Iv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 2 1339.43kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 417.38kb.
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов... 3 758.45kb.
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области 8 1550.51kb.
Эрнст Кассирер Опыт о человеке Введение в философию человеческой... 9 3839.09kb.
Введение в философию 46 14108.63kb.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами... 2 402.49kb.
Первый заместитель руководителя Департамента физической культуры... 1 27.45kb.
История физической культуры и спорта 7 1539.14kb.
Приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики... 1 364.01kb.
Программа «Обеспечение деятельности комитета по физической культуре... 1 109.92kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
- 4 1234.94kb.
Iv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) - страница №5/6


Контрольные вопросы

1. Культурологические проблемы ФКС как предмет философского исследования?

2. Причины относительно позднего философского исследования культуры двигательной активности и телесности человека?

3. Философско-культурологическое изучение телесности человека и связанный с этим комплекс проблем?

4. Эстетические и этические проблемы ФКС в свете культурологического исследования? Их связь с проблемой гуманизации спорта?
2.2. Социокультурные ценности тела человека

Социокультурные ценности тела человека как аспект философии ФКС. Основные разработчики данной проблематики

Систематизация этих ценностей по критерию выполнения телом человека определенных социальных функций

Инструментальные ценности тела:


  • физическая подготовленность к выполнению социальных функций в процессе труда;

  • кондиционность для борьбы с противником;

  • способность служить достижению высоких спортивных результатов.

Политическое и символическое значение инструментальных ценностей

Имманентные ценности тела: экзистенциальные, гедонические, эстетические

Динамика развития проблемы социокультурных ценностей тела человека в научной литературе
/74/ Данный аспект философского анализа физической (соматической) культуры связан с осознанием того, что активная позиция человека в отношении собственного тела может конкретизироваться в различных типах поведения.

Человек может ухаживать за телом сознательно и целенаправленно или предоста­вить его естественному функционированию, может заботиться о стройности его линий посредством, например, многообраз­ных способов лечения ожирения или целенаправленного «растрачи­вания» чрезмерного количества калорий, а может предпочитать округлые в тучные фигуры. Известны разные способы проявления заботы о силе и выносливости человека, начиная с греческих гимнасий и рыцарских упражнений и кончая сегодняшними видами спорта. В традиции культуры имеются и образцы аскетического «бичевания» и «умерщвления» плоти. Некоторые люди много труда вкладывают в то, чтобы сохранить тело в изоляции от воздействий природных средств – воздуха, солнца, воды и движения (иногда для этих целей затворяются в холодных, сырых и темных помеще­ниях), а, с другой стороны, многих привлекает вид рослых, крепких и закалённых тел. Известны эпохи, когда физическая подготовленность является неотъемлемым партнером умственной работоспособности, а вместе с тем можно без труда указать на исторические периоды, в которые физическое воспитание было вытеснено за пределы важных в социальном аспекте функций. Есть культуры, в которых телесное здоровье оказывается ценностью лишь тогда, когда индивид его теряет, но бывает и так (например, в наше время, когда в действие приводятся сложные средства и способы для сохранения и укрепления здоровья).

Значит, тело человека может формироваться социальным субъектом на основе различных ценностных ориентиров, выполнять различные социальные функции, может иметь для него различную значимость.

Поэтому одно из наиболее важных направлений философского исследования телесности – анализ возможных и реальных ценностных ориентиров личности, различных социальных групп и общества в целом по отношению к телесному бытию человека, связанных с этим социокультурных ценностей тела, их эволюции, особенностей в рамках современной культуры и в ближайшем будущем.

Еще М. М. Бахтин обращал внимание на необходимость анализа «тела как ценности» и решения в связи с этим проблемы, которая «строго отграничивается от естественнонаучной точки зрения: от биологической проблемы организма, психофизиологической проблемы отношения психологического и телесного и от соответствующих натурфилософских проблем…» [см. Бахтин, 1979].

Социокультурные ценности тела человека могут быть определенным образом систематизированы, классифицированы. Критерий такой классификации: какие социальные функции выполняет тело человека, на основе каких ценностных ориентиров оно формируется и используется социальными субъектами, какие «образцы поведения» с ним связаны.

/75/ Одну из первых попыток такого рода предпринял (более ста лет назад) Ф. Знанецкий в своей работе «Социология воспитания». Он указывал на то, что одна из задач, решаемых в процессе физического воспитания, состоит в формировании и развитии у человека таких физических черт, которые желательны, устраняя или предотвращая появление нежелательных черт, а значит, «в формировании физических типов в соответствии с социальными требованиями». Причем, он выделял два основных направления такого формирования. Одно из них связано с таким воздействием на человека, при котором не учитываются его интересы, потребности, желания. Второе, напротив, связано с тем, что человек сам осуществляет данный процесс, ориентируясь на определенные культурные образцы. Ф. Знанецкий выделил несколько физических типов применительно к определенной социальной группе: гигиенический, связанный с заботой о здоровье и жизни индивида; генеоматический (групповые образцы, гарантирующие естественный прирост данной популяции); моральный и эстетический (относящийся к манерам и внешней эстетической внешности членов группы); гедонистически (тело как центр приятных ощущений группы); утилитарный (связанный с развитием материальных основ жизни группы); спортивный [см. Znaniecki, 1973].

