Из истории химкинского леса канал - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Из истории химкинского леса канал - страница №8/8

(Из доклада независимой экспертной комиссии)

Анализ экологических и социальных последствий различных вариантов прохождения трассы Москва–Санкт-Петербург



Рассматриваемые варианты
В предыдущих разделах было отмечено, что десятиполосное платное шоссе с расчетной скоростью потока 150 км/ч не является оптимальным решением транспортной проблемы на участке 15 – 58 км.
В силу решимости органов власти все-таки продолжить работы по строительству новой платной автодороги Москва-Санкт-Петербург, в данном разделе рассматривается вопрос об оптимальном размещении этой трассы по экологическим и социальным показателям.
Экспертная комиссия проанализировала данные по участку 15-29 км, проходящиему по территории г. Химки, от МКАД до ее пересечения с Шереметьевским шоссе. Поскольку на последующих участках расположение трассы также наносит серьезный ущерб окружающей среде (см. ниже, рис. 1.7), в перспективе такой анализ необходим и для участка 29-58 км.
Согласно сказанному в предыдущем разделе, наиболее разумным было бы использование рассматриваемых здесь вариантов для реализации минимум двух дорожных проектов: одного (на базе вариантов, проходящих по территории г. Химки) для организации пропуска локального трафика, и одного (на базе вариантов, идущих в обход г. Химки) – для пропуска междугороднего трафика. При этом ширина каждой дороги может быть существенно меньше планируемых 10 полос, что обеспечит снижение негативного воздействия на прилегающие к дороге жилые зоны и природные объекты.
Тем не менее, каждый из рассмотренных здесь вариантов может использоваться для строительства «полномасштабного» десятиполосного шоссе, если такая необходимость все же возникнет.
Цель обеспечить движение транспортного потока со скоростью 150 км/ч в жилых и рекреационных зонах не ставится в силу причин, указанных в предыдущем разделе.
Изначально проектировщиками рассматривались три варианта трассы (далее обозначаются как 1, 2, 3). Все три варианта начинались от Бусиновской развязки с МКАД и в той или иной степени затрагивали территорию Химкинского лесопарка. В дальнейшем без убедительных обоснований был принят Вариант 3, проходящий по центру лесопарка.

Поскольку в ходе анализа выяснилось, что проработка «официальных» вариантов была проведена крайне поверхностно, а список возможных вариантов намного шире, к рассмотрению был принят ряд дополнительных вариантов, предложенных независимыми экспертами, а также (в период с 2008 по 2010 г) общественными активистами.


Согласно проектной документации по выбранному варианту, ширина отвода полосы под автодорогу составляет 100 м, и все объекты в пределах указанной зоны будут безвозвратно уничтожены. В реальности суммарная ширина собственно проезжих частей десятиполосной магистрали составляет около 50 метров, что является дополнительным резервом при обеспечении прокладки дороги в стесненных условиях.
При оценке косвенного влияния на природные объекты и жилые дома рассматривалась полоса шириной 200 метров.
Ниже приводится список вариантов прохождения трассы на участке 15-29 км, рассматриваемых в данном разделе (Рис. 1.3 и 1.4). Рисунок 3 показывает На рис. 1.3 варианты трассы нанесены на картосхему, а на рис. 1.4 –на космический снимок.
Первые три варианта прохождения трассы совпадают с теми, что были изначально предложены проектировщиком.
Вариант 1 – Начинается от Бусиновской развязки в мкр. Левобережный г. Химки. Проходит по лесополосе, расположенной между полигоном ТБО и жилыми домами, и затем пересекает канал им. Москвы рядом с деревней Старбеево, проходя через водоохранные полосы на берегах канала. Далее – проходит через дубраву Химкинского лесопарка (проектируемая ООПТ) с уничтожением родника Св. Георгия вблизи р. Химка, и следует по окраине лесопарка, огибая г. Химки. Трасса проходит частично по территории промзоны завода МБК «Факел», что, вероятно, не предусматривалось проектировщиками. Магистраль пересекает южную часть деревни Вашутино, затем снова следует краем леса. На выходе к Международному шоссе она пересекает памятник природы регионального значения «Вашутинское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва). После выхода к Международному шоссе – трасса сворачивает в коридор существующего шоссе М10, проходя частично по территориям прилегающих к М10 населенных пунктов (Новоселки и др).
Вариант 2 – На начальном участке (от МКАД до пересечения с д. Вашутино) этот вариант совпадает с Вариантом 1: начинается от Бусиновской развязки в мкр. Левобережный г. Химки, проходит по лесополосе, расположенной между полигоном ТБО и жилыми домами, и затем пересекает канал им. Москвы рядом с деревней Старбеево, проходя через водоохранные полосы на берегах канала. Далее – проходит через дубраву Химкинского лесопарка (проектируемая ООПТ) с уничтожением родника Св. Георгия вблизи р. Химка и следует по окраине лесопарка, огибая г. Химки. Трасса также проходит частично по территории промзоны завода МБК «Факел». Далее она пересекает южную часть деревни Вашутино, затем отворачивает к северу от маршрута по Варианту 1 через край Химкинского лесопарка. При этом трасса проходит по краю дачного поселка, что приводит к необоснованному сносу нескольких домов. После пересечения Международного шоссе трасса следует через Молжаниновские поля (на территории которых планировалось размещение гольф-клуба), севернее Бурцевских прудов. За ними она с севера слегка задевает памятник природы регионального значения «Бурцевское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва).
Вариант 2a – является модификацией Варианта 2, позволяющей снизить ущерб, наносимый окружающей среде. Для пересечения канала им. Москвы через заградительные ворота №73 необходимо пересечь участок, где строится микрорайон г. Химки Левобережный. При пересечении канала также задеваются водоохранные зоны на обоих берегах канала. Предусматривает обход c юга дубравы в Химкинском лесопарке и обход промзоны завода МБК «Факел», а также минимизацию сноса строений дачного поселка рядом с д. Вашутино. Близок по конфигурации дороге, указанной в Генплане Москвы под названием «Обход города Химки». Памятник природы регионального значения «Вашутинское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва) перед выходом к Международному шоссе она огибает с юга. После пересечения с Международным шоссе идет южнее Бурцевских прудов вдоль северной окраины населенного пункта Новоселки, вдоль предусмотренного генпланом Москвы Проектируемого проезда. При этом дорога проходит вблизи памятника природы регионального значения «Молжаниновское верховое болото» (г. Москва), обходя его с юга.
Вариант 2b – аналогичен варианту 2a, за исключением прохождения по территории Молжаниновского района Москвы. В данном случае дорога проходит севернее, чем по предыдущему варианту, обходя с севера Бурцевские пруды по Молжаниновским полям (аналогично первоначальному Варианту 2). Памятник природы регионального значения «Бурцевское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва) огибается с севера.

