Кайраканова Лилия Тавлетовна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кайраканова Лилия Тавлетовна - страница №1/1

Кайраканова Лилия Тавлетовна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

klad7@mail.ru

Реализация инновационного проекта

«Летняя гуманитарная школа для учащихся 5-8 классов» в условиях гимназии

Аннотация: инновационный проект «Летняя гуманитарная школа» - это



  • возможность открыть для себя привычные предметы с новой, захватывающей стороны, встретиться с интересными людьми, найти новых друзей;

  • погружение в филологию через занятия по лингвистике, истории, современной культуре и русскому языку, мировой литературе, иностранному языку;

  • интенсивная и насыщенная учёба по 5 – 6 академических часов в день (русский язык, литература, история, иностранный язык);

  • возможность выступить с научным докладом, получить опыт публичного выступления и защиты своей работы, познакомиться с технологией ведения научной деятельности, подготовки к олимпиадам.

Ключевые слова: гуманитарное образования, русский язык, литература, история, иностранный язык, летняя школа, одаренные дети.

В настоящее время в нашей стране происходят кардинальные изменения во всех сферах, в том числе и в образовании. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено, что единственным способом, который позволит России стать конкурентоспособной в XXI веке, позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам, является модернизация и инновационное развитие. Эта политика в образовании связана с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики, внедрением информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), новых форм и методов образования. Одной из задач современной школы становится предоставление равной возможности получения качественного образования всем участникам педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Конституция Российской Федерации, признавая высшей ценностью человека соблюдение его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Современная государственная политика Российской Федерации ключевой и первостепенной задачей современной образовательной системы называет обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. И, конечно, сделать это невозможно без предметов гуманитарного цикла.

Учебные предметы «литература», «история», «русский язык», «иностранный язык» содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. А окружающий мир давно перерос рамки одного государства, и знание иностранных языков, культуры других народов не только помогает человеку адаптироваться в широком социуме, но и занять достойное место, оставаясь патриотом России.

Необходимость в привлечении дополнительного внимания школьников к предметам гуманитарного цикла и стала причиной создания на базе МБОУ «Гимназия № 1» в 2011-2012 учебном году летней гуманитарной школы для учащихся 5 – 7 классов.

Проект «Летняя гуманитарная школа для учащихся 5-8 классов» стал одним из направлений реализации гимназической программы «Одаренные дети».

Цель программы «Летняя гуманитарная школа» – развитие и поддержка одаренных учащихся 5-8 классов, мотивированных на дальнейшее получение гуманитарного образования; совершенствование иностранной, коммуникативной, межкультурной и личностной компетентности гимназистов.

МБОУ «Гимназия № 1» реализует программу работы с одарёнными детьми, включающую в себя обучение в специализированных и профильных классах, развитую сеть факультативов и спецкурсов, большую внеклассную работу. И летняя гуманитарная школа как раз и направлена на развитие и поддержку способных учащихся, заинтересованных в изучении русского и иностранного языков, литературы, истории.



Задачи проекта «Летняя гуманитарная школа»:

  1. Изучение теории проблемы одаренности, практического опыта работы с одаренными детьми в зарубежной и отечественной педагогике.

  2. Анализ деятельности гимназии по всем направлениям: учебная деятельность, методическая деятельность, воспитательная деятельность, управленческая деятельность, административно-хозяйственная деятельность.

  3. Создание нормативно-правовой базы.

  4. Развитие кадрового потенциала для реализации проекта «Летняя гуманитарная школа»

  5. Формирование системы методического сопровождения.

  6. Оценка уровня работы гуманитарной школы, коррекция и передача опыта.

Участники: образовательное учреждение, родители (законные представители), учащиеся.

  1. Модель Летней гуманитарной школы

3 направления Летней гуманитарной школы:

  • Языковая школа (немецкий язык)

  • Языковая школа (английский язык)

  • Социально-филологическое направление


Языковая школа (немецкий язык)

С 2008 года на базе МБОУ «Гимназия № 1» в период летних каникул работает летняя языковая школа (немецкий язык), рассчитанная на одарённых школьников, выпускников 5 – 8 классов, изучающих немецкий язык как первый, так и второй иностранный, и планирующих в XI классе сдачу международного экзамена DSD II ступени.

Гимназия является единственным в Новосибирской области сертифицированным центром по приему международного экзамена по немецкому языку DSD II. Подготовку учеников к экзамену осуществляют учителя гимназии и носители языка – педагоги из Германии. 

