Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных произведениях - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных - страница №1/1

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:

«Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных произведениях».

Авторы: Сычева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, Храпова Наталья Николаевна, учитель истории МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3».

Место выполнения работы: р.п. Новониколаевский Волгоградской области.

Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:



«Истоки и уроки победы в Сталинградской битве

в исторических документах и художественных произведениях».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цели урока.

Учащиеся должны:



знать

  • понятийный минимум: коренной перелом, операция “Уран”, “Кольцо”, оксюморон, абсурд, антигуманный;

  • истоки победы в Сталинградской битве;

  • итоги битвы под Сталинградом;

понимать

  • значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;

  • мотивацию боевого подвига советского солдата;

уметь

  • анализировать исторические документы и ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;

  • раскрывать причины победы советского народа в битве на Волге;

  • формулировать экономические, политические, нравственные, философские выводы, свидетельствующие об осмыслении историками и писателями разных эпох истоков победы в Сталинградской битве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне, документы.

Ход урока.

I Организационный момент
1.Чтение стихотворения учащимся на фоне видеоролика «Руины города Сталинграда».(20 сек)
Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой.

Сергей Орлов
2. Работа с эпиграфом к уроку. Определение темы, постановка цели, задач.

(Эпиграф на доске.)



Учитель литературы:

- «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» - писал Василий Гроссман в очерке «Направление главного удара».

- О ком говорил известный писатель? (О советских солдатах)

- Почему страх охватывал противника? (Дети говорят о героизме советских солдат и граждан)
Вывод учителя истории:

- Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (предположения обучающихся).


Учитель литературы:

- Итак, тема урока «Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных произведениях».
Учитель истории:

- Задачами нашего урока являются: выяснить причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить её героев.



Учитель литературы:

- Исходя из этих задач, мы ставим проблему урока: «Из чего же складывается победа?»

- Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. Сегодня мы вместе, работая с документами и художественными произведениями, постараемся рассмотреть поднятые вопросы и выяснить истоки победы советской армии в Сталинградской битве. В течение урока вы накопите материал, необходимый для выполнения домашнего задания: написание эссе по теме урока.


II Основная часть урока.
Учитель истории:

- К данному уроку вы получили задания, прочли документальные материалы и произведения художественной литературы по данной проблеме. На обсуждение выносятся следующие вопросы:

- сравнить планы действий советского командования и гитлеровской армии;

- определить роль приказов Верховного командования и умелого руководства советскими войсками;

-выяснить, в чем проявляется героизм и самоотверженность советского солдата.

Рассмотрим первый вопрос.


1.Хроника событий.

Учитель истории:

- Сталинградская битва, как известно, состоит из двух этапов. Как бы вы охарактеризовали планы сторон на первом этапе Сталинградской битвы? Назовите сроки I –го этапа Сталинградской битвы.

( 1-й этап Сталинградской битвы- 17 июля 1942 г. по 18 ноября 1942 г. Немецкое командование намеревалось в ходе наступления выйти на Кавказ, чтобы захватить его нефтяные районы, прорваться к Сталинграду, взять его с ходу, перерезать Волгу, и прервать доставку бакинской нефти в Центр. Сталинград должен был потерять своё значение центра военной промышленности. Планы советского командования предусматривали измотать противника в оборонительных сражениях, нанеся ему наибольший урон, и подготовить силы для контрнаступления.)
- Какие важнейшие события первого периода Сталинградской битвы вы можете назвать?

(Один из самых страшных дней первого периода сражения был день 23 августа, когда город подвергся массированному удару немецкой авиации.)

Видеоролик «23 августа».

