Кодекс об административных процедурах республики таджикистан - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон республики таджикистан о принятии Уголовного кодекса Республики... 6 3515.48kb.
Закон республики таджикистан "Об Академии наук Республики Таджикистан" 1 181.74kb.
Информация о ходе исполнения Закона Республики Казахстан 1 25.76kb.
Извлечения из Указа Президента Республики Беларусь от 26. 04. 1 155.32kb.
Кодекс республики казахстан об административных правонарушениях 18 9401.83kb.
Закон республики таджикистан о правительстве республики таджикистан 1 222.93kb.
Программа судебно-правовой реформы в республике таджикистан на 2011-2013... 1 149.91kb.
Закон республики таджикистан об обществе красного полумесяца таджикистана 1 130.29kb.
Закон республики таджикистан об обеспечении, обслуживании и охране... 1 56.43kb.
Закон республики таджикистан об ассоциации водопользователей 1 206.21kb.
Закон республики таджикистан об ассоциации водопользователей 1 206.04kb.
Таджикистан: въезд, регистрация, пропуск в погранзону 1 58.65kb.
- 4 1234.94kb.
Кодекс об административных процедурах республики таджикистан - страница №1/2

КОДЕКС

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Кодекса

1. Настоящим Кодексом определяется порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов.

2. Целью Кодекса является обеспечение соблюдения административными органами верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, государства и юридических лиц.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

- административный орган - исполнительный орган государственной власти, в том числе местный исполнительный, орган государственной власти, органы самоуправления в поселке и селе, а также любое физическое или юридическое лицо, выполняющее на основании закона публично-правовые полномочия;

- коллегиальный административный органадминистративный орган, состоящий из нескольких членов, рассматривающий и принимающий решения в коллегиальном составе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

- заинтересованная сторона - физическое или юридическое лицо, административный орган, в отношении которых принят административно-правовой акт, а также на законные интересы которых оказывает прямое и непосредственное влияние административно-правовой акт или действия административного органа;

- административно - правовой актадминистративный акт и нормативный административно-правовой акт принимаемые административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта;

- административный акт - индивидуальный административно-правовой акт, принятый административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта, устанавливающий, изменяющий, разрешающий или подтверждающий права и обязанности лица или ограниченного круга лиц. Административным актом считается также принятое административным органом решение об отказе заявителю в удовлетворении его просьбы по вопросам, относящимся к компетенции этого органа, а также изданный или удостоверенный административным органом документ, который может повлечь за собой правовые последствия, включая сертификат, лицензию, разрешение и т.д.;

- нормативный административно-правовой акт - общеобязательный административно-правовой акт, изданный уполномоченным административным органом на основании закона или иного нормативного правого акта, принятого на его основании, содержащий общие правила поведения постоянного или временного и многократного применения, включая инструкцию, положение, устав и т.д.

- опубликование - доведение административно - правового акта до всеобщего сведения путем публикации в печатном издании. При этом печатным изданием признается издание, соответствующее требованиям Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации";

- административное заявление - письменное требование, поданное в установленном настоящим Кодексом порядке стороной, заинтересованной в издании административного акта;

- административная жалоба - письменное требование, поданное заинтересованной стороной, в установленном настоящим Кодексом порядке в компетентный административный орган о признании административно-правового акта недействительным, изменении или принятии нового административно-правового акта с целью восстановления нарушенного права;

- административные процедурыдеятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб;

- устное слушание - административная процедура, при проведении которой административный орган заслушивает заинтересованные стороны и других участников процедур.

Статья 3. Сфера действия Кодекса

1. Действие настоящего Кодекса распространяется на деятельность административных органов и не распространяется на деятельность следующих государственных органов:

- Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан;

- Президента Республики Таджикистан;

- Правительства Республики Таджикистан, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи;

- судов Республики Таджикистан, за исключением случаев, предусмотренных главой 6 настоящего Кодекса;

- органов прокуратуры Республики Таджикистан.

2. Действие настоящего Кодекса распространяется на деятельность Правительства Республики Таджикистан в части разрешения административных споров между административными органами относительно разграничения полномочий, приоритетности принятых административно-правовых актов и обжалования административно-правовых актов и действий административных органов и должностных лиц этих органов, связанную с осуществлением административной функции, а также на деятельность судов при осуществлении административного производства в суде.

3. Действие настоящего Кодекса не распространяется на деятельность административных органов в следующих случаях:

- уголовного преследования лиц в связи с совершением преступления и производством по уголовному делу; оперативно-розыскной деятельности;

- исполнения вступившего в законную силу приговора или решения суда;

- принятия решения по военным вопросам;

- осуществления внешней политики.

