Издательский дом Библиография - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Издательский дом Библиография - страница №1/1

Издательский дом Библиография




Марина Резванова
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

По страницам журналов Издательского дома

«Первое сентября»
и газеты «Первое сентября» за октябрь–ноябрь 2011 года1

В обзор вошли все журналы (№ 16, ноябрь) и газета «Первое сентября» (№ 17, 18, октябрь) 2011 г.



В обзор вошли рубрики: «Вместе с классом», «Вместе с родителями», «Вместе с психологом», «Подросток», «Особый ребёнок», «Проблема», «Профильное обучение», «Рабочий блокнот», «Даты. События. Люди», «Диалоги», «Арт-галерея», «На экскурсию», «Час чтения», «Литературные прогулки», «Литературные направления», «Игротека», «Это интересно».

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Алексеева Н. Если бы я был директором : Ролевая игра / Н. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 17. – (Идеи. Классный час).

Игра поможет старшеклассникам определить свой взгляд на проблемы школьной жизни, а затем рассмотреть их с разных сторон: с позиции администрации и с позиции ученика, способного оказать своей школе деятельную помощь.

Дополнение на диске.

Алексеева Н. Формула успеха : Движение к цели / Н. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 14–15. – (Идеи. Классный час).

Интерактивная игра поможет подросткам не только поразмышлять над составляющими успеха, но и попрактиковаться в его достижении: поучиться коллективно планировать цели и способы их достижения, анализировать препятствия и делать ответственный выбор.

Дополнение на диске.

Безымянных Н. А. Великий сын России: Интеллектуальный марафон, посвященный 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова / Н. А. Безымянных // Химия. – 2011. – № 16. – С. 50–62. – (Из опыта работы).

300 лет прошло со дня рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Он известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто. Архангельский помор вошел в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России.

Правила игры:

За две недели до начала игры формируются команды, состоящие из учащихся разных возрастов (капитан команды и его заместитель – учащиеся 10-х или 11-х классов, члены команды – по одному ученику из 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классов). Учащимся сообщается тема марафона, названия этапов маршрута, список литературы для подготовки.

В день проведения игры каждая команда получает «подорожную» с названиями станций и их адресами. Направление маршрута команда выбирает самостоятельно. Учителя – «станционные смотрители» – задают представителям команд вопросы, фиксируют результаты в «подорожных» и расписываются в специальной графе.

Богомаз И. Аккорды мятежной лиры : Литературно-музыкальная композиция / И. Богомаз // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 36–41. – (Сценарии).

Сценическая постановка, посвященная творчеству поэтов-декабристов, поможет школьникам больше узнать об исторических и литературных фигурах того времени. В композиции использованы отрывки из поэмы А.Маркова «Кондратий Рылеев», стихи А.С. Пушкина, стихи поэтов-декабристов К.Рылеева, В.Кюхельбекера, М.Бестужева, П.Катенина, А.Одоевского, материал книги А.Гессена «Во глубине сибирских руд».

Дополнение на диске.

Инюточкина К. И ты можешь стать ученым! : Познавательная игра / К. Инюточкина, О. Кондаурова // Химия. – 2011. – № 16. – С. 25–27. – (Ко дню рождения…).

В игре принимают участие все желающие. Её можно провести как заочный подготовительный тур недели химии, посвященной М.В.Ломоносову. Вопросы и правила игры нужно поместить на стенде, а через некоторое, заранее оговоренное время там же вывесить ответы и интерпретацию результатов.

Исаев И. Главное – увидеть! : Образ России в живописи / И. Исаев // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 42–43. – (Работа с читателями.).

