Инструкция по заполнению докумеентов Российского Речного регистра составляемая при классификации и техническом надзоре за судами - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по заполнению Формы "Кассовый план 2" для иных бюджетополучателей... 1 36.63kb.
Инструкция к заполнению Скопировать образец Назвать файл своей фамилией 1 24.38kb.
Письмо в редакцию 1 23.91kb.
Инструкция Регистрация претендента на эп. Подача заявок 1 226.33kb.
Инструкция по от для водителя легкового автомобиля 1 109.48kb.
Инструкция по созданию справочника открытых ключей Верба-ow версии... 1 32.43kb.
Инструкция по заполнению визовой анкеты Образцы заполнения анкеты... 1 27.67kb.
Инструкция по пожарной безопасности в учреждении. Инструкция о порядке... 1 319.61kb.
Инструкция по заполнению машиночитаемой формы ппэ -13-02 маш (ппэ-13-02... 5 712.3kb.
Закон демократического государства. 2 Цели классификаци 1 345.81kb.
2. Какой признак используют при классификации измерений 1 57.59kb.
Борис залесский, специальный корреспондент 1 51.9kb.
- 4 1234.94kb.
Инструкция по заполнению докумеентов Российского Речного регистра составляемая при - страница №1/1




Основными документами , регулирующими экспертную оценку судов в Украине являются:



1. Российский речной реестр

Правила


Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания.

Издательство Марин иинжиниринг сервис М.1995 тома 1,2,3.



  1. Приказ Гофлотнадзора Украины от 13,08,1997 года № 46 «О введении в действие в Украине Правил Российского речного Регистра изд. 1995 года с 1,09,97 года».

  2. Инструкция по заполнению докумеентов Российского Речного регистра составляемая при классификации и техническом надзоре за судами.

  3. Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания М1995г.

  4. Российский морской регистр судоходства России.

191186 Санк-Петербург Дворцовая набережная 6 тел. 3141087

Телефоны организаций , занимающиеся сюрвейерским освидетельствованием :
Белокурец Анатолий Алексеевич - тел. 417- 30-53- Главный инженер Укрфлотнадзора Украины ;

Охрименко Александр Станиславович - Зам. начальника Укрфлотнадзора Украины - тел. 416-82-09;

Савченко Борис Никонович - Представитель Укрморфлотнадзора в Украине. - тел. 416- 53 -21.

Классификация судов , определения.
В Правилах Речного Регистра РФ приняты следующие определения:
1,1 Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов.

1,2 Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки пассажиров или перевозящее более 12 пассажиров

1,3 Рыболовное судно - судно , используемое непосредственно для лова рыбы, а также для добычи других живых ресурсов воды.

1,4 Судно смешанного плавания (река - море) - судно , предназначенное для бес перевалочных перевозок грузов по морским и внутренним водным путям.

1,5 Суда с горизонтальным способом погрузки и выгрузки груза - суда, специально предназначенные для перевозки различной колесной техники , грузовые операции на которых ведутся горизонтальным способом - накатом, включающие:

- накатные суда- грузовые суда, специально предназначенные для перевозки различной техники ( с грузом и без груза),на всех палубах, включая палубы надстроек;

- паромы - суда , предназначенные для перевозки пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава или безрельсового транспорта ( с грузом и без груза) , как правило, на палубе переборок и выше;

1,6 Наливное судно - судно предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.

1,7 Комбинированное судно - судно ,предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также насыпных грузов ( под указанными судами понимаются нефтерудовозы и тому подобные суда).

1,8 Толкач- судно имеющее сцепное устройство и предназначенное для постоянного вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.

1,9 Дедвейт - разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде плотностью 1,000- 1,025т/м3 ( в зависимости от класса судна и района плавания ) и водоизмещением порожнем.

1,9,1 Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.

1,10 Буксир - судно имеющее буксирное устройство и предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.

1,11 Плавучий кран ( плавкран) - крановое сооружение на плавучем основании понтонного или близкого к нему по форме типа, предназначенное для производства грузоподъемных операций.

1,12 Сухогрузное судно- судно , предназначенное для перевозки различных грузов ( генеральных грузов, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза), кроме жидких грузов наливом.

1,13 Контейнеровоз - судно, предназначенное и специально оборудованное для перевозки грузов в контейнерах международного образца.

1,14 Судно на подводных крыльях (СПК) - судно, поддерживаемое над водной поверхностью при движении на эксплуатационном режиме гидродинамическими силами , развивающимися на подводных крыльях.

