История Христианской Церкви - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
История Христианской Церкви - страница №31/35

Распространение и исследование Слова Божьего

Мерзости и ужасы революционных потрясений с 1789 по


1804 году потрясли сердца многих людей и открыли их гла-
за так, что они увидели, как без познания Живого Бога, без
страха Божьего земля превращается в преддверие, да почти
что в копию ада. И когда почти весь христианский запад
стенал под игом Наполеона Первого, как под Божьим кну-
том и розгой, то когда тот был разбит на снежных, ледяных
полях России, с сердцем, исполненным благодарной радо-
сти, они взирали на небо, восклицая: „Это десница Гос-
пода!" Подобное происходило также в „войне за свободу
совести", настоящее, хотя и часто омраченное движение
христианского упования на Бога и истинного благочестия
неуклонно пролагало себе дорогу. Прежде всего действовал
Дух Божий, как мы это видели в конце восемнадцатого сто-
летия в учреждении различных альянсов и союзов; пробуди-
лось стремление душ распространять Слово Божие в своей
стране и за рубежом. Из этого стремления возникли мно-
гочисленные библейские общины,
которые в первые деся-
тилетия девятнадцатого столетия совместно или даже по-
одиночке обосновали в Англии, на европейском континен-
те, в Америке различные вероисповедания.* Назовем здесь
вначале самые значительные и известные: Британское и
заграничное библейское общество с
центром в Лондоне. Это
благословенное учреждение мы можем считать известным.**
Оно своим возникновением обязано ходатайственным уси-
_________________

* Ср. „Мэри Джонс и Библия", „Библия и ее история".

** Как мы уже говорили в 26 главе, основанная в 1710 году в Галле обергоф-
маршалом фон Канстайн и ныне действующее библейское заведение было пер-
вым. Оно было разогнано Третьим рейхом и изгнано из Галле. В 1951 году с
помощью Берлина оно было вновь построено в Виттене-на-Руре. (Примеч. изда-
теля).

лиям верующего проповедника Томаса Чарльза из Уэльса,


Иосифа Гугеса (говорите: Джус) из Лондона и д-ра Штейн-
копфа
из Штутгарта (позднее пастора в Лондоне). Учрежде-
ние его было на основе объединения различных христи-
анских вероисповеданий и датировано 7 марта 1804 года.
Божье благословение почивало на этом обществе исключи-
тельным образом с самого начала его возникновения. Дeя-
тельность его была весьма благоуспешна. Оно одно с начала
своего возникновения распространило не менее 180 мил-
лионов Библий и Новых Заветов на 365 различных языках.
Какое благословение и какая благодать!*

Другими равно благословенными библейскими общест-


вами для распространения Слова Божьего по дешевой, до-
ступной цене в и вне страны являются привилегированные
библейские учреждения
в Штутгарте (с 1812), Прусское главное
Библейское общество
в Берлине, возникшее в 1814 году из
объединения других различных обществ, библейское общест-
во в горном
Эльберфельде; кроме того, возникли собственные
библейские общества в Шотландии, Ирландии, Голландии,
Дании и в других странах.

Все они имели своей целью распространение Библии и


частей Библии и делали это весьма успешно, распространив
многие миллионы книг.

Наряду с этими библейскими обществами в мировом мас-


штабе, естественно, большое значение имеет миссионерство,
о
самоотверженном обширном и весьма благословенном
труде которого мы имеем здесь возможность поговорить
весьма кратко.

Девятнадцатое столетие заслуженно называют миссионер-


ским столетием,
так же и в настоящее время, насколько
Господь продлит еще время благодати, естественно, это
движение не убывает, а прибывает. Особенно это благосло-
венно в Китае и Японии, затем в Африке, особенно в Уган-
______________

* Только в 1982 году было напечатано: полная Библия на 279 различных язы-


ках в количестве 10883159 экземпляров, Новых Заветов отдельно на 551 языке в
количестве 12177593 экземплярах, а также отдельные части Библии на 933 раз-
личных языках в количестве 461572785 экземпляров, таким образом, в общей
сложности напечатано 484633537 экземпляров на 1763 различных языках и диа-
лектах (Примеч. издателя).
де, дальше на островах Тихого океана, в Новой Зеландии, Тас-
мании, на Гавайских островах, в других отдаленных местах,
где Господь излил много благословений через преданный
труд миссионеров. В Китае, куда впервые ступила нога перво-
го миссионера в 1807 году, ныне насчитывается 750000 хрис-
тиан. В Африке трудится на миссионерской ниве 2400 христи-
анских миссионеров, их поддерживает 13000 поместных
христианских сотрудников, приблизительно в 5000 местнос-
тях постоянно проповедуется Слово Божие и в 4000 мисси-
онерских школ дети язычников обучаются Слову Божьему.

