Исследовательская работа Ковгар Юлия, 4 класс Ковгар Елена Антоновна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для занятий детского театра моды 1 84.47kb.
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель... 1 115.35kb.
Занятие 3 Всего участников 935 Всего точек 32+62=94 Всего центров... 1 510.5kb.
Презентация Андреева Юлия Валентиновна Учитель начальных классов... 1 101.1kb.
Моя Родина Стекольный край 1 90.35kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 2 478.73kb.
Исследовательская работа Степанова Юлия 11 «Б» класс моу «Лицей №3»... 1 130.26kb.
Никитина Марина Владимировна учитель начальных классов 1 18.99kb.
Урок технологии Урок экскурсия 1 и 2 классы Учитель начальных классов... 1 30.01kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Методическая разработка урока по орксэ тема Дружба Дерепалко Нурия... 1 119.29kb.
Регламент для дачи ответов устанавливается по усмотрению организатора... 1 56.67kb.
- 4 1234.94kb.
Исследовательская работа Ковгар Юлия, 4 класс Ковгар Елена Антоновна, учитель начальных - страница №1/1


Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Райцевский учебно-педагогический комплекс детский сад- средняя школа»



Исследовательская работа

Ковгар Юлия, 4 класс

Ковгар Елена Антоновна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

2013г


РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу « Откуда пришла книга в нашу жизнь» ученицы 4 класса ГУО « Райцевский учебно-педагогический комплекс детский сад- средняя школа» Ковгар Юлии

Выбранная тема исследования является актуальной, так как по данным социологов, сегодня первые места в системе приоритетов детей занимают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. К сожалению, эти занятия носят не развивающий, а развлекательный характер. Содержание работы соответствует заявленной теме. Тема раскрыта полностью. В разделе «Введение» автором определены практические и исследовательские задачи, перечислены методы исследования, выдвинута гипотеза, которая достаточно грамотно и убедительно подтверждается материалами работы.

Основная часть включает теоретический аспект – история возникновения книги, иструменты для письма, появление бумаги, первые книгопечатники и практическую часть – разработка рекомендаций « Как обращаться с книгой», конкурс рисунков «Обложка моей любимой книги».

В заключении автор работы сделала вывод о том, что бумага –важный элемент в процессе печатания, для многих людей чтение книг- большое удовольствие, а книга в красивом переплете – чудесный подарок.

Большую роль в подготовке данной работы сыграла и руководитель Ковгар Елена Антоновна. Она сумела заинтересовать ученицу темой. Подход к изучению данной темы был не формальный , а творческий.

Работа, представленная для рецензирования, является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, заслуживает положительной оценки, может быть использована на классных часах.

20.03.2013г.

Рецензент: А.Л.Мелешко

Содержание

Введение 4- 5

II.Основная часть 6-14

2.1 История возникновения книги 6 - 8

2.2 Инструменты для письма 9

2.3 Как появилась бумага 10

2.4 Первые книгопечатники 11 - 13

2.5Электронные книги 14

III. Заключение 15

IV. Список используемой литературы 16

Приложение 17

Введение

В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пёстрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги-

Веков соединительная ткань.

В. Сикорский



Исследовательские задачи

  1. Познакомиться с историей появления письменности и книги на земле.

  2. Определить отличия между рукописными и печатными изданиями.

  3. Стимулировать потребность стать любителем книг, уважать людей, создающих книги на современном этапе.

Практические задачи

  1. Конкурс рисунков «Обложка моей любимой книги».

  2. Выставка книг различной направленности (словари, художественная литература, учебники, энциклопедии…).

  3. Конкурс на лучшую закладку в книге.

  4. Составление рекомендаций « Как нужно обращаться с книгой».

Методы исследования

  1. Изучение литературы по данному вопросу.

  2. Практический: конкурс рисунков « Обложка моей любимой книги»

Гипотеза:

1.А как появились первые книги?

2.Чем писали наши предки?

3.Какую литературу любят читать учащиеся нашего класса?

Сколько интересного нам могут рассказать книги!

Книга - лучший друг человека. Мы раскрываем книгу - и как будто попадаем в непредсказуемое путешествие по бескрайнему миру фантазии. С каждой перевёрнутой страницей мы становимся более умными, рассудительными, чувственными. Книги рассказывают нам о многом: о Родине, её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Они помогают нам узнать о различных удивительных местах, возможно, о тех, где мы никогда с вами не сможем побывать, позволяют быть в курсе всего нового.