- Первые два месяца кровопролитных сражений заставили немецкое командование бросить на Сталинградское направление огромные силы: 6-ю армию, покорившую в своё время Францию, а затем и 4-ю танковую армию и другие соединения, крупные силы авиации. По мере развёртывания боёв под Сталинград направлялись всё новые и новые силы войск, в их числе 8-я итальянская и 3-я румынская армии.
Учитель литературы:

- Вы прочитали произведения писателей-фронтовиков Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» и Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег». Авторы не понаслышке знали, что такое война, оба участвовали в Сталинградской битве. Их произведения называют «окопной правдой». Сама Сталинградская битва, согласно авторской задаче, видится читателю из окопа. Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек.
- Скажите, как отражены в литературе события I-го этапа Сталинградской битвы?

«В окопах Сталинграда»: главы 9, 10.


(«В окопах Сталинграда». Начало повести – это картина отступления от Воронежа к Сталинграду. Здесь и описание отступления, и дожди, и женщины с кринками молока и печальными взорами… Это повесть о том, как мы умели и не умели воевать. Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд от того, что он, командир, “не знает, где его взвод, полк, дивизия”, от того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители “завтра проснутся и увидят немцев”: “Я не могу смотреть на эти лица, на эти вопросительные, недоумевающие глаза. На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Почему же я не там, почему я здесь?.. Где мой взвод, мой полк, дивизия? Ведь я же командир… Что я на это отвечу? Что война — это война, что вся она построена на неожиданности и хитрости, что у немцев сейчас больше самолётов и танков... А мы хотя и вынуждены отступать, но отступление — ещё не поражение...” В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих трагедию отступления. У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев. Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой.

Описывается бомбёжка Сталинграда)
- Какая задача стояла перед бойцами в повести “ В окопах Сталинграда»?

(Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” - Мамаев курган.)
Учитель истории:

- Переходим к рассмотрению II этапа. Ребята, опираясь на кадры кинохроники, знания, полученные ранее, объясните, в чём заключался план советского командования на втором этапе Сталинградской битвы? И каковы были планы немецкого командования?


Видеоролик «Операция «Уран».
(План советского командования: К осени 1942 года советские войска, измотав противника на подступах к Сталинграду, получили возможность перейти к наступлению и добиться окончательного перелома ситуации в свою пользу. План «Уран» предполагал силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником. 19 ноября 1942 года начался 2-й этап Сталинградской битвы. Верховное Главнокомандование отдало приказ о наступлении. 19 ноября в 7. 30. 3500 стволов обрушили огонь и сталь на позиции противника, в 8. 50. двинулись войска Юго-Западного фронта генерала Ватутина и Донского – генерала Рокоссовского, а 20 ноября - Сталинградский фронт генерала Еременко)

План немецкого командования: К осени 1942 года расстановка сил на советско-германском фронте постепенно стала меняться в пользу Красной армии. Противник понёс к этому времени огромные потери на сталинградском и северокавказском направлениях и был вынужден перейти к обороне. В четырёхмесячных сражениях на подступах к Сталинграду и в самом городе не только была сокрушена наступательная мощь врага и обескровлена главная ударная группировка немецкой армии на южном крыле советско-германского фронта, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.

В ходе Сталинградской оборонительной операции за 125 суток ожесточённых боев войска Сталинградского, Юго-Восточного, Донского фронтов и части Волжской военной флотилии потеряли 643 тысячи 800 человек)
- В чём заключалась необходимость организации контрнаступления? (Показ карты)

- Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?



(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.)
Учитель литературы:

- Ребята, а как показаны события II этапа Сталинградской битвы в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»?
(«Горячий снег». Декабрь 1942 года, т. е. контрнаступление. В основу произведения легла Сталинградская битва, в частности битва батареи лейтенанта Дроздовского в ста километрах от Сталинграда на реке Мышкова, вступившей в бой с танками армии Манштейна, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.)
- В чем отличие изображения событий в документах и художественных произведениях?
(В документах отражены факты, достоверные события, стиль деловой, отсутствие изобразительных средств языка.

