Похожие работы
|
Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского - страница №1/44
![]() ЖИТИЯ СВЯТЫХпо изложению святителя Димитрия, митрополита РостовскогоМесяц июльИздательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004http://ispovednik.ru 1 июля
ЖИТИЯ СВЯТЫХ 1 по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского 1 Месяц июль 1 Страдание святых мучеников Космы и Дамиана, 3 Память 1 июля 3 Память преподобного отца нашего Петра 6 Страдание святого мученика Потита 6 Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви1, 14 Память 2 июля 14 Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского 17 Страдание святого мученика Иакинфа, 20 Память 3 июля 20 Житие преподобного отца нашего Александра, первоначальника обители неусыпающих 23 Страдание святых мучеников Мокия и Марка 33 Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского1, 34 Память 4 июля 34 Житие святой праведной Марфы1 35 Страдание святых мучеников Феодота и Феодотии 40 Страдание святого священномученика Феодора, епископа Киринейского 41 Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца 42 Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского, 43 Память 5 июля 43 Память преподобного отца нашего Сисоя Великого, 59 Память 6 июля 59 Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других 61 Страдание святого мученика Коинта 62 Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других 62 Память преподобного отца нашего Фомы Малеина, 68 Память 7 июля 68 Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа 69 Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха 69 Страдание святой мученицы Кириакии 78 Страдание святого великомученика Прокопия, 79 Память 8 июля 79 Празднество Пресвятой Деве Богородице в честь явления Ее иконы Казанской 91 Память святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского, 92 Память 9 июля 92 Житие и страдание преподобных отцов Патермуфия и Коприя и с ними Александра мирянина 94 Память преподобного Патермуфия 98 Память преподобного Коприя 101 Житие святого отца нашего Феодора, епископа Едесского 102 Память преподобного отца нашего Антония Печерского, 124 Память 10 июля 124 Страдание святого мученика Аполлония 134 Страдание святых мучеников Вианора и Силуана 135 Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском 135 Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву 140 Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной, 143 Память 11 июля 143 Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены 151 Память святого мученика Киндея 161 Страдание святых мучеников Прокла и Илария, 161 Память 12 июля 161 Память преподобного отца нашего Михаила Малеина 164 Страдание святой мученицы Голиндухи 164 Собор святого Архангела Гавриила, 168 Память 13 июля 168 Память преподобного Стефана Савваита 169 Память святого Серапиона 170 Житие святого отца нашего Иулиана 170 Страдание святого мученика Маркиана 175 Память святого Апостола Акилы, 175 Память 14 июля 175 Память преподобного Еллия 177 Память святого мученика Иуста 179 Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты, 179 Память 15 июля 179 Страдание святого священномученика Афиногена и десяти учеников его, 182 Память 16 июля 182 Страдание святой мученицы Иулии 185 Страдание святого мученика Антиоха 187 Страдание святого мученика Павла и с ним святых мучениц Алевтины и Хионии 188 Страдание святой великомученицы Марины, 188 Память 17 июля 188 Страдание святого мученика Емилиана, 193 Память 18 июля 193 Житие преподобного отца нашего Памвы 196 Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 200 Страдание святого мученика Иакинфа 202 Житие преподобной матери нашей Макрины, 202 Память 19 июля 202 Житие преподобного отца нашего Дия 208 Житие и чудеса святого пророка Илии, 211 Память 20 июля 211 Память преподобного отца нашего Авраамия Чухломского, Галичского чудотворца 223 Житие святого пророка Иезекииля, 223 Память 21 июля 223 Житие преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого и Иоанна, спостника его 229 Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины, 251 Память 22 июля 251 Страдание святого священномученика Аполлинария, 270 Память 23 июля 270 Память святых мучеников Трофима и Феофила 277 Страдание святой мученицы Христины, 278 Память 24 июля 278 Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского 281 Житие преподобной девы Евпраксии, 285 Память 25 июля 285 Житие святой Олимпиады диакониссы 299 Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина, 303 Память 26 июля 303 Память священномученика Ермолая 307 Страдание святой преподобномученицы