По этой минимальной подборке картин у любого человека сложится прекрасное представление, что такое природа России. И даже, возможно, сформируется образ типичного русского культурного ландшафта. В представленном «коллаже» автор намеренно не стал подписывать картины. Пусть его «расшифровывание» будет тестом на знание шедевров русского искусства. Любую из репродукций этих картин можно смело повесить в детской спальне! И потом не опасаться за формирование художественного вкуса ребёнка. Между прочим, по этому «коллажу» детям повзрослее (к коим, возможно, и мы сами относимся) можно предложить массу тестов на эрудированность. Например, кто знает, в каких музеях находятся эти картины? Какая из них написана в Крыму по воспоминаниям? На какой картине изображено село, в котором жил всем известный народный герой? На какой изображена река Ока? Над какой картиной работали двое художников? Какая из картин самая большая по размерам? Где находится церковь, изображённая на картине «Над вечным покоем»? Да можно придумать массу интересных вопросов!..

Приложение на диске.

Калистова Т. Квартет : Развивающая игра / Т. Калистова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 18–19. – (Идеи. Классный час).

Увлекательная игра с большим развивающим и обучающим потенциалом исчезла с прилавков магазинов несколько десятков лет назад. Но она сохранилась в памяти участников, которые передавали ее друзьям, а затем, став учителями, – своим ученикам. Игру легко можно использовать в разных педагогических ситуациях.

Дополнение на диске.

Легоцкая В. Право на уважение : Нравственно-этическая работа / В. Легоцкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 12–13. – (Идеи. Классный час).

Предложенный автором классный час призван помочь классному руководителю разъяснить подросткам содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения, сформировать у учеников 6–8-х классов собственную позицию к уважению как нравственной категории

Приложение на диске.

Что такое конвенция о правах инвалидов : Тема для классного часа // Здоровье детей. – 2011. – № 16. – С. 46–49.– (Инклюзивное образование).

Только при равном и уважительном отношении окружающих люди с инвалидностью смогут реализовать свои права и чувствовать себя равноправными членами общества.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Литвяк Е. Дети – наш шанс на взросление : Субъективные заметки о родительской любви / Е. Литвяк // Первое сентября. – 2011. – № 17. – С. 20. – (Детный мир. Дневник мамы).

В «ПС» № 7 за 2007 г. был опубликован «Дневник Анны. Когда мы учимся всматриваться в ребенка с самых первых его мгновений» – заметки о новорожденном, о процессе зарождения родителя во взрослом человеке. За это время у мамы Анны накопилось множество новых впечатлений и наблюдений, в том числе и такие вопросы: «Вот интересно: в моем дневнике записи о малыше подробны, полны мыслей и переживаний, а о четырех-пятилетнем – уже короче, ровнее. Уже не так трагично и интересно, уже детская жизнь более предсказуема и похожа на взрослую? Может быть, наконец произошло привыкание, притирание друг к другу, многое понимается с полуслова и не требует рефлексии?» И да и нет…

Федорова И. Обманчивые этикетки : Алкоголь и подростки / И. Федорова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – № 16. – С. 22–23. – (Идеи. Родительское собрание).

Совместное мероприятие для учеников и их родителей позволит разносторонне обсудить тему употребления пива и энерготоников. Что собой представляют эти напитки? Какие аргументы можно привести «за» и «против» их употребления? Как сами подростки поступили бы, оказавшись на месте своих родителей? Работа в группах и коллективное обсуждение полезной информации помогут как детям, так и взрослым.

Дополнение на диске.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Болсуновская Н. Прогулки по Сети : Путеводитель по психологическим ресурсам Интернета / Н. Болсуновская, О. Решетникова // Школьный психолог. – 2011. – № 16. – С. 44–46.– (Психологические технологии).

Дополнительные материалы на диске.

Карташова Е. Формулы спокойствия и уверенности : Способы саморегуляции и улучшения психического состояния молодых специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта / Е. Карташова // Школьный психолог. – 2011. – № 16. – С. 47–50.– (Вместе с учителем).

Всем хорошо известно, что профессия учителя, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного и психоэмоционального напряжения, а поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна. Служа людям, педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость, забывая важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал».

У молодых специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, чаще, чем у других педагогов, наблюдаются невротизация, эмоциональная истощаемость, усталость, подавленность, тревожность, разочарование в результатах своего труда, ухудшение соматического здоровья и др. Особенно ярко перечисленные признаки обнаруживаются у молодых специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта.