Среди различных протестантских вероисповеданий име-


ется где-то 250 миссионерских обществ со многими фили-
алами.* Их работники, около 5000 с 77000 местными со-
трудниками, трудятся почти в бесчисленных миссионерских
пунктах. Насчитывают почти 4,5 миллиона христиан еван-
гельского исповедания, к этому мы относим свободную цер-
ковь, баптистов, методистов и других. Если даже не все из
них обрели Христа, по крайней мере они оставили язычест-
во и вкушают благословения христианства. Любовь, которая
„сорадуется истине", благодарит Господа, что вследствие
духовного усердия различных протестантских вероиспове-
даний, среди которых выделяются гернгутеры, баптисты и
методисты, отныне начиная от холодной Гренландии на
Севере до Патагонии на далеком юге, от Америки на западе
до Японии на востоке, не осталось уже более или менее
солидной страны, куда бы ни проникла Благая Весть Божия
о спасении через Христа Иисуса. Даже горный Тибет, кото-
рый еще остается единственной страной, закрытой для
Евангелия, со всех сторон окружен миссионерскими пунк-
тами в Индии и в Китае. День, когда вестники Евангелия
проникнут и туда, очевидно, недалек.**

__________________

* Назовем вкратце некоторые немецкие общества: Братская миссия в Бер-
тельсдорфе около Гернгута, с 1732 года; базельское - с 1816; берлинское - с 1823;
рейнское с семинаром в Бармене - с 1829, северо-немецкое - с 1936; гознерское
миссионерское объединение в Берлине также с 1836 и многие другие.

** И ныне (1983), к сожалению, в Тибете имеется лишь очень малое число хри-


стиан. Там только в небольшом количестве в стесненных обстоятельствах дейст-
вует гернгутерская братская община и „Черч оф Hopс Индия". Изданные в 1948
году тибетские Библии, к сожалению, лежат в тишине и пылятся, Новый Завет
после цензуры был напечатан в 1970 году, сейчас трудятся над новым переводом
Ветхого Завета (Примеч. издателя).

С благодарностью Богу мы упоминаем тот факт, что уже


несколько лет верующие люди трудятся во славу Христа во
всех частях земли, пожелав быть зависимыми как Его рабы
только от Него. Сюда причисляем мы тех же вестников из
китайско-ирландской миссии, основателем которой был чело-
век веры Хадсон Тэйлор, которые, не имея гарантированной
оплаты, трудятся с великим благословением, затем также
братья, вышедшие из их рядов, которые собираются как
верующие просто во имя Иисуса Христа.

Господь знает имена всех тех преданных Ему служите-


лей, которые с помощью различных обществ или без всякой
помощи исполняют повеление Его: "Идите по всему миру и
проповедуйте Евангелие всей твари"
(Марк. 16,15), принося
многие жертвы и в самоотвержении терпя многие лишения,
зачастую даже с опасностями для своей жизни, и Он обиль-
но вознаградит их труд и старание. Да изольет Он и впредь
до дня Своего скорого пришествия обильные благословения
на благовестие Евангелия в награду Своих страданий и во
славу благодати Божьей!

Насколько великое распространение среди внешних при-


обрело познание Бога, настолько Господь в Своей благодати
умножил это познание среди Своих на виду морального раз-
ложения номинального христианства. Многие истины, от-
крытые Словом Божиим, которые в течение многих столе-
тий, да даже со дней отцов церкви, были погребены под
мусором человеческих учений, снова были возвращены во
владение народу Божьему. Подобно тому, как старый Симе-
он и пророчица Анна, которые ожидали „утешения Израи-
лева" „по вдохновению" Духа и как раз „в то время" пришли
в храм, когда воплощенный Бог находился в нем в Лично-
сти Младенца, так и в этом столетии незадолго до Его
второго пришествия сердца и глаза многих верующих на-
правлены на „твердое пророческое слово", ожидая восхода
утренней Звезды.