Рисунок. 1. Возможные варианты прохождения автомагистрали вблизи г. Химки (карта)



Вариант 3 – официально принятый вариант прокладки трассы. На начальном участке (от МКАД до южной части Химкинского лесопарка) совпадает с Вариантами 1 и 2: начинается от Бусиновской развязки в мкр. Левобережный г. Химки, проходит по лесополосе, расположенной между полигоном ТБО и жилыми домами, и затем пересекает канал им. Москвы рядом с деревней Старбеево, проходя через водоохранные полосы на берегах канала. Далее – проходит через дубраву Химкинского лесопарка (проектируемая ООПТ) и следует сначала по южной окраине лесопарка. Напротив промзоны завода «Факел» трасса круто сворачивает в северном направлении, углубляясь в территорию Химкинского лесопарка, где проходит через мезотрофное болото (проектируемая ООПТ), участки ценных хвойно-широколиственных лесов и пересекает ценную пойму Клязьмы (проектируемая ООПТ). Далее трасса следует по лесным землям практически до самого аэропорта «Шереметьево», затем к югу от аэропорта выходит на общее направление вдоль Ленинградского шоссе. Трасса дважды пересекает реку Клязьму.
При выборе данного варианта будет уничтожено максимальная площадь лесов и иных природных территорий (древесно-кустарниковой растительности, пойм, болот). В полосе отвода земляного полотна (ширина 100 м) будет уничтожено 92 га лесов (118 га, если учесть будущие развязки) и 7 (12) га иной природной растительности. А если учесть неизбежное развитие краевых эффектов после строительства трассы, то в полосе шириной 200 м будет уничтожено 179 га леса (211 га) и 15 (23) га иной природной растительности.
Дополнительно к дубовой роще (которая в значительной уничтожается при выборе любого из вариантов 1–3, кроме 2а), трасса угрожает еще трем ценным природным территориям (уровня ООПТ) – мезотрофному болоту, пойме реки Клязьма и роднику Св. Георгия. Среди иных ценных природных объектов, которым грозит полное или частичное уничтожение следует отметить участки хвойно-широколиственных лесов с дубом. Указанные объекты отличаются наиболее высоким уровнем биологического разнообразия среди всех типов экосистем и являются местообитанием многих редких видов растений, животных и грибов. Фрагментация дополнительно негативно повлияет на состояние наиболее ценных природных объектов – Химкинской дубравы, мезотрофных болот, поймы р. Клязьмы, участков хвойно-широколиственных лесов с дубом в силу развития краевых эффектов.
В случае реализации варианта 3 Химкинский лес перестанет существовать как единая природная экосистема в результате фрагментации, а состояние его фрагментов сильно ухудшится (Рис. 1.5). При выборе данного маршрута проектировщики проигнорировали тот факт, что Химкинский лес в настоящий момент выполняет важнейшие экосистемные функции в пределах городской агломерации: климатическую, водорегулирующую, сохранения биологического разнообразия, поддержания экологического каркаса, рекреационную. Выполнение данных функций после строительства дороги по данному варианту в прежнем объеме будет невозможно. Так, трасса практически довершит уничтожение лесного массива к северу от р. Клязьмы, начатое при расширении комплекса аэропорта Шереметьево (терминал D) и строительстве железнодорожной ветки для аэроэкспресса от ст . Шереметьевская Савеловской железной дороги до терминала D через Лобненский лесопарк.
После строительства дороги по варианту 3 весь лесной массив Химкинского лесопарка (в настоящий момент через него проходит только узкое Вашутинское шоссе с небольшим транспортном потоком) площадью более 1000 га, окончательно разделиться на две относительно крупных участка, площадью около 250-300 га, и несколько небольших фрагментов, площадь которых не будет превышать 100-120 га. В северо-западной части массива дорога отрежет самый северный участок (часть поймы Клязьмы). В юго-восточной части массива трасса отрежет три небольших фрагмента примыкающих к д. Вашутино и ближайшим коттеджным поселкам. Более того, большая часть юго-восточного массива окажется малодоступной для местных жителей и дачников. Это означает, что рекреационная нагрузка в северо-восточной части массива и прилегающих к населенным пунктам массивам заметно вырастет. Фрагментация негативно повлияет на жизнеспособность лесного массива в целом и его отдельных участков вследствие развития краевых эффектов, изменения гидрологического режима, усиления рисков вспышек размножения насекомых-вредителей, болезней леса и крупных ветровалов, усиления проницаемости небольших участков леса для посетителей. Снижение общей площади леса и затруднение миграции биоты между двумя основными частями массива Химкинского леса, а также между Химкинским лесом и другими природными комплексами ближнего Подмосковья, резко ухудшит условия обитания животных и сделает невозможным существование устойчивых популяций крупных млекопитающих, требующих больших взаимосвязанных территорий.

