«История основания и развития станицы Ленинградской (Уманской) на Кубани» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурса исследовательских работ «Деловые люди Кубани» Номинация... 1 207.67kb.
Закон о ветеранах труда ленинградской области принят Законодательным... 1 34.03kb.
Кубанская область и Черноморская губерния во 2-й половине 19 века 1 723.39kb.
История вуза 1 67.5kb.
Заселение станицы Смоленской первопоселенцами -казаками 1 382.64kb.
Спортивная жизнь Кубани Банников, А. М. 100 выдающихся спортсменов... 1 251.13kb.
Концептуальные основания программы развития 2 414.91kb.
Основания и проявления системности права 1 360.1kb.
Реферат по истории Кубани на тему история зарождения казачества 1 147.1kb.
Книга 1 введение история христианства в пределах нынешней россии... 20 3881.97kb.
Закон о безнадзорных животных в ленинградской области принят Законодательным... 1 104.01kb.
Вопросы профилактики радикализма в молодежной среде 1 110.15kb.
- 4 1234.94kb.
«История основания и развития станицы Ленинградской (Уманской) на Кубани» - страница №1/2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Краснодарского края

Методические материалы по кубановедению
«История основания и развития станицы

Ленинградской (Уманской) на Кубани»


Автор:


Кондратенко Ольга

Викторовна,

учитель истории и

обществознания

высшей категории

МБОУ СОШ № 13

ст. Ленинградская, 2012 г.
Кондратенко Ольга Викторовна

учитель истории и обществознания высшей категории муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 13 станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район Краснодарского края
Методические материалы по кубановедению. Пособие для учителей истории и кубановедения.

Пособие посвящено изучению истории кубанской станицы Ленинградской (Уманской). Представлен процесс становления и развития станицы в социальном, экономическом и культурном плане со времени основания до 1917 гг.; проанализированы события, происходившие в стране и станице с 1917 до 1940 гг.; собран фактический материал по истории станицы Ленинградской в годы Великой Отечественной войны.

Пособие состоит из трёх глав и приложения. Каждая глава посвящена определённому этапу развития станицы Ленинградской (Уманской).

Пособие адресовано учителям истории и кубановедения.


Краснодарский край, станица Ленинградская, 2012 год.

Введение

« Знание родного края –

наша сила и величие Родины»

Ф.А. Щербина.

История станицы Ленинградской (Уманской) привлекательна как своим прошлым, так и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань, где и расположена станица, издавна была тем великим перекрёстком, где сходились исторические пути многих племён и народов, великих культур Востока и Запада.

Станица была основана казаками, выходцами из малороссийских земель, более 200 лет назад. За время своего существования из Уманского куреня, в несколько дворов, она превратилась в один из крупных населённых пунктов Краснодарского края с общей численностью населения около 38 тысяч человек.

В 1930-е годы станица Уманская была переименована в Ленинградскую.

В годы Великой Отечественной войны жители станицы, вместе со всей страной, проявляли мужество и героизм в борьбе с фашизмом.

В настоящее время станица – крупнейший производитель сельскохозяйственной и промышленной продукции, центр народной культуры.

Исследовательский интерес к теме «История станицы Ленинградской (Уманской) на Кубани», прежде всего, связан с тем, что эта земля является местом, где в течение многих лет живет моя семья. Кроме того, работая в школе, приходим к выводу, что историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных её регионов. История станицы Ленинградской, история Кубани – это часть общероссийской истории, это часть нашей общей биографии.

Важным побудительным мотивом для изучения избранной темы стало также и то, что, работая в школе, мы постоянно сталкиваемся с незнанием многими учащимися истории родной станицы. В то же время, через познание истории своей малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.

В отечественной историографии существует единственная книга по истории станицы Ленинградской (Уманской). В 2002 году историк – краевед В. Н. Беловолов выпустил «Сборник статей и очерков о станице Уманской». В нем собраны статьи, касающиеся самых разных аспектов жизни уманцев в прошлом. В связи с этим при написании методических рекомендаций изучалась литература по истории Краснодарского края, в которой содержатся весьма скупые сведения о станице Уманской. В дореволюционной литературе немногочисленные факты о численности населения станицы, ее экономическом и культурном развитии, приведены в книге Бентковского И. «Заселение Кубани с 1792 г. по 1825 г.». (Екатеринодар, 1881). Это исследование, имеющее научно-популярный характер, было создано с привлечением отдельных сведений из архивов Екатеринодара, Одессы, Астрахани, Воронежа.

Первая попытка создания труда по истории Кубанского казачьего войска относится к 1888 г. В Воронеже был издан очерк Фелицина Е.Д. и Щербины Ф.А « Кубанское казачье войско. 1696 – 1888г.».

Среди книг, изданных в советское время, следует отметить работу Навозовой Ф. «Краснодарский край». (Краснодар, 1955). Автор приводит интересный фактический материал, касающийся истории станицы Уманской. В 1964, в Краснодаре была опубликована книга Саенко Я. «Дмитрий Жлоба», рассказывающая о событиях Гражданской войны на Кубани. В обеих книгах события трактуются в строгом соответствии с идеологическими установками и оценками, характерными для советской историографии.

События Великой Отечественной войны на Кубани освещены в книгах: Рубанёнок П. А. «302 дивизия». Киев, 1983; Чёрных С. Н. «Боевой путь 417 дивизии». Москва, 1981 и др.

