Классный час для 9 класса «Подвиг длиною в жизнь» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час для 9 класса «Подвиг длиною в жизнь» - страница №1/1



Классный час для 9 класса « Подвиг длиною в жизнь ».

Цель: познакомить с подвижнической деятельностью известного педагога Я. Корчака в условиях Холокоста на территории Европы во времена Второй мировой войны.

Задачи: создать представление о политике нацистов в отношении еврейского населения в годы 2-й мировой войны; побудить учащихся к размышлениям о причинах, которые привели к трагедии целого народа и мотивах поступка Яна Корчака, продиктованных общечеловеческими ценностями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор и видеомагнитофон. Видеоматериалы: х/ф «Я. Корчак», компьютерная презентация с фотографиями и словами из дневника Корчака. Используемая литература: Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР - М., Фонд «Холокост», 2001, 80с., Брухфельд С., Левин П. «Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. – М., «Текст», 2000 , Помнить, чтобы жить. Составитель Альтман И.А. М., «МИК», 2006. Статья «Януш Корчак»(http://holocaust.ioso.ru/history/22.htm).

Классный час начинается с первого слайда презентации, на котором появляется его название и слова Конфуция «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Учителю важно не только знакомить с информацией, но и постоянно вести диалог с учащимися, побуждая к активному осмыслению, рассуждению и сопереживанию.

Детство – прекрасная пора, не правда ли. Вокруг вас заботливые родители, бабушки, дедушки. Вы окружены вниманием и заботой. Каждый день несёт много нового и интересного. Жизнь наполнена мечтами и ожиданиями. А какими ассоциациями наполняются ваши воспоминания о детстве? (Учитель заслушивает ответы учащихся).

Таким оно было и у детишек предвоенной поры. В один миг всё было порушено. Жизнь повернулась чёрной своей стороной.

Слайд №2. ( На слайде детская фотография Анны Франк маленькой Анни Горовиц с документа

- Как Вы думаете, что это за фотографии? - Для чего предназначался документ?

- Представьте, какими эти дети были в то время? Что любили? Как играли?

До Второй мировой войны эти девочки жили в странах Европы. Анни Горовиц во Франции, а Анна Франк в Германии (Далее старшеклассницы рассказывают о детях).



1 - я ученица: После оккупации Франции немцами в 1940г. все евреи обязаны были пройти регистрацию. Это был первый шаг на пути к Холокосту.

Французская еврейка Анни Горовиц (1-е фото) родилась в 1933г. в Страсбурге. Тем не менее, она – по выданному удостоверению личности – зарегистрирована как «иностранка под наблюдением». Сначала её отправили в лагерь в окрестностях Тура, затем перевели в другой лагерь – Дранси, в пригороде Парижа. 11 сентября 1942г. её депортировали в Освенцим с 31 эшелоном из Франции. Вместе с ней отправили её мать Фриду и семилетнюю сестру Полет. Всего в поезде находились около тысячи мужчин, женщин и детей. По прибытии в Освенцим более 600 из них, включая всех детей, сразу же отправили в газовые камеры.

Анни и Полет – двое из свыше 1,5 миллионов еврейских детей, ставших жертвами Холокоста. В среднем лишь одному из десяти удалось спастись. В Польше же и Прибалтике шансы еврейских детей на выживание были ещё ниже.

2-я ученица: Анна Франк (2-е фото) родилась в 1929г. во Франкфурте- на-Майне. В 13 лет она начала вести дневник, ставший одним из самых известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня это едва ли не самая читаемая книга в мире. Дневник переведён на 50 языков мира.

Вскоре после прихода к власти Гитлера в 1933г. Анна вместе со своей семьёй бежала в Нидерланды. Родители думали, что теперь нацистам до них не добраться. Но в мае 1940г. немецкая армия оккупировала Нидерланды. Отто Франк, как и многие евреи в Нидерландах, приготовил для семьи тайное укрытие. В июле 1942г. Франкам пришлось им воспользоваться. Вот что писала Анна Франк в своём дневнике 2 мая 1943г.: «…Мы живём в каждодневном напряжении. В напряжении от ожидания и надежды, но также и от страха, когда слышим звуки в доме или на улице, когда ужасно стреляют или когда в газете печатают новые «объявления», потому что каждый день может произойти и такое, что некоторые из наших помощников вынуждены будут сами здесь скрываться. «Скрываться» стало самым обычным словом». Несмотря на помощь соседей-неевреев, семье не удалось уйти от рук нацистов. Их арестовали по доносу 4 августа 1944г. Семья была депортирована в Освенцим.

Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945г. Анну с сестрой Марго отправили в Германию в лагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945г. лагерь освободили, но сёстры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим. Когда он вернулся в Амстердам, друзья семьи передали ему дневник Анны. Позднее он был издан и миллионы людей узнали о девочке, которая день за днём описывала своё пребывание в убежище, но так и не смогла спастись от фашистов.

Учитель: Вся вина этих детей заключалась в том, что они были евреями. А придя к власти в 1933г. в Германии А. Гитлер начал тотальное наступление на еврейское население, считая их главным виновником всех бед немецкого народа. Начались еврейские погромы, детей исключали из школ. В 1939 появились первые гетто в Польше. Для полного уничтожения еврейского населения Европы на территории Польши было создано 6 лагерей смерти (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме), главным из них стал лагерь Аушвиц-Биркенау, близ Освенцима, где погибло 1,5 млн. человек, в том числе свыше 1млн. 100 тыс евреев из 27 стран.

С самого начала евреям был придан статус полностью бесправной группы населения. Если представители другой национальности ещё могли рассчитывать на выживание, то у евреев этого шанса не было. Они были обречены на смерть изначально, все без исключения.



Слайд №3. - Перед вами фотографии из гетто. Какой стала жизнь для детей? Как они выглядят и почему? Что вы думаете?

С первых дней оккупации евреи ограничивались в свободе передвижения, а впоследствии обязаны проживать только в гетто. Всё их имущество конфисковывалось. Евреи не получали никакого вознаграждения за труд. Им запрещалось ходить по тротуарам, выращивать цветы, рожать детей, посещать кинотеатры, школы, слушать радиоприёмники…

- Как вы думаете, могла ли быть иной судьба этих детей? В каком случае?

«Мир слишком опасен, чтобы в нём жить, - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» – говорил А. Эйнштейн. Часто жизнь и судьба человека зависят от того, кто его окружает.

Учитель: Вторая мировая и Великая Отечественная… Когда мы говорим о войне, то вспоминаем о значимых сражениях, о героизме наших славных защитников. Но мы не должны забывать и об огромных жертвах среди мирного населения на оккупированных территориях. Мы должны сохранить память о всех погибших.

Слайд № 4. (На нём появляются строчки стихотворения Р. Левина).

Легко о прошлом мы рядим и судим,

Оплакав убиенных сыновей,

Нам докопаться бы до сути

Невиданной трагедии своей.

Роман Левин


Слайд №5. (Фотография Яна Корчака короткая справка о нём).

Януш Корчак - Генрик Гольдшмит родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье; отец его был известным адвокатом. Литературный псевдоним Януш Корчак он принял юношей… и под этим именем стал одним из самых любимых и почитаемых мыслителей педагогики и детских писателей. Его имя стало символом высоты духа, мудрости педагога и героической любви к детям.

Он рос в ассимилированной еврейской семье. Казалось, Хенрик был поляком, так он любил польский язык, польскую культуру. Но со временем в годы тяжёлых испытаний он приходит к сознательному выбору своей еврейской судьбы.

1-й ученик: Читая дневник Я.Корчака, понимаешь, что и в детстве его интересовали проблемы, решение которых не посильно порой и взрослым.

Из дневника: «Бабушка давала мне изюм и говорила:

- Философ!

Кажется, уже тогда я поведал бабуне в интимной беседе мой смелый план переустройства мира. Ни больше, ни меньше, только выбросить все деньги. Как и куда выбросить и, что потом делать, я толком не знал.

Не надо осуждать слишком сурово. Мне было тогда пять лет, а проблема ошеломляюще трудная: что делать, чтобы не стало детей грязных, оборванных и голодных, с которыми мне не разрешается играть во дворе, где под каштаном, был похоронен в вате в жестяной коробке от леденцов первый покойник, близкий и дорогой мне. На сей раз только кенарь. Его смерть выдвинула таинственную проблему вероисповедания. Я хотел поставить на его могиле крест. Дворничиха сказала, что нельзя, поскольку это птица – нечто более низкое, чем человек. Даже плакать грех. Подумаешь дворничиха. Но хуже, что сын домового сторожа заявил, что кенарь тоже был евреем. И я…»

Отец его был известным в Варшаве адвокатом. Интеллигентная, обеспеченная семья, красивая квартира, прислуга... Но когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадежно заболел, был помещен в больницу и оттуда уже не вернулся. Семья быстро обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. Молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру, он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Борьба с болезнями и страданиями стала его целью. Будучи студентом, Хенрикработал в бесплатной читальне для бедных, помогал матери содержать семью.