О культурных ценностях тела писал и M. Демель, который дал такую дефиницию физической культуры: «Физическая культура включает в себя все те ценности, которые связаны с физической формой и физическим функционированием человека, как в его собственном субъективном ощущении, так и в общественно объективированном образе. Эти ценности – говоря наиболее обобщенно – относятся к здоровью, строению и осанке тела, устойчивости, физической работоспособности, функциональности, красоте. Аналогично другим культурным ценностям они носят динамичный характер, формируют человеческие взгляды и позиции» [см. Demel, 1972]. К вопросу о типологии культурных ценностей тела обращаются в своих работах и современные исследователи [Александрова, Быховская, 1996; Быховская, 1993, 1994, 1996, 1997; Кравчик, 2005а; Beranova, 2001; Bernard, 1980; Heinemann, 1980; Кrawczyk, 1978, 1983, 1984, 1986, 1989; Turner, 1984 и др.].

В типологии социокультурных ценностей тела человека особенно важно учитывать ту основную цель, которой подчинена забота о теле, его «культивирование»: рассматривается ли такое поведение как инструмент достижения внетелесных ценностей или же оно осуществляется во имя совершенствования тела как ценности самой по себе. В первом случае речь идет об «инструментальных» ценностях тела, во втором – о его имманентных ценностях (З. Кравчик называет их «автотелическими», а И. М. Быховская – «терминальными»).

Следует учитывать относительность различия инструментальных и имманентных ценностей тела: «одна и та же ценность для разных людей и в разных ситуациях может иметь разное значение и смысл (напр., ценность физического здоровья может быть инструментальной для человека, стремящегося к определенной профессиональной деятельности, необходимо требующей высоких физических кондиций, и эта же ценность может стать самоценностью для индивида, «зациклившегося» на своем состоянии здоровья – т. н. «вечные больные») [см. Александрова, Быховская, 1996].

/76/ К числу инструментальных ценностей тела, прежде всего, относится физическая подготовленность человека, позволяющая выполнять разнообразные социальные функции в процессе труда. Ценность тела как «инструмента труда» особенно важную роль играла на первых этапах развития человеческой цивилизации. С разделением труда и появлением «праздных классов» происходит снижение этой ценности в глазах определенных социальных групп населения, которые ориентируются на образцы развлекательной жизни как единственно «достойной». Снижению ценности тела как инструмента труда содействовал и католический этос жизни, в котором труд считался наказанием за несовершенство человека как телесного существа. И лишь система ценностей, провозглашенная протестантизмом, в определенной мере вернула телу человека эту его ценность. Как отмечено выше, существенное влияние на указанную ценность тела человека оказывает и научно-технический прогресс. Второй, столь же древней, инструментальной ценностью тела человека является использование его как инструмента борьбы с противником (например, с врагом на поле брани). Эта ценность тела человека, сохранявшая высокое значение на всех этапах развития общества, несколько утрачивает свое значение в связи с развитием военной техники и гуманистической идеологии, отвергающей трактовку солдат как «пушечного мяса».

С возникновением спорта связана такая инструментальная функция тела как его способность служить достижению высоких спортивных результатов. Особо важная инструментальная ценность человека связана с таким компонентом телесности человека как физическое здоровье и наличием связи между физическим и духовным (прежде всего психическим) здоровьем человека. Положение об этой зависимости, установленное еще в античной культуре, ожило с новой силой в современном обществе, и находит свое выражение в известном часто упрощаемом на практике лозунге: «в здоровом теле – здоровый дух». Здоровье обеспечивает человеку возможность полноценной жизни, эффективного выполнения самых разнообразных социальных функций, проявления своих сил и способностей. Хотя чаще всего здоровье рассматривается как высшее благо («Valetudo bonum optimum»), однако, в силу разных причин оно может отходить на задний план как для отдельного человека, так и в более широком социальном плане. Так, с появлением международных спортивных соревнований престиж страны стал мериться не здоровьем ее населения, а количеством завоеванных медалей в этих соревнованиях.

Начиная с XX столетия инструментальные ценности тела, связанные с физической подготовленностью, спортом и здоровьем, приобретают особую значимость и по политическим соображениям. Первоначально дело касалось реализации на основе физической подготовленности населения и развития институтов, ее обеспечивающих, политических программ: классо­вых, национальных или жe государственных. Даже физическое здоровье должно было явиться свидетельством силы народа, обще­ственного класса или государства и как таковое обретало значение не с точки зрения его имманентных ценностей, а, прежде всего как инструмент достижения приоритетных политических целей. /77/ После второй мировой войны политическая функция телесности тесно переплелась с усиливающимися процессами соперничества между общественными и государственными системами и в то жe время с сотрудничеством мирного характера. Физические успехи не столько народов и государств, сколько их представителей (речь идет о спортсменах), определяемые количеством очком и медалей, завоеванных в спортивных соревнованиях, все чаще создают или укрепляют международную позицию и престиж отдельных стран.