Языковая школа (английский язык)

С 2012 года на базе МБОУ «Гимназия № 1» в период летних каникул работает летняя языковая школа (английский язык), рассчитанная на одаренных школьников, выпускников 8-ых классов, поступивших в 9 предпрофильный гуманитарный класс.

Занятия в языковой школе ведет носитель языка, создающий атмосферу погружения в языковую среду. Учащиеся тем самым могут подняться на новый языковой уровень.

Социально-филологическое направление

Программа летней гуманитарной школы (социально-филологическое направление) состоит из трех модулей: учебного, дополнительного и проектного.

Учебный модуль включает в себя занятия по литературе, лингвистике, истории и рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов.



Программа по литературе в рамках занятий в летней лингвистической школе направлена на развитие умений глубокого и вдумчивого чтения, на воспитание грамотного читателя, на формирование навыков анализа художественного текста, на развитие способностей создавать собственный текст.

Каждому возрасту соответствует свой курс литературы.



  • «Сказка – ложь?» Пятиклассники изучают особенности волшебной сказки, углубляя знания о жанровых отличиях волшебной сказки с опорой на работы В.Я. Проппа, выявляют своеобразие литературной сказки.

  • Шестиклассники работают над проблемой «Проба пера», выясняя способы создания собственного текста.

  • «Эпоха между строк». Семиклассники пытаются определить эпоху на страницах художественного текста.

Программа по русскому языку направлена на углубление и расширение знаний учащихся о лексике с точки зрения происхождения, о происхождении русского языка, о старославянском и древнерусском языке, их отличительных особенностях, стилистической дифференциации.

Занимаясь историей, будущие гуманитарии знакомятся с дополнительными материалами программы «За рамками школьного учебника». Занятия содействуют становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности как гражданина и патриота.

Заключительное мероприятие – метапредметная олимпиада, задания которой побуждают участников вспоминать материал по русскому языку и литературе, истории.

Проектный модуль заключается в работе участников


над коллективным интеллектуально-творческим проектом, который является итогом обучения в летней гуманитарной школе.

Темы проектов:



  • «Язык Пушкина и использование в нём старославянизмов и русизмов» (7 класс);

  • «Образование названий улиц Центрального района» (6класс);

  • «Происхождение фамилий моих одноклассников» (5 класс);

  • «Оружие древнего мира»;

  • «Причёски древнего мира» и другие.

Дополнительный модуль расширяет возможности учебного и дает возможность узнавать новое в интересной и увлекательной форме. Сюда входят различные экскурсии, посещение музеев Новосибирска.

  1. Сотрудничество Летней гуманитарной школы с различными социальными организациями

Летняя гуманитарная школа МБОУ «Гимназия № 1» – Центральное управление зарубежных школ Германии в России

С 2008 года на базе МБОУ «Гимназия № 1» в период летних каникул работает летняя языковая школа (немецкий язык), рассчитанная на одарённых школьников, выпускников 5 – 8 классов, изучающих немецкий язык как первый, так и второй иностранный, и планирующих в XI классе сдачу международного экзамена DSD II ступени.

Летом 2007 года наша гимназия – единственная в городе (!) – получила сертификат, дающий право принимать экзамен DSD. Международный экзамен первые был проведён зимой 2007/08 учебного года. За три года участия в программе уже 26 учеников успешно сдали экзамен на получение Немецкого языкового диплома второй ступени. 

Экзамен на «Диплом немецкого языка» (Deutsche Sprach diplom – DSD) введен Конференцией министров образования и культуры Федеральных земель Германии (КМК) для учащихся за рубежом. Ежегодно этот экзамен сдают около 12000 школьников более чем в 40 странах мира.



Цели участия в проекте «DSD»:

1) сдача выпускниками гимназии, изучающими немецкий язык, экзамена для получения «Диплома немецкого языка II ступени», который дает право обучения в университетах Германии, освобождает от необходимости посещать языковые подготовительные курсы при университетах и сдавать соответствующие экзамены;

2) участие в совместных российско-немецких творческих проектах по обмену школьников в рамках партнерства школ;

3) развитие коммуникативной культуры и социокультурной компетенции школьников, позволяющих участвовать в диалоге культур;

4) обучение школьников основам самооценки уровня сформированности языковой, речевой и социокультурной компетенции и развитие потребности в дальнейшем самообразовании в области иностранных языков.

В подготовке учеников на сдачу "DSDII" принимают участие как высококвалифицированные русские учителя немецкого языка Гимназии №1, так и немецкие учителя Центрального управления зарубежных школ Германии в России

Занятия в период летних каникул, несомненно, имеют огромное значение для успешного овладения немецким языком, для глубокого погружения в языковую среду. Учащиеся гимназии № 1, участвовавшие с 2008 года в работе летней языковой школы, ежегодно демонстрируют на экзамене высокие результаты, имеют более высокие шансы на участие в стипендиальных программах, дающих возможность обучения в Германии. Для российских работодателей сертификат также является свидетельством отличного знания немецкого языка.

