Жизнь церкви всегда молитесь розарий - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Жизнь церкви всегда молитесь розарий - страница №1/3

КРЕДО № 87 (октябрь 2002)


ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ




Всегда молитесь розарий



Когда перед смертью спросили о. Пио, что бы он хотел передать людям, он ответил: «Я хотел бы пригласить всех грешников мира любить Матерь Божию. И всегда молиться розарий. Сатана всегда старается уничтожить эту молитву, но это ему никогда не удастся. Это молитва Той, которая царствует над всем и всеми. Это она нас научила молиться на розарии, как Иисус научил нас молиться Отче наш».

Слово «розарий» происходит от латинского слова rosarium, что значит сад роз. Сколько раз мы читаем розарий, мы жертвуем Матери Божией букет роз- венок прекраснейших молитв, соединенных с медитацией над тайнами нашего спасения. Розарий является мощной броней в борьбе с силами зла, которые всячески стремятся погубить людей.

Розарий начинается с размышлений над тайнами благовещения, жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа.

Однажды Папу Пия IX спросили, каково самое большое сокровище Ватикана. В ответ он достал розарий и, держа его над головой, произнес: «Вот самое драгоценное сокровище Ватикана».

Возникновение молитвы розария (конец XII в.) обычно связывается со святым Домиником. Легенда говорит, что Матерь Божия вручила ему розарий и научила этой молитве. Но это не совсем так. Чтение 150 молитвенных призывов, считаемых на узелках или камешках, было известно и раньше и практиковалось монахами и монахинями, которые хотели включиться в молитву 150 псалмов (таким было начало часослова), но не умели читать.

Когда по причине слабого религиозного знания у людей во Франции начала быстро распространяться альбигойская ересь, ведущая к замешательствам и нарушению общественного порядка, св. Доминик стал орудием в руках Божиих. Он начал катехизаторскую деятельность, уча основам христианской веры. Как опытный проповедник и реалист, он осознавал, что изложение истин веры должно передаваться просто, ясно и разнообразно. Если он видел, что слушатели были невнимательными, он прерывал свое поучение для молитвы, которую все читали вместе. И здесь он воспользовался опытом монашествующих, читающих по несколько раз «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Эта молитвенная практика (известная в то время как «Псалтирь Благословенной Марии»): размышления над главными евангельскими истинами, переплетенные с чтением известных молитв, быстро была принята и широко распространилась среди людей, принося обильные плоды.

Историки утверждают, что благодаря молитве розария более чем 100 000 человек обратилось, оставив свои еретические убеждения, и вернулось в Католическую Церковь.

Папа Пий V придал молитве розария нынешнюю форму: «Отче наш» и 10 «Радуйся, Мария», соединенных с размышлением над жизнью Иисуса Христа. Во время его понтификата наступило огромное по важности событие - освобождение Европы благодаря молитве розария. Это была победа под Лепанто 7 октября 1571 г., где был разбит турецкий флот благодаря неустанной молитве розария.

С этого времени молитва розария была с радостью принята всем христианским миром. Св. Альфонс Лигуори сказал: «Стены Иерихона не рушились быстрее от звука труб, чем фальшивое учение исчезало после искренней молитвы на розарии. Купальня Вифезда не была столь целительной для ран больных, как розарий, являющийся лекарством для страждущих».

Святой Людовик Мария Гриньон де Монфорт, известный как проповедник и почитатель молитвы розария, ежедневно читал эту молитву. Он часто повторял: «Я прошу вас, чтобы вы ежедневно читали розарий. Когда смерть будет близка, вы будете благословлять тот час, когда вы приняли то, что я вам сказал. ...Даже если ты находишься на краю погибели, даже если ты одной ногой стоишь в пекле, даже если продашь свою душу дьаволу, розарий испросит для тебя сокрушения и прощения грехов».

Блаженный Аллан рассказывает о монахине, которая обладала необыкновенной набожностью к розарию. После смерти она явилась одной из сестер и сказала: «Если бы мне позволили вернуться в мое тело, чтобы прочитать всего один раз «Радуйся, Мария» - даже если бы я должна была торопиться и не была бы так сосредоточена, я охотно прошла бы через последние страдания своей болезни, чтобы получить благодать, исходящую от этой молитвы».

Епископ, который должен был решить, рукополагать ли в священники будущего настоятеля из Арс, боялся этого решения, так как св. Иоанн Мария Вианней не отличался хорошими способностями. В конце епископ задал ему решительный вопрос: «Умеешь ли ты молиться розарий?», «Я люблю эту молитву»,-ответил Вианней. Услышав такой ответ, епископ сказал: «Рукоположим его. Будет хорошим священником». Один студент университета, едущий поездом из Дион в Париж, сел рядом с мужчиной, скромно одетым, который читал розарий, медленно передвигая четки. «Воспользуйтесь моим советом,- самоуверенно заявил юноша,- выбросьте этот розарий через окно и почитайте, что на тему веры в Бога говорит наука. Дайте мне ваш адрес, и я пришлю вам литературу, которая поможет вам в этом». Мужчина подал молодому человеку свою визитку: «Людвик Пастеур, Директор Института Научных Исследований, Париж». Людвик Пастеур был одним из известнейших научных исследователей в XX веке и являлся творцом современной бактериологии. Он ежедневно читал розарий.

... Мать Тереза из Калькутты часто напоминала людям: «Читайте ежедневно розарий и учите других его читать». Телевизионные камеры зарегистрировали, что когда сенатор Роберт Кеннеди был смертельно ранен, его последним движением было: он вынул из кармана розарий и прижал его к своему сердцу.

Где можно читать розарий? Везде: прогуливаясь, работая, вспахивая поле, ведя машину. Если не можешь уснуть, читай розарий, отдавая Марии все свои хлопоты и проблемы. Заступничество Марии испытали все, кто доверил Ей свою жизнь и все свои заботы, радости и проблемы. Благодаря Ее заступничеству обращались самые закоренелые грешники, и многие из них достигали святости. Благодаря этой молитве мы можем помогать душам в чистилище в их томлении по небу. Св. Иоанн Митей из Лимы, называемый «другом бедных душ», каждую ночь, стоя на коленях, читал три раза розарий за души в чистилище. Св. Иоанн Евангелист, которого он очень почитал, открыл ему что благодаря молитве розария он освободил огромное количество душ из чистилища.

Розарий можно назвать царицей молитв. Он является краткой версией Евангелия и показывает нам Иисуса таким, каким Его видела и любила Мария.

С. Петровский,

Да любите друг друга 3/2002

Женское сердце – обитель мира
«Стяжи мир - и тысячи вокруг тебя спасутся», - сказал Серафим Саровский. Это вовсе не преувеличение: состояние внутреннего мира - самое действенное.

Мы боимся войн и молимся о мире, но в нашем серд­це этого мира нет. А ведь Господь предлагает его нам даже среди житейских бурь и страданий. Мы мечтаем, чтобы все народы мира боролись за мир, а сами не готовы вступить во внутреннюю борьбу с тем, что убивает мир в собственном сердце. Не боремся мы и за мир с нашими ближними. Мы требуем мужества от правителей мира сего, но сами не можем поступиться и малым, чтобы стяжать ис­тинный мир. Молясь о мире, мы все же принимаем без борьбы по­мыслы, смущающие нас: осуждение, подозрения и - предаемся злословию и клевете...

