Исследование зарубежных рынков стр - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Исследование зарубежных рынков стр - страница №1/3

Содержание.

Введение-2стр.

Глава 1.

1.Источники информации в России и за рубежом.

1.1.Источники информации в России……………………3 стр.

1.2 Источники информации за рубежом………………...6 стр.

1.3.Справочники…………………………………………..8стр.

1.4. Использование INTERNET в деловых



коммуникациях и бизнесе……………………………….19 стр.

Глава 2.Использование внешнеэкономической информации для выхода на внешний рынок и сбыта продукции.

2.1 .Исследование зарубежных рынков………………28 стр.

2.2 Выбор партнера. ……………………………………32 стр.

2.3. Способы представления своей продукции и поиска клиентов………………………………………………….38 стр.

3.Приложение…………………………………………….40стр.

Заключение-65 стр.

Список литературы-66стр.

Введение.

Информационное обеспечение представляет собой снабжение необходимой в данный период времени информацией с какой-либо целью. Информационное обеспечение необходимо для реализации конкретных задач бизнеса, среди которых бухгалтерский и налоговый учёт и отчётность, задачи управления и планирования производства, разработку, внедрение и поддержку политики качества, стратегический и тактический маркетинг, правовое обеспечение предпринимательской деятельности, внешние связи с партнёрами и конкурентами и многие другие. В определении понятия информационного обеспечения неспроста сделан акцент на его своевременность: информация – это ресурс, который как никакой другой характеризуется своей актуальностью и полезен лишь в том случае, когда предоставлен в нужный момент времени и адекватен реальности.

Целью курсовой работы является рассмотрение источников информации в сфере ВЭД и ее использование на практике.. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:


  1. на основе анализа литературы выявить номенклатуру различных источников информации в сфере ВЭД в России и за рубежом.

  2. изучить особенности каждого из источников информационного обеспечения и его прямое назначение.

  3. Какую роль информационное обеспечение ВЭД играет в выходе на внешний рынок ,нахождении клиента и посредника.

Объектом исследования в курсовой работе является информационная структура внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования в курсовой работе являются информационные технологии, применяемые в сфере ВЭД.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, , методистов; публикации по внешнеэкономической деятельности, а также программно-методические документы общего образования.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовался теоретический и методический методы исследования.



1.Источники информации в России и за рубежом.

1.1. Источники информации в России.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах - важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ -весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий.

Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран - достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей.

Но прежде чем пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти.

В связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка - анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация.

Специалисты выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке.

Итог их работы - несколько различных фирм, предлагаемых российской организации для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создания совместного предприятия либо смешанного общества.

Информация является своеобразным ресурсом, а ее источник - это места хранения и форма хранения.

Места хранения информации, необходимые предприятию, учреждению, организации, накапливающие и распространяющие информацию, -- государственные органы, торговые палаты, НИИ, учебные институты, библиотеки, бюро, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки, вычислительные центры.

Источниками хранения и распространения информации являются доклады, информационные записки, книги, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, терминалы компьютерных сетей, радио, телевидение, информационные отчеты фирм и наглядная реклама.

Организации, предоставляющие необходимую предприятиям информацию в Российской Федерации(1)

1.Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ ) - ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны.

Ее члены -- многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты -- зарубежные организации.

Главной задачей ТПП РФ является оказание реальной помощи бизнесу и защита интересов потребителей. Основные функции ТПП - обучение, экспертиза, оказание консультационных услуг, формирование банка данных по всем областям экономики, патентование промышленных образцов и изобретений и многое другое.

Во всех крупных городах, региональных центрах имеются свои ТПП или их филиалы. Палата имеет 19 представительств в зарубежных странах, принимает участие в 9 российско-иностранных торговых палатах.



2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции (прежде всего, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков.

3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭСРФ (ВНИКИ).

Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и цeнам.

Пользование фондами библиотеки - платное. Кабинет фирм ВНИКИ может за плату выдать необходимые вам справки, а также предоставить возможность воспользоваться фирменными справочниками и годовыми отчетами.

4.Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ;автоматизированная информационно-поисковая система "Фирмы" МВЭС РФ,

Международные компьютерные сети организаций, например "Новости",внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.



5.Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.

6.Кооперативы, организации, союзы, ассоциации окажут вам помощь в поиске зарубежного партнера либо предоставят адреса и телефонные номера зарубежных организаций, способствующих международному бизнесу.

7.Общественные организации, международные объединения.

Как мы можем видеть, источников хранения и распространения необходимой для внешней экономической деятельности информации в России достаточно много и они разнообразны. Главное опыт работы с данной информацией и ее актуальность. Создание специальных информационных баз в данный момент является очень актуальным вопросом т.к недостаток внешнеэкономической информации или ее недостоверность могут негативно повлиять на результат внешнеэкономической деятельности.

1.2. Источники информации за рубежом.

За рубежом необходимую информацию предоставят:

1. Кредит-бюро. Это опытные консультанты, которые за один день могут подготовить для вас и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет eе деятельности. Они предоставляют и конфиденциальную информацию, пос тупающую не столько от обработки огромных информационных массивов, сколько от их агентов в других компаниях, банках, государственных органах. Вот названия крупнейших кредит-бюро: США -- "Данэнд Брэдстрит", Австрия -- "Кредитшутцфербанд", Великобритания -- "Дейтастрим", Италия -- "Космос", Франция -- ДАФСА.

Система взаимоотношений с заказчиками информации у кредит-бюро строится не на разовом запросе, а на абонементном обслуживании. Так, вы не можете заказать только одну справку об интересующей вас фирме, необходимо подписаться на абонемент для стандартных справок, при желании можно получить дополнение к справке - на дополнительный абонемент. По годовой подписке могут предоставляться ежемесячные списки фирм, специальные обзоры, научно-информационные обзоры по рынкам и фирмам-производителям.