За период работы языковой немецкой школы с 2008 учебного года 52 гимназиста стали выпускниками курса "DSDII".

Кроме того, три выпускницы гимназии № 1 (золотые и серебряные медалистки), участницы летней языковой школы, являются стипендиатами Германской службы академических обменов.

Летняя гуманитарная школа МБОУ «Гимназия № 1» - Московский государственный университет, Московский центр непрерывного математического образования

Вот уже три года на базе МБОУ «Гимназия № 1» – единственной площадке в Новосибирской области! – проводится Турнир имени М.В. Ломоносова. Организаторами этого мероприятия выступают Московский центр непрерывного математического образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский институт открытого образования Департамента образования г. Москвы, Российская Академия наук.

Ежегодно мы принимаем в стенах гимназии около 300 участников Турнира: учеников образовательных учреждений гг. Новосибирска, Обь, Бердск, р.п. Кольцово, СУНЦ НГУ, школ НСО, а также гг. Кемерово, Томск, Барнаул.

Учащиеся гимназии № 1, участвовавшие в работе летней гуманитарной школы, ежегодно демонстрируют высокие результаты по лингвистике, литературе, истории и обществознанию.

Так, по итогам проведения XXXIII Турнира имени М.В. Ломоносова (23.09.2010 г.) победителями в предметах гуманитарного цикла стали 13 гимназистов, участников гуманитарной школы.

Летняя гуманитарная школа МБОУ «Гимназия № 1» –

Центр русского языка (НГОНБ)

Учителя русского языка и литературы гимназии № 1 активно сотрудничают с Центром русского языка при НГОНБ, участвуют в проекте «Уроки русского языка», организованном Фондом «Родное слово», в ежегодных акциях «Международный день грамотности», «Тотальный диктант», «День Русского языка» и др.

Так, в июне 2012 года гимназисты приняли активное участие в праздновании Дня А.С. Пушкина в Первомайском сквере. Старшие гимназисты были награждены дипломами за участие в областном конкурсе творческих работ «Как безграничная щедрость языка» в номинации «Великие радетели русского языка», проводимом в рамках проекта «Уроки русского», посвященного Году российской истории и 75-летию Новосибирской области.

Летняя гуманитарная школа МБОУ «Гимназия № 1» –

Новосибирский гуманитарный институт

Гимназисты-участники гуманитарной школы принимают успешное участие в открытой городской олимпиаде по русскому языку и литературе, проводимой вот уже несколько лет Новосибирским гуманитарным институтом.

Так, в 2011 году победителем в олимпиаде по русскому языку в личном первенстве стали девятиклассница и десятиклассница нашей гимназии. Команды девятиклассников получили дипломы IV и V степеней, команда десятиклассников – диплом II степени.

По итогам открытой олимпиады по русскому языку и языкознанию 2012 года команда девятиклассников получила диплом III степени, команда десятиклассников – диплом IV степени.



Летняя гуманитарная школа МБОУ «Гимназия № 1» –

ФГБОУ ВПО «НГПУ»

Социальным партнером летней гуманитарной школы выступает ФГБОУ ВПО «НГПУ» (кафедра зарубежной литературы и теории обучения литературе). Заведующая кафедрой зарубежной литературы и теории обучения, канд. филолог. наук, Муратова Наталья Александровна ведет в летней гуманитарной школе занятия по анализу художественного текста.



Летняя гуманитарная школа – музеи г. Новосибирска

Дополнительный модуль в программе гуманитарной школы расширяет возможности учебного и дает возможность узнавать новое в интересной и увлекательной форме. Сюда входят различные экскурсии, посещение музеев, театров Новосибирска. Так, в ходе работы первой летней гуманитарной школы ученики смогли посетить следующие музеи:

• Городской Центр истории Новосибирской книги,

• Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина,

• Музей истории и развития Центрального района,

• Музей редкой книги в ГПНТБ и др.



Летняя гуманитарная школа –

Фонд содействия и поддержки Гимназии № 1

Партнерские отношения связывают Летнюю гуманитарную школу и Фонд поддержки Гимназии № 1, который осуществляет ряд проектов помощи одарённым детям, самодеятельным творческим коллективам, прикладным студиям, спортивным командам. Так, Фонд содействия и поддержки Гимназии № 1 оказывает спонсорскую помощь в реализации дополнительного модуля программы летней гуманитарной школы (посещение музеев, театров и т.п.), а также в реализации организованного питания учащихся, посещающих летнюю гуманитарную школу.