Важное место среди культурных ценностей тела занимают его символические ценности. Особенности тела человека, или даже тело в целом, могут служить символом его принадлежности к какой-то социальной группе, стране и т. д., символизировать верность определенным идеям и т. д. Значимые культурные ценности тела связаны с возможностями использования его в процессе коммуникации (язык жестов), а также для создания в движениях художественных образов (театр, балет, танцы, пантомима и т. д.).

Как было отмечено, тело может иметь ценность не только как средство достижения каких-то иных целей, но и само по себе – как то, без чего человек перестает быть человеком (прекращает свое существование), как сфера проявления гармонии, красоты, совершенства и других эстетических ценностей, а также разнообразных телесных ощущений (вкусовых, сексуальных, кинетических и др.). С этим связаны имманентные (автотелические, терминальные) ценности тела: экзистенциальные, гедонические и эстетические. Первоначально в наибольшей степени акцент на эти функции телесности имел место в аристократических классах: античных и нового времени. В настоящее время указанные ценности тела привлекают внимание более широких масс населения. Но при этом возникает важная социальная проблема: повышенная ориентация на телесность с акцентом на физическую красоту (эстетику) приводит к некоторой дискриминации тех, кто в этом плане имеет определенные недостатки, и в первую очередь инвалидов [см. Нahn, 1984].

Следует иметь в виду также, что каждая культура имеет свои интеллектуальные, эстетические и нравственные установки, в соответствии с которыми она создает для себя определённый идеал телесной красоты. «Свои физические идеалы и у йога, у и пышногривого жителя африканской саванны, и у гибкого, как змея, индейца майя в уборе из перьев, и у жителя Олимпии времён Перикла, и у самурая, и у воина с острова Бали» [см. Lingis, 1986].

Плюрализм различных моделей красоты тела наблюдается и в настоящее время, вследствие чего нередко стирается различие между красотой и полезностью в отношении телесности. Пропорционально и гармонично развитое тело, которое считалось необходимым по эстетическим канонам античности и Возрождения, хотя и оценивается положительно, но уже не считается абсолютной необходимостью. А кроме того, люди, не обладающие красотой тела, имеют в своем распоряжении большое количество «искусственных» средств его коррекции и совершенствования – причем, не только таких, которые действительно помогают сделать тело более красивым (гимнастика, массаж, лечение в салонах красоты, телесная хирургия красоты и т. п.), но и таких, /78/ которые за счет определенной одежды создают лишь видимость этого. Все это способствует быстрым переменам в том, что раньше считалось образцом красоты, и создает новые типы этих образцов. В XX столетии широкое развитие получают и такие разнообразные формы «утилизации» телесной привлекательности, как открытая и скрытая проституция, стриптиз, развлечения под именем «зрелищный секс», порнография и т. д. В рамках такого применения человеческое тело, его нагота превращаются в предмет купли и продажи, деградируют до роли товара [см. Krawczyk, 1984b].

Наряду с отмеченными выше инструментальными и имманентными ценностями тела человека могут выделяться и некоторые другие их ценности. Так, З. Кравчик помимо этих ценностей выделяет бытовые, общественные и символические ценности физической культуры, а также проводит различие между декларируемыми и реализуемыми ее ценностями [см. Кравчик, 1990]. Е. А. Александрова и И. М. Быховская наряду с инструментальными и терминальными ценностями тела указывают экзистенциальные, социальные и символические ценности телесности. Экзистенциальные ценности лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с обеспечением необходимых условий для человеческого существования как такового (физическое здоровье, работоспособность, адаптивность). К социальным ценностям они причисляют ценности, имеющие «отношение к функционированию телесности, формированию и использованию физического имиджа в пространстве социального взаимодействия индивидов» (использование физических, двигательных характеристик в структуре социальных ролей личности, в ее коммуникативном пространстве и т. д.). Наконец, в третью группу они включают символические смыслы телесности, двигательной деятельности человека [см. Александрова, Быховская, 1996]. Б. Тернер в рамках разработанной им социологической теории тела выделяет четыре основных функции, на основе которых тело связывается с социальным пространством, проявляет себя в нем и отвечает на формулируемые социумом задачи, проблемы: «репродукция» населения во времени; «регуляция» поведения и проявления тела в пространстве; «обуздание» («ограничение») внутренних побуждений тела посредством внешнего, социального регулирования; «репрезентация» внешнего тела в социальном пространстве [см. Turner, 1984].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что культурные ценности тела человека не только разнообразны, но и меняются в ходе исторического развития общества.

