Классный час «Никто не забыт, и ничто не забыто» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок гражданственности, патриотизма и мужества «Никто не забыт, ничто... 1 60.1kb.
«Никто не забыт, ни ничто не забыто» (ветераны Великой Отечественной... 1 188.74kb.
Конспект занятия никто не забыт и ничто не забыто задачи 1 50.45kb.
Осипов, А. Вечность под обелиском / Александр Осипов // Красная Шория. 1 28.35kb.
Классный час «Тест для будущих мужчин» 22. 02. 2013 7 класс Половникова Л. 1 28.18kb.
Классный час: 4 б класс Классный Шидерская Инна Владимировна 2010... 1 76.15kb.
Классный час на тему "Сто дорог одна твоя" 1 52.73kb.
Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. 1 58.59kb.
Классный час «Моя Родина Россия. Государственные символы России» 1 77.74kb.
Семья Моторина Ивана также хранит память о прадеде Моторине В. 1 19.69kb.
Классный час «День памяти воинов-интернационалистов» 1 72.71kb.
График проведения Урока мужества, посвященного 70-летию Сталинградской... 1 91.12kb.
- 4 1234.94kb.
Классный час «Никто не забыт, и ничто не забыто» - страница №1/1

МБОУ Кутлуевская средняя общеобразовательная школа

Классные часы,

посвященные 70 – летию

Великой Победы



Классный час

«Никто не забыт, и ничто не забыто»

 Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности,           памяти к защитникам Отечества.

Форма: урок мужества.

Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися; поисковая работа. Оборудование: плакаты «Пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда».

«22 июня 1941 года»

«9 мая 1945 года»

Музыкальное оформление: магнитофон.

«С чего начинается Родина»

(муз.В.Баснера,  слова А.Матусовского)

«Священная война»

 (муз. А.Александрова слова В.Лебедева-Кумача)

«День Победы»

(муз. Д.Тухманова, слова Вл.Харитонова)

«Журавли»

 (муз.Л.Френкеля, слова Р.Гамзатова и Н.Гребнева).          

Ход урока

1 Вступительное слово

Учитель: Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы  Великой Отечественной войны. Уже  выросло не одно поколение людей, не  испытавших на себе горячего дыхания великой битвы с немецко-фашистскими  захватчиками. Но, чем дальше уходят от нас незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее представляется титанический  подвиг, совершенный советским народом. Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах ВОВ, посвящается наш классный час «Никто не забыт, ничто не забыто».

             - Ребята, назовите даты начала и окончания ВОВ.                                                                                                      

Учащийся:22 июня 1941г.-9мая 1945г.

Учитель: Две странички календаря.

           Два дня жизни планеты Земля.

           Два дня истории Человечества.

Они  отмечены  в  календаре  разными  цветами:  один - чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.         Они так и называются: День Памяти и Скорби. (Начало В.ОВ. 1941-1945гг.)

           День 9 мая. ( Праздник Победы советского народа в В.ОВ.1941-1945гг.)

           Два дня календаря. А между ними:

           Давайте вспомним, как это было.

1-ый ученик: Вспомним безмятежный детский сон,

                                                                      счастливый,

                         Первый луч солнца

                        неторопливый,

                         Запах  яблок, зреющих в саду,

                         Вспомним самый страшный

                                                                       день в году

2-ой ученик: Вспомним город заревой,

дотла сожжённый,

                        В поле урожай, огнём

                                                                      спалённый,

                        Взрывы, смерть, глаза

                                                          наполнены болью,

                        Рубежи России,

                                                             залитые кровью,  

3-ой ученик: Вспомним, чтоб бойцов

                                                                      восславить,

                       Чтобы людям всей земли

                                                                        отправить

                        Заклинание, звучащее

                                                                              светло:

                        Быть войны на свете

                                                                       не должно!

Учитель: Год 1941-июнь. Страна жила мирной  жизнью, надеясь, что пожар    войны, который уже  разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

Июнь… Клонится  к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

( ст. Щипачева  «22 июня 1941 г.»  под мелодию «С чего начинается  Родина»)

1-ый ученик: Казалось, было холодно цветам

                         И  от  росы  они слегка  поблекли,

                         Зарю, что  шла  по  травам  и  кустам

                         Обшарили  немецкие  бинокли.