Статья 4. Основные принципы административных процедур

Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан основывается на принципах равенства перед законом, осуществления полномочий на основании закона, соразмерности, беспристрастного осуществления административных процедур и конфиденциальности.

Статья 5. Принцип равенства перед законом

1. Участники административных процедур равны перед законом.

2. Запрещается ограничение прав и свобод, законных интересов какой-либо из сторон - участниц административно-правовых процедур или воспрепятствование их осуществлению, а также предоставление им не предусмотренного законом какого-либо преимущества либо принятие против какой-либо из сторон каких-либо дискриминационных мер.

Статья 6. Принцип осуществления полномочий на основании закона

1. Административный орган не вправе осуществлять какое-либо действие, противоречащее требованиям законов.

2. Административный орган принимает административно-правовой акт, влекущий ограничение прав и свобод человека и гражданина, только в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Таджикистан, в рамках своих компетенций.

Изданный с превышением полномочий административно-правовой акт не имеет юридической силы.

Неисполнение надлежащим образом служебных полномочий или превышение служебных полномочий должностными лицами административного органа влечет установленную законом ответственность.

Статья 7. Принцип соразмерности

Благо, которое общество получает от ограничений, наложенных на лицо, должно быть большим, чем ограничение его прав или законных интересов. Ограничения прав или законных интересов лица являются оправданными лишь значительным благом для общества.

Статья 8. Принцип беспристрастного осуществления

административных процедур

1. Административный орган обязан осуществлять свои полномочия беспристрастно.

2. В административных процедурах не могут принимать участие должностные лица, имеющие личный интерес, либо при наличии иных обстоятельств, могущих оказать воздействие на принятие решения.

Статья 9. Принцип конфиденциальности

I. Должностное лицо административного органа не вправе разглашать или использовать во вне служебных целях информацию, содержащую государственную, коммерческую или личную тайну, полученную в ходе административных процедур. Это не может являться основанием для отказа от исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.

2. Порядок соблюдения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении служебных полномочий, устанавливается законом.

Статья 10. Обязанность административных органов при оказании

правовой помощи

1. Административный орган обязан в пределах своей компетенции и имеющихся у него средств оказывать необходимую правовую помощь другому административному органу на основании соответствующего письменного запроса.

2. Правовой помощью не считается:

- выполнение какого-либо запроса вышестоящего или нижестоящего административного органа;

- действие, обязанность выполнения которого возложена на административный орган законом.

Статья 11. Условия и пределы правовой помощи

Административный орган вправе обратиться к другому административному органу с запросом об оказании правовой помощи, если:

- он не в состоянии самостоятельно осуществить действие в силу правовых или фактических причин;

- для выполнения действий он не имеет достаточных знаний и навыков о фактах, необходимых для выполнения действия;

- документы или какие-либо иные доказательства, необходимые для разрешения вопроса, находятся в соответствующем административном органе;

- средства, необходимые для выполнения действий своими силами, существенно превышают расходы по оказанию правовой помощи другим административным органом.

Статья 12. Отказ в оказании правовой помощи

1. Административный орган вправе не оказывать правовую помощь, если:

- это выходит за пределы полномочий, определенных законом;

- оказание правовой помощи причиняет вред интересам государства, либо осуществлению административным органом возложенных законом обязанностей.

2. Если административный орган отказывает в оказании правовой помощи, он обязан в недельный срок в письменной форме уведомить об этом административный орган, обратившийся к нему с просьбой.

3. Споры между нижестоящими административными органами об оказании правовой помощи рассматриваются вышестоящим административным органом, а при отсутствии такового - судом по месту нахождения административного органа, отказавшего в оказании правовой помощи.

4. Иск об осуществлении действия предъявляется в суд после получения соответствующим административным органом письменного отказа вышестоящего административного органа в оказании правовой помощи.

5. Отказом в оказании правовой помощи считается также неполучение ответа от административного органа в пятнадцатидневный срок.

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Статья 13. Форма административно-правового акта

1. Административно-правовой акт принимается в письменной форме.

2. В безотлагательных случаях, когда создается угроза государственной или общественной безопасности, здоровью населения, жизни людей, административный акт может быть принят в устной форме.

По требованию заинтересованной стороны, а также в случаях, если административным актом ограничиваются законные права и интересы лица, а также в иных случаях, предусмотренных законом, устный административный акт в трехдневный срок после принятия должен быть принят в письменной форме.

В отношении административного акта, принятого в устной форме, не распространяются требования статей 14-21 настоящего Кодекса.