Очень ценно, что кредит-бюро оказывает помощь в выборе контрагента и дает сведения по вашим контрагентам.

2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий.

Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческиекомпьютерные сети.



3. Банки.

Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей), но и всего рынка, с которыми имеет дело банк.

Банк может выдавать на своих клиентов краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.

4. Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах, либо находятся в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.

5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в торговых судах, у нотариусов и т.д.). Они же могут выдавать выписки из реестра и регистрационных книг.

6. Союзы предпринимателей.

Организации содействия развитию производства и экспорта.

Фондовые биржи.

Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.



Публикации по зарубежным фирмам

Информацию по зарубежным фирмам можно получить и самим. Достаточно знать, что ее можно найти в фирменных справочниках, монографиях, прессе, каталогах, брошюрах, рекламе, с помощью компьютеpных сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках.

Номенклатура информационных источников за рубежом шире и отработанней чем в Росси. Фирме или предприятию без особого труда можно достать необходимую информацию или сделать комплексный анализ . Частично поэтому время выхода предприятия или фирмы на внешний рынок за рубежом проходит в несколько раз быстрее ,чем в России.

1.3 Справочники.

Самую общую систематизированную по многим параметрам информацию можно получить из справочников. Их можно классифицировать.

Прежде всего следует выделить фирменные справочники.

Справочники

Справочники издаются информационно-справочными агентствами, как правило, ежегодно. Сведения, содержащиеся в них, берутся из отчетов и публикаций фирм, материалов торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей, бюро и агентов по регистрации фирм.

Имеются справочники о фирмах одной страны (национальные) и о фирмах разных стран (международные). Из одних справочников можно узнать координаты (почтовый адрес, телекс, телефон), из других - сведения о характере деятельности фирмы, ее экономических и финансовых показателях, производственной базе, руководящем составе и т.д. Число выпускаемых фирменных справочников, по имеющимся оценкам, около 1,5 тыс. и издаются они более чем в 96 странах. Справочники -- практически единственный вид информации о фирмах, где сведения публикуются регулярно и в систематизированном виде.

Публикуемая информация за время подготовки к изданию несколько устаревает.Поэтому при составлении характеристики на фирму необходимо привлекать более оперативные источники информации: статистические подборки крупнейших компаний, материалы деловой прессы, годовые отчеты фирм.

В целом справочники содержат такие сведения по фирмам разных стран: полное и сокращенное наименования; почтовый, телеграфный адреса, телекс, телефон; год основания и основные этапы развития фирмы; сфера деятельности; основные производимые товары и виды услуг; банки, клиентом которых является фирма; владельцы фирмы или материнская компания; cостав руководящих органов; число и местонахождение предприятии ; дочерние и ассоциированные фирмы; число занятых; основные показатели деятельности фирмы (годовой объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и др.); принадлежность к отраслевым (или национальным) союзам предпринимателей; связи с другими фирмами через участие в капитале; персональные связи с другими фирмами: биографические данные о руководителях фирмы.

Так, по этим данным можно определить объем производства, производственные мощности, площадь предприятия, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции отдельных фирм.

Однако не по всем фирмам можно получить перечисленный набор информации. Наиболее полные сведения, можно подобрать по средним и крупным промышленным компаниям, выступающим в форме акционерного общества.

Справочники различаются по количеству включаемых фирм, объему, характеру и принципам систематизации сведений о них, и в связи с этим - по целям их использования.

Фирменные справочники в зависимости от назначения условно можно разделить на несколько групп:


  • адресные,

  • товаро-фирменные,

  • общефирменные,

  • отраслевые,

  • по акционерным компаниям,

  • по финансовым связям,

  • директорские, биографические,

  • тематические.

Общефирменные, по акционерным обществам и отраслевые справочники приводят информацию о фирме в целом, а остальные - по отдельным конкретным вопросам.

Адресные справочники охватывают наибольшее количество фирм и содержат почтовый и телеграфный адреса фирм, их телексы, телефоны. Наименование фирмы часто содержит указание на сферу, а иногда и на предмет ее деятельности (промышленность, торговля, транспорт, отрасль или товар) и

правовую форму. Это позволяет определить, какой объем информации о данной фирме можно получить из других источников.

Наиболее представительный адресный справочник -- .Yaegers + Waldmann International, охватывающий около 1,3 млн. фирм различной правовой формы более 200 стран и территорий мира.

Известны также международные адресные справочники: Teleurope , издаваемый в ФРГ и охватывающий фирмы 19 стран Западной Европыиздаваемый в, и выпускаемый в Великобритании Marsoni's International Register.



Товаро-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в различных правовых формах. Они предназначены для определения фирм, выпускающих тот или иной товар или торгующих им.

Построены справочники по принципу "товар-фирма". Все фирмы сгруппированы по товарным рубрикам; под названием каждого товара (или вида услуг) в алфавитном порядке перечисляются компании, занимающиеся его производством или торговлей им.

Для удобства пользования товаро-фирменные справочники снабжены алфавитным перечнем товаров и услуг или товарных групп, которые часто даются на нескольких языках (английском, французском, немецком, иногда испанском). К этой группе относится широко известный Kompass,издаваемый в большинстве стран Западной Европы.

Структура справочника Kompass

Первый и второй том - сборник по продукции и услугам (алфавитный указатель предприятий, их продукции и услуг, алфавитный указатель марок, таблица разделения предприятий по отраслям).

Третий и четвертый том - указатели официальных государственных органов и организаций (министерства, ведомства, торгово-промышленные палаты, торговые представительства, алфавитный указатель предприятий, коды видов деятельности и продукции, коды отраслей, справки по предприятиям (схема: департамент- коммуна - фирма), список зарубежных предприятий, представленных во Франции.