Валовая вместимость -в регистровых тоннах - это валовая вместимость в кубических метрах , деленная на 2,83 . В валовую вместимость не допускается включать объемы рулевой рубки , камбузов , туалетов, всех световых люков, и сходных мелких рубок.

Документы.
При проведении экспертной оценки в зависимости от ее цели оценщик (сюрвейер) может потребовать следующие документы, показывающие состояние судна на дату проведения оценки ( выданные Госмортехнадзором Украины ):
1, свидетельство о годности к плаванию ;

2 Регистровая книга парового котла и главного паропровода;

3, Регистровая книга сосудов под давлением;

4, Акты освидетельствований;

Все эти 1-4 документы Речной Регистр выдает без ограничения срока, они являются действительными при наличии соответствующего акта освидетельствования.



5, На суда совершающие заграничные рейсы в дополнение к документам 1-4 выдаются:

5,1 Свидетельство о годности к плаванию;

5,2 Свидетельство на сигнальные средства;

5,3 Свидетельство на спасательные средства;

5,4 Свидетельство о грузовой марке;

Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью , сточными водами, мусором;



6, На пассажирские суда выходящие в морские прибережные районы Речной регистр выдает пассажирское свидетельство;

Документы указанные в пунктах 5-6 выдаются на срок до следующего освидетельствования с ежегодным их подтверждением.



7, Документами подтверждающими соответствие материалов и изделий, изготавливаемых под надзором Речного Регистра , положениям Правил и дополнительным требованиям , являются:

7,1 Сертификаты Речного Регистра выдаваемые на материалы и изделия;

7,2 документы Речного Регистра о проведенных испытаниях ;

7,3 согласованные с Речным Регистром документы, выдаваемые предприятиями на производимые ими материалы и изделия или лаборатори-ями на проведенные ими испытания;
Необходимо учитывать , что Речной Регистр может признавать полностью или частично документы иных классификационных обществ, органов технического надзора , а также других организаций.

Судовые документы должны храниться на судне, а при эксплуатации судов без команд должны храниться у владельца судна.

Капитан (командир, шкипер) судна, владелец судна ( при эксплуатации судов без команд) несут ответственность за сохранность всех документов Речного Регистра.

Всякие изменения, касающиеся материалов, конструкции судна и изделий на которые распространяются требования правил , проводимые судовладельцами , судоверфями и заводами изготовителями, должны быть согласованы с Речным Регистром до их реализации.

Надзор за постройкой , эксплуатацией и восстановительным ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов инспектора осуществляют на основании согласований с Речным Регистром технической документации.

Техническому надзору Речного Регистра подлежат нижеуказанные суда внутреннего и смешанного плавания как строящиеся, так и эксплуатируемые, принадлежащие государственным предприятиям , Любой формы собственности , хозяйственным товариществам, общественным организациям и частным лицам :

-самоходные с главными механизмами мощностью 55 кВт и более;

- несамоходные валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более;

- судовые грузоподъемные устройства грузоподъемностью 1т и

более.

Технологические и специальные устройства судов промысловых,

рыболовных ,кабельных, технического флота и специального назначения надзору Речного Регистра не подлежат, за исключением оборудования, перечисленного в соответствующих частях правил.

Класс судна

1,1 Речной регистр может присвоить класс судну, построенному под его техническим надзором, а также присвоить или восстановить класс судну в эксплуатации.

1,2 Присвоение или восстановление класса означает, что судно полностью или в степени, признанной Речным Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям Правил, которые к нему относятся.

1,3 Присвоение или восстановление класса судну удостоверяется выдачей свидетельства о годности к плаванию и подтверждается при очередных ежегодных и внеочередных освидетельствованиях.


Основным символом в формуле класса судна внутреннего плавания является буквенное обозначение «Л» , «Р» , «О», «М» , определяющее конструкцию судна и разряд водного бассейна, в котором допускается эксплуатация судна.
В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса дополняется следующими знаками, входящими в формулу класса:

-для судов, построенных под техническим надзором Речного Регистра или другого признанного Речным Регистром классификационного органа знак * , который ставится впереди основного символа, например «* О»

-для судов, имеющих специальные ледовые усиления, удовлетворяющие требованиям Правил ,-заключенное в скобки слово «лед» , а для ледоколов вместо лед ставится слово «ледокол».