Статья 14. Реквизиты административноправового акта

1. Каждый административно-правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

- наименование административно - правового акта;

- наименование органа, принявшего административно - правовой акт;

- заглавие административно-правового акта;

- фамилию, имя, отчество и подпись уполномоченного должностного лица, скрепленного гербовой печатью административного органа или должностного лица;

- время и место принятия;

- регистрационный, номер, присвоенный административным органом, принявшим административно-правовой акт.

2. В административном акте, отказывающем в удовлетворении просьбы заявителю, должны указываться орган, в котором может быть обжалован административно-правовой акт, его адрес и срок подачи жалобы (или иска).

Статья 15. Обоснование административноправового акта

Административно-правовые акты должны содержать письменное обоснование, которое предваряет резолютивную часть.

В административно-правовом акте должна указываться норма закона или иного нормативного правового акта, на основании которого был принят этот административно-правовой акт.

3. Административный орган обосновывает свое решение на обстоятельствах, фактах и доказательствах, которые были исследованы и изучены в ходе административных процедур.

4. Если законом, либо нормативным правовым актом, принятым на его основании для принятия административно-правовых актов предусматривается наличие экспертного заключения (заключения специалиста), в письменном обосновании указывается содержание этого заключения.

5. Письменное обоснование должно быть опубликовано (передано для официального ознакомления) вместе с административно-правовым актом.

Статья 16. Порядок вступления в силу административного акта

1. Административный акт вступает в силу по уведомлению сторон в установленном законом порядке, или в день опубликования.

2. Административный орган уведомляет стороны путем вручения уведомления о принятии административного акта.

3. Административный акт в течение трех дней после его принятия, должен быть вручен заинтересованной стороне в административном органе или направлен заказной почтой, в том числе - с уведомлением о вручении, вручением его заинтересованной стороне за его подписью, а также другими способами вручения.

4. Другие способы вручения уведомления применяются в том случае, если по какой-либо обоснованной причине нет возможности вручения заинтересованной стороне за его подписью, в том числе, если заинтересованная сторона сама ходатайствовала об использовании других способов вручения.

5. При вручении административного акта заинтересованной стороне административный орган обязан вместе с ним вручить также документы, являющиеся составной частью этого акта. Невручение указанных документов одновременно вместе с административным актом или их вручение позже не может повлиять на действие административного акта и стать основанием для обжалования правомерности акта.

6. В случае внесения в установленном законом порядке изменений и дополнений в административный акт, а также в документы, являющиеся составной частью этого акта, административный орган обязан в установленном настоящей статьей порядке вручить административный акт с изменениями и дополнениями заинтересованной стороне.

7. В установленных законом случаях административный акт может вступить в силу и до опубликования или уведомления, если промедление может причинить существенный вред государственным или общественным интересам, а также правам или законным интересам лица.

8. Административный акт, направленный заинтересованной стороне по почте, вступает в силу по истечении 7 дней после направления. В случае спора, связанного с направлением административного акта, бремя доказывания возлагается на административный орган.

Статья 17. Опубликование административного акта

1. Административный акт публикуется в предусмотренных законом случаях.

2. Если административный акт затрагивает интересы более чем 50 лиц, уведомление может быть заменено опубликованием. В таком случае административный акт вручается заявителю, а если заявление подписывают несколько лиц, - лицу, подпись которого в заявлении стоит первой.

Статья 18. Порядок опубликования административно-правового акта

1. Административно-правовой акт публикуется в официальном издании соответствующего административного органа.

2. Если административный орган не имеет официального издания, административно - правовой акт должен быть опубликован в издании, которое распространяется по всей территории действия административного органа и издается не реже одного раза в неделю, или обнародован.

3. Административный орган обязан заранее определить порядок опубликования или обнародования административно-правового акта, указанного в части второй настоящей статьи.

Статья 19. Обнародование

1. Обнародование означает открытое вывешивание административно-правового акта в административном органе в доступном для всех месте.

2. В случае необходимости административный акт обнародуется так же в другом публичном месте.

Статья 20. Порядок официального ознакомления с административным

актом

1. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, официальное ознакомление заинтересованной стороны с административным актом означает вручение или направление административно-правового акта ей по почте с уведомлением о вручении.



2. Лицо в случае неполучения направленного ему по почте административно-правового акта вправе получить его копию в административном органе. Расходы, связанные с выдачей копии, не должны превышать затрат на изготовление копии.

Статья 21. Исправление ошибок в административном акте

1. Административный орган обязан исправить в принятом им административном акте грамматические и арифметические ошибки путем внесения изменений.

2. Внесение в административный акт существенных изменений и дополнений означает принятие нового административного акта.