Корчагина Ю. Дерево жизни : Теоретические основы и практический опыт проведения работы по профилактике зависимостей среди младших школьников / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2011. – № 16. – С. 56–59.– (Образ жизни).

Сыроваткина К. Внеурочная деятельность в рамках развивающего обучения / К. Сыроваткина // Школьный психолог. – 2011. – № 16. – С. 16–17.– (Метод в теории и на практике).

Споры о том, что же такое новые стандарты, не утихают. Обучение по новым стандартам — это прежде всего развитие ребенка. Ключевую роль в развитии ребенка всегда играл психолог, а за ним уже учитель. Сегодня ситуация меняется и возникает вопрос: а какое же место займет психолог в системе образования?

ПОДРОСТОК

Печатникова Л. «Я люблю вас, хоть мы и не знакомы…» : Проект «6 миллиардов других» позволяет старшеклассникам стать участниками разговора о человеке поверх границ, наций, вероисповеданий / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2011. – № 17. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).

С чего бы начать учебный год старшеклассникам? С размышления о своем месте в мире. О том, как мы связаны с другими людьми. Для столь серьезных разговоров нужен повод. И так удачно сложилось – как раз сейчас до России добрался международный проект «6 миллиардов Других». Его создатели несколько лет путешествовали по планете, чтобы спросить самых разных людей – африканскую бабушку, китайского врача, американского студента, о чем они мечтают, чего боятся, на что надеются, чему научились у своих родителей, что хотят оставить собственным детям. Около сорока простых вопросов. 5 тысяч интервью, 75 стран, сотни часов видеозаписей.

Сайт http://www.6billionothers.org/, где можно все эти фильмы увидеть и услышать в любое время. Подростки поначалу рассеянно смотрят на экран (в Москве проект был представлен в залах Мультимедиа Арт Музея), потом затихают. Им трудно сформулировать свои ощущения. Наверное, им редко приходится разговаривать не о школьном, учебном, и не о модном, популярном, – о жизненном, о человеческом. И вдруг оказывается, соседи по парте по-разному относятся к человечеству, к возможности счастья, понимания. И при всех различиях, как и герои проекта, ученики одного класса своими высказываниями достраивают «универсальный» портрет человечества (о котором мечтали авторы фильмов).

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

Малярчук Н. Как общаться с гипердинамичными детьми : Рекомендации для родителей / Н. Малярчук // Здоровье детей. – 2011. – № 16. – С. 41–45.– (Особый ребенок. Коррекционная педагогика).

Обстановка, которая окружает ребенка с СДВГ дома, в детском саду, в школе имеет большое значение при развитии синдрома и его лечении. Так, без благоприятного психологического климата дома, в школе или детском саду даже применение современных препаратов не оказывает необходимого действия. Ну и, конечно, большое значение имеют поведение и характер родителей.

Розенблюм С. Дети аутисты в средней школе Достижения и проблемы / С. Розенблюм // Здоровье детей. – 2011. – № 16. – С. 50–51.– (Инклюзивное образование. Учимся вместе).

ПРОБЛЕМА

Павлов И. Стереотип «неполной» семьи : Судьба ребенка определяется не составом семьи, а качеством отношений между родителями / И. Павлов, М. Сорока // Первое сентября. – 2011. – № 17. – С. 19. – (Детный мир. Трудная тема).

В каждом классе есть несколько детей, воспитывающихся в неполных семьях, как правило, без отцов. В некоторых случаях их количество составляет от одной трети до половины класса. Действительно ли эти дети несут на себе печать неполноценности и чем-то отличаются от сверстников, имеющих обоих родителей? Вопрос, ответ на который не так очевиден, как некоторые из нас привыкли считать.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 6–7 классов : В помощь педагогам-психологам и классным руководителям / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2011. – № 16. – С. 51–53.– (Тест со всех сторон).

Программа предназначена для индивидуальной и групповой диагностики мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 6–7-х классов, выбирающих профессию.

