История становления и развития спортивной прессы России - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение История Конституции основа демократии России Пушникова... 1 84.62kb.
История становления и развития авиационно-спортивных клубов Восточной... 1 349.12kb.
История становления и развития экскурсионной деятельности 1 181.38kb.
Название работы: История развития и становления высшей технической... 1 263.16kb.
Об этапах становления и развития статистической науки в России в... 1 34.9kb.
Лондонская фондовая биржа и ее роль в современной мировой экономике 2 529.18kb.
Анализ состояния традиционного финансового учета в России 1 59.58kb.
Лекция по курсу «Военная история» по теме 1 415.86kb.
Настоящей работы: «Политософия конституционного развития России как... 2 410.75kb.
I. Философия, ее предмет, история становления и развития 12 5009.82kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 684.8kb.
- 4 1234.94kb.
История становления и развития спортивной прессы России - страница №1/2


  1. История становления и развития спортивной прессы России




    1. Спортивные издания Российской империи

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических органов.

Специализированная спортивная печать XIX – начала ХХ вв. была составным элементом системы печати того времени, формировалась и существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняла сходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическими изданиями, часто эти черты проявлялись в ней не менее ярко, чем собственные оригинальные особенности.

Спортивные специалисты того времени подводили под понятие «спорт» весьма широкую область занятий, так что оно весьма близко подходило по значению к современному значению «хобби». Спортом называлось любое страстное увлечение, а слово «спортсмен» в определенном контексте было синонимично словам «любитель» и «охотник». Подобные трактовки понятий «спорт» и «спортсмен», их текучесть и изменчивость имели следствием то, что в XIX – начале ХХ вв. к типологической группе специализированной спортивной периодики относились издания, по современным представлениям весьма далекие от спорта.

Спортивная пресса прочно заняла свое место в системе российской печати именно во второй половине XIX века, когда в связи с постоянным увеличением объема научной и иной специальной информации, начали активно развиваться специализированные издания.

Одним из первых журналистов, регулярно писавших о спорте, был Ф. В. Булгарин. По сведениям известного дореволюционного исследователя истории Петербурга П. Столпянского, «самое слово «спорт» введено было в наш язык в 1851 году редактором тогдашней «Северной пчелы» Булгариным, который писал: «Этим словом означают все гимнастические забавы, сюда же принадлежат псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, рыболовство, мореплавание»1.

Однако спортивная журналистика родилась раньше. В Москве в 1823 году под редакцией генерал-лейтенанта П. И. Цорна начал выходить «Еженедельник для охотников до лошадей» - это первое в России издание, посвященное лошадиному спорту. Первый спортивный журнал, меняя название и периодичность, просуществовал до 1827 г. и служил интересам военных кавалеристов, публиковал статьи, посвященные искусству верховой езды, давал советы по уходу за лошадьми, помещал сообщения о скачках.

Это один из типов, так называемых коннозаводских-спортивных журналов. Среди изданий данной группы следует отметить также деятельность Н.Д. Лодыгина, редактора-издателя «Газеты коннозаводчиков и любителей лошадей» (Москва, 1874-1881 гг.), а также С. А. Попова и князя С. П. Урусова, редакторов-издателей журнала «Русский спорт» (СПб., 1882-1883 гг.; Москва, 1884-1895 гг.). Их традиции продолжили последующие издания: «Коннозаводство и коневодство» (СПб., 1888-1917 гг.), «Конская охота» (Москва, 1891-1907 гг.). «Журнал спорта» (Москва, 1898-1905 гг.), «Коннозаводство и спорт» (Москва, 1903-1917 гг.) и «Конский спорт» (СПб., 1907-1917 гг.).

Второй тип изданий – это своеобразная «малая пресса» спортивной периодики, информационные листки, которые наполнялись материалами, относящимися к кратким информационным жанрам, снабжали необходимыми сведениями игроков на сильно расцветшем в начале XX века тотализаторе. Наиболее характерными представителями этого типа можно считать «Листок объявлений и спорта» В. А. Гиляровского (Москва, 1891-1896 гг.) и «Спорт и фавориты на сегодня» М. К. Брейтмана (СПб., 1908-1917 гг.).2

В третьем сегменте представлена охотничья спортивная периодика. Во второй половине XIX века охотничьи периодические органы в количественном отношении уступали лишь изданиям, освещающим сферу коннозаводства и конного спорта. Особое внимание здесь уделено полемике 1890-х гг., в ходе которой сложились типообразующие признаки и особенности. Скрытый за субъективными устремлениями издателей, редакторов и фельетонистов постепенно выкристаллизовывался тип охотничьего журнала, который обрел свое оптимальное воплощение в издании С. В. Озерова «Псовая и ружейная охота» (Венев, Тульская губ., 1894-1904 гг.; Москва, 1904-1907 гг.).3

Также возрос интерес к таким видам спорта как шахматы и шашки. Начиная с 1859 года, в России в разное время выходило 18 наименований шахматно-шашечной периодики. Особенно стоит выделить активную журналистскую деятельность знаменитого русского гроссмейстера М. И. Чигорина, последовательно выпускавшего «Шахматный листок» (СПб., 1876-1881 гг.), «Шахматный вестник» (СПб., 1885-1887 гг.) и «Шахматы» (СПб., 1891-1892 гг.), в качестве сотрудника выступавшего в других изданиях. Шахматно-шашеченые издания – яркий пример того, как своеобразие вида спорта не просто отражалось, а буквально диктовало своим специальным органам основные типологические черты и характеристики. Особенности этих изданий, коренящиеся в их крайне специальной природе, становились и источниками тех трудностей, из-за которых, в конце концов, они переставали выходить.

Следует уделить внимание и о прессе водных видах спорта, под которыми в данный период времени понимались гребля, хождение под парусом, гонки на мотоботах и плавание. История изданий этого направления наглядно демонстрирует, насколько уровень развития спортивной печати зависел от заинтересованности в этом профильных спортивных организаций и обществ. Водный спорт насчитывал в России многолетнюю историю, располагал поддержкой государства и частных меценатов, имел множество поклонников. Тем не менее, вследствие ряда причин многочисленные общества слабо поддерживали свою спортивную периодику. Она так и не получила массового распространения (всего 7 наименований), часто не отличалась высоким качеством и глубокой разработкой вопросов спорта, уклонялась в сферу морского дела вообще и явно не достигла полной реализации своего потенциала.

1890-е годы ознаменованы так называемой «велосипедной эрой»4. В дореволюционной России появилось около десяти специальных органов велоспорта, весьма разнообразных по типу и направлению: еженедельник рекламного характера «Велосипед» (СПб., 1892-1898 гг.), развлекательный «Циклист» (Москва, 1895-1904 гг.), чрезвычайно узкоспециальный ежемесячник «Русский турист» (СПб., 1899-1912 гг.), распространявшийся лишь среди членов общества велосипедистов-туристов.