Ежегодно первоклассники заучивают стихотворение В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай, ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

А потом…

Современный школьник редко тянется к книге, не воспринимая общения с ней как жизненную необходимость. Почему о существовании многих произведений ребята узнают из мультфильмов или кино? Неужели они никогда не смогут пересказать уже своим детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Алексея Толстого и других писателей?

Почему так важно привить ребёнку любовь к чтению, научить пользоваться книгой? Русский книговед, библиограф, писатель Н. А. Рубакин говорил, что « чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей».

У меня дома очень много интересных книг, которые я читаю с удовольствием. А как появились книги? Чем писали наши предки? Эти вопросы меня очень заинтересовали. И я решила подробно узнать об этом. Заглянём в историю и узнаем, как появились первые книги.



Основная часть

2.1 История возникновения книг

Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни книг. Обо всём рассказывали вслух. Но как трудно было запомнить самые разные длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Например, нарисуют холмы, реку, а среди холмов, вдоль реки - тропинку. Это память о дальнем путешествии. Поэтому «страницами» древних книг становилась камни, стены пещер. Такие картинки можно встретить и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду «говорящие» картинки. Например, нарисован телефон и земной шар – значит, здесь можно поговорить по телефону с любым городом!



Картинки подсказывают, указывают, запрещают, разрешают. Это искусство называется пиктографией.

Со временем древние люди додумались писать острой палочкой на глиняных табличках, которые потом высушивали и обжигали на огне.

Такие книжные страницы были долговечны, но очень неудобны. И тогда человек стал думать: как писать так, чтобы книга была нетяжёлой и долговечной.

В Древнем Египте появился материал, который и стал первоосновой современной книжной страницы. По берегам реки Нил в болотистых местах росло странное растение с длинным голым стеблем и кистью цветов наверху. Это – папирус. Стебель папируса разделяли на тонкие широкие полоски иглой. Эти полоски приклеивали одну к другой так. Чтобы получилась страничка. Выполняли эту работу на столах, смоченных илистой водой из реки Нил. Этот ил заменял клей. Склеив ряд полосок, получали что-то вроде ткани. Почку листов прессовали, положив сверху что-то тяжёлое. Потом листки высушивали на солнце и полировали. Это и был папирус. Но он был очень хрупким материалом.

Папирус нельзя было перегибать. Поэтому люди придумали свитки папируса. пап

Это были длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Читали свиток так: левой рукой держали палочку, а правой разворачивали текст. Кроме папируса для написания книг использовали стебли некоторых пальм. Эти пальмы растут в Индии.

Во втором веке до н.э. в Малой Азии в г. Пергаме развилось ремесленное производство нового письменного материала-пергамента. Он изготавливался из козьей, овечьей, телячьей кожи. img9

Был долговечен. На нём можно было писать с двух сторон. Книги из пергамента были похожи на современные, но были очень дорогими: на изготовление одной книги шла кожа нескольких десятков животных.

На пергаменте писали чётко и красиво. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали несколько месяцев или даже год.

Как выглядела древняя книга на самом деле? Она была похожа на сундук. Старинные книги укреплялись медными бляшками, наугольниками, на книгах были красивые кованые застёжки и замки.

Переплёт книги обтягивали дорогой тканью, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.



img11

Такую книгу делал не один человек, а много людей. Один – выделывал кожу, другой – полировал её, третий - писал текст, четвёртый - рисовал картинки, пятый- делал переплёт, шестой переплетал книгу, седьмой рисовал обложку. Когда книга попадала в дома или библиотеку, она всегда находилась на видном месте. А чтобы её не украли, хозяин приковывал книгу цепями к столу.

Но всё равно книги любили и читали. А интерес к книге часто начинался с обложки. Я убедилась на выставке рисунков обложек для книг, что ребята любят книги. Обложки очень интересные, сделаны с любовью. alim1787.jpg

Переписывали книги писцы. Писцы - люди, владеющие грамотой. Чтобы стать писцом нужно было выучить много знаков-иероглифов, а ещё нужно было платить учителю за обучение.

Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой. В ряде записей писцы сообщают, что они работали над книгой вечером или даже ночью, в свободное от основных занятий время.

В качестве основных инструментов письма упоминаются «перо» и «чернила». В XI-XIV вв. писали гусиным пером.

Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой.

Сидят они на резных скамьях без спинок, на которых положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетённых тетрадях.

Рядом с местом работы – тумба с инструментами: чернильница с двумя отверстиями - для красной краски и обычных чернил, пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейка, ножницы, шило.

Основное положение листа книги при письме - на колене.

Для получения ровных строчек лист пергамента, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом.

Только после этого приступали к тщательному переписыванию каждой буквы.

Особое восхищение вызывают буквицы - начальные буквы статьи. Их чаще писали красной краской, отсюда и название «красная строка».

Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, можно было разглядеть загадочного зверя, птицу.

Для каждого писца переписанная книга становилась произведением его искусства. Она несла в себе часть его души. Радость облегчения посещала писца по окончании труда, но зачастую сменялась тревогой: в какие руки попадёт драгоценное творение?

2.2 Инструменты для письма

Самым первым инструментом для письма был указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести контуры. Следующий шаг - кусок глины или мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке.

Древние египтяне использовали тростниковую кисть для письма на папирусе. Кисть делали из стебля тонкого тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Она впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса.

02-3.jpg

Древние греки изобрели тростниковое перо. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы буквы можно было изображать различной формы. Тростниковое перо было прочное.

На пергаменте легче было писать мелким почерком. Это способствовало появлению гусиного пера. Перья делали из прочных перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик. Оно стало основным инструментом для письма повсюду. Это продолжалось до начала изготовления стальных перьев в XIX ст. люди стремились изготовить более долговечное перо, чем гусиное. Они подвергали испытаниям такие материалы как рог, кость, панцирь черепахи. Но использование гусиного пера показало лучшее качество, которое повлияло на почерк. Они были удобны для быстрого письма, чтобы рука могла поспевать за мыслями.

В XIX веке было изобретено стальное перо, которое украшено было бриллиантами и рубинами в золотой оправе. 870.jpg

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку, которой мы пользуемся и сегодня.



2.3 Как появилась бумага?

Первые упоминания о бумаге относятся к 105 году, когда китаец Хань Цай Лунь предложил идею создания материала для письма из тутового дерева. Для этого требовалось извлечь внутреннюю волокнистую часть коры и отделить волокна. Легче всего это можно было осуществить, если в заполненный водой поднос с длинными полосками бамбука на дне поместить кору. После стекания воды, получившиеся листы выкладывали на тряпки или бамбук сушиться. После сушки эту массу разглаживали с помощью камней. Получались прочные листы бумаги. Затем стали добавлять для прочности крахмал, клей, естественные красители.

В начале VI века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А через 150 лет попадает к арабам.

В XI – XII стст. бумага появилась в Европе. С XV-XVI веков в связи с введением книгопечатания производство бумаги быстро растёт.

В России бумагу начали делать значительно позже. Появление её на Руси связывают с эпохой Ивана Грозного. Бумага собственного производства в России появилась только в середине XVI века. Толчок к развитию бумажного производства дал Пётр I. Он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По его указу было построено несколько бумажных предприятий под Москвой, Петербургом.

Первая бумагодеятельная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике. Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин.

Сейчас имеется около 5000 сортов бумаги. Люди научились не только делать бумагу, но и уничтожать. С появлением бумаги появился новый способ производства книги - книгопечатание.

2.4 Первые книгопечатники

Франциск Скорина - первопечатник восточных славян, переводчик, художник, просветитель первой половины XVI века. 007.jpg

Не вся биография Скорины дошла до наших дней во всех подробностях. Неизвестны даже точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что родился он между 1484 и 1490 годами в Полоцке, в семье состоятельного полоцкого купца Луки Скорины, который вёл торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку. Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей - научился читать по Псалтыри и писать кириллицей. Латынь он выучил в школе при одном из католических костёлов в Полоцке или Вильно.

Первой напечатанной книгой стала славянская «Псалтырь». Затем почти каждый месяц издавались всё новые и новые тома Библии. За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведённые им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включая в Библию почти полсотни иллюстраций.