2-ой  ученик:   Такою  все  дышало  тишиной,

                          Что  вся  земля  еще  спала, казалось,

                           Кто  знал,  что  между  миром  и  войной

                          Всего  каких-то  пять  минут  осталось!

Уч-ль: 22 июня 1941г  мирная  жизнь  нашего народа  была  прервана. Фашистская   Германия,  нарушив   пакт   о   ненападении,  вторглась   на территорию  Советского  Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве,  ради спасения  Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку   с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

3 ученик:               Родина!

                  Пламя ударило в небо –

                  Ты, помнишь Родина

                  Тихо сказала: «Вставайте на помощь!

                   Родина!

(Тихо звучит мелодия « Вставай страна огромная»)

(На фоне музыки).

Ученица: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

                  Стали тихими наши дворы.

                  Наши мальчики голову подняли,

                  Повзрослели они до поры.

                  На пороге едва помаячили

                  И ушли за солдатом солдат.

                  До свидания, мальчики, мальчики,

                  Постарайтесь вернуться назад.

(Музыка звучит громче.  Потом стихает. Выходят ученики).

1-ый:        Мы по дорогам пыльным с боем шли.

             От бомб  земля дрожала как живая.

             Мы каждый метр своей родной земли    

          Отстаивали, кровью поливая.

2 ой:          Когда от бомб, казалось, мир оглох

          И друг мой пал из нашей роты первым,

         Я знал: нужны не слёзы и не вздох,

         А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы

3-ий:          Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

         В атаку шёл - других не гнулся ниже,

                Шёл смело в бой не потому, что смел,

              А потому, что трусость ненавижу

Уч-ль:        

               Самая тяжёлая ноша в войне легла на плечи женщины, женщины матери  

Ученик:

                   Нас пули с тобою пока ещё минуют,

          Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

                   Я всё-таки горд был за самую милую,

                   За горькую землю, где я родился.

                   За то, что на ней умереть мне завещано,

                   Что русская мать нас на свет родила,

                   Что в бой провожая нас, русская женщина

                    По-русски  три раза меня обняла

Уч-ль:        

                    Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они на пули, во время бомбёжек и обстрелов, сёстры милосердия выносили раненых  бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами,   военными переводчицами, радистами, уходили   в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

                                                                 

Учитель: На защиту  Отечества   вставали  не  только  взрослые,  но  и  дети, 20  тысяч  пионеров   получили   медаль  «За  оборону   Москвы », 15  тысяч  249  юных  ленинградцев   награждены  медалью  «За  оборону  Ленинграда».

Дети   ухаживали    за  ранеными  в  госпиталях,  собирали  металлолом, деньги  в  фонд  обороны,  отсылали  на  фронт  тысячи  посылок  с  теплыми  носками, любовно  расшитыми  носовыми  платками, кисетами для табака. Участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Четверо юных патриотов нашей Великой Родины в первые годы Великой Отечественной войны ставших партизанами, героически погибли  и были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена навечно остались в памяти народа.

(на фоне музыки!)

Учитель: о Зое Космодемьянской

1 ученик: Леня Голиков - был разведчиком 67 партизанского отряда 4-ой партизанской бригады. В августе 1942г он гранатой подорвал легковую машину, уничтожив фашистского генерала, и добыл очень ценные документы. Успешно участвовал Леня Голиков и в других партизанских рейдах. 4 января он погиб в бою. Юному герою установлены памятники в Новгороде и Москве.

2 ученик: Марат Казей - вступил в партизанский отряд имени 25- я Октября в ноябре 1942 года. За тем он стал разведчиком штаба партизанской бригады в Минской области. Находясь в отряде, 11 мая 1944 года, окруженный фашистами, он подорвал себя гранатой у д. Хоромецкое Узденского района. В Минске Марату Казею воздвигнут памятник.

