«Жемчужина из народа. Исполнительское мастерство Ф. Шаляпина» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Жемчужина из народа. Исполнительское мастерство Ф. Шаляпина» - страница №1/1


http://www.o-detstve.ru/Портал «О детстве»

Урок музыки в 3классе. Тема: «Жемчужина из народа. Исполнительское мастерство Ф.Шаляпина»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива- 2014»

Номинация «Учебно- воспитательный процесс в начальной школе»

Урок музыки предназначен для учащихся 3 кл. общеобразовательной школы. На уроке учащиеся знакомятся с темой «Жанры русской народной музыки. Трудовые песни»

Урок ориентирован для использования учителями музыки, музыкальными руководителями ДО, учителями начальной школы

Цель: Знакомство с жанрами р.н.п. Трудовые песни и их особенности Знакомство с секретами мастерства Ф.Шаляпина

Задачи:

Образовательные:



  • Познакомить ребят с жанром трудовой песни и ее особенностью

  • Голос «бас»- низкий мужской голос

  • Постичь секреты вокального мастерства Ф.Шаляпина

Развивающие:

  • Развивать в детях умение управлять своим голосом

  • Знакомство с техникой дыхания, звукообразования

  • Учить петь выразительно, образно, с душой

  • Учиться петь на 2 голоса

  • Сопровождать свое пение на музыкальных инструментах

Воспитательные:

  • Учить уважать разные точки зрения Выдвигать свою точку зрения

  • Воспитывать ценителей большого искусства

  • Прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям

  • Воспитание патриотических чувств и гордости за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Коммуникативные:

  • Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним критериям

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера ошибок

Методы: словесный, наглядно- практический, проблемного изложения, самоконтроля

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи( музыка, ИЗО, литература) Воздействие разными видами искусства на восприятие и органы чувств ребенка Применение разнообразных форм работы: индивидуальной, групповой, работа в парах для достижения поставленных целей и задач

Ценность урока

В уроке использованы современные технологии. Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах и всем вместе. Учащиеся приобретают навыки творчества, владением собственным голосом, постигают тайны вокального мастерства. На уроке использована вокалотерапия, дыхательная разминка. Голос является индикатором здоровья человека. Ученые доказали, что многие певцы являются долгожителями. Хорошая веселая народная песня заряжает организм положительной энергией, дает ощущение счастья. А это в учебном процессе очень важно. Урок выполняет цели и задачи, поставленные перед современным образованием: подготовка грамотной, духовно богатой Личности, ценителей высокохудожественного искусства. Он учит самосовершенствованию и саморазвитию личности. Результатом этого урока является творческий и исследовательский опыт учащихся: кроссворды, презентации, доклады, стихи, песни, рисунки.

Фото:

1.Исполнение р.н.п. «Во кузнице» на 2 голоса в сопровождении инструментов



c:\users\людмила\desktop\конкурсный урок в 3 кл. шаляпин\3 фото\p1040732.jpg

2.Индевидуальная работа учащихся(стихи, доклады, презентации, кроссворды)



c:\users\людмила\desktop\конкурсный урок в 3 кл. шаляпин\3 фото\p1040733.jpg c:\users\людмила\desktop\конкурсный урок в 3 кл. шаляпин\3 фото\p1040747.jpg

3.Работа учащихся в группах и парами



c:\users\людмила\desktop\конкурсный урок в 3 кл. шаляпин\3 фото\p1040748.jpg

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Комбинированный урок

Вид урока: размышление и усвоение новых знаний

Оборудование: Ноутбук, диапроектор, экран, детские музыкальные

инструменты, карточки с заданием, кроссворд «Жанры

русской народной песни»

Музыкальный материал: «Эй, ухнем» р.н.п, «Вдоль по Питерской» р.н.п,«Во кузнице» р.н.п. и таблица с 2-х голосьем и текстом песни.


Ход урока:

Вход: “Русская песня» в исп.Л.Зыкиной

1Организация класса Музыкальное приветствие

2Введение в тему урока

Презентация:

3Игра «Жанры русской народно песни»(мозговой штурм,разминка

Слайд№


/ Показ картины И.Репина «Бурлаки на Волге»/

/ Звучит р.н.п. «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И.Шаляпина/

Определите жанр русской народной песни?



4Освоение новых знаний

Слайд № Работа в группах по карточкам

1группа: Дайте правильный ответ Что является особенностью трудовой пени?

а/ маршевый шаг

б/ акцент

2 группа: Для кого была написана эта песня? Кто ее спел раньше?

