Искакова Кульзира Идрисовна, кандидат философских наук, профессор кафедры истории Казахстана Ассамблея народов Казахстана: к вопросу - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Искакова Кульзира Идрисовна, кандидат философских наук, профессор кафедры истории - страница №1/1

Искакова

Кульзира Идрисовна, кандидат философских наук, профессор кафедры истории Казахстана

Ассамблея народов Казахстана: к вопросу об истории создания и деятельности/Сборник материалов ученых и аспирантов Российского университета дружбы народов «Россия в XXI веке: цивилизация и культура». – Москва: «Уникум – центр». – 2001, с. 17-21
В последнее время возрастает интерес к деятельности Ассамблеи народов Казахстана. В средствах массовой информации выражаются различные мнения. Что же такое Ассамблея народов Казахстана? Какова ее роль в жизни казахстанского общества? Какие у Ассамблеи есть реальные достижения? Попытаемся рассмотреть эти вопросы.

Как известно, Казахстан - полиэтническое государство с уникальной демографической и этнокультурной ситуацией. По последним данным Агентства по статистике, сегодня в Казахстане проживает более 14 млн. 953 тыс. человек. За последние 10 лет в национально-этническом составе населения произошли существенные изменения. На начало 2000 года в республике насчитывалось 7 млн. 985 тыс. казахов, 4 млн. 479 тыс. 600 русских, 353 тыс. 400 немцев [1]. Сегодня в республике (кроме казахов, русских и немцев) проживают представители более 130 этносов. Поэтому для полиэтнического Казахстана задача обеспечения межнационального согласия - главный приоритет, важнейшая часть демократии.

Межэтническое согласие является основой стабильности и консолидации общества, которые как основные принципы законодательства закреплены в Конституции Республики Казахстан и Стратегии развития Казахстана до 2030 года в качестве долгосрочной и приоритетной цели. От этого зависит и успех преобразований, и улучшение жизни людей, и в целом устойчивое развитие республики. В своей национальной политике Казахстан закладывает долговременные принципы взаимоотношений между этносами. Корректируется законодательство, чтобы исключить возможность межэтнических конфликтов. В то же время руководство республики пришло к выводу, что проводимая государством национальная политика лишь тогда может быть эффективной, когда в ее повседневной реализации будут принимать непосредственное участие представители всех этносов.

Мировая практика решения национального вопроса имеет три подхода. Первый - когда страна проводит политику "выдавливания" инонационального населения путем прямых угроз, требований выезда, ужесточения законодательства. Второй - когда игнорируется национальный вопрос и надеяться на то, что проблемы отпадут сами по себе. И третий, единственно верный, путь, по которому и следует Казахстан, требует трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами. Казахстан со дня обретения своей независимости последовательно проводит политику единения народов, развития культур различных диаспор[2]. В этом отношении показательной является деятельность национально-культурных центров. 14 апреля 1989 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР принял Указ "О порядке образования и деятельности самодеятельных общественных организаций"[3]. А, затем, 26 апреля 1990 года был принят закон Верховным Советом СССР "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР" от 26 апреля '1990 (статьи 13-18) . [4]. На основе этих документов, начиная с лета 1990 года в Казахстане, стали образовываться национально-культурные центры и общества. Одной из основных причин создания национально-культурных центров стала необходимость преодоления противоречий и проблем в духовно-культурном облике этнических диаспор республики. Исследователь вопроса Ш. Тлепина пишет: "В условиях демократического режима НКЦ способствуют полной консолидации этноса, совершенствованию современной культуры диаспор, рожденной от культуры традиционной" [5]. Национально-культурные центры выполняли не только культурные функции, но и роль организационного центра соответствующих диаспор и на местах решали актуальные проблемы различных этносов. Среди национально-культурных центров, созданных в данный период и продолжающих свою деятельность и сегодня, можно назвать такие, как "Русская община", "Совет немцев Казахстана", "Қазақ тілі", "Лад", "Возрождение" и др.

14 декабря 1992 года, накануне празднования Дня независимости, первой годовщины существования суверенного Казахстана, в Алматы состоялся форум народов Казахстана, в котором приняли участие представители практически всех национальностей, проживающих в республике. Участники Форума поддержали идею Н. А. Назарбаева о создании Ассамблеи согласия и единения народов Казахстана.