3 ученик: Валя Котик - уже в 12 лет в 1942 году стал связным партизанской подпольной организации  в г. Щепетовка Хмельницкой области на Украине. Через год он был принят  в партизанский отряд, участвовал в боях, был дважды ранен. 17 февраля при освобождении города Изяслав Валя Котик погиб. Памятники ему установлены в Щепитовке  и Изяславе.

4 ученик: Зина Портнова в начале 1942 года вступила в подпольную организацию «Юные мстители» в поселке Оболь Витебской области Белоруссии. С августа 1943 года она - разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова партизанской бригады В.И.Ленина. В декабре 1943 года, когда она возвращалась с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», она была арестована и опознана предателем. В январе 1944года в д. Горянны на допросе Зина Портнова схватила со стола пистолет следователя, убила его и еще двух фашистов пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена.

 Уч-ль: Вся послевоенная молодёжь знала этих юных героев. А сколько ещё их было - мальчиков и девочек, совершивших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Земли российской преданные дети,

Бессмертными Вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

1418 дней и ночей длилась война. В жестокой схватке с фашистами советские люди проявили беззаветную любовь к Родине, беспримерную стойкость и массовый героизм. Более 11 тысяч воинов стали героями Советского Союза около 13 миллионов были отмечены боевыми орденами и медалями. Они живы в благодарной памяти людей, в названии улиц, теплоходов.

Ученик: Помним подвиг

                Гастелло и Кошевого

                Разведчика Кузнецова

                и тех ребят,

                Чьи обелиски стоят у дорог

                С надписью:

               «Неизвестный солдат»

Уч-ль: Память павших на фронтах Великой Отечественной Войны, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня почтим минутой молчания.

                             /Минута молчания/

Все меньше в живых остаётся тех, кто сражался за нашу Родину, тем дороже для нас присутствие почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной Войны.

 Уч-ль: 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о  

      безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Ученица: В девятый день минующего мая,

                  Когда легла на землю тишина,

                  Промчалась весть от края и до края:

                  Мир победил. Окончена война.

                  /Звучит музыка «День победы»/

Ученик: Война закончилась,

                Но песней опаленной

                Над каждым домом

                До сих пор она кружит,

                И не забудем мы,

                Что 20 миллионов

                Ушли в бессмертие,

                Чтоб с нами жить.

Ученица: За все, что есть сейчас у нас,

                  За каждый наш счастливый час,

                  За то, что солнце светит нам,

                  Спасибо доблестным солдатам,

                  Что отстояли мир когда-то.

Учитель: Помнить, через века, через года,

                  Помнить о тех, кто уже не придет никогда

                  Пожалуйста, помните!

                  Не плачьте, в горле сдержите стоны,

                  Горькие стоны.

                  Памяти павших будьте достойны,

                  Вечно достойны!

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

УЧИТЕЛЬ

-Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?



-Кто и когда начал войну?

-Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?

-Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.

 

1 ЧТЕЦ


Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя.

И есть душа - она все вытерпит,

И есть земля - она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

 

2 ЧТЕЦ


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

 

УЧИТЕЛЬ


-        Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины.

Тогда появились плакаты «Родина-Мать зовет» и была написана песня «Священная война».

(Звучит песня «Священная война» Автор текста - В.Лебедев-Кумач, композитор - А. Александров)

УЧИТЕЛЬ


-О чем идет речь в этой песне?

-В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен

-Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун»

-Что такое тайфун?

(Ураган, уничтожающий все на своем пути)

Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу.

-План операции предусматривал тремя мощными ударами танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки прорвать оборону советских войск, окружить и уничтожить армии Западного, Резервного и Брянского фонтов в районах Вязьмы и Брянска, после чего охватить Москву с севера и юга и одновременным фронтальным наступлением овладеть советской столицей. Для достижения своей цели противник сосредоточил в группе армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок) 74,5 дивизии, в том числе 14 танковых и 8 моторизованных, и авиацию 2-го воздушного флота.

(Рассказ сопровождается показом на карте)

-Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.