3. Административный акт с исправленными ошибками должен быть опубликован, обнародован или передан для официального ознакомления в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 22. Признание административно-правового акта

недействительным

1. Административно-правовой акт признается недействительным в порядке, установленном для принятия административно-правового акта.

2. Административно-правовой акт признается недействительным если:

- он принят не уполномоченным административным органом;

- его исполнение повлечет правонарушение;;

- его исполнение невозможно ввиду непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли сторон;

- он противоречит закону или существенным образом нарушены установленные законом иные требования к его подготовке или принятию

3. Административно-правовой акт признается недействительным принявшим его административным органом, вышестоящим административным органом или судом.

4. Если административно-правовой акт, нарушающий права и законные интересы лица, признан недействительным, заинтересованной стороне должен быть возмещен материальный ущерб, причиненный признанием административно-правового акта недействительным, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Таджикистан.

5. Признание административно-правового акта недействительным означает отмену правовых последствий, возникших после его вступления в силу.

6. В случае признания административно-правового акта недействительным лицо вправе потребовать возврата уплаченной в пользу административного органа суммы или иного переданного имущества, а при невозможности этого ему должно быть выдано полное возмещение.

7. Если лицо получило какое-либо имущество на основании признанного недействительным административно-правового акта, оно обязано возвратить его в порядке, предусмотренном статьями 1116 - 1124 Гражданского кодекса Республики Таджикистан.

Статья 23. Признание административно-правового акта утратившим

силу


Административно-правовой акт признается утратившим силу принявшим его административным органом.

2. Административно-правовой акт, принятый в соответствии с законом или на его основании иным нормативным правовым актом, признается утратившим силу, если:

- это прямо указано в законе или принятом на его основании ином нормативном правовом акте вышестоящего органа;

- в соответствии с законом это прямо указывается в административно-правовом акте;

- заинтересованная сторона не выполнила установленного административно-правовым актом обязательства, невыполнение которого в соответствии с законом может стать основанием для признания административно-правового акта утратившим силу;

- отменен или изменен соответствующий нормативный правовой акт, что лишает административный орган возможности принять такой административно-правовой акт, и действие административно-правового акта может причинить значительный ущерб государственным или общественным интересам.

3. Административно-правовой акт признается утратившим силу в порядке, установленном для принятия административно-правового акта.

4. Признание административно-правового акта утратившим силу не влечет отмены правовых последствий, возникших до его объявления утратившим силу.

Статья 24. Признание части административно-правового акта

недействительной или утратившей силу

Признание части административно-правового акта недействительной или утратившей силу должно производиться с соблюдением требований статей 21 и 22 настоящего Кодекса.

Признание части административно-правового акта недействительной или утратившей силу не влечет признания недействительными или утратившими силу иных частей административно-правового акта.

Статья 25. Внесение изменений и дополнений в

административно-правовой акт

1. Вносить изменения и дополнения в административно-правовой акт вправе принявший его административный орган.

2. Изменения и дополнения в административно-правовой акт вносятся в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 26. Возврат документа

После признания административного акта недействительным или утратившим силу уполномоченный административный орган может потребовать у лица возврата удостоверяющего право документа, выданного на основании данного административно-правового акта.

ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ АКТ

1. Начало административных процедур

Статья 27. Основания для начала административных процедур

1. Основаниями для начала административных процедур являются:

- административное заявление;

- возложенные законом на административный орган обязательства по изданию административного акта.

2. Административные процедуры в случаях, предусмотренных абзацем первым части первой настоящей статьи, начинаются с момента регистрации административного заявления.

Статья 28. Подача административного заявления

1. Если законодательством Республики Таджикистан не установлен иной порядок, административное заявление должно быть подано в административный орган, который компетентен разрешить поставленный в заявлении вопрос и принять соответствующий административный акт.

2. Порядок подачи административного заявления и прилагаемых к нему документов или представления информации иного вида, если он не установлен законом либо принятым на его основании иным нормативнымправовым актом, определяется положением (уставом) соответствующего административного органа.

Статья 29. Содержание административного заявления

1. Административное заявление должно быть составлено в письменной форме и включать:

- наименование административного органа, в который обращается заявитель;

- фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;

- требование;

- дату подачи заявления и подпись заявителя;

- перечень прилагаемых к заявлению документов, при их наличии.

2. К административному заявлению должны прилагаться все документы, обязанность представления которых возлагается на заявителя законом.

3. Заявитель вправе представить все иные документы, которые могут быть основанием для принятия административного акта.

Статья 30. Регистрация административного заявления

Административный орган обязан в установленном порядке зарегистрировать административное заявление в день принятия и проставить на нем дату и номер регистрации.

