского края

объявляют

XV ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»


Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века. Общая тема конкурса 2013-2014 гг. – Судьба человека в российской истории ХХ века. Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем:

История семьи Человек, общество, армия

Цена победы Границы и соседи в российской истории ХХ века

Человек и малая родина Свои – чужие: другая национальность, другая Человек и власть религия, другие убеждения

Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.

Выбор темы История семьи поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, ваших родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Мы ждем от вас работ, в которых отражалось бы отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память.

Мы надеемся, что участники конкурса посвятят свои исследования по теме Цена победы судьбе обычного человека, обратят свое внимание на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания. Мы хотим, чтобы участники конкурса занялись темами, которые до сих пор остаются «белыми пятнами» – то есть историями, связанными с партизанским движением, с немецкой оккупацией. Словом, чтобы наши конкурсанты задумались над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в Отечественной войне. В рамках темы Цена победы мы предлагаем конкурсантам провести исследования на тему Когда закончилась война. Попробуйте проследить, как происходил процесс адаптации отдельного человека, семьи, общества в целом к мирной жизни, что пришлось преодолеть, как соединялись радость от победы и горе потерь, какие последствия войны оказались наиболее устойчивыми.

Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему Свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая над этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху.

Важной для нашего конкурса является тема: Границы и соседи в российской истории ХХ века. Мы предлагаем участникам конкурса посвятить свои исследования отношениям с близкими и дальними соседями (в Восточной и Центральной Европе и на бывшем советском пространстве), обратить внимания на ту роль, которую сыграли разного рода границы в жизни российских людей в ХХ веке, как они разделяли семьи и ломали судьбы, как складывались отношения с соседями, находившимися по ту сторону границы. Это могут быть истории, связанные с жизнью людей из Беларуси, Украины, Казахстана и Молдовы, стран Балтии и Польши.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

В рамках основных направлений конкурса вниманию участников предлагается также тема Человек, общество, армия. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества. Лучшие работы будут награждены призами от Международной сети правозащитных организаций «Общество и армия».

Три конкурсные работы, посвященные судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальной премией им. Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским Центром «Василий Гроссман» (Италия, Турин).



Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать: фамилию, имя и отчество автора (полностью), адрес автора и школы с почтовым индексом, класс и номер школы, телефон (автора и школы). Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя. Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Максимальный объем исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объемом в 3–4 страницы, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ). Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.



Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2014 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2014 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2014 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

В 2009 г. Фонд Михаила Прохорова учредил именные однократные стипендии для победителей конкурса, поступивших на гуманитарные факультеты вызов. Стипендии предоставляются на конкурсной основе. В Стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова могут принимать участие лауреаты конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», заканчивающие средние и средние специальные учебные заведения в текущем учебном году.

Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

Запрос на получение методических материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2013 г. (материалы высылаются только по электронной почте).

Запросы и работы присылайте по адресу: Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс».

Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00) Факс: (495) 609-06-94 E-mail: konkurs@memo.ru
Сайт «Уроки Истории»
В мае 2009 г. Открыт сайт www.urokiistorii.ru. Наша цель – создать консультационный и методический портал для подготовки исторических исследований, дискуссионную площадку для обсуждения сложных, неоднозначных страниц отечественной истории. Сайт освещает актуальные события, касающиеся современного состояния культуры памяти и исторической политики, развития истории XX века.

На сайте размещаются работы участников конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Мы публикуем методические материалы для подготовки исследовательских работ, в том числе разработки наших коллег из Германии и Польши. На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах, выставках, описание учебников, книг, научных статей, рецензий на фильмы, теле- и радиопередачи, затрагивающие историческую тематику.


Конкурс проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда ≪Память, ответственность и будущее≫ (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиала ≪Фонд Фридриха Науманна за свободу≫ (Германия) в Российской Федерации, Фонда Кёрбера (ФРГ), Исследовательского Центра ≪Жизнь и судьба≫ (Италия).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНКУРСЕ

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. И все же мы сужаем круг возможных тем – работы конкурсантов должны быть посвящены отечественной истории ХХ столетия.

Причин тому несколько. Первая – ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая – вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. И, наконец, третья – мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами: семейная традиция, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т. д.