Прежде всего упомянем, что на исходе второго и в начале


третьего десятилетия прошлого века почти одновременно в
различных местах впервые в истории христианской Церкви
стал слышен призыв: "Вот, Жених идет, выходите Ему на-
встречу!"
Это был обещанный Христом благословенный зов

в полночь, на который тысячи тысяч сердец единодушно


более чем на ста языках отвечают: "Аминь. Ей, гряди, Господи
Иисусе!"
Где впервые стал слышен этот зов? Кто первым
ответил на этот зов и стал взывать? Мы этого не знаем. Но
Слово Господне говорит на это следующее: "И Дух и невеста
говорят: приди! И слышавший да скажет: приди!"

Если мы согласно плану нашего труда по рассмотрению


истории христианской Церкви хотим проследить непрерыв-
ный золотой луч благодати Божьей вплоть до наших дней,
то во взаимосвязи с этим прозвучавшим призывом нам не-
обходимо вкратце просмотреть некоторые события, возник-
шие в Англии и Ирландии, которые вызвали движение
далеко идущего значения.

Уже в 1812 году появилась книга на испанском языке через


одного якобы обращенного иудея Бен Езра*, которая на-
зывалась „Явление Мессии во славе и великолепии"; поя-
вившийся в 1827 году английский перевод обратил многих
христиан к обетованиям Израилю. Эта книга стала пред-
метом для размышлений на многие годы и за ней после-
довало много других сочинений. Так, проповедник Л.Вай
написал книги „Поздний дождь" и "Палингенез, или Гряду-
щий мир" и многие другие, которые стремились представить
надежду народа Израилева по Слову Божьему. Там и тут в
стране возникали так называемые "пророческие собрания",
как, например, в Альбери в Англии и в замке Паверскорт в
Ирландии, в которых верующие люди и проповедники из раз-
личных кругов и многих вероисповеданий исследовали Сло-
во Божие, особенно взирая на Израиль и соответственно с
этим на Церковь. Если до тех пор почти повсеместно Церковь
рассматривалась как продолжение Израиля или же „духо-
вный Израиль", то теперь начала повсеместно познаваться
яснее** и определеннее суть церкви в ее небесном при-
_____________

* Автором этой книги был римско-католический священник в Южной Амери-


ке Эммануель Лакунца.

** Так или подобно этому учили и ожидали некоторые служители, как Лабади


я названный прелат Бенгель, говоря о „тысячелетнем царстве". Бенгель по на-
учным подсчетам установил начало тысячелетнего царства с 1836 года. Предше-
ствующее этому восхищение Церкви Божьей через Иисуса Христа, ее Жениха, не
ожидалась, потому что небесный характер этой истины не был известен. Хотя
благочестивый ученик Бенгеля Гиллер в упомянутой песне многократно от серд-

звании, положении и надежде. Прежде всего это исходило


из Дублина, столицы Ирландии, где точно так же верующие
собирались вокруг Слова Божьего. Здесь впервые, насколько
нам стало известно, вновь воссияла истина о положении
верующих во Христе и их отношении друг ко другу, а также о
надежде Израиля.

Израиль как народ в настоящее время не сохранился как


таковой; он, через отвержение Своего Мессии, устранен»
пока не пополнится число спасенных из язычников.*

Между тем не все иудеи впали в ожесточение. Некоторые


из них веруют в Иисуса, они будут спасены благодатью и
вместе со спасенными из язычников образуют одно тело,
Церковь Божью. „Тайну, сокрытую от веков и родов", Бог
открыл это впервые через апостола Павла и других пророков
Нового Завета (см. особенно Ефесянам, 3). Как только через
Святого Духа последний член тела Христова присоединится
к Нему, тотчас Глава тела, Христос, заберет Свою Невесту в
небесную славу (Иоан. 14,3 и 1 Фес. 4,15-18). И только тогда
восстановится прерванная связь между Богом и Израилем, и
тогда тяжкие суды, о которых многократно говорили про-
роческие места Писания, Слова Божьего, прекратятся и
собранный в обетованную землю двенадцатиколенный на-
род получит обещанные „времена отрады от лица Господа"
(Деян. 3,19-20).

Что касается характерных особенностей церкви, то у вся-


кого верующего из Дублина единство членов в теле не
только живо в чувствах и сознании, что по действии Святого
Духа было присуще всем верующим во все времена, но это
было прочно основанное на Писании познание их взаимо-
единства во Христе,
как „члены одного тела, плоть от плоти
Его, кость от кости Его", чье место находится со Христом в
небесных обителях, что их вело к более ясному пониманию
_______________

ца поет: „Мы ждем Тебя, о Божий Сын!", все же это не было осознанным по Пи-


санию и настоящей по времени надеждой, потому он заканчивает свою песню сло-
вами: „Когда-нибудь, закончив путь, узрим Твое явленье в святом благоговенье!"