-для судов ,признанных Речным Регистром экспериментальными буква «Э» которая ставится впереди сочетания знака * с и основного символа



«Л» , «Р» , «О», «М» , например «Э * М».
Экспериментальный класс присваивается судам. Отдельные элементы которого или судно в целом не соответствуют Правилам, не проверены практикой эксплуатации, но допущены Речным Регистром к плаванию с целью изучения новых элементов судна.
- Для судов ,оборудованных средствами автоматизации в соответствии с требованиями, ставится буква «А»,которая ставится в конце формулы класса, например «*О(лед)А».В формуле класса судов предназначенных для плавания в условиях, отличающихся от регламентированных могут быть применены дополнительные знаки.
Тип и назначения судна.
Тип судна следует обозначить словами «теплоход», «пароход», «дизель-электроход», « Открытый (закрытый) грузовой теплоход», «плавучий кран» и т.д.

Для определения назначения судна допускается использовать дополнительные пояснения ,например, перевозка нефтепродуктов с температурой вспышки 450 .,дноуглубительные работы, подъем грузов и т.п.

Тип и назначение судов в формулу класса не входят, но они обычно указаны в разделе «Основные технические данные судна» Свидетельства годности к плаванию.
Очередные освидетельствования проводятся с целью определения технического состояния основных элементов судна, оборудования, устройств, систем, снабжения. По результатам очередного освидетельствования предъявляются требования, направленные на обеспечение безопасности плавания судна в соответствии с его назначением и классом. (Периодичность в таблицах)

(Ежегодное и внеочередное освидетельствование.)



Классификация водных бассейнов
деление водных бассейнов на разряды «Л» , «Р» , «О», «М» проведено с соблюдением следующих условий:

- в бассейнах разряда «Л» , «Р» , «О», волны 1% обеспеченности высотой соответственно 0,6; 1,2; и 2м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени ;

- в бассейнах разряда «М» волны 3% обеспеченности высотой 3м имеют суммарную повторяемость не более 4% навигационного времени.

- в бассейнах разрядов «Л» , «Р» , «О», «М» суда соответствующих разрядам классов допускаются к плаванию при волнах высотой соответственно 0,6; 1,2; 2 и 3м.

-класс судна ,эксплуатирующегося постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже соответствующего разряда этого бассейна.

-Возможность разового перехода через бассейны не соответствующие данному классу судов , определяются Инспекцией с учетом ветроволновых характеристик, трассы перехода и технического состояния при условии представления владельцем обоснований и мероприятий, гарантирующих безопасность перехода.



Разряды внутренних водных бассейнов Украины представлены в приказе Укрмортехнадзора в дополнение к Правилам.

Техническая документация переоборудуемого или восстанавливаемого судна.

Это особенно важно при оценке судов передаваемых в качестве залога для получения кредитов под переоборудование или восстановление или при расчете ЛНЭИ судна.


До начала капитального или восстановительного ремонта, модернизации или переоборудования судна Речному Регистру должна быть представлена на рассмотрение техническая документация по тем частям корпуса, механизмов и оборудования судна, которые подлежат ремонту, модернизации, переоборудованию или восстановлению .

При изменении характеристик прочности ,остойчивости ,конструкции корпуса, установке на судне новы механизмов и устройств и т.д. в результате переоборудования судна должны быть получены согласования с Речным Регистром.



Правила осмотра судна оценщиком или ( пункты описанные при получении заключения сюрвейерского освидетельствования ).
При осмотре судна приняты следующие определения основных элементов судна:

1. корпус -наружная обшивка, настилы палуб, платформ и внутреннего дна, непроницаемые продольные и поперечные переборки, внутренние борта, продольный и поперечный набор (днищевой, палубный, бортовой) надстройки, участвующие в общем изгибе судна, надстройки пассажирских судов.


  1. механизмы главные двигатели, передачи от них на гребной вал, валопроводы, грузоподъемные устройства плавучих кранов, холодильные установки рефрижераторных судов, главные паровые котлы;




  1. Электрическое оборудование - главные электрические машины электрической гребной установки, автономные генераторы общесудовой электростанции, главные распределительные щиты, кабели главного тока судов с электрическими гребными установками, силовые кабели, идущие от генераторов электростанций к распределительным щитам, от распределительных щитов к электрическим двигателям основных механизмов плавучих кранов и к электрическим двигателям холодильной установки рефрижераторных судов.




  1. Оборудование, техническая безопасность и снабжение - спасательные средства судов, аварийное и навигационное снабжение, сигнальные средства, противопожарное снабжение, радиосвязь,


Объем проведенного освидетельствования, сведения о техническом состоянии основных элементов данные об измерениях и объеме проведенных ремонтов и замен с достаточной полнотой должны быть отражены в актах освидетельствования.