В 1900-х годах по ряду причин былое увлечение велосипедным спортом в русском обществе пошло на убыль и велосипедные издания были вынуждены расширять свою программу, что привело к утрате специализации. Так, самый продолжительный и популярный из органов велосипедного спорта журнал «Самокат», выпускаемый семейством Орловских (СПб., 1894-1904 гг.) претерпел эволюцию, став сначала «журналом усовершенствованных способов передвижения» «Самокат и мотор» (СПб., 1904-1906 гг.), а затем превратился в специализированный автомобильный журнал «Автомобильное дело» (СПб., 1907-1910).

Развивается пресса автомобильного спорта. В этой группе сложился совершенно четкий и определенный тип изданий, обусловленный задачей технического ознакомления читателей с конструкциями автомобилей. Автомобильные журналы, исходя из своего предназначения, отдавали большую часть объема под обширные технические и аналитические статьи, обзоры выставок и технических новшеств, исторические очерки и практические рекомендации. Подобная программа реализовывалась в журналах с нечастой периодичностью и большим объемом. Объем их колебался, как правило, между 40 и 100 страницами. Характерной особенностью именно автомобильных журналов было обилие профильной рекламы, которая занимала от 1/2 до 2/3 общего числа страниц и являлась важным источником благополучия автомобильных изданий. Среди издателей периодики автомобильного спорта первое место принадлежит А. П. Нагелю. Он создал в Петербурге уникальную цепочку периодических изданий, посвященных автомобилизму и авиации, лучшим из которых был журнал «Автомобиль» (СПб., 1902-1917 гг.). Отдельным, весьма своеобразным стал в начале 1910-х гг. тип издания, посвященного одновременно автомобилизму и воздухоплаванию. Подобные журналы смешанной тематики были переходным звеном между автомобильными и авиационными изданиями и не могли существовать долго, поскольку эти виды спорта, развиваясь, все больше расходились в путях эволюции и применения, требовали создания отдельных специальных органов. Первое издание по авиации и воздухоплаванию появилось в 1880 году, когда в Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Воздухоплаватель» (1880-1881, 1883 гг.).

Начало XX века дало около десяти наименований различных изданий по авиаспорту, объединенных общими типологическими характеристиками. Они ориентировались на освещение только одной отрасли спорта, не уделяя внимания остальным его видам, за исключением в виде родственного до определенной меры автомобилизма; четко представляли себе свою целевую аудиторию (авиаторов, конструкторов, механиков) и назначение – способствовать развитию воздухоплавания и авиации путем обмена опытом среди любителей данного вида спорта.5

Наиболее значительными из изданий этого типа являлись журналы «Воздухоплаватель» (СПб., 1903-1917 гг.) – орган Императорского Всероссийского аэроклуба, и «Вестник воздухоплавания» (сначала «Библиотека воздухоплавания», СПб., 1909-1913 гг.).

Какая-то доля прессы была посвящена общим вопросам физического развития. Ее появление отражало нарастание в начале ХХ века дискуссий о месте и роли спорта в жизни страны, о необходимости физического воспитания и образования нации. Помимо общетеоретических изданий «Гимнастика» (СПб., 1903-1904 гг.) и «Физическое образование и спорт» (СПб., 1910 г.) значительное внимание уделено изданиям, пропагандировавшим идеи сокольства – массового спортивно-патриотического движения, в котором спортивная сторона была тесно переплетена с политической составляющей: «Сокол» (Москва, 1910-1914 гг.) и «Вестник русского сокольства» (СПб., 1913-1916 гг.).

К печатным органам, посвященным преимущественно тяжелой атлетике как важному фактору физического развития и здоровья человека, относятся журналы «Сила и здоровье» (СПб., 1909-1914 гг.) и «Красота, и сила» (Киев, 1913 г), к изданиям, освещавшим борьбу, – журналы И. В. Лебедева «Иллюстрированный журнал атлетики и спорта» (СПб., 1905 г.) и «Геркулес» (СПб., 1912-1917 гг.). Они по очереди объединяли ведущие авторские силы спортивной России (причем не только в своей отрасли), благодаря пристальному вниманию первостепенным вопросам физического развития человека и нации, имели важное значение в развитии спортивного процесса.

Далее пойдет речь о прессе, посвященной тем видам спорта, которые по ряду причин своего исторического развития не вызвали значительного количества периодических изданий. Так, например, особенности распространения в России голубиного, лыжного спорта, коллекционирования марок или тенниса, повлекли за собой появление лишь отдельных журналов: «Вестник голубиного спорта» (Киев, 1893-1904 гг.), «Известия московской лиги лыжебежцев» (Москва, 1911 г.), «Марки» (Киев, 1896-1897 гг.), «Лаун-теннис» (СПб., 1912-1914 гг.).

Тип общеотраслевого спортивного издания начал формироваться гораздо позже возникновения узкоспециализированных газет и журналов и возник уже с наступлением ХХ века. Способствовала этому процессу общая тенденция к тематической универсализации, а также объективные потребности спортсменов того времени, которые по причине любительского характера дореволюционного спорта редко специализировались на каком-то одном виде спорта.

К изданиям такого типа относились лучшие и наиболее влиятельные спортивные периодические органы дореволюционной России, сосредоточившие вокруг себя ведущие журналистские силы того времени: еженедельники «Спорт» (СПб., 1900-1904, 1908 гг.), «Русский спорт» (Москва, 1909-1919 гг.) и «К спорту!» (Москва, 1911-1918 гг.). Именно универсальный спортивный журнал предоставлял самые выгодные условия для наиболее качественного и полного освещения спортивной жизни.

Подведем итог и рассмотрим основные этапы развития спортивной периодики тех времен. Начальный этап формирования структуры спортивной печати, ведущий отсчет с появления первого журнала как упоминалось выше, посвященного коннозаводству и конному спорту. В этот период еще не существует единого толкования понятия «спорт», господствуют специальные издания, посвященные традиционным видам, главным образом, конному спорту и охоте. С конца 1880-х происходит значительное повышение количества спортивных изданий, и вместе с этим, по причине возрастания числа спортивных событий, учащается периодичность выхода в свет. Появляются издания, посвященные всем видам спорта, возникают специальные издания новых видов спорта: велосипедного спорта, автомобилизма. Предпринимаются попытки определить место спорта в жизни русского общества, понятие «спорт», его сферу и границы. После общественных преобразований и реформы печати 1905 г., с развитием информационного рынка, налицо бурный количественный рост спортивной периодики. Значение спорта и физического развития одобрено на государственном уровне. Происходит дифференциация прессы по самым разным видам спорта: воздухоплаванию, футболу, теннису, гимнастике и т. д. Ее структура достигает наибольшей полноты и разнообразия.

Тяжелый процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям в 1914-1918 годах привел к постепенному упадку спортивной печати и, в конечном итоге, ее прекращению в условиях Гражданской войны.

Таким образом, до революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. Главными задачами спортивной журналистики в XIX – начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения в русском обществе, объединение его разрозненных сил.


    1. Спортивная публицистика советского периода.