В художественных произведениях вымышленные лица, не указываются конкретные даты. Писатели размышляют о нравственной сущности человека на войне, которая проявляется в выборе им для себя того или иного поступка. Писатели стремились показать судьбу человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё глазами простого солдата, офицера. Долг и эгоизм, жестокость и сострадание, душевное оскудение и совестливость, доверие и недоверие к человеку, самопожертвование и шкурничество, боевое мужество и гражданская трусость, ответственность перед людьми и бездумность… Об этом и многом другом говорит военная проза, показывая ярко ту или иную грань проблемы.)
- Как описывается война в произведениях? На что обращают внимание писатели?

(В повести Некрасова «В окопах Сталинграда» изображается быт войны, ее будни, поступки героев не рисуются как подвиги, хотя таковыми являются. Стиль автора похож на дневниковые записи Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Самое страшное на войне не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели. Война - это не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, гранит. Им приходиться быть и землекопами, и плотниками, и печниками. Керженцев – архитектор в мирной жизни, а на войне – сапер-подрывник.
Роман «Горячий снег» отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов. Особое внимание к чувствам и мыслям отдельного человека на войне, детальное описание быта героев, введение реальных исторических лиц в качестве персонажей романа. Война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека. В романе выражено понимание смерти - как нарушение высшей справедливости и гармонии.)
Вывод учителя истории:

- Итак, мы с вами рассмотрели и сравнили планы советского и немецкого командования.


Учитель литературы:

- Обратились к художественным произведениям, в которых писатели показали картину происходящего из окоп.


Учитель истории:

- Давайте поразмышляем, чем обусловлено было выполнение этих планов? Вернёмся к летним событиям…..


2. Приказ и умелое руководство.
Учитель истории:

- Каков итог неудачи в летних сражениях? (Неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!”)


Работа с документом:

1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227? (Опасность падения Сталинграда и выхода фашистов за Волгу грозили поражением Советского Союза в войне. И, как всегда, Сталин принимает решение: обеспечить победу любой ценой.)

2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа и других документов?

4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите?
Учитель истории: Итог по документу.

- Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?



Учитель литературы:

- Как изображают писатели факты исполнения или неисполнения приказов? Какими эпизодами из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» вы можете подтвердить исполнение или неисполнение приказа?



(В повести В. Некрасова есть «маленькие наполеоны», «маленькие изверги», например, Абросимов. Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24)

В портрете капитана автор выделяет "холодные, безжизненные глаза". И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пистолетом, отправляет бойцов в лобовую атаку, хотя Ширяев предлагает план, щадящий человеческие жизни. Для Абросимова это выражение трусости: «Покажу я вам, как свою шкуру спасать: траншеи какие-то придумали себе. Пристрелю как трусов». В итоге батальон потерял 26 человек, почти половину, не считая раненых.)
Видеоролик (Фильм «Солдаты», 1956 год, по мотивам повести, постановка режиссера Александра Иванова).

- Посмотрите, как режиссер фильма «Солдаты», снятого по мотивам повести, показал бесчеловечность поступка Абросимова.

- Как отнеслись бойцы к поступку Абросимова? (Эпизод «Суд»)
- В конце 10 главы I части повести В.Некрасова читаем: «На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный!»

- Что мы видим сквозь "лакмусовую бумажку" в романе Бондарева «Горячий снег»?



(Сцена отсутствия Уханова. Гл. 2,3.)
Отрывок из фильма «Горячий снег» по одноименному роману (сценарий Бондарева, постановка Егиазарова Гавриила, 1972) Эпизод 1.
- Кто виноват в гибели Сергуненкова?

(Гибель Сергуненкова (Гл. 13)
Вывод учителя литературы:

- Керженцев и Кузнецов, выполняя свой долг перед Родиной, делают всё возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней. И в противоположность им даны образы Абросимова и Дроздовского, которые считают, что, если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов. Таким образом, исполнение необдуманных приказов привело к потере многих человеческих жизней.