Рисунок. 2. Последствия строительства скоростной автомагистрали через территорию Химкинского леса согласно утвержденному варианту.


Варианты 4а и 4b – предложены общественными активистами на базе анализа доступных данных по проекту «Северная рокада» в Москве. Поскольку в Москве прокладка автомагистрали была запланирована в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой, то же решение предлагалось рассмотреть и на участке, проходящем через Химки. Рассматривается в виде двух подвариантов:
Вариант 4а – проходит от пересечения Октябрьской железной дороги с МКАД вдоль железнодорожных путей, причем используется разнесение проезжих частей по разные стороны от железнодорожного полотна. На участке до пересечения с Каналом им. Москвы дорога следует по лесным землям. После пересечения с каналом им. Москвы в полосу отвода железной дороги попадает торговая зона вблизи станции Химки, примыкающая к железной дороге, часть Парка им. Толстого, гаражи и аналогичные нежилые объекты. После пересечения с автомобильным путепроводом (район ул. Маяковского в Химках), прокладка обоих проезжих частей предусматривается через промзону к северу от железной дороги. Планируемая трасса сворачивает от железной дороги к северу напротив памятника природы регионального значения «Вашутинское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва), и обходит ООПТ с юга, проходя частично по территории комплекса зданий института медико-биологических проблем РАН. После пересечения Международного шоссе дорога следует южнее Бурцевских прудов вдоль северной окраины населенного пункта Новоселки, вдоль предусмотренного генпланом Москвы Проектируемого проезда. При этом дорога проходит вблизи ООПТ «Молжаниновское верховое болото», обходя его с юга.
Вариант 4b – Аналогичен предыдущему варианту на участке, проходящем от МКАД через город Химки. Поворот к северу выполняется несколько раньше, чем по Варианту 4а (в районе Коммунального проезда), что обеспечивает обход ООПТ «Вашутинское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» с севера, а не с юга. В результате – снимается необходимость сноса объектов на территории института медико-биологических проблем РАН. Далее по Варианту 4b трасса следует через Молжаниновские поля, севернее Бурцевских прудов. Памятник природы регионального значения «Бурцевское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва) огибается с севера.
Вариант 5a-5d – строительство трассы к югу от существующего Ленинградского шоссе. Здесь возможно четыре подварианта:
Вариант 5a – прокладка трассы непосредственно к югу от существующего Ленинградского шоссе, по сути – его расширение, с последующим выходом в район Молжаниново. Поворот к северу из коридора существующей автодороги происходит в районе Международного шоссе. Дальше трасса следует через Молжаниновский район Москвы, проходя к югу от Бурцевских прудов, вдоль планируемого Проектируемого проезда. При этом дорога проходит вблизи ООПТ «Молжаниновское верховое болото», обходя его с юга.
Вариант 5b – прокладка трассы непосредственно к югу от существующего Ленинградского шоссе, по сути – его расширение, аналогично предыдущему варианту. При этом трасса идет параллельно Ленинградскому шоссе лишь до Коммунального проезда (где частично затрагивает природную территорию с прудом), затем – сворачивает к северу, обходя с севера памятник природы регионального значения «Вашутинское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва), и выходит на Молжаниновские поля к северу от Бурцевских прудов. Памятник природы регионального значения «Бурцевское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва) огибается с севера.
Вариант 5с – прокладка трассы выполняется на расстоянии нескольких сот метров к югу от Ленинградского шоссе, с использованием полосы отчуждения под ЛЭП 110 кВ и территории, занятой некапитальными строениями вдоль ул. 9 мая. Проходя под ЛЭП частично затрагивает парк «Дубки» и сквер им. Марии Рубцовой в Химках. Выход в район «Молжаниново» обеспечивается к югу от Бурцевских прудов, вдоль дер. Новоселки, по планируемому Проектируемому проезду. При этом дорога проходит вблизи ООПТ «Молжаниновское верховое болото», обходя его с юга.
Вариант 5d – прокладка трассы на расстоянии нескольких сот метров к югу от Ленинградского шоссе, с использованием полосы отчуждения под ЛЭП 110 кВ. Проходя под ЛЭП частично затрагивает парк «Дубки» и сквер им. Марии Рубцовой в Химках. Поворот к северу с пересечением Ленинградского шоссе согласно данному варианту предусматривается в районе Коммунального проезда в Химках (где частично затрагивает природную территорию с прудом). Далее трасса обходит с севера ООПТ «Вашутинское мезотрофное болото» и выходит в район «Молжаниново» к северу от Бурцевских прудов. Памятник природы регионального значения «Бурцевское мезотрофное болото в Молжаниновском районе» (г. Москва) огибается с севера.
Вариант 6 – прокладка дороги к северу от Химкинского леса. На первом участке трасса идет по восточному берегу канала им. Москвы, следуя по промзоне вдоль Лихачевского шоссе. Не доходя Долгопрудного, трасса пересекает канал им. Москвы и далее следует в целом вдоль существующих дорог по направлению к аэропорту Шереметьево. В районе аэропорта Шереметьево после пересечения поймы р. Клязьмы обеспечивается выход дороги в коридор согласно проекту.
Ниже приводится сводная таблица результатов анализа по всем перечисленным вариантам.

