страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Интегрированный урок (биология, обж) в 8-м классе по теме "Заболевания органов пищеварения" - страница №1/1
![]() ![]() Интегрированный урок (биология, ОБЖ) в 8-м классе по теме "Заболевания органов пищеварения"![]() Цели: 1. Интеграция предметов биологии и ОБЖ. 2. Формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Задачи: Обучающие:
Развивающие: развивать навыки работы с компьютером, электронными дисками, учебной информацией. Воспитывающие: воспитывать у учащихся умение работать в группе, выслушивать товарищей, приходить к общему мнению. Оборудование.
Основные понятия, формируемые на уроке.
Актуализация знаний обучающихся 1. Работа по карточкам Карточка №1 Вставьте пропущенные слова:
Карточка №2
Фронтальная беседа. 1. Какой процесс называют пищеварением? 2. Сколько и какие этапы выделяют в процессе пищеварения? 3. Что происходит со сложными органическими веществами в процессе пищеварения? 4. Как устроена пищеварительная система? 5. Назовите и покажите по таблице органы пищеварительной системы. 6. Почему не происходит переваривания собственных стенок желудка? 7. Какие изменения происходят с пищей в желудке? 8. Назовите и покажите на таблице слюнные железы. 9. Каковы условия работы ферментов? 10.Самая крупная железа пищеварительной системы. Выполните задание: «Какие утверждения верны?»
Правильные утверждения: 2,3,4,6,8,9. Работа по дидактическим карточкам. Карточка №1 Что обозначено на рисунке цифрами? ![]() ![]() Что обозначено на рисунке цифрами? Игра “Алфавит” (ответьте на вопросы, используя подсказки – первые буквы в словах). А – воспаление отростка слепой кишки – аппендикса. А – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека. Б – название желудочно-кишечного заболевания. Г – общее название заболеваний, вызываемых паразитическими червями (глистами). Д – название желудочно-кишечного заболевания. Ж – общее название заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых болезнетворными микробами. О – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека. П – острые заболевания, возникающие после приёма недоброкачественной пищи. Х – название желудочно-кишечного заболевания. Ц – название паразитических червей, наиболее часто поражающих человека.
Составление кластера по теме урока из слов – ответов игры “Алфавит”. ![]() Запись кластера в тетрадях учащихся. Создание проблемных ситуаций: Ситуация 1. Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов. Для чего? Знатоки. Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт). Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести? Школьные врачи. Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению. Учитель. Что же делать, если все же отравились? Первая помощь. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка. Учитель. Спасибо за информацию. Ситуация 2. Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)? Знатоки. В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться. Учитель. В чем вред бычьего цепня? Школьные врачи. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие. Учитель. Как избежать заражения? Повара. Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу. Учитель. Спасибо. Ситуация 3. Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами? Школьные врачи. С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям. Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать? Чистюли. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты. Повара. Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды. Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло? Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию. Учитель. Спасибо. Ситуация 4. Учитель. Нужно ли бороться с мухами? Школьные врачи. Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний. Учитель. Как этого избежать? Знатоки. Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух. Чистюли. Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть. Рефлексия. Весёлый тест (из учебника ОБЖ). 1) Вареная колбаса в холодильнике приобрела зеленоватый оттенок и пахнет, как кошка Люська с помойки. Как поступит голодный знаток ОБЖ? А) Съест колбасу, закрыв глаза и зажав нос бельевой прищепкой. Б) Сначала сварит или поджарит колбасу, а потом съест, закрасив зеленые места кетчупом. В) Отдаст колбасу кошке или собаке. Г) Поищет в холодильнике другие, свежие продукты.
А)Лучше было бы засосать пылесосом не плюшки, а шоколадные конфеты. Б) Щетка у пылесоса грязная, и, наевшись плюшек, можно запросто подхватить кишечную инфекцию. В) Лучше было бы засосать не плюшки, а френкен Бок,а пока она будет сидеть в пылесосе, делать что вздумается. 3) В кухне у Вадика Зайцева живут муха Елена Ивановна, тараканы Василиса и Константин, Мышка Муська, комар Жора и муравей Трофим. Почему Вадика Зайцева не берут в знатоки ОБЖ? А) Он не повесил на дверь квартиры табличку: “Зоосад”. Б) Квартира знатока ОБЖ должна быть свободна от подобных обитателей. В) Он не переселил кухонных друзей в свою комнату, пожадничал и не отдал им свои матрас и подушку. Заключение Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?” Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы! Приложение Зачет Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.
Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости.
Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике.
Карточка №4.Регуляция пищеварения.
Карточка №5.Заболевания органов пищеварения.
Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам). Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. Это также позволяет учителю проверить выполнение задания прямо на уроке. Б. Предварительно, за один урок до зачета, назначаются консультанты. Консультант выбирает карточку, с которой он будет работать на зачете и получает инструкцию. Инструкция к зачету (для консультантов).
К зачету нужно подготовить ведомости, в которые консультанты будут выставлять оценки. На одну группу готовится одна ведомость.
Ход зачета 1 этап. Класс делится на 6 групп (по количеству карточек). Удобнее всего объединить в группу соседние парты (1и2, 3и4, и т. д.). Количество человек в группе не должно превышать 3-4. 2 этап. По сигналу учителя к каждой группе подходит консультант и начинает опрос. Одна группа выполняет тестовое задание под контролем учителя. По истечении времени консультанты завершают опрос и выставляют оценки каждому ученику в группе в ведомости. Далее консультанты переходят в другую группу. Таким образом, каждый консультант проходит все 6 групп и каждому ученику в классе выставляет оценки. 3 этап. Собираются ведомости и подводятся итоги. Итоговая оценка (средний балл) выставляется в журнал. Тест. 1 вариант. Выберите правильный вариант. 1)Белки перевариваются…
2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?
3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?
4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?
5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?
6)Где вырабатывается желчь?
в печени . 2 вариант. Дополните утверждения.
|