Капиталистический кризис - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Капиталистический кризис - страница №4/4


VI. О болгарской антикризисной политике
С учетом того, чтобы ограничивать последствия глобального капиталистического экономического кризиса у нас, в конце 2008 г. принят антикризисный план болгарского правительства.

Этот план направлен преимущественно на:



  • сохранение финансовой стабильности, банковской системы и безопасности сбережений;

  • стимулирование потребления товаров первой необходимости (главным образом вкладывая несколько миллиардов левов из государственного бюджета в открытие новых рабочих мест через создание инфраструктурных и энерго объектов, а также и бизнес-парков);

  • оказание государственной финансовой помощи (в размере 500 млн. левов) малым и средним предприятимя;

  • улучшение образования и здравоохранения;

  • субсидирование земеделия;

  • государственная поддержка потерявших работу и социально слабых болгарских граждан.

Антикризисный план болгарского правительства содержит меры, для выполнения которых передвидится выделить денежные ресурсы только из государственного бюджета. При режиме колониального валютного борта и лишенном содержания Болгарском народном банке почти невозможно проводить правительственную монетарную (денежную) политику.

По своему характеру антикризисный план болгарского правительства буржуазен, т.е. в нем зало-жены меры в основном по спасению капитала и капиталистической общественной системы. Считается, что таким способом сохраняются рабочие места и косвенно оказывается помощь некоторым людям труда из народа. Как в США и в других капиталистических государствах, так и у нас деньги, выделяемые из государственного бюджета на реализацию антикризисных мероприятий, проходят через частные банки. Практикуется порочная коррупционная схема, по которой происходит и т.н. “усвоение” денег, предоставляемых по линии фондов ЕС. Это неизбежно, пока государство находится в руках финансовой олигархии. В своем стремлении нажить колоссальные богатства и господствовать в мире эта олигархия ускоряет появление кризисных бедствий, а потом применяет “антикризисные меры” для дальнейшего спекулятивного грабежа трудового народа.

В центре антикризисной программы болгарского правительства - помощь среднему и мелкому бизнесу. Отпущенные бюджетные деньги (500 млн. левов) на стимулирование этого бизнеса предоставляются кредитополучателям через 12 местных и иностранных банков (итальянский “УниКредит”, венгерский ДСК, греческий ОББ). Так как БНБ лишен права кредитовать, эти бюджетные деньги даны маленькому, но единственному у нас Государственному банку развития, который предоставляет их упомянутым банкам под 5 % ставку. Торговые банки со своей стороны выделяют малым и средним предприятиям ссуды под 8 % ставку. Так, только за несколько месяцев иностранные банки у нас заработают десятки миллионов левов от процентов и такс. Вместе с тем каждый из них предоставляет государственные деньги преимущественно обслуживаемым им болгарским предприятиям.

Было бы правильнее и полезнее для народа предоставлять государственные деньги малым и средним предприятиям напрямую (без посредников) Государственным банком развития. Так, вместо того, чтобы исчезнуть в трезорах частных иностранных банков, получаемые прибыли (от выкачивания средств из государства) могут использоваться для стимулирования развития болгарских структуроопределяющих отраслей и производств.

Антикризисная денежная сумма правительства в помощь среднему и малому бизнесу в нашей стране сообразована с расходной частью нынешнего относительно небольшого государственного бюджета. Эта сумма слишком мала на фоне общей задолженности болгарских фирм, межфирменные и другие долги которых в начале 2009 г. составляют приблизительно 150 млрд. левов (сегодня для болгарского правительства характерна высказанная в ХІХ веке сентенция: “И самая красивая девушка Франции может дать только то, что имеет”).

Большая задолженность фирм в нашей стране является тем взрывоопасным кризисным элементом, взрыв которого непременно приведет к их массовому банкротству. Этому будет способствовать и то обстоятельство, что годовая “прибыль” фирм составляет едва лишь 10 % их долгов. Одна треть накопленных фирменных задолженностей - это задолженности банкам, в т.ч. получившим право оперировать государственными антикризисными деньгами. Некоторые из владельцев этих банков пытаются частью правительственных денег уладить и старые фирменные задолженности. Пользуются тем обстоятельством, что не должны отчитываться перед государственной исполнительной властью. Счета их банков не подлежат ревизии со стороны Счетной палаты Республики Болгарии.

Хотя болгарское правительство отстаивает главным образом преди всичко интересы “бизнеса”, его антикризисная программа не удовлетворяет представителей иностранного капитала в нашей стране. К ним относятся в основном управляющие находящихся на нашей территории иностранных банков и предприятий, лидеры болгарских хозяйственных и торговых камер и палат, председатели, директоры и сотрудники “институтов”, (“рыночной экономики”) и “центров” (“экономических исследований”, “демократии”), получающих заокеанскую финансовую и методологическую помощь. Некоторые из них определяют правительственную антикризисную программу (называемую именем премьер-министра Сергея Станишева – “план Станишев”) как “набор намерений по трате денег без идеи”44. Предлагают для преодоления кризиса попросить МВФ прислать в нашу страну миссию, которая бы составила антикризисные прогнозы и программы и подготовила бы соглашение о выделении новых порабощающих нашу страну государственных заемов (деньги из МВФ опять же будут проходить через расположенные у нас иностранные банки).

В общем и целом представители иностранного капитала в нашей стране проводят антинародную и разрушающую болгарское государство политику, включающую:



  • сохранение валютного борта;

  • более тесная обвязанность страны с МВФ, откуда берутся высокопроцентные денежные заемы;

  • отмена налога на прибыль;

  • увеличение налога на добавочную стоимость (НДС);

  • уменьшение социальных платежей;

  • снижение зарплат в бюджетном секторе.

Как уже отмечалось, валютный борт поддерживается не столько для сохранения фиксированного курса лева к евро, а чтобы не было в нашей стране государственной кредитной институции, которая придерживалась бы независимой от внешних сил правительственной экономической политики. При режиме валютного борта болгарское государство вынуждено совершать денежные транзакции через частные иностранные банки, которые паразитируют в его организме и держат его в подчиненном положении. Поразительно то, что авторы, которые признают вредную роль денежного совета (валютного борта) в нашей стране, выступают за продолжение его режима. Например, в цитированной статье подчеркивается, что “технически” не могут возникнуть проблемы по поддержке денежного совета, но сохранение его “отныне и впредь означает продолжительный период (годы, не месяцы) еци-к” . ”Дневник” от анемичного роста и спада доходов”. Автор данной статьи старается прикрыть колониальный характер установленного (1997 г.) в нашей стране валютного борта, приписывая ему чудодейственную силу. Он распространяет байку о том, будто этот борт (совет) смог “остановить короткий, но бурный эпизод гиперинфляции”. Эта выдумка полностью расходится с фактами:

Во-первых, шоковая инфляция, о которой идет речь, была вызвана искусственно и разразилась между 4 и 12 февралем 1997 г., когда в нашей стране был возвращен мандат на формирование второго социалистического правительства, государство управлялось улицей, и за одну неделю с 1000 неденоминированных левов за доллар обменный курс вырос почти до 3000 неденоминированных левов за доллар (гиперинфляция - это монетарное явление, при котором в продолжение одного года месячная инфляция превышает 100 %).

