Кожемякиной Юлии Сергеевны «Предчувствие Апокалипсиса в русской религиозной философии: кризис культуры», представленную на соискание - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кожемякиной Юлии Сергеевны «Предчувствие Апокалипсиса в русской религиозной философии - страница №1/1

Отзыв

официального оппонента на магистерскую диссертацию

Кожемякиной Юлии Сергеевны

«Предчувствие Апокалипсиса в русской религиозной философии: кризис культуры»,

представленную на соискание

степени магистра философии

Диссертационное исследование Кожемякиной Юлии Сергеевны задумано как историко-философская экспликация идеи Апокалипсиса в русской культуре и философии рубежа XIX – XX веков. Актуальность исследования автор связывает с необходимостью анализа состояний кризисного сознания на примере одного из самых драматичных его инвариантов, возникавших в истории отечественной мысли. Это объясняет выбор «героев» магистерской диссертации – Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Розанова В.В., как выразителей своеобразного «апокалипсического синдрома», сопровождавшего конец «русской идеи» (с.14).

Одной из базовых идей диссертации является рассмотрение темы Апокалипсиса, как смыслообразующей для русской философии в силу таких типологических особенностей последней, как мистичность, историософичность, своеобразный утопизм, исходящий из идеи «абсолютного преобразования действительности» (сс. 6 – 8). Диссертантке удалось представить достаточно широкую панораму исследований (список литературы насчитывает 52 источника) по теме работы, охватывающую как значимые первоисточники, так и их многочисленные интерпретации от момента возникновения до настоящего времени.

Диссертация Кожемякиной выстроена вполне логично и четко, хотя и несколько линейно. Она состоит из введения шести глав, четыре из которых разделены на параграфы, заключения и списка источников. Каждая из глав диссертации реализует определенный класс исследовательских задач. Первые две главы «Специфика русской религиозной философии» и «Конец света» или апокалипсис сегодня» воссоздают культурно-исторический контекст появления апокалиптической темы в русской литературе и философии. Затем в третьей, четвертой и пятой главах исследования автор «предоставляет слово» Достоевскому, Соловьеву и Розанову как диагностам эпохи кризиса , отыскивая точки схождения их в существенной мере разнородной мысли относительно идеи Апокалипсиса.

Оригинальность авторского подхода заключается прежде всего в том, что в качестве таких точек выбраны следующие: 1) кризис цивилизации как «царства кесаря», порождающий кризис культуры, культивирующей «человекобожие» (с. 15); 2) Проявление в мире Антихриста (Соловьев) или Великого инквизитора (Достоевский, Розанов), как знаков приближающейся всемирно-исторической катастрофы; 3) антитеза России и Европы, христианского Востока и христианского Запада, выражающася в противоборстве начал абстрактности, рассудочности и цельности кафоличностив перспективе обновления религиозной жизни и сознания (с. 42).

Это позволяет посмотреть на Достоевского, Соловьева и Розанова синоптически, вынося за скобки собственно философскую основу формирования их мировоззрения. Завершает исследование достаточно информативное заключение, содержащее авторские выводы, в целом вполне традиционные, с которыми можно согласиться.

В тоже время нельзя не отметить существенные недостатки проведенного исследования. В первую очередь они связаны с некоторой методологической безотчетностью автора. Предчувствие Апокалипсиса – это тема и тема важнейшая для русской культуры и философии рубежа XIX – XX веков. Однако тема заслонила для автора проблему кризиса культуры, заявленную в заглавии диссертации, и описательный подход перевесил аналитический. Этим же может быть объяснена рыхлость и предсказуемость структуры диссертации: главы вторя и шестая, каждая из всего две страницы, не находят легитимного места в основном тексте работы и легко могли бы быть включены соответственно во введение и заключение. В работе есть и более мелкие недочеты. Скажем, считать Достоевского первооткрывателем проблемы человеческой греховности (с. 18) – явное преувеличение, также как живописать амбивалентный и пугающий образ Соловьева (с. 34-35), вторя его современникам.

Указанные недостатки, однако, не перевешивают достоинств работы. Полагаю, что магистерская диссертация «Предчувствие Апокалипсиса в русской религиозной философии: кризис культуры» отвечает основным критериям завершенной и самостоятельной квалификационной работы, а ее автор Кожемякина Юлия Сергеевна заслуживает присуждения степени магистра философии.

Кандидат философских наук

Доцент кафедры истории

философии

факультета философии и



политологии СПбГУ Цыпина Л.В.

25. 05. 2013.