Канадский Красный Крест RespectED: Профилактика насилия и преступных действий - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Канадский Красный Крест RespectED: Профилактика насилия и преступных действий - страница №1/3






Канадский Красный Крест

RespectED: Профилактика насилия и преступных действий











10 ШАГОВ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Подробный указатель (пошаговая карта) по управлению рисками

для профилактики насилия и преступных действий.



10 ШАГОВ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Подробный указатель (пошаговая карта) по управлению рисками для профилактики насилия и преступных действий.



Канадский Красный Крест


ISBN 978-1-55104-518-4

©2007 Канадский Красный Крест


Канадский Красный Крест

Основан в 1896 году, получил официальный статус в 1909 году.


В канадском законодательстве эксклюзивное право использовать эмблему Красного Креста и название «Красный Крест» закреплено за Канадским Красным Крестом, а также за медицинскими подразделениями вооруженных сил, что закреплено Женевскими Конвенциями (1985, раздел G-3).
Программы Канадского Красного Креста реализуются благодаря финансовой поддержке и добровольной помощи граждан Канады.
Авторы:

Джуди Фэрхольм

Гурвиндер Сингх

Сара Смит

Дизайнер:

Сара Рейд

Общий дизайн:

Тамара Уи

Благодарим компанию Adobe Systems Inc. за предоставленные операционные системы и помощь в подготовке данного пособия.
Данное пособие издано на английском и французском языках. За дополнительной информацией о данном пособии и других пособиях, выпущенных в рамках программы RespectED, обращайтесь в Канадский Красный Крест по телефону: 1-888-307-7997.

© Mixed Sources

Производство на основе

переработанного сырья

из древесины или волокна,

древесины из специально контролируемых зон.

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..

Рисунок: пошаговая карта по созданию безопасного окружения……………………


ШАГ 1: ПОНЯТЬ ПРОБЛЕМУ……………………………………………………….

Определения ……………………………………………………………………………

Схема: Типология преступного поведения …………………………………………

Таблица: Всемирный доклад ООН о преступности в отношении детей………….

Типы дурного обращения с детьми ……………….………………………………….

Сравнение видов преступного поведения…………………………………………..

Как и почему происходит насилие ………………………………………………..

Проявление силы………………………………………………………………….

Таблица: Некоторые сведения о насилии в отношении детей……………………
ШАГ 2: ОСОЗНАТЬ УЯЗВИМОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, А ТАКЖЕ ИХ ГИБКОСТЬ

Рисунок: Факторы детской гибкости …………………………………………………..


ШАГ 3: ОПРЕДЕЛИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ……………………………………..

Международная схема работы ……………………………………………………………..

Таблица: Другие Международные инструменты защиты детей…………………………

Национальная схема работы………………………………………………………………..

Схема работы на уровне провинций и территорий……………………………………….

Гражданская ответственность…………………………………………………………….

Таблица: Осуществление ухода и ответственность……………………………………
ШАГ 4: СОЗДАТЬ КОМАНДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ………………………………

Таблица: Успешный опыт создания команд по профилактике………………………..


ШАГ 5: ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ РИСКОВ……………………………………………….

Таблица: Важные составляющие процесса оценки……………………………………

Таблица: Опасность игнорирования оценки и решения рисков……………………..

План управления рисками……………………………………………………………….

Что нужно помнить при создании безопасного окружения………………………….
ШАГ 6: СФОРМИРОВАТЬ ПОЛИТИКУ И ПРОЦЕДУРЫ………………………………

Что нужно помнить при разработке политики и процедур……………………………….

Таблица: 10 элементов скрининга……………………………………………………………

Таблица: Основные составляющие Кода Поведения……………………………………….

Таблица: Важность сохранения конфиденциальности……………………………………..

Таблица: Стратегии укрепления надежности и безопасности…………………………

Отчетность……………………………………………………………………………………

Таблица: Стратегии обеспечения отчетности……………………………………………..


ШАГ 7: ИНФОРМИРОВАТЬ ВЗРОСЛЫХ, МОЛОДЕЖЬ И ДЕТЕЙ…………………

Таблица: Экономическая выгода осуществления профилактики………………………

Эффективное обучение…………………………………………………………………..

Таблица: Безопасное окружение для детей и вопросы насилия……………………..

Просвещение детей и молодежи………………………………………………………..

Просвещение на рабочем месте………………………………………………………..

Таблица: Преимущества проведения тренингов о безопасности окружения для детей…….

Просвещение родителей/ людей, предоставляющих уход……………………………………


ШАГ 8: ПРАВИЛЬНО ПРОРАБАТЫВАТЬ СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ, ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ДОМОГАТЕЛЬСТВА ……………………………………………………………

Анонимные признания…………………………………………………………..

Отчетность……………………………………………………………………….

Таблица: Характеристики эффективного отчетного механизма…………….


ШАГ 9: ВЗГЛЯНУТЬ В ЛИЦО ОПАСНОСТИ…………………………………………

Трудности: социальные, организационные, индивидуальные…………………………..

Пути преодоления трудностей …………………..………………………………………..

Ответные меры по борьбе с барьерами………………………………………………….


ШАГ 10: СОХРАНИТЬ БЕЗОПАСНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ………………………………..
КАНАДСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ……………………………………………………….

RespectED: профилактика насилия и преступных действий …………………………..


БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ:


Все дети и молодежь нуждаются в безопасности. Здесь исключений не существует. Важная роль в достижении безопасности принадлежит как отдельным людям, так и семьям и организациям.
Пособие «10 шагов по созданию безопасного окружения для детей и молодежи» является руководством по разработке, реализации и мониторингу стратегий по борьбе с рисками. Данное руководство может быть использовано организациями для того, чтобы обезопасить детей и молодежь от насилия, преступных действий и злоупотребления.







К созданию безопасного окружения взрослые должны подойти со всей ответственностью. Очень важно гарантировать безопасность везде, где молодежь проводит своё время. Процесс создания безопасного окружения начинается с определения ситуаций и поведения, которые угрожают безопасности, а также с готовности внести соответствующие изменения. Нужно провести оценку своих личных и организационных ценностей и определить то, что будет лучше для ребенка. Ситуации насилия и злоупотребления могут вызвать страх и незнание того, как действовать в случаях, когда важно сохранить анонимность и отстоять интересы с точки зрения закона. Лучше всего справиться с этими страхами вам помогут осознание существования этой проблемы, знание правил управления рисками и профилактических мероприятий.


Данное пособие можно рассматривать как всесторонюю пошаговую карту или стратегию управления рисками, которая поддержит организации, работающие в этой области. Все шаги в этой карте взаимосвязаны, поэтому успех любого шага зависит от всех остальных. Сколько времени организация планирует на реализацию каждого шага и на весь процесс - зависит от организации, однако цель всегда одна - как можно быстрее снизить риск.

Рисунок: пошаговая карта по созданию безопасного окружения.







  1. понять проблему

  2. осознать уязвимость детей и молодежи, а также их гибкость

  3. определить инструменты защиты

  4. создать команду по профилактике

  5. провести оценку рисков

  6. сформировать политику и процедуры

  7. информировать взрослых, молодежь и детей

  8. правильно прорабатывать ситуации насилия, преступных действий, домогательства

  9. взглянуть в лицо опасности

  10. сохранить безопасное окружение

Целостное понимание подхода к профилактике насилия, злоупотребления и других противоправных действий является фундаментальным для создания безопасного окружения. По мере того, как мы узнаем все больше и осознаем те конкретные шаги, которые мы все можем предпринять - как отдельные лица и организации - чтобы предотвратить насилие в отношении детей, наша решимость видеть проблему только с одной стороны перерастет в решимость видеть её с более широкой точки зрения. Мы начнем осознавать, что решение проблемы небольшими шагами, но координировано и по всем направлениям, будет способствовать все большему снижению риска. Мы начнем осознавать, что эту сложную проблему в действительности можно предотвратить.

ШАГ 1: ПОНЯТЬ ПРОБЛЕМУ


Никакое насилие в отношении детей может быть оправдано, и любое насилие в отношение детей можно предотвратить.
Пауло Серхио Пинейро

Насилие может затронуть каждого. Являясь самыми маленькими, слабыми и бессильными членами общества, дети наиболее уязвимы для всех форм насилия - физического, сексуального и эмоционального. Насилие в отношении детей может произойти в любой обстановке: дома, в семье, школе, образовательных и других учреждениях, на рабочем месте и в местном сообществе.


Насилие в отношении детей может нанести не только ущерб психологическому и физическому здоровью ребенка, но также повлечь тяжелый груз юридических, криминальных и экономических вопросов. В большинстве случаев насилие в отношении мальчиков или девочек остается тайной за закрытыми дверями в таких местах, где, как подразумевается, ребенок должен быть в безопасности.
Не смотря на то, что проблема насилия в отношении детей является комплексной, её в то же время можно остановить. Уместно проводить профилактическую работу среди детей, семей, организаций и сообществ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Всемирная организация здоровья (ВОЗ) (2002) дает следующее определение:

Насилие - намеренное использование физической силы с целью запугать или причинить насилие самому себе, другому человеку, группе людей или целому сообществу, которое потенциально может привести или уже приводит к физической или психологической травме, смерти, нарушениям в развитии или лишениям различного характера.


Насилие существует в различных формах. Всемирная организация здравоохранения составила схему с описанием каждой формы насилия - индивидуального, межличностного и коллективного. Каждая форма насилия имеет общие характеристики с другими формами.


В отчете Организации объединенных наций (ООН) о насилии в отношении детей (Пинейро, 2006г.) приводится следующее определение: насилие в отношении детей подразумевает все формы физического и психологического насилия, причинение травмы, оставление ребенка без присмотра, лишение ребенка качественного питания или любые формы эксплуатации, в том числе сексуальное надругательство.
Злоупотребление в отношении ребенка подразумевает любые противоправные действия физического, эмоционального и/или сексуального характера или оказание недостаточного ухода за ребенком, вследствие чего ребенок страдает физически или эмоционально. Злоупотребление в отношении ребенка могут проявлять как отдельные лица, так и сотрудники в учреждениях, сообществах и/или население в целом. Общим фактором для всех форм злоупотребления в отношении ребенка является злоупотребление силой.
Ребенок - любой человек в возрасте до 18 лет, если иное не закреплено законом. (Конвенция ООН о правах ребенка, статья 1, 1989).