Мы надеемся, что молодые люди, занявшись в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), смогут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней.



Цель конкурса – побудить молодых людей, увлекающихся историей, заняться самостоятельной исследовательской работой.

Мы призываем будущих участников конкурса обратиться прежде всего к истории повседневности. Это значит — к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий или деревень, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Поэтому мы ожидаем, что в ваших работах эта связь будет прослежена.


ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ?
Одно из ключевых слов конкурса - “повседневность”. Повседневность - это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном, языковой лексикой. В историю повседневности входит многое: детские игры, книги, которые читают, фильмы, которые смотрят, песни, которые поют, одежда, которую носят представители разных социальных групп в разные исторические периоды. Всем этим наполняется повседневность и это играет огромную роль в формировании характера человека.

“В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. И в то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества” (Н. Лебина).

Именно в анализе повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи?

Неверно представлять себе эти трагические эпохи как сплошную цепь несчастий. И в эти периоды люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт. Занимаясь вашими историческими изысканиями, вы сможете увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей. Возможно, вам удастся понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать, не сопротивлялись, когда должны были бы сопротивляться. Или, наоборот, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх, и тогда содержанием повседневности становились подвижничество и героизм, как это было в период Великой Отечественной войны.

И “послевоенная повседневность запомнилась современникам в серо-зеленом цвете: на улицах городов то и дело мелькали гимнастерки, шинели и другая одежда, в которой угадывались те же перешитые гимнастерки и шинели. Танкистский шлем и офицерская планшетка стали предметом мечтаний тысяч мальчишек, а люди в ватниках и видавших виды сапогах даже для столицы были нормальным явлением. Порванные башмаки немедленно превращались в почти неразрешимую проблему, а иногда и целую трагедию. Покупка отреза на платье или нового пальто для большинства людей была событием…” (Е.Зубкова).

Мы надеемся, что на примере конкретных историй вы лучше сможете себе представить советский быт разных эпох. Для поколений, чья жизнь протекала на фоне войны, нищеты, голода, страха, спокойный быт ассоциируется не с тупой сытостью и духовным убожеством, а с миром, покоем и достоинством человека. Чтобы сохранить это достоинство, от человека требовалось немало жизненных сил. Ведь реальный быт для большинства складывался из барачно-коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из отоваривания карточек, получения лимитов, талонов, ордеров и т. п. Не надо забывать, что большая часть жизни многих людей, к прошлому которых вы обратитесь, прошла в таких условиях, когда существование в бараке или в коммунальной квартире часто лишало их “даже маленького кусочка скрытой личной жизни, к которой так тянется человек. Самые потаенные стороны быта становились достоянием всей квартиры… Жилище в советском обществе перестало быть просто местом отдыха, потребления, довольно закрытой сферой частной жизни. Оно превратилось в социальный институт, в котором нормы поведения во многом определялись санитарными и жилищными нормами, а также структурой жилища.” (Н. Лебина). Именно поэтому чрезвычайно важно понять, как влияла на формирование конкретной личности такая жизнь, как и в чем, человек искал возможности для сохранения своей индивидуальности, или наоборот заражался инфантилизмом и иждивенчеством.

Порой большой биографический и даже исторический смысл может заключаться в одной бытовой детали. Ваша задача — разглядеть этот смысл. И когда пожилая деревенская женщина рассказывает о том, что первые башмаки, а ей было тогда уже лет тринадцать, ей достались после войны (выменяла мать на картошку), а до этого она ходила только в лаптях, это может дать лучшее представление о колхозной жизни, чем многие цифры и диаграммы. Разговаривая с людьми об их прошлом, вы убедитесь, что иногда человеческая жизнь определялась наличием квадратных метров в коммунальной квартире, зависела от пары теплых варежек, куска хлеба. И проявлением высшей любви и привязанности могла служить посылка с несколькими луковицами и чесночными головками. Именно о такой посылке рассказывает, например, академик медицины Иван Воробьев, который 13-летним мальчиком послал матери в 1942 году из детского дома на Урале в лагерь на Колыму такую маленькую посылку, которую она потом называла “главным подарком в своей жизни”.

