Концепция магистерской программы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Концепция профессиональной магистерской программы 1 282kb.
Будем лечить! 1 66.38kb.
Пояснительная записка Учебный план составлен в соответствии с региональной... 1 217.15kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для... 2 454.18kb.
Программа дисциплины «Политический брендинг» 3 539.65kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 6 1346.94kb.
Программа дисциплины Макроэкономика для направления 080300. 4 386.05kb.
Концепция краевой целевой программы «Обеспечение участия города Сочи... 1 367.28kb.
Рабочая программа по дисциплине «безопасность систем баз данных»... 1 65.47kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 313.48kb.
Происхождение мусульманской правовой системы 1 259.8kb.
- 4 1234.94kb.
Концепция магистерской программы - страница №1/2

Концепция магистерской программы

Исламское право является одной из важнейших сторон исламской культуры (цивилизации), заметной частью мировой правовой культуры. На протяжении веков оно складывалось как оригинальное юридическое явление и основа правовых систем многих стран Азии и Африки, а в отдельные исторические периоды - ряда регионов Европы. И в настоящее время исламское право представляет собой одну из ведущих правовых семей современного мира, оказывает серьезное влияние на право мусульманских стран. Во многих из них исламское право до сих пор выступает стержнем правовой системы.

Практически во всех указанных странах оно положено в основу семейного и наследственного права. В ряде мусульманских государств исламское право играет заметную роль в уголовном праве, широко применяется в организации и функционировании судебной системы. Отдельные нормы, принципы и институты исламского права используются в конституционном, гражданском и налоговом праве.

В последние десятилетия в большинстве регионов мусульманского мира сложилось своего рода исламское экономическое (предпринимательское) право, которое является ведущим элементом правовой основы феномена, получившего название исламской экономики. Все основные проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время исламские предпринимательские структуры, а также государственные институты, стремящиеся проводить исламскую экономическую политику, носят правовой характер.

Исламские правовые критерии составляют основу функционирования авторитетных международных организаций регионального характера – Организации исламского сотрудничества и Лиги исламского мира. На аналогичных принципах строится организация и деятельность Исламского банка развития.

Заметной чертой современного исламского права является все более активное действие его норм и институтов за пределами мусульманского мира. Суды ряда стран Европы, США, Канады обращаются к исламскому праву при разрешении семейных, наследственных и имущественных споров, коммерческих конфликтов.

Поэтому путь к использованию позитивного потенциала исламского права во благо нашей страны, ее политико-правового развития, лежит через усвоение его теоретических устоев, ведущих особенностей его действия в условиях современного мира и взаимодействия различных правовых систем. Только на этой основе попытки решения конкретных проблем будут успешными.

Одновременно исламские правовые представления и концепции выходят на передний план в конфликтных ситуациях, которые часто возникают в связи с появлением и быстрым численным ростом мусульманских меньшинств за пределами мусульманского мира, главным образом, в Европе. Эти противоречия не могут быть разрешены без знания ключевых элементов исламского права и использования их для снижения уровня противостояния исламской и европейской правовых культур. Данное обстоятельство вынуждены учитывать не только национальные судебные органы отдельных европейских стран, но и Европейский суд по правам человека. В этой связи в последние годы динамично развивается новое приоритетное направление современной исламской правовой мысли – разработка правовых проблем мусульманских меньшинств на основе сочетания следования предписаниям ислама с соблюдением законодательства соответствующей немусульманской страны.

Учет такого опыта, а также изучение теории и практики исламского права в целом имеет важное значение для решения ряда правовых и политических проблем современной России. В истории нашей страны с XVIII в. вплоть до начала минувшего столетия исламское право действовало в качестве элемента ее правовой системы. С конца 20-х гг. и до распада СССР нормы шариата и адата не имели юридической силы, но фактически сохранялись, хотя и за рамками официального правопорядка.

В современной России с конца прошлого века наблюдается процесс пробуждения ислама. Активизируется его включение в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь страны. В последнее время исламское право вновь начинает оказывать влияние на проводимую российским государством правовую политику и юридическую практику. В частности, отдельные его нормы признаются действующим законодательством (например, законом Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Законодательная власть, государственное управление, общественно-политическая сфера, экономика страны испытывает острый дефицит специалистов, способных использовать достижения исламской правовой культуры с учетом приоритетных направлений государственной политики и конституционных основ правовой системы. Без этого едва ли возможна выработка стратегической линии власти на исламском направлении, своего рода российской государственной политики в отношении ислама.

