Интегрированный урок литературы и истории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах... 1 219.46kb.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11... 1 146.16kb.
Интегрированный урок английского языка и технологии «Давайте пойдем... 1 54.02kb.
Интегрированный урок литературы и мхк. Тема урока: «Поэт и революция». 1 256.92kb.
Урок литературы и истории в 10 классе «Сталинградская битва в исторических... 1 213.77kb.
Интегрированный урок развития речи и литературы Итоговое повторение... 1 98.14kb.
Интегрированный урок в 11 «а» классе, посвященный 65-летию Победы... 1 75.54kb.
«Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная... 1 69.52kb.
Интегрированный урок математики с окружающим миром 1 90.83kb.
Интегрированный урок окружающего мира и обж во 2 классе по теме 1 122.02kb.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Плотниковой О. 1 50.54kb.
Сабанчиев Хаджи-Мурат Эхо 42-го никогда не затихнет в Кабардино-Балкарии... 1 73.57kb.
- 4 1234.94kb.
Интегрированный урок литературы и истории - страница №1/1

Художественное и историческое в повести Л.Н. Толстого

«Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.).

(интегрированный урок литературы и истории)
Цель урока: изучение событий Кавказской войны, их освещение в исторической и художественной литературе, а именно в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

Задачи урока:

  1. актуализировать основные исторические события и деятелей периода Кавказской войны 19 века; показать как они отражены в повести Л. Н. Толстого «Хаджи- Мурат».

  2. развивать умение сравнительно-сопоставительного анализа, учить видеть предмет с разных научных позиций и в целом.

  3. воспитывать любовь к отечеству, терпимость и толерантность через изучение памятных страниц истории и литературы.

Раздаточный материал:

  1. опорная схема «Кавказ -это…».

  2. таблица «Историческое и художественное изображение Кавказской войны».

  3. словарь

Оформление доски: «Литература – очевидец истории» (М. Цветаева).

Эпиграф: И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!....Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

(М. Ю. Лермонтов из стих. «Валерик»).

ТСО: использование отрывка из к/ф «Грозовые ворота».

Оформление стенда:


  1. портреты Л. Н. Толстого

  2. картины М. Ю. Лермонтова

  3. портреты Шамиля, Николая Первого.

  4. карта Кавказа.

Предварительное задание:

  1. прочитать повесть Л. Н. Толстого «Хаджи- Мурат».

  2. прочитать §12 из учебника «История государства и народов России» для 8-го класса.

  3. заполнить колонку «история» в таблице.


Ход урока.
1) Слово учителя литературы.

Перед вами на опорной схеме напечатанное слово «Кавказ» и его символическое изображение, попробуйте подобрать к нему слова – ассоциации. Что вспоминается, представляется при звучании «Кавказ»? (используется довольно эффективный прием «путь к произведению через себя»). Учащиеся, работая с заданием, записывают свои ассоциации, затем называют их вслух и проговаривают. Примерные ответы ребят могут быть следующие: горцы, горы, много национальностей, юг, мусульманство, ислам, Лермонтов, красота, природа, Чечня, проблемы, война, джигиты и др.



+ -





А теперь попробуйте эти слова расположить по полюсам «+» и «-». Ребята обращают внимание на то, что некоторые из терминов и понятий некорректно, просто нельзя оценить с положительной или отрицательной точки зрения, так спонтанно оформляется 3 «нейтральная» колонка. Учащиеся работают в парах, дают общий ответ. Для закрепления обращается внимание на написанные на доске цитаты, образно характеризующие положительные и отрицательные моменты. Примерно получается так:




+

Романтика

Горы

Красота


Красивый народ

Джигиты


Вершины и т.д.

«впереди-таинственные черные горы, покрытые лесами- еще выступающие вперед скалы, а на высоком горизонте – вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы» (цитата из повести на доске)



Ислам


Мусульманство

Чечня и т.д.