Дополнение на диске.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Георгиевская Т. Готовимся к конкурсу чтецов / Т. Георгиевская // Литература. – 2011. – № 16. – С. 50–51.– (Литература и театр).

Тина Георгиевская – театральный педагог, певица и автор уникальной методики работы с голосом. Эта методика включает в себя и элементы постановки голоса, и артикуляционные упражнения, и нахождение нужных «резонаторов». Тина Георгиевская обучает людей правильно дышать, говорить, петь – и выражать себя через голос. Но не менее важной в её методике становится работа с тем текстом, который человеку предстоит произнести. Мы попросили Тину Георгиевскую поделиться с нами своими советами о том, как готовить детей к конкурсу чтецов – ведь с такой проблемой так или иначе сталкивается каждый словесник.

Дополнительные материалы к статье см. на диске.

Дудко О. Организация исследовательской деятельности старшеклассников по обществознанию / О. Дудко // История. – 2011. – № 16. – С. 38–43. – (Обществознание. Мастер-класс).

Методическая разработка для организации исследовательской работы учащихся.

В статье рассказывается о проектно-исследовательской работе учащихся московского технического лицея № 1501, которая ведётся уже девять лет. При этом предлагаются методические разработки, позволяющие организовать, активизировать творческую деятельность ребят; приводятся примеры работ учащихся по различным разделам обществознания, отмеченных на городских конференциях.

Приложение на диске.

Кожурина Л. Настоящее время настоящей идеи. XV Соловейчиковские чтения. Переделкинский манифест : Четверть века по школьному счету / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2011. – № 17. – С. 3. – (Аксиома встречи).

Репортажи с мероприятий чтений на страницах 7–16 этого номера.

Колоскова Н. Мыши, кони и другие в строю : К вопросу об эколого-героико-патриотическом воспитании / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 50–53. – (Эколот).

2011 год богат мероприятиями, посвящёнными лесу. Это и понятно, – он объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом лесов. А ещё в этом году мы отмечаем 70-летие начала Великой Отечественной войны. Предлагаемый в данном выпуске «Эколота» материал, – попытка объединить два этих события. Ведь с давних времён лес становился не только убежищем, но и надёжной защитой. Надеемся, что этот материал поможет привлечь юных читателей к этой теме, которая, кстати, поспособствует их экологическому и патриотическому воспитанию.

Приложение на диске.

Куценко Е. Урок перед камерой, домашнее задание перед микрофоном : Мультимедийные технологии на службе образования и самообразования / Е. Куценко // Первое сентября. – 2011. – № 18. – С. 10 – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Мультимедийные технологии практически уже вошли в школу. И при этом, как и любое нововведение, они не только значительно облегчили жизнь, но и создали дополнительные проблемы: с одной стороны – перспективы сетевого взаимодействия, быстрый доступ к огромному массиву информации, возможность задействовать в обучении все каналы восприятия, с другой – удвоение работы учителя (электронные журналы, к сожалению, во многих школах, как правило, дублируют бумажный), затруднение понимания материала при использовании средств, которые должны облегчать восприятие, – презентаций, ставших практически обязательным сопровождением любого выступления, но сделанных «на коленке»…

Как сделать мультимедийные технологии не просто модной приставкой к школьной жизни, а педагогическим инструментом? Предлагаем вам несколько идей от Новой гуманитарной школы.

Советова Е. Управление мотивацией педколлектива : Успеху может помешать чрезмерная потребность власти, честолюбие и тщеславие руководителя / Е. Советова // Управление школой. – 2011. – № 16. – С. 4–11. – (Наука управлять / Кадры).

Сегодня в руководстве образовательным учреждением на смену философии «воздействия» идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления». Теория управления школой существенно дополняется теорией менеджмента, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (руководителя, управленца) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха.

Тайм-менеджмент // Литература. – 2011. – № 16. – С. 54–56.– (Наука побеждать).