Таблица 2. Ущерб природным территориям и собственности при различных вариантах прохождения скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург (для участка 15-29 км, все расчеты приведены без учета строительства развязок)


Вариант

Протяженность трассы, км

Ущерб природным объектам

Необходимость сноса зданий и сооружений в полосе 100 м

Наличие продолжения на территории Москвы (существующее/планируемое)

Площадь, га

числитель: в полосе 100 м; знаменатель: в полосе 200 м*

Затрагиваемые ценные природные территории

малоэтажные жилые дома, снос

многоэтажные жилые дома

крупные торговые и промышленные здания, снос

леса

иное**

1

12,8

44/87

5/9

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Умеренная фрагментация Химкинского леса.

3) Уничтожение родника Св. Георгия вблизи р. Химка.

4) Уничтожение памятника природы «Вашутинское мезотрофоное болото в Молжаниновском районе»



90

0

59

Нет/«Северная рокада», если будет построена

2

12,4

47/57

8/16

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Умеренная фрагментация Химкинского леса.

3) Уничтожение родника Св. Георгия вблизи р. Химка


19

0

20

Нет/«Северная рокада», если будет построена

2a

13,1

27/55

9/18

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Минимальная фрагментация Химкинского леса



14

0

38

Нет/«Северная рокада», если будет построена

2b

12,7

35/69

10/21

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Минимальная фрагментация Химкинского леса



15

0

38

Нет/«Северная рокада», если будет построена

3

13,9

92/179

7/15

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Сильная фрагментация Химкинского леса с частичным уничтожением Химкинской дубравы и нескольких участков ценных участков хвойно-широколиственных лесов с дубом, а также старовозрастного елового леса.

3) Частичное затрагивает проектируемое ООПТ «Мезотрофное болото» и еще несколько мезотрофных болот.

4) На 2-х участках затрагивает пойму р. Клязьмы (в т. ч. проектируемую ООПТ)

5) Перекрывает пути миграции животных между Химкинским лесом и другими природными территориями.


2

0

19

Нет/«Северная рокада», если будет построена



12,9

10/19

5/10

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы по обоим берегам.

2) Затрагивает лес на левом берегу канала.

3) Затрагивает парк им. Толстого в Химках


1

0

52

Нет/«Северная рокада», если будет построена

4b

12,9

15/29

6/13

1) Уничтожение 2-х участков водоохранной зоны канала им. Москвы вблизи железнодорожного моста.

2) Затрагивает лес на левом берегу канала.

3) Затрагивает парк им. Толстого в Химках


1

0

59

Нет/«Северная рокада», если будет построена



12,4

0/0

1/3

Нет

0

0

17

«Большая Ленинградка»/в перспективе возможен выход на «Северную рокаду», используя полосу отчуждения ЛЭП

5b

11,9

6/14

7/12

1) Частично затрагивает природную территорию с прудом вблизи Коммунального проезда

0

0

27

«Большая Ле-нинградка»/в перспективе возможен выход на «Северную рокаду», используя полосу отчуждения ЛЭП

5c

10,7

1/7

5/8

1) Частично затрагивает парк «Дубки» и сквер им. Марии Рубцовой (под ЛЭП) в Химках вблизи Ленинградского шоссе

0

0

19

«Большая Ленинградка»/в перспективе возможен выход на «Северную рокаду», используя полосу отчуждения ЛЭП

5d

10,7

9/19

11/21

1) Частично затрагивает парк «Дубки» и сквер им. Марии Рубцовой (под ЛЭП) в Химках вблизи Ленинградского шоссе.