Всемирный доклад ООН о преступности в отношении детей.
Доклад ООН о преступности в отношении детей является самым полным всемирным докладом об исследовании этой проблемы. Данное исследование измеряет масштабы проблемы в мире и предлагает возможные меры по её устранению.
Согласно исследованию, злоупотребление, насильственные действия и эксплуатация детей является глобальными проблемами, которые затрагивают детей, семьи, местные сообщества и целые нации.
Растут доказательства того, что преступные действия - во всех проявлениях - могут быть предотвращены, если использовать цельные модели, основанные на доказательствах.
Рекомендации, изложенные в отчете:


  1. Усилить готовность к действию на уровне стран и регионов

  2. Запретить любые противоправные действия в отношении детей

  3. Приоритетным направлением работы объявить профилактику

  4. Пропагандировать ценности, осуждающие насилие и повышать осведомленность населения

  5. Укрепить возможности всех, кто работает с детьми и на благо детей

  6. Обеспечить участие детей

  7. Внедрить доступные и не опасные для детей услуги и системы отчетности

  8. Ввести обязательную отчетность и бороться с безнаказанностью

  9. Бороться со случаями насилия в отношении детей на основании половой принадлежности

Также было рекомендовано всем учреждениям ввести в практику меры по профилактике насилия в отношении детей. Отчет подчеркивает, что проблема насилия больше уже не может замалчиваться, оставаясь за закрытыми дверьми.


ТИПЫ ДУРНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

В любой ситуации ребенок может столкнуться с любым из типов дурного обращения, включая эмоциональное, физическое и сексуальное насилие, эксплуатацию, лишение ребенка внимания или сексуальное домогательство.
Эмоциональное насилие - когда человек, обладающий превосходством, властью или пользующийся доверием ребенка, регулярно подрывает самолюбие ребенка, используя вербальные или невербальные методы, включая:


Типы эмоционального насилия

Примеры

Отрицание

  • Отказ взрослого признавать, слышать или уделить время ребенку, чтобы поддержать его или удовлетворить основные нужды.

Унижение

  • Оскорблять, критиковать, насмехаться, передразнивать, обзывать дурными словами или любым другим образом унижать ребенка.

  • Лишать ребенка чувства достоинства и самодостаточности.

Изоляция

  • Отделять ребенка от других людей; оградить ребенка от естественного общения с окружающим сообществом, что приведет к развитию сильного чувства одиночества.

Терроризирование

  • Вводить ребенка в состояние сильного страха; угрозы в отношении самого ребенка, дорогих для него людей, животных или дорогих предметов.

Действие с целью разложить моральный дух ребенка

  • Постоянно показывать на личном примере или поощрять антиобщественное, вредоносное, деструктивное или криминальное поведение.

Игнорирование

  • Отказ предоставить ребенку необходимую эмоциональную и материальную поддержку.

  • Отказ удовлетворить естественные эмоциональные потребности ребенка.

  • Общаться с ребенком только по необходимости; психологически отстраниться от ребенка.

Эксплуатация ребенка/ Отношение к ребенку как к взрослому

  • Использовать ребенка для собственной выгоды; требовать от ребенка поведения или действий, не соответствующих возрасту ребенка.

В 2003 году в Канаде (данные предоставлены по всем провинциям, за исключением Квебека) было зарегистрировано 56846 случаев эмоционального насилия.


Насилие в семье - любое действие в рамках семьи, которое наносит физический, сексуальный или эмоциональный вред любому члену семьи. Действия включают нанесение ударов, унижение или изолирование.







Физическое насилие - когда человек, обладающий силой и пользующийся доверием, намеренно причиняет боль или угрожает причинить боль ребенку или подростку - он может ударять, кидать, толкать, хватать и т.д.
Лишение ребенка внимания - это хроническое проявление невнимания к ребенку, неудовлетворение его основных нужд, отказ предоставить одежду и убежище, сбалансированное питание и образование, гигиенические условия и медицинское (включая стоматологическое) обслуживание, необходимый отдых и безопасное окружение, моральную поддержку, возможность развиваться физически и находиться на свежем воздухе.

Сексуальное насилие - когда младший по возрасту или более слабый ребенок (подросток) используется старшим по возрасту или более сильным ребенком, подростком или взрослым для сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие может быть как контактным, так и неконтактным.





Контактное насилие

Неконтактное насилие

  • Прикосновения к интимным местам

  • Принуждение прикасаться к интимным местам другого человека

  • Объятия / прикосновения с сексуальным оттенком

  • Анальное или вагинальное проникновение, в том числе с любым предметом

  • Мучения, причиняемые физически или сексуально

  • Демонстрация сексуальных фильмов или порнографии либо напрямую, через Интернет, мобильный телефон и т.д.

  • Открытая (или частями) демонстрация интимных зон либо при непосредственном общении, либо через цифровые технологии

  • Принуждение слушать интимные разговоры, включая непристойные разговоры, носящие нецензурный характер

  • Принуждение позировать для получения сексуальных фотографий и видеофильмов

  • Принуждение к наблюдению интимных частей тела другого человека

  • Принуждение к наблюдению за сексуальными контактами

  • Высказывание насмешек (дразнилок) в отношении интимных частей тела

  • Высказывание непристойных предложений или мнения вербально или по электронной почте, чаты и текстовые сообщения

  • Становление объектом вуайеризма / процесса наблюдения за человеком, когда тот не знает об этом

Эксплуатация - использование ребенка / подростка для удовлетворения потребностей более сильного человека, не взирая на вред, наносимый ребенку.




Цифровое пространство является местом хранения более 1 миллиона фотографий десятков тысяч детей, ставших жертвами сексуального насилия и эксплуатации.
Агрессия - такое поведение, которое может считаться оскорбительным, угрожающим, унизительным, злонамеренным, унижающим достоинство, агрессивным и дискриминационным, с точки зрения федерального/провинциального/территориального закона о правах человека.

150 миллионов девочек (14% всех детей мира) и 73 миллиона мальчиков (7% всех детей мира) пострадали от сексуального насилия.