Учитель истории:

- Прочтите информацию Франца Гальдера – начальника генерального штаба германских сухопутных войск о военном руководстве СССР): «… русское военное руководство, потерпевшее крушение со своим принципом жесткой обороны в 1941 г., развивалось до гибкого оперативного руководства и провело под командованием маршалов ряд операций, которые по немецким масштабам заслуживают высокой оценки, в то время как немецкое командование под влиянием полководца Гитлера, отказалось от оперативного искусства и закончило его жесткой обороной, в конечном итоге приведшей к полному поражению».

- Почему советское командование сумело подготовить контрнаступление под Сталинградом? (Мужество и героизм советских воинов, оборонявших Сталинград, позволили разработать и подготовить план наступления “Уран”).

- Как вы думаете, что Франц Гальдер подразумевает под гибким оперативным руководством советского командования?


Учитель литературы:

- Как изображается командный состав в произведениях Бондарева и Некрасова? Попытайтесь определить, имели ли место самостоятельность и свобода в действиях командного состава?



(В повести Некрасова герои – солдаты и офицеры, нет ни генерала, ни политработника. Керженцев как командир, испытывает стыд оттого, что он «не знает, где его взвод, полк, дивизия», оттого, что чувствует свою вину за отступление. Он считает себя в ответе за все, что делается в наших войсках, на нашей земле.)
- Как изображён в романе Бондарева генерал Бессонов? Как характеризует генерала сцена с лейтенантом Ажермачевым, покинувшим поле боя (гл. 5)?
Видеоролик. Эпизод 2.

(В эпизоде с лейтенантом Ажермачевым прекрасно проявляется та черта характера Бессонова, за которую он снискал славу человека предельно жёсткого. Однако тот факт, что Веснин сумел переубедить Бессонова, характеризует последнего как человека достаточно гибкого, способного принимать взвешенные решения, тем более что, судя по мыслям командарма, он сам не вполне доволен своей жёсткостью.)
- Что мешает генералу найти общий язык с подчинёнными?

(Генерал Бессонов стал наибольшей удачей среди образов военачальников. Он строг с подчинёнными, сух в обращении с окружающими. Такое представление о нём подчёркивают уже первые портретные штрихи. Он знал, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем всё более отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью. Ему далеко не безразлична цена, какой будет достигнута победа. Бессонов не прощает слабостей, не приемлет жестокость. Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине. И особенно при встрече с оставшимися в живых батарейцами лейтенанта Дроздовского.)

Учитель истории:

- Заставляет задуматься цена победы под Сталинградом. Всегда ли руководство было умелым и обоснованным? Боязнь неисполнения приказа часто заставляла командиров разного уровня совершать необдуманные действия, влекущие огромные человеческие жертвы.


Учитель литературы:

- Однако солдаты неукоснительно исполняли приказы. И это ли не героизм?
3.Героизм простых солдат. Абсурдность войны и ее антигуманность.
Учитель истории:

- Мы продолжаем работать с документами и выяснять причины победы Советской армии в Сталинградской битве.


- Самоотверженность советских людей вызывала уважение во всем мире. В ноябре

1943 г. на конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании У. Черчилль

передал советской делегации почетный меч – дар короля Георга 6 гражданам

Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих

сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам

Сталинграда – крепким как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».


- Ребята, какие примеры героизма советских солдат в Сталинградской битве вам известны?

Видео


(Подвиг Михаила Паникахи, Путилова Матвея Мефодьевича, зенитчицы Марии Барсуковой, снайпера Зайцева, сержанта Павлова. В чём заключался их подвиг?)

Учитель истории:

- За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы, более 750 тыс. человек были награждены медалью « За оборону Сталинграда» (учрежденную 22 декабря 1942 г.), 125 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза,



Презентация.
Учитель литературы:

- Какие примеры самоотверженности вы нашли на страницах художественных произведений? Что вы можете сказать о главных героях – Керженцеве и Кузнецове? Где героизм истинный, где ложный?