Мы прекрасно понимаем, что ради мира иногда необ­ходимо промолчать, совершая над собой почти героичес­кие усилия. Но увы, - мы не умеем хранить секретов.

Борьба за мир нескончаема. Ее прекратит Господь, когда, наконец, смирит нас. Тот, кто действительно хочет стать миротворцем, до­лжен приготовиться к битве с самим собой и с теми по­мыслами, которые сеют вокруг раздор и смерть. Он до­лжен, прежде всего, «положить охрану устам своим» (см. Пс 140, 3), чтобы погрузиться в тишину присутствия Того, Кто есть «мир наш» ( Еф 2,14).

Если наше сердце мирно, через него Господь может утвердить мир и вокруг нас. Когда во время штиля в море бросают камень, на поверхности появляются круги, но вскоре они исчезают, и море опять спокойно и неподвижно. Так и наше сердце не должно допускать стрел лукавого до своей глубины. Мирное сердце останавливает зло. Такие сердца источают благоуха­ние мира.

Женщина с мирным сердцем изменяет людей и их по­ведение одним присутствием: ей можно ничего не де­лать, - ей достаточно просто быть.

Марта Робен говорила: «Если хоть одна душа в семье полна Богом, она на­полнит Им весь дом».



Самообладание

Самообладание рождается из тишины и мира. Оно позволяет контролировать наши внешние отношения.

Это отнюдь не потеря себя, а, напротив, власть над собой, умение вовремя остановиться, подождать подходя­щего момента, чтобы объясниться и высказать то, что на сердце.

Многие женщины просто не в состоянии удержаться и не выпалить сразу то, что они думают или чувствуют. Но стоит им чуть-чуть повременить, - и собеседник выслу­шает их гораздо спокойнее.

Одна молодая женщина, совсем не мегера, как-то призналась мне: «Это сильнее меня, я просто не способна промолчать! Я разражаюсь целым потоком слов, прежде чем успеваю осмыслить, что говорю. Ужаснее всего то, что я не могу сдержать себя даже при детях. Понимаешь, стоит моему мужу открыть рот, мне тут же хочется сказать ему что-нибудь «в пику». В результате мы без конца ссоримся и изводим друг друга.»

Но есть и другое свидетельство: «Через несколько лет после свадьбы поведение моего мужа начало меня возмущать. Он стал казаться мне эго­истом, и я ужасно страдала. При этом я очень любила его и сама удивлялась той горечи, которая вдруг наполнила мое сердце. Однажды мы поспорили, - не помню, из-за чего именно, - я страшно возмутилась и захотела немедленно устроить скандал.

Но в то же время я почувствовала, что могу сдер­жаться - у меня был выбор! Не знаю, сколько продолжалась внутренняя борьба. Знаю только, что я разрывалась между безумным желани­ем скандала и сознанием, что в моих силах победить это искушение.

Наконец, собравшись с духом, я мысленно произнес­ла: «НЕТ, не буду сердиться!» И в ту же секунду весь мой гнев исчез, точно змея уползла под землю. Через некоторое время все повтори­лось, хотя и с меньшей силой. Мне снова показалось, что я сейчас взорвусь. Но я повторила «НЕТ, не буду сер­диться! НЕТ, не буду сердиться! НЕТ, я не буду сердить­ся!» И с каждым разом змея уползала все дальше, а я чувствовала себя сильнее и сильнее. Наконец это прошло окончательно. Я повернулась к мужу, улыбнулась ему, и мы продолжили разговор как ни в чем не бывало. Этот опыт стал решающим. С того дня у меня всегда хватало сил противостоять искушению или хотя бы сразу же приходить в себя. Гос­подь даровал мне оружие для борьбы. Слава Богу!»

Вот еще один рассказ: «За несколько лет супружеской жизни я совершенно извелась, воюя с мужем. Безрезультатно пытаясь его из­менить, я, в конце концов, поняла, что глупо устраивать сцены всякий раз, когда я не согласна с ним. Постепенно я научилась прибегать к Господу, пред­авая каждую ситуацию в Его руки и веря, что даже если мой муж сделал что-то не так, Господь силен обратить это к Своей славе.

Такая позиция оказалась очень плодотворной. Она изменила мою жизнь. Научившись искать волю Божию, я очистилась от своеволия и властолюбия. Кроме того, пе­рестав нападать на мужа, вынуждая его защищаться и за­крываться от меня, я постепенно помогла ему раскрыться. В конце концов, он стал гораздо внимательнее относиться к моим словам».

По существу, перед нами выбор: добро или зло, кро­тость или сварливость. Однако, даже понимая это, мы вечно ищем оправдания себе и своим дурным наклоннос­тям. Мы хотим изменить весь мир - но только не себя! Когда оказывается, что бороться-то нужно с собственными недостатками, у нас опускаются руки.

Всякое необдуманное слово ослабляет и мешает борь­бе. И наоборот: каждый раз, когда удается - ценой геро­ических усилий - промолчать, наши силы возрастают и нам становится легче сражаться. Есть женщины, прекрасно владеющие собой из расче­та получить то, что им нужно. Они холодны как лед и опасны для мужчин. Истинная сила женщины - в любви и кротости. На­стоящая королева властвует над своими страстями.



Нежность

В этом слове - вся кротость и деликатность любви. Нежность - это любовь, выражаемая более жестами и при­сутствием, чем словами. Она умягчает жестокое, согрева­ет холодное и укрепляет слабое. Она исцеляет раны. Не­жность насквозь пропитана миром и тишиной. Ее кроткое присутствие заставляет вспомнить слова одного гимна, посвященного Святому Духу: «...Отдых в трудах; в жару - прохлада; в печали - укрепление... Исцели недужащих. Умягчи окаменевших, окоченевших отогрей...»

Вот очень трогательные иллюстрации к вышесказан­ному: «У нас трое детей. Старшей девочке - девять лет. С раннего детства она страдала какой-то особой сдержан­ностью чувств, что порой делало ее замкнутой. Так, полу­чая подарки, она пряталась, чтобы не показать свою ра­дость. Эта особенность сильно мешала ее общению со сверстниками. У нее было мало друзей, она не решалась проявлять инициативу. Очень часто она возвращалась из школы в слезах: никто не хотел с ней играть. Нам с мужем было очень жаль ее, но что мы могли сделать? Мы считали, что не должны вмешиваться, обра­щаясь к учителям или родителям ее одноклассников. Мы часто обсуждали происходящее и в результате - нет худа без добра - стали гораздо больше общаться и, конечно, старались быть друг с другом поласковей. Часто, когда мы сидели, обнявшись, дети тоже подходили при­ласкаться к нам. Близость наших тел и сердец, ставшая однажды источником их жизни, продолжала дарить им жизненные силы.

Мы и не заметили, как постепенно наша старшая до­чка сумела выйти из своей скорлупы. Через год ее назва­ли самой общительной в классе. Какая это была радость! Такое преображение продолжается год за годом, и ра­дость наша все возрастает.»

«Семья не занималась мною, и меня отправили на воспитание в монастырь. Там я испытала неведомую досе­ле радость - обо мне заботятся! Я так изголодалась по любви, что мне хватало малейшей ласки. Стоило кому-нибудь потрепать меня по плечу или погладить по голо­ве, и сердце мое подпрыгивало, точно говоря: «Меня трогают, значит, я существую!» Такие знаки внимания не важны в глазах людей, но как нужны они несчастному и как драгоценны в очах Божиих.