Как пользоваться Kompass. ?

1. Например, вам нужно найти издательство, причем издателей справочников. Первый шаг - обратитесь к алфавитному указателю продукции и услуг в начале первого тома. Три группы цифр напротив искомого (28) указывают на отрасль экономики -- "Графическая" -- индустрия, издательство;

далее (620) -- подотрасль -- издание справочников;

далее (....) -- конкретные справочники.

Второй шаг -- отрасль 28620 находится в первом томе. Начиная с номера необходимой услуги, читаете по вертикали соответствующую колонку. Все производители (поставщики) указаны собственным символом (производитель, дистрибьютор).

Вам нужны данные по компании, название которой вы знаете. Свертесь с алфавитным указателем предприятия в начале третьего тома, где сразу обнаружите общество или филиал, наименование департамента и коммуны, где оно расположено. По последним территориальным данным в третьем и четвертом томах ищите справку по фирме.

Отдельные товаро-фирменные справочники помещают также некоторую дополнительную информацию или имеют специальный раздел (том), где фирмы перечислены в алфавитном порядке (например, американский Thomas Repster of American Manufactures.

Определив по товаро-фирменным справочникам фирмы, выпускающие интересующий товар, можно обратиться к другим справочникам для подбора более полной информации о них.

Большая часть товаро-фирменных справочников охватывает фирмы одной страны, но имеются также международные справочники этого типа, к которым, в частности, относятся издаваемые в ФРГ ABC Europe Production и в Великобритании Merchants Directory.

Общефирменные справочники охватывают значительное, но меньшее, чем адресные и товаро-фирменные, число фирм. Они приводят информацию о фирмах вне зависимости от их правовой формы и отраслевой принадлежности.

В справочниках содержатся данные о предмете и характере деятельности фирмы, год основания, сведения о владельцах, величине акционерного или паевого капитала, обслуживающих фирму банках, составе руководящих органов, величине годового оборота и числе занятых. Многие справочники этой группы публикуют товарные и отраслевые списки, позволяющие определить фирмы, занимающиеся производством или торговлей определенным товарам. К числу общефирменных справочников относятся американский Poors' Register of Corporation Directors and Execuflues, западногерманский Handbuch der Cross - Unternehmen, английский Guide to Key British Еnterprises.

Наиболее полные по объему информации - справочники по акционерным обществам. В них включаются фирмы, созданные в форме акционерного общества, акции которых котируются на фондовых биржах соответствующей страны. В таких справочниках - история создания фирмы, сведения о ха-

рактере ее деятельности, производственной базе, размере и структуре собственных и заемных средств, количестве занятых, дочерних и ассоциированных компаниях и др. Наиболее известен ежегодно издаваемый в США Moody's Industrial Manual, содержащий сведения о промышленных фирмах США и других стран, акции которых котируются на американских фондовых биржах.

В ФРГ издается справочник Handbuch der Deutshen, содержащий материалы об акционерных компаниях ФРГ и отдельных компаниях других стран, акции которых котируются на биржах ФРГ.

Английский справочник The Stock Exchange Official содержит сведения приблизительно о 5 тыс. компаниях, действующих в различных сферах экономики, акции которых котируются на фондовых биржах Великобритании. Приводятся выборочные данные баланса и счета прибылей и убытков. Подобные справочники выпускаются во всех промышленно развитых странах.

Наряду со страновыми справочниками по акционерным компаниям издаются и международные по крупнейшим фирмам отдельных регионов или всего капиталистического мира. Так, например, справочник Jane's Major Cornpanies of Europe содержит сведения (краткие) о 1500 компаниях и более подробные данные о 1100 компаниях, действующих в сфере производства, торговли, финансов. Это фирмы Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Норвегии, ФРГ, Франции, Швейцарии и Швеции. Справочник позволяет получить краткие сведения об истории фирмы, номенклатуре производства и торговли (удельный вес отдельных видов продукции в продажах фирмы), результатах деятельности компании за последние два года, включая продажи (при этом иногда выделяются продажи зарубежных предприятий), экспорте (либо абсолютный объем экспортных операций, либо их удельный вес в общем обороте), размере получаемой прибыли, капиталовложениях.

С начала 80-х годов выпускается международный справочник по акционерным компаниям Moody's International Manual, охватывающий более и тыс.фирм почти 100 стран.



Отраслевые справочники помещают информацию о фирмах одной или нескольких смежных отраслей. Такие справочники выпускаются по нефтяным фирмам, компаниям черной и цветной металлургии, горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сахарной, судостроительной промышленности.

Издаются справочники, охватывающие наибольшее число компаний, действующих в одной или нескольких смежных отраслях. Как правило, в них дается не подробная производственная характеристика фирм, а информационные подборки, в которых фирмы сгруппированы по нескольким принципам, отражающим различные аспекты отрасли. Таким образом, отраслевые справочники более детально и конкретно определяют круг фирм, выпускающих тот или иной конкретный товар.



Справочники по финансовым связям позволяют узнать об участии в акционерном капитале, установить круг фирм, входящих в тот или иной концерн, а также кем контролируется какая-либо конкретная фирма. Такие справочники широко используются как в практической работе, так и при изучении монополистических объединений, особенно транснациональных корпораций.

Большую практическую ценность имеет многотомный международный справочник Who Owns Whom, охватывающий фирмы 31 стран.

Определить персональные связи руководителей фирм позволяют директорские справочники, в которых названы представители делового мира с указанием занимаемых ими постов и руководящих органов различных компаний, банков, союзов предпринимателей, ассоциаций, в также государственных учреждений. Так, в США это справочник Standard & Poor's Register of Corporation, Directors Executive.