Примерно в 1520 году в Вильно Франциск Скорина основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях. В 1525 году был напечатан « Апостол», который оказался последней книгой первопечатника - во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец, оба уроженца Беларуси. piotr-mscislavec-150x150.jpg 1267089343_1267088091_atljhjd.jpg

В сентябре 1990 года к 500-летию со дня рождения Ф.Скорины в г. Полоцке был открыт Музей белорусского книгопечатания.http://im5-tub-by.yandex.net/i?id=235931039-62-72&n=21Музей продолжает традиции и дела известнейших просветителей прошлого. Он начинался с небольшой книжной коллекции XVII-XIX вв. Сегодня его фонды насчитывают более 10 тысяч книг. Это рукописные книги, белорусские издательства XIX-XX ст., пресса последних 100 лет…

Посетители музея могут встретиться со строгим монахом-переписчиком книг, заглянуть в одну из первых белорусских типографий, кабинет научного сотрудника прошедшей эпохи.

В Беларуси давно почитают Ф. Скорину. Его именем названы улицы во многих городах имя Ф. Скорины носит Гомельский государственный университет.

Выдающемуся учёному установлены памятники в Полоцке, Лиде, Вильнюсе. Последний из памятников был установлен в столице Беларуси, рядом со входом в Национальную библиотеку.

http://finance-consultant.ru/uploads/jekonomika4.jpg

Во всех школах Полоцка введён специальный предмет – «Полоцковедение»; в котором Ф. Скорина занимает достойное место.

Высшая награда в Беларуси – медаль Ф. Скорины.

Первым книгопечатником на Руси был Иван Фёдоров.

Фёдоров происходил из белорусского дворянства, из рода, который в XVI веке был достаточно малоизвестным и ничем особенно не выделялся. Учился Иван Фёдоров в Краковском университете. Его типография выпускала книги религиозного содержания. Первой книгой стал «Апостол» (1564г.), второй - «Часовник»(1565г.).

После того, как его типография принялась выпускать книги, Фёдоров оказался вовлечен в несколько конфликтов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной.

Фёдорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Великое Княжество Литовское, где они снова занялись организацией книгопечатного процесса. Однако в Литве долго не задерживаются. Теперь их ждёт Украина. Во Львове Фёдоров организует типографию, выпускает первое в истории полное печатное издание Библии на церковно-славянском языке.

Умер русский первопечатник в 1583году. Похоронен в Свято-Ануфриевском монастыре в г. Львове.



2.5 Электронные книги

В настоящее время распространяется чтение книг в электронном виде. Количество лесов в мире сокращается, наличие электронных книг будет способствовать их сохранению. У электронных книг есть ряд преимуществ: их легче найти, легче получить, существование Интернета упрощает процесс поиска книг. В настоящее время в Интернете существуют сотни библиотек с электронными книгами. Печатные книги довольно дороги, поэтому не каждый человек может позволить себе часто покупать книги, эту проблему можно решить через использование всемирной сети. К чтению электронных книг можно привыкнуть, если иметь планшет.



Итоги исследования

Название литературы

Количество учащихся

Процентное соотношение

Научная литература

1

90

Художественная литература

9

100

Познавательная литература

5

44

Рубрика «Интересно знать»

3

33

Рубрика «За листком календаря»

2

22


Заключение

Как отметил академик М.Тихомиров, «появление первой печатной книги на языке того или другого народа означает начало новой эпохи в его культурной жизни».

Этой « новой эпохе» мы обязаны появлением великой художественной литературы, распространением научных знаний, положительным переменам в общественной жизни. Всё это стало возможным потому, что книга и заключённые в ней идеи, информация, талант стали всеобщим достоянием благодаря важнейшему изобретению - книгопечатанию.

Сегодня мы живём во время информационного прогресса. Но бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания , для многих людей чтение книг остаётся большим удовольствием, а книга в красивом переплёте может стать чудесным подарком. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага ещё долго будет занимать важное место в нашей жизни.



Список используемой литературы

1.Немировский Е. П., Горбачёвский Б. С. С книгой через века и страны.- М.: Книга, 1964.-378с.

2.Немировский Е.П., Горбачёвский Б.С. Рождение книги.-М.:Сов. Россия, 1957.-225с.

