Кандидат архитектуры дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кандидат архитектуры дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной - страница №1/3

Министерство образования и науки Российской Федерации


Всероссийский научно-исследовательский институт

технической эстетики



на правах рукописи
МИХАЙЛОВ

Сергей Михайлович

кандидат архитектуры



ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА:

КОМПЛЕКСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн (искусствоведение)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва – 2011

Работа выполнена при Всероссийском научно-исследовательском институте

технической эстетики



Научный консультант: Назаров Юрий Владимирович -

доктор искусствоведения, профессор;

ректор Негосударственного образовательного учреждения «Национальный институт дизайна»
Официальные оппоненты: Глазычев Вячеслав Леонидович -

доктор искусствоведения, профессор;

заведующий кафедрой управления

территориальным развитием АНХ при

Правительстве РФ
Ефимов Андрей Владимирович -

доктор архитектуры, профессор;

заведующий кафедрой Дизайна архитектурной среды Государственного образовательного

учреждения Высшего профессионального

образования «Московский архитектурный

институт (Государственная академия)»


Сидоренко Владимир Филиппович -

доктор искусствоведения, профессор;

профессор кафедры графического дизайна и

рекламы Государственного образовательного

учреждения Высшего профессионального

образования «Московский государственный

текстильный университет им. А.Н.Косыгина»
Ведущая организация: Московский государственный комитет по делам

архитектуры и градостроительства


Защита состоится 28 апреля 2011 года в 11-00 на заседании Диссертационного совета Д.217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, проспект Мира, д. 119, ВВЦ РФ, стр. 312, ВНИИТЭ, Зал заседаний.
Автореферат разослан 28 марта 2011 года.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ВНИИТЭ.
Ученый секретарь кандидат психологических наук, доцент

диссертационного совета М.В. Крымчанинова



АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов). Вышел он и на улицы города: сначала робко, в виде отдельных, порой контрастных архитектурному контексту форм автомобилей, торговых киосков и телефонных будок; затем более активно, формируя целый комплекс предметного наполнения городских пространств, т.н. «градостроительный партер»1, сменив традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием системой визуальных коммуникаций и суперграфических композиций. Афишные тумбы исчезли, вытесненные билбордами и перетяжками, в большинстве случаев киоски, обрамление дверей и витрин стандартизировались, войдя в одно семейство с автозаправочными станциями (В. Глазычев, 2008). Тем самым было положено начало формирования нового вида проектно-художественной деятельности, а вместе с ними и нового направления в дизайне – «дизайна городской среды».

Определенным кульминационным моментом в развитии городского дизайна стало появление в 1960-е гг. в центрах многих европейских городов благоустроенных пешеходных улиц, оснащенных многопредметными гарнитурами уличной мебели и оборудования, системами визуальных коммуникаций2. Организация таких предметно-пространственных комплексов велась, как правило, по заранее разработанному сценарию на основе единого тематического, композиционно-стилевого и колористического решения. В проектах пешеходных улиц и зон наметился новый подход к художественно-стилистической организации городского пространства с использованием метода «фирменных стилей», привнесенного в архитектуру города из индустриального дизайна. Кроме того, пешеходные зоны городских центров, в значительной степени стиравшие на уровне благоустройства и оборудования грань между интерьерными и экстерьерными пространствами, принесли с собой и новое представление о комфортности городской среды, как у ее потребителей, так и проектировщиков: пространственная среда впервые начала организовываться и оборудоваться с использованием принципов эргономики – одного из основных проектных методов дизайна. В результате этого в архитектурно-художественной организации городского ансамбля стало складываться новое мировоззрение с активным включением в этот процесс принципов и проектных методов индустриального дизайна.

В условиях интенсивного процесса урбанизации городской дизайн достаточно быстро стал одним из самых распространенных средств организации эстетически выразительных городских ансамблей и комплексов, несколько потеснив традиционные малые архитектурные формы, монументально-декоративное искусство. Созвучные своему времени эргономичные, мобильные и легкозаменяемые элементы городского дизайна создавали своеобразный буфер, масштабный, функциональный, художественно-композиционный, визуально-семантический и др., между человеком и новой высотной застройкой города, обеспечив тем самым «высотный» и территориальный рост последнего вне явно выраженного конфликта с человеком3.

Таким образом, организация предметно-пространственной среды города, как и исследование этого процесса, сегодня уже не может рассматриваться вне триады: «человек-дизайн-город»4, отражающей современные веяния и происходящие в нашем обществе перемены. Каждая из составляющих этой триады, безусловно, имеет свою природу и развивается по собственным законам. Однако, несмотря на сущностные различия и определенную автономность, они находятся сегодня, как никогда ранее, в тесной взаимосвязи. И если две составляющие – «человек» и «город» – уже значительное время находятся в центре внимания ученых из разных областей знания, им посвящено множество научных статей, диссертационных работ, для их исследования созданы специальные НИИ и научные центры, то всестороннее изучение феномена ХХ века – дизайна, в том числе и городского, – пока еще ждет свой очереди.

Термины «городской дизайн», как и его синоним «дизайн городской среды», уже прочно вошли в наш профессиональный лексикон. Сегодня они используются в обозначении номинаций многих конкурсов, выставок и фестивалей дизайна у нас в стране и за рубежом, в наименовании дизайнерских специальностей и специализаций в дизайнерских, архитектурно-художественных и технических вузах. При этом как самостоятельная область проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сложился относительно недавно. Этим отчасти можно объяснить то, что это уникальное явление, возникшее на стыке дизайна, архитектуры и градостроительства, еще недостаточно осмыслено искусствоведами и теоретиками дизайна. До сих пор отсутствуют капитальные научные труды, комплексно охватывающие вопросы истории и теории дизайна городской среды, раскрывающие его специфику, временные и предметные границы, основные этапы развития.