Этап «хорошего настроения»

В первые годы советской власти в связи с равнодушием правительства к спорту (спорт сохранился лишь благодаря энтузиастам-любителям) спортивная информация практически исчезла со страниц газет и журналов. Лишь в середине 1920-х гг. были предприняты первые шаги к улучшению отношения к спорту. Именно в 1922–1924-м годах появились первые специализированные издания, посвященные физкультурно-спортивной тематике. При отсутствии четкой государственной политики в отношении специализированных изданий впервые в советские годы наблюдалась тенденция, характерная для дореволюционного периода развития спортивной периодики. Наиболее распространенным явлением в СМИ продолжали оставаться журналы. В 1920-1930-х годах они появлялись в новом государстве стихийно и долгожителями не были, ограничиваясь выходом в течение одного-пяти лет. Издания быстро отмирали, не имея стабильной поддержки властных структур.

Только четыре из всех многочисленных журналов, выходивших в эти годы, имели продолжение в период 1950-80-х годов – два московских журнала «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт», а также «Физическая культура» на латышском языке, издававшаяся в Риге, и журнал «Физкультура» на эстонском языке, издававшийся в Таллинне.

Журнал «Теория и практика физической культуры» выходил в эти годы нерегулярно. С 1925 по 1931-й годы издание появилось как ежемесячный журнал, посвященный научным разработкам вопросов физического воспитания, физического образования и врачебного контроля над физическим развитием. Издавался журнал в Москве и Ленинграде. Затем в течение шести лет его выход был прекращен и только в 1937 году возобновлен как научно-методический журнал, орган Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Место выхода обновленного издания – Москва. Основная задача – создание научной базы для физкультурников и руководителей спортобществ и тренеров в физкультурных секциях.6

Журнал «Физкультура и спорт» появился как ежемесячник в Москве в 1928 году, прервав свою деятельность в 1941-м, но в 1945-м был возобновлен. Редакцией этого журнала в 1928-1929 годах издавалось приложение «В помощь физкультурному активисту» для пропаганды физкультурных идей в обществе. Главной задачей издания была просветительская деятельность, пропаганда образа советского человека-физкультурника как воплощение здорового начала молодого государства, поддерживающего физкультуру и спорт. Газеты были не столь многочисленны, но их значение для советской спортивной публицистики нельзя переоценить, поскольку большинство изданий имеет обширную историю, особенно газеты, территориально привязанные к отдельной республике. Они сохранялись на протяжении всего советского периода. Специализированные издания, выходящие хотя бы раз в неделю, существовали практически во всех столицах союзных республик, а также на Урале, в Дагестане, Сталинграде и Ленинграде.

Особое внимание стоит уделить изданию всесоюзного значения – московскому «Красному спорту». На протяжении восьмидесяти лет эта газета остается ведущей в спортивной публицистике, отражая все изменения в жизни, все социально-политические процессы в обществе через призму физкультурно-спортивного осмысления.

С 1924-го года вплоть до 1953 газета носила название «Красный спорт», затем – «Советский спорт». Можно представить две точки зрения на время основания этого издания. С одной стороны, время основания «Советского спорта» датируется 1924-м годом. Другая точка зрения – время основания «Красного спорта» – 1933-й. Столь неоднозначные подходы обусловлены тем, что с 1924 по 1927 годы «Красный спорт» выходил под эгидой Высшего совета физкультуры вместо одноименного журнала. Затем на базе двух изданий – газеты «Красный спорт» и журнала «Известия физической культуры» - стал издаваться журнал «Физкультура и спорт». Только в 1933-м году органом всесоюзного совета физкультуры вновь было решено выпускать газету «Красный спорт». Причем нумерация издания 1930-х годов ведется с первых выпусков, ссылка на предшественников не делается, что также является свидетельством того, что «Красный спорт» 1920-х и «Красный спорт» 1930-х годов – разные газеты. Заметим, что выход «Красного спорта» с 1933-го года более не прерывался вплоть до переименования в «Советский спорт».

Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Исследователь-теоретик А.И. Григорьев в труде «Физическое воспитание в России (XIX начало XX века)» советский период отечественной журналистики обобщенно назвал «этапом хорошего настроения»7. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие электронных СМИ телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Наряду с идеологической нагруженностью и общедоступностью, существенным признаком прессы являлся монополизм. На каждом уровне – общенациональном, местном и региональном существовало только одно (реже – несколько) издание какой-либо направленности. И особенно выпукло монополизация и единоличное госвладение прессой сказывались, когда речь шла о дифференциации изданий по интересам. Так мы приходим к тому, что системы спортивных изданий в СССР попросту не существовало. Единственной на всю страну ежедневной массовой спортивной газетой являлся «Советский спорт».

Хорошая высококачественная газета, редакция которой обладает великолепным штатом квалифицированных специалистов. Неволей из особенностей монополизма вытекают следующие важнейшие черты издания: синкретичность, массовость и многотиражность, как следствие – необъятная популярность и громадная ответственность, ложащаяся на плечи отдельно взятого журналиста. Неодноплановость газеты проявлялась в синтезе информационного и физкультурно-медицинского типов изданий. Целая полоса газеты зачастую отдавалась под статьи, посвященные здоровому образу жизни. У этого явления свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что каждый читатель получал личностно значимую информацию, призванную сохранить и укрепить главные непреходящие человеческие ценности – здоровье и жизнь. Однако, человек, покупающий «Советский спорт», хотел видеть на его страницах всеобъемлющее освещение результатов спорта больших достижений, а не физкультурно-оздоровительные лекции. В конце концов время доказало неправомерность такого подхода, и отрицательный фактор синкретичности оказался сильней: сейчас подобная рубрика исчезла, так как аудитория, поставленная в условия свободного выбора, отказалась от газеты в ее прежней форме, и тираж ее резко упал. Неслыханная многотиражность («Советский спорт» являлся наиболее читаемым спортивным изданием в мире)8 обусловила размер ответственности, возложенной на плечи коллектива газеты при выполнении воспитательной и пропагандной функций. И журналисты решали поставленные перед ними задачи, преподнося спортивные успехи советских атлетов на мировых аренах как торжество коммунистических идеалов и советского образа жизни. Они создавали во истину национальных героев: таких, как Вячеслав Бобров и Борис Майоров. Разумеется, не только создание образцов для подражания, но и борьба против отрицательных явлений имеет первостепенное значение. Печать, формируя общественное мнение вокруг всего, что занимает умы и сердца людей, формирует и отношения между людьми, формирует новую личность. Позиция человека, его отношение к тому или иному явлению, его поведение определяются сегодня, прежде всего, общественным мнением, которое вырабатывается в процессе движения информации.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, – преимущественно мужскую аудиторию.




    1. Тенденции развития спортивной печатной прессы

на современном этапе

К началу девяностых годов XX века редакционная политика крупнейшего спортивного издания «Советский спорт» зашла в очевидный тупик. Близился закономерный раскол, и неясно было, к чему он приведет: к изгнанию молодых и талантливых из лона коммунистического ежедневника, награжденного в свое время Орденом Ленина, или к их громкой победе над изжившим себя старым режимом, бывшим не в состоянии уже что-либо менять, делать интересную и красивую, содержательную и глубокую газету.

