Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг.
№ п/п
|
Тема урока
|
Дата
план/
факт
|
Тип урока
|
Целевая установка урока
|
Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
|
Вид контроля, измерители
|
Домашнее задание
|
понятия, номенклатура и персоналии
|
предметные
|
метапредметные
|
личностные
|
Тема: Введение (2часа)
|
1
|
География: древняя и современная наука
|
|
Урок изучения нового материала
|
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются
|
География, наука, Эратосфен
|
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии
|
Умение работать с текстом, выделять в нём главное
|
Учебно-познавательный интерес к географии
|
Практическая работа Составление схемы наук о природе
|
Стр.8-11
|
2
|
Методы географических исследований
|
|
Комбинированный урок
|
Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений
|
Методы: описательный, картографический, космический
|
Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли.
|
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
|
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний
|
Практическая работа Составления перечня источников географической информации, используемой на уроках
|
|
Тема: Развитие географических знаний о Земле ( 8 часов)
|
3
|
По следам путешественников каменного века
|
|
Урок изучения нового материала
|
Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми
|
Тур Хейердал, Тихий океан. Южная Америка, Азия
|
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний, Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
Практическая работа Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
|
Стр. 14-15
|
4
|
Географические знания в древней Европе
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о возможностях совершения длительных путешествий в древности
|
Гекатей Милетский, Египет, Индия, Аравийское море, Персидский залив, Северное море, Британские острова, Страбон, Птолемей, Анаксимандр
|
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
|
Стр.16-17
|
5
|
География в эпоху Средневековья
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию, длительных путешествий морскими народами
|
Викинги, норманны, варяги, Азия, Венеция, Марко Поло, Афанасий Никитин
|
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий,
|
Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
|
Стр.18-21
|
6
|
Открытие Америки
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки
|
Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская,Португалия, Испания, Новый Свет, индеец
|
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Объяснять, чем индийцы отличаются от индейцев. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
Практическая работа Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба
|
Стр.22-23
|
7
|
Великие географические открытия
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия
|
Кругосветное путешествие, Фернан Магеллан, Френсис Дрейк
|
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
Практическая работа Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Ф. Магеллана
|
Стр.24-25
|
8
|
Открытие Южного материка
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об открытии Австралии
|
Неизвестная Южная земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия
|
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание открытия Австралии
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
|
Стр.26
|
9
|
Открытие Антарктиды. Географические исследования 20 века.
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды
|
Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Р. Амундсен, айсберг
|
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности И.Крузенштерна, Ю.Лисянского, Ф.Беллинсгаузена, М. Лазарева
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
|
|
Стр.27-28
|
10
|
Современные географические исследования
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об изучении Земли в 20 и 21 веках
|
Жак Пикар, Дон Уолш, Марианская впадина, Жак Ив Кусто, акваланг, Эдмунд Хиллари, Норгеи Тенсинг
|
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Понимание роли географических исследований в формировании знаний о Земле
|
|
Стр. 29
|
11
|
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Развитие географических знаний о Земле»
|
|
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
|
Формирование умений и навыков обобщения тематического материала. Работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
См. уроки 3-9
|
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
|
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
|
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
|
Решение тестовых заданий
|
|
Земля и её изображение
|
12
|
Изображения земной поверхности
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Глобус, географическая карта. План местности, аэрофотоснимок, космическое изображение
|
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли
|
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
|
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности
|
Практическая работа Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности
|
Стр.32-33
|
13
|
Масштаб
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о масштабе и его видах
|
Масштаб
|
Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов
|
Овладение умением читать изображения земной поверхности
|
Понимание и осознание многообразия видов изображения земной поверхности
|
Практическая работа Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот
|
Стр. 34-35
|
14
|
Условные знаки
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Изучить условные знаки
|
Условные знаки, легенда
|
Распознавать условные знаки планов местности и карт
|
Овладение умением читать изображения земной поверхности
|
Понимание и осознание многообразия видов изображения земной поверхности
|
Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков
|
Стр. 36-37
|
15
|
Способы изображения неровностей земной поверхности
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин
|
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
|
Овладение умением читать изображения земной поверхности
|
Понимание и осознание многообразия видов изображения земной поверхности
|
Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты. Превышения точек относительно друг друга
|
Стр. 38-39
|
16
|
Ориентирование
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами
|
Ориентирование, стороны горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас
|
Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
|
Умение работать с измерительными приборами
|
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
|
Определение с помощью компаса сторон горизонта
|
Стр. 40-41
|
17
|
План местности
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений о глазомерной съёмке.
|
Глазомерная съёмка
|
Давать определению понятию: глазомерная съёмка.