датам Во-вторых, после назначения служебного кабинета (в середине февраля 1997 г.) курс лева к доллару повысился двукратно. Вместо приблизительно за 3000 левов один долар стал обмениваться менее чем за 1600 неденоминированных левов (или по нынешнему курсу – ниже чем за 1,60 лв.)45.

В-третьих, дефляция тогда наступает в мае 1997 г., т.е. за несколько месяцев до введения валютного борта. Это также доказывает, что силы, навязавшие валютный борт в нашей стране, приступили к этому акту после того, как затихли инфляционные процессы, руководимые желанием быстро забогатеть путем присвоения действующих в то время крупных государственных банков, предприятий и туристических комплексов.

Интересы иностранного капитала на нашей земле диктуют его лоббистам неустанно повторять в электронных СМИ и в печати, что при глобальном капиталистическом кризисе болгарское государство якобы снова должно взять у МВФ заемы в миллиарды долларов. Указывается, что государство должно взять эти деньги, хранить их на “черные дни” и выплачивать заемодателям высокие проценты. В сущности, действующие координировано иностранные и местные мафиози в глубине души надеются присвоить часть этих денег, используя государственную власть и совершая спекулятивные денежные операции. Таким способом, например, были присвоены 1 млрд. долларов через совершенную в 2002 г. сделку по болгарскому внешнему долгу кабинетом правительства Симеона Сакскобургготского. При съществующей в нашей стране политической и финансовой системе деньги, взятые взаймы у МВФ и других западных институций, проходят через частные иностранные банки. 07 г. бно вж. Ангел Их уплата с процентами производится трудом многих поколений болгарских труженников.

В настоящее время глобальный капиталистический экономический кризис используется и для укрепления господствующего положения иностранного капитала в болгарском обществе. В форме антикризисных мер проводится политика перекладывания материальных и житейских последствий кризиса на плечи людей труда и ограничения их социальных гарантий (завоеванных в многовековой классовой борьбе). Оказывается давление по снижению заработной платы занятых в бюджетной сфере. Даются “советы” снизить объем финансирования социального страхования трудящихся. Требуют принять “нулевой налог на прибыль” и даже вообще не платить налоги, чтобы иностранные граждане могли оставлять себе получаемую прибыль. Таким образом государство (армия, полиция, суд, администрация) лишается налоговых поступлений, слабеет и становится неспособным выполнять свои важные функции – оборонную, правоохранительную, образовательную, здравоохранительную, экономическую, социальную.

Представители иностранного капитала у нас настаивают на увеличении только налога на добавочную стоимость,о,,,, может быть, потому, что его тяжесть тпадает в основном на крайних потребителей.

“Антикризисная” политика представителей иностранного капитала у нас практически способствует продолжению и разрастанию охватившего нашу страну глобального экономического кризиса. Эта политика ведет к массовому обеднению населения, а, как известно, основной причиной возникновения любого кризиса в капиталистическом воспроизводственном процессе является бедность.

По данным печати,46 в первые месяцы 2009 г. в Болгарии из общего числа населения (около 7,5 млн. человек) примерно 2 млн. человек живут на грани бедности. Месячный доход каждого бедного человека в стране составляет 185 левов при необходимом прожиточном минимуме 500 левов (около полумиллиона пенсионеров живут на месячную пенсию ниже 140 левов, на которые в месяц могут купить лишь минимальное количество некоторых продуктов питания – хлеб, свежее молоко и кефир). При нынешнем стандарте жизни в стране одна семья могла бы ежемесячно удовлетворять свои насущные потребности имея около 1900 левов. Только 15 % домашних хозяйств имеют доход больше 450 левов в месяц. Ясно, что материальное и духовное положение большинства болгарских граждан трагическое. Вопреки этому колонизаторы и местные христопродавцы продолжают проводить политику геноцида, включая в свои “антикризисные” программы дальнейшее снижение заработной платы и социального страхования.

Нынешние “работодатели” утверждают, что существует необходимость “замораживать” и снижать заработную плату. За последние несколько лет в нашей стране ее повышение чувствительно обогнало темпы роста общественной производительности труда. Так, повторяется заученное при государственном социализме правило, согласно которому темпы повышения заработной платы должны следовать за темпами роста производительности труда. Словно игнорируется тот факт, что в рамках этого самого социализма (где свыше 90 % средств производства является государственной собственностью) работники производят в основном для себя и для своих семей и очень небольшая часть продукта их труда присваивается сформировавшейся “красной буржуазией”. В настоящее время местные и иностранные собственники банков и предприятий присваивают себе продукты, производимые людьми труда, заработной платы которых (повременной, сдельной) едва хватает на физическое выживание.

Производительность труда – это общественно необходимое время для производства данного товара47. Ее повышение измеряется степенью сокращения этого времени. Последнее достигается путем совершенствования средств производства (орудий и предметов труда) и улучшения управленческих методов ведения хозяйственной деятельности. В таких случаях можно с меньшим трудом производить большее количество данного товара.

В 2008 г. в нашей стране один занятый в производстве произвел продукции приблизительно на 17 тыс. левов. Производительность труда в сравнении с 2007 г. выросла на 2,7 %.

Обычно повышение производительности труда, т.е. увеличение числа или объема произведенного товара за единицу времени, ведет и к снижению его цены (при растущей интенсивности труда количество произведенных товаров тоже растет, но без спада их цены). Когда вследствие повышенной производительности труда в земледелии, в пищевой и легкой промышленности, в энергетике и транспорте падают цены на жизненно важные продукты (пища, вода, одежда, ток), уменьшается стоимость и цена рабочей силы (стоимость рабочей силы определяется из стоимости нужных для ее восстановления средств для жизни).

Главным образом из-за алчности, неспособности и управленческой немощи нынешние иностранные и местные “работодатели” у нас мало используют современные достижения научно-технического прогресса для повышения общественной производительности труда. Эти работодатели желают снижения заработной платы трудящихся и в то же время грабят финансовые и производственные ресурсы приватизированных государственных предприятий. Доказательством этому служит и тот факт, что в последние годы в нашей стране значительная часть т.н. “иностранных инвестиций” (по 5–6 млрд. евро в год) вкладывается в покупку местной недвижимой собственности и в проведение спекулятивных сделок. Ничтожная часть этих инвестиций используется для исполнения созидательных и социальных задач.

Между тем цены на товары и услуги (брынзу, сыр, ток, воду, паровое отопление) вместо снижения все больше повышаются. Периодические увеличения номинальных бюджетных и других зарплат и пенсий ниже ползущей инфляции и не могут компенсировать спад реальных доходов большинства болгарских граждан.

В настоящее время возможное “замораживание” или снижение зарплат, в том числе в бюджетной сфере, в нашей стране, привело бы к еще большему ограничению потребления товаров первой необходимости. Это не только способствует дальнейшему развитию экономического кризиса у нас, но и разрушает существующие предпосылки для воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Когда представляют навязываемые обществу “антикризисные меры”, (“бизнесом”) не даются объяснения, как через каждую из них будет оказано противодействие нынешнему глобальному экономическому кризису. Даже не делается усилий объяснить сущность этого кризиса и причины, которые ее породили. Требуется выполнение “антикризисных” мероприятий, направленных на увеличение богатства и общественных привилегий класса буржуазии. Еще в молодые годы Карл Маркс сформулировал тезис, что “философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его”48.