В те годы меня больше всего растрогала монахиня, выводившая у меня вшей. Ни разу я не видела, чтобы это малоприятное занятие вызвало у нее отвращение. Напротив, она трудилась с бесконечным терпением, радостью и нежностью. Ее общение со мной впоследствии помогло мне понять слова: «Так как ты дорог в очах Моих, много­ценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою» (Ис 43, 4-5).

В двенадцать лет Господь положил конец моему оди­ночеству, послав мне юную монахиню, утолившую мою жажду присутствия кого-нибудь. Как сказал один священ­ник, я была «заперта на ключ, подобно дарохранительни­це». Я почти не разговаривала с той, кого мысленно назы­вала своей «мамочкой», но она и без слов понимала, как успокаивает и радует меня общение с ней. Готовясь к за­нятиям, она позволяла мне ежедневно сидеть возле себя после уроков. Прекрасный музыкант - она открыла мне мир музыки, а позже и книг. Так я постепенно раскрыва­лась, точно цветок навстречу солнцу».

Целомудрие

Нежность - сестра целомудрия. Надо постигнуть ис­тинный смысл этого прекрасного слова, которое так часто отталкивает и пугает людей.

В Эдемском саду Адам и Ева были наги, но не стыди­лись. Как уже говорилось, они были одеты светом, были прозрачны друг для друга. Когда же, согрешив, они лиши­лись этого облачения, то увидели, что наги, устыдились и спрятались. Целомудрие восстанавливает чистоту отношений между мужчиной и женщиной. (Речь идет о любых, а не только супружеских отношениях). Уничтожая стыд, цело­мудрие порождает стыдливость. Оно возвращает полу его изначальный смысл, заложенный Богом. Вот почему лука­вый с такой яростью нападает на эту сферу человеческих отношений. А он умеет лишь искажать и ломать то, что сотворил Господь. Свет Божий, живущий в наших сердцах, облекает нас в простоту, преображая все наши отношения и придавая нашему поведению сдержанность, чистоту и достоинство.

Целомудрие - вовсе не унижение или недостаток любви. Наоборот: именно любовь, низведенная до уровня секса, терпит унижение и оказывается ущербной. Цело­мудрие возвращает полу отведенное ему место, развивает наши отношения, порождая нежную и бескорыстную лю­бовь, источник взаимного счастья.

По своей ветхой природе, женщина - обольститель­ница, стремящаяся к любви-обладанию. Отрекаясь от этой скудной любви, она уже не ищет своего и так обретает целомудрие. Присутствие женщины не бывает нейтраль­ным: она несет либо смущение, либо свет. Ее появление всегда меняет поведение мужчин в ту или иную сторону - смотря по тому, что она пробуждает в них. Как часто мы страдаем от грубости и вульгарности тех, кто нас окружает на работе! Женщине легче, чем мужчине, создать для окружающих атмосферу мира и чис­тоты. Если в ней живет Божий свет и любовь, одно лишь ее присутствие преображает все вокруг. Чистота женского сердца пробуждает жажду чистоты в сердце мужчины.
Ж. Круассан, Призвание женщины или священство сердца.

АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА АСТАНЫ


Впереди расставание…
Прошло 6 лет с того времени, когда в наш приход Сошествия Святого Духа в с. Зелёный Гай Северо-Казахстанской области Тайыншинского района приехал только что рукоположенный в польском городе Познань священник-монах из общества Христова для поляков за рубежом отец Пётр Бротонь.

Пришло время, когда прихожане должны расстаться со своим наставником и другом. Он возвращается на родину, в Польшу.

Вспоминаются первые годы его работы…

С трудом и удивительным упорством он вживался в нашу жизнь. Незнание языка и порядков нашей страны, совершенно другие взгляды на мир, чем у прихожан, неустроенный быт - всё это усложняло его жизнь. Но сразу было видно: приехал не равнодушный священник, а человек, который очень хотел помочь людям. Потому-то всякие преграды он настойчиво преодолевал.

Трудное время досталось отцу Петру: не было света, церкви не отапливались, пожертвования прихожан крайне малы, чтобы содержать в надлежащем виде церкви. Приход включает в себя большое количество сёл, которые расположены друг от друга на довольно далёком расстоянии. Часто о. Петру с лопатой в руках приходилось прокладывать дорогу до какого-либо села (машина часто останавливалась из-за снежных заносов, но Святые Мессы всегда проходили в назначенное время, несмотря на то, что температура в церквях и молитвенных домах часто была –200). У прихода две церкви (в с. Зелёный Гай и с. Ясная Поляна), которые требовали ремонта. О. Пётр с энтузиазмом взялся за дело и привык к работе. Совет церкви искал спонсоров в Польше, стремился духовно и материально поддержать нуждающихся в помощи прихожан. Главной своей задачей священник считал объединение всех верующих прихода, а церковь должна быть, по его мнению, центром этого единства. Сейчас приход живёт полной жизнью: церкви отремонтированы, зимой отапливаются специальными печами (их о. Пётр привёз нам из Польши), регулярно проводимые Святые Мессы и христианские праздники привлекают и сближают прихожан. Много сил и знаний нужно приложить в работе с молодёжью. Молодёжь и дети были всегда в центре внимания нашего священника. На уроках религии дети разных возрастных групп изучают Библию, решают этические проблемы, готовятся к Таинствам и христианским праздникам. Уроки религии посещают не только дети, но и взрослые, которые хотят утвердиться в вере. Численность групп, посещающих уроки религии, растёт постоянно (к 2002 г. численность достигла 150 человек). Под руководством о. Петра велась работа двух хоров, благодаря им создаётся торжественная обстановка всех проводимых мероприятий церкви, располагающая к размышлениям и очищению человеческих душ.

Достигнуто взаимопонимание и доверие между министрантами и священником. Министранты тянутся к о. Пётру, считая его своим наставником.

В школьном сочинении на тему “Замечательные люди села” многие учащиеся писали об о. Петре. Вот некоторые высказывания о нём: “Отец Пётр добрый…”, “…с ним легко и интересно…”, “…он всегда поможет в трудную минуту…” О своих впечатлениях о совместной поездке со священником в Польшу вспоминают с восторгом не только дома и в школе, но и на страницах районной газеты “Тайыншинские вести”. Поездки в с. Озёрное, спортивные лагеря, лагеря отдыха в селе, пасхальные и рождественские выступления детей, взаимные посещения мероприятий в церквях с. Зелёный Гай и с. Ясная Поляна (это только малый перечень того, что о. Пётр проводит с детьми) - говорит о том, что священник хорошо знает мир ребёнка, стремится сделать жизнь детей яркой.

Чтобы помочь родителям в воспитании детей, о. Пётр организовал два детских садика, где занятия ведут опытные педагоги: Якович Казимира, Сарницкая Галина, Драликовская Валентина, Рудницкая Генефа, Валенкевич Светлана. Не сразу всё удавалось, ведь нужно было отремонтировать дома, приспособить здания для работы с детьми. Вот и приходилось о. Петру добывать стройматериалы, искать строителей, конролировать их работу. И не раз самому приходилось показывать и делать ту или иную работу. Ведь так хотелось, чтобы у детей были все условия. Сейчас приятно войти в детский сад: уютно, полноценное питание, обилие игрушек, хороший уход со стороны обслуживающего персонала и постоянное внимание со стороны священника.