  1. Анализ имеющихся ресурсов

Имеющиеся кадровые ресурсы:

- учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранных языков высшей квалификационной категории; из них 11победителей ПНП «Образование» разных лет, шесть Почетных работников общего образования, два кандидата филологических наук, аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории гуманитарного и социального образования ФБГОУ ВПО «НГПУ».

Имеющаяся методическая подготовка кадров:

- педагоги прошли курсы повышения квалификации по темам "Современные образовательные технологии в сфере образовательных учреждений", "ИКТ - технологии в условиях современного образования", "Введение ФГОС ОО";

- большинство педагогов систематически посещают обучающие семинары, вебинары, участвуют в работе круглых столов, конференций.

Имеющиеся методические ресурсы:

- руководство по инновационной деятельности гимназии;

- УМК по использованию инновационных технологий, проектов;

- методические рекомендации по ведению инновационной деятельности в воспитательной работе ОУ;

- методические разработки по социально-психологическому сопровождению одаренных детей в процессе инновационной деятельности ОУ;

- методические рекомендации по проведению семинаров для педагогических кадров по проектно-исследовательской деятельности;

- методические рекомендации по мониторингу удовлетворенности потребителя (обучающихся, родителей, педагогов).

Имеющиеся информационные ресурсы:

- наличие информационно-библиотечного центра;

- школьный сайт;

- школьные СМИ (газета, радио, телевидение)

Имеющиеся финансово-экономические ресурсы:

- новая система оплаты труда, дающая возможность стимулировать деятельность педагога;

- наличие органов общественного управления, что дает возможность привлечения денежных средств.

Имеющиеся материально-технические ресурсы:

- компьютерный парк (10 учащихся - 1 компьютер);

- мобильный интернет-класс;

- малый конференц-зал;

Имеющиеся организационные ресурсы:

- система мониторинга образовательной деятельности;

- наличие кадрового состава, обученного по оценке качества образования;

- банк диагностических материалов;

- наличие руководителя, заинтересованного в инновационной деятельности;

- наличие корпоративной культуры.

Имеющийся интеллектуальный потенциал (опыт участия и внедрения инновационных проектов в сфере образования разработчиками данного проекта):

Международные проекты:

- "Образовательные связи" по обмену опытом учителей и учащихся гимназии № 1 и гимназии им. Виттекинда г. Люббеке, Германия, получивший грант в конкурсе социально-значимых проектов Новосибирской области в 2012 году;

- проект подготовки выпускников к сдаче экзамена для получения «Диплома немецкого языка II ступени».

Федеральные проекты:

- "Лучшие школы России" в рамках ПНПО (2006, 2007, 2008 гг.), получивший грант Минобрнауки РФ.

Региональные проекты:

- "Специализированные классы", получивший грант Минобрнауки Новосибирской области, награжденный малой золотой медалью на международной ярмарке «УЧСИБ -2010» в номинации «Стратегия развития образовательных систем в инициативе "Новая школа" как условие повышения качества школьного образования» » за образовательную модель специализированного класса физико-математического профиля;

- "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области", получивший грант Минобрнауки НСО;

- «Региональная межпредметная олимпиада для учащихся 5 – 8-х классов «Золотая середина», награжденный большой золотой медалью на международной ярмарке «УЧСИБ -2012», получивший грант в конкурсе социально-значимых проектов Новосибирской области в 2012 году;

- "Цифровая лаборатория" для изучения предметов естественнонаучного профиля, получивший грант Минобрнауки НСО.

Муниципальные проекты:

- "Один ученик - один компьютер", получивший грант ГУО мэрии г. Новосибирска.





  1. Ожидаемые результаты

Раздел

Критерии

Примерные показатели

1.Учебная результативность обучающихся

1.Результаты учебной деятельности учащихся, полученные на экзаменах, тестировании независимых региональных (муниципальных, школьных) срезовых контрольных работ.

2. Результаты учебной деятельности учащихся, проявленные на предметных олимпиадах.

3. Результаты поступления учащихся в ВУЗы по выбранному профилю.

4. Результаты диагностики учебной мотивации.



1. Повышение доли выпускников 9-х классов, сдавших ГИА на "4" и "5", в среднем на 5-10%.

Повышение доли выпускников 11-х классов, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам (русский язык) и профильным гуманитарным (литература, история, обществознание, иностранный язык) выше среднего балла по региону на 5-10%.