Корпус и надстройка
Если проводится осмотр судна оценщиком после первого освидетельствования Инспекцией , то это может быть выполнено и без водолазной команды, если при осмотре отсеков и мест ,наиболее подверженных износу не обнаружены дефекты и повреждения подводной части корпуса .

При освидетельствовании надстройки особое внимание надо обратить на регламентируемые элементы : закрытия, двери, окна, трапы, комингсы, противопожарные переборки и т.п.
Нормы износов связей надстроек ,участвующих в общем изгибе судна следует принимать одинаковыми с нормами износов корпусов. Нормы износов связей надстроек пассажирских судов, не участвующих в общем изгибе судна, следует принимать одинаковыми с нормами износов для оконечностей корпуса.
При износе связей надстроек выше установленных норм необходимо снижать оценку технического состояния корпуса.

Особое внимание при оценке с обязательным отражением в отчете при обследовании надстройки, должны быть отражены повреждения , влияющие на безопасность плавания.



При освидетельствовании стальных доков судовладельцем оценочная компания сама может представлять в отчете акт водолазного осмотра подводной части корпуса и акт по замерам остаточных толщин прибором -толщиномером.

Обязательно оценщик должен обратить внимание на акты слипования и дефектации судна (Два года без освидетельствования на слипе может быть- судно внутреннего плавания;

один год - для судов класса «М-СП» , «М-пр», «О-пр».)
Наибольший износ связей на который надо обратить внимание при оценке корпуса или в актах сюрвейерского освидетельствования это:

- плоскости набора -для настила палуб и второго дна судов, погрузка, выгрузка и зачистка которых осуществляется грейферами и бульдозерами , для бортовой обшивки судов, эксплуатирующейся в ледовых условиях и шлюзованных бассейнах, для днищевой обшивки судов, материал корпуса которых подвержен дорожечной коррозии , для носовых образований судов, эксплуатирующихся в ледовых условиях и швартующихся у необорудованного берега;

-верхняя часть газовой зоны - для настила палуб и шахт, для палубного набора и переборок нефтеналивных судов , особенно в отсеках приема-выкачки грузов.

-зоны интенсивного паровоздухообмена - для балластных отсеков, особенно для судов эксплуатирующихся в морских и прибережных морских районах;

-носовые кормовые подзоры особенно для судов с саноообразными оконечностями .

В экспертной оценке особенно для заключения договоров купли-продажи при продолжении эксплуатации судна по назначению необходимо указать степень износа групп связей корпуса, параметры деформаций, на основании которых устанавливается оценка технического состояния корпуса.



При освидетельствовании корпуса днищевые слани, изоляция трюмных помещений и внутренняя деревянная обшивка должны быть сняты в объеме, необходимом для определения износов и повреждений всех элементов корпуса, должен быть обеспечен доступ для осмотра подпалубного набора. Все цементные заделки, а также временные дублирующие листы, установленные без соблюдения требования стандартов, должны быть удалены или обязательно отмечены в отчете оценщиком. Дублирующие накладные полосы для увеличения общей прочности корпуса или местной прочности отдельных связей, а также дублеры, установленные на предварительно заваренные трещины, удалению не подлежат, но могут быть отмечены в отчете в описательной части.

При осмотре оценщиком металлических судов должны быть выборочно осмотрены следующие части корпуса и надстроек:

1. Наружная обшивка, непроницаемые переборки, бортовой и днищевый набор (особенно под котлами, в топливных цистернах, в междудонном и межбортовом пространствах);

-бортовая обшивка (особенно под обносами и в районах выхода газовыпускных, фановых и сточных труб);

-обшивка второго борта ,настил второго дна;

2. настил палуб (особенно палубный стрингер), набор палуб, палубные вырезы, комингсы люков и надстроек. При выявлении трещин в наружной обшивке, настиле палуб ,переборках , наборе следует уточнить их характер и причины возникновения( вибрационные, коррозионные от истирания..........).

При осмотре корпусов знака лед необходимо обратить внимание на состояние штевней, а также сварных швов и наружной обшивки в районе ледового пояса , бортового набора и переборок.



Для топливных отсеков ,цистерн ,а также грузовых отсеков нефтеналивных судов должны быть в приложениях к отчету по экспертной оценке взяты ксерокопии актов о дегазировании со взятием проб газов .
При освидетельствовании корпусов деревянных судов должны быть осмотрены все элементы набора и наружная обшивка. Особенно тщательно должны быть осмотрены штевнти (Носовая оконечность Форштевень и кормовая оконечность судов), транцевые (набор) рамы, замки набора , торцы досок наружной обшивки и другие места, подверженные загниванию, плотность конопатки , а также состояние болтовых креплений.