Гибель – к счастью, она на поверку оказалась лишь летаргическим сном – «Советского спорта» привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре – ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный мир, – «Спорт-Экспресс».

«СС» и «СЭ» – один из самых замечательных «дуэтов» в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия – безраздельно царствует L’equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае. Однако в ходе долгой эволюции и многочисленных революций, редакция «Советского спорта» объявила, что их газета отныне - первый в России спортивный таблоид, проведя тем самым жирную черту под славной историей любимой миллионами спортивной газеты.

В России существует еще около 25 изданий, выходящих не менее одного раза в месяц. Их тематика, преимущественно, – «футбол» и «хоккей»: «Еврофутбол», Total Football, «Весь футбол», «Советский спорт. Футбол» и другие.

Учитывая схожий характер публикаций, набор тем, типологических основ спортивных изданий, выходящих сегодня в РФ, нами представляется возможной следующая классификация общих характеристик спортивных газет федерального значения:

1. Аудитория - вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных по различным видам спорта.

2. Объект отражения - спортивная жизнь и ее участники во всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы на будущее - все это находит отражение на полосах газет.

3. Основные потребители информации - мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, с высшим образованием, средним или высоким достатком, предпочитающие активный образ жизни, а также студенты. Читатель всерьез и регулярно интересуется профессиональным спортом. Он читает спортивные новости в интернете и спортивных газетах, не реже одного раза в неделю смотрит спортивные соревнования по телевизору. Скорее всего, он подписан на спортивные каналы НТВ+, и не реже двух раз в месяц ходит в спортивные бары с друзьями, чтобы «поболеть».

4. Повышенная даже по сравнению с общественно-политическими изданиями оперативность. Спорт живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.

5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень много, и на подробный разбор зачастую нет места. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.

6. Ведущие жанры - репортаж и информационная заметка. Наиболее волнующий и захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину происшедшего.

7. Эволюция жанра интервью и привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.

8. Преобладание коротких синтаксических конструкций. Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.

В последние годы наметился и в некоторой степени даже утвердил себя совершенно новый вид спортивной журналистики. Его можно определить как публицистическую эссеистику. Теоретически задача жанра — задержать внимание читателя на проблемах, которые слишком быстро меняли свое содержание во времени и в информационной спешке не были по достоинству ни оценены, ни синтезированы оперативными жанрами — информацией, репортажем, отчетом. Речь идет о событиях, которые становились подчас вехой в истории того или иного вида спорта, одновременно являясь конечным пунктом одной тенденции и изначальным — другой. Публицистическая эссеистика — свободное размышление, которому присуща предельная ясность изложения и в котором элементы аналитической статьи естественно переплетены с репортажем, а сравнение событий построено на смещении и синхронизации времен, в результате чего взору заинтересованного читателя открывается причинность и закономерность цепи событий. Все это, разумеется, должно быть объединено четкой идейной концепцией автора и может касаться не только внутренней жизни спорта, но и воссоздания ее как журналистикой, так и литературой и искусством.

Таким образом, жанр публицистической эссеистики следовало бы всячески приветствовать, если бы с первых своих шагов он не двинулся по ложному пути. Вместо того чтобы глубоко разрабатывать насущные проблемы той сферы жизни общества, которая называется спортом, он пошел по дорожке, от века определяемой как «взгляд и нечто» и, кстати сказать, давным-давно отринутой во всех остальных областях отечественной журналистики. Еще классики русской литературы смеялись над сочинителями опусов, в которых «разговаривают как-то неопределенно, но с оттенком высшего значения». Вот и современные авторы публицистических эссе на спортивную тему позволяют себе утверждения, не подкрепленные ни доказательствами, ни фактами, ни самой элементарной логикой. И всем им присуща еще одна общая черта: они пишут заведомо усложненным, витиеватым языком. Так и кажется, что автор сам любуется красивостями, выходящими из-под его пера. Благодаря этим красивостям (в сочетании с интересующей многих темой спорта) они находят своих читателей и даже почитателей, которым импонирует такая манера изложения, а разбираться в самой сути прочтенного неохота, да и недосуг. Особенно активно развивается жанр эссеистики в интернет-блогах и электронных версиях бумажных изданий. Лидер среди спортивных журналистов России, преуспевший в жанре публицистической эссеистики – редактор спортивных программ НТВ+, журналист «Советского спорта» Василий Уткин9.



Быстрое развитие глобальной сети интернет вызвало своеобразную революцию во всех видах СМИ – в том числе и спортивных. Работники спортивных редакций газет и журналов столкнулись с новыми тенденциями рынка: печатные издания стали понемногу терять свои тиражи, а читатель смещаться в виртуальное пространство интернета. Если два-три десятилетия назад газеты в основном специализировались на новостных блоках и помещали на своих страницах фотографии о прошедших спортивных событиях, то ныне газеты на своих веб-ресурсах ведут репортажи и комментарии в онлайн режиме, составляя, таким образом, конкуренцию радиостанциям.

Следует также отметить, что практически все спортивные СМИ используют на своих веб-ресурсах такие инструменты многосторонней коммуникации как чаты, форумы, интернет-рассылки, маркетинговые и социологические опросы целевой аудитории. Нередко в структуру сайтов включаются такие инструменты BTL-поддержки бизнеса как конкурсы, пробы продуктов и розыгрыши призов. Все делается для того, удержать имеющихся потребителей и привлечь новых любителей спорта.

Интересно, что на этапе зарождения онлайнового спортивного бизнеса газеты и журналы пытались просто дублировать материалы печатных изданий на интернет-ресурсах. При этом издатели находились в затруднительном положении, так как их бизнес строился на продаже информации на бумажных носителях через розничную сеть. Теперь же возникла дилемма: выставлять в интернете материалы полностью и фактически бесплатно (компенсируя затраты за счет баннерной рекламы) или давать ее в усеченном варианте, в виде анонсов, что несомненно, ведет к снижению читательского интереса и снижению посещаемости интернет-ресурса.

Возможен также вариант доставки газеты или журнала в электронном виде по оформленной подписке. При этом гарантируется своевременная и оперативная доставка издания, снижение платы за безбумажную форму и отсутствие расходов на почтовые услуги. Достоинством такого способа является также то, что издание не может быть похищено или испорчено.

Что же касается содержательной части онлайновых и офлайновых изданий, то их простое дублирование себя не оправдало. Интернет-аудитория – а это в основном наиболее образованные и «продвинутые» люди – желают большего. Они хотят получить по интересующей их тематике наиболее интересный и полный материал, включая видеоизображения, звук, архивные файлы, комментарии. Поэтому современные спортивные СМИ широко используют возможности гиперссылок, то есть переадресации пользователей на соответствующие ресурсы, содержащие необходимые сведения.