Почему?


а/ лесорубов

б/ бурлаков



3 группа: Найдите правильный ответ:

а/ Репин написал эту картину под впечатлением сильных эмоций, охвативших его после увиденной картины жизни: роскошной прогулки аристократического общества по берегу реки Волги и изнурительного труда бурлаков

б/ Репин был восхищен бурлаками

Определите голос певца? Кого называют «жемчужиной из народа»?

Кто достиг вершин исполнительского мастерства, будучи выходцем из «низов»?

- Ф.Шаляпин



Определите тему нашего урока?

- Мы будем говорить об исполнительском мастерстве Шаляпина.

Правильно, мы поговорим сегодня о «секретах» исполнительского мастерства.

Беседа «Секреты вокального мастерства»

Голос- это наш собственный музыкальный инструмент. Казалось, есть голос, есть слух – пой себе на здоровье. Но не так-то все просто. Оказывается, иметь хороший голос – этого мало. Надо уметь им управлять.

Что значит «управлять» голосом?

Представьте себе, что вы вышли на Большую сцену театра. Что вы будите делать, чтобы ваш голос услышали в самых последних рядах зала? Петь громче? Но тогда получится крик. А как быть, если это лирическая песня, которую надо петь тихо и выразительно? Что делать? Вы не знаете? А вот Шаляпин знал. Он мог петь почти шепотом, и каждая нота была слышна в любом уголке огромного зала.



Как говорит сам Ф.Шаляпин, надо «учиться техническому господству над голосовым инструментом». «Звук,- говорит Шаляпин,- должен опираться на дыхание, как смычок должен умело прикасаться к струне и свободно двигаться». Пение это большая и сложная наука. Нужно всегда помнить, что человеческий голос - самый нежный и хрупкий музыкальный инструмент. Испорченную скрипку можно починить, заменить другой. А вот поврежденный голос далеко ни всегда можно вылечить и уж нельзя заменить. Каждый правильно спетый звук – свободный, летящий, чистый- для вокалиста праздник. У начинающих певцов таких праздников очень мало. Но техника пения – это не все, что нужно настоящему певцу- артисту. «Когда глубоко переживаешь музыку, тогда и исполнить ее можно убедительно»,- говорит замечательная певица Мариан Андерсон. Особой ошибкой начинающих певцов является стремление набрать как можно больше воздуха. Они поднимают плечи, но при этом заполняют только верхнюю часть легких и не могут долго держать звук. При таком дыхании голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и сухо. Тогда говорят, что певец поет «на горле», что он зажимает звук. Это самый вредный тип ключичного дыхания. Существуют различные типы дыхания: ключичное ( одно из самых вредных типов дыхания), грудное и грудобрюшное. При таком дыхании плечи не поднимаются во время вдоха, грудная клетка расширяется, нижние ребра раздвигаются в стороны, мышцы живота выдвигаются вперед. При пении желательно брать воздух через нос. А выдыхать можно и ртом и носом одновременно. Начинающие певцы всегда держат руки на талии или на животе, с тем, чтобы лучше себя контролировать во время вдоха и выдоха, ощущая движение мышц и нижних ребер. При выдохе живот втягивается

Физкультминутка Дыхательная разминка Упражнения «В цветочном магазине», «Выпускаем птиц из клетки», «Накачиваем колеса»

Распевка: (Вокальные упражнения профессора А.В.Свешникова с хором)

Мм-а-и-а(от звука ми-бемоль)

Ку-ма-зи-ма

Ле-ма-зи-ма

(затем петь вверх по полутонам и вниз)

( Поделить ребят на 2 голоса: петь то же самое в интервал квинту вверх)Цель: вырабатывать чистый унисон, приводить к однотембровому звучанию каждой хоровой партии.



Лучано Поваротти сказал: «Очень важна поддержка, получаемая от сильного туловища. Она снимает напряжение голосовых связок, этих маленьких чувствительных мембран, и передает аго диафрагме, которая по сути дела, представляет собой хорошо развитую, сильную мускулатуру» Если вы правильно поддерживаете голос снизу, то сможете петь значительно дольше не только в один вечер, но и на протяжении всех лет жизни, не испытывая напряжения и усталости. Самая лучшая иллюстрация - плачущий ребенок. Звук исходит у него не из глотки, а из желудка, из легких. Он может кричать всю ночь, причем, не уменьшая силы крика. Нужно так много работать над собой, чтобы избавиться от того, что препятствует потоку воздуха, который мы с силой выгоняем из глубины диафрагмы, направляя на голосовые связки. По сути: поток воздуха является «горючим» для создаваемого нами звука. Вторым важным качеством певца является его умение сосредоточиться. Сосредоточить внимание надо не на том, как вы поете, а на том, что вы поете. Он должен уметь тронуть слушателей. Третьим важным качеством певца является умение четко произносить слова. Труднее всего для певца овладеть искусством пассажа, т.е. умение переходить из одного регистра в другой.