Наиболее существенное изменение в понимании ценностей тела социологами и философами в настоящее время состоит в пересмотре положения о том, что человек «имеет тело», в замене его положением «человек есть тело» [Быховская, 1993; Кравчик, 2005; Фромм, 1990; Strittmatter, 1984]. Изменение теоретического подхода к пониманию ценностей тела имеет и важное практическое значение: «Быть человеком – это значит и отдыхать, заниматься играми и, если есть желание, спортом. Это поняли, между прочим, и церковь в соответствии с решаемой ею задачей и, исходя из своих возможностей, предлагает свои программы, главным образом в области работы с детьми и молодежью, но вместе с тем все больше обращаясь к людям взрослого и пожилого возраста. Однако это пока только начало и далеко не достаточно. Известная враждебность в отношении тела порой, к сожалению, все еще дает о себе знать. Ведь дело в том, что человек не только имеет тело, но он и сам является телом и несет за него ответственность перед собой, своим ближним и перед богом, своим творцом» [см. Strittmatter, 1984].

/79/

Контрольные вопросы

1. Социокультурные ценности тела человека как аспект философии ФКС?

2. Систематизация социокультурных ценностей тела человека в философии ФКС?

3. Расскажите об инструментальных ценностях тела человека, проясните их политическое и символическое значение.

4. Имманентные ценности тела? Их перечень и специфика?

5. Дайте анализ динамики развития проблемы социокультурных ценностей тела человека в научной литературе.


2.3. Модели физической (соматической) культуры

Проблема различных моделей физической культуры и подходы к ее решению

Инструментальная модель физической культуры и ее разновидности

Гуманистически ориентированная модель физической культуры и ее основные особенности

Иные модели физической культуры, их комплексная типология с учетом эволюции физической культуры

Основные направления философского исследования различных моделей физической культуры. Основные сферы реализации ценностей человеческого тела
С учетом отмеченных выше возможных ценностей тела могут быть выделены и определенные модели физической культуры. Каждая такая модель характеризуется тем, какая ценность тела (или набор, комплекс этих ценностей) служит ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяет его отношение к телу, его поведение и даже стиль (образ) жизни.

Один из первых проблему различных моделей физической культуры попытался поставить и решить З. Кравчик. Он выделяет несколько моделей физической (соматической) культуры, которые он называет «нормативными моделями»: 1) эстетическую, 2) гедонистическую, 3) аскетическую, 4) гигиеническую, 5) конкурентно-состязательную и 6) модель физической подготовленности. В первой (эстетической) модели ориентиром для социального субъекта служат такие эстетические ценности как красота, гармония и др., во второй (гедонистической) – ценности, связанные с гедонистическими телесными ощущениями (вкусовыми, сексуальными и кинетическими); в третьей (аскетической) – ценность «презрения к телу». /80/ В рамках четвертой (гигиенической) модели З. Кравчик выделяет два ее типа – экзистенциальный и утилитарный. Первый связан с борьбой человека с болезнью и смертью, а второй – с борьбой с отрицательными последствиями в области здоровья интенсивной и продолжительной работы в промышленности и т. п. Конкурентно-состязательную модель физической культуры З. Кравчик связывает с физической подготовкой для успешного выступления в спортивных соревнованиях, а модель физической подготовленности – с физической подготовкой для производственных и военных целей [см. Кравчик, 1990).

На наш взгляд, прежде всего, важно различать две основные ценностные модели физической культуры.

1. Инструментальная модель физической культуры. В этой модели основным ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяющим его отношение к телу, его деятельность, направленную на формирование и совершенствование определенных физических кондиций, служат инструментальные ценности тела.

Можно выделить разновидности инструментальной модели физической культуры, исходя из того, что ориентацией для социального субъекта в рамках этой модели могут быть:



  • специальная физическая подготовка к избранной профессиональной деятельности – профессионально-прикладная физическая культура;

  • оптимальная подготовка к потребностям воинской службы или к самообороне;

  • оптимальная спортивная подготовка, успешное выступление в спортивных соревнованиях, достижение наивысших спортивных результатов;

  • сохранение и укрепление здоровья;

  • восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма;

  • максимальное развитие выразительности движений в художественной деятельности;

  • развитие мускулатуры («культуризм») и т. д.

2. Гуманистически ориентированная модель физической культуры. Эту модель отличают следующие основные особенности:

а) направленность социального субъекта на достижение физического совершенства, которое предполагает:



  • «комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию» человека, создающее универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности [Матвеев, Полянский, 1996];

  • формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения и двигательной культуры;

  • свободное и искусное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящее ему не только желаемые результаты, но также наслаждение и радость; /81/

  • соответствие физического развития критериям гармонии и красоты (о таком «гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма» как о важной цели физического воспитания писал П. Ф. Лесгафт;

б) ориентация социального субъекта на постоянное физическое самосовершенствование, прогресс в физическом совершенствовании с учетом возможностей индивида, группы, общества в целом на данном этапе его исторического развития;

в) стремление социального субъекта к органичному дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.) и духовным совершенствованием, развитием духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры общения и т. д.).

Определенные модели физической культуры могут быть выделены и на основе учета того, какие средства (педагогические, гигиенические, медицинские, генной инженерии и т. д.) используются для целенаправленного воздействия на естественную телесность человека. Гуманистически ориентированная модель физической культуры предполагает, например, использование лишь таких средств, которые содействуют достижению физического совершенства и не оказывают негативного влияние на психическое и духовное развитие личности.