При оценке судов из бакелизированной фанеры следует обратить внимание на состояние крепежа, наличие трещин, расслоений, иистираний и коробления обшивки , трещин в наборе, килевом поясе и местах соединения киля со штевнями.
При оценке железобетонных корпусов необходимо убедиться в отсутствии трещин, пробоин , разрушения поверхностей и отставания бетона от арматуры, водотечности и фильтрации, а также обратить внимание на объем и качество заделки поврежденных мест, которые должны быть отмечены на конструктивном чертеже.
При освидетельствовании пластмассовых корпусов должно быть обращено внимание на наличие в обшивке, переборках и наборе, надстройках и рубках расслоений, истирания, надрезов, рисок, царапин и других местных повреждений , а также водотечности.
Экспертная оценка технического состояния стальных корпусов.

Экспертная оценка при определении коэффициентов износа стальных судов устанавливается по наихудшей оценке, определяемой износом основных групп связей корпуса ( См таблицу 1) и местными остаточными деформациями (вмятинами) листов обшивки (См таб.-2).

Нормы износов и местных остаточных деформаций назначены с учетом разделения судов на две группы:

Первая группа- суда длиной 50 м и более следующих типов и классов:

грузовые (сухогрузые и наливные) суда всех классов:

пассажирские, нефтебункеровочные станции и суда технического флота классов «М-СП» , «М», «О» ;



Вторая группа -все остальные суда.

В отдельных случаях при оценке судов по усмотрению оценщика-сюрвейера и согласованию с Заказчиком оценка технического состояния судов 1 группы может быть установлена по результатам расчетов общей прочности в соответствии с методикой Госмортехнадзора Украины. Для судна 1 группы , используемого далее по прямому назначению разработка индивидуальных нормативов износа и повреждений является обязательной, если износ настила палубы, обшивки днища , комингса люков, набора палубы днища близок к предельному.


При оценке для продажи судна на металлолом оценщики в отчете для судов должны отмечать следующее, что эксплуатация судов запрещена в случаях , если :
1. хотя бы один из дефектов превышает нормы, допустимые для судов с оценкой «ограниченно годное»;

2. общий остаточный прогиб(перегиб) судна сопровождается разрывами трещинами, потерей устойчивости балок продольного набора и их книц ,комингсов грузовых люков , резкими поперечными складками палубного настила , обшивки днища, бортов или другими признаками наметившегося перелома;

3. Судно находится в затопленном состоянии;

4. Отношение f/l вмятин превышает 0,1;

5, Имеется пробоина, размеры которой превышают шпацию ( расстояние между холостыми балками).
На основании осмотра измерения остаточных толщин, параметров деформаций и других повреждений оценщикам ( или же самими оценщиками- сюрвейерами) предоставляются следующие документы:


  1. таблицы ( См. Таблицы № 6 ) результатов измерений остаточных толщин и параметров остаточных деформаций с определением оценок технического состояния основных групп связей по износам и остаточным деформациям;

  2. акты дефектации с указанием объема работ по замене и ремонту изношенных и поврежденных элементов групп связей корпуса;

  3. растяжки наружной обшивки с обоих бортов, настилов палубы и двойного дна, обшивки внутренних бортов и непроницаемых переборок с указанием остаточных толщин, параметров деформаций и других повреждений .

По окончании дефектации и определения износов следует выполнить анализ полученных данных.
При определении износа от коррозии и истирания необходимо использовать следующую терминологию :

  1. Местный износ-износ, охватывающий отдельные участки поверхности связи;

  2. Сплошной износ -износ охватывающий всю поверхность связи;

  3. Равномерный износ - сплошной износ с утонением, одинаковым по всей поверхности связи;

  4. Неравномерный износ- сплошной износ с утонением, различным по всей поверхности связи;

  5. Язвенный износ - износ в виде отдельных раковин. Степень распространения язвенного износа следует определять как отношение площади Sя занятой на измеряемом участке язвами ко всей площади:



Y= S я /S :

Средняя глубина язв определяется как среденее арифметическое из результатов определения глубины 6-10 язв.


Износ элементов связи следует определять не менее чем в двух характерных сечениях в средней части (0,5 L) корпуса и в одном сечении каждой оконечности. Для судов длиной до 50 м допускается принимать по одному сечению как в оконечностях , так и в средней части .