(В обоих произведениях конфликт заключается в противостоянии между краснобаями, прикрывающимися красивыми фразами, и людьми, которые без лишних слов делают своё дело, воюют за родную землю, не щадя своей жизни.

Юрий Керженцев и Кузнецов – люди чести, они умны, смелы, имеют собственное мнение и не боятся его высказать. Они доброжелательны и внимательны к людям, умеют видеть в них хорошее. Они сдержанны и немногословны. Они проявляют мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героями, они не могут иначе. В любых обстоятельствах они остается людьми.

Керженцев, Валега, Фарбер смелы и надежны в бою. Но и на войне они продолжают писать стихи, как Карнаухов, слушать музыку и разбираться в ней, как Фарбер, хорошо рисовать, как Игорь Свидерский.)
-Сопоставьте образы Кузнецова и Дроздовского. Как характеризует героев их отношение с бойцами; с начальством; их отношение к Зое; друг к другу? Проанализируйте поведение Дроздовского во время налета на состав (гл.2). Можно ли его поведение назвать смелым?
Видеоролик – фрагмент фильма «Горячий снег» (сценарий Бондарева, постановка Егиазарова Гавриила, 1972)

- Совпало ли ваше представление об этом герое с режиссерским?


(Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. В Дроздовском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие, истеричность, неумение воевать. С Зоей Елагиной он обращается, как с рядовым подчиненным. Он боится открыть перед товарищами, что они любят друг друга. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.)
- Почему роман Бондарева заканчивается гибелью героев накануне победы в битве под Сталинградом? Какова цена победы?

(В Сталинграде все слилось в нечто неистово-неудержимое, огромное, “где уже не было отдельного человека, с его бессилием и усталостью. И, упиваясь этой поглощающей растворенностью во всем, лейтенант Кузнецов повторил команду:

Держать, держать!. . Все к орудиям!”

Вручая награды оставшимся в живых артиллеристам, генерал Бессонов взволнован, обычные суровость и сдержанность изменяют ему: “Спасибо вам! Спасибо от меня! Все, что могу. Сполна заслужили героев, но все, что могу…За этот бой сердечное мое спасибо. Теперь легче будет, теперь наступать будем”.)


- Первоначально роман назывался «Дни без милосердия». Каков смысл названия «Горячий снег»? Какова роль метафоры “горячий снег” в общей концепции романа?

(Следует отметить, что это не только метафора, но и оксюморон, сочетание несочетаемых понятий. В романе дважды употребляется словосочетание «горячий снег»: когда Кузнецов, потрясённый смертью Зои, «…вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слёз» (гл. 23) и когда допрашиваемый немец жалуется Бессонову: «Франция – это солнце, юг, радость… А в России горит снег» (гл. 25). Таким образом, оксюморонное словосочетание «горячий снег» приобретает многозначность: снег горит под ногами оккупантов, он горяч от слёз потерь и боли, сам образ «горячего снега» своей парадоксальностью передаёт абсурдность войны.)
- Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».
- А как вы, современная молодежь, не видевшая войны, понимаете, что такое героизм?

(Ответы учащихся)
Учитель истории:

- Вывод: причины победы – психологическая готовность людей к борьбе, мужество, героизм, самоотверженность народа, его патриотизм.



III. Итоги Сталинградской битвы - экономические, политические, нравственные, философские аспекты победы.
Учитель истории:

- Давайте подведем итог – определим истоки победы советского народа в Сталинградской битве, назовем политические, экономические…


Учитель литературы:

… а также нравственные и философские выводы, свидетельствующие об осмыслении историками и писателями уроков Сталинградской битвы.


Учитель истории:

- Итак, я думаю, с точки зрения истории мы должны говорить о политических и экономических аспектах победы под Сталинградом.

Итоги и значение Сталинградской битвы.