В случае получения административного заявления в отсутствии заявителя, административный орган обязан по требованию заявителя немедленно направить по почте ему подтверждение о регистрации.

Статья 31. Перенаправление административного заявления

другому уполномоченному административному органу

1. Если принятие требуемого в административном заявлении административного акта относится к полномочиям другого административного органа, административный орган обязан не позднее 5 дней после принятия, перенаправить административное заявление с прилагаемыми к нему документами уполномоченному на то административному органу с одновременным уведомлением заявителя.

2. Уполномоченный административный орган при получении перенаправленного административного заявления обязан уведомить заявителя о получении такого заявления

3. Если законом не установлено иное, при перенаправлении административного заявления уполномоченному на то административному органу не допускается представление какихлибо соображений о разрешении поставленных в административном заявлении вопросов.

4. Если указанный в административном заявлении вопрос подведомствен суду или установление уполномоченного административного органа невозможно, административный орган возвращает административное заявление заявителю с соответствующим обоснованием не позднее пятнадцати дней после его регистрации.

Статья 32. Недопустимость установления не предусмотренных законом

требований

1. Административный орган не вправе требовать у заявителя представления иных документов или информации, кроме документов или информации, предусмотренных законом.

2. Запрещается приостановление административных процедур или отказ в рассмотрении административного заявления по основанию, указанному в части первой настоящей статьи.

Статья 33. Порядок представления документов, содержащих

коммерческую или личную тайну

Административный орган обязан по ходатайству заявителя принять меры по защите представленной им информации, содержащей коммерческую или личную тайну.

2. Участники административных процедур

Статья 34. Участники административных процедур

Участниками административных процедур являются:

- заявитель;

- административный орган, который вправе принимать решение по указанному вопросу;

- лицо, которому настоящим Кодексом или иным нормативным правовым актом предоставлено право участия в административных процедурах;

- иной административный орган, в предусмотренных законом случаях;

- заинтересованная сторона.

Статья 35. Стороны административных процедур

1. Стороной административных процедур может являться административный орган, физическое или юридическое лицо.

2. Административные процедуры осуществляются уполномоченным административным органом.

3. В процессе административных процедур административный орган представляет ответственное должностное: лицо или его официальный представитель.

Статья 36. Язык административных процедур

1. Административные процедуры осуществляются на государственном языке.

2. Если административное заявление или иной представленный документ не составлен на государственном языке, административный орган устанавливает срок представления удостоверенного в государственной нотариальной конторе перевода административного заявления или иного документа.

Статья 37. Дееспособность сторон, участвующих в административных

процедурах

Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, в отношении дееспособности участвующего в административных процедурах лица применяются положения главы 3 Гражданского кодекса Республики Таджикистан.

3. Представительство в административных процедурах

Статья 38. Право представительства

1. Физические и юридические лица имеют право осуществлять отношения с административным органом через представителя.

2. Административный орган обязан потребовать у представителя документ, оформленный в порядке, установленном законом, и удостоверяющий его представительство.

Административный орган не вправе требовать у заинтересованной стороны осуществлять отношения с административным органом через представителя, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.

Статья 39. Представитель в административных процедурах

Если заявитель или заинтересованная сторона назначила представителя, административный орган направляет ему все предназначенные заинтересованной стороне документы.

Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административный орган по всем вопросам административных процедур обращается к представителю.

Заинтересованная сторона, представленная другим лицом, вправе присутствовать при всех устных слушаниях.

Представитель вправе совершать от имени представляемого все процедурные действия, предусмотренные в документе, удостоверяющем его представительство.

Статья 40. Обязательность назначения представителя

1. Участвующая в административных процедурах заинтересованная сторона, не находящаяся в Республике Таджикистан, обязана в 3-х дневный срок после требования административного органа назначить своего представителя, находящегося в Республике Таджикистан.

2. Если лицо не выполнит требование, указанное в части первой настоящей статьи, с административного органа снимается ответственность за ненаправление документа и это не может стать основанием для признания административного акта недействительным, за исключением случаев, установленных законом.

Статья 41. Обязательное назначение представителя заявителем

1. Если заявление подано более чем 25 лицами, подписывающие заявление лица в установленный административным органом срок назначают одного представителя, правомочного осуществлять отношения с административным органом.

2. Представителем, может быть назначено только физическое лицо.

3. В случае отказа представителя от осуществления своих полномочий административный орган дает заявителям срок для назначения нового представителя.