Кубанские историки-краеведы продолжают поисковую и исследовательскую работу, изучая разные аспекты истории Кубанского края. В 2000 г. в Краснодаре выпущена книга доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Кубани Ратушняка В. Н. «История Кубани с древнейших времён до конца XIX века». Учебное пособие рассчитано не только на учащихся учебных заведений, но и всех, кто интересуется историей родного края.

Современные исследователи обращаются к проблемам, которые не являлись объектом изучения официальной советской историографии. Так, материал о сотрудничестве части кубанских казаков с немцами в годы войны содержится в книге Беловолова В. Н. «Казаки и вермахт». (Мурманск, 2003). Приводимые автором книги уникальные факты способствуют более глубокому пониманию событий, происходивших во время Великой Отечественной войны.

В методических рекомендациях использовались также материалы Краткого топонимического словаря « Родная старина», составленного писателем-краеведом В. В. Тёр (Краснодар, 2000).

Источниками при написании данной работы послужили архивные материалы, выявленные в Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК). В частности, изучались фонды № 250 (оп. 2 дело 153); фонд 318 (оп.1 дело 512); фонд № 396 (оп.1 дело 10.231,11. 328). В них содержатся документы о социально – экономическом развитии станицы Уманской, об уманцах – участниках и героях Великой Отечественной войны и др.

Привлекались также документы из архива Ленинградского района Краснодарского края (ЛРГА ): фонд № 1- Р оп.1 «Райисполком», фонд № 157 – Р оп.1 «Коллекция документов по истории Ленинградского района».

В районном историко-краеведческом музее изучались фонды, содержащие воспоминания жителей о станице Ленинградской в годы войны.

Для раскрытия вопросов, связанных с периодом Великой Отечественной войны, использовались материалы фонда 5.01 ЦДНИРО – центра документации новейшей истории Ростовской области.

В качестве источников использовались сборники, содержащие важный фактический и статистический материал. В их числе: Кавказский календарь на 1891 г. Тифлис, 1890; Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринбург, 1916; Справочник по Ставропольской Епархии. Екатеринодар, 1910 (составитель Н. Т. Михайлов); Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1994.Т. 4.

(под ред. Дмитриенко И. И.).

При составлении методических рекомендаций использовались материалы местных газет: «Степные зори» за 1991, 1995, 2001, 2003, 2006гг.; « Ярмарка Кубани» за 1999-2000 гг.; « Кировец» от 8.10.1944 г. В них, наряду с материалами, содержатся воспоминания станичников – участников Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки данной работы охватывают значительный период - с 1794г., времени образования Уманского куреня, по 1945 гг. – окончанию Великой Отечественной войны. Однако в приложении данного исследования приводятся краткие сведения, позволяющие судить о развитии станицы Ленинградской на современном этапе.

Целью написания данной работы явилось изучение истории кубанской станицы Ленинградская (Уманская). Задачи состояли в том, чтобы показать процесс становления и развития станицы в социальном, экономическом и культурном плане со времени основания до 1917 гг.; дать анализ событиям, происходившим в стране и станице с 1917 до 1940 гг.; проследить историю станицы Ленинградской в годы Великой Отечественной войны.

Пособие, которое вы держите в руках, состоит из трёх глав и приложения. Каждая глава посвящена определённому этапу развития станицы Ленинградской (Уманской).

При желании каждый педагог может творчески подойти к материалам сборника, переработать их или использовать их как отдельные фрагменты. Главное, чтобы работа с данными методическими материалами принесла вам удовлетворение.



Глава I. Основание и развитие станицы Уманской на Кубани.

1794-1917 гг.

1.Уманский курень – начало становления станицы.
Заселение обширного Новороссийского края и укрепление его границ началось в 1780-х годах. Князь Потемкин-Таврический привлек для этого казаков ликвидированной в 1775 г., по распоряжению Екатерины II, Запорожской Сечи. Причиной уничтожения «казачьей республики» было расширение владений России. В результате, Запорожская Сечь, со своей самостийной военной организацией и вольностями, оказалась внутри территории Российской империи, а не на окраине, как раньше. К тому же, Россия перестала нуждаться в помощи запорожских казаков 1.

После упразднения Сечи часть казаков предпочла вольный образ жизни, бежав на лодках вниз по Днепру, в Турцию, другая перешла на службу к российской императрице. Вторая Русско - турецкая война (1787- 1792 гг.) в полной мере показала доблесть нового запорожского войска, во главе которого стояли казацкие старшины Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Истребление турецкого флота в Днепровском лимане, штурм Березани, Очакова, Измаила – это лучшие страницы боевой истории запорожского казачества.

Боевая отвага, доблесть, верность казаков послужили тому, что Екатерина II особым именным указом разрешила им поселиться на Тамани. Войско казаков стало называться «Черноморским казачьим войском».

Казаки направили в Санкт- Петербург делегацию во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. Он передал государыне просьбу казаков отдать в их вечное владение Тамань и пустовавшие в то время кубанские земли.


Хлопоты Головатого увенчались успехом, о чём свидетельствует грамота, высочайше пожалованная Черноморскому войску 30 июня 1792 г.: «Войску Черноморскому предлежит бдения и стража пограничная от набегов народов закубанских». 2 Земля, на которой было поселено новое казачье войско в 1792 - 1793 гг., стала называться «Черноморией». Её площадь составляла 2 855 996 десятин.3

Переселяя казаков на Кубань, царская власть достигала нескольких важнейших целей: с Украины устранялся беспокойный казачий элемент, который ещё не изжил былых традиций казачьей вольницы, и причинял немало неприятностей местным и петербургским властям. Кроме того, воинственность кавказских горцев вызывала необходимость для России создавать на Кавказе линии укрепления. Для этой цели незаменимыми были казаки. При этом правительство понимало, что казаки будут вынуждены нести пограничную службу на Кубани, уже хотя бы потому, что им придётся защищать от набегов горцев свои семьи, свои казачьи селения.