Рассматривая проникновение IT–технологий в спортивные СМИ, нельзя не отметить и такой важнейший феномен как все более массовое участие болельщиков в производстве спортивной информации. Ныне каждый желающий может без проблем организовать в Сети собственный веб-сайт, вести публичный дневник (блог), помещать видео и фотоматериалы. Болельщики создают неофициальные сайты команд и виртуальные фан-клубы, обмениваются впечатлениями на форумах и чатах, пишут статьи аналитического и критического характера. Любители спорта в таких случаях выступают не столько в качестве пассивных зрителей и читателей, потребляющих произведенную СМИ информацию, но и сами становятся добровольными корреспондентами, журналистами и комментаторами.

В ближайшее десятилетие бизнес спортивных СМИ претерпит, по всей вероятности, большие изменения. Интернет не знает государственных границ и больших географических расстояний. Болельщики, спортсмены и тренеры могут теперь оперативно получать любую информацию, касающуюся спорта из самых разных источников и уголков земли. Скорость и разнообразие мнений формируют новое качество спортивной информации и конкуренции между СМИ, способствуют быстрому развитию новых форм распространения данных, способов общения с читателями и зрителями.


    1. Спортивная журналистика Оренбургской области

Региональные печатные СМИ играют большую роль в освещении темы спорта. Благодаря особой близости к своей аудитории они проявляют интерес к тем спортивным событиям, которым в большинстве случаев не уделяют внимание общенациональные издания. К этим событиям относятся соревнования, проходящие в рамках ограниченного пространства (районные, городские, областные, региональные; школьные, университетские, корпоративные и т.д.), а также выступления местных спортсменов на российском и международном уровне. Именно такая информация чаще вызывает интерес у провинциальной аудитории. На решение этой задачи направлены усилия различных спортизданий, выходящих в регионах, которые обычно выпускаются при поддержке областного (городского) спорткомитета, спортивных федераций (ассоциаций), спортклубов и других организаций, имеющих непосредственное отношение к спорту. Реже они имеют самостоятельную (независимую от федераций) основу, выходя на деньги рекламодателей или частных лиц.

По времени выхода региональная спортивная печать делится на периодические (стабильный выход на протяжении определенного времени), сезонные (выходящие в сезон проведения соревнований в рамках чемпионатов) и разовые (приуроченные к определенному спортивному мероприятию – спартакиаде, турниру и т.д.) издания. Журнальный рынок изданий о спорте представляют, в большей степени, специализированные издания по видам спорта. Ряд спортивных федераций выпускают журналы для освещения своего направления. Такие издания имеют тенденцию распространяться бесплатно, а размещенная в них реклама если и платная, то стоит символические деньги.

Согласно результатам исследования, проведенного центром «Левада» в 2011 году, в России на региональном уровне наблюдается недостаточное количество газет и журналов, освещающих местные соревнования по различным видам спорта. Так, в каждом втором субъекте Российской Федерации (51%) нет ни одного периодического издания, специализирующегося на материалах о региональном спорте, а количество спортивных газет значительно превосходит число специализированных журналов. Журнальная спортивная периодика представлена лишь в 17-ти регионах страны из 89.

Начавшийся в постсоветский период процесс реформирования региональных масс-медиа, особенно специализированных, хотя и привел к заметным изменениям, но в целом все еще остается нестабильным. Значительное количество спортивных изданий и программ существуют довольно непродолжительное время (от одного до трех лет). Это объясняется несколькими причинами, прежде всего, финансового характера.

В Оренбургской области и, прежде всего, в Оренбурге практически отсутствует регулярное освещение спортивных событий. Существует нерегулярно выходящая газета о спорте под редакторством Сергея Кудрявцева, которая отстает от текущих спортивных событий, перегружена интернет-контентом, имеет достаточно высокий процент возврата. Распространяется через киоски «Роспечати».

Попытка создать несколько лет назад глянцевый спортивный журнал в Орске успеха не имела, не считая презентационного номера.

В августе 2012 года в Оренбурге вышел в свет первый (и последний) номер «Спортивной газеты». Полноцветное специализированное издание о спорте и спортсменах объемом 8 полос формата А3 и стартовым тиражом 3 000 экземпляров состояло из анонсирующей первой полосы с броским фото заглавного материала, приветственного слова к читателю, ряда материалов новостного жанра, объединенных рубрикой «Новости», событийного репортажа, аналитической статьи и исторического очерка. Жанрово-содержательный компонент номера и издания в целом выполняет социальный заказ города и области, пропагандируя занятия физической культурой и спортом и рассказывая о наиболее заметных событиях областного спорта. В этой связи есть основания полагать, что именно финансовые трудности, возникшие у редакционного коллектива, стали препятствием для дальнейшего продолжения работы над следующими номерами издания.

На сегодняшний день в Оренбургской области на периодической основе выходит лишь одно специализированное издание о спорте, освещающее массовый, олимпийский спорт, спорт высших достижений и туризм – журнал «Спорткурьер Оренбургской области». Издание посвящено спортивной жизни региона в целом. Имеют место репортажи с соревнований, очерки о лучших спортсменах региона, материалы о ярких и значимых событиях в сфере спорта, интервью с руководителями Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области, интервью с тренерами и игроками ведущих команд Оренбуржья. Журнал пропагандирует здоровый образ жизни, содействует развитию массового спорта в Оренбургской области, занимается популяризацией спорта высших достижений.

Журнал «Спорткурьер Оренбургской области»  издается Ассоциацией «Оренбургский региональный центр социальной информации» с 2006 года.  Учредителями журнала являются Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области и Ассоциация «Оренбургский региональный центр социальной информации».

Выходит тиражом 1 100 экземпляров в формате А4 ежемесячно, поэтому его публикации не носят оперативный характер. Это скорее парадная «витрина» оренбургского спорта, чем рассказ о ежедневных спортивных буднях Оренбуржья.

Размещение спортивной информации вне специальных изданий в Оренбургской области осуществляет ряд общественно-политических газет и журналов. Предпочтение отдается тем видам спорта, которые пользуются популярностью у местной аудитории или в которых местные спортсмены добиваются успехов на уровне всероссийских и международных соревнований – бокс, борьба, тяжелая атлетика, гиревой спорт, футбол, баскетбол, настольный теннис и др. Такие издания уступают специализированным в жанровом разнообразии – наиболее предпочтительны для публикации в общественно-политических газетах материалы информационных жанров (заметка, репортаж, отчет, реже – интервью). Так, на регулярной основе спортивные рубрики ведут областные общественно-политические газеты: «Оренбуржье» (постоянный автор Алена Мартынова), «Южный Урал» (авторы: Сергей Шкерин, Салтанат Жалмагамбетова, Полина Кузаева, до недавнего времени – Юлия Дубенко), «Оренбургская неделя» (авторы: Юлия Симонова, Галина Фомина), «Оренбургская сударыня» (постоянный автор: Людмила Чичагина), «Аргументы и факты» (постоянный автор: Анна Богданова) и др.