-В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска трех советских фронтов: Западного (генерал-полковник И.С.Конев), Резервного (Маршал Советского Союза С.М.Буденный) и Брянского (генерал-полковник А.И.Еременко), насчитывавшие 95 дивизий. Замысел Ставки ВГК состоял в том, чтобы, опираясь на глубоко эшелонированную оборону, не допустить прорыва немецких войск к столице.

-Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку буквально у стен столицы (в 12 км от современной границы севернее города), укротив вражеский «Тайфун».

-Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

-А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин.

Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны.

3 ЧТЕЦ

Мы помним годы боевые,



Друзей, которых с нами нет.

Мы помним будни фронтовые

Солдатских лет, военных лет. 

4 ЧТЕЦ


Гром и дым. Огонь и кровь.

Пламя в царстве мрака.

В шесть утра - атака вновь,

В семь - опять атака!

Впереди огня преграда -

Смертоносная стена.

Но встает, промолвив: «Надо!»

Самым первым старшина.

5 ЧТЕЦ

Если надо - значит, надо!



«Надо» взвод встает.

Рвутся гулкие гранаты,

Пулемет прицельно бьет.

Поддержать отважных надо -

Прокричал майор: «Вперед!»

И, команду дав отряду,

Впереди него встает.

 

УЧИТЕЛЬ



-Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину.

-За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

-Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. Но какою ценою завоевана победа?!

-Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более

6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,

4000 000 угнано на каторжные работы в Германию.

Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.

 

6 ЧТЕЦ



"1418 дней"

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

 

7 ЧТЕЦ



Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

 

8 ЧТЕЦ


Наградила нас она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнем, под пулями закаляли мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Звучит песня «День Победы»

 

УЧИТЕЛЬ



-Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в нашем городе. Назовите их.

-Ребята, кто из ваших родственников был на войне?

-Что они вам рассказывали?

-Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.

-Мы не должны забыть этот страшный урок истории.

Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.

9 ЧТЕЦ

Мир в каждом доме, в каждой стране!



Мир - это жизнь на планете!

Мир - это солнце на нашей Земле!

Мир - нужен взрослым и детям!

Классный час для 5-7 классов

«Хоть война не детское дело…»,

посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Цель:


показать учащимся подвиг их сверстников в годы Великой Отечественной войны,

воспитать чувство патриотизма, любви к Родине на примере детей - героев,

воспитать уважение к памяти людей, боровшихся с фашизмом.

Оформление:

 на стенах актового зала плакаты с описанием подвигов героев – пионеров,

мультимедийная презентация «Хоть война не детское дело…»

Слово учителя.

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть – и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, веселых и влюбленных,

По родной земле погребено?!

Вы сегодня в легком шуме кленов,

Тихо постучавшихся в окно…

…Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.

 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
           Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами.   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей,  в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь -  внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже.

Четыре юных партизана получили звания Герой Советского Союза, к сожалению, посмертно.

Рассказ ученика.

 Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Рассказ ученицы.

Марат Казей стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Рассказ ученика.

Валя Котик. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
 Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Рассказ ученицы.

Зина Портнова. В Оболи Витебской области была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину Портнову избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Слово учителя.

К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных  и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.

Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.

Ученица читает стихотворение.

Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал...

                           Кто мог оказать помощь юным солдатам в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны? Кто их обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением для борьбы с врагом? Эта помощь оказывалась такими же юными рабочими – мальчиками и девочками, которые вместе со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков.. В тылу они проявляли  чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой Отечественной войны.

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером  беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.

В годы войны по всей стране на заводах и фабриках молодежь работала с большим напряжением, выполняя специальные заказы для фронта, все для Победы!

 Жили впроголодь, но продолжали учиться и работать. Если до станка не доставали, ставили под ноги специальные скамеечки, подставки.

Тысячи и тысячи детей войны получили награды за военные заслуги и за работу в тылу.

Но еще об одной девочке я хочу вам сейчас рассказать.

Ученик читает стихотворение.


Таня Савичева


На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,-
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!                              

С. Смирнов

Рассказ учителя.