Чтобы ограничить возможности возникновения капиталистических кризисов, болгарскому народу необходимо изменить форму государственного управления. В нашей стране необходимо сформировать социально-экономическую систему, при которой смогут сочетаться интересы отдельных классов и групп в обществе. всичко е Нужно едичерез всенародный опрос (референдум) произвести смену парламентарной республики на президентскую. Вековая практика нашего и ряда других государств показывает, что когда высшая государственная власть осуществляется пестрым буржуазным парламентом, почти невозможно решать важные национальные проблемы. Обыкновенно в них преобладают депутаты, избрание которых происходит не индивидуально (мажоритарно), а через голосование за партийные списки и с благословения лидеров внешних и внутренних организаций (олигархических, этнических, разведывательных, религиозных, “неправительственных”). Такие парламенты обслужвают прежде всего клановые интересы и исполняют иностранные заказы. Это подтверждается и тем фактом, что последние двадцать лет в болгарском парламенте удовлетворяются в основном интересы заокеанской и местной финансовой и торговой буржуазии и мафии.

По директиве их представителей принимаются соответствующие законы о:



  • подчинении БНБ заокеанским финансовым институциям;

  • приватизации государственных банков, предприятий и земель;

  • реституции законно перешедшей в собственность государства недвижимой собственности;

  • насильственной ликвидации кооперативных и государственных земледельческих хозяйств и ограблении их имущества;

  • разделении родной земли между несколькими поколениями наследников с целью распродать их участки иностранцам;

  • введении колониального валютного борта;

  • присоединении болгарского государства к военным структурам военно-политического межгосударственного блока НАТО;

  • предоставлении болгарской территории для размещения американских военных баз;

  • участии болгарских солдат в американских военных корпусах, которые оккупируют и угнетают чужие народы.

Между тем принят (1995 г.) и один полезный для народа закон о защите земледельческих производителей, в силу которого создан Государственный фонд (ГФ) “Земледелие”. В 1998 г. правительство Ивана Костова и буржуазный парламент переделали этот закон. Зачеркнуты были клаузы о ежегодном поддерживании гарантированных откупочных цен на основные сельскохозяйственные товары. Включены законные предписания, через которые государственные субсидии выделяются не непосредственно земледельческим производителям, а преимущественно банкирам, торговцам и владельцам приватизированных государственных складов и зернохранилищ.

Парламентарная республика в нашем маленьком государстве облегчает его вассализацию и колонизацию. Именно из-за этого заинтересованные внешние силы зорко бдят за сохранением парламентарной формы управления болгарским государством и даже воспротивляются каждой попытке у нас ввести мажоритарную (личностную) парламентарную избирательную систему.

При достигнутой степени развития производительных сил открываются возможности для создания равнопоставленной и принципиально справедливой структуры собственности на средства производства, в которой государственный и частный сектор функционируют самостоятельно, независимо друг от друга, и взаимно конкурируют. Жизнь показывает, что обычно частные физические и юридические лица связываются с государственными фирмами и организациями, чтобы паразитировать на них.

В связи с этим целесообразно создавать законные, финансовые и организационные предпосылки для формирования и развития эффективного, конкурентоспособного и самостоятельно функционирующего государственного хозяйственного сектора. В его состав должны включаться стратегические отрасли и производства (энергетика, оружейная индустрия, транспорт, машиностроение, нанотехнологии), банки, страховые, коммунальные и внешнеторговые компании. Одновременно с этим в национальной экономике надо формировать и развивать рациональную отраслевую и производственную структуру, которая бы соответствовала сравнительно небольшому числу населения и географическому расположению страны, а также и ее ограниченным природным ресурсам. Такая народнохозяйственная структура может обеспечить научно-технический прогресс и конкурентоспособность болгарских товаров на международных рынках.

Должна быть изменена и навязанная стране международная (в рамках Евросоюза) специализация в развитии туризма, сельского хозяйства и инфраструктуры. Решительно надо порвать с проводимой у нас политикой деиндустриализации и приоритетно развивать высокие технологии и связанные с сельским хозяйством и туризмом машиностроительную, химическую, перерабатывающую и другие промышленные отрасли и производства.

В то же время можно было бы приступить к разработке и исполнению мер по отмене валютного борта, по восстановлению функций БНБ и по созданию нескольких государственных банков (земледельческого, промышленного и внешнеторгового). Эти банки могут рационально и с пользой для народа использовать часть накопленного в стране валютного резерва (вместо того, чтобы дарить его действующим у нас филиалам западных банков), взять на себя все банковское обслуживание государства, в том числе его денежные взаимоотношения с ЕС. Таким образом была бы разрушена поставленная на коррупционную и преступную основу система взаимодействия частных иностранных банков с болгарским государством. В нем можно было бы сформировать эффективную систему государственного контроля над денежными потоками и ограничить широко распространенную коррупцию.

Проведение такой политики заставило бы филиалы иностранных банков продать свои активы по благоприятным ценам и перестать эксплуатировать болгарскую нацию и государство. В то же время можно было бы открыть государству возможности скупать приватизированные ранее электрораспределительные и другие компании у иностранных “инвесторов”, которые наживаются через постоянное повышение цен на товары и услуги, тем более, что эти “инвесторы” не вкладывают денежные и другие ресурсы в усовершенствование материальной базы и в улучшение мениджмента. Эти “инвесторы” почти не соблюдают местные законы (например, чешская электрораспределительная компания (ЧЕЗ) отказывается исполнить решение болгарского суда о ежемесечном, а не тримесячном отчете потребления электроэнергии).

Антикризисная налоговая политика должна опираться на принцип диференцированной налоговой ставки. В нашей стране необходимо ввести прогрессивный подоходный налог, при этом самым высоким налогом надо облагать супербогатых людей, включая получающих десятки тысяч евро в месяц иностранных мениджеров (таких как английские управляющие концессионерной фирмы АД “Софийска вода”). Следует значительно повысить налог на прибыль. Иностранцы должны отдавать свою мзду в развитие нашего образования и здравоохранения, укреплению и усилению болгарского государства, в противном случае – вернуть награбленное болгарское богатство и покинуть нашу родину. Стало ясно, что т.н. “иностранные инвесторы” приходят прежде всего скупать отечественные банки, земли и недвижимую сообственность. Большинство из них - это спекулянты и аферисты, которые снюхиваются с местными продажными элементами и готовят почву для овладения болгарским государством иностранцами из стран, не состоящих в ЕС.