Следует подчеркнуть, что использование исламской правовой культуры для решения политико-правовых проблем России требует, прежде всего, подготовки юридических кадров, обладающих общетеоретическими знаниями. Такая ориентация объясняется тем, что попытки решения любого частного конкретного вопроса, касающегося исламского права, не принесут желаемого результата без изучения его основ, понимания закономерностей его действия и овладения исламской правовой методологией поиска ответов на вопросы, которые ставит современная российская жизнь. Кроме того, необходимо анализировать непростые проблемы взаимодействия исламского права с российским законодательством и практикой его реализации. В этом отношении невозможно автоматически использовать подходы и конкретные нормы, доказавшие свою эффективность в условиях других стран, и пытаться прямо перенести их в Россию.



Цели магистерской программы

Цель предлагаемой магистерской программы «Исламское право» заключается в подготовке юристов с высшим образованием широкого, преимущественно теоретического, профиля, которые обладают профессиональными знаниями по двум основным направлениям. С одной стороны, они должны достаточно глубоко усвоить комплекс общетеоретических знаний о праве и владеть основами российского права. С другой стороны, выпускники программы обязаны профессионально разбираться в специфике исламского права как юридического явления, знать его исходные начала и ведущие концепции теоретического характера. Одновременно от них требуется понимать особенности действия исламского права в наше время, разбираться в особенностях его отдельных отраслей и на этой основе уметь использовать его потенциал для решения актуальных проблем России.

Магистерская программа «Исламское право» не имеет своей главной целью подготовку узких специалистов для работы в определенных государственных органах, в конкретных областях бизнеса, в точно обозначенных общественных или религиозных организациях, в правоохранительных органах заданного профиля, адвокатуре, институтах медиации или суде без получения необходимой профильной квалификации. Однако лица, освоившие данную программу, после дополнительной самостоятельной подготовки или получения образования по иным смежным программам могут достаточно быстро приобрести навыки работы и по прикладным специальностям. Такая перспектива открывается перед ними в связи с тем, что указанная магистерская программа дает базовые фундаментальные знания по вопросам исламского права в целом. Одновременно те выпускники программы, которые ранее получили необходимое образование и уже работают в указанных органах, учреждениях и структурах, будут обладать дополнительной специальной квалификацией для эффективного и профессионального решения правовых и иных вопросов, возникающих в их деятельности и связанных с исламским правом и исламской правовой мыслью.

В интересах достижения поставленной цели задачи программы «Исламское право» состоят в том, чтобы:

- дать студентам, имеющим высшее юридическое образование (диплом специалиста или бакалавра), общие знания об исламе, его догматике, этике и культуре, а также истории исламской цивилизации и ислама в России, особенностях политических систем мусульманских стран, роли ислама в мировой политике в качестве необходимой основы для усвоения профильных учебных дисциплин по исламскому праву;

- обеспечить лицам с высшим неюридическим образованием (главным образом выпускникам востоковедных и религиозных исламских вузов) общую юридическую подготовку по проблематике теории и истории права и государства, а также по основным отраслям права, необходимую для овладения знаниями исламского права как юридического феномена;

- предложить студентам фундаментальные знания по теории исламского права, о его месте в правовых системах, историческом опыте и перспективах его действия в России, а также познакомить их с феноменом исламской экономики как одним из проявлений современной исламской цивилизации и различными формами правового регулирования государственно-конфессиональных отношений;

- передать студентам знания о ключевых отраслях исламского права с учетом как их теоретических основ, так и практики действия в современном мире, а также познакомить слушателей с подходами современной исламской юриспруденции к решению правовых проблем мусульманских меньшинств и к актуальным политико-правовых проблемам современного мира (в частности, глобализации, правам человека, терроризму);

- научить студентов приемам и методологии ведения научной дискуссии и подготовки научных исследований, а также решения политико-правовых проблем, касающихся исламского права и государства, с использованием знаний теоретических основ исламского права, его роли в современных правовых системах и взаимодействия с иными правовыми культурами (системами, семьями) в рамках конституции и иного действующего законодательства.