Формулировать алгоритм работы с ним
|
Умение работать с измерительными приборами
|
Понимание значения чтения планов для повседневной жизни и деятельности человека
|
Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности
|
Стр. 42-43
|
18
|
Съёмка местности
|
|
Практикум
|
|
|
|
Умение работать с измерительными приборами
|
Понимание значения чтения и составления планов для повседневной жизни и деятельности человека
|
Составление простейшего плана местности
|
Стр. 44-45
|
19
|
Карта-язык географии
|
|
Комбинированный урок
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Глобус, географическая карта, план местности.
|
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса.
|
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и различия
|
осознание многообразия видов изображения земной поверхности
|
Составления плана кабинета географии
|
Стр. 46-47
|
20
|
Градусная сетка
|
|
Комбинированный урок
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Градусная сеть, параллели, меридианы.
|
Объяснять назначение сетки параллелей и меридианов
|
Овладение умением показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.
|
Понимание значения градусной сетки для построения карт
|
Определять по картам стороны горизонта и направления движения
|
Стр. 48-49
|
21
|
Географические координаты
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Долгота. широта
|
Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
|
Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.
|
Понимание значения градусной сетки для построения карт
|
Решение задач на определение географических координат
|
Стр. 50-51
|
22
|
Геоинформационные системы
|
|
Практикум
|
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
|
Понятие о ГИС..
|
Возможности современных ГИС и их практическое применение
|
|
|
Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических- интернет ресурсов»
|
Стр. 52-53
|
23
|
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Земля и её изображение»
|
|
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
|
Формирование умений и навыков, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
См. уроки 12-22
|
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять свойства географической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на плане и карте, стороны горизонта
|
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
|
Понимание роли и значения географических знаний
|
Решение тестовых заданий
|
|
Земля – планета солнечной системы
|
24
|
Земля в Солнечной системе
|
|
Урок изучения нового материала
|
Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна».
|
Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля
|
Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».
|
Анализировать иллюстративно- справочный материал
|
Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»
|
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
|
Стр. 56-57
|
25
|
Движения Земли
|
|
Урок изучения нового материала
|
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения.
|
Сутки и часовые пояса. Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.
|
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.
|
|
|
Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов
|
Стр. 58-61
|
26
|
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
|
|
Урок изучения нового материала
|
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
|
Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности
|
Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.
|
Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства
|
|
|
Стр. 62-63
|
27
|
Обобщающий урок по теме «Земля – планета солнечной системы»
|
|
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
Литосфера – каменная оболочка Земли
|
28
|
Минералы и горные породы
|
|
Урок изучения нового материала
|
Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.
|
|
|
|
|
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
|
Стр. 66-67
|
29
|
Литосфера
|
|
Урок изучения нового материала
|
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли.
|
Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.
|
|
|
|
Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.
|
Стр. 68-69
|
30
|
Рельеф суши
|
|
Урок изучения нового материала
|
Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Определение по картам крупных форм рельефа.
|
|
|
|
|
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
|
Стр. 70
|
31
|
Рельеф дна океана
|
|
Урок изучения нового материала
|
Рельеф дна океанов.
|
|
|
|
|
|
Стр. 71
|
32
|
Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф
|
|
Урок изучения нового материала
|
Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.
|
|
|
|
|
|
Стр. 72-77
|
33
|
Человек и мир камня
|
|
Урок изучения нового материала
|
Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.
|
|
|
|
|
|
Стр.78-79
|
34
|
Обобщающий урок по теме « Литосфера-каменная оболочка Земли»
|
|
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|