Вассалитет болгарского государства проявляется и в сервильном отношении его государственных деятелей и политиков к устроившимся на нашей территории “иностранным инвесторам”. До сих пор не известно случая, чтобы кто-то из них был разоблачен, осужден и экстрадирован из Болгарии за скупку сельскохозяйственных земель, строительство больниц, магистралей и других государственных объектов по коррупционным схемам. Даже и при таких случаях представители наших государственных агентств и органов продолжают ухаживание за “иностранными инвесторами”, позорно рекламируя дешевую и высококвалифицированную болгарскую рабочую силу. Подвластные глобальной финансовой олигархии институции и средства массовой информации ежедневно вдалбливают обыкновенным людям, что в нашем обществе коррумпированы лишь несколько разбогатевших болгар, присутствие которых в нашей жизни нарушает спокойствие иностранных хозяев.

Кризису в нашей стране необходимо было бы противодействовать и через значительное снижение НДС на некоторые жизненно важные товары (хлеб, молоко, лекарства, учебники). Экономически нецелесообразно и социально несправедливо сегодня увеличавать НДС (за что ратует “бизнес”). Каждое увеличение НДС неминуемо сопровождается повышением цен на товары. Это со своей стороны ведет к снижению потребления и, соответственно, к относительному перепроизводству (кризису).

Глобальный капиталистический экономический кризис наносит большой ущерб народам, но в то же время восстанавливает нарушенное равновесие в капиталистическом воспроизводственном процессе и заставляет злые силы отложить на время скупку болгарских земель. До взрыва этого кризиса заокеанские банки и фонды совместно с местными подставными лицами скупили десятки тысяч гектаров болгарских сельскохозяйственных земель. Видимо, финансовые управляющие выполняют специальные поручения по созданию предпосылок для скупки болгарских сельхозземель, на которых впоследствии будут заселяться иностранные граждане из государств, не входящих в ЕС. Это может стать законным, когда истечет договоренный с Евросоюзом семилетний срок временного запрета иностранцам приобретать право собственность на болгарские сельскохозяйственные земли.

Глобальный капиталистический кризис ударил и по голландско-израильской инвестиционной группе, которая торгует недвижимой собственностью, строит торговые центры и жилищные комплексы на нашей земле. Это в известной степени откладывает на неопределенный срок распродажу болгарской территории по частям иностранцам.

Международная обстановка благоприятна для решения поземельного вопроса в болгарском государстве. Суть этого вопроса состоит в том, что у нас собственость на сельскохозяйственные земли чрезмерно раздроблена на небольшие наделы (до 0,3 га), которые находятся в разных местах среди сельских нив. При такой раздробленности поземельной собственности трудно поддерживать перспективное ведение хозяйства на большей части сельхозземель, особенно если иметь в виду, что большинство владельцев земельных наделов проживают в городах или за пределами страны. При таком положении почти невозможно создавать крупные и жизнеспособные семейные фермерские хозяйства. В стране имеется свыше полумиллиона мелких земледельческих хозяйств, которые производят продукты питания в основном для личного потребления. За одно десятилетие (1998–2008 гг.) количество производственных кооперативных земледельческих хозяйств уменьшилось с 5 тысяч до около 1,5 тысяч. Растет количество (свыше 2 тыс.) крупных (по несколько тысяч гектаров) арендных хозяйств, в большинстве из которых возделываются арендованные мелкие участки сельхозземель, собственникам которых выплачивается минимальная рента. При всем этом свыше 70 % земледельческих хозяйств в нашей стране - мелкие (размером обрабатываемой земли до 1 гектара). Крупные земледельческие хозяйства (арендные, кооперативные) составляют лишь 1% из общего числа болгарских хозяйств, но они обрабатывают около 70% используемых земледельческих площадей.

При столь большой раздробленности поземельной собственности и наличии временных, конъюнктурных земледельческих хозяйств в нашей стране трудно развивать высокомеханизированное, интенсивное и ориентированное на экспорт земледелие, даже если в эту отрасль вкладывать триллионы евро субсидий из государственных и европейских фондов.

Первостепенной антикризисной задачей в болгарском государстве является создание государственного фонда Земя”. Этому фонду следовало бы скупать болгарские сельскохозяйственные земли, комассировать их и передававать (за плату) болгарам, которые желают и могут потомственно заниматься сельским хозяйством. Так, в селах могли бы создаваться крупные, стабильные и перспективные земледельческие хозяйства (семейные, кооперативные, арендные) и рационально использоваться выделяемые государственные и европейские субсидии для стимулирования развития земеделия и сельских районов.

Параллельно с укрупнением поземельной соб-ственности и созданием жизнеспособных земледельческих хозяйств в нашей стране необходимо было бы создавать и земледельческие кооперативы западноевропейского типа (главным образом для снабжения фермеров средствами производства, для скупки, переработки и сбыта сельскохозяйственных продуктов). Эти фермерские кооперативы не только скупают (по рыночным ценам) продукцию своих фермеров и членов кооператоров, но и ежегодно отдают им часть прибыли, получаемой от производства и реализации готовых товаров. Они способствуют систематической модернизации сельскохозяйственного производства и поддерживанию высокого уровеня фермерских доходов в индустриально развитых государствах, где по ряду биологических, капиталовых и других причин сельское хозяйство становится слаборентабельной или упадочной отраслью.

Как известно, членами таких кооперативов являются почти все западноевропейские фермеры. В них фермерам предлагаются различные виды услуг (консультантские, технические, селекционные, снабженческие) и обеспечиваются высокие доходы. Фермеры обязаны продавать свою продукцию (по рыночным ценам) своему кооперативу. Они увеличавают свои доходы и тогда, когда распределяют реализованную кооперативную прибыль и им выплачиваются европейские и национальные субсидии. Это позволяет каждому фермеру систематически модернизировать сельскохозяйственное производство и производить высококачественные земледельческие товары .

С созданием земледельческих кооперативов западноевропейского типа болгарские земледельцы подобно своим западным коллегам смогут освободиться от поработивших их местных и иностранных ростовщиков, торгашей и перекупщиков, которые присваивают как придаточный продукт фермеров, так и большую часть выделяемых им государственных субсидий. В нашей стране можно будет покончить с порочной практикой, при которой сельскохозяйственная продукция скупается за бесценок (т.е. крестьян грабят) и затем продается потребителям по ценам в несколько раз более высоким.

Болгарская антикризисная политика должна бы включать и расширение и углубление болгаро-российского экономического и научно-технического сотрудничества. Посредством этого взаимовыгодного сотрудничества можно было бы обеспечить широкий доступ для болгарских производителей на российские рынки, увеличить производство и экспорт товаров и улучшить жизнь двух братских народов.

Болгаро-российское сотрудничество должно бы охватить все сферы жизни, в том числе и формирование свободного двустороннего рынка. Целесообразно углублять и расширять сотрудничество в энергетике, машиностроении, нанотехнологиях, оружейной индустрии, транспорте, туризме и сельском хозяйстве.

Народное болгаро-российское сотрудничество могло бы осуществляться прежде всего в земледелии и связанных с ним сферах деятельности. Это можно осуществить путем координированного создания двусторонних компаний по производству, переработке и экспорту сельскохозяйственных товаров, а также и по снабжению земледельческих производителей машинами, удобрениями и препаратами.