Самое существенное в любом биографическом материале – это соотнесенность частного существования человека с ходом исторических событий. Задача исследователя – почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух времени. Вот как написал об этом писатель Даниил Гранин: “С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет. Она должна на что-то натолкнуться, от чего-то отразиться. Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок”.

И именно память, сохраняющая историю повседневности, поможет вам разобраться и в тех периодах нашей уже послевоенной жизни, когда происходили бурные общественные изменения, как это было в 60-е, и в тех, когда, казалось бы, не происходило эпохальных событий, которые сегодня кажутся застывшими и окрашенными не в черный и красный, а скорее в серый цвет, как семидесятые, начало восьмидесятых годов.
ГДЕ НАЙТИ ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ?
Тема нашего конкурса — “Человек в истории”. И потому, за какую бы тему вы ни брались, в центре вашей работы должна быть человеческая судьба. Но конкретный ее выбор только за вами.

Вы, конечно, можете, обратиться к жизни какого-нибудь знаменитого человека. Однако в этом случае очень нелегко написать что - либо новое. А сделанный вами на основании опубликованных источников пусть даже грамотный реферат вряд ли будет оценен как самостоятельное исследование. Интересной ваша работа может стать лишь в том случае, если вы сумеете критически проанализировать самые разные источники, обнаружить в них противоречия, объяснить причину этих противоречий или даже фальсификаций (в советской историографии можно найти много подобных примеров) и сделать свои собственные выводы о той роли, которую этот человек сыграл в истории. Это вполне возможный путь, поскольку едва ли найдется сколько-нибудь заметная фигура в российской истории ХХ века, которая не была бы окружена мифами и легендами.

Но, может быть, прежде чем ставить перед собой такую трудную задачу, вы присмотритесь к людям, вас окружающим. Ведь в их судьбах история страны отражается порою не менее ярко, чем в жизни выдающихся личностей.

Важно, чтобы на конкретных жизненных примерах участники конкурса поняли: “Человек представляет собой историческое существо — во-первых, в том смысле, что он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю, а во-вторых, потому что сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории. Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других” (А. Гуревич).

Поэтому одно из важнейших направлений в теме нашего конкурса — рассказ об этих “других”, о тех, кого еще недавно принято было называть “народными массами”. Однако без жизненной истории каждого из этих людей в отдельности — “народ неполный”.

Есть, например, большие пробелы в истории репрессий в нашей стране, которые невозможно восполнить с помощью одних только архивных документов. Репрессии затронули многие миллионы людей, а письменных свидетельств, мемуаров об этом сохранилось чрезвычайно мало. Дело в том, что пострадало огромное количество людей, которые никогда не стали бы записывать пережитое. Это и раскулаченные крестьяне, и люди, осужденные по многочисленным сталинским указам за опоздание на работу, невыполнение трудодней, за мелкие хищения (как говорили в народе, “за колоски”). Разыскать таких людей, записать их рассказы — задача большой исторической важности.

И если вы уже начали заниматься историей чьей-либо жизни, постарайтесь увидеть в ней нечто большее, чем просто биографические факты: родился, учился, женился, работал. Постарайтесь, чтобы возник сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили бы объяснение в вашем рассказе именно с точки зрения историка. И вполне возможно, что ваша версия не будет совпадать с версией того, кто рассказывает вам о себе, или с версией тех, кто рассказывает вам о герое вашего исследования. Если вы видите, что ваш собеседник “проглатывает” какие-то моменты своей биографии, упоминает о них лишь вскользь или, наоборот, на каких-то периодах “застревает”, надо попытаться проанализировать, почему это происходит. Будьте готовы к тому, что, погружаясь в чью-либо жизнь, вы столкнетесь с умолчаниями, недосказанностью, а иногда и с прямым мифотворчеством. Но именно здесь, как правило, и надо искать ключ к пониманию места данного человека в его времени.