1. Политические.

- Сорваны план молниеносной войны по разгрому СССР.

- Упал престиж Германии на мировой арене. После поражения под Сталинградом из 40 государств, с которыми Германия поддерживала дипломатические отношения, остались 22.

- Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию. Руководство Германии вынуждено отказаться от наступательных операций. Это означает, что наступил коренной перелом в ходе войны. Впервые понятие коренной перелом появился в зарубежных СМИ в то время, когда советские войска перешли под Сталинградом в контрнаступление. Американская газета « Нью-Йорк Херальд Трибьюн» 30 ноября 1942г. писала: « 19 ноября 1942 года под ударами Красной Армии под Сталинградом рухнуло все здание германской стратегии». Газета называла контрнаступление поворотным пунктом в войне.

- Возрос международный авторитет Красной Армии.

- Победа подняла престиж Советского государства.
2. Экономические.

- Нанесен огромный урон военной мощи Германии (потеря более четверти всех сил,



действовавших на советско-германском фронте).
3. Нравственные.

- Сталинград стал символом массового героизма, мужества, стойкости и самопожертвования. Ни одно крупное сражение Второй мировой войны не начиналось столь неблагоприятно и не заканчивалось такой безоговорочной победой.

- Гибель под Сталинградом 6-й армии тяжело отразилась на моральном состоянии населения Германии. Гитлер объявил трехдневный траур. Была подорвана вера в победу.

- Советские солдаты проявили высокие образцы воинской дисциплины, стойкости, фронтового товарищества.

- Что же касается рядовых бойцов, мирных граждан, то можно привести много свидетельств гуманного отношения к поверженному противнику. Например, в "Директиве Военного Совета Донского фронта... о недостатках в отношении к военнопленным и спецконтингенту и мерах по их устранению" с возмущением отмечалось, что встречаются случаи, когда конвоиры поддерживают ослабевших пленных, вместо того чтобы заставить это делать других немцев.

Вопреки всему люди оставались людьми. И это главный урок великой битвы.
4. Философские.

- Во время войны происходит переосмысление жизненных ценностей и приоритетов. Война как особая страница жизни потребовала подвига. В поступке-подвиге проявляется героический характер. В основе героизма – мужество. Высшая степень мужества – самопожертвование.

- Сталинград - это и трагический урок непонимания и вражды между народами, доверившимися своим политическим вождям. "Что, фрицы, Гитлер капут?" - насмешливо бросила сталинградка в колонну пленных, медленно пересекавших улицу города. "Нет, матка, - донесся ответ, поразивший горожан, - и Гитлер не капут, и Сталин не капут. Дойче солдат капут, и русиш солдат капут!"
Учитель литературы:

- Вопреки всем трудностям на войне люди оставались людьми. И это главный урок великой битвы.


IV.Домашнее задание: написать эссе по теме «Истоки и уроки победы в Сталинградской битве».
Заключение. Видеоролик «Мамаев Курган». Рефлексия.

Учитель истории:

- Посмотрите эти кадры, почувствуйте гордость за победителей: мы, сегодняшнее поколение, причастны к этой победе.
Учитель литературы:

- Надеюсь, что вы прочтете еще немало произведений о войне. Литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого защитил от катастрофических событий в будущем. Обратите внимание на нашу выставку книг.


Учитель истории:

- Спасибо за работу на уроке.



Литература


  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, II полугодие. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках/Сост. Е. П. Пронина. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Савина Л.Н., Шмидт Е.А. Интеграция как сущность образования: Примерное планирование интегрированных занятий по курсам «История России» и «Русская литература» XX века в 11 классе. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 116 с. – (Приложение к журналу «Учебный год», № 37. Серия «Педагогические технологии». Вып. 2).

  4. Самсонов А.М. Сталинградская битва. – М., 1989, с. 597.

  5. http://battle.volgadmin.ru

  6. http://www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/