Болгаро-российские компании могут:



  • скупать, нанимать и обрабатывать болгарские сельскохозяйственные земли;

  • производить свежие и переработанные сельскохозяйственные товары (преимущественно овощи, фрукты, консервы и виноградные вина) и доставлять их на российский рынок;

  • ввозить к нам российские средства сельскохозяйственного производства (машины, минеральные удобрения и препараты), более предпочитаемые перед их западными дорогостоящими аналогами.

Кредитование совместных компаний и их расчетные операции следовало бы осуществлять филиалу российского государственного банка ( на нашей территории нет болгарского банка). Их товары могут облагаться более низкими импортными пошлинами и таксами.

Болгаро-российские земледельческие компании охватят деятельность свыше 300 тыс. болгарских семей или свыше одного миллиона человек. Эта организованная общественная сила более чем достаточна для воздействия на нашу экономическую и политическую жизнь, но при условии, что целостная деятельность отдельных болгаро-российских компаний будет координироваться и направляться из одного центра. Управление ими необходимо было бы доверить молодым кадрам, которые обладают добродетелями (честностью, доблестью, справедливостью), эрудицией, знаниями и геополитической культурой.

Для развития болгаро-российского сотрудничества в нашем аграрном секторе существует ряд условий и факторов:


  • наличие больших площадей (около 1,5 млн. га) плодородных, но пустующих земель;

  • нехватка земледельческих субсидий, получаемых из местного бюджета и европейских фондов;

  • неравностойное отношение к нашей стране со стороны ЕС, руководители которого предоставляют ей маленькие квоты на производство фруктов, овощей и других продуктов;

  • болгарские земледельческие производители не могут найти свободные рыночные ниши для реализации доходоносных товаров на пренасыщенном общем европейском аграрном рынке.

Очевидно, что в нашей стране существуют объективные предпосылки для развития взаимовыгодного и полезного для народов болгаро-российского сотрудничества в земледелии. Это сотрудничество может стать “шашкой”49, а впоследствии и “дамкой” в будущей российской геополитике.

При сложившихся межгосударственных отношениях, почти наверняка, человечество еще долгие годы будет страдать от современного глобального экономического кризиса. Это показывают и безуспешные попытки американских властей в продолжение полугода остановить его развитие, сохранив статускво и вливая триллионы долларов в близкие к Федеральному резерву обанкротившиеся банки, страховые компании и фонды. В такой кризисной обстановке открываются возможности для проведения глубоких политических и социально-экономических преобразований в болгарском государстве. В нем необходимо сформировать благоденствующее общество, следуя по болгарскому пути общественного развития и осуществляя научнообоснованную и полезную для народа политику.



Заключение
Вспыхнувший летом 2008 г. в США глобальный кризис – это кризис самого капитала и капиталистической общественной системы. Его корни необходимо искать в отдельных фазах капиталистического воспроизводственного процесса (денежного обращения, производства, торговли). Периодически в некоторых из этих фаз появляется диспропорция и возникает кризис, при котором унищожается часть денежного, производственного и торгового капитала и восстанавливается нарушенное равновесие. В то же время массово закрываются банки, страховые, промышленные и торговые компании и миллионы людей труда остаются без работы.

Очаг современного глобального капиталистического кризиса начинает тлеть несколько десятилетий назад, но его разжигание ускоряется после разрушения (1989 г.) мировой социалистической системы. Данные показывают, что “тротил” для воспламенения глобального капиталистического кризиса заложен в конце 90-х годов ХХ века, когда при практически неограниченной глобальной власти заокеанской финансовой олигархии печатаются и пускаются в обращение банковские и биржевые деривативы стоимостью в сотни триллионов долларов. Одновременно с этим непрерывно создаются посреднические финансовые звенья и раздувается их аппарат. Все больше дорожает напряженный до крайнего предела ипотечный жилищный кредит в США. Десятки миллионов американских кредитополучателей не располагают достаточными денежными доходами, чтобы выделить нужные деньги для погашения полученных ипотечных кредитов. Банковские и биржевые деривативы обесцениваются и их владельцы банкротятся.

За несколько месяцев вспыхнувший в США капиталистический ипотечный кризис охватил производство и сбыт товаров, проник в другие индустриально развитые государства и получил всеобщий и глобальный характер. Стихия кризиса приносит человечеству большие беды – безработицу, безденежье, голод, болезни.

Между тем в капиталистической печати и электронных средствах массовой информации отклоняется внимание общества от истинской сущности нынешнего глобального капиталистического кризиса, а также и от главных причин его возникновения. Основными из них являются :

* стихийное и некоординированное развитие отдельных фаз ( банковское кредитование, производство, торговля ) единого капиталистического воспроизводственного процесса (вследствие чего периодически появляются дисбалансы и диспропорции);

* политика установления абсолютного глобального господства заокеанской финансовой олигархии во главе с собственниками банков Федерального резерва США;



  • продолжившееся несколько десятилетий проведение неолиберальной евроатлантической политики, направленной на подчинение и ограбление народов;

  • обострившиеся противоречия в основанной на частной собственности на капитал и наемный труд капиталистической общественной системе ;

  • постоянное расслоение глобального общества на миллионы богатых и миллиарды бедных людей, низкая покупательная способность которых ведет к залеживанию товаров на рынке и к относительному перепроизводству, то есть к кризисам.

Буржуазные и олигархичные правительства перекладывают все убытки от современного глобального капиталистического кризиса на плечи людей труда. В их программы включаются преимущественно мероприятия по:

    • рекапитализации обанкротившихся банков, страховых компаний, фондов и других финансовых формирований через предоставление им взятых у налогоплательщиков триллионов долларов;

    • стимулирование потребительского спроса (семейного и инвестиционного) через государственные кредиты (которые опять же проходят через частные банки);

    • максимальное снижение процентных ставок по кредитам, которые американскиий Федеральный резерв, национальные центральные банки и Европейский центральный банк выделяют частным банкам (эти банки снова извлекают большую прибыль от полученных низкопроцентных кредитов, продолжая выдавать ссуды за высокие проценты).

Целью реализации денежных ( монетарных) и бюджетных (фискальных) „антикризисных мер”, (достигающих уже более чем 20 триллионов долларов) является прежде всего сохранение расстроенной кризисом капиталистической общественной системы и укрепление расшатавшейся глобальной власти заокеанской финансовой олигархии. Но так только восстанавливается оборот остатков взорвавшегося капитала.

При реализации навязываемых Федеральным резервом США “антикризисных мер”, вероятно, будут скапливаться новые взрывоопасные кризисные элементы, которые смогут взорваться в фазе депрессии и привести к рецидиву глобального капиталистического кризиса. Этот кризис может продолжаться в течение многих лет и поломать жизни миллиардов людей труда.

Необходима коренная перемена существующей общественной и финансовой системы в капиталистических странах и в мире в целом. Прежде всего необходимо отстранить финансовую олигархию от государственной и глобальной власти. В США необходимо было бы создать государственнный центральный банк, который занял бы место нынешнего Федерального резерва, собственники которого вживаются в роль неформального мирового правительства. Лишь тогда, когда во всех государствах будут созданы государственные центральные банки, можно будет сформировать перспективную архитектуру финансовой системы, одинаково обслуживающую интересы отдельных наций и государств.