Параскевы 308 Страдание святого великомученика Пантелеимона, 308 Память 27 июля 308 Память преподобной игумении Анфисы 319 Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, 319 Память 28 июля 319 Память святого мученика Евстафия 321 Память святого мученика Акакия 321 Страдание святого мученика Иулиана 322 Страдание святой мученицы девицы Серафимы, 324 Память 29 июля 324 Страдание святого мученика Каллиника 328 Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними, 330 Память 30 июля 330 Страдание святого священномученика Валентина 332 Страдание святого мученика Полихрония 335 Память святого Иоанна Воина 338 Святой праведный Евдоким, 339 Память 31 июля 339 Память святой мученицы Иулитты 341 Страдание святых мучеников Космы и Дамиана,Память 1 июляПосле плотского прославления на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников; ибо в них проявилась сила Спасителева; для всех было изумительным высказанное святыми мужественное сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и воспитанные в правилах христианского благочестия, – братья по плоти – святые страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово. Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны "безмездными врачами". Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, – веры во Христа. И действительно не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим. Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так: – Мы только возлагаем на вас руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, всё же совершает всемогущая сила Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа; если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми. И действительно те, веруя, получали выздоровление. Таким образом ежедневно многие, отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу. Жилище сих святых врачей находилось в одном римском селении (где было имение их родителей). Имея здесь свое местопребывание, они просвещали святою верою все окрестности. Между тем диавол, завидуя такой, просиявшей добродетелями, жизни святых, возбудил некоторых своих прислужников отправиться к царю и оклеветать пред ним неповинных. В это время в Риме царствовал Карин1. Сей последний, послушавши клеветников, немедленно послал воинов в то селение, в котором проживали святые, с приказанием схватить безмездных врачей Косму и Дамиана и привести их к нему для допроса. Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, – хотя и против воли, – повиновались им. Тогда верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере. Между тем воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим. Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: – Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы – те самые, которых вам приказано взять. Таким образом воины, отпустивши тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим. Здесь святые были заключены в оковах в темницу, в которой находились до утра. С наступлением утра, царь воссел пред народом на обычном судилище, которое находилось на месте отведенном для зрелищ; приказав представить пред собою святых узников Косму и Дамиана, царь громко сказал им: – Это вы противоборствуете богам отцов наших и какою-то волшебною хитростью безмездно исцеляете болезни у людей и скотов, соблазняя простых людей отступать от отеческих богов и законов? Но хотя теперь, оставьте свое заблуждение и послушайтесь моего доброго совета; приступите, принесите жертву богам, которые до сего времени долго терпели вас. Боги, будучи обижены вами, не воздали вам злом за зло, – хотя и могли воздать, – но терпеливо ожидали вашего обращения к ним. Святые же угодники Христовы как бы едиными устами отвечали царю так: – Мы не соблазнили ни одного человека; мы не знаем никакой волшебной хитрости, никому не причинили никакого зла, но излечиваем болезни силою Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, как заповедал Он, говоря: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте" (Мф.10:8). Делаем же мы сие безмездно, потому что так завещал Спаситель, Который сказал: "Даром получили, даром давайте" (Мф.10:8). Ведь мы требуем не имений, но ищем спасения душ человеческих и служим нищим и немощным как Самому Христу, ибо Он присваивает Себе те попечения, которые совершаются ради первых, вещая к благодетелям: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф.25:35-36). Сии заповеди Его мы стараемся исполнять, надеясь получить от Него награду в бесконечной жизни небесного Царствия. Покланяться же признаваемым тобою богам мы никогда не согласимся. Покланяйся им ты и те, кто согласен с тобою! Мы же хорошо