2) Частично затрагивает природную территорию с прудом вблизи Коммунального проезда



0

0

29

«Большая Ленинградка»/в перспективе возможен выход на «Северную рокаду», используя полосу отчуждения ЛЭП

6

15,4

46/91

10/19

1) Затрагивает участок водоохранной зоны канала им. Москвы вблизи Долгопрудного

2) Минимальная фрагментация Химкинского леса

3) Способствует фрагментации лесного массива вблизи аэропорта Шереметьево

4) На 2-х участках затрагивает пойму р. Клязьмы



31

0

48

Нет/«Северная рокада», если будет построена

* Без учета фрагментации, на качественном уровне фрагментация учтена в описании отдельных маршрутов.

** Древесно-кустарниковая и, пойменная растительность, болота и т.д.


Результаты анализа
Оценка воздействия на окружающую среду


  1. Вариант 3 (выбранный на сегодня) наносит максимальный ущерб природным территориям, намного превосходящий ущерб по всем прочим вариантам (Табл. 1.3; Рис. 1.6).

    1. В Варианте 3 только леса будет уничтожено почти в 3 раза больше, чем в вариантах 2а и 2b (в обход Химкинского леса). Следующие за Вариантом 3 наиболее разрушительные для леса варианты 1 и 6 уступают ему по этому показателю в 2 раза. Имеются варианты 5c и 5d (расширение Ленинградского шоссе), практически не требующие вырубки зеленых насаждений.

    2. Вариант 3 нанесет максимальный ущерб особо ценным природным территориям среди всех рассмотренных вариантов: уничтожит несколько проектируемых ООПТ: Химкинскую дубраву, пойму р. Клязьмы, мезотрофное болото, родник Св. Георгия, а также затронет другие участки хвойно-широколиственных лесов с дубом и мезотрофных болот. Из рассмотренных вариантов только официальные варианты 1 и 2 затрагивают Химкинскую дубраву.

    3. В случае реализации варианта 3 Химкинский лес перестанет существовать как единая природная экосистема в результате фрагментации, а состояние его фрагментов сильно ухудшится (Рис. 1.5). При выборе данного маршрута проектировщики проигнорировали тот факт, что Химкинский лес в настоящий момент выполняет важнейшие экосистемные функции в пределах городской агломерации: климатическую, водорегулирующую, сохранения биологического разнообразия, поддержания экологического каркаса, рекреационную. Выполнение данных функций после строительства дороги по данному варианту в прежнем объеме будет невозможно.

  2. Варианты трассы целесообразно рассматривать не по отдельным участкам, а с точки зрения ее воздействия на природные территории в целом. Так, выбранный вариант на всем участке 15-58 км в основном проходит по защитным лесам и 1-го и 2-го поясов охраны источников водоснабжения г. Москвы. Фактически данный вариант проходит через верховья рек Клязьмы и частично Сходни. Только строительство трассы приведет к уничтожению почти 700 га лесов вблизи Москвы (Рис. 1.7). Это – без учета фрагментации, деградации и повышения риска развития неблагоприятных экологических явлений (массовых вспышек размножения насекомых-вредителей, лесных болезней, массовых ветровалов) в пределах лесных массивов вдоль трассы. Если же учесть, что скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург будет пересекать с проектируемой Центральной кольцевой автодорогой московской области (в районе Бухарово) (Рис 1.8), то возможный ущерб для окружающей среды, как минимум, удвоится.


Рисунок. 3. Ущерб зеленым насаждениям при реализации различных вариантов строительства дороги



Рисунок. 4. Общий ущерб лесным насаждениям на участке 15 – 58 км



Оценка необходимости сноса зданий и сооружений


  1. В любых рассмотренные вариантах трассы сноса существующих многоэтажных домов не потребуется.

  2. Массовый снос жилых строений при строительстве дороги в обход Химок требуется лишь по Варианту 1, который, вероятно, разрабатывался в расчете на снос дер. Новоселки в ходе реализации проекта жилищного строительства, и отчасти Варианта 6 (для обхода Химкинского леса с севера трассу необходимо расширить существующую дорогу через населенные пункты Трахонеево и Свистуха). Предлагаемые варианты 2a и 2b требуют сноса не более чем 15 индивидуальных частных домов (Табл. 1.3; Рис. 1.9).

  3. Предлагаемые варианты прохождения дороги через Химки (4, 5) не требуют сноса жилых домов вообще.

  4. С учетом сказанного, наибольшее количество социальных проблем (перерастающих в политические) создает реализация Варианта 3. По данным социологических исследований, против реализации данного варианта выступает более 2/3 жителей Химок и России в целом («Левада – Центр»). 76% жителей Химок поддерживают деятельность Движения в защиту Химкинского леса («Левада-Центр»).

  5. Особо привлекательной по условиям быстрого решения транспортной проблемы является группа вариантов 5 (вдоль Ленинградского шоссе), поскольку эти варианты обеспечивают наиболее быстрое улучшение транспортной ситуации, а также стыковку транспортных потоков в Москве и Подмосковье. Приближение строящейся дороги к объектам обслуживания также оптимально по условиям пропуска локального трафика.

  6. Проблема сноса торговых центров вдоль Ленинградского шоссе может быть решена, в частности, строительством различных проезжих частей по разные стороны от них. В этом случае одна из проезжих частей строится по варианту 5а, а другая – 5с. Снос торговых центров будет минимален, а приближение к жилым домам (свойственное для вариантов 5c и 5d) будет ликвидировано. Экологическая нагрузка на город Химки будет снижена в случае, если по новым проезжим частям будет обеспечена скорость движения не выше 60 – 80 км/ч.