В существующих исследованиях историков и теоретиков дизайна последний рассматривается, как правило, в системе «человек-дизайн», т.е. во взаимосвязи с вопросами эргономики, стиле- и формообразования, конструирования и технологии производства предмета. В центре внимания здесь находится, главным образом, форма предмета либо ряды идентичных форм (идентификация), выстроенные хронологически (исторический аспект) или типологически (типологический аспект). Как ряд предметных форм рассматривается здесь и дизайн городской среды. Согласно общей доктрине предметного дизайна, эти формы должны быть эргономичны и комфортны, технологичны в изготовлении и монтаже, иметь современный внешний вид. Вопросы взаимодействия этих дизайн-форм с архитектурным контекстом и пространственной композицией города в лучшем случае отодвигаются на второй план, либо не рассматриваются вовсе5. Наряду с типологическим и историческим направлениями существует целая группа исследований в области дизайна культурологического характера, рассматривающих последний как социокультурное явление, определяя его роль и место в проектно-художественной и общечеловеческой культуре6. Вопросы методологии формообразования, задачи композиционного и технического плана в этих исследованиях находятся на втором плане и специально не рассматриваются.

Исследования теоретиков архитектуры и градостроительства в области организации архитектурной и предметно-пространственной среды города в подавляющем большинстве своем можно отнести к системам «город и человек» и «город и дизайн». В первую группу входят труды, связанные с организацией зрительного восприятия архитектурно-пространственной среды города человеком7, сценарным или средовым подходом к ее организации и повышением архитектурно-художественной выразительности8. Второе направление главным образом составляют исследования в области организации различных подсистем города: цвето-световой и графической среды, систем визуальных коммуникаций и архитектурно-художественного оформления9. Вопросы дизайна городской среды в обоих направлениях в определенной мере затрагиваются, однако они не являются объектом специального рассмотрения. При этом объекты городского дизайна здесь представляются как некое дополнение к архитектуре города, носящее, как правило, временный, а вследствие этого и второстепенный характер. Такое положение вещей в целом отвечало доктрине набиравшего обороты в ХХ веке послевоенного индустриального общества.

Ситуация начала кардинально меняться в настоящее время с переходом индустриального общества в постиндустриальное. Современная постиндустриальная цивилизация10 ставит во главу угла т.н. «человеческий фактор»: повышение качества жизни человека, персональный комфорт, рост производства нематериальных форм богатства и виртуальных услуг, экологизацию социально-экономического развития и новый тип взаимоотношения человека с природой в качестве органической части общей системы «человек-общество-природа». Фундамент динамичного компьютерно-роботизированного общества составляют наукоемкие и ресурсосберегающие так называемые «высокие технологии». К ним относится микроэлектроника, информатика, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биоинженерия, нанотехнологии и т.п. При этом ориентация ведется на мелкосерийное производство с увеличением количества модификаций одного и того же вида товара и услуг.

Современный дизайн окружил человека миром удобных орудий труда предметов быта, принеся с собой «умные вещи», обладающие определенным уровнем интеллекта и интерактивностью – способностью реагировать на поведение человека, вплоть до изменений его эмоционального состояния. Дизайн постиндустриального общества вышел далеко за границы проектирования отдельных промышленно изготовляемых предметов и предметных комплексов – гарнитуров, сервизов, комплектов, наборов. Сегодня он формирует предметно-пространственную среду человека в целом, и не только в переносном (философском) понимании, но и в прямом значении этих слов. Следует отметить, что в процессе развития цивилизации и сам дизайн претерпевает значительные изменения, превращаясь в «постиндустриальный», все больше и больше отличаясь от раннего функционального дизайна кон. ХIХ – нач. ХХ вв., при этом по ряду позиций сближаясь с архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Находясь под влиянием и влияя определенным образом на последние, дизайн вступает с ними в контакт и образует новые формы проектно-художественного синтеза.

Происходящая смена ценностных ориентиров в постиндустриальном обществе на фоне развития «умных объектов» меняет в значительной степени представления о комфортности среды обитания человека11. А это в свою очередь и перед дизайнером выдвигает качественно новые задачи в организации предметно-пространственной среды «ансамблевого типа – новой волны синкретизма»12.

Происходящее сегодня активное и широкомасштабное внедрение дизайна в пространственную среду города все еще носит в значительной степени спонтанный характер, вызывая тем самым необходимость энергичного поиска научно обоснованного механизма управления этим процессом в комплексе с решением задач архитектурно-художественной и планировочной организации пространственной структуры города. Эта проблема приобретает особую остроту и значимость в связи с наметившимися переменами в условиях перехода нашего общества в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Выявление современных прогрессивных тенденций в области дизайна города, выработка научно обоснованных принципов, различных концептуальных и теоретических моделей организации предметно-пространственной среды города, отражающих современные тенденции постиндустриальной формации, становятся одним из центральных вопросов в фундаментальных исследованиях архитекторов, градостроителей и дизайнеров.

Таким образом, актуальность нашего исследования определилась тремя группами проблем, связанных с отсутствием в настоящее время капитальных трудов и комплексных исследований по истории становления и развития дизайна городской среды, недостатком теоретико-методологического обеспечения организации предметно-пространственной среды города, а также происходящими кардинальными изменениями в дизайне, в т.ч. дизайне городской среды, в условиях современного постиндустриального общества.
Все это определило цель настоящего исследования. Ею стала разработка теоретико-методологической концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города с учетом современных тенденций в области дизайна постиндустриального общества.
Поставленная цель обозначила основные задачи исследования:


  1. в рамках исследования системы «человек-предмет» раскрыть основные особенности развития дизайна в условиях современного постиндустриального общества;

  2. выявить современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города (в системе «дизайн-город»);

  3. разработать теоретико-методологическую модель комплексной организации предметно-пространственной среды современного города с учетом «человеческого фактора»13 (построение системы «человек-дизайн-город»).

Объектом исследования стал дизайн городской среды как особая форма синтеза, возникающая в результате взаимодействия:

- дизайн-формы (предметной, цветовой, световой, графической – дизайнерский аспект),

- архитектурной формы (объемно-пространственный аспект),

- градостроительной формы (пространственно-планировочный аспект)

во взаимосвязи с «человеческим фактором», отражая в результате работу системы-триады «человек-дизайн-город»14.