Количество сечений определяется оценщиком исходя из конструктивных особенностей и возраста судна, вида износа, условий эксплуатации , цели оценки.

Для всех серийных судов более 50м разработана схема дефектации корпуса с назначением поперечных сечений и координат мест измерения остаточных толщин элементов связей.

Изменение средних остаточных толщин элементов групп связей необходимо проводить ультразвуковым, микрометрическим, весовым или другим методом, обеспечивающих надлежащую точность.


Экспертная Оценка технического состояния корпусов судов из легких сплавов .

Оценка технического состояния корпусов судов, построенных из легких сплавов (дюралюминиевых или алюминиево-магниевых), устанавливается по наихудшей оценке, определяемой износом основных групп связей корпуса и местными остаточными деформациями конструкций.( См таб. 3-4).


При оценке для продажи на металлолом в отчете должны учитываться пункты из предыдущего определения для судов со стальным корпусом кроме:

-отношение f/l вмятин превышает для корпусов из дюралюминиевых и алюминиево-магниевых сплавов соответственно;

-ослабление заклепочных соединений, приводящих к нарушению непроницаемости ;

-если суммарная ширина листов наружной обшивки и настилов палуб, подверженных межкристаллитной и пленочной коррозии (характерный серый налет, глубокие язвы, вспучивание ,расслоение металла)превышает

ширины основных групп связей в данном сечении.
Экспертная оценка состояния корпусов железобетонных судов
Оценка технического состояния корпусов железобетонных судов устанавливается по наихудшей оценке определяемое по табл.5


Экспертная оценка состояния корпусов пластмассовых судов

Оценку технического состояния корпусов пластмассовых судов следует устанавливать по износам основных групп связей в соответствии с таб.7

При списании могут быть включены следующие пункты , кроме основных

-расслоение обшивки и ослабление соединений, нарушающие непроницаемость или выщелачивающие связующие; отслоение приформовок от обшивки и элементов набора

-трещины по обшивке и набору в районе местных остаточных деформаций.
Экспертная оценка состояния корпусов

деревянных судов
Оценку технического состояния корпусов согласно таблице 8

При списании включается также

-расслоение обшивки и расстройства соединений (например, при выпадении или ослаблении в гнездах шурупов) , нарушающие непроницаемость;

- трещины в обшивке и набору в местах остаточных деформаций.



Расчеты нормативов средних износов и

остаточных деформаций корпусов.

Расчетом на первом этапе следует определять нормативы износов групп связей , а на втором этапе для этих износов найти нормативы параметров вмятин.






Наименование группы связей

Средние расчетные скорости изнашивания мм/год

1

Палубные настилы и палубный набор комингсов и люков

0,03

2

Палубные настилы судов - площадок, перевозящих навалочные грузы

0,12


3

Палубные настилы и подпалубный набор, верхние листы переборок и бортов в районе грузовых танков наливных судов.

0,12


4

То же наливных судов , перевозящих сырую нефть

0,18

5

Наружная обшивка борта выше ватерлинии судна в полном грузу и набор

0,04


6

Наружная обшивка борта ниже ватерлинии судна в полном грузу

0,05

7

Настил второго дна, нижние листы вторых бортов и переборок

0,05


8

Верхние и средние листы вторых бортов и переборок

0,03

9

Настил второго днаЮ, нижние листы вторых бортов и переборок судов, перевозящих навалочные грузы

0,12


10

Верхние и средние участки вторых бортов и переборок, комингсы судов, перевозящих навалочные грузы

0,07


11

Скуловый пояс наружной обшивки и примыкающий к нему пояс обшивки днища

0,08


12

Обшивка днища и набор

0,05

13

Набор в междудоннном пространстве

0,06



Устройства ,оборудование и снабжение.
При экспертной оценке судов оценщиком должны быть осмотрены или получены данные сюрвейерского освидетельствования по:

  1. устройства : рулевое, подруливающее, якорное, буксирное, сцепное, швартовое, шлюпочное, крыльевое.

  2. сигнальные средства;

  3. закрытия отверстий в наружной обшивке, палубах и переборках, иллюминаторы, закрытия люков и горловин, наружные двери надстроек и рубок, сходные, световые и вентиляционные люки ,двери непроницаемых переборок, а также приводы закрытий;

  4. оборудование помещений и средства защиты экипажа и пассажиров; коридоры, проходы, двери, трапы, посты управления, переходные мостики, леерные ограждения, фальшборты;

  5. судовое снабжение: спасательное, навигационное и аварийное.


