Когда живёт любовь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Когда живёт любовь - страница №1/1





Когда живёт любовь


Ещё было темно, как он проснулся – сегодня в пять, значит, надо молиться, понимает отец Софроний. Встаёт так рано не случайно, значит, кому-то нужна его помощь. Но кто нуждается в его помощи, потом узнает, а теперь – “на колени и молись”, – словно слышит строгий голос. А такая тяжесть в теле: прошедшим днём не удалось присесть ни разу – всё требы, которые исполнять надо. В одном доме люди живут неспокойно, подозревают, что им кто-то невидимый мешает, а значит, их дом освятить надо. В другом же доме мужчина в вечность собрался уйти, а поэтому исповедаться, причаститься, собороваться желает. Но служба в церкви важнее всего! Знает он и всем говорит, что проблем прибывает лишь, когда в церковь ходить забываем. И говорит он это каждый раз по окончании службы. Люди верят ему, но как только дела у них наладились, благополучие в доме поселилось, то молиться Богу постепенно забывают, а проблемы тут как тут – о себе напоминают. Каются селяне и просят простить такую забывчивость, но снова и снова этот же грех повторяют. Поэтому, когда подходят на исповедь, то один и тот же грех называют. А священник должен всем своим сердцем молить Бога их простить. Если бы сын озорник так шалил, то отец наверняка бы его устыдил и наказал, чтобы юнец худшего себе не позволял. Священник же должен терпеть и грехи усердно прощать. Но как ему при этом от всего сердца молиться Богу простить наши грехи, которые мы повторяем в десятый раз и более того? А ведь обидеться на нас никак не может. И так каждый день. Но знает отец Софроний, в чём сила христианская: помнит, как ещё в семинарии при изучении Евангелия часто говорили: “молитесь за врагов ваших”. И действительно, враги наши, желая нам досадить, своим злом пресекают ещё большее зло, которое грозило нам, о чём не подозревали, поэтому они истинные наши благодетели, – так говорили старцы Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

– Как надо любить людей, чтобы они шли к нему, не боялись, не стеснялись, доверялись? – размышляет один человек, вставший в конец очереди на исповедь. А перед ним – пожилая женщина, за ее спиной – молодая, сжимающая пальцами левой руки исписанный клочок бумаги, чтобы, наверное, во время исповеди не забыть какой-либо грех.

Идёт Великий пост – время духовного и душевного очищения. И природа готовится к пробуждению от зимнего сна. В парках, садах и лесах появились проталины, а весёлые ручьи уж начали свои песни. Сверкая глазурью своих вод, ручьи селят кругом бодрую уверенность в неотвратимости весны. Смотрите, любуйтесь, – говорят они, словно зная, что это надо нам, ибо всему своё время, а время холода прошло, пора теплу прийти. А земля усердно вбирает в себя влагу тающих снегов, как только что рождённый младенец пьёт молоко матери. Насытившись, земля отдаёт влагу грунтовым водам – подземным кладовым питьевой воды для всех людей. Но сначала она очистит их, пропуская по мелким-мелким жилам через плотный слой глины. Земля хранит внутри себя чистые воды, как и человек хранит в себе веру в Бога. Вода, которую человек уж давно добывает из глубин земных, питает тело человека, а вера питает душу его.

Пройдёт немного времени, и как-то вдруг заметим на проталинах весенние цветы – знак того, что всё в порядке: природа не спит, но пробудилась, отдохнула, а теперь человек любуется её красотой, и жизнь льётся рекой. Увидим вернувшихся домой птиц, которых заждались не только мы, но и всегда весёлые, приветливые синицы: резвы они и зимой, когда мороз, и летом, да и когда жара настанет. А в это время во всех церквах приветно звенят колокола, начинаются службы в ожидании Воскресения Христова. Воскреснет Он, так живы будем! – говорит человек. Он обязательно воскреснет, ибо Бог всё может, на Него и вся надежда. И вот теперь уж наполнился воздух птичьим пением, славящим красоту природы, а люди в церквах славят Его за то. И рады все, счастливы, ибо любят Творца своего, знают: пока любят красоту Его, до тех пор будут славить все творения Его и счастливо жить.