При этом особое внимание в работе уделяется дизайну техногенной городской среды высокоурбанизированных образований, в которых многие современные проблемы дизайна городской среды наиболее ярко выражены.


Предметом исследования является методология организации предметно-пространственной среды города в комплексе с вопросами формообразования в дизайне, архитектуре и градостроительстве в условиях современного постиндустриального общества.
Временные границы исследования

Историко-временные рамки исследования охватывают период кон. XIX – нач.XXI вв. – время расцвета предметного дизайна в условиях индустриальных технологий и его динамичного внедрения в среду города. При этом определенный акцент делается на настоящем времени с выявлением тенденций в области дизайна городской среды в условиях постиндустриального общества.


Гипотеза исследования

Современное постиндустриальное общество выдвигает на первый план «человеческий фактор» – повышение качества жизни человека с его индивидуальными особенностями, персональными запросами и творческими мироощущениями; производство нематериальных форм богатства и услуг; экологизацию социально-экономического развития и новый тип взаимоотношений человека с природой. В определенной мере существующую ситуацию по размаху и гуманитарной направленности можно сравнить с эпохой Возрождения. Но возрождение в условиях динамики научно-технического прогресса постиндустриального общества происходит на качественно новом техническом и технологическом уровне, включая информационные и нанотехнологии, биогенную инженерию и др. революционные области современной цивилизации. Кардинальные перспективные изменения во многом коснутся предметного и пространственного окружения человека, отражая его новые потребности и представления о комфорте и синтезе архитектонических искусств и прикладных наук о человеке и его окружении.

Достижение этих целей, связанных с формированием окружающей человека высококомфортной предметно-пространственной среды, становится возможным при комплексном подходе к организации пространственной структуры современного города и его предметного наполнения, который включает, с одной стороны, традиционную архитектурно-градостроительную методологию, базирующуюся на общенаучном принципе дедукции (»от общего к частному» – от организации систем расселения до генерального плана отдельного архитектурного ансамбля, здания и окружающего его благоустройства), а, с другой стороны, новый альтернативный метод, в основе которого лежит формообразующий принцип постиндустриального дизайна – «эргоцентризм», – идущий пошагово от человека, его психофизиологии, особенностей зрительного восприятия, эргономики к пространственной структуре архитектурного ансамбля и города в целом (»от частного к общему» – общенаучный принцип индукции). Комплексная организация предметно-пространственной среды города при этом подразумевает учет самых новейших тенденций в области предметного дизайна, архитектуры и градостроительства, отражающих современный научно-технический уровень постиндустриальной цивилизации.
Научно-теоретическая, методологическая и экспериментальная база исследования

Исследование базировалось на авторских историко-теоретических изысканиях в области дизайна (их результаты изложены в отчетах г/б НИР, авторских учебниках и учебных пособиях [1-5]) и научно-методических концептах в области дизайна архитектурной среды. Среди последних – многолетние экспериментальные научно-проектные разработки по благоустройству и архитектурно-художественному оформлению ряда городов России, выполненные под руководством автора в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ, 1982-1993), а также серия проектных семинаров Союза Дизайнеров России и реальных проектных работ с последующей реализацией по созданию пешеходных зон и благоустройству городских центров с непосредственным участием и руководством автора (1994-2008).

Теоретической базой исследования стали также труды отечественных и зарубежных ученых-архитекторов, градостроителей, философов, социологов, экономистов, искусствоведов, специалистов в области эргономики, истории и теории дизайна.

Обращение в первой главе к трудам отечественных и зарубежных социологов и экономистов в области теории современного постиндустриального общества (В.А. Емелина, В.Л. Иноземцева, Д. Белла, Б. Гейтса, О. Тофлера и др.), работам философов и культурологов в области современной эстетики и художественной культуры постиндустриального общества, развития человеческой личности и ее взаимодействия с предметом миром (Ж. Бодрийяр, Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Дерриды, Р. Барт, Т.Ю. Быстровой, Ю. Кристевой, труды Петровской Академии Наук и Искусств, Нижегородской филосовской школы Л.А. Зеленова, В.А. Шурова, Н.А. Багровникова, Г.П. Коржева, С.В. Норенкова, Е.С. Крашенинниковой и др.), исследованиям и публикациям о новейших тенденциях современного предметного дизайна (Робина Барека, Бернхарда Бюрдека, Фолкера Фишера, Шарлотте и Петер Филл, Пенни Спарка и др.) позволило обоснованно представить возникающие в современном предметном дизайне новейшие тенденции с позиции теории и философии постиндустриализма, сделать вывод о переходе современного дизайна на новую ступень своего развития – постиндустриальную, и выявить его основные признаки.

Исследования второй главы, направленные на рассмотрение становления и развития дизайна городской среды, потребовали привлечения для исследований научных трудов широкого круга специалистов из различных областей дизайна, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В первую очередь это фундаментальные труды отечественных искусствоведов, теоретиков и историков архитектуры и дизайна В.Р. Аронова, Н.В. Воронова, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, А.Н. Лаврентьева, Ю.В. Назарова, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова15, Г.П. Степанова, О.А. Швидковского в области синтеза пластических, изобразительных искусств и архитектуры, а также новых фором синтеза на основе дизайнерской деятельности; работы в области цвето- и светографического искусства в городе (см. сноску 9 на с. 5), в том числе и таких новых графических средств как суперграфика, граффити, стрит-арту (Н. Ганц, М. Купер, Г. Чалфант, О.П. Медведева); в области кинетического искусства, интерактивности в дизайне (Н. Шеффер, Н. Шоффэр, Р. Сото, Р. Кратина, Ж. Тенгли, А. Колдера, Г. Юккер, Ле Парк, В. Колейчук, Б. Галеев).