«Бутлер нынче во второй раз выходил на дело, ему радостно было думать, что вот сейчас начнут стрелять по ним и что он не только не согнет головы под пролетающим ядром…но выше поднимет голову».

(цитата из повести на доске)


-

Чечня


Конфликты

Война


Проблемы

Терроризм ит.д.



2) слово учителя литературы:

Ребята, вы то поколение, которое выросло, пока идет Кавказская война 20-21 века. И вы с детства слышите и о боевиках, и о терроризме, и о нескончаемых проблемах Чечни. Правильность ваших выводов на предыдущем этапе роботы (+ и -) подтвердят кадры из к/ф « Грозовые ворота». (Учащиеся смотрят, как вертолеты поднимаются в небо, а внизу раскинулась необыкновенной красоты земля, горы. Но идет война. Главные герои допрашивают боевиков. Их уводят, а главный герой произносит: «Что за люди, Сань! Жили бы дружно. Что за мир сумасшедший? Встречались бы, обнимались, дружили, целовались. Нет, сразу воевать!)

Перед учащимися поэтапно формулируется проблемное задание:


  1. Какие вопросы мучают героя фильма? (Что за мир сумасшедший?)

  2. Какой вопрос задает Лермонтов (на основе эпиграфа на доске)? (Один враждует он – зачем?)

  3. Какие мысли объединяют двух совершенно разных людей, героя фильма и поэта, разделенных веками? (оба спрашивают об одном: «Зачем воюют Кавказ и Россия?»).

Именно последний вопрос: «Зачем воюют Кавказ и Россия?» становится ключевым вопросом урока, записывается на доске. Ребят призывают разобраться и ответить на него как объективные историки, и как эмоциональные читатели великого Толстого.
3) работа с таблицей «Историческое и художественное изображение Кавказской войны», в которой по одним и тем же пунктам (см. приложение) сравнивается исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну; попеременное ведение урока учителем истории (заполнение, анализ, выводы, комментарии написанного в исторической колонке) и литературы (то же самое, с доказательствами, цитатами из повести, в литературной колонке). Учитывая ограниченность во времени на данном уроке, заполнение исторической части таблице было осуществлено учащимися предварительно на уроке истории.

В итоге, у ребят должно быть заполнено примерно следующее содержание таблицы.



ИСТОРИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

характеристики

история

литература

Причины, повод

1. запрет работорговли

2. запрет совершать набеги

3. насаждение русских законов и обычаев

4. эксплуатация горцев

5. выселение горцев в горы

6. повод-прибытие на Кавказ генерала Ермолова, жестокость его политики.



Толстой делает акцент на столкновении двух культур и традиций, сцепление событий характеров, мыслей:

-нелюбовь к русским (чужаки в мусульманском мире, развращают горцев - гл.11);

-неверие к русским – гл. 13;

- усиление влияния мюридизма, призыв к газавату – гл. 11!

- резко отрицательное влияние политики и личности в целом Ермолова и Николая I гл.15.


Периодизация. Основные события.


1. 1817-1819 гг. – партизанская война горцев.

2. 1919-1824 гг. – объединение сил всех правителей Дагестана.

3. 1824-1828 гг. – идеологическое объединение горцев.

4. 1828 -1833 гг. – создание мусульманского теократического государства.



5. 1834-1859 гг. – правление и разгром Шамиля.

События начинаются с декабря1851- апреля 1852 гг. – правление Шамиля, переход Хаджи-Мурата к русским. Аварцы устали. Толстой также возвращается к 1845 г. – Даргинскому походу, упоминает о набегах Хаджи-Мурата, усилении мюридизма, рассказывает историю покорения Аварии Шамилем (гл.13), о междоусобных конфликтах горцев (гл.13), описывает уникальность, непохожесть этой войны ни на одну другую «война в войне» (гл.5). В целом, панорамное зрение, широкий охват событий.