4. Отводы

Статья 42. Недопустимость участия в административных процедурах

1. В административных процедурах не может участвовать должностное лицо административного органа, которое:

- лично, непосредственно или посредственно является заинтересованным в конечном результате или имеются другие обстоятельства, ставящие под сомнение его беспристрастность;

- является близким родственником участвующей в деле заинтересованной стороны или ее представителя;

- является представителем участвующей в деле заинтересованной стороны;

- являлся до этого при рассмотрении дела свидетелем, экспертом, переводчиком, представителем;

- состоит с участвующей в деле противоположной заинтересованной стороной в трудовых отношениях;

- само или член семьи которого является аффинированным лицом юридического лица, являющегося заинтересованной стороной.

2. Должностное лицо обязано уведомить вышестоящее должностное лицо об обстоятельстве, указанном в части первой настоящей статьи, и заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе рассматривается в порядке, установленном статьей 42 настоящего Кодекса.

Статья 43. Заявление об отводе

1. Участвующая в административных процедурах заинтересованная сторона, считающая, что существуют основания для отвода должностного лица административного органа, участвующего в административных процедурах, вправе до принятия административного акта заявить ему отвод в письменной форме.

2. Заявление об отводе должно быть обоснованным.

3. Заявление об отводе, вопрос об отводе или самоотводе рассматривает и разрешает руководитель должностного лица, которому заявлен отвод, а в случае отсутствия такового - руководитель вышестоящего административного органа.

4. Вопрос об отводе должностного лица, входящего в состав коллегиального органа, разрешается коллегиальным органом без участия этого должностного лица.

5. Участвующая в административных процедурах заинтересованная сторона обязана представить заявление об отводе в течение 2 дней после того, как ей стало известно о факте или обстоятельстве, являющимся основанием для отвода.

5. Сроки в административных процедурах

Статья 44. Сроки в административных процедурах и порядок

восстановления пропущенного срока

1. При исчисление срока в административных процедурах применяется порядок, установленный статьями 109 - 114 Гражданского процессуального кодекса Республики Таджикистан.

2. Если заинтересованная сторона обязана соблюдать установленный срок, то указанный срок начинается только со дня передачи заинтересованной стороне соответствующих документов или информации, либо официального опубликования этой информации.

3. Пропущенный срок должен быть восстановлен, если заинтересованная сторона пропустила установленный законом или административным органом срок по уважительной причине.

4. Заинтересованная сторона обращается с письменным заявлением о восстановлении пропущенного срока в административный орган не позднее 15 дней после устранения обстоятельств, указанных в части третьей настоящей статьи. К заявлению должны прилагаться соответствующие документы и материалы, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока.

5. Административный орган рассматривает заявление о восстановлении пропущенного срока в 5-дневный срок и по его результатам принимает административный акт об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении заявления.

Статья 45. Участие заинтересованной стороны в административных

процедурах

1. Административный орган вправе привлечь заинтересованную сторону к участию в административных процедурах на основании ее ходатайства, а в определенных законом случаях обязан обеспечить ее участие в административных процедурах.

2. Административный орган обязан, уведомить заинтересованную сторону о времени и месте проведения административных процедур, если административным актом может быть ухудшено ее правовое положение, для участия в административных процедурах.

3. Если число лиц, участвующих в административных процедурах, превышает 50, административный орган вправе вместо информирования каждого из них в отдельности опубликовать официальное сообщение об административных процедурах, в порядке, установленном статьей 18 настоящего Кодекса.

4. Сообщение об административных процедурах должно включать:

- наименование и адрес административного органа, в котором ведутся административные процедуры;

- дату и время начала слушаний;

- краткое описание предмета административных процедур;

- фамилию, имя, отчество участников заинтересованной стороны в административных процедурах;

- срок принятия административного акта.

5. В безотлагательных случаях, когда промедление с принятием административного акта может причинить существенный вред государственным, общественным или частным интересам, административный орган вправе принять обоснованное решение о принятии административного акта без соблюдения требований частей первой, второй и третьей настоящей статьи.

Статья 46. Исследование обстоятельств дела

1. Административный орган обязан в ходе административных процедур исследовать все обстоятельства, имеющие значения для дела, и принять решение на ocновании оценки и сопоставления этих обстоятельств в соответствии с законом.

1. Не допускается, чтобы в основу принятия административного акта были положены обстоятельства или факты, не исследованные административным органом в установленном порядке.

2. Заинтересованная сторона обязана явиться в административный орган и дать объяснения только в случаях, предусмотренных законом.

Статья 47. Полномочия административного органа в исследовании

доказательств в ходе административных процедур

Исходя из обстоятельств дела административный орган вправе:

- истребовать документы;

- собрать сведения;

- выслушать заинтересованную сторону;

- осмотреть место, связанное с принятием административного акта;

- назначить экспертизу;

- использовать необходимые документы и акты;

- в целях сбора, исследования и оценки доказательств прибегать к иным предусмотренным законом мерам.