Наибольший научный интерес представляет комплексная типология моделей физической культуры, которая учитывает и ценности, связанные с телесностью человека, и средства, используемые для коррекции естественной телесности, и другие социокультурные факторы. Такой подход предусматривает выделение различных моделей физической культуры, связанных с особенностями тех социокультурных систем, в которые они включены, а также изучение их эволюции на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества.

Некоторые аспекты этой проблемы затронуты в упомянутых работах З. Кравчика. Научный анализ процесса перестройки «телесного канона» в начале нового времени (XVI-XVIII вв.) содержится в работах М. М. Бахтина. Он показывает, в частности, что в противоположность средневековому образу человека, верхним полюсом которого был бесплотный иконописный «лик», а нижним – плотоядное, слитное с природой, бесстыдно распахнутое «гротескное тело», Возрождение культивирует «совершенно готовое, завершенное, строго отграниченное, замкнутое, показанное извне, несмешанное и индивидуально-выразительное тело» [см. Бахтин, 1965]. Как отмечает И. Кон, современная культура сохраняет этот принцип индивидуальности, но вместе с тем постепенно отказывается от некоторых табу и запретов (достаточно вспомнить эволюцию купальных костюмов, других видов одежды). Такое изменение отношения к телу связано с изменением отношения к эмоциям. В противовес викторианской установке на подавление последних, современная культура подчеркивает не только необходимость самоконтроля, подчинения чувства разуму, но и ценность эмоционального самораскрытия, умения выражать свои чувства, слушаться велений сердца и т. п. [см. Кон, 1978].

/82/ В работе И. М. Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении» дан анализ историко-культурных типов отношения к телу – от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, а также влияние современных тенденций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и индивидуальной ценности дан [см. Быховская, 1993]. Генетический анализ физической культуры содержится в работе Богдана Куницкого «Физическая культура – эволюция идеологии». Под «идеологией» физической культуры он понимает определенную, относительно единую, систематизированную структуру «ценностей и идей, описывающих и оценивающих ее, обозначающих главные цели и функции, а также методы и средства их реализации». В указанной работе предпринята попытка проанализировать эволюцию этой структуры «ценностей и идей» физической культуры, рассмотреть ее особенности в условиях античного общества, феодализма, капитализма и социализма [см. Kunicki, 1986]. К сожалению, в ходе этого анализа понимание физической культуры как культуры, связанной с телесным бытием человека, недостаточно четко отграничивается от других подходов к ее пониманию. В работе И. Травайо «Социология телесных практик» [Travaillot, 1998] показано изменение отношения к человеческому телу во французском обществе на протяжении последних десятилетий. Отдельные аспекты эволюции соматической культуры затрагиваются и в других работах [Жаров, 2003; Истягина-Елисеева, 1998; Мягкова, 2003; Уманская, 1988; Чернявичюте, 1988].

Выделение моделей физической культуры и учет ее эволюции позволяет преодолеть указанный выше антиисторизм в понимании этой культуры.

Важным дополнением философского анализа различных моделей физической культуры является изучение на основе социологических исследований ее современных форм (применительно к различным социальным группам и обществу в целом). Изложенная выше концепция физической (соматической) культуры ориентирует на получение в ходе этих исследований социологической информации о параметрах физической культуры применительно к различным группам населения, в том числе об их отношении к телесности, к физическому состоянию: представляет ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества и двигательные способности) ценность для них; как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры; проявляют ли заботу о них и какие средства используют; на какие культурные образцы, нормы и правила поведения ориентируются; каков уровень их знаний о своей телесности, социальных средствах воздействия на него, методике их применения и т. д.

Еще одно важное направление философского анализа моделей физической культуры – выделение связанных с ней основных сфер реализации ценностей человеческого тела.

/83/ Один из вариантов решения этой проблемы состоит в том, чтобы выделить и дифференцировать следующие сферы:



    • Сфера инфраструктуры. Сюда принадлежат материальные объекты и инструменты, служащие удовлетворению физико-функциональных потребностей человека и не имеющие символического характера: ста­дионы и спортивные залы, бассейны, бани с современными саунами, кабинеты красоты и биологического обновления, лыжные канатные дороги и подвесные кресла, а также инвентарь для разнообразных физических упражнений и приборы для измерения их эффективности.

    • Сфера «непосредственной» культуры. Сюда относятся все те действия в области совершенствования человеческого тела и манипулирования этим телом, которые ничего не сообщают (не являются знаками), а оказывают сугубо физический и косвенно – психосоциальный эффект: воздействия на организм с помощью гигиенических, профилактических или диэти­ческих средств; различные косметические процедуры; гимнастиче­ские или спортивные упражнения, применяемые в качестве инструмента физического развития и повышения физической работоспособности человека, отдыха, восстановления физических сил и т. п.; различные виды туризма, предпринимаемого по гигиеническим, здраво­охранительным, рекреационным или гедоническим соображениям.