Пинейро, 2006.


Дискриминация - формирование иного или отрицательного отношения к людям, на основании их возраста, сексуальной ориентации, семейного положения, инвалидности, расовой принадлежности, цвета кожи, этнической принадлежности, вероисповедания, военного статуса или наличия помилования.


Грубое обращение, запугивание - вредоносные и опасные взаимоотношения между детьми в возрасте до 12 лет, а также между детьми и взрослыми, которые не соответствуют закрепленным в законодательных актах правам человека. Запугивание может быть как на физическом, так и вербальном уровне, затрагивать как родственные, так и служебные отношения; запугивание может быть прямым и косвенным. Чаще всего процесс вовлекает трех участников: задиру (тот, кто запугивает), мишень (объект запугивания) и наблюдателя.
То, как мы воспринимаем происходящее, является нашей действительностью. Например, один человек воспримет некоторые слова как задиристые высказывания, а другой - как угрозу. В каждой организации должны быть четкие формулировки того, что в организации рассматривают как опасное поведение, а также описание мер, предпринятых в случае нарушения правил. Некоммерческий Центр по управлению рисками.

Сравнение видов преступного поведения





Плохое обращение и лишение ребенка внимания

Сексуальное домогательство

Грубое обращение, запугивание

Основа проявления насилия

  • Неправильное использование силы

  • Неправильное использование силы

  • Неправильное использование силы

Виды насилия

  • Эмоциональное насилие

  • Физическое насилие

  • Сексуальное насилие

  • Лишение внимания

  • Насилие в учреждениях

  • Дискриминация

  • Личное оскорбление

  • Сексуальное домогательство

  • Злоупотребление силой/властью

  • Вербальное

  • Физическое

  • Насилие на уровне взаимоотношений

  • Реактивное насилие

Законодательные акты и политика

  • Конвенция о правах ребенка

  • Провинциальные /территориальные законы о защите детей

  • Уголовный кодекс

  • Политика организации

  • Конвенция о правах ребенка

  • Канадское законодательство: на уровне федерации, провинций, территорий

  • Уголовный кодекс

  • Политика организации

  • Конвенция о правах ребенка

  • Уголовный кодекс

  • Политика организации

Жертвы

  • Любой ребенок или подросток

  • Мужчина или женщина

  • Любой человек в Канаде, в возрасте 12 лет и старше

  • Мужчина или женщина

  • Любой человек, но чаще всего -дети и подростки

  • Мужчина или женщина

Преступники

  • Люди, по роду своей работы пользующиеся доверием или обладающие властью над детьми или подростками

  • Мужчина или женщина

  • Любой человек в Канаде, в возрасте 12 лет и старше

  • Мужчина или женщина

  • Любой человек, но чаще всего -дети и подростки

  • Мужчина или женщина

Мандат

  • Вопрос защиты

  • Вопрос справедливости, если имеет место криминальное поведение

  • Вопрос о соблюдении прав

  • Вопрос справедливости, если имеет место криминальное поведение

  • Вопрос о взаимоотношениях

  • Вопрос справедливости, если имеет место криминальное поведение

Философия

  • Жертва невиновна

  • Жертва невиновна

  • Жертва невиновна



Как и почему происходит насилие
Хотя насильственные действия имеют место в контексте межличностных отношений, их следует анализировать вместе с социальной обстановкой, в которой они происходят. Ни один фактор не может предсказать эмоциональное, физическое или сексуальное насилие или лишение ребенка внимания; скорее всего, причиной проявления насилия и лишения ребенка внимания является сложная взаимосвязь переменных между индивидами, в семьях, местных сообществах и обществе в целом. Эти различные переменные взаимосвязаны, в совокупности повышая риск формирования преступника и жертвы. Экологическая модель (Гарбарино, 1977, 1992; Круг и др., 2002) сочетает множество теорий насилия и оценивает влияние индивидуальных факторов, а также макро- и микросистемы. Эта эффективная и полная модель делит факторы риска, влияющих на возникновение случаев насилия.













Индивидуальный фактор

Ребенок-жертва плохого обращения

Нарушения в развитии личности/психологическом развитии

Злоупотребление алкоголем/запрещенными веществами

Опыт преступного поведения





Интимные межличностные отношения

Отсутствие или скудный опыт выполнения роли родителей

Разногласия в семье между супругами

Насильственный конфликт между родителями

Низкий достаток семьи

Друзья, вовлеченные в преступные действия






Сообщество

Бедность

Высокий уровень преступности

Высокая подвижность (склонность к переездам)

Высокий уровень безработицы

Торговля наркотиками на местном уровне

Слабая законодательная база

Неадекватные услуги по оказанию помощи жертвам насилия

Ситуационные факторы





Общество в целом/культура

Быстрые социальные изменения

Экономическое неравенство

Неравенство полов

Политика, способствующая формированию неравенства в разных сферах

Бедность


Недоразвитость экономических стабилизаторов

Слабая власть закона

Культурные нормы, поддерживающие насилие

Свободный доступ оружия



Наличие конфликта/ послеконфликтный период


Проявление силы
Неправильное употребление силы является основой насилия; один человек, обладающий большей силой над другим человеком, может использовать её для причинения физической или эмоциональной боли другому человеку. Дети являются самыми маленькими, слабыми и не обладающими силой членами общества, поэтому они наиболее подвержены опасности стать жертвами неправильного использования силы.
Люди, причиняющие боль детям, очень часто проявляют силу, потому что они больше, сильнее, обладают большими ресурсами и /или контролем. Независимо от оправдания, использование силы во вред ребенку является неприемлемым.