В 1930 году 23 января  родилась девочка Таня. Таня Савичева. Когда началась война, ей было 11 лет. К тому времени они жили в Ленинграде (нынешний Санкт- Петербург). Осенью 1941 года Таня пошла в четвертый класс, но зимой 1942 года учебу прекратили, так как в городе не было света и тепла. Наступил голод. Город оказался в кольце блокады, был окружен со всех сторон.

У Тани старший брат и старшая сестра уже работали, жили отдельно. Таня жила с бабушкой, мамой и братом с сестрой. Этажом выше жили два брата отца. В декабре 1941 года от истощения и болезни умирает старшая сестра Тани Женя. Таня берет дневник сестры Нины и под буквой Ж записывает «Женя умерла 28 декабря в 12.50 минут утра 1941 г.» и так записывает всех умерших Савичевых. А когда не стало мамы, Таня не пишет слово «умерла».  Оставшись одна, Таня идет к тетё. Но спустя некоторое время Таня оказывается в детском доме и в 1943 году эвакуируется на Большую землю. Но летом 1944 года Таня умирает от туберкулеза. А дневник ее остается как самое тяжелое свидетельство войны, как самое тяжкое обвинение фашизму.

Играют дети в войну…

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,


Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,


Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Над вьюгами и стужами седыми


Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

На этой грустной ноте мы закончим наш классный час. Я надеюсь, что вы будете помнить о ваших сверстниках, не пощадивших жизни ради свободы своей Родины, ради будущего. Мира вам!



Классный час «БИЕК ВАТАН СУГЫШЫ»

Звучит тихая мелодия.

Алып баручы: 

Күпвакыт без аңлап җиткермибез, без нинди бәхетле кешеләр, ә сез нинди бәхетле балалар. Без шуның өчен бәхетле, чөнки без шушы якты тыныч дөньяда яшибез. Һәркөнне баш очыбызда тыныч күк йөзен күрәбез, безнең өстебездән пулялар сызгырып үтми, снарядлар шартламый, һәм безнең йөзебезгә явыз күзләре белән үлем карап тормый.

Бөек ватан сугышы елларында меңәрләгән яшь батырлар сугыш кырларында, партизан отрядларында фашистлар белән көрәштә совет солдатларына булыштылар. Аларның батырлыклары турында күп җырлар, китаплар язылды, фильмнар төшерелде. Дүрт пионерга Советлар Союзы исеме бирелде.

1Ученик


-Я Леня Голиков. Родился я в маленькой деревушке Лукино. Мое детство было веселым и беззаботным, пока не началась она….война! Война перечеркнула все! В 14 лет я впервые взял в руки автомат, минировал дороги, подрывал вражеские штабы, ходил на разведку, стал героем Советского Союза.

Помню, стоял теплый солнечный денек. Я с ребятами собирался на речку. Вдруг нас окликнул проезжавший мимо шофер:

-Слыхали,  про войну?

-Какую войну? - спросили мы.

-Фашисты на нас напали, Гитлер города наш бомбит!

Вот так я и узнал о войне…

2 ученик

-Я Марат Казей. Как и все мои ровесники мечтал о подвиге. Мне хотелось быть и моряком, и красным командиром, и разведчиком. Но началась это война. После того как мою маму казнили, я ушел в лес, к партизанам. Каждый день я с отрядом ходил на сложные задания, разведывал ценную информацию. За участие в боевых операциях я был награжден медалью «За Отвагу», орденом Великой Отечественной войны первой степени. Мне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

3 ученик

Я – Валя Котик. Родился в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда началась война, папа ушел на фронт. Немцы подступали к Шепетовке, и в городке началась эвакуация.

Мы с мамой тоже хотели уехать, но не получилось. Фрицы уже вошли в город. С этого дня я стал членом подпольной организации и начал выполнять взрослые поручения. Уточнял расположения немецких войск, собирал и прятал в тайнике патроны, оружия. Был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны», орденом Великой Отечественной войны первой степени. Мне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

4 ученица

-Я - Зина Портнова. В 1941 году я поехала к бабушке на каникулы в Белоруссию.  Здесь меня застала война. В белорусских лесах появились партизаны. И вскоре я начала помогать подпольщикам в распространение  среди жителей антифашистские листовки и газеты. Потом меня устроили в столовую фашистов. Я очень сильно уставала, и нередко приходилось терпеть побои.