Таким образом, региональная периодическая печать является неотъемлемой частью российской системы СМИ и занимает особое место в спортивных массовых коммуникациях. Представляя и пропагандируя спорт как обязательное условие здорового образа жизни и как важный элемент социокультуры, масс-медиа способствуют формированию современных взглядов как на саму систему спорта, так и на отношение к ней общества. На сегодняшний момент выявляется прямая связь между явной заинтересованностью общества в развитии спорта и активным участием в этом средств массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровнях.




  1. Специализированное спортивное издание: специфика работы журналиста и редактора




    1. Концепция специализированного спортивного издания

Под концепцией понимают выражение замысла идеи, которую учредитель стремится реализовать, принимая решение об основании нового издания. Концепция должна отвечать на вопрос: каким он должен быть? Это влияет не только на определение типа газеты/журнала, всех его особенностей, но и на программу деятельности редакции, на выбор читательской аудитории издания.

Структура издания — это основа, на которой базируются дизайнерские решения, но продумывать её должен редактор, потому что никто лучше него не знает, каким темам будет отдан приоритет, какие возможности тематического расширения нужно заложить в структуру, чтобы издание не испытывало в дальнейшем трудностей и гармонично, последовательно развивалось. Структура — это своего рода венец, завершающий важный этап работы творческого коллектива над обликом издания.

Концепция издания является основой разработки его модели – как содержательно-тематической, так и композиционно-графической. Рассмотрим эти две составляющих более подробно:


  1. Содержательно-тематическая модель.

    Рассматриваемый нами объект - это специализированное печатное издание в области спорта. Оригинальное и свежее содержание заключается в том, что на своих полосах она объединяет материалы одного или нескольких направлений регионального спорта. Героями номеров становятся спортсмены-любители, занимающиеся в секциях, отделениях СДЮСШ и СДЮСШОР, тренеры-преподаватели, ветераны спорта, наиболее активные болельщики. Нами видится, что особое внимание следует уделить развитию детско-юношеского и студенческого спорта, посредством освещения проводимых соревнований и мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта среди молодежи.

     Особое  значение в специализированном спортивном издании имеют рубрики. Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели, определить важнейшие тематические направления публикаций. Рубрики облегчают и разработку композиционной модели, определение структуры и построение каждого номера. В каждом периодическом издании – своя система рубрик, нет и не должно быть общего шаблона для её формирования. Значение этой системы повышается в процессе выпуска газеты/журнала на основе сетевого графика, определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера.

     В эту систему входят рубрики двух видов. Важнейшие из них – тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. Тематическая рубрика обозначает и  объединяет как однотемную подборку публикаций на журнальной полосе, так  и целую тематическую полосу. Наряду с тематическими, существуют служебные  рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в издании по другим их характеристикам. Они также помогают организации материалов номера, а  читателям – в поиске интересующих их публикаций. В качестве примера рассмотрим некоторые предложенные нами тематические рубрики, которые могут быть использованы в процессе подготовки следующих выпусков издания (в качестве примера нами было выбрано специализированное спортивное издание «Ринг Оренбуржья»):


      • На областном ринге (областные соревнования, детские турниры, спортивные праздники, посвящённые знаменательным датам, все события городского и областного бокса);

      • На международном ринге (наиболее значимые соревнования международного уровня с участием российских спортсменов – чемпионаты мира, Европы по боксу, международные турниры);

      • Страницы истории (развитие клубов, история противостояний и т.д.);

      • Интервью (со спортсменами, тренерами, руководителями, специалистами);

      • Результаты (спортивная статистика областных и городских соревнований, турнирные таблицы первенств России, зарубежные мероприятия всероссийского значения);

      • Поздравления (дни рождения, юбилеи спортсменов, тренеров, судей и ветеранов областного бокса);

     Кроме того, нами видится уместной публикация в каждом третьем номере в году (август-сентябрь) адресов спортивных школ с контактными номерами телефонов. Подобного рода контент имеет информационно-справочный характер, что в контексте проводимой пропагандистской работы определённо будет иметь успех в читательской среде.

    1. Композиционно-графическая модель.

     На имидж  издания непременно оказывают влияние также особенности его формы – дизайна, вёрстки и иллюстрирования. Издание должно быть интересным и узнаваемым, иметь своё лицо, легко отличимое от конкурирующих изданий.

     В соответствии с имиджем издания  подбирается и его название, которое  должно дать читателю представление о характере информации, содержащейся в его публикациях, для какой аудитории она предназначена. Неточно выбранное название искажает имидж издания и может снизить его привлекательность для потенциальной аудитории.

     На  рынке СМИ ключевым для достижения высоких результатов зачастую бывает эффект новизны. В связи с этим (вернемся к примеру специализированного спортивного издания «Ринг Оренбуржья») в результате ребрендинга уже имеющего специализированного издания «Бокс в Оренбуржье», издававшегося в 2004 году, было зафиксировано новое название, подходящее для реализации концепции специализированного спортивного издания о боксе в Оренбургской области – «Ринг Оренбуржья». Выбранное название представляется нам весьма интересным и привлекательным для потенциальной читательской аудитории. Разработанный логотип, а также примеры выполненного дизайна обложки представлены в Приложении _ к настоящей дипломной работе.

     Нельзя  не упомянуть о формате специализированного регионального издания о спорте. Наиболее оптимальным нами видится формат А3 – наиболее удобный для интегрирования большого количества достаточно объемной информации, сопровождаемой фотоиллюстрациями со спортивных событий.

        Что касается распространения издания, то мы убеждены, что бесплатное распространение в условиях рыночных отношений нерентабельно, даже при условии уже упомянутых нами дотаций со стороны государственных структур регионального значения. Однако при наличии частных инвесторов, выступающих зачастую учредителями или соучредителями специализированного спортивного издания, а также платных рекламных объявлений, бесплатное распространение вполне себя оправдывает, так как перестает быть актуальной первоочередная цель - получение прибыли. Как правило, тираж издания, распространяемого бесплатно, предназначен для спортсменов, тренеров, родителей как с целью получения интересующей информации, так и с целью пропаганды занятий физической культурой и спортом. Осуществляется распространение тиража на стадионах, дворцах спорта во время проведения значимых спортивных мероприятий, чтобы любой желающий, так или иначе причастный к празднику спорта, имел свободный доступ к печатному номеру. Кроме того, важным элементом пропаганды является его адресное распространение по детско-юношеским спортивным школам, училищам олимпийского резерва, спортивным комплексам и т.д.

     Подготовка, производство бесплатного издания  и его доставка требуют от редакции весьма значительных расходов. Однако если между редакцией и рекламодателями подписано рекламное соглашение, то доход, получаемый редакцией  за публикацию рекламных объявлений, может сполна перекрывать расходы, связанные с подготовкой номеров и их бесплатной доставкой.



    1. Содержательно-графическая модель специализированного спортивного издания

В рамках исследования композиционно-графических моделей специализированных спортивных изданий, предметно-тематическое направление которых ограничивается одной спортивной дисциплиной, нами было определено два типа СМИ: это издания, которые стремятся к созданию отражающей специфику вида спорта содержательно-графической модели (например, газета «Ринг Оренбуржья»), и издания, которые делают выбор в пользу универсального оформления без ярко выраженных черт направления издания с целью охвата большей аудитории (например, журнал «Total Football»).

