История создания балета Лебединое озеро история создания балета «лебединое озеро» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
История создания балета Лебединое озеро история создания балета «лебединое озеро» - страница №1/1




История создания балета Лебединое озеро

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО». Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет«Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, гдена берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедейОдетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочьОдиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь.Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одеттуможет только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержитэту клятву. Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них находится лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили другдруга. Зигфрид клянется, что он всю жизнь будет верен Одетте и спасетдевушку от чар волшебника. Мать Зигфрида – Владетельная принцесса –устраивает в своем замке праздник, на котором принц должен выбрать себеневесту. Полюбив Одетту, принц отказывается от выбора невесты. В это времяв замке появляется Злой волшебник под видом рыцаря Ротбарта со своейдочерью Одиллией, похожей на Одетту. Обманутый этим сходством, Зигфридизбирает невестой Одиллию. Злой волшебник торжествует. Поняв свою ошибку,принц спешит на берег озера. Зигфрид молит Одетту о прощении, но Одетта неможет избавиться от чар волшебника. Злой волшебник решил погубить принца:поднимается буря, озеро выходит из берегов. Видя, что принцу угрожаетсмерть, Одетта бросается к нему. Для спасения любимого она готова насамопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник. Бурястихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой. Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединоеозеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и егосовременникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим насцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, впопытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, светаи тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия –вторые. П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известнымкомпозитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Егопроникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки«Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов. О чем думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О техли русских сказках, где живут «красны девушки-лебёдушки», что слышал вдетстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэтаПушкина: ведь и там величавая птица, спасенная князем Гвидоном, «полетеланад волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась,отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленнымвзором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке- имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивалтам с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединое озеро»и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей,написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета. Наверное, воздействовало на композитора все – и то, и другое, итретье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно ещеодно обстоятельство - композитор-симфонист, он писал такую партитурубалета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовываласценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла егоформировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующихлиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет – таже симфония», - скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет «Лебединоеозеро», он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре все взаимосвязано,все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией. К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера»на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся доуровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра ЮлиусРейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениямипроиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В.Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – вкачестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиямиЧайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколькослушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни начто, достаточно долго – до 1884 года. Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере егопамяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт всвоей постановке. Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй послевсесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальноймузыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один разсложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещёболее редким даром Иванова была его способность к пластическому видениюмузыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубокои тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно,зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевным песням» Чайковского.Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённуюИвановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо отего постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенномодернистских. Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа ипредложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёрРичард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитораМодест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М.Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главныйбалетмейстер Московского Большого театра Александр Горский такженеоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняяпостановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место насовременной сцене. В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку«Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковскоговыдающегося мастера Юрия Григоровича. Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителембалетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли иразмышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясь постичь тайны ифилософские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многихпоколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рожденныйфантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета,символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайноименно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, осталисьв памяти людей, как прекрасные легенды – Марина Семенова, Галина Уланова,Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова… Мастерство артистов балета России признано во всем мире. Одной излучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкальноготеатра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этотсамобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуетсялюбовью зрителей как в России, так и за рубежом. В самом центре Москвы, на большой Дмитровке (Пушкинской улице),находится здание Академического музыкального театра имениК.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Театр с гордостью носитимена своих основателей – выдающихся режиссеров Станиславского Немировича-Данченко. Великие мастера вошли в историю мирового искусства какпреобразователи драматического и музыкального театра. Реализм, высокиегуманистические идеалы, гармония всех выразительных средств театра – вотчто отличало постановки Станиславского и Немировича-Данченко. Новаторству итрадициям своих основателей театр стремится быть верен и сегодня. В 1953 году поистине революционный переворот в понимании полотнаЧайковского совершил спектакль, показанный на сцене Московскогомузыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича - ДанченкоВладимиром Бурмейстером.Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классическогонаследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова:«Лебединое озеро» в Театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича -Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников вобласти старого классического балета, где, казалось, всё раз и навсегдаустановлено». Многие годы замечательный мастер был главным балетмейстеромМузыкального театра. По праву В.П.Бурмейстер вошел в историю советскогобалета как яркий, самобытный мастер, обладающий своим неповторимымпочерком. Среди его лучших спектаклей: «Лола», «Эсмеральда», «Снегурочка».«Виндзорские проказницы», «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Штраусиана».Вершиной творчества Бурмейстера стало создание новой, оригинальной редакции«Лебединого озера». Творческий путь В.П.Бурмейстера начался в Московской мастерскойдраматического балета, которой руководила Н.С. Гремина. В конце двадцатыхгодов В.Бурмейстер блистал на эстраде как неповторимый исполнительвенгерских и особенно испанских танцев. Затем Бурмейстер стал артистомМосковского художественного балета, в дальнейшем этот коллектив вошел всостав Музыкального театра. Большое влияние оказала на Бурмейстера встречас Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Молодой хореограф стал искатьна балетной сцене правду чувств, искренность переживаний. Именно Немирович-Данченко предложил Бурмейстеру создать новую редакцию «Лебединого озера».Работа, начавшаяся как экспериментальная, шла не один год. В постановочнуюгруппу вместе с В.П.Бурмейстером входили: тонкий знаток русскогоклассического балета П.А.Гусев, дирижер В.А.Эндельман, художник А.Ф.Лушин.Каждый из них внес свой вклад в успех спектакля. Хочется вспомнить и то,что помощь в восстановлении первоначальной редакции партитуры балетаоказали научные сотрудники музея П.И.Чайковского в Клину. 25 апреля 1953 года на сцену вышли: В.Бовт (Одетта – Одиллия),А.Чичинадзе (Принц), А.Сорокин (Шут), А.Клейн (Злой волшебник Ротбарт),О.Берг (Владетельная принцесса). В спектакле так же участвовали М.Редина,Э.Кузнецова, Э.Власова, М.Салоп, О.Шелков, Л.Якунина, Г.Труфанов. И.Еленини другие. Успех превзошел все ожидания. «Лебединое озеро» в Музыкальном театрестало большим событием в театральной жизни Москвы. Так, О.Лепешинская в газете «Правда» писала о смелом и своеобразномрешении спектакля В.Бурмейстером. Известная балерина отмечала свежесть,новизну, выдумку в сценическом воплощении музыки. «Балетмейстер творческиподошел к восприятию классических традиций «Лебединого озера», умело приэтом используя опыт, накопленный советским балетным театром в созданииреалистичного спектакля. В.Бурмейстер создает целеустремленное сквозноедействие на протяжении всего балета, подчиняет отдельные эпизоды общемузамыслу». Композитор А.Спадавеккиа восхищается мастерством В.Бовт: «Она создаетвнутренне насыщенный, впечатляющий образ. Особо хочется отметить увереннуютехнику и чистоту формы ее танца». В «Известиях» была помещена восторженная статья М.Семеновой. Здесьчитаешь такие слова: «В новой постановке «Лебединого озера», болееосмысленной, чем прежние, многое радует смелыми решениями, интересныминаходками и творческим режиссерским прочтением партитуры». «Театр одержал большую победу, впервые за его существование созданатакая грандиозная хореографическая постановка», - это цитата рецензииМ.Плисецкой, которая сама выступала в спектакле в партии Одетты - Одиллии,ее партнером был артист Большого театра Ю.Кондратов. Характерно, что вспектакле танцевали солисты других балетных трупп. Это артистыЛенинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова, О.Моисеева,А.Осипенко, С.Кузнецов, балерина театра «Эстония» Х.Пуур. В 1976 году партию Принца на сцене Музыкального театра танцевал МишельБрюгель, солист парижской Гранд – опера, где в 1960 году Бурмейстерповторил свою постановку «Лебединого озера». Танцевал в Москве и другойсолист Гранд – Опера – Аттилио Лабис. Еще одна интересная деталь истории.Когда Музыкальный театр показывал «Лебединое озеро» в Париже, дирижировалГ.Рождественский. Спектакль стал хорошей школой для нескольких поколений артистов.Заветной мечтой каждой танцовщицы и танцовщика является исполнитьцентральные партии «Лебединого озера».Вот уже более 40 лет невозможно представить афишу Театра имениСтаниславского и Немировича-Данченко без «Лебединого озера».На афишах прошлых лет мы читаем имена тех, кто танцевал Одетту – Одиллию иПринца. Это С.Виноградова, В.Ермилова, Э.Власова, Г.Камолова, М.Агатова,Н.Лаврухина, В.Собцева, А.Ханиашвили, М.Салоп, М.Лиепа, В.Пашкевич,А.Николаев, А.Новиченок, В.Федянин, Ю.Григорьев, В.Артюшкин, С.Баранов,М.Крапивин, Г.Крапивина, В.Тедеев, М.Дроздова, В.Петрунин, М.Левина,Л.Шипулина. В 1992 году состоялась премьера нового оформления спектакля,сделанного художником В.Арефьевым. Спектакль знаком любителям балета многих стран. Его видели во Франции,Японии, Китае, Италии, Чехословакии, Португалии, Венгрии, Сирии, Иордании,Индии, Испании… Можно с уверенностью сказать – «Лебединое озеро» в постановкеВ.П.Бурмейстера выдержало испытание временем. Спектакль не кажетсяпостаревшим. Наполнено бьётся его творческий пульс, он продолжает радоватьсердца и души зрителей.