Однажды мне удалось подсыпать специального порошка в котел с пищей. Больше ста фашистов были выведены из строя.

Я была расстреляна.

Мне присвоено за боевые подвиги, за мужество и бесстрашие, за преданность Родине звание Героя Советского Союза.

1 ученик

А ведь ни будь  этой ненавистной войны, наша жизнь была бы другой. А помните……

Татарча бию көе уйнаганда көлешеп укучылар керә

Сабан туе,  хезмәт туе

               Шатлык һәм бәхет туе шул

               Уйнап көлеп җырлап биеп

               Бәйрәм итик көн буе.

Укучы


Әйдәле….үзәкләрне өздерерлек итеп, күңелләрне җилкендерерлек итеп бер җырлап күрсәт әле.

Укучы


Өздерә бит йөрәкләрне

             Тальян гармун моңнары

             Әллә инде бер биикме

             Булмас тик карап торып

(Ике укучы башкаруында парлы татар халык биюе)

Йөгереп бер укучы керә.

Дуслар, туктагыз әле. Монда повестка килгән. Сугыш башланган. Немец гаскәрләре безгә таба килә. Инде кайбер авылларны тар-мар итеп тә өлгергәннәр. Бу повестка - сугышка чакыру кәгазе.

Укучы


Күп илләрне кара күмер ясап,

             Үлек белән түшәп юлларны,

              Канга туймас Гитлер безгә таба

              Суза хәзер шакшы кулларын.

Укучы

 Без үзебезнең туган җиребезне немец илбасарларына бирергә тиеш тугел.



Укучы

Без бер адым да чигенмибез. Сез әзерме туган илебезне сакларга???

Бергә: Әйе, әйе, әлбәттә!!!

(Хатны күтәреп чыгып китәләр.)

 “Священная война” коен уйный, экранда видеозапись

Ученик“Жди меня” стих.

Латыпова Лилия  стих «Вәхшәт» М.Җәлил.

Алып баручы.  

Әйе, сугыш балаларны да, олыларны да кызганмады. Сугыш аналарны балаларыннан аерды, миллионлаган балаларны ятим калдырды... Сугыш кешеләрнең иң кадерле , кабатланмас яшьлекләрен тартып алды.

Бик күпләрнең әтиләре, абыйлары, энеләре сугыш кырларында ятып калдылар.

Элина Җыр «Солдатлар»

Алып баручы:  Сугыш бетте. Илебезгә җирне нурга күмеп Җиңү килде!

Музыка тихо... День победы..

Возвращение солдат....

Алып баручы: Йөрәкләрне тетрәндереп торган, куркулы, борчулы көннәр артта калды. Ул көннәргә алмашка ничә еллар көткән тыныч тормыш килде.

Укучы


Әй, сез, сугыш уты кабызучылар!

             Ишетәсезме? Без сезгә дәшәбез!

Укучы

Сугыш ялкыны безнең дөньяны



             Чолгап алмасын яңадан.

Укучы


Җир йөзе балаларның

             Тынмасын көлүеннән.

Укучы

Дәшәбез сезгә, өлкәннәр,



              Без – дөнья балалары!

              Балаларның сарылары,

              Аклары, каралары.

 Укучы


 Сез “чәчәкләр” дисез безне.

               Чәчәкләр сулмасыннар.

                Җир йөзендә бәхетсезләр,

                Ятимнәр булмасыннар!



Алып баручы:  

Сугышны башыннан кичергән һәркем батыр ул.Сугышның үзәгендә булганмы ул, тылда эшләгәнме, бу мөһим түгел.Һәркем үзенчә, хәленнән килгәнчә Җиңүне якынайткан. Алар үзләренең батырлыклары белән, Ватаныбызга карата чиксез мәхәббәтләре белән безгә үрнәк булып торалар.