Между тем следовало бы провести существенные реформы в действующих глобальных финансовых институциях – МВФ и Мировом банке. Их деятельность должна бы основываться на кооперативных принципах: одно государство (член институции) – один голос, взаимопомощь и т.д., и исключить исполнение политических и финансовых заказов.

При формирующемся многополярном глобальном обществе могли бы создаваться условия для усовершенствования существующих международных экономических отношений и для перехода от неолиберальной к социальноориентированной глобализации (интернационализации) жизни народов. Государства могут проводить согласованную политику по уменьшению международных платежей долларами и использованию национальных и межгосударственных валют (евро, рубля, юаня) в качестве платежных средств.

Капиталистический кризис – это бедственное, но искоренимое общественное явление. Он изчез при создававшейся в продолжение десятилетий системе государственного социализма в Советском союзе, Болгарии и других странах.

Современный глобальный капиталистический кризис почти не проник в социалистический Китай, где банки поставлены под контроль правительства. В 2009 г., когда в США и Германии экономический рост падает на 5-6 % ниже нуля, прирост китайской экономики продолжает оставаться высоким (7-8%). Валютный резерв страны составляет свыше 2 триллионов долларов. Китайское правительство скупило американские ценные бумаги примерно на 800 миллиардов долларов. Оно держит четверть внешнего долга США и продолжает скупать пораженные кризисом горнорудные, машиностроительные и другие иностранные компании.



Капиталистический кризис не может быть предотвращен или окончательно ликвидирован в рамках капитализма как общественного строя. Это показывает и почти двувековая история десятков разразившихся капиталистических кризисов.

Безуспешными остались и предпринимавшиеся в 30-е годы ХХ века в США попытки преодоления продолжительной хозяйственной депрессии. Тогда были реализованы и антикризисные меры, предложенные английским университетским преподавателем и финансистом Джоном Кейнсом. Эти меры ( обеспечение полной трудовой занятости, фиксированная процентная ставка, увеличение государственных инвестиций) заимствованы из советской России, где в то время проводилась политика формирования социалистических общественных отношений и был достигнут бурный экономический расцвет. Социалистические меры применялись в США преимущественно для спасения разрушающегося при хозяйственной депрессии капиталистического общественного строя. Их реализация способствовала главным образом восстановлению оборота сохранившейся части взорвавшегося капитала.

Хозяйственная депрессия в США закончилась лишь в годы второй мировой войны ( 1941-1945 гг.), когда союзнические - советские, американские и английские - армии разгромили войска Германии, Японии и Италии. Военная победа тройной межгосударственной коалиции (Советский союз, США, Англия) позволила американским банкам и компаниям захватить новые иностранные рынки и сырье, увеличить производство и вывоз оружия, продуктов питания и других товаров и открыть миллионы рабочих мест в стране.

В 1952 г. первый руководитель советского государства писал, что вторую мировую войну „породил” охвативший США, Германию и Японию всеобщий капиталистический кризис (И.Сталин, Икономически проблеми на социализма в СССР. Изд.на БКП, София, 1953, с.27.). Каждое из этих конкурирующих государств воевало главным образом чтобы завладеть иностранными рынками и сырьевыми ресурсами, которые должны быть использованы и для выхода из кризиса.

Сегодня мала вероятность того, чтобы искать выход из глобального капиталистического кризиса, разжигая войну между натовскими государствами и Россией. За последние два десятилетия произошел очередной передел мировых территорий, рынков и богатств, и существует довольно много ядерных государств и оружия массового уничтожения. Вследствие кризиса значительно ослабла экономическая и военная мощь североамериканского государства. В нем все больше растет число безработных, бедных и бездомных людей, устрашающие размеры приобретает организованная преступность и повышается опасность внутренних социальных катаклизмов.

Можно предполагать, что в ближайшем будущем финансовая олигархия будет продолжать поддерживать и укреплять свою глобальную власть через проводимую Федеральным резервом США, МВФ и Мировым банком неолиберальную монетарную политику. Как и нынче, эта политика будет включать: печатание долларов без золотого покрытия; вассализацию государств; ведение локальных войн; выдвижение и щедрое финансирование проамериканских и проеврейских политиков в отдельных государствах. .

Неолиберальная монетарная политика навязана вновь и на состоявшейся в апреле 2009 г. в Лондоне встрече лидеров двадцати крупнейших государств (Г-20), включая Китай, Индию и Бразилию. На этой встрече в верхах решено увеличить денежный ресурс Международного валютного фонда через государственные взносы, продажу собственного золота и эмитирование облигаций. Так, вместо того, чтобы реформироваться, эта кредитная институция остается подвластной Федеральному резерву США и по-прежнему обслуживает заокеанские имперские интересы. Согласно решениям этой встречи в верхах, шефы МВФ должны незамедлительно выделить состоящим в членах НАТО странам Центральной и Восточной Европы порабощающие заемы. Задача заключается в том, чтобы эти страны остались вассальными, так как на территории большинства из них расположены военные базы, нацеленные на богатые нефтью российские, кавказские и среднеазиатские районы.

Но дальнейшее проведение неолиберальной монетарной политики неминуемо приведет к новому воспламенению и рецидиву современного глобального капиталистического кризиса, а это, несомненно, растянется во времени и продлит мучения и страдания миллиардов людей труда.

В продолжение всего воспроизводственного цикла (особенно в фазе хозяйственного расцвета и при инфляции) целесообразно вести классовую борьбу за увеличение заработной платы наемных рабочих и специалистов. Необходимо систематически сравнивать размер получаемых трудящимися зарплат с величиной средней нормы прибыли капиталистов (годовые вознаграждения которых составляют миллионы долларов).

При увеличении выплат работникам падает уровень средней нормы прибыли ( придаточной стоимости, разделенной на стоимость всего авансированного капитала). Это происходит главным образом по той причине, что уменьшается количество придаточной стоимости т.е. стоимости вложенного нанятой рабочей силой труда, который не оплачивается, а присваивается капиталистическим классом, владеющим капиталом (приносящими доход средствами производства, недвижимой собственностью, деньгами). Меняется соотношение между оплаченным и неоплаченным трудом наемных лиц. Растет часть их оплаченного труда, и уменьшается остальная его часть, которая бесплатно присваивается капиталистами.

Увеличение выплат работникам привело бы к снижению той части прибыли, которую капиталисты расходуют на приобретение дорогих автомобилей, яхт и других предметов роскоши и на ведение роскошной жизни. Чтобы оставить себе и эту часть прибыли, они покушаются и на труд, необходимый для физического выживания наемных работников.

При спаде нормы прибыли (вызванном увеличением выплат работникам) тоже возможно за счет нее формировать инвестиционные ресурсы для расширения общественого производства и для открытия новых рабочих мест. Такая политика способствовала бы повышению спроса на жизненно важные потребительские товары и достижению определенного хозяйственного оживления.

Людям наемного труда и их защитникам необходимо бороться за повышение заработной платы не только при кризисе, а еще когда производственный цикл находится в фазе хозяйственного подъема и получает сверхприбыль. Им надо отстаивать свое право получать полагающуюся им часть и от прибыли, извлекаемой через увеличение общественных производительных сил.