  7. Строительство отдельной дороги для пропуска междугороднего трафика возможно, например, по вариантам 2а и 6. Оно имеет смысл только в комплексе с опережающими мероприятиями по пропуску локального трафика (см. предыдущие пункты), а также реализацией скоростного электротранспорта. Ширина такой дороги должна быть снижена в соответствии с реальной интенсивностью транзитного трафика (4-6 полос), что позволит обеспечить дальнейшее снижение ущерба природе и частной собственности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


ПАРТИЯ «ЯБЛОКО» ЗАЩИЩАЕТ ХИМКИНСКИЙ ЛЕС

Защита Химкинского леса и других лесов и парков Подмосковья и Москвы – одно из постоянных направлений работы РОДП «ЯБЛОКО». Фракция «ЯБЛОКО – Объединённые демократы» в Мосгордуме в 2005 – 2008 гг. во главе с нынешним Председателем Партии Сергеем Митрохиным фактически спасла от уничтожения или сокращения площади десятки московских парков и скверов. В 2006 – 2007 гг. «ЯБЛОКО» активно взаимодействовало с группами защитников Бутовского леса, протестующими против передачи этих земель в ведение Службы Внешней Разведки и было единственной партией, поддержавшей защитников леса, участвуя в организации митингов, пресс-конференций и оказав юридическую помощь инициативной группе. «ЯБЛОКО» активно участвовало в кампании против превращения природно-исторического парка Царицыно в лужковский Версаль с катастрофическими последствиями для природы этого, тогда ещё лесного, уголка живой природы.

Партия «ЯБЛОКО» с самого начала химкинского противостояния взяла курс на отстаивание прав жителей на благоприятную окружающую среду и неизменно поддерживала инициативы активистов Движения в защиту Химкинского леса – Е. Чириковой, М. Матвеева, А. Чернышёвой, С. Агеева, И. Тюкачёвой, С. Наумочевой и других.

Ниже перечислены некоторые действия партии «ЯБЛОКО» и её активистов по защите Химкинского леса.



2007 г. – Подмосковное отделение РОДП «ЯБЛОКО» вместе с фракцией партии «Зелёная Россия» участвует в организации и проведении серии митингов в защиту Шереметьевского леса – части Химкинского лесного массива. Председатель Московского областного регионального отделения «ЯБЛОКА» Антон Горецкий, его заместитель Дмитрий Илюшин и нынешний Председатель партии Сергей Митрохин выступают на этих митингах с резкими обличительными заявлениями в адрес химкинских и подмосковных властей.

26 февраля 2008 г. при информационной поддержке Партии «ЯБЛОКО» состоялась передача президенту Владимиру Путину Обращения в защиту леса за подписью десяти тысяч химчан и москвичей.

23 марта 2008 г. на Славянской площади в центре Москвы прошёл митинг жителей Подмосковья с требованиями прекратить наступление чиновно-строительного клана на лесозащитный пояс Москвы. Выступая на митинге, председатель РОДП «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин предупредил об опасности захвата коррумпированной бюрократией подмосковных земель.

16 июля 2008 г. Мосгордума по инициативе руководителя фракции «ЯБЛОКО – Объединённые демократы» Сергея Митрохина приняла резолюцию в защиту Химкинского леса.

27 июля 2008 г. в Сходне прошёл организованный Партией «ЯБЛОКО» совместно с жителями митинг в защиту экологии городского округа Химки. Администрация округа устроила провокацию: сначала митинг пытались сорвать около 50 пьяных десантников, затем была включена звукоусиливающая аппаратура, которая заглушала выступления экологов.

28 июля 2008 г. С. Митрохин обратился в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по статье 149 УК РФ в отношении руководства Химкинского района, которая руководила действиями провокаторов, срывавшими митинг в защиту экологии Химок.

16 ноября 2008 г. благодаря содействию С. Митрохина искалеченный Михаил Бекетов был переведён из химкинской больницы в институт им. Склифосовского как для более квалифицированного лечения, так и потому, что в Химках поступали угрозы добить редактора.

20 ноября 2008 г. С. Митрохин обратился к министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву с просьбой взять под личный контроль расследование по факту покушения на М. Бекетова.

28 ноября 2008 г. С. Митрохин обратился в ГУВД Москвы и Следственное управление следственного комитета при прокуратуре по Московской области с просьбой обеспечить охрану М. Бекетову.

29 ноября 2008 г. фракция «Зелёная Россия» РОДП «ЯБЛОКО» (В.А. Богловский и др.) участвовали в химкинском митинге солидарности с редактором «Химкинской правды» М. Бекетовым, которого искалечили наёмные бандиты.

30 ноября 2008 г. РОДП «ЯБЛОКО» участвовало в организации и проведении митинга в Москве на Чистых прудах в защиту Химкинского леса и в поддержку М. Бекетова и остальных защитников леса (выступали С. Митрохин и председатель фракции «Зелёная Россия» Алексей Яблоков).

27 декабря 2008 г. в Москве на Болотной площади на экологическом митинге с требованием сохранить Химкинский лес выступил С. Митрохин.