Самое непосредственное отношение к формированию Черноморского казачьего войска имел А. В. Суворов. После русско-турецкой войны 1787- 1792 гг. граница с Османской Портой устанавливалась по реке Кубань. Сюда и был направлен со своими соединениями для охраны новых рубежей и укрепления границы А. В. Суворов. Под его руководством были построены новые укрепления. Ставка А. В. Суворова находилась в Ейском укреплении, которое было сооружено при непосредственном участии генералиссимуса.

Именно великому русскому полководцу принадлежит идея переселения казаков на Кубань для охраны новой границы и освоения степного края.

Первыми в Тамань, на пожалованную царицей землю, в 1792 г. морем на лодках прибыли строевые черноморские казаки. Для переселения водою были изготовлены 51 лодка и 1 яхта. Первый кубанский войсковой атаман З. Чепега отправил на Тамань через Керчь пеших казаков во главе с полковником Кордовским. 2 сентября 1792 г. вышел в поход третий, основной отряд переселенцев. Этому отряду придавалось особое значение, поскольку с ним следовал орган управления войска, его штаб, войсковое правительство.

13 ноября казаками было принято решение зимовать на Ейской косе. Именно с Ейской косы началось заселение Кубани. С 10 мая 1793 г. казаки куренями 4 двинулись к правому берегу Кубани. Переселенцы занимали территории в основном у пограничных кордонов, по берегам рек, вплоть до реки Еи. З. Чепега расставил по линии укреплений посты, в каждом не менее ста казаков. 5

В январе 1794 г. на общем сходе переселенцев – казаков был принят своеобразный законодательный документ «Порядок общей пользы», который определял структуру управления Черноморским казачьим войском в новых условиях. Во главе войска учреждались: кошевой атаман, войсковой судья и писарь. Вся Черномория была поделена на пять округов с окружными правлениями. Округа делились на куренные земли. В куренях выбирали куренных атаманов.

В соответствии с наказом Войскового правительства Черноморского казачьего войска предполагалось основать 40 куреней. Где какому куреню селиться, определял жребий, который тянули куренные атаманы. 6. Казаки получали за военную службу земельный надел (пай), жалованье и различные льготы.

В августе 1794 г. войсковой судья А. Головатый доносил Таврическому вице-губернатору, что «куренные селения основаны в количестве 40 штук». Среди них впервые прозвучало название – Уманского куреня. Он был заселён казаками, выходцами из Уманского куреня Запорожского войска. В свою очередь курень в Запорожье был назван в честь г. Умань Черкасской области (ныне республики Украины), и сёл у реки Уманки, жители которых составили его основу.

Свой пост Уманский курень занимал на Ольгинском кордоне пограничной стражи. По данным 1797 года, Уманцы представляли кордону 14 конных и 11 пеших казаков. С 1809 г. кубанские курени стали называться курсели, с 1821 г. – селения, с 1840 г. – станицами.7

Устройство местных органов управления определялось «Порядком общей пользы», единым для всей Кубани. Станичное управление в каждой станице, в том числе и в ст. Уманской состояло из: а) станичного схода; б) станичного атамана; в) станичного правления; г) станичного суда.8

В основе всего лежала деятельность схода, который составлялся из домохозяев – казаков. Важнейшие дела решались при решающем участии стариков. Так как казаки были православными, то любой сход начинался с благословления и молитвы. Сход выбирал всех должностных лиц станицы – атамана, его помощников, казначеев, доверенных лиц и станичных судей.

Общинному коллективному уму предстояла нелёгкая задача разобраться в массе нужд текущей жизни станицы, найти соответствующие средства для удовлетворения этих нужд и воплотить это в одну общую и слаженную систему общинных порядков. На станичном сходе решались вопросы, касающиеся экономической жизни станицы, её образования и культуры. Среди них были такие вопросы, как отношение станицы с прилегающими хуторами и посёлками; о начале сенокоса; о строительстве школы и Народного дома и т. д.

Станичное правление состояло из атамана, его помощников, казначеев, и не менее трёх доверенных (можно сравнить с положением депутата). Ведению станичного правления подлежали лишь дела, возложенные на него станичным сходом, а также ежемесячная проверка станичных сумм (бюджета) и хлебных запасов магазинов. По тем делам ведомства, которые состояли в компетенции станичного атамана, он распоряжался по своему усмотрению и под личную ответственность.

Станичный суд состоял из избираемых ежегодно станичным сходом от 4 до 12 судей. Суд ни в какой степени не находился в зависимости от станичного атамана. Более того, он был лишён права даже присутствовать при обсуждении дел. Судьями, как и станичными атаманами, избирался тот, кто был «достоин». В большинстве случаев «достойными» оказывались те, кто был богат, имел высокое социальное положение. А так как в станице Уманской проживали многие из членов правления атамана Ейского отдела, то и в станичном правлении они занимали ведущие места.

С 1 июля 1842 г. по 1869 г. Уманская станица становится центром Ейского округа. В ней создаются: окружное дежурство (штаб), военно-судная комиссия, почтовое отделение.

Казаки станицы Уманской принимали самое непосредственное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., русско-японской 1904-1905 гг. и др. Об этом говорят награды, полученные казачьими полками.