Можно только удивляться его работоспособности. График его работы очень насыщен, но он всегда готов помочь людям в повседневных заботах. Видя нужду прихожан в лекарствах, о. Пётр привозил в рюкзаках и сумках лекарства первой необходимости. В 2000 г. был приобретён микроавтобус, на котором совершались поездки в г. Петропавловск, Кокшетау, Тайыншу. Для студентов и больных людей это огромная помощь.

Отец Пётр – человек общительный и интересный, умеет вести беседы на любые темы. Прекрасно понимает, что каждый человек может быть полезным для окружающих, если сам совершенствуется, учится.

Его мечта – создать центр польской культуры – осуществилась. А шёл он к этой мечте 2 года. И вот польский Дом готов! Этому можно только удивляться! Дом почти заново построен, в оформлении использованы современные материалы. Всё продумано до мелочей. Человеку, интересующемуся культурой, историей, современной жизнью Польши, представлена прекрасная библиотека польских книг на любой вкус, справочная и энциклопедическая литература, видеотека, компьютеры, ксерокс. В уютном читальном зале можно посмотреть видеофильмы, сделать выписки из книг или заняться изучением польского языка.

Журнал посещений Дома показывает, что приходят в Дом не только молодёжь, но и взрослые.

Открытие польского Дома широко освещалось на страницах районной и областных газет. Много об этом писали газеты и журналы Польши. На открытие Дома приезжало много гостей. И среди них зам. министра иностранных дел Казахстана Идрисов и министр иностранных дел Польши Влодимеш Чимошевич.

Отец Пётр мечтает о том, что Дом и в дальнейшем будет активизировать свою работу: поможет выбрать нужную книгу или музыку, приобщит сельчан к польской культуре, расширит их кругозор не только о Польше, но и о мире в целом, поможет изучению польского языка. А ведь вначале о. Петру самому приходилось вести уроки польского языка, т.к. учителя не было. Сейчас возможно обучение на компьютере, но… это уже будет продолжать другой священник (на это очень надеется о. Пётр).

Главное в работе о. Петра – приобщение прихожан к католической церкви, к христианской жизни, поэтому главным лейтмотивом его проповедей является вопрос: Что значит быть верующим христианином? И чтобы стать таковым, необходима большая работа души и тела. Поэтому священник всегда хочет дойти до сути, много беседует и учит тех прихожан, которые стремятся утвердиться в вере, которые принимают таинства: исповедь, крещение, венчание… Очень благодарны о. Петру те прихожане, которые из-за болезни не имели возможности посещать церковь. Они никогда не оставались без внимания священника. Он не только регулярно (1 раз в месяц) посещал их на дому, вместе с ними молился, но и заботился о них материально: привозил нужные лекарства, делал рождественские и пасхальные подарки. А в яснополянском кафе устраивал рождественские встречи для больных.

Требовательность о. Петра всем известна, во всём он любит точность, порядок и дисциплинированность, ценит время и труд каждого. Часто о. Пётр “упирался” в стену непонимания и недовольства некоторых прихожан и представителей администрации, но в конечном итоге все понимали, что требования священника направлены на благо. Непонимание порой угнетает священника, но он верит, что в будущем прихожане оценят его труд. Со спокойным чувством уезжает о. Пётр. Он много сделал и делал всё с любовью к Богу и людям – в этом его счастье. Неугомонный о. Пётр, сколько у него планов и задумок, и, как правило, его мысли направлены не на себя, а на своих прихожан. Впереди расставание…

В сердцах прихожан благодарность о. Петру, желание помочь в трудную минуту. Каждый из прихожан надеется, что начатая им работа будет продолжена его преемниками, тем более, что на его место присланы теперь уже два священника: о. Мирослав Зембинский и о. Роберт Тымчак.

А главное кредо нашего священника о. Петра – служение Богу и людям – позволяет нам сказать, что это настоящий священник, человек и друг прихожан.



Хочется пожелать ему всего самого хорошего: здоровья, счастья, понимания со стороны прихожан. Огромное ему спасибо за всё, что сделал для нас.

От лица прихожан Хадеева В.В.

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ


Во что верят некоторые люди
XX век принято считать веком неверия. Но почти на каждом шагу можно встретить факты, доказывающие, что многие верят в сверхъестественное. И поэтому приходится удивляться не безверию людей, а их легковерию, вере в то, во что трудно поверить здраво­мыслящему человеку. Дело не в том, что есть люди, не верующие в Бога или в какие-либо чудеса. Такие люди были и есть, хотя они всегда остаются в меньшинстве. В большинстве своем люди религи­озны и ищут более глубокого, духовного смысла жизни. Понимают ли они правильно, что такое Бог, и знают ли истину Слова Божиего - это другой вопрос. В том случае, когда люди не понимают Божие­го откровения в Библии, они глубоко ошибаются и верят в необык­новенно странные вещи. Первая заповедь запрещает поклоняться другим богам, кроме Единого Господа, она запрещает также суеверие, которое является в какой-то степени порочным избытком религиозности.

Называя вещи странными, мы должны понимать, что они не кажутся таковыми тем, кто верит в них. Все зависит от основы мировоззрения. Явление, странное для одного, может вовсе не казаться странным другому.

Под словом «странный» мы имеем в виду необычное с точки зрения большинства, и в частности, с точки зрения евангельского, первохристианского учения, которое определено Никейским и Халкидонским символами веры (325 и 541 гг.) и по сути своей основано на Библии.

В наше время, как впрочем и в прежние века, люди верят в самое разное. И соответственно действуют они в зависимости от того, во что верят. А это зачастую ведет к серьезным последствиям как для самих людей, верующих в странные вещи, так и для их родных и близких. Рассмотрим некоторые примеры необычных верований и действий, вызванных ими.



Пробовал остановить поезд

В зарубежной прессе был описан трагический инцидент, про­исшедший несколько лет назад в России, когда под колесами поезда погиб гражданин, полагавший, что сможет силою своего разума остановить идущий на него скорый поезд. Чтобы доказать это, он встал между рельсами перед приближающимся составом. Однако поезд не остановился. Машинист, увидев стоявшего на путях челове­ка, хотел затормозить, но не смог вовремя остановить мчащийся поезд, который страшным ударом отбросил в сторону стоящего на рельсах человека. К ужасу свидетелей происшествия, смерть насту­пила мгновенно.

Странная вера этого человека обернулась трагедией не только для него, но и для его родственников и друзей. Согласно данным, он был убежденным экстрасенсом, который верил в воздействие телепа­тии на физические объекты. Он настолько был убежден в этом, что готов был поставить на карту свою жизнь. В результате случилось несчастье.

К сожалению, немало людей верят в телепатию и силу экстра­сенсов, и они не откажутся от своих убеждений лишь потому, что эксперимент их коллеги закончился его гибелью. Они постараются объяснить причину постигшей его неудачи. Стоит также сказать, что этот поступок бывшего спирита, кроме своей трагичности, является довольно странным. Человек в здравом уме не повел бы себя подобным образом.



Не спасутся из-за органной музыки в церквях

Один бывший духобор, вспоминая свое детство, писал, что его мать говорила: «Немцы не войдут в царствие Божие, потому что в их церквях играют на органе. А это против Бога».