До увеличения выплат работникам следовало бы предварительно сделать оценку их покупательной способности. Нельзя, чтобы размер этого увеличения имел только процентное выражение, которое может выглядеть высоким, но опять же обеспечивать лишь экзистенц-минимум для существования представителей наемного труда. В капиталистическом обществе они расходуют почти всю свою зарплату на покупку товаров первой необходимости. Но увеличение выплат работникам не привело бы к повышению цен на потребительские товары (цены на товары не определяются или регулируются уровнем заработной платы). Размер этого увеличения должен соответствовать покупательной силе денег. Поддерживание низкого уровня выплат работникам при тенденции обесценения находящихся в обращении денег может резко ухудшить уровень жизни трудящихся. Тем более что капиталисты используют инфляцию для укрепления своей экономической и политической власти в обществе, для совершения спекулятивных сделок и для еще большего ограбления ( хитростью и обманом) людей труда. Все больше удлинняется рабочее время и используются „потовыжимательные” системы для интенсификации труда наемной рабочей силы.

Очевидно, что в рамках капиталистического общественного строя невозможны нормальный рабочий день и справедливое вознаграждение за труд. Людям труда необходимо бороться за уничтожение системы наемного труда.

Человечество может быть избавлено от разрушительного и опустошительного капиталистического кризиса через создание социалистического общественного строя, при котором обеспечивается планомерное и пропорциональное развитие единого воспроизводственного процесса, систематически регулируется тенденция к расслоению общества на бедных и богатых и достигается сочетание различных индивидуальных и групповых интересов. С этой целью необходимо: во-первых, народам, включая американский, освободиться от деспотизма „банковских королей” и „биржевых акул”; во-вторых, олигархическую диктатуру сменить на демократическую, социалистическую систему государственного правления; в-третьих, в каждом государстве сформировать и развивать независимый и необвязанный с частным капиталом государственный хозяйственный сектор, составленный из центрального и других банков, стратегических отраслей и производств, страховых, обслуживающих и торговых компаний; в-четвертых, международные платежи осуществлять несколькими национальными валютами (долларами, евро, юанями, рублями), а со временем и глобальной денежной единицей; в-пятых, межгосударственные и глобальные финансовые институции ( МВФ, Мировой банк ) должны функционировать как кооперативные организации, в которых государства-члены имеют равнопоставленное положение, вне зависимости от численности их населения и от их финансовых возможностей; в-шестых, повсеместно (включая и США) отменить банковские тайны и освобожденные от налогов зоны („налоговые оазисы”).

В условиях очертающегося продолжительного глобального капиталистического кризиса у нас необходимо было бы осуществлять полезную для народа антикризисную политику, которая включала бы :


  • создание нескольких государственных банков;

  • отмена колониального валютного борта;

  • восстановление прав и функций БНБ;

  • прекращение получения государственных заемов у западных банков и финансовых институций, включая МВФ;

  • повышение выплат наемных работников;

  • снижение НДС на некоторые жизненно важные товары ;

  • введение прогрессивного подоходного налога;

  • создание государственного фонда “Земля” для скупки сельскохозяйственных земель и для предоставления их болгарским гражданам, которые желают и могут их обрабатывать;

  • создание снабженческих, торгово-закупочных и перерабатывающих земледельческих кооперативов западноевропейского типа;

  • создание болгаро-российской компании по производству, переработке и экспорту сельскохозяйственных товаров, а также и по снабжению земледельческих производителей техникой, удобрениями и препаратами.

В нашей стране целесообразно:

    • изменить форму государственного управления,

    • планомерно создавать и развивать эффективный, конкурентоспособный и самостоятельно функционирующий государственный хозяйственный сектор;

    • сформировать общественный строй, при котором могут сочетаться классовые и групповые интересы.

Через осуществление этой политики в нашей стране можно было бы достигнуть высоких темпов экономического роста и способствовать значительному росту ее ВВП (например, сейчас в небольшом государстве Дания с населением около 5,5 млн. человек годовой ВВП составляет около 300 млрд. долларов или в десяток раз больше получаемого у нас). Постоянное увеличение ВВП является предпосылкой для обеспечения доступного образования и здравоохранения и для повышения жизненного стандарта народа.

В общем и целом, таким должен быть и болгарский путь социально-экономического развития. Движение по этому пути и проводимая сообразно с международными реалиями полезная для народа политика могли бы привести к восстановлению нашей национальной независимости, долгосрочному экономическому росту и благосостоянию всего народа.



Литература
1. Ангелов И. Световната финансово-икономическа криза в България, журнал “Икономическа мисъл”, 2008, № 5.

2. Балабанов И. Глобалните проблеми на съвременността и методологията на Карл Марк, ж. “Икономическа мисъл”, 2008, № 5 и № 6.

3. Бжежински, З. Голямата шахматна дъска, Обсидиан, София,1997.

4. Бжежински З. Изборът: глобално господство или глобално лидерство, Обсидиан, София, 2004.

5. “Дневник”, 10 декември 2008, 9 януари, 10 и 13 март 2009.

6. “Сега”, 13 марта, 2009.

7. Външна търговия на Република България, НСИ, София, 2008.

8. Димов А. Българският път, ИК „Христо Ботев", София, 1999.

9. Димов А. Власт на всяка цена. Изд. „Зора”, София, 2007.

10. Димов А. Аграрна политика, Академично издателство на Аграрния университет, Пловдив, 2009.

11. Димов А. Религиозна политика (трето издание), ИК „Христо Ботев” София, 2009.

12. Евангелие от Лука.

13. Ершов М. Кризис 2008 года: “момент истины” для глобальной экономики и новые возможности для России, ж. “Вопросы экономики”, № 12.

14. Жуков, Г. К. Спомени и размисли, Държавно военно издателство, София, 1978.

15. Карпов В. Генералиссимус, „Вече”, Москва, 2007.

16. Колев Б., Б. Андонов. Международни термини, Нова звезда, София, 2005.

17. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег, Прогресс, Москва, 1978.

18. Ленин В. И. Полное собр. соч. Политической литературы, Москва, 1969, тт. XXVI, XXVII, XXXV, XXXVI, XLI, XLIV, XLV.

19. Маркс К., Ф. Енгелс. Съчинения, Изд. на БКП, София, 1957–1969, тт. I, III, VII, VIII, XIX, XXI, XXIII, XXIV, XXV.

20. Маркс К. Теории на принадената стоимост. Капиталът, т. ІV, част ІІ, Изд. на БКП, София,1962.

21. НР България-89, ЦСУ, С, 1990.

22. Основни тенденции в съвременното световно, европейско и балканско развитие, Център за стратегически изследвания, София, 2008.

23. Рикардо, Д. За принципите на политическата икономия и данъчното облагане, Партиздат, София, 1981.

24. Смит, А. Богатството на народите, Партиздат, София, 1983.

25.Сталин, И, Икономически проблеми на социализма в СССР, Изд. на БКП, София, 1953.

26. Статистически годишник на НРБ, ЦСУ, София, 1962.

27. Статистически годишник на Република България, НСИ,София, 1991.