Из казачьего населения станицы формировались 1,2,3 Уманские конные полки, а также 17 Кубанский Пластуновский батальон. Уманские полки имели следующие регалии:


  1. Уманский полк:

1). Полковое знамя – Георгиевское. «За отличие при покорении Западного Кавказа», пожалованное 20 июня 1865 года.

2). 112 Георгиевских серебряных труб « За защиту Зорского перевала 23 июня 1877 г.

3) Знаки отличия на головные уборы: « За отличие в 1854 г.», « За отличие при покорение Западного Кавказа в 1864 г.», « За героическую защиту Баязета с 6 по 28 июня 1877 г., « За отличие в войну с Японией в 1904 – 1905 г.».


  1. Уманский полк:

1). Знамя с надписью « За отличие в турецкую войну в 1829 г.».

  1. Уманский полк:

1). Знамя с надписью « За отлично-усердную службу» пожалованное 25 июня 1851 г.9

К числу важных исторических событий относились посещения казачьих станиц членами царствовавшей династии. В государственном архиве Ленинградского района мною были обнаружены материалы о визите Великого князя Михаила Николаевича в станицу Уманскую.

Четвёртый сын императора Николая I великий князь Михаил Николаевич в 1862 г. был назначен на пост Наместника Кавказа и командующего войсками Кавказского военного округа. После окончания военных действий Наместник много внимания уделял делу обустройства Кавказа и Предкавказья.

18 мая 1867 года великий князь посетил станицу Уманскую. Цель визита была инспекционной. Кавказская война, которая весьма серьёзно ударила по экономике края, оставила свои негативные следы и на Кубани. Михаила Николаевича встречала депутация станичников во главе с атаманом, станичными судьями, почётными Георгиевскими кавалерами, священнослужителями. Были построены казаки и офицеры для смотра. Помимо казачьих офицеров присутствовали квартировавшие в ст. Уманской офицеры 74-го Ставропольского, 73-го пехотного Крымского, 155-го Кубанского полков.

Во встрече великого князя участвовали и представители Уманской интеллигенции. В частности, Ейский окружной коллежский асессор Мартынов Г. Г., смотритель окружного училища коллежский асессор Приставо, и др.

Казаки на показательных выступлениях удивили князя своим воинским искусством. В Уманской Свято-Трёхсвятительской церкви был отслужен торжественный молебен. Затем Михаил Николаевич «осмотрел станичные учреждения и остался доволен увиденным». Вечером местное офицерство и интеллигенция дали торжественный обед в честь высокого гостя. На том визит Великого князя Михаила Николаевича в Уманскую завершился. Это событие было освещено в областной кубанской прессе 10.

Историю станицы Уманской чтят современные ее жители. На въезде в станицу по улице Красной стоит обелиск. На нём – надпись: « Запорожским казакам, пришедшим сюда из Умани, основавшим станицу и проложившим первую борозду по ковыльной кубанской степи два века тому назад от благодарных потомков».

2. Социально-экономическое развитие станицы Уманской.
Первоначально население станицы Уманской было малочисленным. Так в 1802 г. в ней было 40 дворов, а в 1861 г.- 720 дворов с 5. 425 жителей11. Поэтому правительство в 1808 г., 1820 и 1848 гг., принимало распоряжения о переселении в Черноморию более 1 000 000 душ обоего пола из малороссийской губернии. Благодаря этому, в течение 50 лет, первоначальное население региона, состоявшее из 25 000 душ, было увеличено в 5 раз. Нужно заметить, что естественный прирост населения был невелик из-за болезней и высокой смертности. Были распространены такие болезни как малярия, лихорадка, горячка и др. Смертность превышала рождаемость. Так, в 1877 года рождаемость по Ейскому округу составляла 4 753 ребёнка.

В начале двадцатого века наблюдался бурный рост населения станицы Уманской. Если в 1909 г. в станице проживало 19 476 человек, то уже в 1913 г. - 23 800.12

В результате правительственных мероприятий, возник определённый тип сельских военно-казачьих поселений, среди которых была и одна из крупнейших станиц - Уманская.

Экономической основой жизни казаков в станице было сельское хозяйство. В 1887 г. станичный юрт (общинная земля, идущая в передел на пай) составляла более 48 тысяч десятин в основном удобной для сельскохозяйственного производства. Как и вообще в казачьих общинах юрт периодически делился между членами сельского общества. Распоряжались им исключительно казачьи слои населения, иногородним общинная земля не давалась.

С 1913 года вся общинная земля в станице, идущая в передел, делилась на 3975 участков, т.е. приходилась на одного общинника около 12 десятин, а в среднем на казачий двор приходилось по 17 десятин.

Иногородние которых в этот период насчитывалось несколько сот человек, делились на две группы: имеющие оседлость и не имеющие её. Первые имели усадебные участки, как правило, мизерных размеров. Эти участки не могли прокормить их семьи, поэтому они вынуждены были арендовать землю у казаков или у частных земледельцев. Казачьи земли запрещалось сдавать сроком больше, чем на год. Арендаторы сдавали землю в аренду по цене от 3 до 6 р. 50 коп.13

В станице были и частновладельческие земли, которые нередко шли на продажу. Согласно ведомости по Ейскому отделу, в конце XIX в. в ст. Уманской землей владели 23 земельных собственника. Общая площадь частновладельческих земель составляла 5 тыс. 16 десятин земли. Большинство владельцев имели участки средних размеров, от 50 до 200 десяти земли. Были и крупные землевладельцы, такие, как генерал-майор Иван Дорошенко, который имел земельную собственность свыше 1000 десятин. В результате роста населения происходило дробление частновладельческих имений. Так в 1894 году было дополнительно выделено 12 участков.14

Станица Уманская, входящая в состав плодородного Ейского отдела (уезда), со дня своего возникновения развивалась как значительный центр сельскохозяйственного производства. На своих наделах казаки высевали озимую и яровую пшеницу, ячмень, овёс, просо, подсолнечник, бахчевые. Кроме земельного надела в степи, казачья семья имела до гектара приусадебной земли, где обязательно имелся сад, выращивались овощи. До половины казачьих семей в станице имели пасеки. Практически все казачьи семьи имели не менее пары рабочих лошадей, реже быков, одну-две коровы, приплод от них, свиней, птицу, овец.

