«Использование мультимедийного оборудования на уроках электротехники» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных... 1 228.21kb.
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы 1 367.15kb.
Премьера мультимедийного представления «полнолуние» – специального... 1 78.96kb.
Программа дисциплины «Основы операторского мастерства и телевизионного... 1 137.53kb.
Семинар для учителей истории по теме: «Использование межпредметных... 1 45.61kb.
Использование художественных произведений на уроках по мгп (тезисы) 1 43.31kb.
Методическая разработка «Использование аудио документов на уроках... 1 174.23kb.
Требования к параметрам электромагнитной совместимости оборудования 1 72.4kb.
Тема опыта 2 493.81kb.
Использование проектной деятельности на уроках русского языка 1 140.02kb.
Использование геоинформационных систем в процессе формирования информационных... 1 73.22kb.
Estee Lauder Beauty Center 2 дня красоты и здоровья 1 39.83kb.
- 4 1234.94kb.
«Использование мультимедийного оборудования на уроках электротехники» - страница №1/1

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ В.А.ЛАПОЧКИНА»

Выступление на тему:



«Использование мультимедийного оборудования на уроках электротехники».

Подготовил: Малинников Д.Л.

Орёл 2013

Содержание:



  1. Преимущества урока с использованием мультимедийных технологий перед обычным уроком.




  1. Методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала.




  1. Использование мультимедийных технологий.




  1. Построение урока.




  1. Требования к уровню подготовки преподавателя

.

  1. Заключительные выводы.




  1. Литература.




  1. Преимущества урока с использованием мультимедийных технологий перед обычным уроком.

Проведение урока с мультимедиа выступлением - сопровождение рассказа преподавателя; демонстрации при объяснении нового материала (см. видео урок 1), заранее подготовленное выступление – доклад студента по определенной теме (см. видео урок 2), при этом используется компьютер на рабочем месте преподавателя, подключенный к проектору. Проектор, подсоединяемый к компьютеру – технологический элемент новой грамотности, радикально повышает: 

- уровень наглядности в работе преподавателя,

-возможность для обучающихся представлять результаты своей работы всей группе.


Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Преподаватель на медиа уроке выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности обучающегося, более полному усвоению ими учебной информации. Для преподавателя появляется больше возможностей для индивидуальной работы со студентами.

Применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение новых информационных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса (см. файл «виды работ»).

Эффективность применения мультимедийного проектора в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой преподавателя. Электротехника – наука точная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным материалом (наглядностью). 

Особо следует остановиться на проблеме наглядности, потому что компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты. Как известно из психологических исследований, наглядность – это свойство человеческих психических образов реальных объектов, предметов или явлений, но не свойство или качество, присущее этим реальным объектам, предметам или явлениям. 

Только лишь в результате активной работы наглядный образ создается в сознании обучаещегося. Наглядность образа, возникшего у студента, зависит главным образом от уровня развития познавательных способностей обучаемых, от его познавательных интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Наглядность есть показатель простоты и понятности для обучающихся.

Наглядный материал используется на уроке каждым преподавателем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса обучающегося. Компьютер позволяет продемонстрировать процессы и явления в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у обучающихся знания. Таким образом, формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата студента, но и развиваем познавательный интерес (см. видео фрагмент 1 и 2).  

Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийное оформление. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, обучающегося незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом доходит до их сознания. Для того чтобы развивать познавательный интерес, нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации. От наивного использования наглядности как средства повышения эффективности урока необходимо сделать переход к формированию визуальных понятий, которые по своему объему, степени обобщенности не уступили бы привычным вербальным, словесным понятиям. 

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа преподавателя, не нарушая его логики.

Уроки электротехники отличаются сложностью используемого оборудования.

А студенты с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами — дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения электротехники. По утверждению современных психологов, физическое мышление является синтетическим, интегрированным — как наглядно-образным, так и абстрактно-теоретическим. 

Демонстрационный материал улучшает восприятие информации путем сочетания различных форм подачи учебного материала в виде схем, рисунков, гипертекста, анимации и звукового сопровождения и предоставления возможности обучаемому активно вмешиваться в процесс обучения.

Демонстрационный материал (слайды) создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах обучающихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у студентов. 

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, устройство и т.д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видео задачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся каких-либо иллюстраций. 

Для проведения уроков с использованием мультимедиа-презентаций необходимы экран и мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру.

Компьютер часто выступает в роли наглядного пособия. Однако относительно традиционных наглядных пособий в виде таблиц, плакатов, моделей и т.д. компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить:

- создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

- использование разнообразных мультипликационных эффектов;

- возможность воспроизведения видео- и аудиоматериалов; 

- создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у студентов интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого студента на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы обучающихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным проектором преподаватель стоит лицом к группе и может наблюдать за её работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске. Он заменяет многие функции классной доски с мелом и тряпкой, создающей в классе пыль.

Нельзя забывать и о том, что зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения. Знания, умения и навыки обучающихся могут быть сформированы только в результате их активных усилий, действий. Поэтому, даже использование мультимедиа на уроках не эффективно, если оно не сопровождается познавательной деятельностью обучающихся. Отсюда следует, что необходимо тщательно продумать, как использовать демонстрационный материал в конкретной учебной работе, как активизировать познавательную деятельность и развивать познавательный интерес. Чтобы использование мультимедийного проектора принесло необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая информация с использованием мультимедиа должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника. Информация должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт преподавателя и уровень знаний студентов.




  1. Методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала.


Использование мультимедийных технологий преподавателем.

Мультимедиа, если кратко, — это компьютер + проектор или монитор, который позволяет спроецировать на экран информацию любого компьютера из Сети, а также информацию из телевизора, видеомагнитофона и т.д.