Статья 48. Право заинтересованной стороны при исследовании

доказательств

1. Участвующая в административных процедурах заинтересованная сторона вправе представить доказательства, а также ходатайства об исследовании доказательств.

2. Административный орган в 2-х дневный срок принимает по ходатайству одно из следующих решений:

- об удовлетворении ходатайства;

- об отказе в удовлетворении ходатайства;

- о частичном удовлетворении ходатайства.

Статья 49. Право ознакомления с материалами административных

процедур

1. Заинтересованная сторона, участвующая в административных процедурах, вправе ознакомиться с материалами административных процедур, за исключением документов и материалов, связанных с подготовкой административного акта и носящих внутриведомственный характер.

2. Заинтересованной стороне, участвующей в административных процедурах, не представляются для ознакомления материалы дела, содержащие государственную, коммерческую или личную тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. Заинтересованная сторона, участвующая в административных процедурах, знакомится с материалами административных процедур в административном органе, осуществляющем административные процедуры.

4. Заинтересованная сторона, участвующая в административных процедурах, вправе ходатайствовать об истребовании копии материалов административных процедур. Заинтересованная сторона, участвующая в административных процедурах может делать копии документов и других материалов, содержащих государственную, коммерческую или личную тайну, только в случаях, прямо предусмотренных в законе или на основании судебного решения.

5. Административным органом не может быть установлено какое-либо вознаграждение или создано иное препятствие для получения копий документов или других материалов, а также направления по почте, кроме возмещения понесенных затрат.

Статья 50. Принятие решения

1. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административный акт, не затрагивающий интересы третьих лиц, должен быть принят в 15-дневный срок после подачи административного заявления.

2. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административный орган принимает административный акт в месячный срок после подачи административного заявления.

3. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административный орган принимает нормативный административно-правовой акт в двухмесячный срок после подачи ходатайства.

4. Если для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, необходим срок, превышающий предусмотренный законом для принятия административного акта, административный орган выносит решение об определении срока принятия административного акта.

5. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, общий срок принятия административного акта не должен превышать 3-х месяцев.

Статья 51. Порядок повторной подачи административного заявления

по одному и тому же вопросу

1. Административное заявление на решение административного органа об отказе в принятии административного акта может быть подано только в случае, если фактическое или правовое положение, являющееся основанием для принятия административного акта, изменилось в пользу лица, или при наличии вновь открывшихся обстоятельств, обусловливающих принятие более благоприятного для заявителя административного акта.

2. Если в административном заявлении не указываются вновь открывшиеся обстоятельства, административный орган, не рассматривая административного заявления, принимает административный акт об отказе в удовлетворении административного заявления. В административном акте должен указываться нормативный правовой акт, на основании которого было отказано в удовлетворении административного заявления.

3. Административное заявление о повторных административных процедурах принимается только в случае, если в ходе административных процедур эти обстоятельства или факты не были представлены заявителем по независящим от него обстоятельствам.

6. Административные процедуры в коллегиальном административном

органе

Статья 52. Порядок административных процедур в коллегиальном



административном органе

1. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административные процедуры в коллегиальном административном органе ведутся в порядке, установленном настоящей главой.

2. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, решение по административному заявлению, поданному в коллегиальный орган, принимается только коллегиальным административным органом. Исключительным правом уполномоченного должностного лица коллегиального административного органа является перенаправление, заявления в иной уполномоченный административный орган или возвращение его заявителю, если разрешение поставленных в нем вопросов относится к полномочию этого коллегиального административного органа.

Статья 53. Порядок проведения заседания и принятия решения

коллегиальным административным органом

1. Председательствует на заседании коллегиального административного органа руководитель этого органа, а в случае его отсутствия его заместитель или один из членов данного органа, избранный председательствующим на заседании.

2. Председательствующий на заседании ведет заседание в соответствии с повесткой дня.

3. На заседание коллегиального административного органа должны быть приглашены все его члены.

4. Коллегиальный административный орган вправе принимать решение, если на его заседании присутствует более половины числа его членов, за исключением случаев, предусмотренных нормативным правовым актом.

5. Решение коллегиального административного органа считается принятым, если оно поддержано более чем половиной числа присутствующих на заседании членов, за исключением случаев, предусмотренных нормативным правовым актом.

Статья 54. Протокол заседания коллегиального административного

органа


1. На всех заседаниях коллегиального административного органа составляется протокол заседания, в котором должны указываться:

- наименование коллегиального административного органа;

- время и место проведения заседания;

- фамилия, имя и отчество председательствующего на заседании и членов коллегиального административного органа;

- предмет рассмотрения;

- результаты голосования;

- принятое решение.

