«Интеграция образовательных областей с разделом «Художественное творчество» (1-й слайд) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Интеграция образовательных областей с разделом «Художественное творчество» (1-й - страница №1/1

«Интеграция образовательных областей с разделом

«Художественное творчество» (1-й слайд)
2-й слайд

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень четко сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

3-й слайд

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Интегративный принцип, в новых федеральных требованиях, призван с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой - существенно их взаимообогащать, способствовать их смысловому углублению.

В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание КомароваТ.С. и Доронова Т.Н. Они разработали методику в дошкольном воспитании, в основе которой лежат интегрированные блоки (циклы). Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает (4-й слайд), что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.

В отличие от межпредметных связей интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития.

Пример интеграции образовательных областей физической культуры и художественного творчества на тему «Морское путешествие».



5-й слайд

Сначала дети, опираясь на репродукции картин, могут вспомнить всё, что они знают о море: кто такие маринисты, подобрать слова – определения, которые могут охарактеризовать море на репродукциях, рассмотреть цвет моря, цвет морской волны, познакомиться с морскими обитателями. Затем с детьми провести подвижную игру «Море волнуется раз». После рисования морского путешествия материалами на выбор, на занятиях по физическому развитию можно провести игру, дыхательные упражнения, упражнения танцевально – ритмической гимнастики, эстафету. Закончить путешествие можно построением на палубе корабля и подведением итогов. При этом, на протяжении всей интегративной деятельности, активизировать словарный запас детей: маринист, батискаф, цвет морской волны, аквалангист, моряк, матрос, капитан, боцман.

Данный вид интегративной деятельности обеспечит получение детьми целостных представлений по данной теме.

В дошкольном возрасте очень важно развивать мелкую моторику рук. Особая роль в развитии мелкой моторики отводится изобразительной деятельности. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. На занятиях физического развития также используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. А некоторые игры можно использовать в изобразительной деятельности и в физической культуре (Например, игра «разноцветные прищепки», «волшебные мешочки» и т.д.).

Интеграция продуктивной деятельности и развития коммуникативных навыков предоставляет педагогу дополнительные возможности для решения речевых задач:

6-й слайд

-обогащение пассивного и активного словаря;

- освоение грамматического строя;

- развития связной речи.

Обогащение и расширение лексического запаса осуществляется за счет знакомства с новыми изобразительными материалами, а так же нетрадиционными приемами изображения, известными художественными и музыкальными произведениями; развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем рисунке и другого.

Например, педагог предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением цыплят. Дети, отвечая на вопросы, выделяют их общие признаки. Кто это? (Это цыпленок.) Что это у цыпленка? (У цыпленка есть голова, крылья, лапки, гребешок, хвост.) Что есть у всех цыплят? (У всех цыплят есть хвосты, головы, гребешки.)

Дети приступают к работе, в процессе которой педагог помогает им наводящими вопросами.

Что ты сейчас делаешь? (Я рисую туловище цыпленка.) Какой он по величине, по цвету? (Цыпленок маленький, желтый.) и т.д.

Кого ты нарисовал? (Я нарисовал цыплят.) и т.д.

Кроме того, в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения детей между собой и педагогом, который использует каждое произнесенное ребенком слово или вопрос как повод вступить в диалог.

Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности – одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного художественного восприятия. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в тоже время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, т.к. его сознание подчиненно более высокому закону. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребенка в волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, т.к. любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Например, выбран музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (такие как «Зимнее утро» П.Чайковского, «Ночь» Р.Шумана, 7-й слайд «Баба Яга» М.Лядова). Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, уголь. Восковые мелки, уголь хорошо сочетаются с акварелью.

Ученые провели исследование: влияние музыки на изодеятельность детей дошкольного возраста. Специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных образов на изобразительную деятельность. Выяснили, что настроение музыкального произведения оказывает влияние на колорит (8-й слайд). Также на композиционное построение рисунка. Динамика музыкальной пьесы влияет на величину изображаемых объектов, темп музыки отражается в динамике передаваемых в рисунке фигур.

«Художественное творчество» и «Познание» были тесно связаны друг с другом всегда. Трудно изобразить какой-либо предмет или явление, не узнав о нем какой-либо информации, не рассмотрев его, не уточнив его свойств. Интегрированные занятия, объединяющие «Художественное творчество» и «Познание» представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Эти занятия вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения детей на разнообразные виды деятельности.



9-й слайд

Пример: дети проводят опыты с водой для знакомства со свойствами воды, её различными состояниями, далее предлагается вырезание облаков и составление коллажа. Или опыт «Как с гуся вода», рассматривание картин разных художников с изображением водоплавающих птиц и лепка птицы (пример: «Серая шейка»).



Использование в дошкольном возрасте интеграции в непосредственно образовательной деятельности, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира.

10-й слайд

Благодарю за внимание!