3.Дереклеева Н.И . Информационные часы в школе:1-4 классы.-М. :Ивако, 2008.-208С.

4.Каўка А. Тут мой народ: Францішак Скарына і беларуская літаратура 16 – пачатку 20 стагоддзя.-Мінск,1989.

5.Немировский Е. П . Первопечатник Иван Фёдоров//Острожская азбука Ивана Фёдорова. Исследование. Словоуказатель.-М. :Книга, 1983.-С . 9-20.

6.Портрет Ф. Скорины: http://www.minskportal.com

7.Памятники : http://b4w/narod.hu? http://www/elektrostal.ru

8.История бумаги, возникновение и происхождение бумаги, история: www.kansprodukt.ru/artikles/show-1. ntm

Приложение 1

Рекомендации « Как обращаться с книгой»


  1. Приобретайте книги в твёрдом переплёте, он меньше истреплется.

  2. Когда читаете книгу, позаботьтесь о том, чтобы она не пачкалась.

  3. Не оставляйте книгу раскрытой, её могут достать маленькие дети или животные. Не ложите страницами вниз, пользуйтесь закладкой.

  4. Не рисуйте в книгах, не делайте пометок на полях, не загибайте углы страниц.

  5. Не трогайте книгу грязными руками!

  6. Если книга всё же порвалась, аккуратно склейте скотчем.

  7. Собирайте макулатуру, ведь она поможет заменить лес при изготовлении бумаги.


Приложение 2

Пословицы и поговорки о книге

  • Книга - друг человека.

  • Книга книгой, да и своим умом двигай.

  • Книга мала, а ума придала.

  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

  • Книги читай, а дела не забывай.

  • Книги не говорят, а правду сказывают.

  • Книги читать - скуки не знать.

  • Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книги читать - не в ладушки играть.

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Много читает, а дела не знает.

  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

 

Приложение 3

Внеклассное мероприятие "Книга — твой лучший друг"

Задачи: развивать через чтение познавательные, читательские, творческие способности у детей; воспитывать любовь к литературе, как предмету, к Родине, уважение к людям искусства.

Оформление класса
1. Класс украшен детскими работами: рисунками к разным сказкам, книжками-самоделками.
2. Около доски оформлена выставка видов  печатных книг (толстые, тонкие, маленьких и больших размеров, книжки-раскладушки, учебники, словари).
3. На доске слоги слов темы: ГА КНИ ДРУГ ШИЙ ЛУЧ ТВОЙ
4. На трёх слайдах компьютера напечатаны пословицы:

Кто много читает, тот много знает.


Книга – твой друг, без неё как без рук.
С книгой жить – век не тужить

Эти же пословицы разделены на части для игры: первая половина пословиц напечатана на одной полоске листа, а вторая половина – по словам отдельно: кто много читает,  тот   много знает.

5. Слова загадки разделены на 3 части «Кто молча учит, без языка, а говорит.»
6. На формате  А-4 записана пословица сплошным текстом

«Чтениелучшееучение». А на обратной стороне предложением.

7. Четыре картинки с иллюстрациями к сказкам.
8. 27 маленьких книжек из альбомного листа. На обложке запись «книжка».
9. Из цветного картона сделано 30 жетонов .

Сценарий мероприятия.

Ученики класса приветствуют учителей, родителей (учеников других классов), они стоят лицом к гостям:

«Мы приветствуем гостей
Милой улыбкою своей»

Учитель. - Сегодня мы собрались, что бы поговорить о книгах, о правилах обращения с ними.
Под музыкальное сопровождение дети поют 1 куплет песни «Чему учат в школе» и садятся на свои места. Класс разделён на 3 группы,
Учитель. - Наш класс приглашает уважаемых гостей совершить путешествие в книжное царство.  

«Сколько звёзд в небесах,


Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Ингоде (река в Чите)
Сколько книг на земле!»
Показываю на выставку книг.

- Сложите из слогов слова и скажите тему классного часа. Прочитаем хором


тему нашего мероприятия.
Почему мы говорим, что книга наш лучший друг? (дети отвечают)
Посмотрите, сколько разных книг бывает? (обращаю внимание на выставку,
показываю и вместе с детьми называем их виды).
Наши дети тоже любят читать, рассказывать наизусть стихи, а также сочинять свои произведения.