Наше время – время технологий. У кого они лучше – тот и победитель. Правда, учитель часто словосочетания «новые технологии» не любит, для него оно звучит даже издевательски. «Новые технологии» в российской школе – это интерактивные доски в классе, а туалет на улице… Однако среди необозримого моря технологий, касающихся всех областей жизни, есть целое течение, от которого и учителю – одна несомненная польза. Это технологии, помогающие человеку улучшить самого себя. Такие «технологии» существовали в разное время, в разных странах, в разных формах.
А в наше время, благодаря доступности информации со всего света и новым возможностям её обработки, из духовных практик, мыслей умных людей и открытий психологии составились… да-да, новые технологии, предназначенные для современного человека. О некоторых из них мы расскажем вам в нескольких выпусках нашей новой рубрики «Наука побеждать».


Сегодняшний рассказ – о тайм-менеджменте, или, по-русски, об управлении временем. Согласитесь, часов в сутках нам всегда не хватает.

Дополнительные материалы к статье см. на диске.

Третьякова Н. Портфолио как ведущий показатель системы оценки качества образования / Н. Третьякова // Управление школой. – 2011. – № 16. – С. 23–24. – (Наука управлять / Технологии).

Мы наблюдаем кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. Поэтому становится необходимым создание образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать учащихся на овладение соответствующими компетенциями. Достаточно эффективный инструмент, который может помочь в этом деле, – технология «Портфолио».

Халоймова Н. Родное село не будет провинцией : Школьный музей как точка культурной самоидентификации / Н. Халоймова, Н. Цеван // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 21–26. – (Работа с читателями).

Этот материал о яркой работе школьного музея ждал своего часа полтора года. За прошедшее время контекстное наполнение некоторых описанных событий устарело, но методика и, главное, её эмоциональное наполнение остались актуальны. А краеведческая работа приносит плоды только там, где люди вкладывают в неё свою душу.

ДАТЫ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ

Арнольд О. Незнакомый Миклухо-Маклай / О. Арнольд // Биология. – 2011. – № 16. – С. 56–63. – (История науки).

В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888), выдающегося русского ученого и путешественника. День его появления на свет, 5 июля (17 июля по новому стилю), стал профессиональным праздником этнографов. Но на самом деле ученый изначально был биологом...

Бузоева М. Одна истина и многие умолчания / М. Бузоева // История. – 2011. – № 16. – С. 18–21. – (История ХХ века. Забытый сюжет).

Важнейшее событие Второй мировой и Великой Отечественной войн – битва за Москву – осенью и в декабре 1941 г. регулярно освещалось на страницах русских и немецких газет, в частности, «Правды» и «Volkischer Beobachter» («Народного обозревателя»). Поясним, что газета «Volkischer Beobachter» – официальный печатный орган нацистской партии (НСДАП) – выходила с 1920 по май 1945 г. и распространялась на всей территории Германии. Давайте посмотрим, как отражались эпизоды Московской битвы по обе стороны фронта – в советской и нацистской прессе.



Материал для подготовки урока и внеклассных мероприятий по теме «Битва за Москву и её историческое значение».

Дан список сетевых ресурсов – «Битва за Москву».

Гольдфаин И. «Было всё на кону» : Московский военный округ в октябре 1941 года / И. Гольдфаин // История. – 2011. – № 16. – С. 10–17. – (История ХХ века. Мастерская историка).

Материал для подготовки урока и внеклассных мероприятий по теме «Битва за Москву и её историческое значение».

Приложение на диске.

Гуденко Е. В. 300-летний юбилей русского гения: 19.11.1711–15.04.1765 / Е. В. Гуденко // Физика. – 2011. – № 16. – С. 63. – (Наука и техника: прошлое и настоящее).

Кузнецов А. Декабрь в истории, литературе, искусстве / А. Кузнецов // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 56–55. – (Даты. События. Люди).

11 декабря 1261 года – 750 лет назад – родился князь Даниил Московский

24 декабря 1761 года – 250 лет назад – родился султан Селим III (1789–1807)

100-летие покорения Южного полюса норвежской экспедицией Руаля Амундсена.

27 ноября 1836 года (9 декабря по новому стилю) – 175 лет назад, в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Мяэотс О. Сказочный талант / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 27–29. – (Остров сокровищ. Игра в картиники).