    • Сфера символической культуры. Речь идет о том, что одни и те же в физическом смысле действия могут обретать дополнительное значение или дополнительный смысл. Так, белизна «алебастрового» тела дам из аристократических домов воспринималась как знак принадлежности к нетрудовому классу, в то время как румяный цвет кожи и загар свидетельствовали о том, что мы имеем дело с представительницей трудового класса. Марширующая в походе колонна здоровых, атлетически развитых молодых ладей должна символизировать физическую силу народа, да и не только физическую. Место на­циональной сборной, завоеванное на Олимпийских играх, истолковывается не только как выражение физического совершенства данной команды, но и как свидетельство высокого социального статуса данного народа и государства.

    • Сфера сакральности (sacrum) – сфера торжественных, празднич­ных ценностей. Прежде всего, они связаны с миром религии, мифа, искусства, ритуального сакрального или полусакрального зрелища. Проявление такого рода ценностей мы нахо­дим в античных Олимпийских играх, посвященных богам. В средние века эти ценности конкретизировались в мифе рыцаря, защищавшего веру и церковь и служившего импера­тору. Современные олимпийские зрелища под­чинены ценностям народа и государства, а, кроме того, дружбы, братства и мира. Важным свойством сакральных поведений физического типа является сопутствующий им ритуал, а также атмосфера праздника. Известны из древности факты приостановления войн на время Олимпийских игр. Это было свидетельством необычайности, своеобразного ритуала Игр. Это настроение праздника, возвышенных намерений сохранили также современные спортивные праздники и сопутствующие им символы: олимпийский огонь, национальные флаги и костюмы, оформление стадиона, торжественная музыка, речь и шествия, наконец, последняя фаза встреч – радость юности и забавы. Наконец, третьим элементом двигательного поведения, принадлежащего к сакральной сфере, является присутствие зрителей, которое характеризуется своеобразным общением между ними и героями встреч. Наряду со спортом к двигательным действиям, наиболее поддающимся сакрализации, принадлежит танец [см. Кравчик, 2005а].

/84/ В более ранних работах З. Кравчик выделяет 3 основных сферы (пласта) физической культуры. 1. Сфера бытовых условий. Сюда относятся технические условия труда (сидячая и умственная работа; работа, требующая некоторых физических и двигательных усилий; работа, требующая большой сноровки и силы; выполняемая в условиях естественной среды и на свежем воздухе или в технической среде и закрытом поме­щении и т. д.). Далее существенную роль в этой сфере играет вид жилья (в городе или деревне, большая или малая жилплощадь в пересчете на одного жильца, наличие или отсутствие удобств и т. п.). И, наконец, возможность активного в физическом отношении использования досуга (ежедневно, в субботние и воскресные дни, во время отпуска). Эти условия жизни и труда человека как таковые не включаются в физическую культуру. Речь идет о соматических результатах этих условий, т. е. о сте­пени их влияния на физическую форму человека. То же касается и других аналогичных факторов, таких как характер питания, гигиена жизни, характер одежды, «искусствен­ные» формы ухода за телом, регуляция функции размножения, профилактические и лечебные процедуры, климатическое воздействие и т. д. 2. Сфера целенаправленной двигательной активности, имеющая сво­ей целью «нормальное» развитие, физическую полноценность и здоровье человека, как инструментального, так и самодовлеющего характера. К ней принадлежат разные формы физического воспи­тания детей и молодежи, работа над физической формой взрослых и ее восстановлением, приобретение хотя бы минимальной физической формы инвалидами, специальные физические упражнения, связ­анные с некоторыми профессиями, требующими особых физических навыков и т. д. 3. Сфера направленной, превышающей нормальную, двигательной активности, реализуемой в таких формах, как балет, рекордный спорт и цирковое искусство [см. Кrawczyk, 1984b,c].

Охарактеризованный выше философско-культурологический анализ социокультурных ценностей тела и моделей физической культуры помимо теоретического имеет и важное практическое значение для определения приоритетных направлений, форм и методов современной социальной политики в отношении физического воспитания различных групп населения, организации с ними физкультурно-спортивной работы.


Контрольные вопросы

1. Проблема различных моделей физической культуры и подходы к ее решению?

2. Инструментальная модель физической культуры и ее разновидности?

3. Гуманистически ориентированная модель физической культуры и ее основные особенности?

4. Комплексная типология моделей физической культуры с учетом эволюции физической культуры?

5. Основные направления философского исследования различных моделей физической культуры? Основные сферы реализации ценностей человеческого тела?


2.4. Спорт и культура мира

Философско-культурологический аспект концепции спорта как культуры мира

Противоречивое (позитивное и негативное) влияние спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира. Позитивное влияние

Три группы функций спорта в формировании и развитии культуры мира: интегративная, символическая, воспитательная

Негативное влияние. Прагматизм и агрессия. Культурная гегемония
/85/ Концепция культуры мира развита под эгидой ЮНЕСКО выдающимися деятелями образования, науки, искусства. Она исходит из того, что для исключения войн из жизни общества или их предотвращения нужны глубокие изменения в культуре. Речь идет о том, чтобы культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, преобразовать в культуру мира. Ее фундамент составляют такие ценности и образцы поведения, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости, взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности.