Реализация указанных задач позволит выпускникам программы получить знания и навыки, необходимые для обращения к отдельным нормам и институтам исламского права, достижениям исламской правовой культуры в целом в интересах решения правовых, политических, экономических, культурных, национальных и иных проблем в современной России.

Предлагаемая программа преследует основную цель дать студентам фундаментальные знания по исламскому праву как юридическому феномену с акцентом на освоение его ведущих особенностей, основополагающих концепций и общих принципов. На этой прочной базе раскрываются отдельные отрасли и институты исламского права, анализ которых призван вскрыть юридическую специфику данного явления как самостоятельной правовой системы (семьи). Такой общетеоретический и методологический подход отличает программу «Исламское право» от всех иных образовательных программ, касающихся исламского права. Он же предопределяет выбор предметов общенаучного и профессионального циклов теоретического и отраслевого характера, включая курсы современных проблем юридической науки и сравнительного правоведения.

Ориентация на общую природу исламского права характеризует и преподавание в рамках указанной программы отдельных его отраслей, включая исламское предпринимательское право. При этом не ставится цель подготовить специалистов по отдельным прикладным вопросам, в том числе по вопросам организации и деятельности исламских предпринимательских структур. Данная программа направлена на подготовку кадров, имеющих более широкое юридическое образование в интересах преодоления недостатков узко прикладного подхода. В этом отношении магистерская программа «Исламское право» принципиально отличается от уже предлагаемых образовательных услуг, которые предполагают выпуск узких специалистов, не имеющих фундаментальных знаний исламского права в целом.

Ориентация на общую природу исламского права характеризует и преподавание в рамках указанной программы отдельных его отраслей, включая исламское предпринимательское право. При этом не ставится цель подготовить специалистов по отдельным прикладным вопросам, в том числе по вопросам организации и деятельности исламских предпринимательских структур. Данная программа направлена на подготовку кадров, имеющих более широкое юридическое образование в интересах преодоления недостатков узко прикладного подхода. В этом отношении магистерская программа «Исламское право» принципиально отличается от уже предлагаемых образовательных услуг, которые предполагают выпуск узких специалистов, не имеющих фундаментальных знаний исламского права в целом.

Кроме того, магистерская программа «Исламское право» впервые ставит задачу подготовки профессиональных юристов, которые способны анализировать и предлагать решения актуальных вопросов политической, общественной, культурной жизни нашей страны с учетом достижений исламской правовой культуры. Поэтому предлагаемая программа включает усвоение студентами таких учебных курсов, которые формируют профессиональные юридические знания по проблемам взаимодействия исламской и европейской правовых систем, возможностям и направлениям обращения к исламскому праву в правовой политике России. Тем самым программа может помочь в подготовке кадров для российских государственных структур, деятельность которых связана с исламом или мусульманами. Такая задача не решается ни одной другой образовательной программой, включающей изучение исламского права.

Наконец, магистерская программа «Исламское право» нацелена на подготовку квалифицированных юристов, способных вести научные исследования академического уровня.

Успешное решение таких задач обеспечивается путем преподавания предусмотренных ею учебных дисциплин авторитетными учеными и педагогами по проблемам теории и истории права, его ключевых отраслей, а также ведущими российскими специалистами по исламскому праву и исламу в целом. Подобным кадровым потенциалом не обладает ни одна другая магистерская программа, касающаяся вопросов исламского права.



Набор компетенций, формируемых в процессе обучения

Магистерская программа «Исламское право и право» ориентируется на такую модель формируемых в ходе подготовки магистров компетенций, которая складывается в рамках Болонского процесса и становится универсальной для высшего образования в европейских странах, в том числе в России, основой перехода к образовательным стандартам третьего поколения. Программа нацелена на то, что прошедший по ней обучение магистр, совмещающий знания исламского права с владением основами российского права по ведущим отраслям, должен обладать:

• прочными знаниями в области общей теории права и государства, а также ведущих отраслей российского права;

• фундаментальными знаниями в области теории исламского права, практики его действия в современном мире, форм и направлений взаимодействия исламской и европейской правовых культур;

• комплексом знаний об исламе в целом, его истории, месте в политических системах мусульманских стран, мировой политике и международных отношениях;