Получить сведения о руководителях и владельцах компаний можно из биографических справочников, в которых помешаются краткие сведения о представителях делового мира: год рождения, краткие сведения о родителях, семейное положение, образование; перечень компаний и организаций, в которых руководитель (владелец) работал или работает с указанием его должностей; наличие ученой степени, опубликованных трудов, наград, хобби, принадлежность к клубам, последний адрес его местожительства.

Широко известны биографические справочники Who's Who, издаваемые в большинстве стран. Известен также международный справочник World Who's Who in Commerce and Industry.

Интересны тематические справочники, посвященные отдельным аспектам деятельности фирм, например, их зарубежным инвестициям. ЭтоDirectory of Foreign Capital Affiliated Enterprises in Japan, дающий информацию о дочерних и ассоциированных компаниях иностранных фирм в Японии. Аналогичный справочник выпускается во многих других странах.

Издаваемый в Австралии справочник дает перечень американских компаний и их австралийских дочерних фирм. В Великобритании периодически издавался на русском языке справочник по британским фирмам, заинтересованным в торговле с СССР, а в Индии публикуется справочник по индийским фирмам, экспортирующим оборудование и инженерностроительные услуги по сооружению промышленных объектов.

К тематическим, но не фирменным, справочникам можно отнести ряд изданий, которые также понадобятся при решении вопроса об инвестициях за границу. Это ценовые справочники, инвестиционные гиды по отдельным странам, содержащие информацию по всем вопросам зарубежных инвестиций: от законодательных актов, их регулирующих, и органов, выдающих разрешение, - до тарифов, особенностей отдельных отраслей и т.д.

Особо следует выделить публикации Международного бюро налоговой документации в Амстердаме, которое, помимо налоговых справочников, инвестиционных гидов, издает постоянно обновляемые подборки по законодательству и компаниям всех стран мира. Например, двухтомный The Taxation of Companies in Europe Guide to European Taxation включает все страны Западной Европы, библиографию (максимально возможное количество наименований источников по вопросам компаний, налогов, права и т.д.), акты ЕЭС. Выпускаются приложения с подправками и дополнениями к ранее изданной информации.

При пользовании справочниками надо помнить, что их данные не полны (не всегда можно найти интересующую информацию в полном страновом товаро-фирменном справочнике), иногда они устаревают на один два года (письма, высланные вами по адресу, указанному в справочнике за этот год, могут вернуться с пометкой почты, что адресат выбыл). Более оперативную информацию можно получить из других, часто разрозненных источников. Но при всех недостатках справочники были и остаются источником наиболее полной и наиболее систематизированной информации.

Подробное описание справочников дано в пособии ВНИКИ "Фирмы зарубежных капиталистических стран". А сами справочники можно найти во ВНИК И (кабинет фирм), в публичных библиотеках, в ряде внешнеторговых организаций.

Перечни крупнейших компаний.

Важным источником информации о фирмах являются подборки (перечни) крупнейших промышленных и других компаний, публикуемые в основных развитых странах и в ряде развивающихся государств. Это единственный источник, позволяющий определить позиции той или иной фирмы среди крупнейших компаний в стране, отрасли или мире.

Подборки представляют собой перечень ведущих компаний страны или региона, расположенных по мере убытия объемов их продаж за соответствующий год. Кроме объемов продаж, приводятся данные о величине чистой или валовой прибыли и числе занятых, а также о сумме активов и величине собственного капитала. В ряде стран (ФРГ, Франции, Италии) в перечни включены не только сами крупнейшие компании, но и их основные дочерние фирмы.

Формы составления и публикации подборок, объем приводимой в них информации различны. Они публикуются и в периодической печати: газетах ФРГ и Австрии, журналах США, Канады, Франции, Италии, Финляндии, Швеции, Индии, Великобритании, выпускаются отдельными изданиями.

Одни подборки охватывают только промышленные компании (США), другие включают также электроэнергетические и строительные фирмы (ФРГ), а третьи - торговые и инвестиционные (Великобритания, Франция, Канада).

Имеются (пока еще единичные) подборки крупнейших компаний мира и его важнейших регионов. Это подборка 500 крупнейших промышленных компаний капиталистических стран вне США, публикуемая американским журналом "Форчун" ежегодно в августовском номере.

Примером другой региональной подборки может служить издание 10 000 крупнейших компаний Европы -- Die 10.000 grоssten Unternehmen Europas, выпускаемое информацион-но-издательской компанией Dun & Bradstreet.

Однако основной является подборка "500 крупнейших вне США", данные которой, в частности позиции / места компаний, широко употребляются в деловой прессе и других информационных материалах о фирмах развитых стран, в том числе берутся за основу для определения позиции компаний в справках швейцарских банков.

Эта подборка, объединенная с подборкой журнала "Форчун" "500 крупнейших промышленных компаний США", позволяет составить перечень примерно 1000 крупнейших компаний мира (публикуется в майском номере).

Журнал "Форчун" публикует также подборки 500 крупнейших по величине продаж промышленных компаний США (в июньском номере), в числе которых 100 компаний различных сфер услуг, 100 крупнейших коммерческих банков и по 50 - финансовых, сберегательных, страховых и транспортных компаний, фирм розничной торговли и предприятий коммунального хозяйства, в том числе электроэнергетических.

Наиболее подробная и полная подборка составляется газетой "Франкфуртер альгемайне". В нее включается 100 промышленных, электроэнергетических и строительных концернов, а также их дочерние фиpмы.

В Великобритании отдельной книгой в форме таблиц публикуется статистическая подборка 1000 крупнейших компаний, в которую включены крупнейшие промышленные, торговые, транспортные и другие компании этой страны с указанием объема их продаж за текущий и предыдущий годы, их места в

стране по этому показателю, фамилий президента и/или управляющего, объемов экспорта, размеров инвестированного капитала, валовой прибыли (за два года), процентного отношения валовой прибыли к инвестированному капиталу за два года, а также количества занятых.