В связи с разработкой данной концепции возникает культурологическая проблема, касающаяся отношения спорта к ценностям культуры мира. При анализе данной проблемы возникает комплекс разнообразных вопросов: можно ли спорт рассматривать как элемент педагогики культуры мира, т.е. относить к числу тех институтов и сфер общества, которые содействуют становлению и распространению этой культуры, связанных с ней гуманистических ценностей? В какой мере, насколько эффективно спорт действительно выполнял и выполняет эту функцию? Не противоречит ли соревновательный характер спорта его роли в формировании и развитии культуры мира? Не оказывает ли соперничество, принимающее особенно острые формы в международном спорте, негативное влияние на те цели и задачи, которые призвана решать культура мира? и др.

К сожалению, в работах, посвященных культуре мира, а также спорту, не только не ставятся и не обсуждаются эти вопросы, но, как правило, спорт вообще не упоминается среди тех явлений, которые хоть в какой-то мере связаны с культурой мира. В изданной в 1999 г. библиографии по проблемам культуры мира не приведена ни одна работа, анализирующая спорт в этом аспекте. Некоторое исключение представляют материалы организованной ЮНЕСКО Международной конференции «Воспитание и спорт для культуры мира» (Париж, 5-7 июля 1999 г.) [см. World Conference…, 1999]. Однако на данной конференции были затронуты лишь некоторые аспекты необычайно сложной проблемы отношения спорта к культуре мира. С учетом этой ситуации в последние годы автором и его учениками начата работа по анализу спорта как фактора формирования и развития культуры мира [Варюшина, 2005; Сагалаков, 2005; Столяров, 2005г и др.]. Изложим кратко основные результаты этого анализа.

/86/ Противоречивое влияние спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира.

Позитивное влияние. Анализ фактов истории спорта, бесспорно, доказывает его важное позитивное влияние на формирование и реализацию ценностей культуры мира. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивное соревнование – важнейший элемент спорта – выступает как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни, призванная содействовать гуманизации соперничества людей, т. е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) по возможности обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью; б) поставить соперников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей; в) содействовать выявлению и развитию жизненно ценных качеств личности. Со спортом связан и социальный «механизм» достижения этой цели: создание специальных, искусственных условий организации соперничества и подготовки к нему путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на определенных правилах, в том числе правилах-запретах [см. Столяров, 2004в].

Функции (как потенциальные, так и реальные) спорта в формировании и развитии культуры мира можно подразделить на три группы:

1. В системе социальных (международных, межгосударственных, межгрупповых и т. п.) отношений спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время интегративную функцию. Развитие сети мирно регулируемых и освещаемых в средствах массовой информации спортивных соревнований, встреч, связей непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей при определенных условиях дает возможность: а) установить контакты между странами, которые находятся в определенном конфликте; б) народам разных стран лучше узнать, познакомиться с достижениями культуры и специфическими особенностями друг друга; в) сформировать общие убеждения, взгляды и образцы поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров; г) преодолеть локальную ограниченность, связать и объединить непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей различных городов, стран, континентов, способствовать формированию дружеских отношений между ними. Все это способствует установлению и стабилизации атмосферы мира, смягчению и регулированию конфликтов.

2. Спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время символическую функцию. Он демонстрирует (для изучения, пропаганды и т. д.) имеющие ярко выраженную гуманистическую направленность и адекватные ценностям культуры мира культурные образцы, смыслы, значения, символические (знаковые) модели:



  • мирного («мягкого», «гуманного», «человечного», основанного на этических принципах) соперничества как «символическое состязание между соперниками», «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания», «символ сплоченности и единения между людьми», «символический мост для решения конфликтов»;

  • культуры соперничества, которая предусматривает ориентацию на нравственные нормы поведения в ходе любого соперничества и отказ от таких насильственных действий, которые могут нанести ущерб здоровью соперников или унизить достоинство их личности;

  • диалектического единства сотрудничества и соперничества, миролюбивого значения кооперации, несмотря на определенные конфликты;

  • гуманного разрешения и ограничения конфликтов;

  • социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливости и равенства шансов, которая показывает возможность уничтожения этнического и расового неравенства;

  • справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, гуманных взаимных отношений между соперничающими сторонами (отдельными лицами или группами).

3. Спорт способен выполнять, при определенных условиях действительно выполнял и выполняет в настоящее время воспитательную функцию. Характер и специфика спортивной деятельности, система связанных со спортом культурных образцов, смыслов, значений, символических (знаковых) моделей дает возможность решать широкий круг воспитательных задач педагогики культуры мира, в том числе следующих важных элементов этой культуры: миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов; терпимости (толерантности); навыков демократического поведения; нравственного поведения в условиях соперничества, культуры соперничества.