С каждым днём Великого поста всё ярче проходят службы в церквах, всё более люди хотят видеть Воскресшего Христа! А завтра великий праздник Благовещения, сегодня же положена большая вечерняя служба. На ней много чтений Священного Писания. Произносимые слова увлекают нас в мир чудес прошлого времени, но таких чудес, которые и теперь повторяются, только по-своему. Проявляя любовь к славным предкам, чтецы и певчие словно зовут их из вечности посетить нас и обрадовать своим появлением. Бог посылает в храм и Своих ангелов, они, как и ранее, зовут на утреннюю службу, чтобы благодарить Создателя в день Благовещения.

На Благовещение будет литургия, присоединимся к ней, она учит нас общему делу. Каждое слово здесь объединяет всех, кто пришёл сюда. А какие это слова! Призывают они к единомыслию, а священник возглашает: “Да возлюбим друг друга!”. Только здесь – в храме Божьем, который есть рай земной, в наших головах пробуждаются мысли: “А как жить дальше? Что неправильно мы делали? Кого обидели? С кем несправедливы были? Какие новые грехи допустили?”

Отец Софроний из алтаря выходит, в руках у него Святой Крест и Евангелие – главные святыни на нашем пути к спасению. Единым взглядом прозревает наше состояние, встаёт пред нами, помолившись Богу, дабы Он услышал нас да простил грехи, если в них покаемся. Вот он кладёт Евангелие и напрестольный Крест на аналой, который приносит пономарь, и замирает отец в ожидании тех, кто желает спастись. Теперь люди сами решают, кому служить: Богу или нет, но коль пришли сюда, то, конечно, пожелали служить Богу, не грешить. Священник послан сюда – к нам, чтобы в этом деле помочь и помолиться за нас Богу. Если осознали мы свой грех, возненавидели его, значит, есть надежда, что Бог простит, коль не желаем повторять его.

Вот что одна женщина по имени Лидия сказала своей дочери Анне: “После исповеди и покаяния я другой стала, но был момент, когда вдруг застеснялась один грех назвать, но словно ища помощи, взглянула на дружеское лицо батюшки и увидела, что он желает мне помочь. Назвала свой грех, даже твёрдо обещала не повторять его, а он посмотрел на меня удовлетворённо и, как положено, произнёс разрешительную молитву. И только после исповеди я почувствовала, что свободной стала моя душа, словно тяжёлая ноша свалилась с меня. Моя дочь, – говорит она, – что-то давно таила от меня, а теперь решила вместе со мной пойти в церковь в первое же воскресение. Потом дочь сама расскажет мне о побеждённом грехе и больше не станет стесняться, будет советоваться со мной во всём. Вскоре расскажет подругам и те вместе с ней зачастят в церковь!”

– Тем же из нас, кто обделён материнскою любовью, не следует унывать и жаловаться на судьбу, ибо у всех есть Небесная Мать, которая неустанно за нами наблюдает. Разница с родившей нас матерью в том состоит, что Небесная Мать всецело спасает нас и в обиду никогда не даст, – говорит отец Софроний. – Нет у Неё человека, обделённого заботой и помощью. От обычной матери отличается и тем, что бесконечно может нам помогать и спасать. Её любовь к нам превосходит все наши земные представления о материнской заботе. И когда мы в ответ на заботу стараемся выразить Ей свою благодарность, то понимаем, что этого бывает недостаточно, ибо Её любовь к нам безмерна. Бесконечно и терпение Её. Она неустанно смотрит на нас и заботится о том, кого бы Своим усердием привести в рай. Хорошо помнить, что нет души, оставленной Небесной Матерью, и не будем сетовать на оставленность Богом, ибо те, кого оставила родившая мать переходят в попечение к Небесной Матери и у Неё находят помощь и поддержку! – восклицает отец Софроний, заканчивая свою проповедь.