• знаниями основ ряда ключевых отраслей исламского права, особенностей их действия в современном мире, включая немусульманские страны;

• фундаментальными знаниями в области истории исламского права, шариата и адата в России, а также относительно условий и форм обращения к отдельным нормам, принципам и институтам исламского права в современном правовом развитии нашей страны;

• знаниями российской правовой практики по проблематике исламского права и методологии урегулирования споров и конфликтов, возникающих в нашей стране и связанных с исламским правом;

• знаниями роли исламской правовой идеологии в решении актуальных политико-правовых проблем современного мира, а также возможностей использования позитивного арсенала исламского права для решения таких задач в России;

• базовой языковой подготовкой, позволяющей работать в областях, связанных с исламским правом.

Программа «Исламское право» сфокусирована на формировании у магистров следующих типов компетенций:

• социально-личностных, необходимых профессионалу для правильной оценки социально-правовых и производственных ситуаций, правовой теории и практики, выстраивания юридической работы прикладного и аналитического характера, установления и поддержания контактов с партнерами, взаимодействия с коллегами в профессиональном сообществе;

• обще-профессиональных, включающих умение решать профессиональные задачи на основе использования общих начал, принципов, концепций и конкретных норм исламского права для решения проблем правового и политического характера, понимание взаимосвязи указанных инструментов, поиск и выбор адекватных правовых средств, при помощи которых можно решить те или иные задачи;

• специальных, предполагающих формирование навыков практической работы в определенных направлениях, в том числе по вопросам подготовки аналитических материалов и рекомендаций, проектов правовых документов, юридического сопровождения переговоров, экспертно-консультативной работы.

Одновременно магистр, получивший образования в рамках магистерской программы «Исламское право» должен:

-знать особенности российского права и правовых систем мусульманских стран, компетентно оценивать актуальное состояние законодательства и юридической практики по вопросам, касающимся исламского права;

-владеть основами законодательства, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности в качестве консультанта, эксперта, исследователя, юриста по вопросам, связанным с исламским правом;

-компетентно и профессионально готовить документы, аналитические материалы, заключения, экспертные оценки по тематике исламского права;

-владеть приемами и методами аналитической работы и научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной сфере, связанной преимущественно с исламским правом.
Особенности содержания и структуры магистерской программ

Магистерская программа «Исламское право» ориентирована на подготовку профессиональных юристов, сочетающую изучение теоретических основ права с одновременным формированием практических знаний и навыков. Они позволят дипломированным выпускникам эффективно работать в государственных органах и учреждениях, общественных организациях, экспертно-аналитических и научно-исследовательских центрах, консалтинговых структурах, а также в отдельных предпринимательских структурах и адвокатских бюро, деятельность которых связана с исламским правом. Конкурентным преимуществом программы является, таким образом, акцент на органическом сочетании в учебном процессе теоретических и отраслевых (проблемных) аспектов, изучении основ, принципов и ведущих конструкций исламского права вместе с усвоением ключевых аспектов его отдельных отраслей. Предложенная модель магистерской программы опирается на следующие основные методологические подходы:

-наличие обязательного базового общеобразовательного цикла, нацеленного на формирование мировоззрения, общей и профессиональной культуры современного юриста на основе усвоения общетеоретических правовых знаний;

-наличие вариативных блоков общеобразовательных курсов, включающих как изучение на более высоком уровне, чем в бакалавриате, ведущих отраслей российского права, так и усвоение основ ислама;

-обязательное изучение теории исламского права и практики его действия в мусульманских странах, а также концептуальных основ исламской экономики;

-наличие обзорных курсов, раскрывающих актуальное состояние правовых и политических систем мусульманских стран, историю ислама и исламского пр ава в России, различный опыт правового регулирования государственно-конфессиональных отношений;

-наличие достаточного числа профессиональных курсов по выбору, посвященных отдельным ключевым отраслям исламского права, правовым проблемам мусульманских меньшинств и роли исламского права в решении актуальных проблем современного мира;

-факультативная языковая подготовка;

-наличие форм научно-исследовательской работы (научный семинар, подготовка магистерской диссертации), позволяющих углубиться в современные проблемы исламского права и правовых основ исламской экономики, принять участие в реализации исследовательских проектов и в публичных дискуссиях.

