Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема : А. Н. Плещеев «Весна» Цель: познакомить детей со стихотворением - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема : А. Н. Плещеев - страница №1/1

Интегрированный урок литературного чтения, ОПК и краеведения
Тема: А.Н. Плещеев «Весна»

Цель:

- познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева.



Задачи:

- учить интонационно правильному чтению;

- учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства;

- обогатить словарный запас детей;

- познакомить с православным праздником;

- развивать речь, память, внимание, наблюдательность, воображение, способность высказывать свое мнение;

- прививать любовь к природе и русской словесности;

- воспитывать положительную мотивацию в обучении;

- расширять, углублять эстетические представления о поэзии;

- развивать навыки выразительного чтения.



Оборудование:

презентация, икона, портрет А.Н.Плещеева, репродукции картин, аудиозапись цикла «Голоса птиц», учебник О. В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс.


Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

1) Беседа о празднике



- Кого вспоминает православная церковь 22 марта?

- 22 марта все православные отмечают день сорока мучеников Севастийских. Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году.

- У русских повсюду существовала вера в то, что из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.

2) Краеведческий материал

- На встрече с забайкальским писателем, охотоведом Евгением Борисовичем Самойловым мы многое узнали о разных птицах Забайкалья.

-Сейчас мы с вами поговорим о жаворонке. Кто запомнил, в какое время к нам прилетают жаворонки?

( На юг Забайкалья уже прилетели жаворонки)

- Давайте послушаем пение жаворонка.

3) Работа над пословицами

- Русский народ немало сложил пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Зима кончается, весна начинается.

На Жаворонки день с ночью меряются.

- В этот день на Руси обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками.

3. Физ. минутка

Игра «Прилетели птицы»

Учитель должен называть только птиц, если он ошибается, то дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

жаворонки, синицы,
мухи и стрижи,

голуби, синицы,


аисты, вороны,
галки, макароны,

голуби, куницы,

голуби, синицы…

4. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.

1) Краткие биографические сведения о поэте

- Поэт Алексей Николаевич Плещеев родился 189 лет назад.

Детство его прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мама,

Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

- Рассмотрите портрет.

- Что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд?

(Добрый, внимательный)

- Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

2) Подготовка к восприятию текста



- Стихотворение А.Н. Плещеева «Весна».

- Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

3) Чтение стихотворения учителем

Песни жаворонков снова

Зазвенели в вышине.

"Гостья милая, здорово!" -

Говорят они весне.
Уже теплее солнце греет,

Стали краше небеса...

Скоро всё зазеленеет -

Степи, рощи и леса.


Позабудет бедный горе,

Расцветёт душой старик...

В каждом сердце, в каждом взоре

Радость вспыхнет хоть на миг.


Выйдет пахарь на дорогу,

Взглянет весело вокруг;

Помолясь усердно Богу,

Бодро примется за плуг.


С кротким сердцем, с верой сильной,

Весь отдастся он трудам, -

И пошлёт Господь обильный

Урожай его полям!

4) Проверка первичного восприятия

- Что описывает поэт? (Приход весны ...)

5) Самостоятельное чтение. Словарная работа

- Внимательно прочитайте стихотворение. Отметьте слова, которые вам не- понятны.

Взор - взгляд

Пахарь - земледелец; пашущий землю.

6) Работа над текстом

- Дальше мы с вами поработаем над иллюстрациями к тексту и познакомимся с русскими художниками.

- Какая иллюстрация относиться к первому четверостишью? Почему вы так считаете?

- Давайте вспомним стихотворение, в котором тоже говорилось о жаворонке?

(Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон)

- Какая иллюстрация подходит ко второму четверостишью?

К третьему? Четвертому и пятому?

- Подходит ли картинка в учебнике к стихотворению? Почему?

- Какие картины весны наблюдает поэт?

( Жаворонки запели, теплее солнце греет ...)

- Как жаворонки обращаются к весне? («Гостья милая, здорово!»)

- Что значить здорово? (Они здороваются, приветствуют весну)

- Что же такое здравствуйте? ( Здравие - здоровье)

- Какое настроение передаёт поэт? (... Радость вспыхнет хоть на миг)

- Отчего радость?

- А может быть радость от работы?

- Что перед любым делом делает православный человек?

(Помолясь усердно Богу)

- А для чего?

(И пошлёт Господь урожай)

7) Работа над выразительностью

- Сейчас поработаем над выразительным чтением.

- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

(После знаков препинания)

- Давайте расставим паузы.

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем

прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

8) Чтение стихотворения вслух



5. Физ. минутка

Упражнения для глаз.



6. Проверка знаний учащихся

Тест


1. Кто автор стихотворения «Весна»?

А. Барто


А. Плещеев

Ф. Тютчев

2. Какой период весны описывает поэт?

ранняя весна

поздняя весна

середина весны

3. Какая птица встречается в стихотворении?

ласточка


воробей

жаворонок

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? природа

солнце


птицы

люди


7. Итог урока

- Закончите фразу «Весна – это ...».

(После ответа вручаются жаворонки)

- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение.



8. Домашнее задание

Выучить стихотворение.