По мнению исследователя В. В. Тулупова, содержательно-графическая модель состоит из трех ключевых компонентов: 1) Формула издания, сжато определяющая главные задачи и общественную роль данного издания; 2) Типологическая концепция, включающая особенности читательской аудитории, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж; 3) Графическая концепция, определяющая характеристики структуры издания.10

Модель специализированного спортивного издания (ССИ) строится на основе ограничения предметно-тематического ряда одним или реже несколькими смежными видами спорта. Самодостаточность специализированных изданий о спорте проявляется также в аудиторной специфике, целевой задаче и характере (жанрово-стилевой структуре) текста. Совокупность этих признаков служит основанием для выделения группы ССИ среди других представителей газетно-журнального рынка.

Специализированные спортивные издания строятся на основе лимитирования тематического направления. Другой принцип специализации - одновременное ограничение целевой аудитории, что можно условно выразить формулой «не обо всем и не для всех».

Тематика ССИ накладывает определяющий отпечаток на пропорциональное соотношение специальных и массовых потребителей информации. Закономерно, что вектор расслоения целевой аудитории специализированных изданий о спорте направлен в сторону более подготовленного, специального читателя.

Модель ССИ проявляется и на уровне такого основополагающего типообразующего признака, как функциональное назначение. Рассмотрение социальных, этических, правовых, эстетических и других аспектов одного вида спорта в контексте целой отрасли, нацеленность на исполнение разноуровневых функциональных задач объединяет ССИ в самодостаточную группу.

Роднит эти издания и характер (жанрово-стилевая структура) текста, обусловленная уровнем аудитории и целевой задачей. Проблема доступности изложения в ССИ отходит на второй план, поскольку главным потребителем является изначально подготовленный читатель. Жанровая палитра не ограничивается преобладающим в спортивной журналистике информационным направлением. На их страницах можно встретить научную статью, специально-рекомендательную статью, аналитическую статью, аналитическое интервью, очерк и т.д.

В функционально-целевом назначении ССИ налицо два вида профилизации. В видах спорта, где нет в наличии большого объема финансового (рекламного) рынка, либо невелика потенциальная аудитория издания, стремятся осуществить как можно более широкий предметно-функциональный охват в пределах смежных видов (лыжный спорт, легкая атлетика, спортивные танцы и пр.). И наоборот, при крупной читательской аудитории и/или ее покупательской способности, происходит максимальное раздробление предметно-функционального назначения в рамках одной группы (экстремальные виды спорта, боевые искусства, футбол и т.д.).

Это приводит, с одной стороны, к возникновению в некоторых тематических сегментах рекламно-информационных и хобби-изданий, чей бюджет обеспечивается емкостью обслуживаемого рынка. С другой стороны, получает распространение модель дотационного издания субъектов спортивной деятельности, выступающего как средство влияния в реализации корпоративных интересов.

Немаловажное значение для профилизации издания имеют и обусловленные типологические признаки. Из них в данном исследовании наиболее существенны тираж, периодичность, ареал распространения и характер редакционной организации.

В сегменте ССИ представлены практически все встречающиеся в печатной практике временные рамки выхода изданий: от продолжающихся изданий, ежегодников, ежедекадников до ежемесячников, еженедельников, изданий с двухнедельной периодичностью и т.д.

Очень велико в сегменте расслоение тиражных характеристик. Самые большие тиражи имеют, разумеется, популярно-массовые издания (до 85 тыс. экз.). На другом полюсе - издания специальные, существующие для специалистов отрасли. Количество выпускаемых ими экземпляров не превышает 1 тыс.

Формально большинство ССИ обладают общероссийским ареалом распространения, однако, если принимать во внимание только те регионы, где реализуется основная масса тиража (как правило, розничным способом; доля подписки крайне редко превышает 20%), можно заметить, что среднестатистический представитель сегмента ССИ распространяется лишь в одной или нескольких небольших территориальных единицах РФ - Москве, Санкт-Петербурге и еще 2-3 крупных мегаполисах в зависимости от направления издания. Действительно общенационального специализированного издания о спорте в России на данный момент нет.

Графическая концепция является «лицом» печатного издания, визитной карточкой, выделяющей его среди прочих. Одна из составляющих композиционно-графической модели издания – это   определение рамок и объема формата, количества полос, колонок и интервалов. При закреплении текстовой информации (шрифт, заголовки, оформление и дизайн) прибегают к еще одной, не менее важной части композиционно – графической модели под названием «стандартные операции». Композиционно – графическая модель современного издания являет собой  индивидуализационную систему  каждой отдельной редакции.

За размещение расположения полос на печатном пространстве отвечают макеты-стандарты. В композиционно – графической модели печатной газетной прессы макет-стандарт играет завершающую корректирующую роль. Составляющие в композиционно – графической модели позволяют максимально эффективно разработать правильную систему построения полос. Композиционная графическая модель позволяет сотрудникам, участвующим в создании газеты, реализовать смелые замыслы, зафиксировав форму, помогает размещать фотографические блоки, рисунки, компоновать статьи и пр.




    1. Организация работы над номером специализированного спортивного издания

Структура редакции формируется под воздействием типа СМИ и зависит от функций, выполняемых данным типом. В небольших по определению редакциях ССИ, где работают до 10 человек, плоская структура (с минимальным количеством уровней) является оптимальной и с творческой, и финансовой точек зрения. Вместе с тем, она во многом изменяет обязанности творческого, технического и коммерческого ее звеньев.

Фактически процесс выпуска номера специализированного спортивного издания и общественно-политического идентичен, за исключением……



Место выпуска номера в редакционной деятельности. Редакционная и типографская части выпуска номера. Функции редактора, его заместителей, сотрудников секретариата, дежурных по отделам в ходе выпуска номера. Работа над номером в редакции. Составление плана номера. Читка и правка материалов. Виды правки (правка-обработка, правка-сокращение, правка-переделка, правка-вычитка). Подбор иллюстраций. Оформление материалов. Выбор шрифтов, формата набора. Создание графического макета номера на основе оформительской модели газеты. Композиционно-графическое моделирование и его роль в оптимизации процесса выпуска номера. Виды оформительской модели. Тематическая модель, графическая модель. Описательная, физическая модели, их особенности. Утверждение номера на редакционной планерке. Механизм внесения поправок, изменений в номер после его утверждения. Дежурство по номеру на уровне отдела, секретариата, редактората. 

4. Экономика российских специализированных спортивных журналов, начинающая действовать в условиях конкурентно-рыночных отношений, значительным образом влияет на их типологические характеристики. Нынешняя экономическая практика ССЖ, несмотря на действующие компенсационные механизмы, не в состоянии гарантировать целостность их системы, а также высокую степень реализации функций по налаживанию и поддержке массовых коммуникаций, обеспечивающих многообразные потребности аудитории.