Учитывая различный профиль целевой аудитории магистерской программы «Исламское право», неодинаковую ориентацию выпускников на выбор места работы после обучения, а также имеющийся у них практический опыт учебный план программы предусматривает возможность выбора изучаемых дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Студенты, не имеющие ранее полученного высшего юридического образования, в блоке общенаучных предметов, очевидно, должны ориентироваться на выбор юридических отраслевых дисциплин. А лицам с дипломом о высшем юридическом образовании в рамках данного блока будет рекомендовано сделать выбор из числа предметов, посвященных исламу, его догматике, истории и политическим системам мусульманских стран.

Блок профессиональных вариативных дисциплин также предлагает альтернативу. Магистранты смогут выбрать предметы, ориентирующие преимущественно на практическую юридическую деятельность конкретного профиля (в том числе, работу в адвокатских и консалтинговых фирмах, судах и институтах медиации). Либо у них будет возможность предпочесть дисциплины не узко прикладной, а более широкой направленности, необходимые для работы в государственных органах, общественных и религиозных организациях, научных центрах, образовательных учреждениях и т.п.

Настоящая концепция, таким образом, позволяет рассчитывать на то, что выпускники магистерской программы «Исламское право» получат фундаментальные и в то же время ориентированные на практику знания магистерского уровня, позволяющие успешно работать в избранной ими сфере.


Общая характеристика учебного плана

Учебный план магистерской программы «Исламское право и право» основывается на образовательном стандарте высшего профессионального образования по юриспруденции (квалификация – магистр юриспруденции), разработанном и принятом в НИУ ВШЭ.

Развивая и конкретизируя стандарт высшего профессионального образования по юриспруденции, магистерская программа «Исламское право» предлагает следующие учебные курсы:
Адаптационные курсы

Теория государства и права

История государства и права

Общенаучный цикл

Базовая часть (установлена стандартом НИУ ВШЭ):

Современные проблемы юридической науки

Сравнительное правоведение
Вариативная часть (зависит от профиля подготовки абитуриента)

Вариант А (3 из 5):

Основы исламской догматики, этики и культуры

История исламской цивилизации

Ислам в России: история и современность

Политические системы мусульманских стран

Ислам в современной мировой политике и международных отношениях


Вариант Б (3 из 5):

Основы конституционного права

Основы гражданского и семейного права

Основы уголовного права

Основы предпринимательского права

Основы судебной власти и процессуального права


Профессиональный цикл
Базовая часть:

Теория исламского права и государства

Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования

Исламское право в правовых системах: взаимодействие исламской и европейской правовых культур (2-ой год обучения)

Исламское право, шариат и адат в России: история и современность (2-ой год обучения)

Исламская экономическая модель: понятие и религиозно-этические основы (2-ой год обучения)



Вариативная часть (4 из 7, дисциплины преподаются на 2-ом году обучения):

Основы исламского семейного и наследственного права

Основы исламского уголовного права

Основы исламского правосудия и медиации

Основы исламского предпринимательского права

Исламское право и мусульманские меньшинства

Ислам и конституционное право мусульманских стран

Исламское право и актуальные политико-правовые проблемы современного мира


Факультативно:

Арабский язык

Персидский язык
Практики и научно-исследовательская работа:

Научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы теории и практики исламского права»

Курсовая работа

Научно-исследовательская практика


Итоговая государственная аттестация:

Подготовка и защита магистерской диссертации

Государственные экзамены: теория государства и права, история государства и права

Концепция научно-исследовательского семинара



Пояснительная записка
Научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы теории и практики исламского права» организуется преимущественно в форме очных занятий продолжительностью 2-4 академических часа с участием всех магистрантов, получающих подготовку по магистерской программе «Исламское право».

В качестве направлений работы научно-исследовательского семинара будут избраны актуальные проблемы права и экономики мусульманского мира, а также связанные с исламом вопросы общественно-политической жизни, правовой политики и практики России, других немусульманских стран, связанные с проблематикой «классического евразийства». В ходе научно-исследовательской работы студенты должны будут готовить экспертизы и авторские проекты по конкретным заданиям преподавателей, а затем представлять и защищать их в процессе коллективного обсуждения.

