Историко-культурное наследие Смоленской области представляет собой неповторимые духовные и материальные ценности, созданные в прошло - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад Начальника управления историко-культурного наследия Департамента... 1 241.21kb.
Отчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия... 1 47.08kb.
Пояснительная записка к проекту постановления Верховной Рады Автономной... 1 22.04kb.
Госэкспертиза в области охраны культурного наследия 1 192.01kb.
Закон Калининградской области от 17 декабря 2003 г. N 344 "Об объектах... 1 369.12kb.
Семинар Историко-культурное наследие России в документальном кино 1 39.48kb.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) 7 2590.39kb.
- 1 273.37kb.
Инвентаризация нематериального культурного наследия в армении 1 60.35kb.
Рустам минниханов: "Сохранить облик старой Казани" 1 31.6kb.
О бъект культурного наследия (памятник истории и культуры) 1 27.74kb.
Памятка для изучения материала о войнах Название войны. Год(ы) 1 161.3kb.
- 4 1234.94kb.
Историко-культурное наследие Смоленской области представляет собой неповторимые духовные - страница №1/1

Концепция

долгосрочной областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области»
на 2013-2015 годы



  1. Анализ причин возникновения проблемы в сфере сохранения культурного наследия

Историко-культурное наследие Смоленской области представляет собой неповторимые духовные и материальные ценности, созданные в прошлом и являющиеся частью общероссийского культурного наследия.

По количеству и значимости объектов культурного наследия Смоленщина занимает особое место в историко-культурном наследии Российской Федерации. На территории Смоленской области расположено 4292 объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), из них: объектов культурного наследия федерального значения – 351; регионального значения – 2352; выявленных объектов культурного наследия, которые должны быть поставлены на государственную охрану в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия, – 1589.

Гордость Смоленщины ­– ансамбль крепостной стены, построенный на рубеже XVI-XVIII веков, памятники каменного зодчества ХII века (храмы Михаила Архангела, Петра и Павла, Иоанна Богослова), Свято-Успенский кафедральный собор, усадьбы М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, М.К. Тенишевой, всемирно известный Гнездовский комплекс археологических памятников и другие.

Объекты культурного наследия – это часть культурного капитала Смоленской области. Одним из приоритетных направлений политики государства в области культуры сегодня является увеличение объема инвестиций в реставрационную среду объектов культурного наследия, что дает возможность сохранения целостных историко-культурных территорий, отражающих разнообразие, полноту и самобытность культурного наследия.

Между тем, до 80 процентов от общего числа объектов культурного наследия, расположенных на территории Смоленской области, находятся в неудовлетворительном состоянии. На сегодняшний день техническое состояние большинства этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия области и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.

В целях осуществления государственной охраны памятников истории и культуры области необходимо провести работу по паспортизации объектов культурного наследия (оформлению паспортов объектов культурного наследия нового образца). Запланированные мероприятия по указанному направлению деятельности в рамках долгосрочной областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» на 2011-2012 годы», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 22.09.2010 № 570, в связи с сокращением объемов финансирования из средств областного бюджета реализованы не были.

Большая часть объектов культурного наследия не имеет утвержденных границ территории и зон охраны. Это является одним из факторов, препятствующих осуществлению градостроительной деятельности на территории Смоленской области без ущерба памятникам истории и культуры. В связи с возрастающими темпами строительства в последние десятилетия назрела необходимость проектирования и установления новых границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны. Исторические центры городов и поселений Смоленской области утрачивают своеобразие историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта, так как происходит интенсивное хозяйственное освоение их территорий.

Одна из серьезнейших проблем в регионе – сохранение объектов археологического наследия, которые подвергаются разрушению при проведении несанкционированных раскопок, строительных, земляных и иных видов работ. В связи с упразднением населенных пунктов уточнить месторасположением памятников археологии, их современное состояние достаточно проблематично ли невозможно. Для решения данной проблемы требуется проведение мероприятий по мониторингу состояния объектов с установлением границ их территорий.

Значительная часть объектов культурного наследия оказались бесхозяйными или используются не в полной мере, что приводит к их частичной либо полной физической утрате.