Странное заявление, не так ли? На чем основывалась вера этой женщины в то, что органная музыка в церквях против Бога? Бог не против органа и вообще не против музыкальных инструмен­тов. В Псалтири псалмопевец Давид побуждал верующих славить Бога на разных музыкальных инструментах, и сам делал это. Прав­да, в его время не было таких инструментов, какими можем пользо­ваться мы сегодня, но это не имеет значения. Если бы Давид жил в наше время, то с радостью славил бы Бога на пианино, органе или гитаре.

Почему же мать духобора думала, что Богу неугодна органная музыка в церкви? Она не могла прочитать об этом в Библии. Прос­то, как и другие духоборы, она верила своему духовному руководи­телю, слово которого считалось у духоборов законом, а Слово Божие оставалось в стороне. Опасно, когда слово человека становится выше авторитета Слова Божия. У духоборов это так. Они почитают своих вождей за Христа, а их матерей за Богородиц. Вожди же их зачас­тую творили такие дела, каких должен стыдиться всякий порядоч­ный человек.



Крестилась тридцать тысяч раз

Тридцать тысяч раз приняла водное крещение богатая рели­гиозная женщина, потому что верила в пользу каждого из своих крещений; Обычно верующие принимают обряд крещения один раз; реже - два, если приходят к убеждению, что их первое крещение почему-либо было недействительным: например, если они сделали это по принуждению или их крестили в младенчестве, в возрасте, когда они не могли осознать значения обряда крещения. В таком случае, они проходят через обряд крещения во второй раз, с полным сознанием веры. Но чтобы один и тот же человек принял водное крещение тридцать тысяч раз - это выглядит довольно странно! Почему же эта женщина решилась на это?

Ответ заключается в том, что она была убежденной мормон­кой, а мормоны считают делом правильным и нужным принимать многократное водное крещение. Ибо своим многократным водным крещением они помогают в загробной жизни тем, кто умер некреще­ным. Согласно вероучению мормонов, без крещения человек не мо­жет рассчитывать на спасение в потустороннем мире. Поэтому жи­вущие на земле мормоны могут и должны креститься за некрещеных. Богатая мормонка приняла многократное крещение именно с этой целью. Она была искренней и доброй женщиной и хотела по­мочь умершим людям. В этом странном поступке она проявила свою веру.

Что можно сказать по этому поводу? С точки зрения истинно­го Евангелия подобные действия кажутся, по меньшей мере, стран­ными. Но если людей учат так верить, то стоит ли удивляться поступку этой женщины? И в этом смысле мормоны не исключение. В оправдание своих странных идей и действий люди могут созна­тельно неверно толковать библейские стихи и подгонять их под свои особые «откровения» или предвзятые мнения.



Застрелила сына, потому что поверила астрологу

Это произошло в Германии. Женщина прибежала в полицию и заявила, что застрелила своего умственно больного сына. Когда дело расследовали, оказалось, что она это сделала потому, что поверила астрологу, который по гороскопу предсказал, что сын ее никогда не выздоровеет. И мать застрелила сына, т. к. хотела изба­вить его от дальнейших страданий. После долгого судебного процесса женщине был вынесен приговор отбыть срок тюремного заключения. Что же касается астролога, то он продолжает свою практику.

В этом случае мы видим, к какому трагическому результату может привести вера в то, во что Библия учит не верить, а Бог запрещает делать. Почему Бог против астрологии и гороскопов? Во-первых, потому, что предсказания астрологов чаще всего бывают ложными, и, поверив в них, человек может совершить поступок, который повлечет за собой трагические последствия. Во-вторых, потому, что если и бывают случаи, когда предсказание сбывается, тo это происходит либо благодаря смекалке самого астролога, либо из-за вмешательства дьявольских сил. Темные силы будут обяза­тельно действовать так, чтобы рано или поздно причинить человеку зло, - и это есть самое опасное последствие веры в астрологию.

Нечистое число 10

Среди русских эмигрантов, живших в Западном Китае в провинции Синьцзянь, были так называемые курганаевцы. Они считали себя христианами, но соглашались не со всем, что говорится в Библии. Ими руководили Иван Курганаев и его жена Нина, кото­рая считалась пророчицей. У членов этой группы число 10 считалось нечистым. Почему? Неизвестно. Кажется, это число ничем не заслу­жило, чтобы его считали нечистым. Бог почтил число 10 как в творении (создав, к примеру, человека с десятью пальцами на руках и с десятью на ногах), так и в откровении (дав Своему народу Десять Заповедей), казалось бы это число следовало бы считать святым. Но у курганаевцев была своя логика. И потому, что они считали это число нечистым, они должны были избегать его.

Странное понятие! Как же они могли избежать числа своих пальцев на руках и ногах?

Суеверное отношение к Библии

У восточных славян немало необычных религиозных суеверий. Одно из них - обычай гадать по Псалтири. Для этого клали Псал­тирь человеку на голову и читали из того места, где откроется. Что прочитают, то, думали, сбудется. Невежественные люди обычно ходили к дьяку, чтобы он погадал им на Псалтири. Об этом в народе была сложена даже поговорка: «Дьяк из Псалтири ворожит, что Бог кому положит». В этом обычае проявилось довольно странное отно­шение к одной из книг Библии. Только духовные невежды могут думать, что от такого обращения со Словом Божиим может быть польза. Псалтирь, как и Библия в целом, даны нам для вниматель­ного чтения и размышления, а не для гадания. Библия вообще запрещает всякого рода гадание.

Однажды африканский верующий из Заира рассказывал, что в его стране есть люди, которые покупают Псалтирь, чтобы держать ее под подушкой. Они думают, что это отгоняет нечистую силу. Приходится только удивляться тому, во что верят люди! Ведь злые духи, наоборот, довольны, когда Слово Божие кладут под подушку, а не читают. Если бы Библию читали, это повлияло бы на мышле­ние людей, и не было бы места суеверию и греху в их жизни.

А вот на острове Гаити люди придумали нечто еще более странное. Там варят из страниц Библии чай и пьют для излечения от ревматизма.

Удивительно странные понятия!

Блаженнее умирать, держась за коровий хвост

В Индии существует суеверие, которое предписывает привести к постели умирающего корову, чтобы он мог умереть, держась за ее хвост. Если же комната, в которой лежит умирающий, находится в глубине дома или расположена на верхнем этаже, то веревку привя­зывают к хвосту коровы, а другой ее конец вкладывают в руку умирающего. Считается, что это поможет ему спокойно перейти в последующую жизнь.

И люди, верующие в святость этого обычая, следуют ему вполне искренне. Человек же, который впервые слышит об этом, может с удивлением воскликнуть: «Ну уж такого я себе представить не могу!»

Каковы же истоки этого странного верования? В индусской религии корова считается священным животным. С коровой индусы обращаются как с большой святыней. Даже к коровьему помету и моче они относятся с религиозным благоговением. Индусы считают, что в корове живет какое-то (одно из многих) божество; и поэтому она священна. Держаться перед смертью за коровий хвост имеет для них важное значение.

Конечно, едва ли есть в мире другое такое полезное домашнее животное, как корова. Коровье молоко пьют миллиарды людей, из него делаются такие питательные продукты, как сыр, творог и другие. Шерсть, кожа и мясо коровы тоже приносят ощутимую пользу людям. Но индусы запрещают убивать коров и не едят их мяса. Однако для нас такое отношение к корове весьма странно.

Согласно Библии, перед смертью человеку нужно покаяться, если он не покаялся раньше, а не держаться за коровий хвост.