Научно-исследовательский семинар, в концептуальном плане, будет реализовываться в форме мозговых штурмов тех или иных актуальных проблем, как теоретических (фундаментальных), так и прикладных. В первом случае приоритет будет отдаваться разработке теоретической концепции решения проблемы, во втором – разработке конкретных решений.

Работу научно-исследовательского семинара предполагается организовать в следующих формах:

-обсуждение научных публикаций, привлекших внимание научной общественности;

- обсуждение докладов и сообщений участников семинара;

- обсуждение выполняемых участниками семинара научно исследовательских и/или диссертационных работ;

- обсуждение отчетов о научных командировках и выступлениях на конференциях;

- обсуждение научных докладов приглашенных на заседание гостей кафедры;

- проведение мастер-классов ведущих специалистов в области исламского права и правовых основ исламской экономики, включая преподавателей из университетов мусульманских стран;

- рассмотрение и обсуждение «творческих портретов» преподавателей кафедры и специалистов, работающих в области правовой информатики.

Предполагается проведение 1-2 выездных заседаний семинара для практического знакомства с реализацией отдельных норм исламского права, прежде всего, в исламских предпринимательских структурах России.

Работа семинара предполагается планировать в рамках полугодия, объявления об очередном заседании публиковать на интернет-сайте кафедры. На сайте, если это необходимо, будут размещаться также материалы к очередному семинару.

Работу научно-исследовательского семинара будет организовывать научный руководитель семинара из числа ведущих преподавателей кафедры.

Контроль за работой магистранта на научно-исследовательском семинаре будет осуществлять научный руководитель семинара, а также научный руководитель магистранта по магистерской диссертации. Результаты работы магистранта на семинаре будут отражаться, в числе других показателей, в итоговой аттестации магистранта.
Цель семинара
Цель семинара – передать магистрантам навыки ведения научной дискуссии, академического анализа дискуссионных вопросов, воспитать у них умение выделять ключевые научные стороны обсуждаемых проблем, а также аргументировать свою позицию научными аргументами. Одновременно в ходе проведения семинарских занятий и обсуждений студенты смогут овладеть умением готовить аналитические материалы по проблемам исламского права, включая вопросы правовых основ исламского предпринимательства.

Краткая характеристика структуры семинара
Курс «Евразийство и политико-правовое устройство России», как вводная часть Научно-исследовательского семинара «Актуальные проблемы теории и практики теории права», предназначен для введения в проблематику межэтнического и межконфессионального взаимодействия социальных групп в России сквозь призму политико-правовых аспектов ев-разийства.

Возникшее в начале 1920-х гг. евразийство поставило вопрос о сущности российской цивилизации, чьи основания не могут быть сведены к русскому и православную элементам в политике и культуре. По мнению евразийцев, для понимании России как целостной культуры следует изучать творчество разных этнических и религиозных групп - не только славянских, но и тюркских народов, среди которых широко распространен ислам (преимущественно ханафитского толка), а также культуры финно-угорских и монгольских народов, придерживавшихся традиционных языческих верований, христианства и буддизма.

Проблематика евразийства представляется актуальной в связи с политико-правовым осмыслением сущности Российского государства и права. Дисциплинарная принадлежность магистерской программы «Исламское право» задает именно этот вектор осмысления классического евразийства, особенно важного в связи с «евразийской интеграцией», проектами создания т.н. «Евразийского союза». Учитывая возможный состав слушателей программы, среди которых, скорее всего, будут студенты из стран СНГ, рассмотрение евразийства представляется плодотворным.

Структура данного курса состоит из двух разделов и десяти глав. Раздел I посвящен историческому развитию евразийства: от 1920-х вплоть до превращения его в «неоевразийство». Раздел II – теоретическому анализу ключевых политико-правовых понятий, использованный евразийцами. Последняя глава Раздела II посвящена отношению евразийцев к проблемам современного им «Востока» - народам Ирана, Йемена, Китая, а также к религиям, которые эти народы исповедуют. Данная «перемычка» позволит безболезненно перейти к исследовательскому анализу ключевых проблем, связанных с исламским правом.

Важность данного курса подтверждается тем, что в НИУ ВШЭ подобный курс еще не читался. В отличие от курса по философии евразийства, занятия по которому проводились на факультете философии НИУ ВШЭ, данный курс сфокусирован на политико-правовых аспектах классического евразийства.