2/3 объектов культурного наследия в Смоленской области используются и приспосабливаются под социально-экономические нужды населения недостаточно эффективно.

Органы местного самоуправления, как правило, из-за отсутствия финансовых средств не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия регионального значения.

Острота ситуации в сфере сохранения объектов культурного наследия во многом обусловлена отсутствием комплексного системного подхода и недостаточностью финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, распространяющейся их бесхозностью, а также снижением эффективности государственного контроля за их состоянием.

Учитывая актуальность и значимость проблемы сохранения культурного достояния, расположенного на территории Смоленской области, принятие и реализация областной целевой программы является необходимым условием для решения проблемы.


2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетам социально-экономического развития Смоленской области и Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» основной задачей в сфере сохранений и государственной охраны культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с нормами международного права и российского законодательства каждый объект культурного наследия:

- представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;

- является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

- представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

- ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия.

Принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики, формируемой (корректируемой) исходя из системы приоритетов, учитывающих все аспекты обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Решение проблемы сохранения культурного наследия является важной составной частью социально-экономического развития Смоленской области и перехода к устойчивому развитию экономики, гражданского общества, а также социальной сферы. Объекты культурного наследия могут и должны быть включены в экономическую жизнь региона. Они должны приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера.

Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых зачастую превышает стоимость нового строительства таких же объемно-планировочных параметров.

Поэтому наиболее эффективным путем сохранения памятников является их рациональное использование и приспособление для современных нужд населения. С целью сохранения объектов культурного наследия следует планомерно проводить комплекс мероприятий по привлечению их возможных пользователей или собственников.

Смоленская область является хранителем и накопителем культурно-исторических ценностей. Равный и свободный доступ граждан к культурным ценностям, ознакомление и изучение историко-культурного наследия Смоленщины является важным инструментом формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. Сфера охраны объектов культурного наследия традиционно ориентирована на государственную финансовую поддержку сохранения, государственной охраны и популяризации памятников истории и культуры. Недостаточное финансирование данной сферы ведет к утрате уникальных памятников истории и культуры.

Сохранение культурного наследия положительно воздействует на экономический рост в различных областях экономического развития региона: строительстве и реставрации, рынке недвижимости, туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным для сохранения объектов культурного наследия является включение их в планы развития региона.

Комплексное сохранение объектов культурного наследия предусматривает инициативу, контроль и координацию действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует поддерживать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы.

Выполнение поставленных задач программно-целевым методом будет способствовать повышению качества и доступности услуг в сфере культуры и созданию условий для сохранения, популяризации, обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере сохранения культурного наследия без использования

программно-целевого метода
Разработка долгосрочной областной целевой программы «Сохранение культурного наследия (памятников истории и культуры) Смоленской области» на 2013-2015 годы (далее также – Программа) вызвана необходимостью преодоления сложившейся ситуации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Смоленской области.

Недостаточное финансирование указанной сферы в последние десятилетия отрицательно сказалось на сохранности памятников истории и культуры. Отсутствие документации, предусмотренной законодательством о государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), ведет к повреждению и уничтожению памятников.

Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накопление и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации. Объекты культурного наследия – это общественное достояние, а государство – гарант сохранения всех памятников независимо от охранного статуса, формы владения и характера использования.

Проблема бережного и эффективного использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших задач в рамках общей задачи обеспечения сохранности культурного наследия. Необходимость мероприятий по сохранению культурного наследия, их учету и изучению, в том числе, в силу недостаточности ресурсов, выделявшихся на эти цели в предыдущие годы, была и остается важнейшей задачей культурной политики.

Программно-целевой метод позволит определить приоритетные направления и комплекс первоочередных охранных мероприятий на объектах культурного наследия в 2013-2015 годах, сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Смоленской области.

В частности предусматривается поэтапная реализация мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. На первом этапе (2013 г.) планируется разработка проектной документации, в 2014-2015 гг. – проведение ремонтно-реставрационных работ памятников истории и культуры.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, включая обоснование предлагаемого способа решения проблемы и общую характеристику системы программных мероприятий
В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два варианта Программы.