Затем он благословил весь свой приход и направился в алтарь, откуда вскоре вышел, держа в руке напрестольный крест и осеняя им людей, покорно устремившихся к нему, чтобы отдать долг целования этого восьмиконечного символа спасения. Для одних людей служба была долгой, для других она пролетела быстро. Некоторые немного устали, другие, хотя три часа неподвижно стояли, но не заметили времени, свыклись с этим местом, полюбили его, а на улицу выходить не спешили. Ну, а те, которые устали, в скором времени – ещё до окончания Поста тоже перестанут замечать усталость – на смену ей придёт чувство радости. И поймут люди, что счастье приходит в ответ на искреннюю молитву, а такой молитвой нас Бог награждает и молиться помогает за добрые дела, которые всякий способен делать: можем ли мы помогать бедным, можем ли мы в холодную зиму кормить птиц или собак бездомных, можем ли мы работать и жить честно?

Проснулась весенняя природа, повернулась к человеку, но и этот поворот требует от всех её жителей подвига: небесным птицам – дальний перелёт через засады хищников на пути возвращения на Родину; людям – подготовка к севу, а там, где реки близко к селу бегут, то и подготовка к встрече с наводнением. И всюду видим испытания, но если присмотримся, то увидим, что все они – к нашему спасению и радости. Хорошо об этом говорят грачи, даже если прилетают в начале марта, когда ещё глубокий снег, да нежелание зимы покидать освоенные просторы. Но весенние птицы, будучи в радости возвращения на Родину, ещё не раз по вечерам станут собираться в стаи и, весело крича, будут кружить единым духом, любуясь родными парками, садами, огородами да лесами, с которых потом соберут избытки насекомых. И только в один день – праздник Благовещения вдруг прекратят свой приветный крик и гвалт, всякие работы прекратят и как будто в небо улетят. Тихо ведут они себя по воскресеньям, да и как иначе, когда народ тихо стоит в церквах и молится.


Отец Софроний находит время для личной беседы. Вот что он сказал при Воскресной школе. Великий Пост – время особое, когда мы ожидаем прихода Пасхи, но всё же смущаемся: а вдруг Христос накажет нас и даст знак тревоги последнего времени. Но каков это будет знак, боимся знать, молимся Ему в надежде, что у Небесного Отца ещё есть терпение видеть наши грехи, прощать их, а если наказывать, то не крепко или хотя бы отсрочить Своё Возмездие. И чем больше любви к Нему в наших сердцах и больше молитв исходит из нас, тем больше у Него терпения смотреть на нас, чтобы увидеть хотя бы небольшой, но добрый штрих, который давал бы надежду на спасение. Бог, как добрый экзаменатор, желает поставить нам “удовлетворительно”, даже когда студент знает лишь то, на какой экзамен пришёл, как называется дисциплина, которую пришёл сдавать. Но вопрос ведь в том, как человек будет среди святых подвижников в раю, не может ли оказаться, что не вынесет общества святых, которых Господь уже готов принять в Свои обители. Все святые смотрят на нас и надеются, что мы постараемся постом и молитвой, покаянием и причащением очиститься, чтобы принять Божий свет в день Его Воскрешения.

Знаем ли мы, что только пролитием крови могут быть прощены грехи? И среди них первородный грех наших прародителей. А это для самих людей стало невозможно. Тогда Бог Отец послал Сына Своего Христа: Он и пролил Свою кровь для нашего спасения. И когда мы, возненавидев свои грехи, исповедались, покаялись и причастились Его Тела и Крови, то от грехов очищаемся. Важнее этого таинства нет ничего, но и теперь мы лишь тогда спасаемся, когда возлюбим Христа всем сердцем и всею душою!