Для выявления современных тенденций в области дизайна городской среды наряду с научно-теоретическими методами, проектными экспериментами использовался эмпирический метод натурного обследования объектов дизайна городской среды с последующей систематизацией и обобщением результатов. Объектом натурного исследования автора и последующего теоретического осмысления стали городские центры, включая пешеходные улицы и зоны, более 50-ти отечественных и зарубежных городов16.

В третьей главе при построении теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города возникла необходимость обратиться, с одной стороны, к работам признанных авторитетов в области теории и методологии градостроительного проектирования (М.Г. Бархина, Ю.П. Бочарова, А.В. Бунина, В.Л. Глазычева, А.Э. Гутнова, Н.Д. Кострикина, И.Г. Лежавы, И.М. Смоляра, З.Н. Яргиной и др.), обозначив их градостроительный подход к иерархической организации пространственной структуры города как классический или «дедуктивный», с другой стороны, к исследованиям архитекторов в области сценарной организации зрительного восприятия города (Р. Арнхема, Е.Л. Беляева, Л. Веккера, Дж. Гибсона, А.В. Иконникова, К. Линча, Э. Климова, В.А. Колясникова, А.С. Щенкова и др.)17, средового подхода в организации архитектурной среды города (Е.В. Асса, А.А. Высоковского, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, А.П. Ермолаева, А.В. Иконникова, Г.Б. Минервина, А.Г. Раппапорта, В.Ф. Сидоренко и др.), позволившим сформулировать альтернативный или «индуктивный» подход к организации пространственной структуры города на основе авторского метода «сценарных карт».

Исследования в области эргономики (специалистов ВНИИТЭ18, В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевича, У. Вудсона, Д. Коновера, А. Саакова и ряда других авторов), концепции «открытой формы» в дизайне и «гомоцентризма» Сенежской студии, изложенный в публикациях ее лидеров и последователей (Е.А. Роземблюма, В.Л. Глазычева, О.И. Генисаретского, М.А. Коника, Г.П. Шедровицкого, К.М. Кантора, А.П. Ермолаева), методологическая концепция комплексной организации предметно-пространственной среды города в проектных семинарах Союза Дизайнеров России19 стали методологической основой для разработки и научного обоснования эргоцентрической проектной модели предметного формообразования в постиндустриальном дизайне и концепции организации «дизайн-пространств».


Методы исследования

Исследование строится на системном подходе к изучению явлений в их взаимосвязи, включая следующие научные методы:

- историко-генетический, позволивший проследить в историческом аспекте становление дизайна городской среды как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности в соотнесении с эволюцией проектной методологии в градостроительном и ландшафтном проектировании кон.XIX – нач.XXI вв.;

- обобщение отечественного и зарубежного опыта, выявившее современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города;

- натурные исследования предметно-пространственной среды городских центров, позволившие собрать для последующей систематизации и анализа материал по отдельным объектам и комплексам городского дизайна;

- формализация и логическое моделирование в формулировке принципов и построении эргоцентрической проектной модели предметного формообразования в постиндустриальном дизайне, а также теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города в соотнесении с современными тенденциями в области дизайна городской среды постиндустриального общества.


Научная новизна работы

В диссертационном исследовании впервые раскрыто содержание понятия «дизайн города» (дизайн городской среды) как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности, основанного на синтезе дизайна, архитектуры, градостроительства и монументально-декоративного искусства в процессе организации пространственной структуры города и его предметного наполнения на различных иерархических уровнях: предметном; объемно-пространственном (архитектурном); пространственно-планировочном (градостроительном).

Выдвинут диалектический подход в дизайне города, нашедший выражение в многоуровневой теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города в соотнесении с традиционной методологией градостроительного проектирования, с одной стороны, и человеком-индивидумом постиндустриальной формации с учетом его запросов, ценностных ориентиров и представлений о комфорте, с другой стороны, а также наметившимися современными тенденциями в дизайне в целом и дизайне городской среды в частности. В рамках этой модели-концепции впервые человек, дизайн и город рассматриваются как составляющие и взаимовлияющие компоненты единой системы-триады (»человек-дизайн-город»), являющейся главным объектом современной проектной деятельности архитектора-дизайнера при организации предметно-пространственной среды города.

В научной новизне настоящего исследования можно выделить также следующие аспекты:



  1. Введено новое понятие «эргоцентризм», отражающее специфику современного постиндустриального общества и роли, которая в нем отводится человеку и формирующейся для него высококомфортной предметно-пространственой среды. Эргоцентризм определяет доктрину постиндустриального дизайна, расширяя существующие границы эргономики, включая «биоэргономику» (ее микроуровень) и «эргономику пространства» (ее макроуровень). Тем самым обозначаются новые направления теоретических и прикладных исследований, экспериментальных поисков в современном дизайне.

Разработана «Эргоцентрическая модель предметного формообразования» в постиндустриальном дизайне. Представляя собой систему иерархических уровней – предметных и пространственных «оболочек» человека (биомеханический; тактильный; сенсорного контакта и моторики; визуального контакта), эргоцентрическая модель определяет тем самым предметные границы и специализации в проектной деятельности дизайнера. Ее пограничными уровнями являются область биогенного синтеза и архитектурное пространство.

  1. Раскрыто понятие «постиндустриальный дизайн» как качественно новой стадии в развитии дизайна в условиях общества информационных технологий. Выявлены основные отличительные признаки в его формообразовании, связанные с миниатюризацией предметов – объектов дизайна, появлением бестелесного и виртуального или кибер-дизайна, предметов (объектов дизайна) с интерактивностью и искусственным интеллектом. Обозначены новые формы синтеза, которые принес с собой постиндустриальный дизайн как в художественно-стилевом аспекте (с искусством и архитектурой) с приходом новых художественно-стилевых течений (хай-тек, арт-дизайн, эл-арт и др.), так и в рамках системы «человек-предмет» (биомеханический, психоэмоциональный, интеллектуальный).