Безусловно, очень полезно и интересно погрузиться в историю своей семьи, обнаружить свои корни, проследить судьбы близких родственников, тем более, что эта тема предложена нами в новом конкурсе как одна из основных в вашей исследовательской работе. Возможно, именно семейная история в наибольшей степени поможет участникам конкурса преодолеть “разрыв времен”, ощутить прошлое предшествующих поколений, как часть своего прошлого. Однако помните, что тут вас может подстерегать опасность создания “телефонной” книги, где просто названа многочисленная родня с краткими биографическими данными. Конечно, тщательно вычерченное генеалогическое древо – вещь очень полезная, но нам прежде всего хотелось, чтобы в судьбе вашей семьи, в ее перемещениях отражалась судьба страны и чтобы вы подробно описали наиболее интересный жизненный путь лишь одного или двух ее членов. Еще интереснее, если вы поставите перед собой задачу не просто описать жизненный путь одного или нескольких членов семьи, а попытаетесь осмыслить, как развивались отношения в семье в разные исторические периоды. Ведь семья — это маленькое зеркало большого общества и очень важно понять, как в ней распределялись роли, насколько авторитарными или наоборот либеральными были отношения между родителями и детьми. Какой место отводилось в советской семье женщине, ведь исторические события в 30-е, и особенно в 40-е годы приводили к тому, что в центре семьи оказывалась мать, а отцы были в тюрьме, в лагере, в армии, на фронте? Как складывались отношения в семье после их возвращения? Какую роль играли старшие сыновья в отсутствие отцов, к чему приводили силовые методы воспитания у родителей, травмированных пережитым?

В те годы у взрослых в семье, занятых борьбой за существование, часто не оставалось времени для размышления над проблемами воспитания детей, да и просто для контроля за ними. К тому же жилищные условия в городе и структура крестьянской семьи в деревне приводили к тому, что семья состояла из трех поколений. Поэтому особенно важная роль принадлежала бабушкам. Постарайтесь выяснить, к чему приводила такая семейная структура, если вы с ней столкнулись.

Огромную роль играла и улица, на которой дети, особенно в городе, в то время оказывались гораздо раньше нынешних; ее “законы” сформировали не одно поколение советских подростков.

Интересно также проследить, как меняется семейная ситуация и отношение к детям, начиная с 60-х годов, в связи с изменениями в социально-экономическом развитии обществе. Конечно такой анализ внутрисемейных отношений - вещь не простая, однако, даже ваша попытка задуматься над тем, как под влиянием исторических событий складывались отношения в семье, сделает вашу работу более глубокой.

История едва ли не каждой семьи в России в 20-ом веке, история каждой человеческой судьбы связана с добровольными или вынужденными миграциями и переселениями. Людей срывали с насиженных мест раскулачивание и война, сталинские репрессии и депортации целых народов, вербовка на целину и на строительство БАМА. В последнее десятилетие распад Советского Союза привел к тому, что сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Многим пришлось побывать в роли “чужого” и очень многим столкнуться с “чужими”. Поэтому предлагаемая в нынешнем конкурсе тема: Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения не только важна для анализа нашего прошлого, но не потеряла своей актуальности и сегодня. К сожалению, в те эпохи, когда усиливается социальная и политическая напряженность, неприязнь и недоверие друг к другу резко возрастают. Очень легко увидеть в “чужом” конкретного виновника собственных несчастий. Конечно, эта тема очень сложная, однако только непредвзятый рассказ о том, как выглядела историческая реальность, что пришлось пережить людям, помогут избавиться от стереотипов и клише в оценках “своих” и “чужих” и станут основой для создания климата взаимной терпимости или, как мы сегодня говорим, толерантности, в нашем обществе.

Темы и сюжеты можно найти в самых различных местах. Расспросите своих знакомых и близких. Поищите материалы в семейных, школьных или городских архивах. Полистайте подшивки старых газет в библиотеке.

