Конференция «Работа классных руководителей с обучающимися по предотвращению угроз их жизни и здоровью» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гу «отдел образования акимата города костаная» 3 570.73kb.
Информация для классных руководителей 1 39kb.
Воспитательная работа в школе (2012-2013 уч год.) 2 320.25kb.
Семинаре классных руководителей по теме «Здоровье учащихся в работе... 1 78.99kb.
Программа по экологическому воспитанию «За чистый город» является... 1 226.37kb.
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год 1 221.17kb.
Сценарий посв. Дню заний и 75 летнему юбилею Плавской школы №2, 2013г. 1 91.33kb.
Литературный вернисаж «Кавалергарды, вы стяжали славу!»: Отечественная... 1 319.77kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов семинар классных... 1 84.63kb.
Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников Памятка 1 96.75kb.
Методическая разработка классного часа «Моя малая родина» 1 182.09kb.
Продюсер: Сергей Сельянов Исполнительные продюсеры 1 139.04kb.
- 4 1234.94kb.
Конференция «Работа классных руководителей с обучающимися по предотвращению угроз - страница №1/1

Чернышова Инга Михайловна

Педагог социальный

ГУО «Средняя школа № 10 г. Борисова»

sch10@borisov.edu.by


Конференция

«Работа классных руководителей с обучающимися

по предотвращению угроз их жизни и здоровью»

«Зловещая магия толпы»
Цель: обучение мерам безопасного поведения в условиях скопления большого количества людей.

Личный иммунитет безопасности:

- предвидеть опасность,

по возможности избегать её,

- при необходимости – точно действовать.

Я. Палкевич
Оповещённый наполовину спасён.

А. Гостюхин

Вступительное слово учителя.

Проблема сохранения жизни человека, обеспечение безопасной жизнедеятельности его в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Мы поговорим об азбуке выживания в социогенных катастрофах.

Как вы понимаете термин «социогенная опасность» или «социогенная катастрофа»? От кого исходит опасность?

(социо – лат. общество, генный… - греч. род, происхождение, т.е. опасность исходящая от общества).

Массовые скопления людей, так называемая толпа, представляет для индивидуума огромную опасность. Иногда маловероятное стечение обстоятельств приводит к непредсказуемым последствиям, и нам кажется, что мы становимся игрушкой судьбы. Однако анализ произошедших событий показывает, что в большинстве случаев человек поступает не лучшим образом, не представляя возможных последствий своих действий: он или поддается общему настроению толпы, впадая в панику, или переживает состояние оцепенения, или действует наперекор толпе, что тоже очень опасно, или совершает другие неправильные поступки. Одна из ошибок – переоценка своих возможностей, другая крайность - неуверенность в себе.

Неосторожный, неподготовленный человек – это уже потенциальная жертва. Вопросы психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать для того, чтобы быть готовым правильно действовать при необходимости. В экстремальной ситуации надо уметь различать опасности реальные и мнимые, принимать быстрые решения, уметь оценивать людей, постоянно и непрерывно контролировать самого себя, правильно определять свои возможности и пытаться найти выход даже из безнадёжной ситуации.

За свою историю человечество поневоле узнало очень много о социогенных катастрофах. И эти знания дорого оплачены.

Давайте вспомним трагедии, произошедшие в нашей стране или в зарубежных странах в условиях большого скопления людей. И подумаем, можно ли было избежать гибели, владея хотя бы элементарными сведениями о мерах безопасности.



Сообщения учащихся

  1. Я начну с события, которое произошло в нашей стране 30 мая 1999 года. В невероятной давке и толкотне в подземном переходе на станции метро «Немига» погибло 52 человека, 53–ий умер 11 июля в больнице.

Люди пришли на праздник, посвященный двухлетию со дня основания радиостанции «Мир». Одновременно с этим табачная компания «Магна» проводила свой супермарафон. Когда начался ливень и разыгралась гроза (в Минске действительно никогда не бывало такого ливня) толпа кинулась в метро, спасаясь от грозы с градом. То, что произошло далее, страшно… Толпа бежит к переходу, сначала все веселятся, хохочут, балуются, подростки подталкивают друг друга, щиплют девчонок…

На нижних ступеньках перехода кто – то поскальзывается и падает. Толпа напирает с улюлюканьем. Падает вторая группа людей, на них третья, перекрывается вход в метро внутри перехода. Люди на станции припали к стеклянным дверям в ужасе от этого зрелища, но они ничего не могли сделать. Начинается истерия. Люди умирали от удушья. Очевидцы утверждали, что там было месиво из повреждённых человеческих тел до самого потолка перехода.



  1. Трагедия в Великобритании на шеффилдском стадионе Хиллсборо разыгралась 15 апреля 1989 года. Возникшая на трибунах давка унесла жизни 96 болельщиков.

В то время на большинстве стадионов вокруг поля была установлена в качестве ограждения металлическая сетка, что рассматривалось как мера борьбы с хулиганством на трибунах. Это ограждение во время расследования трагедии было названо одной из основных причин, приведших к гибели людей.