Большую роль играли сельскохозяйственные орудия труда и машины, покупаемые зажиточными слоями населения станицы. Так, например, из четырёх жатвенных машин в уезде в 1886 году, 2 находились в Уманской.15 А если, учесть, что в Ейском уезде (отделе) в указанное время насчитывалось несколько десятков станиц и поселений, то процент жатвенных машин в станице Уманской можно признать высоким.

В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство станицы развивалось слабо. В 1843 году по данным войскового правления Черноморс- кого казачьего войска, в станице Уманской не было ни одного промышленного заведения. Здесь было только 2 кузницы, 17 ветряных мельниц, обслуживающих в основном местных жителей.

В 1878 г. в станице Уманской, по данным статистического комитета области, насчитывалось 2 рыболовных завода, один кирпичный, один бондарный, 2 амбарных и свечной заводы.16

В большей степени, чем промышленное производство, в станице развивалось ремесло. Им занимались главным образом иногородние, не имеющие оседлости. Так, свечной завод, принадлежал иногороднему. Кроме хозяина, здесь были заняты и 4 наёмных работника, завод действовал в течение года, но очистка и беление воска производилось только летом. Средний годовой доход предприятия достигал до 20 тысяч рублей. Рабочие завода изготавливали свечи не только для нужд станицы, но и отправляли свою продукцию в Ейск и в Екатеринодар.17



О других производствах в станице можно судить по следующей таблице:



профессия

казаков

иногородних

работников


1.

Бондарей

-

3

-

2.

Скорняков

-

4

6

3.

Шерстобитов

-

2

5

4.

Колесников

-

1

2

5.

Плотников

1

9

11

6.

Столяров

1

5

7

7.

Кузнецов

2

12

24

8.

Печников

-

2

2

9.

Сапожников

5

25

29

10.

Портных

5

11

6

11.

Кирпичное дело

1

-

8

Таблица составлена на основе сведений, приводимых в Кубанском календаре на 1916 год. 18
Как показывает анализ данных, приведенных в таблице, ремеслом и торговлей постепенно начали заниматься и лица казачьего сословия.

Несмотря на то, что промышленное производство в станице находилось в зачаточном состоянии, эксплуатация рабочих на этих предприятиях была чрезвычайно высокой. Это подтверждают сведения, приводимые в книге В. Н. Беловолова: « Положение рабочих в Уманской безотрадно. Их трудовой день продолжался не 12 часов, как полагалось по закону, а 14 и более. Нет установленного времени на обеденный перерыв. Рабочие зарабатывают в день от 50 коп. до 1 рубля 20 коп., но если кто и зарабатывает по 10-12 руб., то не получал их сразу. Работодатель или давал рабочему 20-30 коп, или ссылался на отсутствие денег. Рабочий редко мог собрать деньги для покупки нужной вещи»19. Все рабочие жалели, что станичные заведения не находились под ведением какой-либо ремесленной управы, которая уменьшила бы аппетиты и алчность уманских купцов.

Долгое время среди казачества бытовало мнение, что торговля – не казачье дело. Развитие капитализма разрушило казачью обособленность, в их среде всё чаще и чаще появляются люди, занимавшиеся торговлей. Положение Уманской как центра Ейского округа, наличие в ней большого количества торговых заведений, сделало станицу центром торговли севера Кубани. Ежегодно, три раза в год, здесь проводились большие торговые ярмарки, которые посещало до 17 тысяч человек. На первом месте стояла торговля хлебом, получившая в пореформенный период большее распространение, чем торговля скотом, продуктами скотоводства, рыболовства. Местные казаки всё шире торговали продуктами своего производства. Следует отметить, что торговлей в станице занимались и купцы, и пришлые крестьяне.

Тормозом к дальнейшему развитию станицы было отсутствие железной дороги, которая могла бы связывать Уманскую с крупными промышленными и торговыми центрами. Железная дорога, построенная от Ростова до Владикавказа в 1888 году, находилась сравнительно далеко. Существовавшая система гуртового транспорта до Ростова, Азова, Ейска уже не смогла обеспечивать полностью всех необходимых грузоперевозок. Жители Уманской пользовались также тем, что по судоходной в то время реке Сосыка ходили малотоннажные гребные суда. Однако путь от Уманской до Ейска занимал по времени больше недели.

В начале ХХ в. правительство России поручило нескольким Обществам по строительству железных дорог связать этот бурно развивающийся район Кубани железной дорогой с другими регионами. В результате, в 1911 г. было открыть движение от Ейска до станции Сосыка Владикавказской железной дороги. На станции Сосыка был построен очень красивый вокзал, взорванный в 1942 году при отступлении советских войск.

Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговля и аренда земли способствовали социально-экономическому расслоению населения Уманской. Характерной фигурой казачьего населения станицы Уманской середины XIX века являлся казак среднего достатка, имеющий семью из 7-10 человек. Однако уже в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века, в станице было 12 богачей.