Несомненно, большой интерес может представлять история вашего города, поселка, улицы, а иногда и одного дома, особенно если вы хотите посвятить вашу работу теме: “Человек и малая родина”. Весьма вероятно, например, что в вашем городе существовало здание, история которого в миниатюре отражает историю знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. В начале 1930-х годов его взорвали, чтобы воздвигнуть гигантский Дворец Советов, вместо него во времена Хрущева создали открытый бассейн, наконец, в 1990-е годы храм полностью отстроили заново. Натолкнуть на интересный краеведческий сюжет могут мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы, фабрики и многое другое. Краеведческие темы можно поискать в альбомах с фотографиями, в книгах, проспектах и брошюрах по местной истории. Возможно, вы найдете в них очерк о каком-нибудь человеке, учреждении, организации или здании и вам захочется проследить его дальнейшую судьбу или просто больше узнать о нем. На интересные материалы можно наткнуться и в местном историческом или краеведческом музее. Так, в фильме польского режиссера Анджея Вайды “Человек из мрамора” героиня распутывает чрезвычайно сложную историю жизни, случайно увидев в музее мраморную статую знаменитого в 1950-е годы в Польше ударника труда.

Может случиться и так, что, начав “раскапывать” какой-либо сюжет, вы вдруг окажетесь в тупике, ваши поиски не увенчаются успехом, а вы уже затратили на них много сил и времени. Не отчаивайтесь. И “взрослые” историки совсем не всегда докапываются до истины. Если сам процесс поиска был для вас увлекательным, если вам удалось собрать много фактов, опишите историю поисков, и это тоже может получиться очень интересно. К тому же каждый исследователь имеет право на свою версию и реконструкцию событий.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
В вашей работе вы можете использовать самые разные исторические источники, как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники, о которых мы подробно поговорим ниже, это могут быть материалы и документы (в том числе кино-фото), почерпнутые из домашних, государственных, общественных архивов. 

Какого же рода письменные источники могут представлять для вас особый интерес? Это прежде всего неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники, письма. Они могут послужить основой вашего исследования или быть лишь частично использованы.

Неопубликованные воспоминания, обнаруженные вами в семейном или государственном архиве, могут явиться очень важным источником. Для исследователя в этом случае важно понять, каковы были причины, заставившие автора, если он не профессиональный литератор, сесть за мемуары. Воспоминания пишутся из самых разных соображений: из желания извлечь уроки из прожитой жизни для детей и внуков, для утверждения своей роли в событиях прошлого, для самооправдания в глазах современников и пр. Например, для многих бывших узников ГУЛАГа их память была способом выживания (“ Я старалась запомнить, чтобы рассказать”,- писала Евгения Гинзбург); с другой стороны, написанные на “скорую руку” воспоминания некоторых политиков нужны им для создания приукрашенной биографии.

Обычно этими побудительными причинами и определяется степень достоверности мемуаров.

Именно поэтому для работы с воспоминаниями первостепенное значение имеет все, что связано с их происхождением: датировка, обстоятельства создания, степень причастности автора к событиям, о которых он рассказывает, его биография, социальный статус, житейские воззрения и т.п. Само собой разумеется, что чем глубже и всестороннее вы сможете это исследовать, тем лучше и полнее раскроется степень ценности заключенной в мемуарах информации о событиях прошлых лет. Ценность представляют для нас отнюдь не только автобиографические записки известных личностей, тем более что они-то, как правило, всегда публикуются, а воспоминания людей самых обычных. Еще Пушкин ратовал за то, чтобы памятные записи вели люди рядовые, ничем не примечательные, просто грамотные, потому что видел в этом средство закрепления исторической памяти общества.

К другим важным письменным источникам относятся дневники. Дневники отличаются от воспоминаний, поскольку воспроизводят стихийное течение событий, протекающих на глазах автора, а мемуары – это обдуманное воссоздание прошедшей жизни.

По сравнению с другими биографическими источниками дневники наиболее достоверны, ведь их создатели, как правило, делали записи для себя, а не для печати.

Большая удача, если посчастливится отыскать чей-либо дневник прошлых лет. Иногда найденные случайно дневники самых обычных людей, даже детей, становились всемирно известными историческими свидетельствами (например, блокадные записи ленинградской девочки Тани Савичевой, или дневник голландской школьницы Анны Франк). Кто знает, может быть и вам удастся обнаружить чей-нибудь интересный дневник? Однако надо помнить, что даже самая удивительная находка – это только основа вашей работы, потому что любой дневник должен быть снабжен вашими подробными комментариями.

Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Помните, как повезло герою романа “Два капитана”, случайно нашедшему письма погибшего во время северной экспедиции капитана Татаринова. Однако надо быть готовыми к тому, что письма, даже писавшиеся людьми в экстремальных ситуациях (с фронта, из лагеря или из тюрьмы), часто содержат лишь вещи повседневные, а вовсе не описание чего-то необыкновенного. И война, например, воспринималась ими, не как подвиг, а как тяжелый труд. К тому же эти письма отправлялись в условиях самой жесткой цензуры, и это тоже учитывалось теми, кто их писал. (Например, в одной из работ, присланной на прошлый конкурс, и посвященной прадеду – фронтовику, школьник приводил его подлинные фронтовые письма. Однако от его внимания ускользнула разница между письмами, отправленными обычным путем – через полевую почту, и письмами, присланных иным образом. Если тон первых подчеркнуто бодрый, то в письмах, переданных с оказией (без оглядки на цензуру), звучат порой совсем иные ноты, тут и жалобы на несправедливость командиров, и советы родным, как избежать голода).

Важный источник - разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. С их помощью можно проверить сообщаемые вам биографические данные, определить степень достоверности собранного материала. Но это совсем не означает, что официальным советским документам можно полностью доверять. С одной стороны, для того, чтобы выжить, людям часто приходилось идти на обман власти, утаивать или искажать биографические данные (например, не указывать в анкетах репрессированных родственников, скрывать свою истинную национальность, пребывание в плену и т.п.). С другой стороны, документы, исходящие от властей, могли быть сфальсифицированы. Наиболее яркий пример - фальшивые справки, выдаваемые в 40 – 50 -е годы, в которых сообщались мнимые даты смерти в лагерях от различных болезней лиц, расстрелянных в период массового террора в 37 - 38-м годах.

Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Старые фотографии (отдельные снимки или целые альбомы) вы можете обнаружить практически всюду: в семейных, школьных и государственных архивах. Фотографии могут навести вас на какой-нибудь сюжет или заставить ваших собеседников вспомнить эпизоды, связанные с этими фотографиями. Фотографии много могут рассказать вам и о героях ваших исследований и об обстановке, которая их окружала. В работе с фотографиями, так же как и с другими источниками, нужно попытаться восстановить дату снимка, если он не подписан. В любом случае, надо очень внимательно изучить все надписи, сделанные на обороте. Это важно и для того, чтобы понять, почему человек многие годы берег этот снимок. Ведь, сохраняя фотографии, мы сохраняем зрительную память и о себе самом и о других людях или событиях в своей жизни. Важно также определить, по какому поводу, и с какой целью была снята та или иная фотография, и в чьих руках был фотоаппарат. Зафиксировал ли тот, кто фотографировал, просто сценку из жизни, или это парадный снимок, для которого специально одевались, причесывались или рассаживались, или это фотография, сделанная для какого-либо документа. Однако и к фотографиям как историческому источнику следует относиться внимательно и критически. На первый взгляд может показаться, что фотография представляет собой точное, документальное отражение действительности. В реальности это не всегда так. Например, в 1930-е годы многие снимки, изображавшие деятелей революции 1917 года, фальсифицировались (ретушировались) по мере того, как Сталин устранял этих людей с политической сцены. Но даже когда речь не идет о ретуши, с помощью фотоснимков в семейном альбоме часто выстраивается парадная биография, имеющая мало общего с настоящей жизнью. Такие фотографии непросто использовать и интерпретировать. Их надо увязывать с другими источниками. Даже редкие и интересные фотографии не составят целиком вашей конкурсной работы.

Важной отправной точкой в ваших поисках могут стать старые предметы и вещи. У наших сегодняшних вещей жизнь гораздо короче, чем у тех, что служили людям в прежние десятилетия. Поэтому старинный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов могут помочь вам воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда. “Я вспоминал разные вещи, которые тогда были... Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся. И все это вместе составляет картину города, которого уже нет, нашего Ленинграда первой пятилетки” (Д. Гранин).

Вещи отражают личность и образ жизни их владельца. Описание того, как с ними обращались, чрезвычайно существенно для анализа повседневности. Вспомним, сколько страниц в романе " Робинзон Крузо" посвящено описанию предметов, которые сумел собрать герой после кораблекрушения, они отражали его борьбу за выживание.

