К. Д. Ушинского Московская Городская Педагогическая Гимназия Лаборатория №1505. Учебные книги Константина Дмитриевича Ушинского Рефе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
К. Д. Ушинского Московская Городская Педагогическая Гимназия Лаборатория №1505. Учебные - страница №1/1




Учебные книги К. Д. Ушинского

Московская Городская Педагогическая Гимназия – Лаборатория №1505. Учебные книги Константина Дмитриевича Ушинского Реферат Подготовил: Ученик 9 класса “А” Ольховников Сергей Москва - 2003 Содержание. 1. Введение. 2. Краткая биография К. Д. Ушинского. 3. Педагогические взгляды Ушинского. 4. Отражение педагогических взглядов Ушинского в книгах, написанных им. 5. Заключение. Введение. Тема моего реферата была сформулирована так: “Учебные книгиКонстантина Дмитриевича Ушинского”. Эта тема была всегда актуальна впедагогике, потому что Ушинский был гениальным педагогом и написал книги,которые и сегодня не потеряли своей популярности и важности. В них изложеныего основные идеи. Многие учёные изучали его книги и методику обучения и наих основе писали свои книги, например, Лордкипанидзе Д. О./Педагогическоеучение К. Д. Ушинского; Данилов М. А./Дидактика К. Д. Ушинского;Струминский В. Я./Основы и система дидактики К. Д. Ушинского и другие.Система обучения, разработанная Ушинским, была настолько уникальной иполезной, что многие педагоги и родители пользуются ею и сегодня. В ходе изучения найденного материала, мною была сформулирована цельреферата: на основе книг К. Д. Ушинского изучить его методику обучения иопределить его вклад в педагогику. Для достижения этой цели я поставил длясебя задачи: 1. Изучить биографию К. Д. Ушинского и сделать вывод о том, что послужило причиной начала его педагогическойдеятельности. 2. Изучить педагогические взгляды Ушинского, в том числе на рольучебной литературы. 3. Изучить отражение его взглядов в книгах “Родное слово”, “Детскиймир” а также в основных статьях, написанных им по вопросу о роли учебныхкниг. 4. Значения работ Ушинского для педагогики и практики начальногообразования. Краткая биография. Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) – знаменитый русскийпедагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошеевоспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпелнеудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступилна юридический факультет Московского университета. После окончанияфакультета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющимобязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.)Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличалсясмелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательнораскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью устудентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировалнеофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" испособствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи,написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов,исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - былиего первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразилисьего общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопрекиинструкциям для местных газет вопросы государственного значения". Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесьсовершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовыепедагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога вполитической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это былобольшой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчестваЯрославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы такпривыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примиритьсяс мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активносотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования вНекрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института. Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольствореакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен какопасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдалсялитературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользымоему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-тоя должен направлять все свои способности".В мае 1862 г. с сильнорасстроенным здоровьем Ушинский уехал с семейством за границу, получив отVI отделения командировку, целью которой было ознакомление с положениемженского образования в Европе. Там он провел пять лет, до 1867 г., живяпреимущественно в Швейцарии. Одну из главных задач заграничной командировки КонстантинаДмитриевича составляло поручение от VI отделения составить руководство попедагогике. В течение пятилетнего пребывания за границей подготовка ксоставлению "Педагогической антропологии" преобладала над всеми другими егозанятиями. Кроме двух томов "Педагогической антропологии", Ушинский хотелнаписать еще и третий том, посвященный приложению теоретических основанийвоспитания и обучения, изложенных в первых двух томах, к педагогическойпрактике. К сожалению, этот труд остался неоконченным. Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского былаглубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославскихгубернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославскоговице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русскогопедагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названаего именем. Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет. Система взглядов Ушинского. К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внесособый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основыи создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенныйпереворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения.Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, чтопедагогика может базироваться только на прочном философском иестественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания,отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры ивоспитания. Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения всущность педагогических явлений, стремление выявить закономерностивоспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования,сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создалзамечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словамисследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогическойлитературе. Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения,изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти,внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программапреобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобыпривести ее в соответствие с потребностями развития страны идемократизацией образования. И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителеймировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. Наоснове анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данныхсвоих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальныйтруд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (Iч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.). Ушинского называют великим учителем русских народных учителей,создавшим полную программу подготовки народного учителя. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностямисторического развития страны, преобразования системы просвещения. После окончания Московского университета Ушинский преподавал вЯрославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогическойдеятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институтеблагородных девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения". Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народежажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народсчастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул напедагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научнаябаза. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народныхпоучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться нанаучные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, ккоторым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию,географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., средикоторых особое место занимают психология и физиология. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Онутверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользепедагогической литературы). Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научныхзнаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского кчеловеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретическогомышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосноватьпроблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемойфилософии, естествознания и психологии. Книги Ушинского. Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них– “Родное слово” и “Детский мир”. «Детский мир» и «Родное слово» — были совсем непохожи на прежние. Вних было все понятно и интересно. В свои книги Ушинский поместил сказки —некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторыепридумал сам. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что их волнует,окружает в жизни: о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, осамих детях. Дети узнали, что хлеб, который они едят, одежда, которую ониносят, дом, в котором они живут, — все это дело рук людей, и поэтому самыйнужный человек в обществе — человек труда. Книги Ушинского побуждалиприсматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающиеявления, любить родной язык и литературу. А главное — учитель Ушинскийпросто и доходчиво объяснял, в чем состоит радость и счастье человека и чтодля этого надо делать. Он говорил, что счастливым бывает только добрый,честный и трудолюбивый человек. А лодырь и лоботряс — это человекникчемный. Обучение родному языку, литературе и истории КонстантинДмитриевич выдвинул на первый план. Также он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы иустного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшиематериал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровеньзнаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачамнравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материалдля наблюдений, разработана система логических упражнений. В методическихруководствах для учителей У. рассмотрел основы методики начальногообучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и всов. школе. Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, оностается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка иПесталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителейособое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние нарусскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родногоязыка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и затрудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогическойантропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходитуже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая кпоследователям какой-либо определенной философской системы, Ушинскийрассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, междупрочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным;Ушинский предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство попедагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успелвысказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики. Заключение. При всем разнообразии и многоплановости книги К. Д. Ушинскогопроникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Всвоих книгах Ушинский высоко поднял общественное значение учителя,разработал систему его научной и педагогической подготовки, тем самым,сделав огромный вклад в педагогику. Книги К. Д. Ушинского и в наше времясохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, онидейственны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогическойподготовки учителей плодотворно используется прогрессивное наследиевеликого русского педагога. Родители тоже любят и читают книги Ушинского,находя в них ответы на волнующие их проблемы. Книги Константина Дмитриевичачитаются уже более 100 лет, и они незаменимы. Список литературы. 1. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. 2. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. 3. Педагогическое учение К. Д. Ушинского/Лордкипанидзе Д. О. 4. Дидактика К. Д. Ушинского/ Данилов М. А. 5. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского/ Струминский В. Я. 6. Интернет.