  2. Разработана альтернативная «индуктивная градостроительная модель» организации пространственной структуры города, строящаяся на основе принципа «эргоцентризма», идущего от человека, с учетом его психо-физиологических, социо-культурных и художественно-эстетических особенностей и запросов. В соотнесении с традиционными дедуктивными градостроительными моделями, взаимно дополняя друг друга они представляют собой новый синтетический подход гармоничной организации пространственной среды города и его предметного наполнения. Это позволило в работе представить «теоретико-методологическую модель-концепцию комплексной организации предметно-пространственной среды города», отражающую многоуровневое взаимодействие традиционной «дедуктивной» и альтернативной «индуктивной» градостроительных моделей.

  3. Представлен новый взгляд на архитектурно-художественное стилеобразование в условиях дизайна городской среды: впервые метод «фирменных стилей», широко распространенный в индустриальном дизайне, рассмотрен как инструмент архитектурно-художественного стилеобразования на уровне отдельного архитектурно-градостроительного ансамбля, как его «локальный архитектурно-художественный стиль», призванный выявить уникальность и художественную индивидуальность ансамбля. Отражая в формообразовании определенные объективно действующие «законы места» (дух места), локальные архитектурно-художественные стили ансамбля находятся вне строгой зависимости от т.н. «больших» историко-художественных стилей, их течений и направлений20.

  4. Введено новое понятие «дизайн-пространство». Компактное и соразмерное человеку, технически оснащенное и высококомфортное, обладающее интерактивностью и определенным уровнем интеллекта оно организуется на основе отличных от традиционных архитектурных проектных методов дизайна и эргономики. В основе построения таких пространств лежит «эргоцентрический принцип», направленный на максимальный учет человеческого фактора. Дизайн-пространство представляет собой реализацию эргоцентрической модели предметного формообразования на пограничном с архитектурным пространством уровне.

  5. Выявлены современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города, связанные с развитием нашего общества и переходом его в стадию постиндустриального: интерактивность предметно-пространственной среды города, локальное архитектурно-художественное стилеобразование ансамбля, ландшафтная морфология в формообразовании элементов предметно-пространственной среды города, стирание границ между интерьерными и экстерьерными пространствами современного города.

  6. В профессиональный лексикон введен и раскрыт целый ряд новых и уточнены некоторые из существующих фундаментальных понятий, отражающих специфику и тенденции развития дизайна городской среды в условиях современного постиндустриального общества. Среди них «дизайн города» («дизайн городской среды»), «постиндустриальный дизайн», «высококомфортная среда города», «эргономика пространства», «дизайн-пространство», «сценарная карта», альтернативная «индуктивная градостроительная модель», «ландшафтный дизайн, «локальный архитектурно-художественный стиль ансамбля».


Теоретическая значимость исследования

Диссертационное исследование обобщило существующий исторический и теоретический опыт в области дизайна городской среды. Это позволило целостно взглянуть на проблему современного дизайна города в виде представленной в работе теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города, которая объединяет в себе традиционную методологию градостроительного проектирования, основанную на общенаучном методе дедукции, и альтернативный подход к организации пространственной структуры города и его предметного наполнения, основанный на общенаучном методе индукции и принципе «эргоцентризма» как основополагающего в современном постиндустриальном дизайне. Разработанная в диссертационном исследовании альтернативная «индуктивная градостроительная модель» в совокупности с традиционными методами градостроительного проектирования, взаимно дополняя друг друга, представляют собой единый синтетический подход гармоничной организации предметно-пространственной среды города.

Диссертационная работа открывает новые научные направления развития теоретических исследований в дизайне города. Среди них «эргоцентризм» и «эргономика пространства», «ландшафтный дизайн» и «ландшафтная морфология» в дизайне, «локальные архитектурно-художественные стили» городских ансамблей.
Практическая значимость исследования

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:



Реальная проектная практика. Рассмотренный в диссертационной работе альтернативный подход к организации пространственной структуры города, основанный на общенаучном методе индукции, может быть использован как в реальной деятельности архитектора-дизайнера, так и в градостроительной практике при разработке генеральных планов городов и ПДП (проектов детальной планировки) градостроительных ансамблей. Он позволит в значительной степени оптимизировать процесс градостроительного проектирования, давая возможность учесть на уровне генерального планирования градостроительных структур «человеческий фактор», «режиссировать» и строить на основе предварительно разработанного сценария более выразительные градостроительные композиции, развивающиеся в пространстве и времени и с учетом их зрительного восприятия человеком.

Разработанные на основе анализа прогрессивного отечественного и зарубежного опыта принципы комплексной организации предметно-пространственной среды города «ярусности градостроительного партера» «пространственно-временных сценариев» (метод сценарных карт) могут использоваться при организации благоустройства и архитектурно-художественного оформления города и его отдельных ансамблей (городской улицы, городской площади, жилого комплекса).

Выявленные в диссертационном исследовании современные тенденции в области дизайна города являются научной основой для выработки методических рекомендаций для дизайнерской и архитектурно-художественной практики, подготовки специальных профессиональных пособий методического характера.

Учебный процесс подготовки и переподготовки архитекторов и дизайнеров. Полученные в результате исследования научные положения и выводы могут стать научно-методической основой для разработки специальных учебных программ и дидактических курсов, курсового и дипломного проектирования в процессе подготовки архитекторов и дизайнеров в вузе, а также для специальных курсов повышения квалификации профессиональных градостроителей, архитекторов и дизайнеров.

Многоуровневая теоретико-методическая модель-концепция комплексной организации предметно-пространственной среды города может стать основой для построения типологического ряда дипломного проектирования специализации «Дизайн городской среды» специальности «ДАС», определяя объем и содержание основных и смежных разделов дипломного проекта.


Внедрение научных результатов исследования

Диссертационная работа является итогом более чем 30 летней научно-исследовательской, проектно-экспериментальной и учебно-методической деятельности автора. Основные результаты внедрены в его учебно-методической, научно-исследовательской и проектной практике.