При оценке судов на металлолом в отчете освещаются отдельно по видам неисправности судовых устройств, оборудования, закрытий отверстий, неисправности или некомплектность судового снабжения;
-количество обрывов проволок стальных канатов, являющихся элементами судовых устройств(рулевых, якорных, буксирных, сцепных, швартовых, шлюпочных), в любом месте на их длине, равной восьми диаметрам, составляет 10 % и более общего количества проволок, а также при чрезмерной деформации канатов;
- если у цепей, являющихся элементами судовых устройств, средний диаметр в наиболее изношенной части уменьшился на 20 % номинального диаметра, а также при наличии трещин, выпадении и ослаблении распорок;
-при скручивании баллера руля более чем на 10о или наличия на скрученном баллере трещин независимо от угла скручивания, Скручивание баллеров рулей судов на подводных крыльях не допускается.
-превышение зазоров в гельмплортовых втулках.
-недостаточное количество или отсутствие спасательного , навигационного и аварийного снабжения .


При составлении отчета по экспертной оценке оценщик обязан описать:

1.-освидетельствование рулевого устройства и все доступные для осмотра детали;

- рулевое и подруливающие устройства должны быть проверены в действии при остановленных и работающих на разных режимах главных двигателях

-основной рулевой привод следует проверить путем многократной перекладки руля с борта на борт, запасной - путем перекладки руля с борта на борт при скорости переднего хода судна , равной 60 % наибольшей. Одновременно проверяется правильность показаний аксиометра.

- основной и запасной рулевые приводы необходимо проверить как от основного , так и от аварийного источника питания.


  1. - при освидетельствовании якорного устройства следует обратить внимание на соответствие типа якорей, а также калибра цепей проекту, надежность закрепления якорных цепей, возможность быстрой отдачи и состояние стопорных устройств.

-якорные устройства должны быть проверены в действии путем одновременного подъема двух висящих якорей.

-следует также проверить в действии устройство дистанционной отдачи якорей.



  1. - при освидетельствовании якорного устройства нефтеналивных судов, предназначенных для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки паров ниже 60 о С , необходимо проверить непроницаемость цепных ящиков и возможность заливания их водой.

  2. -В случае замены якорей или цепей необходимо проверить наличие заводских сертификатов и клейм.

  3. -Шлюпочное устройство и спасательные шлюпки должны быть проверены визуально и испытаны путем спуска и подъема шлюпок с полным снабжением. Должны быть также проверены комплектность снабжения спасательных шлюпок и наличие штампов об испытании шлюпок.

6. При освидетельствовании сцепных устройств должно быть обращено внимание на состояние подкрепления корпусных конструкций сцепной балки, фундамента и головки замка, шатуна, болтовых соединений плиты подвески к фундаменту. При осмотре двухзамковых автосцепов необходимо обратить внимание на состояние корпуса замка, держателя, сбрасывающего устройства и других доступных для осмотра деталей и узлов.

При осмотре канатных устройств следует кроме того проверить состояние канатов, их соединений, канатоукорачивающего и натяжного устройств и крепление указанных устройств к корпусу судна.

Следует также проверить наличие на судне акта о проведении контрольной сцепки и расцепки перед началом навигации.


  1. При освидетельствовании буксирного устройства надлежит проверить состояние буксирного гака, буксирного каната, буксирных кнехтов , надежность их крепления к корпусу судна и состояние ограничительных устройств. Следует проверить также подвижность буксирного гака с закрепленным на нем канатом, отдачу буксирного каната с гака, устройство дистанционной отдачи гака из рубки, работу буксирной лебедки по выбиранию и травлению каната с дистанционного и местного постов управления, отключение барабана от самотормозящего привода и свободное стравливание каната, работу механизмов, тормозов и электрооборудования лебедки.

  2. При освидетельствовании сигнальных средств следует проверить соответствие сигнально-отличительных фонарей, звуковых и пиротехнических средств , требованиям Правил. Фонари и звуковые средства проверяются в действии.

  3. Состояние закрытий, оборудования помещения и средств защиты экипажа и пассажиров следует проверить внешним осмотром. Оценщик обязан проверить акт испытания на непроницаемость закрытий грузовых люков и палубных закрытий.

  4. При освидетельствовании судового снабжения оценщик обязан проверить соответствие спасательного , навигационного и аварийного снабжения установленным нормам или перечню предоставленному для оценки. Состояние снабжения следует проверить внешним осмотром. Переосвидетельствование надувных спасательных плотов должно проводиться станциями надувных спасательных средств ежегодно, а также в случаях попадания в воду, срабатывания системы газонаполнения и обнаружения повреждений. Плоты подлежат переосвидетельствованию и оценке в комплекте с контейнерами и гидростатами.