Увеличение доли обучающихся, успевающих на "4" и "5", в среднем на 5-10%.

2. Увеличение количества участников олимпиад различного уровня, в том числе победителей и призеров.

3. Доля учащихся, поступивших в ВУЗы в соответствии с выбранным профилем - 70-80%.

4. Повышение доли учащихся, имеющих учебную мотивацию выше среднего.



2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся

1.Эффективность пользования технологиями проектной и исследовательской деятельности.

2. Достижения учащихся в конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках т.д.




1. Увеличение доли обучающихся, занятых в проектной и исследовательской деятельности, на 20-30%.

Увеличение количества участников научно-исследовательских конференций, конкурсов проектов различного уровня.

2. Увеличение количества участников смотров, фестивалей, выставок, в том числе победителей и призеров.


3. Кадровое обеспечение

1. Привлечение молодых специалистов.

1. Увеличение количества молодых специалистов.

4. Эффективность инновационной деятельности учителя.

1. Достижения учителя в конкурсах.

2.Обобщение и распространение педагогического опыта.

3. Использование учителями инновационных технологий.

4. Повышение квалификации педагогов по инновационной деятельности.



1. Увеличение количества учителей - участников профессиональных конкурсов различного уровня, в том числе победителей и призеров.

2. Увеличение количества учителей, тиражирующих свой педагогический опыт.

3. Увеличение доли учителей, использующих инновационные технологии (в том числе ИКТ, дистанционное обучение), до 90-100%.

4. Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации, посетивших обучающие семинары, практикумы по инновационной деятельности, -100%.



5. Финансово-экономические ресурсы

1. Участие в грантах, конкурсах.

2. Привлечение внебюджетных средств: (спонсорских взносов).





1.Приток финансов за счет участия в федеральных, региональных проектах и конкурсах.

2. Активное участие органов общественного управления для привлечения денежных средств (привлечение спонсорских средств).







  1. Риски и условия их минимизации




Риски

Условия минимизации рисков

- у ряда педагогов по-прежнему будет низкая мотивация к инновациям

- дополнительное стимулирование, моральная поддержка со стороны руководителей инновационных команд

- предполагается дополнительная нагрузка педагогов в ходе реализации проекта, что будет способствовать быстрому эмоциональному выгоранию

- психологическое сопровождение, совместная работа по оздоровлению педагогов с первичной профсоюзной организацией

- невысокая активность ряда ОУ, ВУЗов по взаимодействию со школами по вопросам инновационной деятельности

- заключение договоров с ВУЗами, ОУ

- недостаточно высокая активность по софинансированию проекта со стороны родительской общественности, спонсоров, меценатов

- повышение имиджа ОУ (конкурентоспособность), организация пиар-компании ОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Новизна и привлекательность представленного проекта для ОУ

  • Универсальность – возможность реализации проекта в любом ОУ, независимо от типа и вида, местонахождения, наполняемости.

  • Открытость и доступность – реализация данного проекта позволит любому ОУ стать открытой площадкой для всех заинтересованных в обучении детей.

  • Компетентность – создание инновационной образовательной среды школы будет проводиться при участии высококвалифицированных специалистов.

  • Инновационность – созданная инновационная модель позволяет аккумулировать все имеющиеся инновации в образовании.

  • Интерактивность – проект должен вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия.

  • Креативность – проект будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать системную культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный импульс для развития в учебном процессе.

  • Гуманитарность – инновационные образовательные технологии, образовательные инструменты (в том числе проект «Летняя гуманитарная школа») нацелены в первую очередь на воспитание нравственной личности, социально ответственных молодых людей, способных с применением новейших гипермедиа инструментов принимать участие в построении нового российского демократического общества.

Kayrakanova Lilia Tavletovna

Deputy director for teaching and educational work of MBOU "Gymnasium No. 1" of Novosibirsk, teacher of Russian and literature of the highest qualification category

klad7@mail.ru

Implementation of the innovative project

"Summer humanitarian school for pupils of 5-8 classes" in the conditions of a gymnasium



Summary: the innovative project "Summer Humanitarian School" is

  • opportunity to open for itself habitual subjects from the new, fascinating party, to meet interesting people, to find new friends;

  • immersion in philology through classes in linguistics, history, modern culture and Russian, the world literature, a foreign language;

  •  intensive and saturated study on 5 – 6 class periods a day (Russian, literature, history, a foreign language);

  • opportunity to make the scientific report, to get experience of a public statement and protection of the work, to get acquainted with technology of conducting scientific activity, preparation for the Olympic Games.

Keywords: humanitarian educations, Russian, literature, history, foreign language, summer school, exceptional child