На уровне выпускных квалификационных работ по специальности «Дизайн архитектурной среды»: Под руководством автора по тематике, связанной с дизайном города подготовлено порядка 100 дипломных проектов, ряд которых отмечен наградами международных и всероссийских смотров-конкурсов (22), общероссийских фестивалей дизайна (6).

На концептуальном уровне: Многолетние экспериментальные научно-проектные разработки по благоустройству и архитектурно-художественному оформлению городов Углича, Мамадыша, Альметьевска, Новотроицка, Сарапула, Орска, выполненные в 1982-1993 гг. в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ) под руководством автора. На их основе была разработана методика архитектурно-художественной организации города (диплом лауреата общероссийской выставки-конкурса «Лучшая работа года в области дизайна», 1996), получившая внедрение в серии проектных семинаров Союза Дизайнеров России, проведенных в Гжели (1995), Коломне (1997), Казани (1998), Железноводске (2000), Урюпинске (2002), Оренбурге (2005) под руководством автора.

На теоретическом уровне: Ряд теоретических дипломных работ в области дизайна городской среды (1999-2010), в диссертационных исследованиях аспирантов автора (1999-2010)21, в выполненном под его руководством разделе госбюджетной НИР «Комплексная организация предметно-пространственной среды города (1982-1990), в госбюджетных НИР темы: № 19-91 «Дизайн архитектурной среды. Методическое обеспечение подготовки специалистов в вузе (1991-1995), № 12.01-01 «Научно обоснованная система методического обеспечения специальности «архитектор-дизайнер» (1996-2000), № 11.031-06 «Историко-теоретические курсы в системе подготовки архитектора-дизайнера» (2001-2011)22.

Теоретические положения диссертации нашли отражение и внедрение в учебном процессе в КГАСУ в виде авторского лекционного курса «Основы теории дизайна архитектурной среды», курсовом и дипломном проектировании, в рабочих учебных программах и методических пособиях, а также в авторских лекциях, мастер-классах, консультациях и работе ГАКов в целом ряде вузов России по специальности «архитектор-дизайнер», возглавляемых диссертантом в последние годы, и проекте Государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «архитектор-дизайнер», в рабочей группе по его разработке в 2008-2009 гг. принимал участие автор.



На уровне проектной практики: Серия реализованных проектов, выполненных под руководством автора, по организации пешеходной улицы и благоустройству центра города Лениногорска (Татарстан, 1997-1998); благоустройству центра города Альметьевска (Большая серебряная медаль Российской Академии Художеств, 2000-2004); благоустройству центра города Зеленодольска (2004-2006). Эти проекты демонстрировались на общероссийских выставках-конкурсах «Лучшая работа в области дизайна (дипломы лауреата, 1997), дизайн-форуме главных художников и дизайнеров городов России (дипломы лауреата, 2001, 2002, 2005), фестивале российского дизайна «ФЕРОДИЗ» (дипломы лауреата, 1999, 2001; медаль «Леонардо», 2005)23.

Автору присуждена Государственная премия Республики Татарстан в области науки и техники за «Создание уникальных мемориальных и культурно-оздоровительных архитектурных объектов в г. Альметьевске» (Указ Президента РТ от 22 декабря 2004 года, Диплом № 409).

За архитектурную разработку благоустройства города Лениногорска автору присвоено звание «Почетный гражданин города Лениногорска Республики Татарстан» (Решение Лениногорского объединенного Совета народных депутатов от 3 августа 2001 года).
Апробация работы

Основные результаты исследований доложены на 10 международных и общероссийских научных конференциях, совещаниях, форумах в 1983- 2009 гг.24

Итоги проектно-творческой работы экспонировались на 17 общероссийских и региональных выставках и фестивалях, где отмечены дипломами лауреата и медалями25.

По теме диссертации опубликовано 6 монографий, 39 статьи в профессиональной печати (в том числе, 9 в изданиях списка ВАК). Изданы с грифом УМО «Учебные пособия»: «Основы Дизайна», 1999 (в соавт. с Л.М. Кулеевой); «История дизайна. Краткий курс», 2004 (в соавт. с А.С. Михайловой) – Национальный приз в области дизайна; а также учебники для вузов «История дизайна. Том 1-2», 2002 – Национальный приз в области дизайна; «Основы дизайна», 2008 (в соавт. с А.С. Михайловой)26.



Автору присуждена Государственная премия России в области литературы и искусства за «серию книг по истории дизайна» (Указ Президента РФ от 12 июня 2004 года № 766, Диплом № 833).
На защиту выносятся:

        1. Теоретико-методологическая модель-концепция комплексной организации предметно-пространственной среды города, построенная в рамках системы-триады «человек-дизайн-город». Объединяя в себе традиционную «дедуктивную» и альтернативную «индуктивную» градостроительные модели, она представляет собой диалектический подход в дизайне города.

        2. «Принцип эргоцентризма», определяющий доктрину предметного формообразовании постриндустриального дизайна и построенная в его рамках многоуровневая «Эргоцентрическая модель предметного формообразования».

        3. Понятие и основные признаки «постиндустриального дизайна».

        4. Содержание понятия «дизайн города» как особого вида проектно-художественной деятельности, основанного на синтезе дизайна, архитектуры, градостроительства и монументально-декоративного искусства.

        5. Понятие и основные признаки «дизайн-пространства» как материализованной формы реализации эргоцентрической модели предметного формообразования на пограничном с архитектурным пространством уровне.

        6. «Метод сценарных карт» и построенная на его основе альтернативная «индуктивная градостроительная модель» организации пространственной структуры города.

        7. «Метод фирменных стилей» в архитектуре и дизайне города, ведущий к формированию «локальных архитектурно-художественных стилей» ансамблей, отражающих объективно действующие «законы места» и находящиеся вне строгой зависимости от «больших» историко-художественных стилей и их течений.

        8. Выявленные в процессе исследования современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города, связанные с развитием общества и переходом его в стадию постиндустриального.