Первый вариант предусматривает проведение мероприятий по государственной охране региональных объектов культурного наследия за счет средств бюджета Смоленской области.

Применение данного варианта реализации Программы позволит осуществлять полный оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами.

Основной риск реализации указанного варианта обусловлен недостаточностью средств областного бюджета и, как следствие, недостаточностью объемов бюджетного финансирования, что создаст определенные трудности в достижении целей, поставленных в Программе.

Второй вариант предусматривает осуществление мероприятий Программы за счет средств областного бюджета с одновременным привлечением частных инвестиций в отношении коммерчески привлекательных объектов культурного наследия.

Основной риск реализации указанного варианта заключается в недофинансировании средств областного бюджета и частного капитала.

В настоящее время трудно оценить возможные риски данного варианта реализации Программы.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным являет первый вариант реализации Программы, что позволит решить поставленные задачи с наименьшими рисками.



5. Цели и задачи программы, целевые показатели, показатели, позволяющие оценить ход реализации программы по годам
Основной целью программы является – создание эффективной системы государственного контроля за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Смоленской области.

Указанные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:

- государственная охрана объектов культурного наследия;

- сохранение объектов культурного наследия;

- популяризация объектов культурного наследия.

Целевые показатели оценки эффективности реализации мероприятий программы:

- увеличение в период 2013-2015 гг. доли паспортизированных объектов культурного наследия с 50 % до 50,6 %, в том числе:

в 2013 г. – до 50,2 %;

в 2014 г. – до 50,4 %;

в 2015 г. – до 50,6 %;

- увеличение в период 2013-2015 гг. доли объектов культурного наследия, прошедших мониторинг текущего состояния и использования с 5,5 % до 6,1 %, в том числе:

в 2013 г. – до 5,7 %;

в 2014 г. – до 5,9 %;

в 2015 г. – до 6,1 %;

- увеличение в период 2013-2015 гг. количества объектов культурного наследия, на которых проведены работы по сохранению, с 54 единиц до 58 единиц, в том числе:

в 2014 г. – до 56 ед.;

в 2015 г. – до 58 ед.

Показателями, позволяющими оценить ход реализации программы по годам, являются:

- количество паспортизированных объектов культурного наследия;

- количество объектов культурного наследия, прошедших мониторинг текущего состояния и использования;

- количество объектов культурного наследия, на которые оформлено право собственности;

- количество объектов культурного наследия, на которых поведены работы по сохранению.


6. Сроки решения проблемы программно-целевым методом
Сроки реализации программы намечены на 2013-2015 годы.


7. Характеристика системы программных мероприятий
С учетом анализа сложившейся проблемы, сформированных целей и задач, и находящихся в распоряжении исполнителей программы финансовых средств выделяется следующая система приоритетов.

Система программных мероприятий включает в себя три раздела:



  1. Государственная охрана объектов культурного наследия.

Основные мероприятия настоящего раздела включают в себя разработку проектов границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, проведение работ по паспортизации объектов культурного наследия, их обследованию и мониторингу состояния.

  1. Сохранение объектов культурного наследия.

В данном разделе планируется проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.

  1. Популяризация объектов культурного наследия.

Перечнем программных мероприятий предусматривается издание научно-исследовательских, историко-культурных, краеведческих материалов, проведение конференции в целях популяризации Гнёздовского археологического комплекса.
8. Заказчик и разработчик программы
Заказчиком и разработчиком программы является Департамент Смоленской области по культуре.
9. Предложения по предварительным объемам финансирования
Мероприятия программы реализуются за счет средств областного бюджета.

Общий объем финансирования программы составляет 117 363,55 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году – 16 605,28 тыс. рублей;

в 2014 году – 52 323,81тыс. рублей;

в 2015 году – 48 434,46 тыс. рублей.

В соответствии с нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы не предусмотрено.



С учетом сложившей в настоящее время ситуации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия привлечение к реализации Программы средств внебюджетных источников представляется маловероятным.