Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая социология для направления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» 4 627.19kb.
Программа дисциплины «экономическая социология» 1 336.11kb.
Программа дисциплины «Экономическая социология» 3 546.31kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Программа дисциплины социология политики: мобилизационный подход... 1 177.52kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Программа дисциплины «Экономическая социология-2» 3 591.88kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Семинары ведут: Кузина О. Е, Стребков Д. О. Форумы по курсу ведут... 1 318.74kb.
- 4 1234.94kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая социология для - страница №1/2

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Психология

Кафедра экономической социологии
Программа дисциплины
Экономическая социология

для направления ________ «Экономика» подготовки бакалавра

Автор Кузина О.Е.

kuzina@serviceline.ru



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


Тематический план учебной дисциплины

п/п


Наименование

тем и разделов



ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час)


Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

Раздел 1 Метод экономической социологии: история становления

1

Предмет и метод экономической социологии

8

2

2

4

2

Основные направления экономической социологии

8

2

2

4

Раздел 2 Основные понятия современной экономической социологии

3

«Укоренненость» экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт

10

2

2

6

4

Социальное значение денег

8

2

2

4

5

Формы капитала: экономический, социальный, культурный. Социальные сети.


10

2

2

6

Раздел 3 Общество и рынок

6

Государство и рынок

12

2

2

8

7

Образование и рынок

12

2

2

8

8

Социальные институты современного финансового рынка


8

2

2

4

9

Глобализация: взаимосвязь экономики, политики и культуры

12

2

2

8

Раздел 4 Рынок в переходных экономиках

10

Неформальная экономика

12

2

2

8

11

Капитализм после социализма

8

2

2

4




ИТОГО:

108

22

22

64

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Общие сведения о курсе

Автор программы: Кузина Ольга Евгеньевна

Лектор: Кузина О.Е.

Семинары ведут: Кузина О.Е , Ибрагимова Д.Х.

Курс читается кафедрой экономической социологии студентам 2-го курса факультета экономики


Лекции: 22 часов

Семинары: 22 часа

Формы контроля; как выставляется оценка за курс:


Эссе

Во втором модуле на одном из семинарских занятий студенты пишут эссе в классе. Эссе пишется в аудитории в присутствии преподавателя. Эссе оценивается по 10-ти и 5-ти балльной системе.

Студентам заранее предлагается несколько тем. Студенты могут выбрать любую тему из предложенных. Задачи эссе: при рассуждении на предложенную тему творчески использовать изученные теории или понятия экономической социологии, излагать аргументы структурировано, и иллюстрировать примерами (собственные примеры будут вознаграждены).

Ответ излагается письменно. Использование каких-либо текстов запрещается. За списывание студент удаляется с контрольной работы и ему выставляется 0 баллов.

Время работы – 30 мин.

Зачет


Письменный зачет проводится по завершению курса в аудитории в присутствии преподавателя.

Задаются вопросы:



  • на знание основных определений

  • на раскрытие основных теорий и моделей

  • на использование изученных теорий или понятий при решении управленческих проблем.

Ответ излагается письменно. Оценка выставляется по 10-ти и 5-ти балльной системе. Использование каких-либо текстов запрещается. За списывание студент удаляется с зачета и ему выставляется 0 баллов.

Время работы – 40 мин.



Итоговая оценка складывается из средневзвешенной средней оценки за

работа на семинарах – 20%

эссе – 25%

зачетную работу – 55%

Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе.

Шкала оценки знаний студентов - Итоговая оценка по 10 (5) –балльным системам



10-балл

5-балл

Навыки и умения

1

2

Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе.

2

3

4

3


Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, полученные знания основных теоретических и эмпирических исследований фрагментарны.

5

6

4

Студент хорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические исследования, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаях способен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий.

7

8

5

Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

9

Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

10

Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.


Аннотация: Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области экономической социологии.