Продолжительность курса – 1,5 модуля, 28 акад. часов.

Во 2-ом модуле участники семинара будут анализировать теоретическую проблематику соотношения шариата, фикха и исламского права, в 3-ем модуле - развитие ислама в России, взаимоотношение его носителей с приверженцами других конфессий и представителями государства. В 4-ом модуле в фокусе внимания окажутся современные проблемы исламской цивилизации, развитие ислама в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Во 2-ом – 4-ом модулях, таким образом, работа научно-исследовательского семинара будет концентрироваться вокруг наиболее актуальных и дискуссионных проблем теории и практики исламского права. Предполагается углубленное обсуждение следующих вопросов:

- понятие исламского права как юридического феномена, его содержания и формы;

- соотношение исламского права с шариатом и фикхом (исламской системой социально-нормативного регулирования);

- взаимодействие исламского права с обычаями и традициями мусульман в различные исторические эпохи и в различных регионах мусульманского мира;

- историческая эволюция исламского права и его роль в современных правовых системах мусульманских стран;

- взаимодействие исламской и европейской правовых культур;

- исламское право в немусульманских странах: история и современность;

- исламская правовая доктрина как источник права;

- понятие исламской экономики, ее формы и исторические этапы разви-тия;

- религиозные, этические и правовые основы исламской экономики;

- возможности обращения к исламскому праву в деятельности третейских судов и в процедуре медиации в России;

- роль исламской правовой мысли в противодействии религиозному экстремизму и терроризму;

- исламская правовая мысль и глобализация;

- современная исламская концепции прав человека;

-исламская правовая мысль и перспективы политического реформирования мусульманских стран.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате

участия в семинаре:
В результате участия в научно-исследовательском семинаре студент должен:

знать: основные теоретические и практические проблемы исламского права;

уметь: получать информацию о деятельности государственных органов и основных общественных объединений в мусульманских странах;

уметь анализировать полученную правовую информацию;

обладать навыками: работы с электронными базами правовой информации.

Освоение данного учебного материала необходимо для формирования профессиональных компетенций:

ученых и специалистов, занимающихся изучением исламского права и связанных с ним гуманитарных и социальных дисциплин

-юристов - сотрудников государственного аппарата федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации;

-специалистов, работающих в аналитических и правовых подразделениях общественных организаций.
В результате участия в научно-исследовательском семинаре студент приобретает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания.

ОНК-1

Имеет представление;

Распознает;

Понимает;

Дает определение;

Оценивает;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОНК-3

Имеет представление;

Понимает;

Использует;

Демонстрирует;

Владеет;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОНК-4

Имеет представление;

Понимает;

Оценивает;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

обладает навыками работы с информацией, знает способы ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

ОНК-6

Использует;

Демонстрирует;

Владеет;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

обладает навыками презентации результатов своей деятельности.

ИК-4

Использует;

Демонстрирует;

Владеет;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

СЛК-1

Воспроизводит;

Использует;

Демонстрирует;

Владеет;


Применяет;

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

СЛК-2

Воспроизводит;

Демонстрирует;

Владеет;

Применяет;



Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

способен участвовать в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов.

ПК-1

Имеет представление;

Понимает;

Демонстрирует;

Владеет;


Применяет;

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов.

ПК-12

Имеет представление;

Распознает;

Понимает;


Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации преподавателя.


Место семинара в структуре образовательной программы
Научный исследовательский семинар относится к числу обязательных дисциплин для программы «Исламское право», преподается на первом курсе магистратуры.

Для изучения данной дисциплины должны обладать знаниями по основным юридическим и гуманитарным дисциплинам: теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, сравнительному правоведению, основам ключевых отраслей права, догматике, этике и культуре ислама, истории исламской цивилизации, истории ислама в России.


Тематический план

п/п

Наименование темы


Виды занятий


Всего

часов


Лек.

Сем.


Сам. раб.


1

2

3

4

5

6

Раздел 1. ЕВРАЗИЙСТВО И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО

РОССИИ (модуль 1-2)


1.

Идейно-исторические истоки классического евразийства

10




4

6

2.

Основные тезисы раннего евразийства 1921-1923 гг.