Защита от жажды

Среди мусульманских народов также бытует много религиоз­ных обычаев. Один из них рекомендуется для тех, кто во время путешествия по пустыне хочет избавиться от жажды. Для этого выписывают шестой стих из второй главы Корана на чистую бумагу или на стеклянное блюдо и, смыв надпись родниковой водой, напол­няют ею стакан. Через три дня эту воду смешивают с розовым маслом и молоком рыжей козы, потом варят до тех пор, пока не получится густая темная жидкость. Человек, собирающийся в доро­гу, должен в течение определенного времени каждое утро пить эту жидкость, тогда в пути его не будет мучить жажда.

Что за неразумная и странная рекомендация путешественнику в жарких восточных странах! Выпив эту смесь, человек захочет пить намного сильнее, чем если бы он к ней совсем не прикасался. Но, к сожалению, люди следуют этому совету в силу религиозного суеве­рия. А когда получается хуже, то вместо того, чтобы отвергнуть суеверие, стараются найти причину неудачи в себе или в нарушении рецепта приготовления смеси.

Пробовал воскресить свою жену

Интересный случай произошел в культовой группе Христиан­ского учреждения Аламо в США. Эта группа была основана супру­жеской четой Тони и Сюзанной Аламо, которые считали себя и свою группу самыми правильными последователями христианской веры.

Когда 8 апреля 1982 г. Сюзанна Аламо умерла, муж долго не хотел хоронить тело жены, ибо в Евангелии от Мф (10, 8) напи­сано: «Мертвых воскрешайте». Тони Аламо надеялся воскресить свою жену. Время шло, а воскресить Сюзанну не удавалось. Нако­нец ему пришлось согласиться поместить тело в приготовленный мавзолей в г. Дайере, штат Арканзас.

Отказ Тони Аламо хоронить жену выглядит странным. Если сказал Христос: «Мертвых воскрешайте», то Он сказал это учени­кам, когда посылал их по городам Иудеи во время Своей земной жизни. Он сказал им также: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». В буквальном смысле это повеление означало, чтобы ученики Его шли благовествовать иудейскому народу. Мы знаем из Евангелий три случая, когда Христос воскресил мертвых, а из Деяний святых Апостолов один - когда апостол Петр воскресил женщину. Если и были другие случаи воскрешения, то их число было незначительным. Из Нового Завета видно, что воскрешение мертвых было сравнительно редким явлением во времена апостоль­ской Церкви. Ни один из апостолов не был воскрешен после смерти, независимо от того, умер ли он мученической смертью или естес­твенной. Это не значит, что Бог не мог больше воскрешать мертвых: Богу все под силу. Это значит, что Бог имеет Свой план и Свою волю для каждого человека. Бог не будет воскрешать, если человек решил, что Господь должен сделать это, даже если этот человек считает себя лучшим из всех, исповедующих христианство.



Пробовала прекратить дождь

Приведем еще один пример странных действий, основанных на странных представлениях. В 1949 г. в мексиканской провинции Коагуйла долго не было дождя. Местные власти обратились за помощью к американской фирме, которая сконденсировала облач­ную влагу: в воздухе самолетами был распылен серебряный йодид. Дождь пошел, и настолько интенсивный, что не прекращался в течение десяти часов. Но одна из жительниц города, испугавшись, что дождь никогда не кончится, стала носить по улицам распятие, надеясь таким образом прекратить ливень. За это местные власти арестовали ее, обвинив в саботаже.

В данном случае и женщина, и власти верили, что распятие может остановить дождь. Они приписали распятию такую же маги­ческую силу, какую приписывают жители острова Гаити страницам Библии, вырывая из нее листы, чтобы приготовить лечебный чай. Те, кто не вникает в смысл Слова Божия, всегда склонны отойти от веры, подменив ее суеверием.

И в заключение ...

Примеры, которые мы привели, - лишь малая толика порой смешных, порой трагически ужасных поступков людей, продикто­ванных необычными, странными верованиями. Не всегда, конечно, ложные понятия приводят к печальным последствиям. Но когда нарушаются основные принципы истины Божией, когда искажается Слово Божие, человек теряет возможность узнать правду о Боге, о грехе, о спасении души, о вечной жизни. Вот почему всякие лжеуче­ния имеют роковое последствие для человека.

Господь Иисус желал, чтобы люди не блуждали во тьме, но имели свет жизни. В Евангелии от Ин (8, 31-32) Он сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Н. Порублёв,

Культы и мировые религии

ДУХОВНОСТЬ ЛИТУРГИИ


Развитие культа святых мощей (реликвий).

Началом развития культа реликвий послужила естественная набожность по отношению к останкам умерших близких, особенно мучеников (Cyprian, Ep. 8 ,3 CSEL 3, 488). Одним из определяющих обстоятельств, послуживших распространению культа почитания останков мучеников, была борьба Церкви против гностических учений, отрицавших воскресение плоти, о чем нам свидетельствуют акты мучеников II века. Изначально местом почитания являлась могила какого-либо святого, но, возможно, после декрета, изданного императором Валерианом в 257 г., запрещавшим посещения кладбищ и катакомб в религиозно-культовых целях, верные сохраняют останки мучеников у себя для приватного почитания. Как сообщают исторические источники, это были как пропитанная кровью мучеников ткань, так и отдельные части тела, а в Египте – целые тела. Значит, культ, воздаваемый реликвиям, восходит к временам преследования Церкви.

Римские законы, касающиеся мест захоронения, имели своей целью неприкосновенность могил. Христианские императоры также придерживались этих законов и периодически обновляли их (например, императоры Феодосий и Валентиниан). Несмотря на это, торжественные процессии, организованные церковными властями в честь перенесения мощей, не находили никаких препятствий. Эти законы стали относиться, в основном, к осквернению могил. В начале VI века древний обычай служить Евхаристию вблизи могил святых мучеников несколько меняется. Теперь сами мощи переносятся в алтари новых церквей. Общины, не имеющие собственных мучеников, заимствовали мощи у других общин. Одно из первых перенесений св. мощей (всего тела святого) имело место в 354 году в Антиохии, когда тело мученика Вавилы (Babylas) было перенесено в Дафны, дабы уничтожить культ Аполлона, процветающий там. Первое исторически засвидетельствованное торжественное прославление обретенных мучеников (т.е. когда найденные реликвии с почестями изымались из земли и полагались в мощевик) Гервасия и Протасия епископом Амвросием Медиоланским датируется 17 июня 386 г. С IV века Церковь убеждена, что сверхъестественная благодать исходит от святых реликвий. Как говорил св. Василий (+379 г.), “тот, кто касается костей мученика, принимает участие в его святости и благодати, пребывающей там”.

При евангелизации германских племен миссионеры приносили им также останки мучеников, чтобы те тоже имели часть в их славе и благодати.

В конце VI века практически не существует таких алтарей, которые не заключали бы в себе реликвий. Общины делятся имеющимися реликвиями. Части тел святых далеко распространяются даже для сохранения личной набожности. Мощи носят с собой, берут их в дорогу, хранят в доме и т.д., так как они обладают особой благодатью, особой “dynamis” – в некотором роде проявлением божественной силы, защищающей и освящающей носителей и обладателей этих священных останков.