Количество болельщиков, желающих войти на стадион, росло. Когда ситуация грозила выйти из–под контроля, полиция приняла решение открыть ещё одни ворота, у которых нет турникета. Это привело к тому, что сотни, а возможно и тысячи людей хлынули в узкий проход, ведущий на террасу. Те, кто стоял в первых рядах сектора, оказались плотно прижатыми к металлическому ограждению. Входящие на стадион не имели представления о том, что происходит впереди, и долгое время никто на создавшуюся ситуацию не обращал внимания. Вскоре поле стадиона было заполнено задыхающимися людьми, болельщиков со следами ранений, мертвыми телами. Это событие потрясло не только британское общество, но и весь мир.



  1. В 1967 году произошла страшная трагедия на стадионе в Лиме (Перу). Погибло 318 человек, более 600 ранено во время беспорядков на трибунах, вызванных тем, что арбитр не засчитал гол, забитый перуанцами на последней минуте в матче со сборной Аргентины в отборочном турнире Олимпиады. Многие были затоптаны в то время, когда толпа стремилась покинуть стадион. Ситуация была вызвана тем, что если бы гол был засчитан, сборная Перу поехала бы на Олимпиаду в Токио. В течение 30 дней после этой трагедии в стране действовало военное положение.

  2. Трагедий, произошедших на стадионах во время матчей в разных странах в разное время, достаточно много, и говорить об это можно долго. Я хочу рассказать еще об одной трагедии, известной всему миру, - это гибель «Титаника». Прошло почти сто лет с того момента, как в морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года южнее острова Ньюфаундленд затонул, столкнувшись с дрейфующим айсбергом, гигантский «Титаник», самое большое и самое роскошное судно начала века. Погибло 1500 пассажиров и членов экипажа. Трагедия не приняла бы такого масштаба, если бы не паника, начавшая на корабле. Поведение массы людей было неразумным, из–за этого они не смогли разумно использовать имеющие на корабле шлюпки. Несколько первых были спущены на воду полупустыми в силу беспорядка, а последние оказались переполненными, и находится в них, было небезопасно.

Беседа с учащимися.

  1. Когда и при каких условиях собирается толпа?

(Митинги, дискотека, зрелищные мероприятия – футбольные матчи, праздники города, концерты).

  1. Назовите опасные факторы толпы?

(Физические: удушье, увечье, переломы и т. д

Психологические: страх, паника, оскорбление, драка.

Юридические: арест, если толпа собралась несанкционированно или началась драка.)

Дополнение подготовленных учащихся

  1. Некоторые исследователи считают, что толпа – это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не всегда учитывает интересы отдельных составляющих – в том числе и их сохранность. Это становится понятным во время любой паники. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые её вызвали. Характерные черты паники следующие:

  • бегство направлено всегда в сторону от опасности (не делается попыток как – то повлиять на наступление опасности);

  • направление бегства при панике не является случайным (выбор за знакомой дорогой или той, которой бегут другие);

  • по своему характеру паническое бегство асоциально: самые сильные связи могут быть прерваны, мать может бросить ребёнка, муж – жену и т.д., люди становятся источником опасности друг для друга;

  • человек, охваченный паникой, плохо соображает, но его мысли не являются неразумными, проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит деталей своего решения, иногда главных, как в типичных для пожара случае – прыжке со смертельно большой высоты.

2. Из всего сказанного понятно, что остановить толпу может сильнейший эмоциональный тормоз, или чудо. Среди таких чудес известны примеры, когда сильному, волевому человеку удавалось остановить толпу. Вспомните романтическую историю о Данко. «Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал освещённый этим факелом великой любви к людям». Только так удалось герою Горького организовать толпу и повести ее за собой. Это, конечно, фантастическая история. А как поступить в жизни? Основные средства – категорические команды, горячее убеждение в отсутствии опасности, а в особо важных и сложных ситуациях – даже расстрел паникёров (истории подобные случаи известны). Многие специальные памятки рекомендуют решительное физическое подавление зачинщика паники, потому что пресечь начинающийся психический пожар неизмеримо проще, чем затем остановить сделавшую первый шаг толпу.

3. Основная психологическая картина толпы выглядит так:



  • снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального;

  • резкий рост внушаемости и снижение способности к независимому мышлению, (Адольф Гитлер отметил это афоризмом: «Заприте своё сердце, а ключ отдайте мне»);

  • толпе требуется лидер или объект ненависти, она с наслаждением будет подчинятся или громить, толпа способна как на страшную жестокость, так и на самопожертвование;

  • толпа быстро выдыхается, добившись чего – то;

  • в жизни уличной толпы очень важны такие элементы, как первый камень в витрину и первая кровь. Из такой толпы надо немедленно уходить.

Работа в группах

Каждой группе необходимо составить схемы безопасного поведения, нарисовать плакат по безопасному пребыванию:

- на массовых культурных мероприятиях;

- на массовых политических мероприятиях;

- если оказался в толпе случайно;

- если возникла драка.

В течение 7-10 минут учащиеся составляют свои проекты, рисуют плакаты, затем рассказывают и зачитывают классу.

Обсуждение, дополнения.