Курс состоит из четырех разделов. Сначала в наиболее общем виде рассматриваются предмет и метод экономической социологии, история возникновения и взаимосвязь с экономической теорией. Если экономическая теория объясняет поведение агентов исходя из предпосылки следования собственному интересу в условиях ограничений, накладываемых доходами и ценами, то экономическая социология представляет экономическое действие как форму социального, то есть предлагает учитывать то, каким образом экономическое действие укоренено в социальных отношениях (сетях личного взаимодействия, культуре, властных отношениях и т.п.).

Во втором разделе курса рассматриваются основные понятия и теории экономической социологии, которые предлагают концептуальные схемы для экономико-социологического подхода к изучению экономики. Такими понятиями и теориями являются теория укоренненности экономического поведения, понятие внеконтрактых оснований контрактных отношений, теория социального значения денег и теория различных форм капиталов, таких как социальный, культурный, административный и др.

В третьем разделе рассказывается о том, как основные теоретические понятия и схемы могут быть применены в исследовании современного рынка и решении управленческих проблем. В данном разделе речь идет о роли государства в экономике, о реформе высшего образования, о политических, культурных и социальных аспектах экономической глобализации, а также о социальных институтах современного фондового рынка.

В заключительном разделе основные теоретические схемы экономической социологии применяются к проблемам формирования рынка в переходных экономиках. Рассматриваются причины возникновения и закономерности функционирования неформальной экономики и различные теории перехода от социализма к современной рыночной экономике.

Лекционные и практические занятия дают представление о существующих теоретических моделях и эмпирических исследованиях в области классической и современной экономической социологии.



Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен:

  • знать основные теоретические подходы к объяснению экономического поведения, существующие в экономической социологии;

  • понимать преимущества и ограничения как экономического, так и социологического методов анализа;

  • иметь представление о результатах эмпирических исследований, проводившихся как за рубежом, так и в России по заявленной тематике.

Тематические разделы, к которым относится курс: Экономическая социология http://www.ecsocman.edu.ru/db/sect/31

План лекций


Раздел 1 Метод экономической социологии: история становления

Лекция 1. Предмет и метод экономической социологии

Что такое экономика как наука? Кого мы можем назвать экономистом?

Экономические действия людей в неоклассической экономической теории представлены как поведение расчетливых атомизированных индивидов, преследующих собственные интересы. Эта предпосылка лежит в основе экономического анализа и представляет собой научную абстракцию. Хотя в повседневной жизни люди часто действуют под влиянием эмоций, доверия или привычки, оказываются зависимы от общественного мнения и подчиняются действующим нормам поведения. Почему же экономическая модель человека оказывается эффективным аналитическим средством? Всегда ли это упрощение работает? Какие альтернативные подходы к исследованию экономического поведения существуют? Какой подход выбрать, когда речь идет о принятии управленческих решений?

Формальное и субстантивное понимание термина «экономический» (Поланьи). Различие между экономикой и хозяйством. Экономическое действие как форма социального действия. Специфика социологического подхода к изучению экономического поведения. Модель экономико-социологического человека. Принцип методологического индивидуализма. Понятие рациональности в экономической и социологической науках.


Литература основная:
К.Поланьи

Два значения термина «экономический»

[1953] // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора Шанина. М.: Логос, 1999. С. 498-504. Оригинал: Polanyi K. Livelihood of Man. N.Y., 1977. P . 19-27.


Радаев В.В.

Предмет экономической социологии

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 64-78.



Версия он-лайн (неполная)

Еще раз о предмете экономической социологии

Экономическая социология, Том 3, № 3. 2002. С. 21-35 http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php


М.Вебер

Понятие социологии и «смысла» социального действия

В книге Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990, с. 602-612.

В электронном виде http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml (498 Kb)

или


http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/weber/r_weber1.html
Литература дополнительная:
Michael Sandel

What Money Can’t Buy: The Moral Limits of Markets.