Богатая казачья верхушка оформлялась из казачьего воинского начальства, особенно после основания азовских и черноморских портов, открывших для кубанской пшеницы путь на заграничные рынки. Атаманы и старшины сдавали земли на откуп, строили мельницы, винокурни, вели крупные торговые операции.

По степени богатства выделялись братья – казаки Волошины. О них в «Кубанском сборнике », выходившем в 1883 году в Тифлисе, было написано: «…станицы Уманской урядник и казак Волошин, имея лавки бакалейных, галантерейных и других товаров, содержит вместе с тем скот и производит запашку ». Они имели в станице семь домов, две машинные мукомольные мельницы в 4 тысячи рублей, маслобойню в 800 рублей, 70 штук рогатого скота и 12 пар волов, салотопенный завод в г. Ейске, который давал прибыль в 6 тыс. рублей. По сведению газеты, «так же вёл большую торговлю и имел много скота, «отставной казак Козьма Шмаровоз 43 лет отроду»20.

Крупным землевладельцем, имевшим более 2000 десятин земли, в станице Уманской был бывший атаман Мищенко, ему же принадлежала и большая водяная мельница. Одна из самых больших водяных мельниц на Цементовой гребле принадлежала казаку Круть. Большие доходы получал от своей мельницы, работающей на пару, казак Ставицкий. Две мельницы, работающие на соломе и три паровые молотилки, принадлежали казакам Дмитриевым.21

В 1916 году в станице функционировали 184 торгово-промышленных заведения, 10 хлебных ссыпок, 3 паровые вальцовые мельницы, 2 аптеки, 3 аптечных магазина, книжный магазин, 5 хлебопекарен, 8 столовых, 2 постоялых двора, 2 бани и др. 22


3. Быт, культура и просвещение жителей ст. Уманской.
Казачьи селения старались строить компактно. Куренные селения застраивались прямыми улицами с центральной площадью посередине, принимались необходимые меры обороны: селения окружались рвом и земляным валом, обсаженные колючим кустарником. Вал в нескольких местах прорезался воротами, которые охранялись караулом.

В первые годы заселения казаки Уманского куреня и других казачьих поселений, жили в землянках и полуземлянках. При содействии войсковой администрации казаки заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Жилища основной массы казаков строилось преимущественно из глины, камыша, соломы и хвороста. Наиболее характерным следует считать турлучный дом, представляющий собой деревянный каркас, сплетённый камышом или хворостом и обмазанный с внутренней и внешней стороны глиной, перемешанный с соломой. Такие дома обычно не имели фундамента. Полы в них были глинобитными (так называемая «доливка»); деревянные полы встречались только в богатых домах. Саманные дома, сделанные из глиняных, высушенных на солнце, кирпичей (блоков) начали строить в XIX веке и особенно широко – в послереволюционный период. К концу XIX века в станице было также больше 10 каменных жилых домов. Это объясняется тем, что Уманская являлась центром Ейского отдела и в этих домах проживала казачья верхушка округа.

Обыкновенный турлучный или саманный дом состоял из одной или двух комнат с просторными сенями, в которых обычно хранились хлеб (зерно, мука). Внутри домов, имеющих не менее двух комнат, одна из комнат всегда чистая, заботливо убранная (чистая половина), там же, где была всего одна комната, с апреля до октября, пока не начинали топить печь, бывало, весьма привлекательно. Топили печи соломой, камышом, стеблями подсолнечника, «кирпичом», приготовленными из навоза. Освещались дома большей частью «каганцом», который состоял из черепка – одонка, разбитого кувшина («глечика»), в который накладывался топлённый бараний или иной жир, а за недостатком такого наливалось растительное масло, и туда же вкладывалась «гнить» (фитиль) из ткани. Ламповое освещение, освещение салонными свечами встречались очень редко.

Что касается пищи, то она у большинства жителей станицы состояла из хлеба, преимущественно белого, борща, приготовленного со свиным салом, не всегда с мясом, пшённой каши, овощей и фруктов. Некоторые ловили для питания рыбу и раков. Казаки использовали для приготовления пищи некоторые дикорастущие травы (щавель, крапиву и др.)

В одежде казаков - переселенцев постепенно не осталось почти ничего запорожского. Мужчины носили большей частью одежду форменного покроя, позаимствованную у закубанских горцев, а женщины – мещанскую. Белье обычно носили из холста домашнего приготовления, материал для верхней одежды приобретался на ярмарках, в лавках. 23

В станице Уманской, которая, как уже отмечалось, являлась центром Ейского округа, было открыто одно из первых училищ на Кубани. Так, в статистическом описании Ейского округа, составленном К. Н. Чёрным указано, что станичные училища до 1863 г. в Ейском округе были только в Уманской и в ст. Старо - Щербиновской. Оба училища содержались за счёт общественных сумм Уманского станичного общества и средств Кубанского казачьего войска. В училище обучались дети из зажиточных семей. Ежегодно из сумм Кубанского войска училище в ст. Уманской получало 750 рублей.

19 октября 1875 г., по инициативе атамана ст. Уманской Кислого, в торжественной обстановке было открыто двухклассное училище взамен переведённого в Баталпашинск окружного училища. 22 октября при двухклассном училище была открыта школа для взрослых

(воскресная школа) 24.

В 1893 году в станице Уманской была открыта военно-ремесленная школа, от которой ведёт свою родословную нынешний аграрно-технический колледж. Кроме того, здесь имелось одно женское училище, содержащееся за счёт Екатеринодарского женского благотворительного общества, имевшее двух учителей и 28 учащихся.

