Количество часов по учебному плану школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа рассчитана на 30 часов. По учебному плану 2004 года, совместно... 3 460.9kb.
На второй ступени 1 253.19kb.
Урок №1 Внешняя политика России в начале XIX в Отечественная война... 1 137.17kb.
На рабочую программу по дисциплине дпп. В. 00 «Фразеология современного... 1 149.26kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по Новой истории в 8... 1 56.54kb.
Пояснительная записка к учебному плану 4 11 классов 13 1569.29kb.
Пояснительная записка Цель: в результате изучения курса новой истории... 1 253.4kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год 1 213.76kb.
Тематический план № п/п Наименование раздела и темы Об щее коли че-ство... 1 508.6kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год гбоу... 1 201.83kb.
Пояснительная записка к учебному плану гбоу сош №630 на 2012-2013... 1 189.97kb.
Капиталистический кризис 4 1731.73kb.
- 4 1234.94kb.
Количество часов по учебному плану школы - страница №1/1

МХК 10-11

Настоящая программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по МХК и авторской программы Л.Г. Емохоновой.: Мировая художественная культура. 10-11 классы (базовый уровень). М.: «Академия» , 2007;



Количество часов по учебному плану школы - 35 часов в год (1 час в неделю).

Количество часов по примерной программе - 35 часов в год (1 час в неделю).

Количество часов по рабочей программе - 35 часов в год (1 час в неделю).

Содержание программы

Данная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень), авторской программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. 10-11 классы (базовый уровень)» с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, раскрытого в примерной программе, рабочая программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы.



Цели:

  • воспитание целостного представления о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе;

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей, толерантного отношения к миру;

  • освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях различных видов искусства, мировоззренческих особенностей и художественных идей времени.

  • овладение умениями и навыками для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности, самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбора индивидуального художественного развития и организации личного досуга.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развитие коммуникативной, культурно-познавательной (информационной), аналитико-синтетической компетенций:

  1. культурно-познавательная компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:

    • формирование художественного мировоззрения, вооружение учащихся основами знаний о высших достижениях мировой культуры,

    • развитие эстетического восприятия произведений искусства,

    • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания мхк, умению усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

  1. Искусство предоставляет уникальную возможность участвовать в непосредственном диалоге с выдающимися личностями прошлого и современности, получать информацию не только об объективном мире, но о субъективном восприятии этого мира художником. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • Формирование навыка восприятия языка искусства (в разных видах искусств различных стран и эпох).

  • формирование интереса к семиотической функции искусства, сохраняющей и передающей художественные ценности в системах знаков и символов.

3. Аналитико-синтетическая компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование аналитических навыков: определение, анализ произведений искусства;

  • воспитание эмоционально-образного мышления при изучении произведений различных эпох и национальностей;

  • формирование ассоциативного мышления, умения устанавливать взаимосвязи в целостной картине мира.



  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, с иформационными технологиями.

  • Развитие творческих способностей и побуждение учащихся к самостоятельной эстетической деятельности (создание собственных произведений – рисунков, иллюстраций, сочинений разных типов, сценариев и других творческих работ).

Специфика предмета:

приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формирование высших эстетических ценностей, актуализация способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость.



Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектные технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;

  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;

  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;

  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятель­ности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

  • многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

  • участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Обоснование выбора количества часов по годам и разделам (темам)

Авторская программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Аре нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.



10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

Раздел

Содержание тем раздела

Кол-во часов по темам

Кол-во часов по разделам

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА.


Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

3 часа

3 часа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА


Месопотамия

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.



1 час


14 часов


Древний Египет

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.



2 часа

Древняя Индия

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­вая роспись пещерных храмов Аджанты.



2 часа

Древняя Америка

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.



1 час

Крито-микенская культура

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.



1 час

Древняя Греция

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Meлосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.



4 часа




Древний Рим

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.



2 часа

Раннехристианское искусство

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.



1 час

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ


Византия и Древняя Русь

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.



7 часов


14 часов





Западная Европа

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Ар­хитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция

базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый де­кор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического хра­ма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари­же. Григорианский хорал. Основные этапы развития готиче­ского стиля. Региональные особенности готики. Франция: со­бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёль­не, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вест­минстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.


4 часа




Новое искусство — Арс нова

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Ан­тичный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Аре нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер­ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Се­вере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.



3 часа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Китай

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологиче­ских и религиозно-нравственных представлений Древнего Ки­тая.



1 час

4 часа

Япония

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.



1 час

Ближний Восток

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооруже­ний. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульман­ского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.



2 часа

11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение в Италии

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют не­винных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Тови-фы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».



5 часов


9 часов


Северное Возрождение

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола». Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».



4 часа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Барокко

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко.



4 часа

5 часов

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».







Классицизм

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».



1 час

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Рококо

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.



1 час

8 часов

Неоклассицизм, ампир

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».


5 часов

Романтизм

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».



2 часа




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Реализм

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».



3 часа

7 часов


Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».



2 часа





Модерн

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха­рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Алек­сандрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Евро­пы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».



2 часа





ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Модернизм

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».


5 часов

6 часов

Постмодернизм

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».



1 час




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 -11 КЛАССОВ.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен: знать/понимать:



  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;
уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.