знаем, что они не боги. Если же ты, царь, желаешь, то мы предложим тебе добрый совет, дабы ты познал Единого истинного Бога, Творца всех, "ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45), – для наших потребностей во славу Своего превеликого имени: отступивши от бесчувственных и бездушных идолов – служи Ему! Император Карин отвечал на сие святым так: – Я не витийствовать призвал вас, но принести жертву богам. – Мы приносим, – Отвечали святые, – бескровную жертву души наши – Единому нашему Богу, избавившему нас от сети диавола и давшему Своего Единородного Сына за спасение всего мира. Сей наш Бог не созданный, но Создатель всех, а твои боги суть измышления человеческие и дала пук ремесленников и, если бы не существовало среди людей ремесла, производящего вам богов, вы не имели бы кому покланяться! – Не раздражайте вечных богов, – сказал Карин, – но лучше принесите жертвы и поклонитесь им, если не хотите подвергнуться уже приготовленным для вас мукам. – Да будешь посрамлен ты, Карин, с твоими богами, – сказали, исполнившись Святого Духа рабы Христовы. – Так как ум твой отвращается от всегда сущего и во веки живущего Бога и обращается к бесчувственным и никогда не существовавшим идолам, то пусть для твоего посрамления и для того, чтобы ты своим собственным опытом понял, что Бог наш всемогущ, – пусть изменится лице твое на твоем теле и свернется с своего места! В то время как святые произносили сии слова, внезапно переменилось лицо у Карина и свернулась шея его, таким образом, что лице его очутилось на его плечах и он не мог повернуть своей шеи, да и помочь ему никто не мог. Таким образом он сидел на троне с искривленною шеею и лицом. Между тем, смотревший на сие народ, громогласно взывал: – Велик Бог христианский и нет другого Бога кроме Него! В то время многие уверовали во Христа и умоляли святых врачей исцелить царя. Последний и сам умолял их о том же, говоря: – Ныне я поистине знаю, что вы рабы Бога истинного. Итак я умоляю вас, – так как вы уврачевали уже многих, – то исцелите и меня, дабы и я уверовал, что нет другого Бога, кроме проповедуемого вами, сотворившего небо и землю. – Если ты, сказали ему на сие святые, – познаешь даровавшего тебе жизнь и царство Бога и уверуешь в Него всем сердцем своим, то Он исцелит тебя. – Я верую в Тебя, – громогласно произнес царь, – Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй меня и не помяни моего первого неведения! В то время как царь произносил сии слова, выпрямилась шея его, лицо стало на свое место, как было сначала, и он, вставши с своего места, возвел очи свои на небо и, воздевши руки, воздал вместе со всем народом благодарение Богу, сказав так: – Благословен Ты, Христе, истинный Боже, приведший меня посредством сих святых рабов Твоих от тьмы к свету. Получивши таким образом исцеление, царь почтил дарами святых рабов Косму и Дамиана и отпустил их с миром. Выйдя из Рима, святые направились в свое селение. Жители как сего селения так и окрестных селений, услыхавши обо всем, что сделано было в Риме святыми, вышли навстречу угодникам Божиим и приняли их с радостью, веселясь и прославляя Владыку Христа. Святые, между тем, по своему обыкновению снова обходили окрестные города и селения, исцеляя недуги и просвещая всех святою верою, а затем снова возвращались в свое селение. Ненавистник же рода человеческого – диавол, не успев повредить святым своими первыми кознями и не возмогши истребить их из числа живых людей, придумал другое средство. В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству и сии святые Косма и Дамиан. Его-то и научил враг рода человеческого, не терпевший славы угодников Божиих, – позавидовать святым. Призвавши с лестью к себе святых, он повлек их как бы с целью собирания врачебных растений, на гору, затаив между прочим в своем сердце Каинову мысль2. Заведя далеко святых, он устроил так, чтобы каждый собирал растения отдельно. Затем, напавши сначала на одного, побил его камнями, а потом таким же образом погубил и другого; после всего, взяв тела святых, он сокрыл их при находившемся там колодце3. Таким образом святые страстотерпцы Христовы безмездные врачи Косма и Дамиан, восприняли кончину жизни своей и сподобились мученических венцов от Христа Господа Спаса нашего, Которому воссылается честь и слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь. ___________________________ 1 Император Карин царствовал с 283 г. по 284 г. 2 Каин – имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт.4:1-16). Это событие и имеется в виду в житии. 3 Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г.
следующая страница >> |