Популярность культа реликвий и количество желающих ими обладать приводит к тому, что папа Григорий I Великий запрещает уделять кому бы то ни было частицы останков (ex corpore) Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Лаврентия, Св. Деметрия, дабы сохранить их в целости. Начинают все больше распространяться реликвии второго порядка. Уже с III века почитаются предметы, находившиеся в соприкосновении со святым. Иерусалимская община, например, прославила себя тем, что обладала епископским троном Святого Апостола Иакова. Почитались предметы мученичества: Крест Христов, цепи, решетки, камни, одеяния святых и т.д. Они также распространялись между общинами, как обладающие той же “силой”, что и телесные останки святых (см. Папа Григорий Великий, Послание 4,30; M.G. Ep. I 264). Если эта “сила” могла сообщаться также через предметы, находившиеся в контакте с реликвиями, то происходит распространение и реликвий третьей степени. Вначале в качестве этих реликвий используют так называемые brandea и palliola – кусочки ткани, затем пытаются придать реликвии 3-й степени сходство с оригиналом, которого она касалась, в материи и форме (Крест Господень, Св. Гвозди Распятого и т.д.). В Средние Века границы между ценностью настоящих реликвий с их освященными копиями 3-й степени часто стирались, копии иногда принимались за оригинал.

Уже с IV века встречаются собрания реликвий, ценящихся выше золота и драгоценных камней, в сокровищницах общин, и позже – кафедральных соборов, где мы можем их увидеть и сейчас.

В том, что касается вселенской молитвы Церкви, то есть молитвы освящения времени, следуя завету Господа, заповедавшего молиться непрестанно, большим подспорьем в создании молитвы часов (часословов) и молитвословов в IV веке, было возникновение монашества. Монахи и посвященные Богу девы из любви к уединению и созерцанию с IV века создают множество монастырей. Вначале монастыри воздвигаются только в пустынных и уединенных местах, но затем, особенно в Италии, строятся и в городах, поблизости от места захоронения какого-либо мученика или святого, на могиле которого пение литургических молитв никогда не должно было умолкать.



Священник Грегор Приходко

 1 Sermo in psal. CXV, 4. P. G., t.XXX, p.112.

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ
Александр Хира
«Я премного благодарен Создателю за эпитафию, написанную подразумеваемыми моими врагами на моём надгробии, которая гласит: «В течение многих лет он прививал и лелеял в умах своих верующих пропаганду католицизма и антикоммунизма...» Продолжение текста тебе знакомо (касательно вынесенного ему приговора - от автора).

Всё это мы читали со слезами на глазах. Мы незамедлительно перевели это завещание на итальянский язык и передали его Святейшему Отцу. Мы должны словами Псалмопевца воскликнуть в восхищении : “ Чудесен Бог в его Святых!” (Пс 68, 35).

После освобождения из лагеря принудительных работ в 1962 году епископ Хира нашел себе прибежище под кровом простой, но очень преданной немецкой семьи. На протяжении более двадцати лет Альфреда А. Германн заботилась о нем так, как может заботиться лишь родная мать. Именно она, госпожа Германн сообщила мне известие о смерти епископа Хиры первоначально в телеграмме, а затем в письме, содержание которого таково:

“ Отец Саша не ожидал столь скорой кончины. Перед смертью он был госпитализирован, но рассчитывал вернуться домой для отправления Священного богослужения на праздник Святой Троицы (22 мая 1983 - от автора). За две недели до кончины ему стало лучше, и он вернулся домой. Но во вторник (17-го мая - от автора) у него появилась очень высокая температура. Я немедленно вызвала скорую помощь, и мы опять отвезли его в больницу. Его кровяное давление понизилось до угрожающего уровня, и он впал в кому, из которой уже больше так и не вышел.

“Я оставалась у его постели в течение четырех ночей и трех дней. Когда же я осознала, что он умирает, я тут же забрала его домой. Я боялась того, что его труп могут отнести в морг и не разрешат совершить церковное погребение. Так он мирно почил дома, тихо уходя во сне из жизни.

“ В течение двух дней почивал он дома. В субботу после обеда его тело было перенесено в церковь, а захоронение состоялось в понедельник (30 мая - от автора). Пятнадцать священников и огромное количество людей пришло и риехало со всех уголков Казахстана. Все присутствующие священники принимали участие в отправлении Священного богослужения, после которого огромные толпы людей и длинная процессия детей с цветами сопровождали его тело к гробу. Он был похоронен под открытым небом у боковой стены церкви, и нам не пришлось преодолевать большое расстояние пешком. Похороны были очень впечатляющими. Они превзошли все наши ожидания. Его отсутствие стало великой утратой для наших сердец и нашей церкви”. (Письмо, 7 июня, 1983).

Епископ Хира был похоронен у костела, воздвигнутого с его помощью. На его могиле люди благородных сердец воздвигли величественное надгробие с надписью на древне-славянском, немецком и латинском языках. Оно гласит:
+ АЛЕКСАНДР ХИРА

Епископ Папский прелат

Ректор ужгородской духовной семинарии 17 января 1897-26 мая 1983

Мир его праху.
Надпись была подготовлена самим епископом Хирой заблаговременно. Лишь после смерти смог он открыто признать свою причастность к сану освященного епископа. Поскольку ему не разрешалось написать, что он католик, то он добавил “Папский прелат”, что однозначно свидетельствовало о том, что он является католическим епископом, подчиняющимся Папе Римскому. Но более всего он хотел, чтоб его помнили как ректора ужгородской духовной семинарии: Ужгород, как столичный город его родины, Подкарпатской Руси, а духовную семинарию - как семинарию Византийского культового ритуала. Он действительно умер так, как и обещал - Греко-Католиком!

Благословение памятника состоялось 30 августа 1985 года и происходило очень торжественно.


8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Епископ Хира, посвященный в сан, по зову святого сердца Иисуса за свои католические убеждения и нерушимую преданность Апостольскому престолу был заключён и сослан советскими властями. Его уверенное заявление, сделанное перед секретной полицией (НКВД) проходит через всю его историю:

“Я - греко-католик!

Я был рожден греко-католиком и

я хочу умереть греко-католиком!”

Епископ Хира жил, как и обещал. Он “боролся за правое дело, завершил свой путь, сберёг свою веру” (2 Tим 4, 7).

Oн был настолько предусмотрительным, что заблаговременно подготовил именно греко-католическое облачение для погребения. Епископ Хира является вдохновляющим примером того, что значит быть истинным греко-католиком.

Советы старались сделать из епископа Хиры политического преступника и объявили его в “саботаже”, так как он отказался подписать манифест о присоединении Подкарпатской Руси к Советскому Союзу. Он смело защищал епископа Ромжу и его духовенство от постоянных преследований советов, изобличая их многочисленные выходки и осквернения греко-католической церкви. Таким образом в глазах советского правосудия он совершил “ клевету против Советского Союза”. Однако в действительности он был приговорён за католическое вероисповедание, так как отказался примкнуть к православной церкви.

Когда советы узнали о том, что епископа Хиру тайно посвятили в епископский сан, его обвинили в предательстве за связи с “ иноземными силами”, подразумевая Ватикан, и за приём иностранных делегатов, поскольку его епископское назначение было секретно передано через епископа Ромжу посыльным Апостольской Нунциатуры в Братиславе, Словакия.

Как изменник, епископ получил высшую меру наказания. Но, в доказательство своей “гуманности”, советский суд приговорил его к двадцати пяти годам заключения и принудительным работам. Власти были уверены в том, что ему не выжить за столь длительное время в суровых зимах сибирских лагерей. Но у Всевышнего были иные планы относительно епископа Хиры. Епископ Хира прожил долгую жизнь, работая во славу Господа и спасение бессмертных душ.