10




4

6

3.

Эволюция евразийства в середине 1920-гг.

10




4

6

4.

Становление политико-правовой программы евразийства во второй половине 1920-гг и ее развитие в 1930-гг.

10




4

6

5.

Современное евразийство и перспективы создания Евразийского Союза 2010-гг.

10




4

6

6.

Понятия государства

10




4

6

7.

Понятия права

10




4

6

8.

Понятие собственноства

10




4

6

9.

Конституционное устройсто

10




4

6

10.

Евразийство как «азийство»: восточный фактор в развитии евразийства

10




4

6

Раздел 2. СООТНОШЕНИЕ ШАРИАТА, ФИКХА И ИСЛАМСКОГО ПРАВА:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ (модуль 2)


11.

Понятие и структура шариата: разнообразие подходов

18




6

12

12.

Понятие исламского права: разнообразие подходов

16




6

10

13.

Шариат, исламское право и обычаи (адат): формы взаимодействия

16




6

10

14.

Исламская социально-нормативная система: взаимодействие различных норм. Исламский образ жизни

16




6

10

Раздел 3. ИСЛАМ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ

(модуль 3)



15.

Исламское образование в России: достижения и проблемы

14




4

10

16.

Ислам на Северном Кавказе: тенденции развития и проблемы

18




8

10

17.

Ислам в Поволжье: тенденции развития и проблемы

18




8

10

18.

Ислам и проблемы национальной безопасности России

14




4

10

19.

Ислам и российская власть: оценка исламских духовных центров

16




6

10

20.

Ислам и современное российское законодательство

18




8

10

21.

Российская государственная политика в отношении ислама

18




8

10

Раздел 4. ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И

ПРОБЛЕМЫ

(модуль 4)



22.

Ислам в Центральной Азии: тенденции развития, проблемы и перспективы

18




8

10

23.

Ислам в современном Иране: тенденции развития

18




8

10

23.

Ислам в современной Турции: религия и светское государство

18




8

10

24..

Ислам в регионе Персидского залива и Аравийского полуострова

14




6

8

25.

Подведение итогов НИСа 1-го года обучения. Предзащита курсовых проектов.

10




4

6




ЗАЧЕТ
















ИТОГО (по 1-му году обучения):

360

0

144

216


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ
Тема 1. Идейно-исторические истоки возникновения евразийства

Евразийство как платформа объединения межнациональных и межконфессиональных групп в пределах России.

Общеисторический контекст появления евразийства в 1920-х гг. Наследие Российской империи. Мировая война и русская революция. Настроения в среде русской эмиграции.

Идейные предшественники евразийства:

а) русская традиция: славянофилы, Данилевский, Леонтьев. Значение идей Вл. Соловьева и замыслов С.Ю. Витте. Влияние П.И. Новгородцева и Л.И. Петражицкого на правовые воззрения евразийцев. Влияние «государственной школы» русских историков.

б) европейские школы и традиции: Платон, неоплатонизм, Вико, натурфилософия, романтизм, историческая школа права, геополитика, феноменология, французский солидаризм.

Основатели и участники евразийского движения в 1920-1930-х гг.: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, К.А. Чхеидзе.

Основные евразийские издания: временники, хроники, тетради, манифесты, брошюры, монографии.


Обязательная литература:

Назмутдинов Б.В. Политико-правовые аспекты классического евразийства. М., 2012.



Рекомендуемая литература:

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, 1998.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С. 185-240.

Исход к Востоку. Философия евразийства М.: Добросвет, 2008. – 196 с.

Карсавин Л.П. Европа и Евразия // Современные записки. 1922. № 15. С. 297-314.

Классика геополитики, XIX век. М.: АСТ, 2003. - 718 [2] с.

Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Петроград: Новое время, 1916. – 152 с.

Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М., 2007.

Флоровский Г.В. Вечное и преходящее в учении русского славянофилов (Из Пражского архива) // Начала. 1991. № 3. С. 30-50.

Хомяков А.С. О церкви. С примечаниями, предисловием и под ред. Л.П. Карсавина. Берлин: Евразийское Кн-во, 1926. – 89 с.

Ishboldin B. The Eurasian movement // Russian Review. 1946. Vol. 5. № 2. Pp. 64-73.


следующая страница >>