Исторические личности.

Ермолов А.П. – командующий Кавказским корпусом. Мулла Курали Магома – основатель мюридизма. Гази-Мухаммед – первый имам, связал мюридизм с освободительной войной горцев. Шамиль. Николай I. (многие из основных персонажей Толстого: Барятинский, Гамзат-бек, Лорис-Меликов, Воронцов, Чернышев и др. с исторической точки зрения сыграли эпизодическую роль в Кавказской войне)

Николай I – очень личное отношение Толстого (гл.15) – олицетворение жестокой, безумной воли. Ермолов упоминается вскользь. Шамиль – напыщенное величие, лицемерие, деспотизм, родство с Николаем I (гл.19). Лорис-Меликов – тогда рядовой переводчик. Хаджи-Мурат – оказался между двумя полюсами, дитя природы, которое гибнет от соприкосновения с миром фальши, он воплощает идею сопротивления народа всем формам бесчеловечного миропорядка.

Последствия, итоги.


Огромные потери 77 тысяч русских официально убитых (реально 400 т.), 1 млн. среди горцев . Массовая эмиграция горцев (3 млн. человек). Заселение Кавказа славянскими народами (предпосылка к войне в 20 веке). Но, одновременно рост промышленности, экономики, подъем культуры, т.е. последствия носили как положительный. так и отрицательный характер.

События в повести заканчиваются весной 1852 г. До окончания войны ещё 12 лет. Гибнут русские солдаты. которые нужны дома (гл.8), нравственно слабеют офицеры (Бутлер, Иван Матвеевич), усиливается ненависть к русским (гл.17), проявляется усталость людей от войны (гл.2). Об окончательных итогах войны Толстой ничего не пишет. Огромная страна живет, не замечая войны (гл.13).

Общая оценка событий


С точки зрения исторической науки Кавказская война не самый значительный эпизод в истории России 19 века (в ряде учебников – лишь пункт, абзац).

Отрицание войны как способа решения конфликтов. Простые люди разных вероисповеданий (с.271) способны понять друг друга (гл.2, 18,20). Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти – это и есть духовное завещание Л. Н. Толстого. «Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна – Какая война? Живорезы, вот и все ….» (гл.10, 14, с. 294).

Стиль изложения


Научный стиль, определенная последовательность, системное изложение фактов, устанавливаются и формулируются причины, повод, последствия Объективность. Употребление научных терминов, книжных слов, доказательств. Повествовательно-распространенные предложения.

Историк доказывает.



Художественный стиль. Действительность нарисована в живых картинах. Факты переоцениваются, пересоздаются с помощью воображения. Автор эмоционален, чувствуется его личное отношение к героям. они из исторических деятелей становятся литературными персонажами. Образность – изображение жизни, проникнутое мыслями и чувствами автора, а потому эмоциональность, образность, использование оценочных слов, троп, вопросно-побудительных предложений. Художник показывает.

4) возвращение к проблемному вопросу: «Зачем воюют Кавказ и Россия?», ответ на него учащихся (на обратной стороне опорной схемы «Кавказ»), обсуждение в классе.


5) заключительное слово учителя:

Повесть «Хаджи-Мурат» ставит вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о жестокости и бессмысленности войны, о необходимости братского единения народов, о губительной силе самовластья. Все это животрепещущие вопросы нашей жизни, над которыми бьется современное человечество. А уже о чеченском вопросе мы слышим каждый день из СМИ, с тревогой следим за развитием событий на Северном Кавказе. Как жаль, что современные политики мало или плохо читают Толстого!



Приложение к уроку, раздаточный материал:1) опорная схема «Кавказ»;

2) таблица « Историческое и художественное изображение Кавказской войны



+ -







ИСТОРИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

характеристики

история

литература

Причины, повод







Периодизация. Основные события.








Исторические личности.







Последствия, итоги.








Общая оценка событий








Стиль изложения