О художнике Г. Спирине.

Жюри конкурса «Образ книги – 2011» отметило особым дипломом художника Геннадия Спирина – «За особый вклад в искусство книжной иллюстрации верность эстетическим принципам». А немногим ранее Совет по детской книге России выдвинул художника кандидатом на медаль Х.К.Андерсена. Приятно, что заслуги этого всемирно знаменитого мастера были наконец по достоинству отмечены и на родине.

Сартан Я. Ломоносов пластилиновый и ягодный : Как интересно отметить громкий юбилей / Я. Сартан, И. Алейникова // Управление школой. – 2011. – № 16. – С. 56–60 – (События / Памятная дата).

На Никитском бульваре в Москве, в двух шагах от Арбата, стояли деревянные сани. Возле них расхаживал человек в синем камзоле и парике XVIII века. Он общался с удивленными прохожими и угощал их пряниками в виде рыбы. Так был дан старт празднованию великой даты – 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Именно его изображал актер у саней, символизирующих рыбный обоз.

Романов А. Объект 10 : Хроника налётов немецкой авиации на Москву / А. Романов // История. – 2011. – № 16. – С. 22–27. – (История ХХ века. Забытый сюжет).

После захвата Белоруссии вермахтом целью для соединений люфтваффе (название ВВС Германии – до 1945 г. и ФРГ) стала Москва. В немецких авиационных планах советская столица фигурировала как «объект 10», что, видимо, было связано с очерёдностью воздушных налётов. Как встретили Москва и москвичи беду, «упавшую с неба»?

Приложение на диске.

ДИАЛОГИ

Медушевский А. Н. Строгая и точная наука : [беседа с доктором философских наук, главным редактором журнала «Российская история», ординарным профессором НИУ-ВШЭ, академиком РАЕН А. Н. Медушевским / беседовал М. Батшев ] // История. – 2011. – № 16. – С. 32–35. – (Отечественная история. Прямая речь).

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Соколовский В. Алексей Явленский: пронизанная диссонансами гармония / В. Соколовский // Искусство. – 2011. – № 16. – С. 8–15. – (Арт-галерея).

НА ЭКСКУРСИЮ

Гурина М. Прогулка по Мясницкой / М. Гурина // История. – 2011. – № 16. – С. 50–53. – (Методика. Я иду на урок).

Материал для проведения урока-экскурсии по теме «Москва в годы Великой Отечественной войны».

Эта экскурсия представляет собой небольшую прогулку по одной из центральных улиц Москвы – Мясницкой (в советское время улица Кирова), которая в годы Великой Отечественной войны стала центром управления Вооружёнными силами страны. На Мясницкой находились Ставка Верховного главнокомандующего, Генеральный штаб и Главное управление ПВО. Здесь жили поэты и художники, воспевшие в своём творчестве великую войну. Мясницкая — это улица, хранящая память о трудных и героических годах.

Приложение на диске.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Бухина О. «Не хвастай, время, властью надо мной...» / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 29–30. – (Остров сокровищ. Книга подана).

«Том и полночный сад» Филиппы Пирс как будто родился из строки шекспировского сто двадцать третьего сонета и сразу занял почётное место в ряду знаменитых английских детских книг. За заслуги в области детской литературы Филиппа Пирс получила почётную докторскую степень и орден Британской Империи, однако для нашего читателя это новое имя…

Дробот О. Объяснение в любви / О. Дробот // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 35–37. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).

Три года назад, когда на русском языке выходила первая книга Марии Парр «Вафельное сердце», переводчик О. Дробот попросила издательство «Самокат» выпустить её с грифом «Любимая книжка переводчика». Потом вышла вторая книга Парр, «Тоня Глиммердал»…

И вот наконец переводчику представился шанс объясниться в любви к этим книгам.

Колоскова Н. Колыбель для пчёлки, или Великое мастерство маленьких зодчих / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 54–55. – (Эколот).

О книге Мёллер А. «Гнёзда, норы и горшки : Как насекомые заботятся о потомстве» (М. : Розовый жираф, 2011).