Источники силы

  1. ваши знакомые

  2. ваши начальники

  3. вы на занимаемой вами должности

  4. особые знания или информация, которыми вы обладаете

  5. ресурсы, которые находятся под вашим контролем

  6. награды (поощрения), которые вы можете дать ребенку




Взрослые могут оценить силу, которой они обладают и то, каким образом они её используют, если ответят на вопросы:

  1. Откуда происходит моя сила, власть?

  2. Подхожу ли я с ответственностью к использованию своей силы?

  3. Какова расстановка сил в моей семье, организации и сообществе?

  4. Какой силой обладают дети и молодежь, с которыми я живу или вместе работаю?

  5. Каким образом и в каких ситуациях я подвержен неправильному использованию силы?



Некоторые факты о случаях насилия в отношении детей

  • Как мальчики, так и девочки могут стать жертвами любого типа насилия

  • Как мужчины, так и женщины могут причинить боль и причиняют боль детям, но мужчины чаще всего свершают сексуальное насилие.

  • Люди, которые чаще всего могут причинить боль детям - это те, кому дети больше всего доверяют и любят: родственники, тренеры, духовные/религиозные лидеры, преподаватели, друзья семьи и няни.

  • Насильники очень часто используют различные поощрения, хитрости, угрозы или манипуляции, чтобы заставить ребенка забыть о насилии.

  • Последствия насилия могут затронуть как эмоциональное и физическое состояние ребенка, так и его поведение. Дети часто ощущают предательство, стигму, беспомощность и бессилие.

  • Насилие в отношении детей отражается на детях, семьях или местных сообществах; оно может влиять на дальнейшую жизнь ребенка и даже на несколько поколений в семье.

  • Каждому взрослому принадлежит важная роль в профилактике насилия, плохого обращения, домогательства или запугивания.

ШАГ 2: ОСОЗНАТЬ УЯЗВИМОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, ТАКЖЕ ИХ ГИБКОСТЬ





С насилием в отношении детей нужно бороться без компромиссов. Уникальность каждого ребенка - его человеческий потенциал, его изначальная уязвимость и хрупкость, его привязанность к взрослым как к источнику роста и развития - делает необходимыми и важными все инвестиции в профилактику и защиту детей от насилия.

Всемирный отчет ООН о насилии в отношении детей



Для любого ребенка и подростка всегда существует некоторый риск стать жертвой насилия; возраст, рост и вес, неопытность, зависимость и место, занимаемое ими в обществе, делают детей уязвимыми, и они могут столкнуться с насилием как со стороны взрослых, так и со стороны более сильных сверстников. Однако для некоторых групп детей и подростков риск оказаться жертвой насилия ещё выше, поэтому они нуждаются в особой охране.




Дети и подростки из уязвимых групп

Вероятные факторы риска

Дети/подростки с физическими и иными отклонениями в развитии

Изоляция, дискриминация, зависимость, физически менее способны защищать себя, трудности в общении, способности понимать, положение в обществе, низкая самооценка.

Дети/подростки, относящиеся к коренному населению (аборигены)

Последствия от нахождения в школах-интернатах, бедность, недостаток образования, злоупотребление запрещенными веществами, отсутствие постоянного места проживания, слабое здоровье, стереотипы, освещаемые в СМИ, низкая самооценка, дискриминация.

Молодежь, относящаяся к группе сексуальных меньшинств - лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры

Предрассудки и дискриминация, гомофобия, гетеросексизм, недостаток информации и поддержки, изоляция

Дети/подростки, которые имеют доступ и пользуются системой Интернет/цифровыми технологиями

Хищники и другие агрессивно настроенные личности, получающие выход на молодежь через чаты, посредством текстовых и мгновенных сообщений, видео телефонов, электронной почты, вэб-сайты.

Дети/подростки, относящиеся к этническому меньшинству, включая иммигрантов и беженцев

Языковой барьер, родители могут оказывать недостаточную поддержку, недостаток знаний о культуре большинства, дискриминация

Дети/подростки, пострадавшие в результате стихийных бедствий

Хаос, нарушения в работе служб по оказанию поддержки в различных сферах жизни: социальной, финансовой, политической, а также экологической (н-р, предоставление убежища, безопасного окружения), усиление давления на семьи и сообщества.

Институциализированная молодежь (дети/подростки)

Ограниченное количество систем защиты, недостаток общения с членами семьи, зависимость от персонала учреждений.

Для девочек с ограниченными возможностями риск оказаться жертвой сексуального насилия в 1,5 раза выше, чем для обычного ребенка; для мальчиков этот показатель в 2 раза выше. Общество «Центр Маккери», 1993.


Семьдесят пять процентов всех девочек-аборигенок, в возрасте до 18 лет в Канаде стали жертвами сексуального насилия. Дживани, 1999.

Хотя все дети уязвимы в той или иной мере, они также наделены способностью «дать отпор» и защитить себя от беды; это гибкость.


Гибкость - сочетание индивидуальных, семейных, общественных и культурных факторов, которые помогают детям и молодежи быть защищенным от агрессии и сексуального насилия.
Иллюстрация: Факторы гибкости

Унгар, 2005.