В своём Духовном завещании епископ Хира подчеркивает, что его окончательный приговор явно свидетельствует о том, что он был осужден за веру, а не за политическую преступность, как это пытался преподнести советский суд. Начало текста его приговора звучит следующим образом:

“Будучи католическим миссионером, он в течение многих лет пропагандировал католицизм и поддерживал в сердцах своих прихожан веру в то, что в конце концов советскому режиму наступит конец. Таким образом, даже после политических перемен он питал анти­коммунистические идеи в умах верующих”, т.е. - после присоединения Подкарпатской Руси в состав Советского Союза 29 июня 1945 года.

Из этих слов явно следует тот факт, что епископ Хира был заключен и приговорен, выражаясь языком канонического права, за “in odium fidei” (ненависть за приверженность к фидеизму /вере), собственно говоря, из-за ненависти, которую питали советские правительственные органы к его вере. Вот почему епископ Хира в своем последнем письме благодарил Всевышнего за возможность стать истинным духовником своей веры.

Как духовное лицо, посвященное в сан священника, он скрыто продолжал исполнять свой священнический долг в трудовых лагерях, а затем и в ссылке в Караганде. Его апостольское усердие и огромное милосердие напоминают нам “другого раба Бога” (Эп. 3:1), Св. Павла, который, как и епископ Хира, не прекращал в своем долгосрочном заточении в Риме проповедовать учение Христа. Деяния епископа Хиры были вдохновлены энтузиазмом его прихожан, немецких ссыльных, которые напоминали ему “христиан первых столетий”.

На протяжении более двадцатилетнего периода так называемой “отставки” в ссылке, епископу Хире удалось создать хорошо организованный католический диоцез с двенадцатью надлежащим образом зарегистрированными приходами, количество преданных прихожан в которых превышало 15 000 душ. Этим епископ Хира доказал, что он безо всяких сомнений был достоин посвящения в духовный сан епископа.
***

Находясь в далеком изгнании епископ Хира не забывал своей родной епархии-My К йЧбВСК! которую он называл не иначе как Богоспасаемая, т.е. поддерживаемая Богом. Он старался по меньшей мере раз в году посетить своих родственников в Ужгороде. Так он мог посвящать в сан новых священников, освящать мирру (масло для помазания) и “антименсию” для нашей подпольной церкви. С его помощью удалось даже обеспечить несколько епископов для мукачевской епархии. Одним из них был Константин Сабо (1926-1982), которого епископ посвятил в сан священника в 1956, а в сан епископа в 1977 году. Епископ Сабо скончался 18 октября 1982 года.

Епископ Хира никогда не терял надежды относительно восстановления мукачевской епархии. На похоронах отца Николая Мурани, управляющего епархией в 1947-1979гг. Он публично заявил, что мукачевская епархия “не мертвая, лишь находится в состоянии сна” (Мт. 9: 24). За проявленную смелость он ут же был оштрафован на 50 рублей. Он даже сообщал Папе римскому, что вместе со своей общиной он постоянно молится за свободу религии в Закарпатье где, согласно его слов, “духовенство и народ с огромной отвагой сохраняют свою веру “.(Телеграмма, 31 января 1982).

На склоне лет епископа Хиру стала одолевать ностальгия. В одном из своих писем он сознался:” Моим единственным желанием есть хотя бы раз, прежде чем наступит мой конец, отправить священную литургию в костеле, под которым наш Мученик погребен на вечный покой”. (Письмо, 22 мая 1980). Он имел в виду кафедральный Собор в Ужгороде, в склепе которого похоронен епископ Теодор Ромжа. Епископ Хира считал его “нашим мучеником”.

Это очень важное, исходящее из первых уст достоверное свидетельство мученической смерти епископа Ромжи, очевидца, бывшего с ним в очень близких отношениях и хорошо информированного о его смерти.

Я должен признать, что именно епископ Хира был той особой, которая возбудила дело о причислении епископа Ромжи к лику святых в 1979 году говоря:” Позорно предавать его дело забытью. Кто-нибудь делает что-либо в этом вопросе?”. (Письмо, 13 ноября 1979). Ведение того, что дело епископа Ромжи не забыто - наполняет меня большой радостью. Я только надеюсь на то, что как напоминал нам Папа Иоанн Павел 11-ой : “ Мы не можем не помнить тех, кто в течении этого времени за католическую веру, за любовь к Христу был заключен, преследовался, подвергался пыткам и, даже, был приговорен к смертной казни” и дело нашего Душпастыря не будет предано забытью а будет завершено подобающим образом.

Можем ли мы забыть их?

Принимая епископский сан и оставаясь со своими людьми в период господства советской оккупации, епископ Хира проявил себя человеком глубокого убеждения в веру, полностью вверив себя воле Божьей. Его личным девизом было воззвание:”Да сбудется воля Божья!”. Что бы не происходило с ним на протяжении его “длительного жизненного путешествия” - он сохранял благодарность Богу. И, все же, наибольшую благодарность Богу он выражал за его помощь в сохранении преданности “единственной, святой, католической и апостольской церкви”. По этой причине, “последним вздохом” своей жизни он хотел выразить благодарение наместнику Христа на земле.

Он причислял себя к числу счастливых людей за то, что в минуты приближающейся кончины смог повторить слова крупного ирландского Духовника: “Я предаю свое тело - земле, душу - Богу, а сердце - Риму!”.
***

Епископ Хира достоин нашего уважения и восхищения. В его особе Всемогущий Бог благословил нашу Византийскую католическую церковь героическим священником, оказывающим нам честь и восхваление. Он самый отважный, смелый духовник современности и память о нем мы сохраним навеки.

Мы должны вспоминать епископа Хиру в наших ежедневных молитвах прося Бога о наискорейшем причислении его к лику святых. Мы должны распространять наше почитание среди народа, так как почитание в среде многочисленных обывателей является важным шагом на пути процесса причисления к лику Слуг Божьих.

Причисляя себя к числу “его людей”, будем же хранить его в нашей памяти как. “истинного человека”, который спокойно, безапелляционно, безо всякой напыщенности и фанфаронства распространял в этом ужасающем мире доброту вокруг себя. “ Сохраним же память о нем и и будем же ревностно молиться за его причисление к лику святых .

МОЛИТВА ЗА КАНОНИЗАЦИЮ.

О, милостивый Боже, в Твоей безграничной мудрости Ты хотел в дать нашей Византийской католической церкви мужественного свидетеля святости и единства, воздвигнутой Тобою на скале Св.Петра, Церкви. Ты назвал преданного Тебе слугу, Александра Хиру, который в ужасающих условиях заключения, в лагерях принудительных работ и долгосрочном изгнании “боролся за правое дело”, завершил свой путь и сохранил свою веру” (2 tim. 4:7). Мы смиренно просим Тебя превознести его в число Твоих Святых как превозносил он Твое возвышенное имя. И, посредством его ходатайства, даруй... (произнесите свою просьбу),

Ибо Ты милостив и милосерден. Боже, мы поем восхваление Тебе, Отцу, Святому духу ныне и во веки веков. Аминь.

А. Пекарь, ОSВМ,

Епископ А. Хира, раб Божий


следующая страница >>