Повышению культурного и общеобразовательного уровня жителей станицы Уманской способствовала народная библиотека-читальня, которая была открыта в 1906 году. Она имела своё правление, в состав которого входили: учитель Миронов, священник Фоменко, дьякон Гнездилов и урядник Костич.

В целом, несмотря на существовавшие в станице учебные заведения, уровень образования населения казачьей станицы был невысок. Основная масса казаков оставалась неграмотной.

Станица Уманская была единственной в округе (исключая г. Ейск), где имелась войсковая больница на 25 коек.

В 80-е годы XIX века на Церковной площади Уманской было построено здание военного собрания, в котором проходили общественные мероприятия. Здесь же казаки под руководством местной интеллигенции организовывали спектакли и концерты. В энциклопедическом словаре по истории Кубани с древнейших времён до 1917 г. написано: « В 90-е годы, XIX века в просветительских целях для отвлечения людей от нужд, начинают ставиться спектакли для народа… в Уманской их инициатором был сын Я. Г. Кухаренко полковник А. Я. Кухаренко – командир 2-го льготного конного полка».25

В 1909 г. военное собрание было переименовано в Общественный Общесословный клуб, иначе, Народный дом. Здание принадлежало атаману. В нем продолжали ставиться спектакли и концерты. Выступали и именитые гости. Так, по свидетельству автора статьи «История бандуры на Кубани», в 1915 г., известный бандурист А. П. Чёрный командировался в ст. Уманскую в лагерь казаков запаса. “ Здесь он регулярно и с большим успехом выступает с бандурой в Народном доме»26 . У Антона Чёрного остались самые светлые воспоминания о встречах с любителями народных мелодий. Посетил он Уманскую вместе с другом Изотом Дибровой и в феврале 1918 года, и вновь станичники восторженно встречали бандуриста.

Важным событием для жителей станицы Уманской было открытие в ней одной из разновидностей кинотеатра - электробиографа “ Мираж”. Инициатором постройки здания для него стали купец Н.А. Смыслов и его сын, военный офицер, И. Н. Смыслов. Принимая участие в военных действиях на Кавказе, И. Н. Смыслов увидел кинофильм в синематографе, который тогда только входил в культуру и быт россиян. Это и послужило толчком к созданию кинотеатра в Уманской – центре казачьего отдела. Старый купец Смыслов поддержал смелое начинание сына и выделил средства, чтобы культурное заведение в станице отвечало эстетическим вкусам казачества, купечества и местной интеллигенции.

Внешняя лицевая часть здания, интерьер залов, в том числе и для просмотра фильмов, были изысканными. Это отметили первые посетители. Находился электробиограф «Мираж» рядом с Народным домом. Фильмы доставлялись из Ростова, Екатеринодара, Таганрога, из-за границы. Кинокартины с участием знакомых актёров, киножурналов « Вокруг света», фотографии популярных артистов – вызывали неподдельный интерес у зрителей. «Мираж» был первым сельским кинотеатром на Кубани. Позже, в годы Советской власти, он стал называться « Горном».

Центром станичной жизни традиционно являлась церковь. В Уманской первый деревянный храм, построенный «всем миром», находился на Полковой площади, (раннее название Староцерковная площадь, с 1950 г. площадь называется Октябрьской.), где вели свои занятия казачьи полки. Постройка церкви была наиглавнейшим делом для казаков, т.к. ни одно большое или малое событие человека, семьи или станицы не обходилось без участия церкви. Первым священником храма был отец Фёдор Соколовский. О церкви говорили, что построили «таку, якой ниде ныма».27

В начале XIX века деревянная церковь была освещена во имя трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство обошлось прихожанам в 11.250 руб. серебра. После окончания в 1864 году Кавказской войны, многие воинские подразделения получили на хранение свои полковые знамёна. Некоторые из них поступили на хранение в станичные Кубанские церкви, что было знаком особой признательности со стороны Государя. Так, в Уманскую станичную деревянную церковь были сданы на хранение три полковых знамени. Знамёна пользовались большим уважением у станичников как атрибуты доблести, и их выносили, по крупным войсковым и церковным праздникам. При конфискации церковного имущества в 1933 г. неизвестные смелые люди смогли спасти знамёна и хранили их в тайне много лет. Это могло им стоить свободы, а то и жизни. После Великой Отечественной войны знамёна были переданы на хранение в молитвенный дом ст. Ленинградской.

В справочнике по Ставропольской Епархии от 1911 года говорится о том, что 23 марта 1898 года деревянная церковь станицы Уманской сгорела. На станичном сборе, состоявшемся 3 мая 1898 г. был избран комитет по постройке Трёхсвятительского храма. Инициатором возведения храма являлись станичный атаман Григорий Кислый, урядники А. Дубинин, С. Костюк, казак Волошин, церковный урядник Ф. Кардаш.

В 1906 году в станице была построена Свято-Трёхсвятительская церковь с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Своими формами и размерами она была очень похожа на Войсковой Собор в столице донского казачества г. Новочеркасске. 28.

Церковь была кирпичной, огорожена железной оградой, (причтовой земли имелось 30 десятин). Расположилась она в центре ныне существующего парка в центре станицы. Церкви принадлежал большой турлучный дом, завещанный ей войсковым атаманом И. Шрамко. «По своему великолепию, обширности помещения, храм станицы Уманской нисколько не уступал кафедральным соборам губернских городов, а некоторых даже лучше. В Кубанской и Тёрской областях нет ни одного храма, который бы мог соперничать с вновь выстроенным храмом станицы Уманской», - сообщали священнослужители Ставропольской Епархии. «Клировская ведомость» Свято-Трёхсвятительского храма станицы Уманской сообщает, что в 1915 году при храме было две мужских двуклассных школы, женская гимназия, две одноклассные, мужская и женская школы для иногородних. В церковно-приходской школе обучалось тогда 14 мальчиков и 64 девочки.29

Простоял храм не более 20 лет. В 1933-1934 годах, когда в стране проводилась кампания по борьбе с религией, он был полностью разрушен.