Кроме того, приводятся перечни 500 ведущих европейских компаний, 50 японских, 30 канадских, 20 австралийских, 20 южноафриканских и 20 ирландских ведущих компаний.

В конце подборки дается список иностранных банков, действующих в Великобритании.

Годовые отчеты

Годовые отчеты ежегодно публикуются компаниями, действующими в правовой форме акционерного общества, и крупными компаниями- в форме общества с ограниченной ответственностью.

Годовые отчеты анализируют деятельность фирм за год. Наряду с их основной функцией -- предоставления акционерам или пайщикам информации о положении дел на фирме и, в конечном итоге, обоснования размера выплачиваемых дивидендов - они используются также в рекламных целях.

Значительная часть крупных и практически все крупнейшие компании выпускают годовые отчеты в виде хорошо оформленных брошюр или буклетов, содержащих довольно подробные сведения о своей деятельности за отчетный хозяйственный год.

Во многих странах годовые отчеты публикуются также в общественной и отраслевой периодике. Например, во Франции в газете AGEFT, в ФРГ - в журнале Stahl and Eisen, в Великобритании -- в газете Financial Times, в Японии -- в журнале Oriental.

Годовые отчеты фактически служат единственным источником информации, где систематизированы сведения об объеме и направлениях капиталовложений, планах рационализации производства и модернизации производственных мощностей, используемых и внедряемых технологических процессах, научно-техническом потенциале фирмы, в том числе, об объеме расходов, структуре и основных направлeниях НИОКР, а также о сотрудничестве в этой области с другими фирмами и наличии патентных и лицензионных соглашений (помимо годовых отчетов, такие сведения можно найти в отдельных специальных статьях, помещаемых в отраслевой периодике).

Годовые отчеты содержат также краткий обзор положения на соответствующих товарных рынках и в стране. Значительное место уделяется зарубежной деятельности фирмы -- объему и динамике экспорта, а также ее зарубежным дочерним фирмам.

Большинство годовых отчетов крупнейших компаний содержат подборки (в табличной форме) основных показателей деятельности за пять-десять лет. Это дает возможность произвести более глубокую оценку основных направлений их развития за предшествующий период.



Проспекты, каталоги

В отличие от годовых отчетов прочие публикации фирм носят нерегулярный характер и связаны с каким-либо событием. Так, многие компании выпускают юбилейные издания, содержащие обширный материал по истории их развития.

Ценный источник информации - проспекты фирм, которые составляются в основном в рекламных целях, а также при выпуске новых акций или облигаций и содержат довольно подробные сведения о фирмах, в том числе и о производственной базе.

Важнейший источник информации по отдельным видам выпускаемой продукции - каталоги, из которых можно получить более подробные сведения о производимых фирмой изделиях и их технической характеристике. Они дают важнейший исходный материал для характеристики технического уровня продукции той или иной фирмы и широко используются при проведении технико-экономических сопоставлений.

В публикациях приводятся сведения об общем числе фирм и/или предприятий, действующих в указанных отраслях и странах, количестве фирм с определенным числом занятых, капиталом или объемом годовых продаж, активов, а также среднестрановые относительные показатели деятельности фирм.

Иные источники информации

Информацию о зарубежных фирмах можно получить из общеэкономических и общеотраслевых газет и журналов, издаваемых в большом количестве практически во всех странах мира.

Помимо общей информации о фирмах публикуются сведения самого разнообразного характера, в том числе списки крупнейших компаний, обзоры по отдельным фирмам, степень монополизации рынков, цены, сроки и стоимость строительства различных предприятий, научно-исследовательской и патентно-лицензионной деятельности и т.д.

В западных странах созданы организации, задача которых информировать потребителей о качестве товаров и услуг, о проблемах безопасность, правах и т.д.

Например, в Германии - это организация по испытанию товаров и услуг " Штифтунг Варентест" . Она проводит в течении уже 28 лет сравнительные испытания качества промышленных товаров, продуктов питания, автомобилей и принадлежностей к ним, всех возможных видов косметики, моющих средств, мебели, а также самых разнообразных услуг, таких, как частное страхование, сборы банков и сберкасс, стоимость кредитов, обслуживание в бюро путешествий и сервисных мастерских и т.д.

О результатах " Штифтунг Варентест" информирует потребителей через ежемесячный журнал "Тест" и через выходящий раз в два месяца журнал " ФИНАНС Тест".

Журнал "Тест" издается тиражом около 1 млн. экземпляров и является крупнейшим потребительским журналом в Европе. Его обьем составляет 100 страниц.

Журнал " ФИНАНС Тест" , издание которого началось только в 1995 году, содержит последние новости о результатах испытаний, проверки качества работ и услуг. 

Как мы можем видеть, количество разнообразных справочников за рубежом очень большое. В надежности и актуальности информации в таких изданиях даже не стоит сомневаться. Анализ на основе данных, которые опубликованы в справочнике, будет точным и сможет направить вас на принятие верного экономического и управленческого решения.







1.4.Internet-технологии в бизнесе.

В недавнем прошлом основным режимом использования Internet являлся режим электронной почты. Электронная почта - это абсолютно необходимое средство коммуникации, однако в ряде важных случаев (например, при необходимости оперативного поиска информации на серверах, подключенных к сети) оно не является достаточным: обмен информацией происходит слишком долго. В таких случаях требуется подключение в Internet в режиме On-Line. До недавнего времени такое подключение обходилось пользователям существенно дороже, чем подключение в режиме электронной почты (расходуется больше телекоммуникационных ресурсов). Сейчас в мировом масштабе происходит скачкообразный переход на новые технологии телекоммуникаций, сопровождающийся резким увеличением пропускной способности каналов и таким же резким снижением стоимости их использования. Это уже привело к тому, что в США режим On-Line сегодня является основным режимом использования Internet. Естественно, это привлекает бизнесменов (оперативный доступ к информации является очевидным требованием бизнеса).