Индивидуальные факторы

  • Настойчивость

  • Способность решать проблемы

  • Самолюбие

  • Эмпатия

  • Наличие целей и желаний

  • Чувство юмора

Общественные факторы

  • Ограниченность ситуаций, когда дети подвергаются насилию в семьях, сообществе и при общении со сверстниками

  • Заинтересованность правительства в том, чтобы обеспечить детскую безопасность, отдых и развлечения, место проживания, а также наличие рабочих мест, когда они станут старше

  • Доступ к школьному образованию, информации и любому обучению

  • Безопасность и сохранность

Фактор межличностных взаимоотношений

  • Присутствие положительных наставников и моделей для подражания

  • Ощутимая социальная поддержка

  • Выражение эмоций в зависимости от ситуации и родительский контроль в семье

  • Уважение в группе сверстников

Культурные факторы

  • Толерантность к различным идеологиям, верованиям

  • Наличие жизненной философии

  • Культурное и/или духовное самоопределение

  • Быть культурно «подкованным»

ШАГ 3: ОПРЕДЕЛИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ



Любые действия, связанные с помощью детям и реализуемые общественными или частными организациями, должны в первую очередь учитывать наилучшие интересы ребенка.

Конвенция ООН О правах ребенка, статья 3.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СХЕМА РАБОТЫ


Конвенция ООН «О правах ребенка»
Первый международный документ о правах ребенка появился в 1959 году, под эгидой ООН. Этот документ послужил основой для разработки и определения мировым сообществом прав детей и молодежи в мире.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. В январе 2002 года в ООН был принят Дополнительный протокол Конвенции о правах ребенка, по вопросу продажи детей, детской проституции и детской порнографии.
Канада ратифицировала выше названную конвенцию 13 декабря 1991 года, а в 2004 году - Дополнительный протокол. В целом Конвенцию подписали и ратифицировали 192 страны. Таким образом, эта конвенция стала первым документом в истории, принятым международным сообществом в столь короткие сроки.
В Конвенции о правах ребенка говорится об ответственности, которую несут перед детьми правительства стран; главенствующей идеей является приоритетность того, что лучше в первую очередь для ребенка.
Конвенция определяет право любого ребенка на:


  • Жизнь

  • Защиту/безопасность

  • Здоровье

  • Образование

  • Участие в общественной жизни

В пяти статьях рассматриваются вопросы насилия и лишения ребенка внимания, в четырех статьях рассматриваются права и ответственность родителей.


Страны, утвердившие Конвенцию, должны принять соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры, чтобы защитить ребенка от всех форм физического и эмоционального насилия, включая сексуальное насилие, от физического увечья и агрессии, лишения внимания и невнимательного обращения, эксплуатации, пока ребенок находится под присмотром родителей, опекунов или других лиц, обеспечивающих уход за детьми. Конвенция ООН о правах ребенка, статья 19.
Более подробная информация о Конвенции доступна на сайте www.unicef.org/crc.


Другие международные документы по защите детей


  • Всемирная декларация о правах человека, 1948

  • Женевские конвенции, 1949; Дополнительные протоколы, 1977

  • Международное соглашение об экономических, социальных и культурных правах, 1966

  • Международное соглашение о гражданских и политических правах, 1966 (и Альтернативный протокол)

  • Соглашение об искоренении всех форм дискриминации, 1979

  • Дополнительный протокол к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.)- О предотвращении, борьбе и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми.

  • Мир для детей, 2002.

  • Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями, 2007

НАЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА РАБОТЫ




  • Канадская хартия о правах и свободах

  • Канадское законодательство о правах человека

  • Уголовный кодекс Канады

  • Закон об уголовной ответственности подростков

  • Закон о порядке представления доказательств

  • Закон об иммиграции и защите беженцев, 2001

  • Правила и постановления об иммиграции и защите беженцев, 2002

СХЕМА РАБОТЫ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИЙ И ПРОВИНЦИЙ




  • Законодательство провинций и территорий о защите детей

  • Законодательство провинций и территорий о правах человека

  • Законодательство провинций и территорий и Общее право о защите прав детей и молодежи

  • Законодательство провинций и территорий о борьбе с насилием в семьях

  • Гражданская ответственность

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОВИНЦИЙ И ТЕРРИТОРИЙ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ


Провинциальные и территориальные органы несут ответственность за предоставление защиты детям и семьям, посредством законодательства о социальном обеспечении и защите детей. Законодательство по этому вопросу в каждой отдельной провинции и территории определяет конкретные случаи, когда ребенок нуждается в защите. Хотя законодательство для провинций и территорий имеет общие черты, все же встречаются различия, в частности - по возрасту и предоставляемым услугам. Со списком законов о защите детей, которые действуют на территории Канады, можно ознакомиться на сайте Центра по предоставлению детям социальной защищенности: www.cecw-cepb.ca/provinces_territories/legislation_e.html.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОВИНЦИЙ И ТЕРРИТОРИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА


Канадский закон о правах человека запрещает дискриминацию на территориях, находящихся в федеральной юрисдикции. В каждой провинции и территории также действуют отдельные, принятые только для данной конкретной провинции и территории законы по защите прав человека, включая детей и молодежь. Такие законы защищают людей от нарушения их прав и проявления к ним угрожающего отношения, н-р, дискриминации и насилия.

Провинции и территории сами определяют в своих законах ситуации, которые будут рассматриваться проявлением дискриминации. Со списком комиссий о защите прав человека в провинциях и территориях Канады можно ознакомиться на сайте Канадской комиссии о защите прав человека: www.chrc-ccdp.ca/links/default-en.asp#provincial.