30 июня 2009 г. председатель партии С. Митрохин и А. Яблоков вместе со многими активистами партии участвовали в несанкционированном шествии по Бульварному кольцу в Москве, которое завершилось символическим возложением связок дров у офиса французской компании Vinci и вручением письма протеста этой компании.

Сентябрь 2009 г. А. Яблоков отправил письмо руководству Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD) с призывом не выделять кредит на строительство платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург из-за негативных экологических последствий, среди которых на первом месте стоит уничтожение Химкинского леса.

16 ноября 2009 г. в годовщину нападения на М. Бекетова у памятника Грибоедову прошёл пикет в поддержку журналиста. Акция была организована партией «ЯБЛОКО» и Движением в защиту Химкинского леса. Выступая на пикете, С. Митрохин возложил ответственность за нападение на губернатора Московской области Б. Громова и главу Администрации Химок В. Стрельченко. Из-за этого высказывания 1 февраля 2010 г. губернатор Московской области Борис Громов подал в суд на Сергея Митрохина, указав, что такие слова «умаляют» его честь, достоинство и деловую репутацию, и попросил суд взыскать с Митрохина 500 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Суд обязал лидера «ЯБЛОКА» опубликовать опровержение и снизил сумму губернаторских требований до 20 тысяч. Митрохин в связи с разбирательством заявил, что Громов в своём иске совсем не оспаривал утверждение о причастности Администрации Химкинского городского округа и её главы Стрельченко к покушению на Бекетова.

Ноябрь 2009 г. Московское отделение фракции «Зелёная Россия» (В. Богловский) участвует в создании гражданского объединения «Экологическая оборона Московской области».

26 мая 2010 г. А. Яблоков участвовал в организации и проведении Круглого стола в защиту лесов Подмосковья в Академии наук. Круглый стол принял резолюцию в защиту Химкинского леса.

Июль 2010 г. Члены молодёжного «ЯБЛОКА» (лидер Кирилл Гончаров и др.) участвовали в палаточном лагере в Химкинском лесу.

2 августа 2010 г. С. Митрохин и активисты партии приняли участие в народном сходе на Старбеевском поле в защиту Химкинского леса. С. Митрохин был задержан милицией.



16 августа 2010 года С. Митрохин потребовал от Генпрокуратуры привлечь к уголовной ответственности Александра Семченко – владельца фирмы «Теплотехник», вырубающей Химкинский лес. В интервью газете «Комсомольская правда» Семченко признался, что организовал нападение т.н. «футбольных фанатов» на защитников леса.

10 октября 2010 г. С. Митрохин выступил на народном сходе в химкинском районе «Левобережный». По окончании акции неизвестные лица в штатском попытались схватить его, но местные активисты отбили у них лидера «ЯБЛОКА».

После нападения на Константина Фетисова С. Митрохин организовал (как и в случае с Бекетовым) отправку пострадавшего из Химок в 64-ую московскую больницу.



14 ноября 2010 г. РОДП «ЯБЛОКО» выступило одним из организаторов «шуминга» на Чистых прудах – акции солидарности с Бекетовым, Юровым, Фетисовым, Кашиным и другими жертвами бандитских нападений. С речью выступала исполнительный секретарь Политического комитета партии Галина Михалёва.

15 января 2011 г. С. Митрохин с другими членами «ЯБЛОКА» принимает участие в сходе защитников леса в дубраве у родника Св. Георгия, в ходе которого каждый выбирает и отмечает своим именем конкретное дерево.

12 апреля 2011 г. члены молодежного ЯБЛОКА (А. Гороховский и др.) участовавали в противостоянии защитников леса с представителями «Автодора»,

19 апреля 2011 г. члены фракции «Зеленая Россия» принимают участие в противостоянии защитников Леса и полиции в связи с возобновлением вырубки.
«По Ленинградскому шоссе фактически Собянин поддержал, разумеется, не ссылаясь на «Яблоко», выдвинутую нами инициативу – расширение Ленинградки. Мы знаем, что там транспортный коллапс. И вовсе не потому что отсутствует платная трасса Москва – Санкт-Петербург, а потому что под влиянием коррупции застроили резервную полосу Ленинградского шоссе, и оттуда там транспортный коллапс. Если сейчас построят платную трассу через Химкинский лес, то никуда этот коллапс на Ленинградке не денется. Хотя это и объясняется как причина строительства трассы. Собянин уже сказал – мы за счёт города Москвы готовы расширять. Это уже позитивный фактор. Осталось только реализовать это пожелание. Это не в силах Собянина, это федеральная власть должна вмешаться».
(Из выступления С. Митрохина на радиостанции «Эхо Москвы» 4 февраля 2011 г.)

И.ЗЕМЛЕР: Сергей Сергеевич, у меня еще один короткий вопрос по вчерашней встрече. Вчера Евгения Чирикова, лидер движения «В защиту Химкинского леса» была награждена из рук Байдена орденом за храбрость. Не стыдно ли, что такой орден госпожа Чирикова получает от американского вице-президента, а не от российских властей?