Мяэотс О. Детская улыбка большого поэта / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 38. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).

О книге И. Бродский «Слон и Маруська» (СПб. : Азбука-Аттикус, 2011).

Рудишина Т. Одним словом – «Матушка»! : О русском историческом журнале для детей / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2011. – № 16. – С. 44–45. – (Книжные палаты).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ

Мурин Д. Н. Петербургский мир Родиона Раскольникова / Д. Н. Мурин // Литература. – 2011. – № 16. – С. 27–30. – (Литературные прогулки).

Бывали ли вы в Петербурге? Непременно. Если и не очно, то заочно вместе с Евгением Онегиным, Акакием Акакиевичем, слугой Хлестакова Осипом, капитаном Копейкиным, Обломовым... Ф.М. Достоевский приехал в Петербург, «самый умышленный и отвлечённый город на всём земном шаре», в мае 1837 года. С этого времени и до конца жизни писатель практически постоянно жил в столице, сменив около двадцати адресов. В «петербургском мире» живут и герои Достоевского. Да и сам город становится не просто местом действия, фоном событий, а полноправным героем. Городом-героем…

Дополнительные материалы к статье см. на диске.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Смирнова О. В. Литературные эпохи: модернизм / О. В. Смирнова // Литература. – 2011. – № 16. – С. 38–42.– (Литературные прогулки).

Наши ученики могут почти ничего не знать о Серебряном веке – ни дат, ни имён, ни явлений, ни признаков, но всё равно у них есть некий смутный образ чего-то пёстрого, карнавального, праздничного, утончённо-хрупкого, волшебного – и обречённого. Золотой век – сила и мощь. В его взлёте есть что угодно, кроме хрупкости и обречённости. Там слово настолько сильнее всех внешних обстоятельств, включая даже гибель поэтов, что всякому понятно: эта культура абсолютно бессмертна, о ней печалиться не нужно. А культура Серебряного века словно какое-то тепличное растение. Не совсем здешнее и не совсем ко двору. Благоприятные обстоятельства совпали – цветок расцвёл. «Зима железная дохнула – и не осталось и следов». И, может быть, нас тем и привлекает эта короткая эпоха, что мы теперь в ней видим чистый праздник, бал-маскарад, игру и лёгкость жизни. Кроме того, когда ещё в нашей культуре одновременно родилось и состоялось столько талантливых художников? Наша программа безнадёжно не вмещает всех, с кем следовало бы познакомить школьников.

Дополнительные материалы к статье см. на диске.

ИГРОТЕКА

Силина О. Поле эмоций : Игра для детей от 7 лет/ О. Силина // Школьный психолог. – 2011. – № 16. – С. 62–63.– (Игротека).

Цель: развитие эмоциональной сферы, осознанности собственного поведения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Полюдова Е. Как обучать поколение М : Педагогические технологии в художественном образовании США / Е. Полюдова // Искусство. – 2011. – № 16. – С. 22–24. – (Точка зрения).

Понятие «педагогическая технология» существует в российской педагогике с 60-х годов XX века и определяется как конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Педагогическая технология – это система способов и приемов, выполнение которых обеспечивает осуществление процесса обучения и развития личности ребенка. Cпецифика технологии заключается в построении определенной системы действий на основе методической конкретизации определенного научного положения.

Педагогические технологии активно развиваются в сфере технических, естественных и гуманитарных наук (в частности, личностно ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской; развитие творческих качеств личности И.П.Волкова, Г.С.Альтшуллера, И.П. Иванова; технологии интегрированного обучения ИХО РАО).

Изучение термина «технология» в американском образовании показало иное значение и новые аспекты данного понятия. В статье раскрываются терминологические соответствия в российской и американской педагогической теории сходных на первых взгляд терминов при использовании литературы на английском языке.



1 Знаком обозначены статьи, дополненные другими материалами, расположенными на диске к номеру. – Ред.

Приложение к журналу «Библиотека в школе» / декабрь 2011 стр. из