Как мы молимся Ему? Молимся с осознанием того, для чего Он пришёл на землю и что здесь увидел, пережил вместе с людьми. Но вот что ещё важно знать: Христос понимал, что с Ним будет потом, в чём Его миссия. Знал, что пострадает за нас и как пострадает, видел неблагодарность людей, среди которых жил и чудеса творил: многих от болезней исцелил, мёртвых воскрешал. Его часто видели тысячи людей, восхищались Им, но Господь предвидел, как однажды они жестоко поступят с Ним, но день и ночь умолял Отца Своего помиловать и таких людей.

Если мы сердцем поймём, что Господь сделал для нас, то увидим свои грехи и в них покаемся, дадим обет не повторять их более, а Он непременно услышит нас, насколько войдём в Его положение, настолько и приблизимся к Нему. И на этом пути хорошо видеть Его, как Светильник, как Главный Маяк, к Свету Которого всем надо следовать!

Возвращались из церкви два соседа по улице, Александр и Сергей, до этого не беседовавшие между собой, а теперь вдруг заговорили:

– Слава Богу, что Он сподобил нас прийти в храм, – отметил Александр. – А то ведь всё какие-то заботы да бесконечные дела, хотя знаю, что воскресные дни да дни великих праздников должны быть посвящены Богу, чтобы ходить на службы, молиться, читать Священное Писание.

– Все мы искушаемы лукавым, – согласился Сергей, – но если хорошо нам на церковной службе, то теперь будем стараться их не пропускать, да и отца Софрония попросим, чтобы молился за нас! А каково служение священника, который за всех нас переживает? Его служение жертвенное, но что мы знаем об этом?

Услышав эти слова, Александр поднял глаза на ветви берёз, растущих вдоль дороги, по которой шли молодые люди, а затем, всплеснув перед собой руками ладонями вверх, словно желая вознести свои слова на небо, задумчиво, но уверенно сказал:

– Священник и церковный хор вдохновенно поют псалмы да возносят молитвы Богу, а силы тьмы бегут от них, ибо отец лжи лукавый не выносит слов любви и истины. О, если бы не помощь ангелов Господних, как бы он в мире зла проповедовал добрые дела? В деле этом священник не может остановиться: один путь у него – вверх к Богу, но путь этот жертвенный, когда личные желания подчиняются Господу. Вот и кончается Великий пост, а каковы итоги? Всем ли мы обидчикам своим простили нанесённые нам обиды, отобрали ли мы это оружие против нас у лукавого? А может быть, завидовали кому? Возненавидеть надо эту зависть и на место её посеять покой и радость! Если мы что-то в этом деле не успели, то надо торопиться, чтобы встретить воскресшего Христа с радостью и чистым сердцем! И увидим мы, как велика будет наша радость от этих воздержаний. Воистину воздержания от греха творят чудеса!

От этих слов Сергей, до сих пор полагавший, что лишь он в этом деле молодец, недоумевает:

– Откуда у тебя такие знания? – спрашивает он. – Я слышал, что походы в церковь и участие в службах освежают ум, очищают сердце, а враги становятся в наших глазах, словно друзья. Слышал и то, что сама жизнь, казавшаяся пустой и полной невзгод, вдруг обретает смысл. – Но, немного подумав и противореча сам себе, как-то машинально продолжил: – Такие рассуждения и желания напоминают высказывания и поведение известного рыцаря Дон Кихота, но разве в этом деле теперь можно добиться успеха?

На что Александр резко возразил:



– Конечно же, можно, но сказано, что в рай ведут узкие врата! Однако кто захочет, тот достигнет цели, ибо Бог милосерден. Сейчас же нам хорошо научиться радоваться за других людей, и среди них радоваться за людей, которым как-то удалось помочь. Радоваться собственным успехам не так интересно, как ликовать по поводу успехов других людей. Свои успехи хорошо отдавать Богу и Его за это славить. От гордого чувства собственных успехов хорошо избавляться, ибо всё хорошее от Бога есть!