Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поощрение лучших учителей образовательных учрежде - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по реализации национального проекта «Образование» в 2009-2012... 1 185.87kb.
Общая характеристика гимназии 7 2863.84kb.
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 93.26kb.
Поощрение лучших учителей 1 31.43kb.
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса... 1 394.53kb.
Департамент Смоленской области по образованию и науке 1 46.94kb.
Информация о реализации демографической политики в Ленинградской... 1 70.76kb.
Педагогический коллектив моу «сош №2 уип им. В. П. Тихонова» на 2012/2013... 1 97.69kb.
Учебно-образовательные программы на II полугодие 2013-2014 учебного... 1 27.23kb.
Деятельности образовательных учреждений дополнительного образования... 2 377.59kb.
Мотивация достижений как условие реализации национального проекта... 1 153.03kb.
Никулинское сельское поселение Андреев Алексей Николаевич 1 63.66kb.
- 4 1234.94kb.
Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению - страница №1/2

Н.А. Ивенкова,

зав. отделом экспертной оценки и диссеминации инновационных образовательных проектов


Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поощрение лучших учителей образовательных учреждений» в Смоленской области в 2010 - 2012 годах

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

В национальном проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, выявление и приоритетная поддержка лидеров - инновационных общеобразовательных учреждений и лучших учителей – призвано способствовать распространению успешных образцов инновационной практики и, следовательно, обеспечению системных изменений по основным направлениям развития образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов призвано способствовать становлению нового качества образования во всей образовательной системе России.

Целенаправленная поддержка лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, способствует выявлению и распространению успешных образцов инновационной практики и нового качества образования во всей образовательной системе России. Конкурсные процедуры на получение денежного поощрения лучшими учителями способствуют стимулированию преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитию их творческого и профессионального потенциала. Вовлечение педагогических работников в конкурсное движение рассматривается как один из способов постоянного личностного профессионального развития педагога, а победа в конкурсе является залогом успеха в дальнейших творческих делах учителя.

В 2010 году был введен новый порядок проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2010 года № 217 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями». Конкурсный отбор лучших учителей отличался от предшествующих лет по ряду параметров:

- вводились новые критерии, заметно отличающиеся от той критериальной базы, которая использовалась в конкурсе лучших учителей 2006 - 2009 г.г.;

- расширялись права претендентов: в конкурсе имели право участвовать все учителя, соответствующие условиям, сформулированным в Указе Президента РФ от 28 января 2010 г. №117 «О денежном поощрении лучших учителей», в том числе, и победители конкурса лучших учителей 2006 - 2009 г.г. Кроме того, в конкурсе могли участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности, в том числе, и преподаватели, работающие в учреждениях начального и среднего профессионального образования и ведущие общеобразовательные предметы;

- предъявлялись более высокие требования к участникам и победителям конкурса: это следовало из пункта 1 Указа Президента РФ, где говорилось о выплате «1 тыс. денежных поощрений в размере 200 тыс. рублей каждое лучшим учителям за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание» (курсив наш); как известно, в 2006 – 2009 годах путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации ежегодно 10 тыс. учителей общеобразовательных учреждений получали денежные вознаграждения Президента России размером по 100 тыс. руб.;

- папка профессиональных достижений, представляемая для участия в конкурсе, должна была включать в себя документальные свидетельства признанных профессиональных достижений претендента, в том числе, документальное подтверждение публичной презентации результатов своей профессиональной деятельности перед общественностью и профессиональным сообществом.

В связи с введением новых правил проведения конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации для Смоленской области была установлена новая квота – 6 человек.


Динамика выделения федеральных квот по годам, количество


2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

65

65

65

61

6

6

6

Успешному проведению конкурсов 2010 - 2012 годов способствовали открытые и прозрачные конкурсные процедуры с широким участием гражданских институтов. Ключевое значение для успешности проекта в эти годы имело эффективное управление реализацией конкурсных процедур, в том числе:

- создание необходимых организационных условий;

- выработка однозначных, адекватных целям проекта критериев отбора лучших учителей;

- определение принципов, которыми необходимо руководствоваться при оценке заявок, поступивших от претендентов.

Конкурсный отбор претендентов осуществлялся в два этапа на основании двух групп критериев: критериев участия и критериев отбора.

Общая организационная схема поддержки была построена по принципу отбора учителей на первом этапе конкурсной комиссией в соответствии с установленными критериями участия, на втором этапе – экспертами в соответствии с критериями отбора.