* В образовании израильского государства (1948) мы видим необходимое


условие для исполнения библейских пророчеств. Нас весьма ободряет, что смоко-
вница (Израиль) и все деревья (окружающие его народы) начинают распускаться
(Лука 21,29). „Времена язычников" (Луки 21,24) подходят к концу, Господь бли-
зок! Аминь. (Примеч. издателя).
ожидать с небес Сына Божьего, как своего Главу. Имея та-
кое познание, они говорили между собой: „Таким образом,
для верующего принадлежать к какой-либо религиозной
группе или человеческой системе является „плотским" де-
лом, как равно было бы абсурдным и губительным желать
создать свою собственную общину из людей, уже крещеных
Духом Святым и приобщенных к телу Христову." Во всяком
случае, это направлено против дела служения Святого Духа
и противоречит славе и правам Господа.

Так, зимой 1827 - 1828 года несколько человек из того


собрания (сначала их было всего четверо: Беллет* Кронин,
Дарби
и Хатчинсон) начали собираться в признании созидае-
мого Духом святого единства верующих во имя Иисуса Хри-
ста, как члены единого тела, чтобы через хлебопреломление
подчеркнуть это единство. „Один хлеб, и мы многие одно
тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10,17).
Один из этих христиан, Эдуард Кронин, в то время еще сту-
дент медицины, прибыл в Дублин для восстановления свое-
го пошатнувшегося здоровья и в это время посещал общину
индепендентов, которые в первый раз допустили его как
гостя участвовать в их вечере. Когда же его пребывание там
против его намерения затянулось, собрание индепендентов
потребовало от него, чтобы он стал членом их общины, если
и дальше желает принимать участие в их вечере. Это требо-
вание привело студента к размышлениям, и с того времени
он удалился от какой бы то ни было христианской системы.
Более из необходимости, нежели из познания начал он у
бывшего ранее индепендентским дьяконом Эдуарда Вильсо-
на по
воскресным дням возвещать смерть Господа. Вскоре в
его жилище нашли путь и другие христиане. Как только
Кронин услышал, что делает Бог в другой части города, то
среди тех братьев занял свое место за трапезой Господней.
Господь обильно благословил его за это, потому что по тем
______________

* И.Г.Беллет многим нашим читателям известен по его драгоценным книгам,


изданным в Германии: „Слава Иисуса Христа в Его воплощении", „Сын Божий",
„Открытое небо" (толкование к книге „Послание к Евреям"). Он является также
автором других книг: толкований по малым пророкам, по псалмам, по Еванге-
лиям и целого ряда кратких сочинений. Служение и жизнь Беллета свидетель-
ствовали о свежести, красоте и славе превознесенного одесную Бога Сына
Божьего, Человека Иисуса Христа.

вопросам, которые его сердце не без сомнений могло счи-


тать добрыми и верными, теперь он здесь нашел ясные
определенные познания из Слова Божьего.

Одним из первых был Джон Нельсон Дарби, богобоязнен-


ный молодой человек 28 лет, которому Господь дал острое
зрение сердца, чтобы он познал „в чем состоит надежда
призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для
святых." Он был младшим сыном из знатной, богатой анг-
лийской семьи в Ирландии и по желанию своего отца изу-
чал право и со своими блестящими знаниями стоял на пути
к великолепной карьере, когда Бог коснулся его совести и
сердца при чтении Его Слова, и он обратился. Студент
юриспруденции сменил свое обучение и стал изучать теоло-
гию, некоторое время он так же изучал медицину. Слово
Божье, ставшее непосредственным средством его обраще-
ния от тьмы к свету, оставалось постоянным сокровищем
его сердца и его большой мудростью.