С.МИТРОХИН: …Эта награда, конечно, заслуженная, конечно, хорошо бы, чтобы была и в России такая награда. Я поддерживаю эту награду, потому что партия «Яблоко» с самого начала участвовала в протестах против строительства платной трассы, еще когда другие партии просто даже не знали об этой проблеме (они потом набежали все). Мы с самого начала, мы вытаскивали из могилы и Бекетова, и Фетисова, и множество митингов провели на эти темы. Так что я поддерживаю: действительно, Чирикова – героическая женщина. И жалко, что наша собственная власть этого не ценит. Хотя, и для нее, и для меня, и для других защитников Химкинского леса со стороны нашей власти лучшей наградой был бы не какой-то орден даже Андрея Первозванного, а просто отмена этого проекта и принятие альтернативы совершенно очевидной – расширение Ленинградского шоссе. Многократно этот проект передавался, многократно говорилось, что только этот проект разгрузит транспортный коллапс на северо-западе Москвы. Но воз и ныне там. Сейчас уже затронуто Завидово, оказывается. Опять, кто первым выступил против прокладки трассы через Завидово? Клинское отделение партии «Яблоко» (вот, недавно провело пикет). Так что здесь у нас никаких нет противоречий. Наоборот, мы и дальше будем активно защищать Химкинский лес.

(Из выступления С. Митрохина на радиостанции «Эхо Москвы» 14 марта 2011 года).





1 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 2. – М.: ИНКОМ НВ, 1991. – С. 75.

2 http://ecmoru.livejournal.com/60967.html

3 Сообщение сотрудника «Энергомаша» А.В. Дмитриева.

4 Михаил Блинкин: Платная дорога Москва – Санкт-Петербург ведёт в никуда //Химкинская правда жива. Сентябрь 2010 г. – С. 3.

5 Во столько оценены лесные земли вообще (не только земли Химкинского леса) согласно приказу Роскомземкадастра от 12 марта 2003 года № П/42.

6 http://www.rb.ru/topstory/politics/2010/09/06/143629.html

7 В создании сайта наряду с Ниной Дмитриевной Чеботарёвой участвовали отошедшие позднее от борьбы в защиту леса Михаил Красильников и Дмитрий Захаркин. Проектирование сайта шло в тесном сотрудничестве с Евгенией Чириковой и Михаилом Матвеевым.

8 Большинство в Московской городской Думе и в 2008-м принадлежало «Единой России», причём это большинство тогда всецело подчинялось Ю. Лужкову. Напрашивается вывод: в 2008-м «Интеко» (читай – Лужков с супругой) было экономически заинтересовано в молжаниновском варианте.

9 Анатолий Юров скончался в декабре 2010 г. Весьма вероятно, что полученные несколькими годами ранее ножевые ранения приблизили его смерть.

10 Это заказники «Широколиственный лес в долине Клязьмы», «Система оврагов у станции Морозки» и «Покровский».

11 Таратута Ю., Чечель А., Костенко Н., Товкайло М. Дорога пойдёт лесом // Ведомости, 9 декабря 2010 г.

12 Бельченко В. Министр большой дороги // Огонёк, № 31 (5109), 14 декабря 2009 года.

13 В России с завидным упорством пытаются прочитать его фамилию на английский лад и записать кириллицей как «Мироу» или даже «Мирроу». В действительности фамилия президента EBRD указывает на его происхождение от онемеченных поморских славян – бодричей или лютичей.

14 Таратута Ю. и др. Дорога пойдёт лесом // Ведомости, 9 декабря 2010 года.

15 Пастор-предприниматель Семченко признался «Комсомольской правде», что нанял обладателей белых балахонов с целью провокации (http://kp.ru/daily24537/718423/).

16 Каких только французов нынче не бывает!

17 Сообщение А. Суслиной.

18 Лужков Ю. Химкинский тест // Российская газета, 6 сентября 2010 года. Дальнейшие цитаты – из той же статьи.

19 http://www.rb.ru/topstory/politics/2010/09/06/143629.html

20 При написании этой главки использованы материалы статьи: Шадрина Т. Химки: Аргументы и эмоции // Российская газета, 17 сентября 2010 года.

21 Организации с таким названием в Костроме не обнаружено, но там есть МУП «Землемер».

22 Отметим, что в демократической Германии рубка деревьев и применение полицейской силы против демонстрантов дорого обошлись виновному в этих действиях земельному правительству Баден-Вюртемберга: оно проиграло выборы (март 2011-го) и потеряло власть.

23 При подготовке этой главки использованы материалы статьи: Седых И. Прощай, Химкинский лес // http://www.rb.ru/topstory/society/2010/12/14/185028html.

24 Абатуров А.В., Кочевая О.В., Янгутов А.И. 150 лет Лосиноостровской лесной даче. – М.: Аслан, 1997. – С. 98 – 106.

25 Кашин О. Иванов исправляет ошибки Медведева // http://www.livejournal.ru/themes/id/23749

26 http://www.kremlin.ru/news/9888

27 Аминов Х. Аркадий Ротенберг встал на трассе Москва – Петербург // Коммерсант, 25 декабря 2010 г.

28 РИА-Новости, Москва, 29 декабря 2010 года.

29 http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=113658&cid=15

30 http://www.rusnovosti.ru/news/141337/




<< предыдущая страница