Tanner Lectures on Human Values, Oxford University, 1998. http://www.tannerlectures.utah.edu/lectures/sandel00.pdf


Фридмен М.

Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994. Т. 2. Вып. 4. С. 20-52 http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Оригинал: Milton Friedman. The Methodology of Positive Economics. In: M.Friedman.Essays in Positive Economics. Chicago: University of Chicago Press, 1953, p.3–43.


Автономов В.С.

Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. Главы 1-2 http://ek-lit.agava.ru/avtosod.htm
Радаев В.В.

Хозяйственная мотивация и типы рациональности

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 91-111.


Amartya K. Sen

Rational Fools: A Critique of the Behavioral Foundations of Economic Theory

Philosophy and Public Affairs, Vol. 6, No. 4. (Summer, 1977), pp. 317-344.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0048-3915%28197722%296%3A4%3C317%3ARFACOT%3E2.0.CO%3B2-Z


Смелсер Н., Сведберг Р

Социологический подход к анализу хозяйства.

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.27-34.

Оригинал:

Smelser N., Swedberg R. The Sociological Perspective on the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (Eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 3– .



Версия он-лайн // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 48-61.

http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php
Вопросы к семинару

  1. Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»?

  2. Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается реализация этого принципа в экономике и социологии?

  3. В чем различие содержательного и формального значения термина «экономический» по К. Поланьи?

  4. Что такое рациональность и как она понимается в ЭТ и ЭС?

  5. Являются ли синонимами понятия «экономическое поведение» и «рациональное поведение»? Может ли альтруистическое поведение быть рациональным?

  6. В чем различие между источниками экономической и хозяйственной мотивации?

  7. Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального?

  8. Что такое смысл социального действия?

  9. Экономическая социология и социальная экономика: в чем различие?

  10. На каких предпосылках строится модель экономического человека? Почему эгоизм оказывается методологически предпочтительнее альтруизма?


Лекция 2 Основные направления экономической социологии

Хотя термин «экономическая социология» впервые появился в работе британского экономиста У.Джевонса, одного из авторов теории предельной полезности, формирование экономической социологии, как научного направления, заслуга социологов.

Кого и почему именуют классиками экономической социологии? Становление экономико-социологического подхода в работах Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, К. Поланьи. Разнообразие исследовательских задач и направлений внутри экономической социологии. Основные направления развития современной экономической социологии: М. Грановеттер, Р. Сведберг, Дж. Коулмен, В.Зелизер, Н.Флигстин.
Литература основная:
Радаев В.В.

Эволюция социологического человека

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 38-62.


Вебер М.

Протестантская этика и дух капитализма. Предварительные замечания.

В книге Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990, с. 44-59.

В электронном виде http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml (498 Kb)
Литература дополнительная:
Смелсер Н., Сведберг Р

Социологический подход к анализу хозяйства.

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.34- 49.

Оригинал:

Smelser N., Swedberg R. The Sociological Perspective on the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (Eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. –26.


Richard Swedberg and Mark Granovetter 

A Brief History Of Economic Sociology

In Introduction to the Second Edition of The Sociology of Economic Life

Pp. 1-28 in Mark Granovetter and Richard Swedberg (eds.), The Sociology of Economic Life (Boulder, CO: Westview Press, 2001)



http://www.soc.cornell.edu/research/swedgranintro.html

Вопросы к семинару

  1. Когда появился термин «экономическая социология»?

  2. Кого считают классиками экономической социологии и почему?

  3. Теория Маркса: экономическая социология или социальная экономика?

  4. Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к экономико-социологическим?

  5. За что Дюркгейм критиковал политическую экономию? Какие альтернативы предложил?

  6. Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?

  7. Какие основные направления экономической социологии существуют сегодня?

  8. Друзья и оппоненты современной экономической социологии: в каких социальных науках можно встретить идеи, созвучные экономико-социологическим, а в каких – таких идей практически нет?




следующая страница >>