Структура и объем диссертационной работы

Структура работы определена последовательностью решений поставленных задач и состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 302 страницы текста; библиографии, содержащей 501 наименование, включая список публикаций, научно-исследовательских и проектных работ соискателя; а также графического приложения, содержащего таблицы и иллюстративный материал.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ диссертационного ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. «Человек и дизайн: особенности развития дизайна в условиях современного постиндустриального общества» включает три раздела, раскрывающие особенности организации предметного окружения человека в условиях современного постиндустриального общества.
В разделе 1.1. «Эргоцентризм» как доктрина дизайна постиндустриального общества. Предпосылки становления постиндустриального дизайна» рассматриваются особенности постиндустриального этапа развития общества, которые определяют качественно новые подходы в дизайне, а также раскрывается понятие «эргоцентризм» как доктрина формообразования в предметном дизайне постиндустриального общества.

Человек: смена приоритетов в техногенном обществе. Научно-технический прогресс и, в первую очередь, развитие информационных технологий в конце XX века значительно расширил горизонты интеллектуальных возможностей человека и ознаменовал переход общества на новую более высокую ступень – «информационное» или «постиндустриальное» общество27. Его фундамент составляют наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные, т.н. «высокие технологии». В постиндустриальном обществе происходит переоценка ценностей, переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества – экономический рост перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, в центре которых становится человек28. Все отчетливее начинает выражаться стремление к удовлетворению его индивидуальных потребностей. Во главу угла ставится экологический подход к окружающей среде, гуманизация техногенного мира во многих аспектах, включая духовный. Идет процесс экологизации социально-экономического развития (В. Иноземцев). Наступает своего рода «Новый Ренессанс», который по размаху и гуманитарной направленности в определенной степени можно сравнивать с эпохой Возрождения. Но здесь складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа». Перед дизайном встает задача активного включения в решение экологических проблем, компенсации дефицита естественной природного компонента в современном техногенном окружении человека.

В постиндустриальном обществе усиливается роль малого бизнеса, сердцем экономики становятся небольшие мобильные компании, оснащенные высокотехнологичным производством, способные выпускать мелкосерийные товары с множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить индивидуальные запросы широкого круга потребителей. Тенденция к индивидуализации предметов массового потребления вызывает необходимость перестройки всей философии индустриального дизайна. Закономерно встают вопросы о локальном стилеобразовании («индивидуальном стиле» архитектурного ансамбля), региональном и национальном своеобразии дизайна



Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды. Комфорт предметно-пространственной среды является одной из фундаментальных целей дизайна. В современных условиях условно его необходимо рассматривать как комплексную системную характеристику, отражающую функционально-технологические, психофизиологические и эмоционально-эстетические потребности человека. Он формируется в процессе дизайнирования на основе определенной системы знаний в области архитектуры, дизайна, эргономики, психологии и др. Системное построение этих теоретических и практических знаний предполагает создание особой методологии, отличной и, вместе с тем, вбирающей в себя методологию отдельных научных знаний (В. Сааков).

В современном постиндустриальном обществе с его новейшими информационными и техническими возможностями, особенностями социально-экономического развития, происходящей сменой ценностных ориентиров, а вместе с ней и эстетических идеалов, происходят существенные изменения представлений и о комфорте окружающей среды. Наряду с традиционными функционально-утилитарными, физиологическими и эргономическими составляющими здесь все более важную роль начинают играть эстетический, эмоционально-психологический и социо-культурный аспекты. Дизайн в условиях общества информационных технологий получает качественно нового потребителя с более высокими духовными и функционально-утилитарными запросами, которые становятся неотъемлемой частью представлений о комфорте окружающей предметно-пространственной среды. Кроме того, в современном техногенном мире все чаще обязательной составляющей в представлениях о комфорте предмета или предметно-пространственной среды становится их интерактивность – способность на своего рода диалог с человеком. Все это привело к появлению так называемых «умных» вещей, реагирующих на поведение человека, включая смену его эмоционального состояния. Логично встает вопрос уже об интеллектуальных пространствах как интерьерных – «умный дом», так и в городской среде – высококомфортных городских микропространствах, обладающих искусственным интеллектом.



В разделе 1.2. «Постиндустриальный дизайн: основные признаки» раскрывается понятие и основные признаки «постиндустриального дизайна» как новой ступени в развитии дизайна в условиях общества информационных технологий.

На рубеже ХХ и ХХI вв. обозначился переход индустриального дизайна в новое качество – производство предметов потребления вне индустриального направления с использованием новейших информационных технологий, с превалированием в объектах проектирования эмоциональной и эргономической составляющих, с высоким уровнем индивидуальности объектов дизайна. Таким образом, дизайн в обществе информационных технологий вступил в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Он не только расширил свои предметные границы, далеко выйдя за пределы проектно-художественной деятельности, но и приобрел новые качества29.

Как показало исследование наиболее существенными признаками постиндустриального дизайна являются:

- миниатюризация – уменьшение воспринимаемой человеком формы предмета, вплоть до ее визуального исчезновения – «форма предмета перестает следовать строго за его функцией, а начинает следовать за эргономикой30»;

- виртуальность – кибер-дизайн, бестелесный дизайн, при котором «форма предмета начинает терять свою материальность»31;

- искусственный интеллект (»умные вещи») – робототехника, биомеханический и «интеллектуальный» дизайн – окружающие человека предметы все больше превращаются из послушных «слуг» в «партнеров», и «форма предмета начинает следовать за эмоцией человека»;

- интерактивность – реагирование предмета на поведение человека, включая изменения его эмоционального состояния и перемены окружающей обстановки: форма предмета теряет свою предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую «форму-хамелеон».

Эти признаки в объектах постиндустриального дизайна могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Постиндустриальный дизайн принес с собой и новые формы взаимодействия дизайна с различными видами проектно-художественной культуры. Традиционные формы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой в информационном обществе в значительной степени уступают место синтезу дизайна с монументально-декоративным искусством, скульптурой, эргономикой, архитектурой и даже градостроительством. Это нашло выражение в появлении таких художественно-стилевых течений, как «хай-тек», «арт-дизайн», а также формированию новых специализаций в дизайне – «дизайн архитектурной среды», «городской дизайн», «ландшафтный дизайн» и др. Процесс синтеза дизайна с различными видами проектно-художественной культуры, направленный на расширение палитры научно-исследовательских и проектно-художественных средств, продолжается, отражая в целом стремление к новым идеалам постиндустриального общества.