Процедура экспертизы проходила с обязательным предоставлением конкурсных сведений широкой общественности. Эксперты (экспертные группы) формировались из представителей заинтересованных гражданских институтов.

Принципы проведения экспертизы включали в себя:

- принцип открытости и прозрачности;

- принцип направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшую поддержку педагогического опыта учителей;

- принцип нормативно-методической подготовки экспертной деятельности;

- принцип компетентности экспертов и их заинтересованности в получении объективных результатов;

- принцип независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса;

- принцип учета мнений независимых экспертов при принятии решений по результатам экспертных заключений.

Критерии участия и отбора являлись фиксированными и обязательными.

Критериями участия в конкурсных процедурах 2010 – 2012 г.г. являлись:

- учитель имеет профессиональное образование (согласно новым Правилам проведения конкурса, претендент мог иметь как высшее, так и среднее профессиональное образование; само понятие профессиональное образование не обязательно подразумевало педагогическое, а означало лишь то, что это не общее образование);

- основным местом работы учителя является образовательное учреждение, в котором он реализует одну из общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- стаж педагогической работы учителя по специальности в общеобразовательном учреждении составляет не менее трех лет;

- учитель имеет поддержку профессионального сообщества;

- учебная педагогическая нагрузка составляет одну полную ставку (в условиях малокомплектной сельской школы или в случае осуществления педагогом административных или организационных функций в образовательном учреждении, учебная педагогическая нагрузка должна составлять не менее одной полной ставки);

- преподаватель (по записи в трудовой книжке) образовательного учреждения может участвовать в конкурсе, если он выполняет учительские обязанности; преподаватель, работающий в учреждении начального или среднего профессионального образования, может участвовать в конкурсе, если ведет общеобразовательные предметы;

- публичная презентация соискателем результатов профессиональной деятельности перед общественностью и профессиональным сообществом областного или муниципального (городского) уровня и наличие документального подтверждения.

К участию в конкурсном отборе допускались претенденты, представившие полный набор документов, соответствующие всем критериям участия.

Согласно новым Правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, конкурсный отбор проводился на основании следующих шести критериев отбора:

1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.

2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.

3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

6. Непрерывность профессионального развития учителя.

При оценивании конкурсных материалов экспертные комиссии руководствовались теми же принципами, что и в конкурсах 2006-2009 гг.:

- минимизация необходимой документации, подтверждающей результаты деятельности учителя в соответствии с критериями конкурсного отбора;

- опора на общедоступные диагностические показатели при оценивании результативности деятельности учителя, включая и те диагностические инструменты, которые были разработаны в регионе в ходе конкурсов 2006-2009 гг.;

- максимальное доверие общественным институтам, выступающим как в роли заявителя, так и в качестве экспертов; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности деятельности учителя.

В конкурсном отборе лучших учителей на соискание денежного поощрения в 2010 – 2012 годах участвовало 163 претендента из городов и районов Смоленской области:

2010 год

2011 год

2012 год

89 педагогов

33 педагога

41 педагог

Путем открытого конкурса и общественной экспертизы в Смоленской области за три года было выявлено 18 лучших учителей. Каждый из победителей конкурсного отбора получил денежное вознаграждение Президента России размером по 200 тыс. руб. и дополнительное денежное поощрение в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 05.05.2010 № 252.

Лидерами по количеству учителей - победителей за три года стали 3 муниципальных образования (% победителей от количества победителей за три года):

город Смоленск –33,3 %, Сафоновский район – 16,7 %, Дорогобужский – 11,1 %. По 5,55 % насчитывают Вяземский, Гагаринский, Починковский, Смоленский, Ярцевский районы, г. Десногорск и СОГОУ «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия», о чем свидетельствует приводимая ниже таблица:



Сведения об участии претендентов от муниципальных образований и образовательных учреждений областного подчинения в конкурсном отборе на соискание

денежного поощрения лучшими учителями в рамках ПНПО:





2010

2011

2012

Муниципальные образования

и образовательные учреждений областного подчинения



Количество участников конкурса

Количество победителей


Количество участников конкурса

Количество победителей


Количество участников конкурса

Количество победителей





всего


город

село

город

село

всего


город

село

город

село

всего

всего



город

село

город

село

Велижский

1




1






















1




1







Вяземский

21

10

111







4

1

3




1

2




2







Гагаринский

4

2

2







3




3







2

1

1




1

Глинковский














































г. Десногорск

3

3

























2

2




1




Демидовский

2




2







1




1






















Дорогобужский

8




8







2




2




2

2




2







Духовщинский

2




2







1




1







2




2







Ельнинский














































Ершичский














































Кардымовский
















1




1







1




1







Краснинский
















1




1






















Монастырщинский

3




3







2




2







2




2







Новодугинский































1




1







Починковский

3




3




1

1




1







1




1







Рославльский

9

7

2







2

1

1







6

6










Руднянский














































Сафоновский

14

11

3

2




7

6

1







3

3




1




г. Смоленск

9

9




2




6

6




1




9

9




3




Смоленский

2




2




1































Сычевский































1




1







Темкинский














































Угранский














































Хиславичский































1




1







Холм-Жирковский














































Шумячский














































Ярцевский

7

6

1







1

1




1




1




1







Педлицей

1

1










1

1




1




1

1










Вяземский

медиц. Колледж

































1

1










Смоленск. педагогич. колледж































1

1










Смол. технолог. колледж































1

1










ИТОГО

89

49

40

4

2

33

16

17

3

3

41

25

16

5

1

В 2011 году наблюдается снижение конкурсной активности в педагогическом сообществе по количеству учителей - участников ПНПО. Сокращение количества участников профессионального конкурса связано с введением нового порядка проведения конкурса. В сравнении с 2010 годом количество претендентов на денежное поощрение сократилось с 89 до 33 человек. Снижение доли участия в профессиональном конкурсе на 63 % можно считать временным явлением и объяснить рядом причин:



  1. увеличение временных затрат на освещение своей педагогической деятельности, подготовку документов и материалов на конкурс и малая вероятность получения гранта;

  2. снижение мотивации из-за предъявления более высоких требований к результатам педагогической деятельности;

  3. неумение представить собственную методическую систему: учителя, дающие стабильно высокие результаты учебной и внеурочной деятельности, имеющие большое количество участников олимпиад и конкурсов, не всегда могут представить собственную методическую систему, оформленную в форме описания системы работы, объемной публикации (учебного пособия, методических рекомендаций, монографии) или диссертационного исследования;

  4. не владение технологией «Портфолио» как действенным механизмом фиксирования профессиональных достижений учителя;

  5. неимение собственного информационного пространства для представления материалов, получивших общественное признание; как показала практика, это стало посильно учителям, не просто владеющим информационно - коммуникационными технологиями, а активно участвующим в различных сетевых педагогических сообществах как с целью общения с коллегами, так и распространения собственной методической системы.

Несмотря на снижение конкурсной активности в 2011 году, этот год принес славу тем учителям из сельских общеобразовательных учреждений, которым удалось представить инновационную составляющую своей педагогической деятельности в полном объеме. При этом в 2011 году число учителей-победителей из сельских общеобразовательных учреждений выросло на 16,7 % по сравнению с 2010 годом; 50 % победителей 2011 года составляют учителя сельских ОУ.

Динамика представительства городских и сельских учителей-победителей

конкурсного отбора:

2010

2011

2012

Городские учителя

Сельские учителя

Городские учителя

Сельские учителя

Городские учителя

Сельские учителя

66,7 %

33,3 %

50 %

50 %

83,3 %

16,7 %

В 2012 году доля учителей-победителей из сельских общеобразовательных учреждений сократилась по сравнению с 2011 годом на 33,3 %. В 2010 и 2012 годах лидерскую позицию занимают городские учителя.



Победители конкурсных процедур представляли следующие

образовательные учреждения

(названия ОУ даны в соответствии с 2010 - 2012 годами):

2010

2011

2012

Название образовательного учреждения



Количество победителей


Название образовательного учреждения


Количество победителей


Название образовательного учреждения


Количество победителей


МОУ СОШ № 6 г. Сафоново

2

МОУ Усвятская СОШ Дорогобужского района

1

МБОУ СОШ № 33 г. Смоленска

2

Печерская МСОШ Смоленского района

1

СОГОУ «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия»

1

МБОУ гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского г. Смоленска

1

МОУ СОШ № 33 г. Смоленска

1

Ярцевская МОСШ № 10 г. Ярцево

1

МБОУ «Средняя обшеобразовательная школа № 6» г. Сафоново

1

МОУ гимназия им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска

1

МОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 Дорогобужского района

1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» МО «город Десногорск»

1

МОУ Шаталовская СОШ Починковского района

1

МОУ СОШ № 34 г. Смоленска

1

МБОУ «Баскаковская средняя общеобразовательная школа» Гагаринского района

1




11


МОУ Шимановская СОШ Вяземского района

1







следующая страница >>