Ученик выходит к доске и читает рассказ В.А.Осеевой «Три товарища».


Затем поочерёдно выходят мальчик и девочка. Они читают стихи  В.Орлова «Родное», Ф.И.Тютчева «Чудная картина» наизусть.
Учитель.  – А сейчас послушайте сказки и рассказы, которые придумали наши ученики.
Одна ученица читает сказку, а вторая рассказ по пословице «С книгой жить- век не тужить». Затем четыре человека загадывают зрителям загадки, которые сочинили на уроках русского языка.

- Вот холодная вода, 


Наливай её туда!   
Пять минут и чай готов!
Догадайся! Будь здоров!

- Две подружки друг за другом


Целый день бегут по кругу.

Выходят два ученика и читают стихи.



1чтец.
- Новых книг живые строки
 Открывают путь широкий,
 Жить без книги не могли бы,
 Дорог нам их вечный свет.

2чтец.
- Книга расскажет тебе о стране,
О добрых делах людей на земле,
О бескрайних равнинах и о горах,
О быстрых реках и о морях.

Учитель.
- Книги помогает нам лучше узнать мир, поэтому читать их надо не спеша и внимательно.
Физминутка.
Играю с детьми в игру «Летаем- не летаем».Называю предметы, если летает-
ученики встают, если нет- садятся.

Игра- конкурс.
В классе 3 команды. Каждая выбирает себе капитана.
1. Предлагаю каждой команде назвать как можно больше пословиц о книгах.
За каждую пословицу участнику даётся жетон.
2. Каждой команде даю слова загадки, о которой говорилось выше. Кто быстрее составит. Жетоны.
3. Составить из слов пословицы. Каждой команде даю слова одной пословицы. Дети читают свою составленную пословицу, затем проверяем правильность на экране компьютера. Жетоны.

Учитель.
- Как правильно надо обращаться с книгой?
За каждый правильный ответ ученики получают так же жетоны.
Выходит ученица. На костюме нитками пришита  новая книжка-малышка.
- Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если
потом меня возьмут другие дети!
Учитель.
- Однажды встретились две книжки и стали рассказывать друг другу о себе.
Послушаем их разговор.

Выходят две девочки. Одна аккуратно одетая, а другая лохматая, с грязными руками.



1 книжка. – Ну, как твои делишки?
2 книжка. – Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…
Из листов он делает кораблики и  голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя цела бока?

1книжка. – Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Что бы, не вымыв руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы говорить-то неприлично,
Зато я и учу его не как-нибудь, а на отлично!.

2книжка. – Ну мой на тройки едет еле-еле
И, даже, двойку получил на той неделе.

Учитель. – Народная мудрость говорит «Кто много читает, тот много знает.
На какого ученика вы хотели бы походить?
Предлагаю детям прочитать пословицу «Чтение-лучшее учение, записанную сплошным текстом. Проверяем.

Викторина « По дорогам любимых произведений».
За каждый правильный ответ даю жетон.
Учитель читает отрывок из произведения, дети говорят название и автора.

1.Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупали сапоги….
(Михалков «Дядя Стёпа»)

2.Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказались это брюки…
(Маршак «Вот какой рассеянный»)

3.Несёт меня лиса за тёмные леса,
За высокие горы, в далёкие страны!
Котик - братик, спаси меня!
(Русская народная сказка! Кот, лиса, петух»).

4.Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки...
(Чуковский «Мойдодыр»)

5. Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом…
(Успенский «Всё в порядке»)

6. Показываю иллюстрацию, ученики отгадывают сказки.
7.- Закончите крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках.
а) Скоро сказка сказывается, да…
б) Я там был, мёд, пиво пил, по усам…
в) В некотором царстве…

Подведение итогов.
Прошу посчитать каждую команду количество жетонов и подвожу итоги соревнования. Благодарю всех за активное участие, затем каждому ученику даю книжку из альбомного листа и прошу в виде рисунка выразить своё настроение и отношение к мероприятию.
- Если Вам понравился классный час, нарисуйте в книжке солнышко.
- Если не очень понравился, то белую тучку.
- А если не понравился,  хмурую грозовую тучку с дождиком.
Собираю книжки, благодарю детей за участие, гостям говорим  «до свидания».