Вместе с тем в условиях высоких технологий постиндустриального общества появился и качественно новый вид синтеза в рамках системы «человек-предмет», который кардинально меняет существовавшие до сих пор наши представления об эргономичности формы предмета, рассчитанной на традиционный «визуально-тактильный» контакт человека с предметом. Такой синтез имеет более сложную структуру и включает целый ряд уровней – интеллектуальный, психо-эмоциональный, биомеханический. Помимо уменьшения размеров предметов вплоть до их визуального исчезновения, миниатюризация ознаменовала начало эпохи тотального слияния компьютера и человека и создания кибер-человека или киборга32, проектирования т.н. «биотехнических систем» и «механоорганизмов», синтеза робототехники и живого организма33.

Особое значение в постиндустриальном дизайне приобретает эргономика. Призванная создать максимально удобные предметы и комфортную среду она становится одним из центральных проектных методов постиндустриального дизайна. При этом классическая эргономика в постиндустриальном дизайне значительно расширяет свои как объектные, так и предметные границы. Здесь уместным становится говорить об эргономике микроуровня, связанной с биоинженерией и нанотехнологиями, и мегауровня – эргономике пространства. В условиях информационного общества эргономика начинает касаться не только традиционных аспектов, связанных с антропометрией и моторикой человека, но и его эмоциональной составляющей. И востребованными могут стать такие новые направления как «эргономика пространства», «эмоциональная эргономика», «био-эргономика».

Современная эргономика вводит в мир ценностей самоценность человека. Она сделала реальностью ценность человека – его свойств, потребностей, способностей, сделав человека ценностью культурной (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов).


В разделе 1.3. «Эргоцентрическая модель34 предметного формообразования» в постиндустриальном дизайне» представлена многоуровневая проектная модель предметного формообразования, основанная на принципах индукции и эргоцентризма, как ведущая в постиндустриальном дизайне.

Ставящий во главу угла «человеческий фактор» постиндустриальный дизайн таким образом в формообразовании опирается на общенаучный метод «индукции», идущий «от человека» – к его предметному и пространственному окружению. Согласно этой доктрине формообразование в дизайне можно рассматривать как проектирование ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих «оболочек человека», обеспечивающих ему комфортные условия для функциональных процессов жизнедеятельности.

Первой из них является «биомеханический уровень», на котором происходит «диффузионный» контакт человека с предметом с взаимопроникновением друг в друга (медицинские протезы, киборг-дизайн).

Вторую «оболочку» составляет одежда и аксессуары, в которые облачается человек, с которыми он непосредственно соприкасается и они обеспечивают комфорт для человеческого тела и его движений – «уровень продолжительного тактильного контакта».

Третья «оболочка» – предметное окружение человека, призванное создать комфортные условия для различных функциональных процессов его жизнедеятельности. С предметным окружением здесь человек вступает в сенсорный, а также тактильный контакт, как правило кратковременный, но оно определяется также во многом моторикой, связанной с выполнением определенных функциональных действий – «уровень сенсорного контакта и моторики».

Четвертой «оболочкой» можно считать предметно-пространственное окружение, с которым человек вступает в визуальный контакт, его организация во многом определяется особенностями психофизиологии человеческого восприятия – «уровень зрительного контакта».

В совокупности все эти оболочки-уровни представляют собой иерархическую «эргоцентрическую модель предметного формообразования», в центре которой находится система «человек-предмет». Пограничными областями этой проектной модели являются архитектурное пространство (верхняя граница) и область биогенного синтеза (нижняя граница).

Эргоцентрическая проектная модель, рассматривая предметно-пространственную среду как своеобразную систему оболочек, взаимосвязанных и развивающихся «от человека», таким образом, определяет принципиально новый системный подход к организации предметной среды и построения пространственной структуры города, с использованием иных (альтернативных), кардинально отличных от традиционных архитектурных, проектных принципов, основанных на философии постиндустриального дизайна.


Основным результатом первой главы стало обоснование принципа «эргоцентризма» (от «эргономика + центризм»)35 в предметном формообразовании как доктрины в дизайне современного постиндустриального общества. Согласно этому принципу, в центре проектной деятельности дизайнера стоит человек как «био-социум» с его эргономическими особенностями и потребностями, включая целый ряд аспектов: функциональный, психофизиологический, эмоциональный, социокультурный и др. «Эргоцентрическая модель предметного формообразования», включая организацию предметно-простанственного окружения человека (в том числе и на уровне пространственной среды города), отражает особенности современного постиндустриального этапа развития общества и становится основополагающей в постиндустриальном дизайне. Организация предметного слоя и окружающей пространственной среды ведется от «человека» как система своеобразных оболочек человека – уровней контакта с предметным и пространственным окружением, обеспечивающих ему комфортные условия для самых различных процессов жизнедеятельности: уровень биомеханического контакта; тактильный уровень; уровень сенсорного контакта и моторики; уровень визуального контакта. Эти «оболочки» (контактные уровни) определяют различные группы проектных задач для дизайна и эргономики. Такая постановка вопроса требует расширения традиционных предметных границ эргономики и дизайна, появления новых направлений и специализаций.

Эргоцентрическая модель предметного формообразования в результате стала основой разработки в следующих главах альтернативного «индуктивного подхода» к организации предметной среды и пространственной структуры города как составляющей общей диалектики организации предметно-пространственной среды современного города.


Глава 2. «Дизайн и город: дизайн городской среды как особый вид проектно-художественного синтеза» включает три раздела, раскрывающие становление дизайна городской среды как обособленного вида проектно-художественной деятельности и его современные тенденции в условиях постиндустриального общества.

следующая страница >>