В станице проживало немало заслуженных воинов: Ф.Я. Гараган, полный Георгиевский кавалер; А. Бурко, Георгиевский кавалер, имевший 3 Георгиевских креста. Всего Георгиевскими крестами были награждены 19 казаков, а георгиевскими медалями – 20.

С развитием культуры станицы связаны имена казаков, которые прославили Уманскую своими делами. Среди них был отставной генерал от кавалерии Стефан Александрович Венеровский. Он был казаком из дворян кавказского Линейного казачьего войска, особо отличившимся в Крымскую войну. С 1878 года проживал в станице Уманской как атаман отдела. После выхода в отставку поселился здесь же как домовладелец. Имя Венеровского выгравировано на медной пластине, найденной в станице Уманской Председателем Марфо-мариинского духовно-просветительского общества милосердия Л. Д. Павлоградской. Текст на пластине гласит: « Во имя Отца и Сына и Святого Духа 1899 г. сентября 26 дня иждивением общества станицы Уманской, войска Кубанского, заложен сей храм во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в царстве государя императора Николая II-го, при епископе Агафадоре, наказном атамане генерал-лейтенанте Малама, атамане отдела полковнике Кухаренко, станичном атамане Павлоградском, председателем комитета Венеровском, членах комитета: войсковом старшине Шрамко, священнике Крутченском, казаках Волошине, М. Рева, С. Скрипка, купцах Н. Смыслове и В. Богомолове. Проектировал и строил архитектор Малама. Аминь»30 .

Генерал Венеровский много потрудился на пользу строящейся церкви: он лично ездил в Петербург, выхлопотал для перевозки строительного материала 30 штук бесплатных и более ста штук вагонов по льготному тарифу, много хлопотал по заготовке камня в Пятигорске, по его инициативе на пожертвования местных жителей были выполнены две серебряные ризы для икон церкви.31 Казаки, в знак благодарности, просили Венеровского принять на себя звание почётного казака станицы Уманской. Это была высокая честь, и её удостаивались немногие.

На бывшем подворье генерала Венеровского купец Богомолов выстроил дом (ныне Дом Совета ветеранов по улице Советов), а рядом – здание школы для иногородних (ныне здание музыкальной школы по улице Красной 162), эти здания соединяются подземным ходом.

На уже упомянутой нами выше пластине обозначено и имя атамана Ейского отдела полковника, позже ставшего генерал-лейтенантом, Александра Яковлевича Кухаренко. Сын последнего Наказаного атамана, известного кубанского писателя Якова Герасимовича Кухаренко, он, по воспоминаниям М. И. Недабаевской, любил Уманскую, приобрёл в ней дом. Его заслуга состояла в том, что управление Ейского отдела было переведено из Ейска в станицу. Благодаря этому выгоды получала казачья станица Уманская.

А. Я. Кухаренко в кругу друзей читал письма украинского поэта Т. Г. Шевченко к его отцу. Один – два раза в году он созывал при управлении отделом совещания для станичных атаманов. Встречи проходили в здании штаба Ейского отдела Кубанского отдела казачьего войска (ныне здание гимназии по улице Чернышевской). Станичникам запомнились его «званные вечера», где он любил общаться со знатными казаками. А. Я. умер в чине генерала в Уманской в 1913 г. Его преемником на посту атамана Ейского отдела стал генерал Пётр Иванович Кокунько, в эмиграции – известный историограф Кубанского казачества. Старинный особняк, где он проживал, до сих пор сохранился по улице Красной.32

Рассказывая о Кухаренко А. Я., нельзя не вспомнить о Наказном атамане Черноморского войска, его отце, Якове Герасимовиче Кухаренко. Он был известным кубанским писателем середины XIX века, автором «Исторических записок”, пьесы «Черноморский быт”.

Сохранилась переписка Якова Герасимовича с актёром Малого театра в Москве Михаилом Семёновичем Щепкиным и с украинским кобзарем Тарасом Григорьевичем Шевченко. И Шевченко дорожил дружбой с Кухаренко. В 1847 г. он написал поэму “ Солдатов колодец” с посвящением Я. Г. Кухаренко. Пять писем нашего земляка были напечатаны в 1897 году в журнале “ Киевская старина”.

С историей станицы Уманской связано также имя кубанского поэта, прозаика, драматурга, историка и мемуариста Василия Семёновича Мовы ( Лиманского). В станице при окружном училище для дворянских детей из казачьей среды был создан пансион – учебное заведение, опекаемое атаманом Кубани генерал-лейтенантом Рашпилем. В числе малолетних воспитанников пансиона был и сын казака-сотника Василий Мова, ставший впоследствии известным кубанским казачьим писателем XIX столетия. Он является автором пьесы « Старе гниздо, та молоди плахи», поэмы «В степи Твори», ряда стихов и публицистических произведений. О том, что в станице жил знаменитый кубанский поэт, ныне напоминает дом по улице Красной, 154.33

Таким образом, за период с 1794 по 1917 годы станица Уманская из небольшого казачьего куреня превратилась в крупный населенный пункт с достаточно развитой экономикой и культурой.





следующая страница >>