Иванов Евгений, 8 класс мбоук дод «Детская музыкальная школа» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Иванов Евгений, 8 класс мбоук дод «Детская музыкальная школа» - страница №1/1

Иванов Евгений, 8 класс

МБОУК ДОД «Детская музыкальная школа»

Г.Верхняя Пышма

преподаватель Пермякова Елена Валерьевна


Philip Glass

«Музыка собственного сердца»

Музыка - единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душою.

Бертольд Ауэрбах.

Музыка – это состояние души, смысл жизни многих композиторов. Особое развитие она получила в  XX веке. В этом столетии с музыкой экспериментировали, музыке приравнивали все, что мы слышим, в музыке отказывались от лада и гармонии, ее меняли и совершенствовали многие композиторы, в том числе и наш современник американский композитор Филип Гласс. Бах, Моцарт и французский авангард – это те, кто повлияли на творчество Филипа Гласса и помогли сформировать стиль композитора, музыка которого стала голосом Земли  XX  века. Мелодия Гласса всегда минимальна, так же, как и гармония, из-за чего его упорно называют минималистом, а стиль, в котором он работает – «американским минимализмом». Филип Гласс – не просто классический композитор. Музыка, родоначальником которой он стал, во многом изменила отношение к академической музыке во всем мире, а сам маэстро, который со смехом вспоминает, что на его первых концертах люди кидались в него яйцами, так и не изменил себе: его музыка по-прежнему обманчиво проста, и все так же изысканна. 

К творениям Гласса можно относиться по-разному: одни признают за ним гениальность, другие замечают излишнюю патетику звучания, но так или иначе, его имя давно вошло во все музыкальные энциклопедии, а его творчество – предмет многочисленных исследований. Работы композитора с восторгом принимаются критикой и публикой по всему миру.

Простейшую мелодию Гласс может преобразовать в огромное музыкальное произведение. Почерк композитора Гласса невозможно спутать с другими композиторами. Ритмическая структура его музыки, кажется, подчиняет себе все остальные выразительные средства, являясь своеобразным пульсом его музыки.

Такая ритмическая основа как полотно, на которое Гласс, словно живописец, кладет мазки мелодии. Они просты и лаконичны. Но стоит отойти на шаг, и его мелодия и ритм сольются в необыкновенной красоты картину:





Так сливаются и беспорядочные мазки на полотне «Маки» художника – импрессиониста Клода Моне в картину цветущего макового поля под лучами солнца.

Мне нравятся картины художников-импрессионистов, поэтому я сравнил музыку Гласса с картиной природы Моне, где все светло, чисто и умиротворенно. Во второй половине XX века, когда развитие промышленности и мегаполисов приводит во многих западных странах к исчезновению первозданной природы, Филип Гласс своей музыкой и видеороликами призывает к сохранению мира и природного благополучия на Земле.



В 1983 году к Филипу Глассу приходит всемирная слава. Он пишет музыку к первому фильму «Койянискацци» из документальной трилогии Годфри Реджио «Кацци»  (позже появятся фильмы «Повакацци», «Накойкацци»). Этот фильм показывает с различных сторон взаимодействие человека и технологии.

«Жизнь, потерявшая равновесие» – так переводится «Koyaanisqatsi» с древнего языка индейцев племени хопи. В фильме раскрывается картина урбанистического общества, движущегося на фантастической скорости, отдаляющегося от естественной природы и приближающегося к веку высоких технологий.



Фильм полностью лишён дикторского текста и актёрской речи, однако его музыкальное оформление, на которое опирается сюжет, занимает в повествовании такое же значение, как и видеоряд, и, фактически, создаёт атмосферу фильма. Филипп Гласс вместе с режиссером Годфри Реджио создают новый вид музыкального искусства XX века – саундтрек, где музыка является рассказчиком, то есть не дополнением к фильму, а его главным действующим лицом. Так из однообразных оборотов мелодия развивается так же, как и человеческая жизнь – огромные мегаполисы, высотные дома, бесконечный поток людей и машин, новейшие технологии.

Плывущие облака, морская гладь, горные вершины показаны в сопровождении звучания органной музыки.



Кадры из фильма «Koyaanisqatsi» 

На фоне мерного нисходящего баса зависает повторяющийся мелодический оборот:

Но вот картина меняется. Жизнь убыстряется в сотни раз. Все несется в стремительном скерцо: поток машин, мелькание лиц, домов, эскалаторов, конвейеры на заводах и фабриках, загазованные автострады. Жизнь теряет равновесие. И эта жизнь становится главным героем фильма, главным действующим лицом.





Кадры из фильма «Koyaanisqatsi» 

Неторопливая двухдольность восьмых в мелодическом обороте сменяется триолями шестнадцатых длительностей в быстром, стремительном темпе. Все в музыке подчиняется ритмической четкости. На экране, как будто идет перемотка фильма. Ускоренные облака выглядят величественно, а ускоренный город – суматошно и безобразно.

Появляется ощущение, что ты двигаешься вместе с фильмом, паришь над облаками, небоскребами и с высоты птичьего полета на твоих глазах разворачивается самая глобальная драма в истории человечества – конфликт технологии и природы, цивилизации и того, что ей предшествовало.

Каждый кадр, каждое движение в фильме – это гармония музыки и изображения на экране. И конечно, эту музыку нельзя не услышать среди нас – шум машин, капли дождя, свист ветра, треск бревен в камине.… Каждый звук рождает новую жизнь в мире музыки. Она завораживает, гипнотизирует, заставляет задуматься, как мы должны жить на этой живой планете, какими мы должны быть и что мы должны делать, чтобы быть частью Мироздания.

Музыку Гласса хочется слушать и слушать. В своих произведениях композитор погружает нас то – в сумасшедший, то – в умиротворенный ритм. Фортепиано ведет мелодию то – взмываясь ввысь, то – опускаясь вниз. Мир создавался из многих вещей, которые нас окружают, наша жизнь быстротечна и все может измениться в один миг, время может остановиться в любой момент. И, тем не менее, мелодия с каждой секундой становится более сильной, могучей, великой – она показывает жизнь во всех ее проявлениях, жизнь каждого человека в отдельности. А затем, постепенно исчезает, как - бы завершая маленькую часть своей жизни, ее определенный этап (из саундтрека к фильму «The Hours»/«Часы»).

Красота музыки Филипа Гласса поражает меня, она заставляет задуматься над жизнью, хочется задать себе философские вопросы. Я верю, что музыка Филипа Гласса станет великой, наравне с произведениями И.Баха, В.Моцарта, Ф.Шопена…

Изменения в музыке XX века - это новый толчок в развитии музыкальной гармонии и новые правила. Частично возродившаяся классика в XX веке была отодвинута на второй план в связи с появлением в музыке новых жанров и стилей. Оригинальная мелодия американского композитора Филиппа Гласса находит отклик в сердцах слушателей. Ведь как сказал герой Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики» –  все преходяще, а музыка вечна.



Как-то на вопрос «Какую музыку должен услышать каждый человек?», Филип Гласс, не задумываясь, ответил: «Музыку собственного сердца». Я нашел музыку своего сердца – это музыка, которая рождает красивые и добрые чувства, бесконфликтный тип мышления, созерцательность и склонность к космическим фантазиям. Для меня – это музыка Филипа Гласса.