Очень важной деталью повседневности является отношение к одежде и манера одеваться, это и в советские эпохи четко кодировало принадлежность человека к той или иной социальной группе. Кожаная куртка и красная косынка, полувоенный френч и сапоги, бостоновый костюм и шляпа, брюки дудочки и башмаки на толстой подошве, грубой вязки свитер и джинсы, которые возможно носили когда-то герои ваших исследований, порою много могут сказать об их прошлом и их социальной роли в ту или иную эпоху.

Конечно, в наших условиях отыскать интересные старые предметы или “говорящие” вещи не такая уж легкая задача. Из-за жилищных проблем и бесконечных переездов люди плохо сохраняли вещи. Возможно, это проще сделать в российской провинции, где быт спокойнее и устойчивее, чем в большом многомиллионном городе.

Мы описали разные исторические источники, но, поскольку одним из основных направлений вашего поиска станет история жизни одного человека или история целой семьи, наиболее доступным для вас источником будут рассказы самих людей об их жизни, ее отдельных эпизодах или периодах.


ЧТО ТАКОЕ УСТНЫЙ ИСТОЧНИК?
Вам, возможно, придется заняться тем, что историки во всем мире называют “устной историей”. Устная история – это записанные на магнитофонную пленку воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которых они были.

Рассказы людей историки собирали всегда, даже в античности. В переводе с древнегреческого “хисторио” означает “ хожу, расспрашиваю, узнаю”. Однако со второй половины ХХ века появились технические средства, которые облегчили запись этих рассказов и дали возможность передавать их так, как они были услышаны – со всеми нюансами интонации и лексики. Это магнитофонная запись.

По мере того как историков все больше интересовали биографии обычных людей и судьбы тех социальных слоев, которые редко оставляют свои письменные воспоминания, метод магнитофонной записи применялся все шире.

Сейчас все чаще используется уже не магнитофонная, а видеозапись. В самом деле, видеокамера дает еще больше возможностей – фиксируются не только голос и интонация, но и облик, жесты, движения, мимика и даже обстановка, окружающая вашего собеседника. Однако тут есть и свои немалые сложности. Видеокамера требует от вашего собеседника гораздо более длительного привыкания: даже на небольшой магнитофон многие люди реагирует нервозно, а здесь они постоянно находятся под объективом. Кроме того, нарушается и такой существенный для многих фактор, как анонимность записи, ведь голос не так распознаваем, как изображение. Все это может негативно сказаться на вашей беседе и в результате привести к тому, что вы не получите важной информации. Видеозапись предполагает коллективную работу, ваше интервью получится качественным только в том случае, если оно проводится двумя интервьюерами, где один задает вопросы, а другой снимает на камеру.


ПОИСК СОБЕСЕДНИКОВ
Готовясь к тому, чтобы заняться “устной историей” и, следовательно, проведением исторических интервью, прежде всего важно определить, какого рода информацию вы хотите получить. Если вас интересует, например, конкретный исторический эпизод или период, вам нужно выстраивать тематическое интервью, в котором биография вашего собеседника — только часть исторического “реквизита”. Если вас, наоборот, интересует вся история жизни человека, то нужно ориентироваться на автобиографическое интервью.

Что самое важное в потенциальном собеседнике:

а) желание говорить откровенно и говорить для записи;

б) способность в какой-то мере осмыслять свой собственный жизненный опыт;

в) наблюдательность и способность запоминать детали;

г) желание вспоминать прошлое.

Самый простой способ найти подходящих собеседников — начать расспрашивать близких и знакомых. Среди них обязательно найдутся люди с интересной биографией. Если вы хотите узнать о каких-то конкретных исторических событиях, спрашивайте о людях, которые ведут записи или проявляют интерес к местной истории.

Если вас интересует какой-нибудь период в истории вашего города, деревни, поселка, то, расспрашивая одного человека, попросите назвать вам и других людей, которые могли бы рассказать вам о том же времени. Очень часто именно так и находятся свидетели - по цепочке от одного к другому.