2. Протокол заседания подготавливается в течение 3-х дней секретарем и подписывается председательствующим на заседании, а также секретарем.

7. Виды административных процедур

Статьи 55. Виды административных процедур

Видами административных процедур являются:

- простые административные процедуры;

- формальные административные процедуры;

- публичные административные процедуры.

2.Если законом не предусматривается применение административных процедур другого вида, административный орган подготавливает административный акт в порядке простых административных процедур.

Статья 56. Простые административные процедуры

Простые административные процедурыэто деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.

Статья 57. Формальные административные процедуры

1. Формальные административные процедуры - это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов с соблюдением требований, установленных параграфом 8 настоящей главы.

2. Административный акт принимается на основании формальных административных процедур только в случае, если это прямо предусматривается законом или по инициативе административного органа.

Статья 58. Публичные административные процедуры

Публичные административные процедурыэто деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц.

8. Формальные административные процедуры

Статья 59. Участие заинтересованной стороны в формальных

административных процедурах

1. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, административный орган уведомляет всех заинтересованных сторон о начале формальных административных процедур.

2. Если законодательством Республики Таджикистан не установлено иное, отказ заинтересованной стороны в принятии участия в административных процедурах не приостанавливает проведение формальных административных процедур.

3. Заинтересованная сторона может представить свои предложения в связи со всеми обстоятельствами административных процедур.

Статья 60. Свидетель и эксперт в формальных административных

процедурах

1. В ходе формальных административных процедур свидетель обязан дать показания, а эксперт - заключение. Получение показаний или заключения производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Таджикистан.

2. Отказ от дачи показаний или заключения влечет ответственность, установленную законом.

3. В ходе формальных административных процедур заинтересованная сторона вправе привлечь свидетелей, экспертов.

4. Заинтересованной стороне должна быть предоставлена возможность взыскать свои предложения в связи с заключением эксперта или показаниями свидетеля.

5. Заинтересованная сторона вправе присутствовать при опросе свидетеля или эксперта, задавать им вопросы, знакомиться с письменным заключением эксперта, присутствовать при осмотре объекта, места, связанного с принятием административного акта.

6. Расходы по приглашению заинтересованной стороной свидетеля или эксперта возмещаются заинтересованной стороной.

Статья 61. Устное слушание

1. Административный орган принимает решение на основании доказательств, исследованных во время проведения устного слушания.

2. Заинтересованные стороны должны быть уведомлены об устном слушании не менее чем за 7 дней до его проведения и приглашены для участия в устном слушании.

3. В приглашении указывается право административного органа на рассмотрение и разрешение дела без участия заинтересованной стороны, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Если число заинтересованных сторон превышает 50 человек, административный орган вправе пригласить заинтересованные стороны для участия в устном слушании путем уведомления заявителя, подпись которого стоит в заявлении первой, обнародования или опубликования сообщения в официальном издании. В сообщении должны указываться предмет устного слушания, наименование административного органа, который проводит слушания, основания начала административных процедур, время и место устных слушаний.

Статья 62. Порядок проведения устных слушаний

1. Устные слушания проводятся открыто. Председательствующий в целях обеспечения охраны государственной, коммерческой или личной тайны стороны по своей инициативе или по ходатайству заинтересованной стороны, вправе объявить устные слушания закрытыми.

2. Председатель - уполномоченное должностное лицо административного органа, открывает и руководит устными слушаниями.

3. Право участия на устных слушаниях имеют уполномоченные должностные лица административного органа, представитель вышестоящего органа, заинтересованные стороны, их представители, эксперт, свидетели.

4. Председательствующий обязан обеспечить на устных слушаниях исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, и предоставить заинтересованной стороне возможность высказать собственное мнение по делу.

5. Заинтересованная сторона вправе заявить ходатайство в связи с обстоятельствами, имеющими значение для дела.

6. Соблюдение порядка на слушаниях обеспечивает председательствующий. Он вправе предупредить, а в особых случаяхудалить из зала лицо, нарушающее порядок.

7. Слушания могут продолжаться и без участия удаленного из зала лица.

Статья 63. Протокол устного слушания

1. Во время слушания ведется протокол.

2. В протоколе устного слушания должны указываться:

- предмет устного слушания, краткий обзор поданного заявления;

- наименование административного органа;

- время и место проведения заседания;

- фамилия, имя, отчество и должность председательствующего, заинтересованных сторон, экспертов, свидетелей;


следующая страница >>