При использовании Internet в режиме On-Line потенциально доступны многие программные сервисные средства, обеспечивающие подключение к серверу в режиме удаленного терминала (Telnet), перекачку файлов (Ftp), поиск необходимых информационных ресурсов и т. д. Особенно важен тот факт, что потенциально любой пользователь, подключенный к Internet в режиме On-Line и обладающий так называемым IP-адресом, может создать свой собственный WWW-сервер, наполнив его актуальной информацией. Это открывает широкие возможности для бизнеса (реклама, каталоги и прайс-листы товаров и услуг, возможность дистанционных заказов и т. д.). Таким образом, не только информационная среда влияет на пользователя, но сам пользователь становится активным участником изменения среды.
Многие коммерческие организации ранее мало использовали Internet-технологии из-за практически полного отсутствия безопасности информации при ее передаче по сети. По этой причине многие крупные компании, отделения которых располагаются в разных точках земного шара, до сих пор поддерживают собственные корпоративные глобальные сети с гарантированной безопасностью. Конечно, такие сети обходятся гораздо дороже, чем Интернет. В настоящее время начали появляться средства, обеспечивающие безопасность информации и при использовании Internet.
Например, компания Sun Microsystems объявила о выпуске продукта SunScreen, основанного на использовании методов криптографии на уровне передачи фрагментов сообщения. На основе применения SunScreen компания может создать виртуальную защищенную корпоративную подсеть внутри Интернет. Основной проблемой являются юридические ограничения применения методов криптографии, устанавливаемые национальными правительствами. Однако открывающиеся для бизнеса перспективы настолько заманчивы, что правительства международного сообщества будут вынуждены принять согласованное положительное решение.
На современном этапе развития электронных средств бизнеса можно выделить два основных направления использования Internet в бизнесе (это технологии Internet для бизнеса) и бизнес в Internet-пространстве [Кузнецов С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете. www.citforum.ru/internet/].

 Первый подход (Internet в бизнесе) используется чуть ли не с самого момента зарождения Internet. Любой компании необходимы информационное сопровождение своих бизнес-процессов, а также информационное взаимодействие в режиме online с внешней средой: филиалами в других городах и странах, клиентами, поставщиками - надежное и желательно недорогое. Те компании, которые первыми стали использовать электронную почту и телеконференции, на некоторое время получили конкурентное преимущество - развитые технологии позволяют практически мгновенно обмениваться качественной мультимедиа-информацией. Компании стали обзаводиться информационными витринами (сайтами), а многопрофильные компании и корпорации - информационными порталами (Enterprise Information Portal - EIP), которые очень быстро стали не только представлять "лицо" компании в бизнесе, но и превратились в один из мощных инструментов управления бизнесом.

 Информационный портал представляет собой "системную многоуровневую совокупность различных информационных ресурсов и сервисов организации, интегрирующую различные источники данных и отдельные функциональные системы, с единой точкой входа и унифицированными правилами представления и обработки информации".

 С технологической точки зрения портал представляет собой сервер приложений, который может запускать стандартные "портальные" компоненты и гарантирует надежность и масштабируемость системы, а также берет на себя вопросы контроля прав доступа.

С точки зрения визуализации это отображающая часть информационной системы, обеспечивающая пользователей единым авторизованным персонифицированным доступом к внутренним и внешним информационным ресурсам и бизнес-приложениям.

 С точки зрения реализации основной деятельности это новая концепция организации рабочих мест сотрудников с доступом ко всей информации, необходимой для выполнения ими предписанных функций.

 С точки зрения управления организацией - интегрированная система управления распределенными информационными ресурсами и система информационного сопровождения всей деятельности организации. Портал строится на базе Web-технологий, в его основе лежит ядро, обеспечивающее работу всех сервисов и интеграцию данных и приложений. Пользовательские функции реализуются посредством специализированных программных модулей - портлетов.

Создание и эффективное использование Web-порталов открывает принципиально новые возможности для использования Internet-технологий в бизнесе, позволяя:



  • оперативно размещать и развивать информационные ресурсы организации;


  • ускорить доступ к информации по тематике портала - в любой момент, в любой точке нахождения и для любого заинтересованного пользователя;


  • повысить информативность лиц, занимающихся подготовкой принятия решения;


  • формировать "клуб друзей организации" - заинтересовывать потенциальных заказчиков и клиентов качественными продуктами и услугами, системами скидок и бонусов, аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы за счет привлекательных инвестиционных проектов и более активного использования информационных ресурсов организации широким кругом внешних пользователей;


  • оптимизировать рекламный бюджет и ИТ-расходы организации (за счет организации Web-сервисов коллективного пользования);


  • интегрировать информационные ресурсы организации с ресурсами поставщиков, партнеров по бизнесу, мировыми информационными ресурсами;


  • повысить качество управления процессами, информационной безопасностью и деятельностью организации в целом.


Перечислим некоторые преимущества и недостатки, которые дает Internet для бизнеса.




Преимущества

Недостатки

Низкие затраты. Применение Internet-технологий для небольших и средних компаний существенно снижает затраты на создание, и главное - на эксплуатацию собственной распределенной корпоративной сети.



Необходимость приобретения специализированных программно-аппаратных средств (если их нет в компании).

Открытость. Сетевые технологии являются полностью открытыми, потому что они основаны на стандартизированных и доступных каждому пользователю протоколах и форматах.