Негативное влияние. Соревновательный характер спорта подталкивает и спортсмена, и тренера к тому, чтобы основные усилия они направляли на решение чисто прагматических задач – достижение победы в соревнованиях, высокого спортивного результата, рекорда. Именно эти достижения, как правило, стимулируются не только морально, но и материально. Стремление к победе подогревается также средствами массовой информации, тренерами, спортивными функционерами, а иногда и политическими деятелями, стремящимися использовать спорт в своих корыстных интересах. Все это формирует сильную ориентацию на успех, на достижение высокого результата, что нередко играет отрицательную роль в системе социальных отношений, содействует возникновению конфликтных ситуаций. Такая ориентация субъектов спортивной деятельности приводит к тому, что в спорте, особенно в спорте высших достижений, наблюдается девальвация духовно-нравственных ценностей [см. Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 1, 2000].

Еще один аспект негативного влияния спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира состоит в том, что он может содействовать развитию агрессивности спортсменов и зрителей. Большинство видов спорта требует от участников соревнований проявления определенной агрессивности, хотя бы в рамках существующих правил и условий деятельности. Спорт – это, возможно, один из немногих видов деятельности, где проявление агрессии не только воспринимается терпимо, но и встречается бурными аплодисментами многими людьми. В современном спорте отмечается возрастание физического насилия, жестокости, грубой игры, того, что специалист в области философии спорта Кристиан Бомберг назвал «ритуализацией насилия». /88/ У спортсменов и болельщиков нередко наблюдаются проявления не только эгоизма и агрессивности, но даже ненависти по отношению к соперникам и «болельщикам» «противоположного лагеря». Все большее число стран сталкивается с побоищами между болельщиками во время и после футбольных и хоккейных матчей. Привлекательность спорта, все больший интерес, проявляемый к нему со стороны миллионов людей, открывают огромные возможности для использования его не только прогрессивными, но и различными реакционными – милитаристскими, националистическими, шовинистическими и другими общественно-политическими силами в своих корыстных экономических, политических, идеологических и тому подобных целях. Имеется немало фактов использования спорта для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства (иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя, одной нации и т. д. над другими. Вследствие этого, казалось бы, изначально гуманистические по своей природе спортивные поединки пробуждали в людях не глубоко человеческие чувства, а звериные инстинкты, и сам спорт выступал как фактор конфронтации в международных отношениях, не столько объединял, интегрировал, сколько разъединял различные страны, народы, нации, противопоставлял их друг другу. Серьезную тревогу вызывает и такое дисфункциональное проявление современного международного спорта, особенно ярко проявляющее в олимпийском движении, которое обычно обозначается термином «культурная гегемония» [Eichberg, 1981; Francisco, 1994; Lalaoui, 1994; Landry, 1986; Shinnick, 1978 и др.]. Олимпийская программа не отражает культуру очень многих стран. Большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в наиболее важные международные соревнования, имеют западное происхождение.

Таким образом, анализ истории и современного состояния спорта показывает, что гуманистический потенциал спорта реализуется далеко не полностью. Более того, с ним связан ряд таких социальных явлений, которые негативно влияют на формирование и развитие культуры мира [о факторах, которые определяют характер влияния спорта на реализацию ценностей культуры мира см.: Сагалаков, 2005; Столяров, 2005г].
Контрольные вопросы

1. Покажите философско-культурологический аспект концепции сорта как культуры мира.

2. В чем противоречивость влияния спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира?

3. Дайте анализ позитивных функций спорта в формировании и развитии культуры мира.

4. Расскажите о факторах негативного влияния спорта на культуру мира.

Литература

(Черновой вариант)



  1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, 1983. – 184 с.

  1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, 1989. – 272 с.

  1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и шаолиньская школа ушу / Н. В. Абаев // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 148-178.

  1. Адамович Г. Э. Кхуай-то – вьетнамский ниндзя / Г. Э. Адамович. – Мн. : Соврем. слово, 2001. – 160 с.

  1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. /Аристотель; пер. с древнегреч. – М. : Мысль, 1984. – Т. 4. – 830 с.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 1976. – 307 с.

  1. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1986. – 334 с.

  2. Афоризмы старого Китая – 2-е изд., испр. – М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 79 с.

  1. Бабосов Е. М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: Тетра системс, 2000. – 396 с.

  1. Бальсевич В. К. Перспектива развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физкультуры. – 1997. – № 6. – С. 15 - 25.

  1. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физкультуры. – 2001. – № 4. – С. 10 - 11.

  1. Бахныкин Ю. А. Карманный словарь атеиста – 7-е изд./ Ю. А. Бахныкин [и др.]; под ред. М. П. Новикова. – М. : Политиздат, 1987. – 271 с.

  1. Берталанфри Л. Фон. Общая теория систем. / Л. Фон Берталанфри. – М. : Прогресс, 1969. – 369 с.

  2. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства / М. Бишоп; пер. с англ. А. Кратенкова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

    << предыдущая страница   следующая страница >>