Систему ССЖ переход на рыночные формы существования разделил на две группы, демаркационная линия между которыми находится в сфере экономических отношений, а точнее в рамках дихотомии «коммерческие - некоммерческие» (другой вариант: «рекламные - инвестиционные»), что установило во многом отличные типологические параметры двух групп.

Выделяются три фактора, в порядке значимости обеспечивающие специализированному журналу о спорте устойчивое положение в избранной нише: а) наличие капиталов инвестора; б) наличие потенциальной аудитории; и в) творческий и коммерческий потенциал редакции. Причем без выполнения первого условия, два остальных зачастую теряют смысл.

Были рассмотрены также несколько компенсационных механизмов, позволивших спортивному журналу после 1990 г. сохраниться как сегментарно обособленной группе, способной исполнять функции по созданию и поддержке массовых коммуникаций. Среди них: вхождение журналов в Издательские дома (центры, концерны, группы и т.д.), издание журналов субъектами спортивной деятельности, учреждение электронных интернет-журналов или онлайновых версий «бумажных» изданий; участие иностранного капитала, микровзаимодействие журналов и прямая спонсорская поддержка.

МОЖНО ДЛЯ ВЫВОДА ПО ГЛАВЕ Исходя из нынешнего состояния рынка ССЖ, сделан следующий вывод. Сегмент существует в рамках критической экономической модели. Вследствие объективной нерентабельности специализированных журналов о спорте (узости рынка товаров и услуг, целевой аудитории, не обеспечивающей эффективность рекламы из-за своей малочисленности, однородного тендерного состава и низкой покупательской способности) процент прибыльных среди них удручающе мал. Поэтому основное распространение получают инвестиционные издания, более половины расходов которых покрываются извне (спонсорами, компаниями, управляющими структурами и т.д.). Одновременно с рынка вытесняются журналы, устремленные на малые аудиторные группы (научная среда, детская, специалисты и любители «нерейтинговых» видов спорта).



    1. Особенности взаимодействия с учредителем специализированного спортивного издания

Сегодня на информационном рынке России преобладают две формы собственности редакций специализированных спортивных СМИ: частная и государственная. Третий тип – муниципальная - практически перестал существовать в силу некоторых причин, в первую очередь, острой нехватки финансовых средств.

Исследователи выделяются три фактора, в порядке значимости обеспечивающие специализированному изданию о спорте устойчивое положение в избранной нише: а) наличие капиталов инвестора; б) наличие потенциальной аудитории; и в) творческий и коммерческий потенциал редакции. Причем без выполнения первого условия, два остальных зачастую теряют смысл.

Экономика российских специализированных спортивных журналов, начинающая действовать в условиях конкурентно-рыночных отношений, значительным образом влияет на их типологические характеристики. Нынешняя экономическая практика ССИ, несмотря на действующие компенсационные механизмы, не в состоянии гарантировать целостность их системы, а также высокую степень реализации функций по налаживанию и поддержке массовых коммуникаций, обеспечивающих многообразные потребности аудитории. Нами были рассмотрены несколько компенсационных механизмов (вхождение в Издательские дома, издание газет/журналов субъектами спортивной деятельности, учреждение электронных интернет-журналов или онлайновых версий «бумажных» изданий; участие иностранного капитала, микровзаимодействие журналов и прямая спонсорская поддержка и др.), позволивших спортивному изданию после 1990 года сохраниться как сегментарно обособленной группе, способной исполнять функции по созданию и поддержке массовых коммуникаций. Исходя из полученных результатов, нами был сделан следующий вывод: сегмент существует в рамках критической экономической модели. Вследствие объективной нерентабельности специализированных журналов о спорте (узости рынка товаров и услуг, целевой аудитории, не обеспечивающей эффективность рекламы из-за своей малочисленности, однородного тендерного состава и низкой покупательской способности) процент прибыльных среди них удручающе мал. Поэтому основное распространение получают инвестиционные издания, более половины расходов которых покрываются извне (спонсорами, компаниями, управляющими структурами и т.д.). Одновременно с рынка вытесняются журналы, устремленные на малые аудиторные группы (научная среда, детская, специалисты и любители «нерейтинговых» видов спорта).

В этой связи нами видится очевидным, что существующая сегодня формула выпуска ССИ в полной мере не может быть реализована без учета специфики рыночной экономики нашей страны. На данном историческом этапе только государственный подход способен обеспечить целостность системы ССИ.

Как показывает советская практика, государственный подход способен обеспечить специализированному изданию о спорте возможность полноценно исполнять свои функциональные обязанности и со временем достигнуть экономической рентабельности.

Однако зависимость от частных или государственных финансовых вложений, как правило, накладывает на редакционный коллектив определенные ограничения концептуального характера, которые выражаются в желании/нежелании учредителя видеть на страницах своего издания информацию того или иного толка, содержания и направленности.



Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона «О средствах массовой информации», «учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)»11. Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом. Фактически он начинается и заканчивается правом бесплатно и в указанный срок поместить заявление учредителя, которое редакция не вправе каким-либо образом редактировать. Правда за учредителем остается право осуществлять контроль за эффективным использованием закрепленного за редакцией имущества, назначать и освобождать от должности главного редактора, принимать решения о ликвидации редакции как юридического лица, увеличивать или уменьшать объем финансирования, что на практике позволяет весьма эффективно влиять на редакционную политику.

Дополнительные гарантии редакционной независимости, в том числе и от возможного вмешательства учредителя, могут быть установлены в редакционных документах – в первую очередь в Уставе, а также в договорах между редакцией (главным редактором) и учредителями (индивидуальных договорах между редакцией и каждым из учредителей в отдельности). Однако, как показывает практика, законодательное ограничение прав учредителей пока не привело к изменению их ментальности и отказу от формулы «кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому сегодня на практике обычным финалом борьбы учредителя с редакцией, проводящей независимую политику, становится его решение о прекращении деятельности СМИ или об отказе от своих прав и обязанностей в отношении него. Если, как правило, местная администрация является учредителем СМИ, то после обычных в подобных ситуациях угроз следует решение о «прекращении учредительства» с непременным предписанием коллективу редакции освободить занимаемое помещение12.



Доцент кафедры периодической печати и теории журналистики факультета журналистики Оренбургского государственного университета Булат Калмантаев утверждает, что «на моей памяти не было ни одного случая привлечения к ответственности тех, кто ограничивает доступ к информации, или учредителя, который систематически вмешивается в редакционную политику. А вот если журналист даст неполную информацию как раз по этим причинам, то его - накажут. Здесь закон действует только в одну сторону - в сторону журналистов, все остальные остаются безнаказанными… По-хорошему, быть свободными от учредителя мы не можем. Если учредитель у СМИ из сферы металлургии, то и писать об этом будут больше, причём чаще с положительной точки зрения. Вопрос в другом - насколько учредитель будет глубоко понимать важность правдивого и объективного информирования, что это для его же пользы. Наши пока этого не понимают».13


  1. Творческий проект специализированного спортивного издания «Ринг Оренбуржья»





    1. следующая страница >>