Осуществления повышенных мер безопасности информации.

Устойчивость. Существует два критических фактора для успеха тех или иных технологий на рынке - надежность и масштабируемость. Internet/Intranet-технологии на сегодняшний день являются испытанными и надежными, так как эти технологии развиваются в течение длительного периода и используются миллионами людей во многих странах мира.

Необходимость работы через Internet-посредников(провайдеров).

Доступ к максимально широкой аудитории. Создав свою "виртуальную витрину" в World Wide Web, коммерческое предприятие получает доступ к любому заинтересованному пользователю и может напрямую взаимодействовать с потенциальными покупателями.

Возможность потери критически важной для бизнеса информации.

Снижение расходов на маркетинг и поддержку. Значительно уменьшаются расходы на традиционную рекламу, так как компания может размещать ее на собственном сайте в любых разумных количествах. Электронное распространение и поиск нужной информации обходится гораздо дешевле, чем на обычных бумажных носителях. При этом скорость распространения несравнимо выше.

Информация постоянно должна обновляться.

Эффективное обеспечение работы компаний с распределенным производством. Многие компании имеют филиалы и подразделения в других районах и других странах, где имеется избыток либо дешевой рабочей силы, либо других ресурсов. Информационные системы, включающие средства Internet, позволяют осуществлять эффективное руководство разветвленными сетями производства и сбыта в режиме online.




Экономичное представление сотрудникам корпоративной и конфиденциальной информации. Внутрикорпоративные пространства Intranet с успехом используются как централизованные хранилища документов, с которыми постоянно работают сотрудники компании или с которыми руководство считает нужным их ознакомить.



Темпы развития Internet чрезвычайно высоки. Все большее количество предприятий используют Internet/Intranet- технологии. В частном секторе все больше абонентов подключаются к Сети, применяя для подключения такие скоростные технологии, как кабельные модемы, линии XDSL и IDSL, гибридные спутниковые системы.



 Второй подход (Бизнес в Internet) основан на понимании того, что современный Internet является сложившимся информационным виртуальным пространством, которое доступно любому пользователю Сети в любое время в любой точке Земли. Любой полноценный клиент Internet может автоматически стать частью этого виртуального мира, создав и предоставив другим пользователям новую частицу информации .

Новейшие концепции и средства Internet активно применяются при решении классических вопросов бизнеса: "Что делать?", "Где взять для этого средства?", "Кто есть кто?", "У кого купить и кому продать?", "Как это сделать, чтобы извлечь максимальную выгоду?". Очень существенны перспективы использования Internet в банковском деле, в проведении маркетинга, при оказании услуг, при продажах, рекламе, аналитическом исследовании рынка, общении с поставщиками и заказчиками. Особая статья - отслеживание деятельности конкурентов и защита своей жизненно важной информации. Для этого, конечно, особенно важны средства повышения безопасности информации в Сети.

Интерактивный характер взаимодействий в Internet позволяет предоставлять виртуальные (но в то же время вполне реально доступные) услуги: сетевые библиотеки, видеотеки, конференции, магазины и т. д. Возможность интерактивного взаимодействия позволяет пользователям, не выходя из офиса или дома, делать покупки в Internet-магазинах, оплачивать услуги, играть на бирже, получать образование, повышать культурный уровень.

В настоящее время сформировались два понятия - электронный бизнес и электронная коммерция, которые при всем внешнем сходстве имеют существенные различия.



Электронный бизнес (e-Business) означает осуществление и автоматизацию бизнес-процессов, а также повышение эффективности деятельности предприятия за счет повсеместного применения достижений из области Web-технологий. При этом фокус деловой активности перемещается на максимальное использование преимуществ внутренних и внешних связей компании в глобальных информационных сетях.

В электронном бизнесе можно выделить четыре слоя: Internet- инфраструктура, Internet-услуги, информационные посредники, электронная коммерция. Инфраструктура реализуется телекомму- никационными компаниями и производителями программного обеспечения, компьютерного и сетевого оборудования. Услуги предоставляются Internet сервис-провайдерами, обеспечивающими транзакции в сети, и владельцами каналов связи. Инфраструктура услуг посредников включает службы, консультационные и обслуживающие компании, обеспечивающие создание Web-страниц и управление их содержанием (Content Management System - CMS), поисковые машины, базы данных и мультимедиа-применения. Каждый участник этого слоя активно способствует реализации электронной коммерции.

Электронная коммерция (e-Commerce) является важнейшей составной частью электронного бизнеса. Это вид бизнеса, при котором взаимодействия (транзакции) между участниками коммерческих сделок происходят с помощью информационных технологий (электронные платежи, электронная цифровая подпись и пр.) или посредством Internet.

За интернет технологиями в бизнесе конечно будущее, но и сам бизнес и его продвижение (маркетинг) все более и более становятся личностными, целевыми, индивидуальными и доверительными-что как раз и свойственно партизанскому маркетингу... (так что методы "коврового бомбометания по всей массе потенциальных клиентов бизнеса-пожалуй уходят... И пожалуй с дальнейшим развитием IT технологий, и соцсетей следует ожидать чуть ли не индивидуальной рекламы для каждого потенциального покупателя, с поименным, личным обращением к нему).При этом это значительно уменьшает затраты на маркетинг и поддержку. Также это очень выгодно с точки зрения управления.

2.1 Исследование зарубежных рынков

Выбор потенциальных рынков сбыта.

Как Вы можете определить потенциальные рынки сбыта своих товаров или услуг за рубежом? Ваше

решение может основываться на мнении специалистов по внешней торговле, на имеющихся у Вас

знаниях зарубежных рынков, на информации, почерпнутой из книг или телепередач. Источники

полезной информации могут быть самыми разными.