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Плохое обращение к ребенку или подростку влечет за собой уголовную и гражданскую ответственность. Уголовное право карает противоправные действия граждан; граждане, чья вина была доказана, получают срок заключения, и таким образом сохраняется справедливое, мирное и безопасное общество (см. ст.718 Уголовного Кодекса). Гражданский суд может обязать лицо, которое нанесло вред другому лицу, выплатить компенсацию ущерба. Гражданская ответственность возникает также и в случае, если лицо было признано «невиновным» в суде по рассмотрению уголовных дел, поскольку существуют различные стандарты существования доказательств: обвинения по уголовному делу должны быть доказаны при отсутствии разумных оснований для сомнения, в то время как гражданская ответственность наступает, при балансе возможностей.

Руководители детских и подростковых организаций, включая школы, развлекательные центры, спортивные организации, лагеря и клубы, должны гарантировать, что их сотрудники и добровольцы, отвечающие за безопасность детей, не превышают полномочия. В связи с этим, они обязаны не только принимать соответствующие меры к персоналу, практикующему агрессивное поведение в отношении детей, но также и в случаях, когда у них возникают подозрения (н-р, о проявлении агрессии к ребенку у него в семье).

Организации должны с полной ответственностью подойти к обеспечению «ухода» за детьми. Хотя полноценные стратегии по управлению рисками не искореняют все риски, они могут уменьшить риски и, таким образом, снизить риск возникновения ответственности.

Расходы Римской католической церкви США, связанные с сексуальным насилием, составили 2 миллиарда долларов США, из них 660 миллионов были потрачены только архиепископством Лос-Анджелеса.





Обязанность соблюдать осторожность и Ответственность за вину
Обязанность соблюдать осторожность - это юридическое понятие, согласно которому человек или предприятие должны защищать других от вреда. В определенных обстоятельствах люди и учреждения должны проявлять уместную осторожность, тем самым обеспечивая безопасность других людей. Например, когда сотрудник/доброволец/административное лицо, действуя, как представитель детской или молодежной организации, наносит вред ребенку или подростку, находящемуся у него на попечении, это лицо, так же как и организация могут быть привлечены к ответственности и возмещению ущерба ребенку. В этом случае человек, который наносит вред, несет прямую ответственность, а организация, от лица которой он выступает - опосредованную ответственность.
Примеры возникновения ответственности (Волантир Кэнэда, 2001):



  • Ответственность владельца помещений: возникает, когда лицо или организация, владеющая зданием, несет ответственность за тех, кто находится в этом помещении. Владелец должен принять целесообразные меры для защиты посетителей, находящихся в помещении в рамках различных программ, реализуемых организацией или этим лицом, или третьими лицами.

  • Прямая ответственность: возникает и доказывает вину, как например решение Верховного Суда по делу Сент-Джорджской епископальной корпорации римской католической церкви (Джон Доу против Беннета, 2004) (которая также была названа косвенно виновной) - по которому два епископа были признаны виновными за неспособность направить на правильный путь лидеров церкви и установить дисциплину среди этих лидеров, которые совершали сексуальное насилие над детьми на протяжении длительного периода времени. Епархия Нью Фаундленда несет ответственность за сотни случаев сексуального насилия, совершенного в отношении маленьких мальчиков за 30-летний период.

  • Косвенная ответственность: организация несет косвенную ответственность за все действия сотрудников организации, действующих от её имени. Верховный Суд Канады в 1999 году прямо признал косвенную вину организаций по двум уголовным делам (дело Бэзли против Карри и Якоби против Гриффита). Некоммерческие организации, в том числе и те, которые работают только за счет привлечения волонтеров, обязаны предотвратить насилие в отношении детей, получающих услуги в рамках программ этих организаций. Степень ответственности соразмерна с объемом доступа, который имеют сотрудники организации к детям и подросткам.

Обязанность соблюдать осторожность и гарантировать безопасность налагается на все виды учреждений: бизнес, правительственные и некоммерческие группы.


ШАГ 4: СОЗДАТЬ КОМАНДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ




Никогда не сомневайтесь, что маленькая группа думающих, посвященных делу граждан могут изменить мир. В действительности, они единственные, кто когда-либо смогли сделать это.

Маргарет Мид

Первым шагом на пути создания, реализации и осуществления контроля над полноценной стратегией по управлению рисками является создание команды по созданию безопасной среды. Важно назначить контактное лицо, отвечающие за координацию действий, а также рабочую группу, которая будет управлять всем процессом внесения изменений, и гарантировать поддержку сотрудникам, которые несут ответственность за создание безопасной среды.


В состав рабочей группы должны войти люди, принимающие решения, как от организации, так и от других заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Хотя каждая организация имеет свою уникальную структуру, ресурсы и персонал, при организации рабочей группы следует задать следующие вопросы:

  • Кто является лицами, принимающими решения?

  • Кто курирует департамент человеческих ресурсов?

  • Кто обладает знаниями по юридическим вопросам? Или где можно получить необходимую консультацию?

  • Кто занимается распределением бюджетных средств?

  • Кто занимается распространением информации, отслеживанием выполненной работы в организации?

  • Кто курирует деятельность по программам и отвечает за качество предлагаемых услуг,

Данная рабочая группа контактное лицо, а также профилактические стратегии - как часть деятельности в рамках каждой должности. Эту работу нельзя сделать, «не привлекая профессионала в каждой из областей».


После того, как установлен состав рабочей группы, необходимо разработать техническое задание, где зона ответственности каждого члена группы четко прописана, так же как должно быть прописано расписание встреч, и общий ожидаемый результат работы группы.


ЛУЧШИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГРУПП ПО ПРОФИЛАКТИКЕ


  • Важно вовлекать в работу лидеров и лиц, принимающих решения, которые будут следить за выполнением решений и соблюдением отчетности сотрудников.

  • Важно вовлекать в работу лидеров и лиц, принимающих решения- представителей различных программ и отделов.

  • Важно проследить, чтобы все члены команды прошли обучение профилактике насилия, агрессии и дурного обращения.

  • Важно определить, по каким вопросам будет сотрудничать ваша организация с рабочей группой.

  • В рабочую группу должны войти как мужчины, так и женщины.

  • На деятельность рабочей группы должен быть составлен соответствующий бюджет.

  • Важно установить четкое техническое задание для рабочей группы, а также крайние сроки выполнения той или иной работы.

  • Важно определить, нуждаетесь ли вы в поддержке приглашенных со стороны экспертов, и если нуждаетесь, то какими будут взаимоотношения рабочей группы с приглашенными экспертами.

  • Важно определить, в какой форме рабочая группа будет информировать о результатах своей работы директора организации, члена комитета, совет директоров?







Работать в команде - значит двигаться к общей цели, использовать индивидуальные достижения сотрудников для достижения общих задач организации. Это топливо, которое движет процессом, и способствует обычным людям достичь выдающихся результатов.

Эндрю Карнеги


Эффективным может стать партнерство организации, имеющей собственную команду, с приглашенными экспертами и агентствами, н-р, со службами защиты детей, полицией, и организациями, осуществляющими профилактические программы. Такое партнерство может способствовать расширению возможностей каждой организации по предотвращению насилия в отношении детей и, в случае возникновения ситуации насилия, по эффективному реагирвоанию.
В том случае, если внутри самой организации нет специалиста по юридическим вопросам, очень важно пригласить эксперта со стороны, для того, чтобы не нарушать стратегии и законы, и защитить организацию от возможной уголовной ответственности.

ШАГ 5: ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ РИСКОВ





Насилие в отношении ребенка не происходит само по себе. Его можно предугадать. Если его можно предугадать, значит, его можно предотвратить.

Всемирная организация здоровья





При проведении оценки рисков, выделите на весь процесс достаточно времени; рассмотрите все возможные риски, которые могут возникнуть в ваших программах, в процессе предоставления услуг и общей деятельности организации; важно также вовлечь в процесс оценки как можно больше стейкхолдеров.

Коалиция по созданию безопасности детей, 2006.


Риск - это возможность возникновения убытков - шанс того, что произойдет что-либо, что будет иметь отрицательные последствия для отдельного человека или организации - н-р, риск эмоционального, физического или сексуального насилия в отношении ребенка или подростка. Риск измеряется с точки зрения последствий и вероятности. Оценка рисков позволяет измерить и оценить потенциальную возможность возникновения опасных ситуаций. Когда имеется информация о каком-либо риске, важно начать реализовывать стратегию управления рисками.



В процессе оценки рисков важно получить ответы на следующие ключевые вопросы:

  • Какие существуют специфические факторы риска для детей и молодежи из уязвимых групп?

  • В каких местах дети и молодежь подвержены каждому типу риска?

  • В чем именно может проявиться риск?

  • Какие системы защиты существуют на данный момент?

  • Какие системы защиты необходимо разработать, чтобы обезопасить детей/молодежь?

  • Какая поддержка необходима для обеспечения безопасности детей и молодежи?

В любой организации - в школе, детском доме творчества, месте отправления культа, спортивном учреждении, больнице, детском оздоровительном лагере - дети могут быть подвержены риску. Это может случиться в любых помещениях этих организаций, включая помещения для переодевания, душевые, спальные комнаты и изолированные помещения. Ситуации риска могут возникать даже при прямом участии сотрудников организации.

Ситуации риска могут возникать прямо: насилие, пренебрежение, эксплуатация, грубое обращение, агрессия, недостаток внимания - что может нанести физический или эмоциональный вред (н-р, в случаях, когда дети одеты не по погоде, без защитной экипировки, или когда не достаточно контроля со стороны ответственного лица).
Ситуации риска могут возникать косвенно:


  • Отсутствие разработанного Кодекса поведения, и процедур контроля над его выполнением

  • Отсутствие подготовки персонала по вопросам профилактики и правилам действия в различных ситуациях.

  • Отказ от информирвоания детей, молодежь и взрослых о правилах, с целью гарантии безопасности

  • Отсутствие системы контроля над деятельностью сотрудников, отсутствие ответственности за безопасность.

  • Ненадлежащее содержание помещений, инвентаря, спортивных приспособлений



Важно осознать, что в любой организации могут существовать программы, в рамках которых невозможно избежать риска. На первый план выходит то, какие действия предпринимаются в случае возникновения рисков… Организации, чтобы защитить себя в случае возникновения ответственности, должны продемонстрировать, что они предпринимают необходимые меры для снижения рисков.

Волонтир Кэнэда




Последствия отказа проводить оценку рисков и предпринимать соответствующие меры
Этические

  • Ущемление прав людей, включая детей и молодежи на безопасность, здоровье и человеческое достоинство

Влияющие на имидж организации:



  • Подрыв веры в организацию

  • Подрыв уважения к организации и её сотрудникам

Юридические



  • Нарушение законов

  • Возникновение трудностей в процессе управления рисками

Финансовые



  • Отрицательное влияние на финансовую составляющую организации, в связи с судебными процессами

  • Отрицательное влияние на заинтересованность доноров/инвесторов/потребителей

следующая страница >>