Идея образовании Ассамблеи народов Казахстана обсуждалась и рассматривалась на самых различных уровнях, как в научных, так и в правительственных кругах. У нее были как противники, так и горячие сторонники. В материалах Центрального Архива РК есть такой документ: "Зачем и как нам создавать Ассамблею согласия и единения народов Казахстана? от 5 апреля 1993 года. В нем отмечается, что "в отличие от существующих и создаваемых в Республике партий, организаций, государственных структур, различных комитетов и комиссий, которые стремятся поддерживать политическую стабильность и спокойствие, а точнее, в дополнение к ним, Ассамблея призвана объединять усилия всех неполитических сил и организаций, которые имеют те же интересы и цели укрепления единения и согласия, но не выражают их политически. " Далее отмечается, что "ассамблея, как общенародная неполитическая организация призвана полностью отражать и выражать весь спектр всенародных чаяний, идеалов и интересов, связанных со стабильностью и процветанием Казахстана в целом, каждой социальной и национальной группы, каждой семьи и каждого труженника"[6].

В конце 1994 - начале 1995 года в республике разразился небывалый конституционный и политический кризис. Причем противостояние различных сил тогда было чрезвычайно серьезным. И страна могла бы быть вовлечена в хаос по причине разразившегося парламентского кризиса, едва не приведшего к кризису власти вообще. Как известно, постановлением Конституционного суда от 6 марта 1995 года была признана неконституционность выборов и полномочий депутатов Верховного Совета республики. Система Советов к тому времени дискредитировала себя окончательно. Спустя несколько дней -11 марта была принята отставка Правительства, возобновилось действие Закона "О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий" [7]. Сложность момента состояла еще в том, что в обществе царило неверие - прежде всего неверие в посулы власти. Народу едва ли не каждый год обещалось улучшение положения. У народа кончился резерв терпения. Поэтому в решении сложнейшего национального вопроса требовалась конкретика. Этой конкретикой как раз и явилась реальная поддержка национально-культурных центров, создание Ассамблеи народов Казахстана. 16 февраля 1995 года Президент Н. Назарбаев провел совещание с руководителями национальных культурных центров, предложив идею объединения ведущих этносов и многочисленных диаспор в рамках одной организации, которой можно было бы придать статус консультативного органа при главе государства. Эта идея была поддержана всеми. Уже 1 марта 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан "Об образовании Ассамблеи народов Казахстана". На общественно-политической арене Республики появился новый институт широкого правового статуса в области национальной политики - Ассамблея народов Казахстана. Указ Президента от 1 марта 1995 года гласил: "Образовать Ассамблею народов Казахстана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан [8]." Ассамблея создавалась в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в Казахстане и в соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстана 1993 г. Свою деятельность Ассамблея должна, была осуществлять в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстану её решения носили рекомендательный характер.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: содействие сохранению межнационального согласия и стабильности в стране; выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; содействие обеспечению учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Основными направлениями деятельности Ассамблеи являются: разработка проектов концепций и программ духовного развития общества на ближайшую и отдаленную перспективу, обсуждение их в государственных органах и среди населения, содействие их осуществлению; участие в формировании общественного мнения и поддержку демократических преобразований; выработка рекомендаций и участие в реализации практических мер по урегулированию социальных разногласий и споров, разрешению конфликтных ситуаций; обмен информацией с зарубежными организациями [9].
Использованная литература.

1. Казахстанская правда. -2000. -3 марта.

2. Казахстанская правда. -2001. -29 апреля.

3. Огни Алатау. -1989. -18 апреля.

4.Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология в 3 т. -М, 1995. -Т. 2. -с. 185.

5. Тлепина Ш. В. Национально-культурные центры Республики Казахстан: становление, деятельность, проблемы (1985-1995г. г.). -Дисс. к. и. н. -Алматы. -1997. -с. 63.

6. ЦГА РК. ф. 1137. -о. 2. -д. 570. -л. 3.

7. Казахстанская правда. -2001. -6 апреля.



8. АП РК. -ф. 708. -0. 139. -д. 2066. -л. 1. у\

9. САПП. -1995. -8. -с. 44.