Рассмотрим возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках электротехники. При этом преподаватель может, например:

* отключить звук и попросить прокомментировать студента наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если обучающийся успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;

* остановить кадр и попросить студента, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?» (см. видео фрагмент 1).  

* продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием «Почему?» (см. видео фрагмент 1 и 2).  



Использование обучающимися.

Методические приемы при изучении нового материала здесь можно разделить на две большие группы.

1. При изучении текстового материала деятельность обучающихся может состоять:

* в нахождении ответов на поставленные преподавателем вопросы;

* в очень кратком конспектировании;

* в заполнении заранее подготовленных таблиц;

* в создании единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т.п.

После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т.д.

2. При изучении процессов, явлений, фундаментальных экспериментов перед обучающимися могут быть поставлены следующие задачи:

- зарисовать схему, сделать рисунок экспериментальной установки, а затем включить как пункт в «Описание электротехнического прибора», «Описание эксперимента» при дальнейшем изучении материала (см. файлы);

- внести изменения в параметры установки и записать результаты;

- преобразовать условия протекания явления и внести данные в таблицу;

- составить и начертить график и т.п.

Проверка работы может быть, как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем) (см. файл «Элементы электрической цепи»).




  1. Использование мультимедийных технологий.

Мультимедийные технологии могут быть использованы следующим образом:

Анонсирование темы предполагает, что новая тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса (см. файл «Техника безопасности»).

Сопровождение объяснения преподавателя предполагает использование специально созданных для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

Информационно-обучающее пособие предполагает самостоятельную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда обучающийся по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока, или пропустил тему по причине болезни. В этом случае обучающиеся могут прийти в кабинет после уроков и доработать материал. И, наоборот, студенты, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.

Мультимедийные лекции

– изложение учебного материала, в котором преподаватель передает компьютеру часть своих функций, что усиливает воздействие на обучающихся, т.к. усвоение учебного материала идет также путем зрительного восприятия. Но при этом преподаватель не заменяется компьютером, а остается главным действующим лицом, в полной мере реализуя свои индивидуальные творческие особенности. Разнообразие иллюстративного материала делает такую лекцию более содержательной.

Мультимедийное приложение, позволяющее организовать такую работу, должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов, что особенно актуально для проведения отдельных уроков.

Компьютерное моделирование.

Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в электротехническом образовании является компьютерное моделирование электрических и магнитных явлений и процессов. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя преподавателю продемонстрировать на экране компьютера многие электрические эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности обучающихся.

Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные электротехнические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент (например построение вольт - амперной характеристики). Видеозаписи натурных экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми и интересными.

Прежде всего чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в качестве демонстраций при объяснении нового материала или при решении задач. Согласитесь, что гораздо проще и нагляднее показать, как электрическая частица протекает по цепи используя компьютерную модель, чем объяснять это при помощи доски и мела.

 


  1. Построение урока.

Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Указанная программа проста в применении и позволяет свободно конструировать урок. За считанные минуты можно создать новый сценарий урока, включить в него новые слайды, скомбинировать слайды нескольких презентаций, удалить лишние. При использовании этой программы, преподавателю открывается широкий простор для творчества. Он может подготовить урок с учетом конкретных особенностей группы, темпа прохождения материала в текущем учебном году. Встает лишь вопрос об источниках информации и материалов для слайдов.

Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Сценарии используются как при изложении нового материала, так и при повторении и опросе пройденного, они могут быть выполнены в виде гипертекстовых документов или мультимедийных презентаций (документов Power Point). 

Используя гипертекстовые сценарии, преподаватель имеет не только организующую урок структуру, но и возможность в определенных пределах варьировать последовательность показа отдельных фрагментов.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация электрических и магнитных явлений рассматривается не как замена реального демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Источниками демонстрационных материалов служат имеющийся цифровой материал на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки.




  1. Требования к уровню подготовки преподавателя.

Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что преподаватель умеет:

* обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;

* создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point продемонстрировать презентацию на уроке;

* использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

* организовать работу с электронным учебником на уроке;

* применять учебные программные средства;

* осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

* организовывать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

* работать на уроке с материалами Web-сайтов;

* создавать Web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;

* разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.




  1. Заключительные выводы.

Использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному студенту намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес обучающихся и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. 

Есть необходимость активно внедрять новые педагогические технологи. Одной из таких технологий и является компьютер и мультимедиа средства. Современное поколение уже не представляет себе жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных студентов компьютер не вызывает боязни и является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. 

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально, использовать именно их. А главное преимущество - повышение качества знаний обучающихся.


7.Литература:
1. Лебедева М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в системе образования. – Автореферат. Диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук,- Санкт - Петербург, 2006.

2. Ричард Райли, Фрэнк С. Холлеман III, Линда Г. Робертс. Электронные технологии в системе образования. - Государственный план внедрения образовательных технологий»,- декабрь 2000 г

3. Е. Е. Камзеева. Интернет - уроки по физике. - Журнал «Физика в школе», №3, 2007 г., - Изд-во «Школа – Пресс»

4. Энциклопедия учителя информатики. Под ред. д. п. н. И. Г. Семакина, - Выпуск 10. Из методической газеты для учителей информатики «Информатика», №20, 2007 г.

5. О. Ю. Латышев. Аудиовизуальные составляющие информационных технологий в образовательной инноватике. - Научно-практический журнал «Школьные технологии», - №2, 2007 г

6. Филиппова И.Я. "Информационные технологии на уроках физики в средней школе". Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623-625.



7. Медиа ресурсы: «Физика 7-11кл.», «Открытая физика», «Видео задачник по физике», «Медиатека по физике «Физика в школе» «Интерактивный курс физики»» Курс физики 21 века» и др.

8. Ресурсы Интернет