Если вы еще не знакомы с человеком лично и первый ваш контакт происходит, например, по телефону, не волнуйтесь, даже если поначалу встретите некоторое сопротивление и недоверие. Постарайтесь поставить себя на место человека, которого просят рассказать историю своей жизни: согласиться на нечто подобное бывает нелегко. В этом случае полезно назвать имя человека, которого ваш собеседник знает: такой-то посоветовал мне обязательно обратиться к вам. Можно написать письмо, коротко объяснить, чем вы занимаетесь; постарайтесь приложить заметку, вырезку или фотографию, которая может заинтересовать вашего предполагаемого собеседника или напомнить ему о прошлом. Однако не надейтесь, что вам обязательно ответят на письмо. Лучше через несколько дней позвонить самому и спросить, нельзя ли провести интервью.

Человека, с которым вы не знакомы, поначалу бывает очень трудно уговорить на беседу. Не удивляйтесь, если вы устанете от телефонных переговоров с ним.

Как объяснить будущему собеседнику, для чего вы хотите провести с ним интервью? Достаточно самых простых слов: “Меня очень интересует ваша биография”. Или: “Мы занимаемся историей людей, которые... Мы беседуем с теми, кто может нам об этом рассказать”.

Некоторые из ваших возможных собеседников будут приводить доводы, почему они, по их мнению, не годятся для интервью, скажут, что не очень хорошо знали об интересующем вас сюжете или что их подводит память. Объясните, что будете благодарны, если с вами все-таки поделятся тем, что помнят, постарайтесь дать толчок к тому, чтобы они начали вспоминать.
ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ
Прежде чем начать расспрашивать человека о его жизни или о каком-то периоде в его жизни, необходимо подготовиться к этому разговору. Скажем, если в его биографии вас интересуют военные или послевоенные годы, необходимо хорошо знать исторический фон. Таким образом, вы покажете вашему собеседнику, что относитесь к интервью серьезно. Пожилые люди часто оговариваются, путают города и годы, вы же должны быть в состоянии направить разговор в нужное русло.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
Договоритесь о времени, удобном для вашего собеседника. Постарайтесь условиться так, чтобы у вас обоих было не менее двух свободных часов. Если не будет хватать времени, ответы могут быть скомканными, и интервью получится сжатым и неудачным. (Это, конечно, не означает, что интервью должно длиться только два часа). Если вашему собеседнику есть о чем рассказать, а вам — о чем спросить, вы можете прийти к нему несколько раз и сделать многочасовую беседу.
МЕСТО
Постарайтесь, чтобы во время интервью вы с вашим собеседником остались наедине и чтобы вокруг было как можно меньше шума, отвлекающих моментов. Из внешних помех самые существенные – телефонные звонки, маленькие дети, неожиданные приходы посторонних.

Надо помнить, что на результаты интервью, как смысловые, так и эмоциональные, чрезвычайно влияет место проведения, время года и дня.

Например, для работоспособного сельского жителя летние месяцы — не самое удачное время для интервью, он неохотно пойдет на беседу до захода солнца, то есть до тех пор, пока не будет закончена работа в поле, в огороде и в саду.

Сельский житель предпочтет во время вашей встречи оставаться у себя дома , и это может быть для вас очень удобно. Домашняя обстановка, быт и вещи, фотографии, окружающие человека, могут дать вам о нем очень важные дополнительные сведения.

С городскими жителями часто бывает так, что они предпочитают вести с вами разговор вне дома, образно говоря, “на лавочке”. Иногда это способствует тому, чтобы человек оторвался от привычной жизни и погрузился в прошлое. В любом случае не забывайте попросить показать вам старые фотографии или какие-нибудь важные в его биографии документы: справки, грамоты, ордена и медали и пр. Это всегда улучшает процесс вспоминания и дает вам возможность оценить услышанный рассказ с точки зрения его исторической достоверности.

В самом крайнем случае, если у вас нет другого выхода и ваш предполагаемый собеседник не соглашается ни на какой другой вариант, можно провести разговор и по телефону. Это очень сложный вид интервью, и беседа может получиться у вас лишь в том случае, если вашему собеседнику захочется “исповедаться” вам, не видя вас.



следующая страница >>