Из реалистов хорошо бы знать 2 имени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Из реалистов хорошо бы знать 2 имени - страница №1/1

Из реалистов хорошо бы знать 2 имени:

Гильом из Шампо (11-12 век). Все чувственные вещи – только тени, призраки, а реально существует лишь общее (реально есть только 1 человек вообще, но он случайно может оказаться Платоном, Сократом, Диогеном).

Ансельм Кентерберийский. Наместник папы римского в Англии. Дважды его из Англии изгоняли. «Верю, чтобы понимать», вопрос о необходимости доказательства существования бога и приводит 2 доказательства – априорное (до опыта) и апостериорное (после опыта).

Апостериорное – мир представляется конгломератом случайностей, всё могло бы как существовать, так и не существовать, так как нет никакой внутренний цели. Мир становится призрачным.  Есть абсолютное существо – причина всего.

Априорное (антологическое (!!!???)) – в интеллекте есть несто такое, выше чего нельзя помыслить. Для утверждения, что бога нет, надо знать, что такое бог. Коль мы мыслем о совершенном существе, то оно существует реально.

Номинализм. Общего реально не существует. Общее существует в именах, а концептуалисты говорили, что общее существует лишь в понятиях.

Росцелин. Есть только то, что можем мы воспринимать, или хотя бы представить. Как представить животное вообще? Значит его нет. В боге важнее его ипостаси, нежели его единство.

Пьер Абеляр. Говорил и писал только на латыне. «Понимаю, чтобы верить». Верить можно лишь в то, что можно рационально обосновать. И все догматы должны быть обоснованы. Нельзя верить, потому что абсурдно. В «Да и нет» подобрал противоречивые высказывания церковных авторитетов. Универсалии не могут иметь объективной реальности, они существуют в потенциальной форме в понятиях и словах.


Ещё один представитель схоластки – Роджер Бекон (13 век).

Концепция двойственной истины – то, что истинно в теологии, может быть ложно в философии и наоборот (философия – вся наука). То есть две истины, которые могут противоречить друг другу.

Гносеология. Есть 4 препятствия на пути к познанию истинности: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы, прикрытие своего невежества показной мудростью. Для их удаления надо обратиться к математике. Математика была первой наукой, ею занимались только безупречные мужи, математические знания даны от рождения (со способностью воспринимать), математика – самая простая наука, так как самые грубые люди могут её постигнуть, только она даёт достоверные, доказанные знания. Освоение мира посредством чувств. Математика + опыт = знание.

Нужно чтобы папа вместе со светским государем должны наводить порядок. Необходимо объединить всё человечество на основе христианской церкви. Во главе – папа, за ним жрецы, потом войны. Для этого нужна ликвидация невежества.


Фома Аквинский (1225-1274).

Систематизатор теологии христианской, великий схоласт, объявлен святым. С 1259 – согласовывал учение Аристотеля и христианскую идеологию: «Сумма теологии» и «Сумма философии». Выступал против учения о двойственной истины. Теология – учение, наука о боге, он пытается строить её как науку. Соотношение себя и бога возможно через божественное откровение, то есть через Священное писание. Все остальные науки можно использовать в теологии, но только если от этого что-то станет яснее. 5 доказательств бытия бога. Бытиё божие самоочевидным не является, значит мы судим «по следствию».

Мир изменчив, всё меняется. Само по себе ничто не движется, значит его что-то движет. Цепочка приводит к понятию Перводвигателя.

Всё представляется причиной-следствием. Значит есть Первопричина.

Всё, что существует в мире, всё случайно, значит есть существо, которое необходимо само по себе (почти по Ансельму).

Есть разные степени, значит есть самое совершенное.

Гармония природы. Телеологическое док-во: целесообразность в мире не может быть объяснена естественными причинами, значит есть кто-то, кто упорядочивает всё это.

Бог – главный распорядитель. В мире есть факты зла, но оно отностительно, т.к. есть добро (Августин – зло – недостаток добра). Если вселенная совершенна, то должны быть частности, отклоняющиеся от совершенства.

Ум не имеет никакого органа, интеллектуальное начало не может быть телесным. Позиции реализма (общие понятия существуую вообще).

Иоанн Дунс Скот (13 век). Религиозные догматы логически не доказуемы. При анализе мира сталкиваемся с произволом божественной воли: бог желает что-то не потому что оно является добром, а нечто является добром потому что того пожелал бог.

Уильям Оккам. Утверждал, что папа – не наместник Христа. «Бритва Оккама»: нельзя умножать сущности без необходимости, т.е. понятия необходимо правильно применять; теология может господствовать только в вопросе веры, существование бога не может быть доказано. Понятия, не сводящиеся к интуитивному знанию, должны быть из науки устранены. Универсалии находятся только в словах.
ВОЗРОЖДЕНИЕ

Раннее (14-15 века) – итальянское Возрождение. Антисхоластический прицип, возвеличивание человека. Второй раскол – протестантизм отделился.

Николай Кузанский (15 век). Кардинал. Гелеоцентрическая система, Земля одно из небесных тел.

Парацельс (Теофраз де Вильгельм(!!!???)), 15 век, создатель научной медицины, создатель химии как науки. Неразрывность терапии и хирергии. Врача делает не знание, а опыт. Вводит 3 алхимических начала: ртуть (опыт), соль (тело), сера (душа). Человек – микрокосм и отображает и весь макрокосм. Вся вселенная одушевлена некой активной жизненной силой, археем. Задача – воздействовать на этот архей.

Леонардо да Винче (1452-1529). Много внимания уделял познанию. Объект познания человека – природа. Земля – не центр мироздания. Человек – не венец творения, а один из животных. Соотношение опыта и теории. Пусты науки не основанные на опыте. Всё наше знание начинается с ощущений, мудрость – дочь опыта. Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только наши представления о нём. Необходимо сочетание опыта и теории. Всё рационально обсуждаемое должно быть сведено к количественному соотношению.
Возникновение гелеоцентрической системы. Планеты движутся очень сложно (петли и т.п.). Клавдий Птолемей «Большой трактит астрономии или Альмадиск (!!!???)» - геоцентрическая система мира, земля шарообразна, центр вселенной, она неподвижна; планеты движутся по эпициклам – они вращаются вокруг окружности вокруг земли.

Коперник Николай (1473-1543). Учился в Италии, натклутся на Аристарха в библиотеке. Гелеоцентрическая система. Пусть мы плывём по реке – мы стоим, а берега движутся, так же и с солнцем. «Об обращении небесных тел» 1543 (год смерти, увидел книгу за несколько часов до смерти.В предисловии хвалил папу и так она прошла цензуру). Орбиты – круги. Последователи – Галилей и Джордано Бруно.



Галилео Галилей. Первый математик герцога Тосканского. «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г.. Создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, спутники Юпитера, фазы лун Венеры, патна на солнце, млечный путь – скопление звёзд. Через год – на суде инквизиции. «И всё-таки она вертится!».

Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Библия – не источник знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Наука и вера несоизмеримы. Критерий истинности в науке иной нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности. Она должна чётко зафиксиравать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё , что в нём находится поддаётся описанию. При изучении природы надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Научные тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Один из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выразает порядок во вселенной.Где кончается математика, там кончается наука. Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.