Дополнение подготовленных учащихся

А теперь послушайте советы специалистов, как уцелеть в толпе?

Лучшее правило – далеко её обойти. Ели это невозможно, ни в коем случае не идти протии толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избегать её центра, и её края опасного соседства витрин, решёток, оград набережной и т.д. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути – столбов, тумб, стен, деревьев, иначе вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками, их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Обувь на высоких каблуках или развязавшийся шнурок могут стоить вам жизни. Если у вас что – то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять – жизнь дороже.

В плотной толпе и при правильном поведении вероятность упасть не так велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Ещё один приём: упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.

Главная задача в толпе – не упасть. Но если вы даже упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать. Это очень трудно, но удается, применив такую технику: быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать. С колен подняться в толпе вряд ли удастся – вас будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться в землю и резко разогнуться, используя движение толпы.

Выступление педагог – психолога

Практические советы.

Оказавшись на концерте, стадионе, на всякий случай заранее продумайте, как вы будете выходить. Старайтесь не оказываться у сцены, раздевалки и пр.. Если паника началась из –за террористического акта, не спешите своими движением усугублять беспорядок, оцените обстановку и примите правильное решение.

Используйте приём аутотренинга и экспресс – релаксации. Вот простые приёмы, из которых надо выбрать себе наиболее близкий:


  • Взгляните вверх, сделав при этом полный вдох, и опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив легкие и расслабив все мышцы. Ровное дыхание способствует внутреннему спокойствию и сосредоточению. Сделайте несколько вдохов и выдохов.

  • Посмотрите на что – то голубое или представьте себе насыщенный голубой фон. Задумайтесь над этим на секунду.

  • Произнесите про себя очень твёрдо и уверенно: например – «Не два!». Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Также можно спросить себя, назвав по имени (лучше громко вслух): «….. ты здесь?». И уверенно себе ответить: «Да, я здесь! ».

  • Представьте себе телевизионную камеру, которая смотрит на вас чуть сбоку и с высоты, оцените свою ситуацию как посторонний человек – что бы вы делали, будь вы вовлечены в эту ситуацию?

  • Измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Улыбнитесь через силу, сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием.

Если толпа плотная и неподвижная, из неё можно попробовать выбраться, используя психосоциальные приёмы. Например, притворится больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит и т.д. Главное надо постараться заставить себя сохранять самообладание, быть информированным и импровизировать. Наконец попросите заступничества у Бога. Прочтите молитву.

Нередки случаи, когда опасность нахождения при большом скоплении людей осложняется возникшей в толпе дракой. Лучше всего удалиться в безопасное место, не стоит, обольщаться насчёт того, что если вы не участвуете в драке, то вы находитесь в безопасности. Ваше любопытство в любой момент может обернуться против вас. Защищаться нужно, но при этом нужно помнить об опасности превышения пределов необходимой обороны.



Выступление инспектора ИДН.

«Каждый имеет право на защиту своих прав и законных интересов другого лица, общества, государства от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

«Защита от нападения, не сопряжённого с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий явно не соответствующих характеру и опасности посягательства, а также в случае, если обороняющийся ясно понимал, что его действия не вызваны необходимостью пресечь нападения. Убийство при превышении пределов необходимой обороны наказывается лишением свободы на два года или исправительными работами на тот же срок. За тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения – до года лишения свободы или исправительными работами на тот же срок». Запомните ещё одно важное положение: незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Заключительное слово

Всё о чём мы тут говорили. – это заочные советы, они хороши как варианты, действия, как информация к сведению. Каждый должен постараться сформировать себе личный иммунитет безопасности. А держится он на:

- конкретных знаниях;

- на чувстве меры (именно её древние называли матерью всех чувств);

- на понимании общей логики безопасности.

Известный путешественник и специалист по выживанию Яцек Палкевич очень точно сформулировал личный иммунитет безопасности:



  1. Предвидеть опасность.

  2. По возможности избегать её.

  3. При необходимости точно действовать.

Рефлексия

*Красный кружок – понравилось занятие, было полезно

*Синий кружок – было интересно, но пользы для себя немного

*Зелёный кружок – ничего нового не узнал (а)

Список литературы



  1. Бабосов, Е.М. Социальный статус и социальные роли личности / Е.М. Бабосов. – Минск: Бел.наука, 2006. – С. 145-160.

  2. Евсегнеев, Р.А. Психиатрия для всех /Р.А. Евсегнеев. – Минск, 2006. – 479

  3. Кацубо С.П. Молодёж и закон /С.П. Кацубо – Минск, 2005 – с. 47.

  4. Климинова, С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» /С.Г. Климинова //Социологическое исследования. – М., 2000. – № 12. – С. 13–14.

  5. Мишкевич М.К.Основы безопасности жизнедеятельности/М.К. Мишкевич – Минск, 2009. –с. 54 - 59

  6. Уголовный Кодекс Республики Беларусь

  7. Права человека. Книга для учащихся. – М.: Права человека, 2002. – 423 с.

  8. Преподавание прав человека. Книга для учителя. –М.:Реал-А, 2000.– 336с.