Работая пастором-викарием в графстве Уиклов, Дарби


построил для бедных людей на свои средства школу и цер-
ковь, был мудрым советчиком для них, будь то в земных,
будь то в духовных вопросах, их добрым телесным и духов-
ным врачом, их другом, учителем и пастором; все уважали
его. В своем же сердце он всегда оставался согбенным, хотя
имел познание прощения грехов. Уже многие годы подряд
ежедневно он исследовал Слово Божие* с присущей ему
энергией, основательностью и с духовной проницатель-
ностью среди многих молитв и сердечных опытов. Чем
дальше он читал, чем дальше вникал в себя и вокруг себя,
тем более познавал, как христианин, с одной стороны, что
есть „ветхий человек" (Рим. 6,6) и где находится освобож-
дение христианина, и с другой стороны, что в окружающем
его христианстве план Божий о Церкви Христовой не нахо-
дит должного понимания. Дарби семь лет сидел в тишине и
одиночестве у ног Иисуса. Здесь Господь вразумил его из
Священного Писания,
что есть отдельные верующие во Хри-
сте Иисусе: "Новая тварь" (2 Кор. 5,17), и что в совокуп-
___________

* Только одно Евангелие от Иоанна он читал в течение трех лет, размышляя о


написанном, чтобы достичь глубин Божьих истин.
ности все верующие уже сейчас составляют "жилище Божие
Духом", тело Христа
(Еф. 2,19-22 и 1,22-23).

Это двойное познание истины сделало Дарби свободным


внутренне и внешне. Он, предав „тело греховное" на суд и
смерть на кресте Христовом, оказался на твердой почве неп-
рерывного мира, это познание вывело его „за стан" всех
религиозных или церковных систем (Евр. 13,13).

Послушаем, что позднее он сам говорит* об этом: „Воз-


можно, со времени моего покаяния прошло уже шесть или
семь лет, когда я через Божью благодать понял, что говорит
Господь в Иоанна, 14 словами: „В тот день узнаете вы, что Я
в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас". Я
уразумел, что я тогда
еще был со Христом перед Богом.
Я нашел мир и с того момен-
та никогда не терял его, несмотря на мои промахи и несо-
вершенства. Та же самая истина вывела меня из государст-
венной церкви. Я увидел, что истинная Церковь состоит из
тех, которые съединились со Христом." Затем он говорит о
том, какие серьезные усилия он прилагал к тому, чтобы
освободиться от живущего в плоти греха со дня своего обра-
щения, как он молился, постился и страдал, прежде чем
дошел до вышеупомянутого познания. Далее он продол-
жает: „Тогда я получил глубокое убеждение о вездесущности
Святого Духа,
обещанного Домостроителя. Вскоре после
этого я пришел к тому, чтобы применить эту истину в
служении церкви. Я сказал самому себе: Если бы Павел
пришел сюда, то он проповедовал бы не о том, что ему недо-
стает документа о посвящении в сан. Но если бы пришел
закоренелый враг его учения, имеющий этот от документ, то он
стал бы по праву проповедовать систему. Однажды я увидел,
что вся система ложная. Она ставит человека на место Бога."

В другом месте Дарби о своем выходе „за стан" пишет:


„Не те или другие частные детали священнической систе-
мы, а также не учение о таинствах, как бы ни было оно
безжизненно, заставили меня уйти из государственной
церкви: более всего я искал занять надлежащее мне положе-
ние в теле Христовом...
Вначале тело Христа было сообра-

___________

* „Собранные сочинения", том 1, стр. 36, 37.

зуемо с обществом людей, исповедующих Христа. Оба они


имели один и тот же масштаб. Вскоре однако это соотно-
шение нарушилось. Августин и другие вместе с ним начали
говорить о „невидимой церкви". Священное Писание про-
рочествует и серьезно предупреждает, что христианство
придет в такое состояние, когда оно будет разрываемо на
части: „...Имеющие вид благочестия, силы же его отрек-
шиеся. Таковых удаляйся."

Тогда верный Богу пастор-викарий отказался от сана в


государственной церкви и навсегда освободился от этой, да
и вообще от всякой системы, даже не задумываясь над тем,
куда он теперь пойдет и что будет делать. К этому времени
отец лишил наследства своего „выродившегося" сына, и
Дарби в прямом смысле слова был предоставлен на ижди-
вение Божье. После смерти его дяди Нельсона ему все же
выпало богатое наследство.* В 1827 году мы видим его уже в
Дублине, где он с другими христианами читает Слово Божье
до тех пор, пока Господь совместно не возвратил к тому, что
было вначале: „И они постоянно пребывали в учении апо-
столов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах."
Под руководством Духа Божьего они назидали себя „на свя-
тейшей вере" (Иуда, 20). Прекраснейшее свидетельство,
которое было утверждено таким образом в Дублине на-
званными немногими верующими, вскоре по благодати
Божией и действию Духа Святого проложило себе путь во
все другие страны.


<< предыдущая страница   следующая страница >>