Какого рода информация может Вам потребоваться?

Для принятия решения о перспективных для Вас рынках сбыта Вам потребуется собрать и

проанализировать несколько групп данных, в частности:

• особенности социально-экономической структуры тех стран, в которые Вы предполагаете

экспортировать свои товары или услуги;

• существующие производственные мощности в выбранных Вами странах, позволяющие

выпускать аналогичные Вашим товары или услуги;

• в какие страны и в каком объеме экспортируются аналогичные Вашим товары или услуги

из выбранной Вами страны или группы стран;

• из каких стран и в каком объеме импортируются аналогичные Вашим товары или услуги

выбранной Вами страной или группой стран;

• совокупный объем рынка предлагаемых Вами товаров или услуг в выбранной Вами стране

или группе стран и прогноз величины Вашей доли рынка через определенный период

времени;

• структуры «Ваших» зарубежных рынков сбыта и системы распределения товаров или

услуг. 2


Где найти интересующую Вас информацию?

Существует два вида маркетингового исследования:

• кабинетное исследование;

• полевое исследование.

Полевое исследование связано с проведением опроса определенных респондентов, т.е. лиц,

являющихся типичными представителями определенных социальных групп.

Это мероприятие довольно дорогое и требует участия специалистов. Представьте, например, как Вы

будете выяснять товарные предпочтения жителей Парагвая или Лаоса, которые не понимают

европейских языков!

Кабинетное исследование

Большое количество полезной информации Вы можете собрать собственными силами, проведя

кабинетное исследование. Этот вид маркетингового исследования связан со сбором и обработкой

данных из разнообразных печатных источников.

Если Вы занимаетесь бизнесом уже не первый год, прекрасным дополнительным источником

информации могут быть записи, связанные с продажей Ваших товаров или услуг. Это особенно

важно, если Вы уже занимались экспортом своей продукции ранее.

Записи, связанные с продажей товаров или услуг на внутреннем рынке

С помощью этих записей Вы можете узнать, как идут Ваши дела и что нужно предпринять для

улучшения хозяйственной деятельности Вашего предприятия. С помощью записей, связанных с

продажей товаров или услуг, Вы можете выяснить:

• каковы сезонные колебания спроса;

• какие товары пользуются повышенным спросом, а какие не находят сбыта;

• как изменился объем продаж в результате проведенной рекламной кампании и мер,

направленных на стимулирование сбыта;

• величину среднего объема продаж в расчете на одного покупателя;

• уровень прибыльности различных видов товаров или услуг;

• причину жалоб своих клиентов.

Не забывайте о том, что данная информация носит лишь ориентировочный характер. За рубежом все

может оказаться иначе.

Источники информации для кабинетного исследования

Все существующие источники информации о состоянии зарубежных рынков перечислить

затруднительно. Среди основных можно назвать следующие:

• периодические обзоры крупных банков о ситуации на зарубежных рынках и состоянии

международной торговли;

• специальные печатные издания, публикующие обзоры состояния различных зарубежных

рынков (например, «Финансовые известия», «Коммерсант», журнал «Внешняя торговля» и

др.);

• различные торговые союзы и ассоциации; 3



• Российская Торгово-промышленная палата;

• Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ;

• различные институты: Институт внешних экономических связей при МВЭС РФ, научной и

технической информации (ВИНИТИ), конъюнктурный институт (ВНИКИ) и др.;

• торговые представительства зарубежных стран;

• специализированные информационные агентства, выпускающие обзоры рынков

отдельных стран и по отдельным видам товаров.

Предположим, Вы выбрали, наконец, две или три подходящие европейские страны, в которые Вы

предполагаете экспортировать свои товары или услуги. В этом случае Вам предстоит выяснить ряд

вопросов, касающихся каждой отдельно взятой страны:

• ситуация на внутреннем рынке данной страны;

• объем продаж товаров-конкурентов;

• технические особенности, связанные с данной страной (например, величина напряжения

тока);


• уровень цен на рынке;

• специфические требования местных покупателей;

• особенности таможенного законодательства данной страны;

• экономическая политика, проводимая правительством данной страны, которая в той или

иной степени может повлиять на изменения потребительского спроса на предлагаемые

Вами товары или услуги.

Затем можно будет сравнить условия одной страны с условиями других стран и решить, какая именно

страна больше всего подходит Вам для налаживания экспорта своих товаров или услуг как в данный

момент, так и, допустим, на ближайшие пять лет.

Полевое исследование

Полевое исследование проводится непосредственно на «месте действия». Без него невозможно

обойтись в том случае, когда Вам требуется подробная информация, касающаяся торговых привычек

Ваших потенциальных покупателей, а также их мотивации при совершении покупок.

Если у Вас нет достаточного опыта предпринимательской деятельности и большого количества

свободного времени, лучше всего поручить проведение маркетингового исследования

соответствующей организации, имеющей необходимый опыт работы в интересующей Вас

коммерческой сфере.

Личная поездка

И, наконец, ничто не может заменить личную поездку, разумеется, при условии, что это не будет

связано с чрезмерными денежными расходами.

Если Вы решите экспортировать свои товары или услуги, например, в Китай, расходы, связанные с

организацией и проведением личной поездки, окажутся внушительными.

Если Вы собираетесь заниматься реализацией Вашей продукции самостоятельно, без посредников, в этом случае Вам, вероятно, потребуется провести полевое исследование. Кроме того, может оказаться очень полезной личная деловая поездка за рубеж.

В результате маркетингового исследования можно получить информацию, необходимую для принятия правильного решения относительно экспорта Ваших товаров или услуг.

Следует иметь в виду, что принятие окончательного решения все равно остается за Вами, однако результаты маркетингового исследования дают Вам возможность принять правильное решение.


следующая страница >>