28. Статистически годишник на Република България,. НСИ, С. 2008.

29. Статистически справочник, НСИ, С. 2008.

20. Стоянов В. Неолибералната финансова система – провокатор и генератор на глобалната финансово-икономическа криза, ж. “Икономическа мисъл”, 2008, № 6.

31. Сяопин Д. Китайският път: реформи и стабилност, ЛИК, София, 1999.

32. Трофимчук Г. П. Русские шашки, Известия, Москва, 2007.

33. Христов Л. Валутният съвет: готови ли сме да платим цената? “Дневник”, 18 февруари 2009.

34. Христов Х. Тайните фалити на комунизма, : “Дневник”, 6–15 ноември 2007.

35. Хазин М. Кризата. в. “Нова Зора”, 13 януари 2009.

36. Шамбаров, В. Кой стои зад световната криза, в. “Нова Зора”, 25 ноември 2008.

37. Adam J. H., Longman. Dictionary of Business English. London, 1991.

38. Weinberg, D. B. U.S. International Transactions, U.S. Department of Commerci, Washington, 2008.




1 Маркс К. Класовата борба във Франция от 1848 до 1850 г.; 18-и брюмер на Луи Бонапарт; Капиталът; Маркс, K., Ф. Енгелс. Съчинения, Издателство на БКП, София, 1958–1969, Т.969 г. г. ттт. VII, VIII, XIX, XXIII, XXIV, XXV, XXVI; Енгелс Ф.л7, 8, 19, 23, 24, 25, 26; Очерци към критика на политическата икономия; Там же, т. I, с. 523–550; Ленин В. И. Полное собрание сочинений,Изд.„Политической литературы”, Москва, 1969,1969 г. Т. XXV, XXVII, XXXV, XLI, XLIX, XLV.

2 Маркс К., Ф. Енгелс. Съчинения, т. XXIII. София: Издателство на БКП, С.1968, с. 51. (Далее тома и страницы, на которых находятся цитаты из этих сочинений, указаны в тексте настоящего исследования).


3 Основни тенденции в современното световно, европейско и балканско развитие, Център за стратегически изследвания, София, 2008, с.17.

4 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Изд. „Политической литературы”, Москва, 1969, т. XXVI, с. 58.

5 ”Дневник”, 9 януари 2009.

6 Маркс К. Теории на принадената стойност; Капиталът. Издателство на БКП,, София: 1962 , т. IV, ч. ІІ, с. 556. (Далее место цитаты из этого сочинения указывается в тексте настоящего исследования).


7Смит А. Богатството на народите, Партиздат, София: 1983; Рикардо Д. За принципите на политическата икономия и данъчното облагане, Партиздат, София: 1981.


8 Банковский капитал состоит из наличных денег (золота или банкнот) и ценных бумаг, таких как: торговые ценные бумаги и текущие векселя; публичные ценные бумаги – государственные бумаги, боны государственного казначейства, акции и другие доходные бумаги (т. XXV, ч. ІІ, с. 3).


9 Подробнее см.: Димов А. Власт на всяка цена. Изд. „Зора”, София, 2007, с. 217–249.

10 В этом тексте К. Маркса указанные периоды (покой, оживление и др.) именуются “циклами (кругами) оборотов” в рамках промышленного цикла.


11 Ленин, В. И. Полное собрание сочинений, Изд. „Политической литературы”, М. 1969, т. XXXVI, с. 353.


12 Сяопин Д. Китайският път: реформи и стабилност, ЛИК, София, 1999, с. 40.

13 Статистически годишник на Народна република България. ЦСУ, С. 1962, 1991; Статистически справочник на Република България. НСИ, С. 2008.


14 Жуков Г. К. Спомени и размисли, Държавно военно издателство, София, 1969, с. 49.


15 Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег, .: Прогресс, Москва 1978.

16 Adam, J. H. Longman Dictionary of Business English, York Press, London, 1991, p.224.

17 Цитируется по: Шамбаров, В. Кой стои зад световната кризис? В: “Нова Зора”, 25 ноември 2008.

18 Карпов В. Генералиссимус. Вече, Москва: 2007, с. 40.

19 Колев Б., Б. Андонов. Международни термини, Нова звезда, София: 2005, с.257.

20 Хазин М. Кризата, в.“Нова Зора”, 13 януари, 2009.

21 Бжежински З. Голямата шахматна дъска, Обсидиан, София, 1997; Бжежински З. Изборът: глобално господство или глобално лидерство. Обсидиан, София, 2004.

22 Бжежински З. Голямата шахматна дъска, с. 8.

23 Евангелие от Лука, гл. 11, т. 23.

24 Карпов В. Генералиссимус, Вече,снералиссимус”яал на Съветскиятразвитие на производителните силишиални преобразувания рана - избити. М.2007, 280–290.

25 Ершов М. Кризис 2008 года: “момент истины” для глобальной экономики и новые возможности для России, ж. “Вопросы экономики”, М. 2008, № 12, с. 5.

26 В. “Дневник”, 10 януари 2009 гг.



27 “Вопросы экономики”, 2008, № 12, с. 6.

28 “Дневник”, 19 януари 2009.

29 ”Дневник”, 10 януари 2009.

30 “Вопросы экономики”, 2008, № 12, с. 9.

31 Там же, с. 16.

32 В. “Сега”, 13 март 2009.

33 В. “Дневник”, 10 декември 2008.

34 Weinberg, D. B. U.S. International Transactions, U.S. Department of Commerce, Washington, 2008.

35 В. “Нова Зора”, 3 февруари 2009.

36Данные о ВВП Народной республики Болгарии предоставлены ООН Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США, см. подробнее: Димов А. Българският път, ИК „Христо Ботев”, София, 1999, с.74–75, 108.

37 Н Р България-89, Кратък статистически справочник. София: ЦСУ., 1990, с.28–30; Статистически справочник, НСИ, София, 2008, с.146–147.

38 Подробнее см. Димов А. Българският път, ИК “Христо Ботев”, София, 1999, с. 44.

39 Там же, с. 88.

40 Външна търговия на Република България. НСИ, София, 2008, с. 14.

41 НРБългария-89. Кратък статистически сборник, ЦСУ, София, 1990, с. 61; Статистически справочник, НСИ, София: 2008, с. 205–206.

42 Христов, Х. Тайните фалити на комунизма. В: “Дневник”, 6–15 ноември 2007.

43 В. “Дневник”, 16 март 2009.

44 Христов Л. Валутният съвет: готови ли сме да платим цената? В:“Дневник”, 18 февруари 2009.

45 Подробнее см. Димов A. Власт на всяка цена. „Зора”, С. 2007, с. 298–308.

46 “Сега”, 22 януари 2009.

47 Маркс К., Ф. Енгелс. Съчинения, Изд. на БКП, София: 1968 г., т. 23, с. 326.

48 Маркс К., Ф.Енгелс. Съчинения. Изд. на БКП, С. 1957,1957 г.а ена част от такаогрес тt. 3, с. 8.

49 Трофимчук Г. П. Русские шашки, Известия, Москва, 2007, с.9–15.


<< предыдущая страница