Все эти качества ярко выражены в одном человеке Ф.И.Шаляпине. Когда критик Стасов услышал голос Шаляпина, он воскликнул: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало! Новый великий талант народился!»

Мы живем в то удивительное время, когда чудеса стали обычным явлением. Поэтому, мы сегодня можем воскликнуть словами Стасова: «Радость безмерная!» слушать голос Ф.Шаляпина!

Более всех композиторов Шаляпин любил М.П.Мусоргского, хотя никогда его не видел и об этом часто жалел, что он умер раньше, чем Шаляпин появился в Петербурге. Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актером. Глядя на портреты его в ролях, трудно поверить. Что это один и тот же человек, что все это один Шаляпин.

/ Просмотр видеоролика «Вдоль по Питерской» р.н.п.в исполнении Ф.Шаляпина/

/Ученик читает стихотворение В.Бокова «Шаляпин» (индивидуальное задание на дом)

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли – любимый сын!»

5.Закрепление полученных знаний и навыков Вокалотерапия

Вот теперь и мы должны показать, как мы поняли сегодняшний урок.

Ну что, покажем в своем исполнении широту, удаль, бесшабашность русской души? Я предлагаю вам исполнить трудовую народную песню «Во кузнице»Перед вами таблица с нотами этой песни. Сегодня мы будем ее петь на 2 голоса в сопровождении музыкальных инструментов. Я предлагаю поделиться на 3 группы: музыканты, исполнители1голоса, исполнители 2 голоса. Первыми начнут работу 2-е голоса. Затем первые. Следующий этап- объединение голосов в

2-х голосье. Затем вступают музыканты. Их задача украсить исполнение певцов.

( Работа по группам. Затем исполнение песни в характере всем вместе) Задача: Помнить о рекомендациях великих исполнителей Добиваться совершенства в создании музыкального образа.

Молодцы!


Наш урок подошел к концу

6.Рефлексия и обобщение

Ученые доказали, что великие певцы являются долгожителями Так пойте больше! Пойте везде! Пойте от души и для души! Здоровья вам!



7. Дайте оценку уроку с помощью смайликов.

8. Д/З- Подготовить сообщение о детстве Шаляпина, кто спас его от голода и нищеты, дал дорогу в жизнь.

- Совершенствовать свое вокальное мастерство, работать над дыханием, дикцией, образом песни «Во кузнице»

- Опишите в тетрадях свое отношение к творчеству Ф.И.Шаляпина

- Зарисуйте Шаляпина в любой роли

До новых встреч, Друзья!

Приложение1: Презентация

Приложение2: Секреты вокального мастерства

Приложение3. Работа в группах по каточкам


Источники:

1.Звезда оперы - Елена Образцова; ж-л Муз. жизнь №7, 1999г, с.1-2.

2.Наш Хворостовский; ж-л Музыкальная жизнь №1,1996,с.16-18.

3.Паваротти Лучано. Ничего в жизни не дается просто так…

ж-л Музыкальная жизнь; с.18-19.

4.Полонили нас песни твои(к 125-летию Антонины Неждановой); ж-л Музыкальная жизнь №5,1998, с.30.

5.Портреты образов И.Козловский ;ж-л Музыкальная жизнь №6, 1999г.,с.6-8.

6.Розенфельд С. Повесть о Шаляпине; М. 1957; Гос.издательство Художественной литературы.

7.Уланов Ю. О хоровых упражнениях А.В.Свешникова(методическое письмо) Всероссийское хоровое общество; М. 1961

8.Жизненый подвиг Мариан Андеосон; ж-л Муз.жизнь.


Автор: Учитель музыки высшей категории МБОУ «Икрянинская СОШ» Астраханской области, Икрянинского района, пед.стаж 36 лет. Лауреат 2 степени Всероссийского дистанционного конкурса «Моя педагогическая инициатива-2013». Номинация «Учебно- воспитательный процесс в начальной школе».Обобщающий урок-игра «Лесная школа».


Моя педагогическая инициатива- 2014