Юношей он начинает пробовать силы в поэзии, прозе и берёт псевдоним «Януш Корчак». По завершении обучения Корчак работал в детской больнице, был мобилизован на Японскую войну, после фронта практикует в клиниках Берлина, Парижа, Лондона. В Варшаве он становится знаменитым врачом-диагностом, имеет большую практику. Получая гонорары от богатых пациентов, даром лечит детей бедняков.

И уже в эти годы он пытается осуществить свои мысли о воспитании детей. В 1908г Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам» и руководит приютом для сирот. «Дом сирот» на улице Крохмальной, 92, открывшись в 1911г, просуществовал 30 лет.

Так уже в молодые годы Корчак отказался от возможности создать свою семью, чтобы посвятить себя своим воспитанникам. В большом доме он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он и пишет сказки для детей и книги о воспитании для взрослых.

Слайд №6: «Добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Неправда, что легче испортить, чем исправить.»( из дневника Я.Корчака)

Учитель: После 1933 во взглядах Корчака на его еврейское происхождение проявляются некоторые изменения. Известный писатель и общественный деятель, у которого столько друзей среди поляков, который кроме еврейских сирот вырастил и несколько поколений польских воспитанников, начинает размышлять об антисемитизме в родной Польше. Посетив Эрец-Исраэль, куда он мечтал перебраться на склоне лет, и встретившись с беженцами из Германии, Корчак осознал - его детям в Польше грозит страшная опасность! Как же бросить еврейских сирот, которым он – и отец, и защитник? А 1 сентября 1939г фашисты напали на Польшу. Началась война.

2-й ученик: (из воспоминаний И. Неверли, 1939):

«Когда объявили мобилизацию, Корчак вынул из нафталина свой майорский мундир и попросился в армию… Начальники в соответствующих инстанциях… обещали, но мало что могли сделать в невообразимом хаосе. …что предпринять для защиты родины?

На Варшаву падают первые бомбы. Сквозь их грохот… люди услышали знакомый … голос: у микрофона польского радио снова стоял старый доктор.… Это не были уже сказочные радиобеседы из области "шутливой педагогики для взрослых и детей". Старый доктор говорил об обороне Варшавы…, о том, как должны вести себя дети в различных ситуациях опасности…

Варшава пала.… В "Доме сирот"… разбитые окна позатыкали, заклеили, чем пришлось, однако осенний ветер гулял по залу. Дети сидели за столами в пальто, а Доктор был в высоких офицерских сапогах, в мундире. Я высказал удивление по поводу того, что все еще вижу на нем эту униформу, вроде ведь он никогда не питал к ней особого пристрастия, напротив…

- То было прежде. Теперь другое дело.
- Пан доктор, но это же бессмысленно. Вы провоцируете гитлеровцев, мозоля им глаза мундиром, которого уже никто не носит.
- То-то и оно, что никто не носит, это мундир солдата, которого предали, - отрезал Корчак. (Фрагмент из ф. «Януш Корчак» - Я.Корчак в мундире, фашисты входят в Варшаву.)

Он снял его только год спустя, вняв настойчивым просьбам друзей, доказавших, что он подвергает опасности не только себя, но и детей. Во всяком случае, стоит вспомнить о том, что он был в годы оккупации последним офицером, носившим мундир Войска Польского.



В этом мундире Корчак в сороковом году пошел хлопотать о возвращении детям подводы с картофелем, реквизированной немецкими властями во время перевода Дома сирот на территорию еврейского гетто. Его арестовали. Из тюрьмы доктора вырвали (под залог) его бывшие воспитанники и деятели гетто.

Слайд №7: «Кто бежит от истории, того история догонит…
Мы несем общую ответственность не за Дом сирот, а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее - традицию лет. Сохранить благородство в несчастии!…»


1-й ученик: Сотни людей пытались спасти Корчака. Сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы с Неверли, который имел пропуск на два лица, вспоминал он. Доктор не задумываясь отказался. Не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности! А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне. И можно ли все это пережить?"…
Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими.
По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми… и писал дневник.

Слайд №8. ( Слова из дневника Корчака ) и соответствующий фрагмент фильма «Януш Корчак» (Корчак поливает цветы и думает о фашисте, которого видит в окно).

«Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…». Это последняя строчка Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце.
Учитель: В отношении еврейского населения Польши, как и всей Европы, решение гитлеровцев было однозначным – все подлежали ликвидации. Угроза нависла над Домом сирот как и над всем Варшавским гетто.

Слайд № 9. (На нём карта Варшавы с указанием ж/д путей).

- Перед вами карта Варшавы. В чём особенность расположения ж/д путей?

Учитель: Всё рассчитано на то, чтобы удобнее и быстрее можно было перевезти людей по назначению – для концентрации в одном месте и…. для уничтожения.

Слайд № 10. Перед вами умшлагплац - особый перевалочный пункт в гетто. Обычно это любое открытое место, где решалось, кого отправить на смерть, а кто ещё годен для работы. Здесь иногда людям приходилось просиживать целые дни, пока не придут свободные товарные вагоны. . В Варшаве для облегчения депортации провели от Умшлагплац ж/д ветку к основной ж/д. Начиная с 23 июля 1942 день за днём 6-7 тысяч человек отправляли в Треблинку. В августе 1942г. в Треблинку были депортированы 200 детей – сирот, воспитанников детского дома. Вместе с ними был известный врач и педагог Януш Корчак. У Корчака была возможность скрыться, друзья настойчиво предлагали помощь и документы, но он поступил иначе.

2-й ученик: ( Демонстрация фрагмента ф. «Януш Корчак» - шествие детей к вагонам). По воспоминаниям 5 августа 1942года дети вместе с Корчаком и воспитателями выстроились на улице и начали свой последний путь. Старый доктор шёл впереди, держа за руки детей. Это были евреи, которые шли на смерть с честью, они не кричали и не плакали, а только теснились возле своего воспитателя.

Шествие стройной колонны детей удивило нацистов. Что это такое? Коменданту Умшлагплаца сказали , что это Корчак с детьми. Кто это, комендант вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Офицер спросил у доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». Услышав утвердительный ответ, предложил доктору остаться… а детям придётся поехать… «Ну нет, дети – это главное!» – твёрдо произнёс доктор и захлопнул дверь изнутри…

Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик выбрался на волю: С помощью Корчака ему удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве погиб. Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки - больше ничего не сохранилось..
(Далее демонстрация последних фрагментов фильма, где как бы оживает мечта о спасении – вагон не дошёл до места назначения, а добрый доктор и дети смогли спастись.

Учитель: И в 1945 году в Варшаве говорили: "Они живы - Старый Доктор, дети. Их не взял огонь - отступился…. Дети живы.… И Пан Доктор жив. Ходят по селам. Где добрый человек живет - в дверь постучатся.… А если злой живет - не стучатся…»

- Почему Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была?

Учитель: Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье. Он не смог бы спасти уже обречённых детей, но приблизил бы победу и тем самым сберёг бы жизнь других людей. Однако Корчак избирает свой путь: он идёт на самопожертвование, чтобы в трудный час быть моральной поддержкой для сирот, примером нравственной стойкости.

Слайд №11. На нём слова Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Учитель: Так говорил Сократ. Для тех еврейских детей Януш Корчак был больше, чем солнце, потому, что «светить» или просто жить у него практически не было никакой возможности. Но он жил, сохраняя человечность и вселяя надежду в души своих воспитанников.

Стоит вернуться к словам Конфуция, прозвучавшим в начале урока – «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» и предложить учащимся объяснить её смысл в данном контексте. После обсуждения демонстрируется последний слайд.



Слайд №12. Медленно появляются фотографии детей, ученица читает стихотворение Иды Островской «Чуть заметные от пули дырочки…»

Чуть заметные от пули дырочки –
Одежонки – целый грузовик!..
Сколько же вас –
Сенечки да Фирочки?
Сколько пуль
прервали детский крик?!
Дни и ночи о погибших спрашивай,

Растревожь людей живых покой, -

Сколько же расстрелянных и иль заживо

Перемешанных с сырой землёй?


Не сыскать песчинки, не пропитанной

Кровью жертв безвинных, не сыскать…

Бойне, до сих пор нигде не виданной,

Злодеяньям – ждать расплаты. Ждать!






Используемая литература:

1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР - М., Фонд «Холокост», 2001, 80с.,

2. рухфельд С., Левин П. «Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. – М., «Текст», 2000 ,

3. Помнить, чтобы жить. Составитель Альтман И.А. М., «МИК», 2006.



4. «Януш Корчак»(http://holocaust.ioso.ru/history/22.htm).