  5. При освидетельствовании крыльевого устройства необходимо проверить состояние сварных швов и поверхностей крыльев, закрылков, стоек, и кронштейнов, надежность крепления крыльев и закрылков к кронштейнам и кронштейнов к корпусу,




  1. При оценке судов для дальнейшего использования по назначению и заключению договоров купли продажи в приложении к экспертной оценке должны быть включены документы по очередному освидетельствованию устройств, оборудования и снабжения:

а) -акт об испытаниях спасательных шлюпок и воздушных ящиков на непроницаемость;

б) -акт об испытании воздушных ящиков плотов, столов , скамеечек на непроницаемость;

в) -акт об испытании спасательных жилетов и нагрудников на прочность и плавучесть .

г) акт об испытании закрытий грузовых люков и палубных закрытий на непроницаемость.

-паспорта и сертификаты на оборудование , предметы снабжения, цепи и канаты рулевых , якорных, шлюпочных устройств,фундаментные болты автосцепов и болты крыльевых устройств, если во время ремонта были заменены эти детали.
Противопожарная защита
При экспертной оценке противопожарной защиты в зависимости от класса и типа судна экспертам предлагают для оценки и освидетельствования:

-конструктивная противопожарная защита: огнестойкие и огнезадерживающие переборки и закрытия отверстий в них, противопожарные двери, оборудование хранилищ топлива и других горючих материалов, установок, работающих на сжиженном газе и помещений для них, помещений для них, помещений для демонстрации кинофильмов, прокладка пожароопасных трубопроводов, специальные системы нефтеналивных судов по предотвращению пожара ( газоотводная, искрогашения, вентиляция пожароопасных отсеков и помещений, задымления, орошения и пр.)

-системы пожаро-, водо-, паро-, пенотушения, углекислотного тушения, тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей (жидкостного тушения);

-пожарная сигнализация;

-противопожарное снабжение.

Осмотр средств противопожарной защиты и отражение в отчете по экспертной оценке.
При оценке противопожарного оборудования оценщик в отчете обязан обратить внимание на следующие моменты:

-освидетельствование элементов противопожарной защиты следует проводить одновременно с освидетельствованием корпуса.;


-при осмотре системы пожаротушения, пожарную сигнализацию, системы дистанционного управления противопожарными дверями необходимо проверять в действии с целью определения готовности их к немедленному использованию и их исправности;
-в системе водяного тушения следует проверить напор воды из любого пожарного крана при максимальном расходе воды с учетом ее расхода на пенотушение, орошение и другие нужды;
-Систему паротушения необходимо проверять в действии пробным пуском пара в охраняемые помещения;
-систему пенотушения необходимо проверять в действии водой без подачи пенообразующего состава;
- систему углекислого тушения необходимо проверять в действии сжатым воздухом. Допускаются и испытания водой. Наличие углекислоты в баллонах следует проверять по акту взвешивания, допустимое отклонение от массы углекислоты в баллонах при этом не должно превышать + - 10% данных ,предусмотренных паспортом;
-систему тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей ( система жидкостного тушения) необходимо проверять по мерным устройствам. При отсутствии мерных устройств должны быть предоставлены акты по взвешиванию.
-газоотводная система необходимо проверять путем выборочного вскрытия отдельных клапанов, пламепрерывающих и дыхательных устройств.
-систему инертных газов необходимо проверять путем выборочного вскрытия отдельных клапанов пламепрерывающих устройств , а также в действии. Эффективность действия установки инертных газов должна быть подтверждена данными лаборатории с выдачей на судно акта с результатами устойчивых параметров в соответствии с техническими условиями на установку;
-необходимо проверить комплектность противопожарного снабжения и срок его годности.
-возможно также в этом разделе осветить вопросы по материалу трубопроводов и арматуры, в Приложениях представить акты гидравлических испытаний.(они проводятся не реже один раз в 8 лет).

Осмотр систем и трубопроводов и отражение в отчете по экспертной оценке.
Экспертной оценке с отражением в отчете подлежат следующие общесудовые системы: осушительные, балластные, гидравлические , грузовые и зачистные системы нефтеналивных судов, системы вентиляции , парового отопления и хозяйственного пароснабжения, сточные, воздушные, переливные , измерительные и системы с токсичными средствами.

Неисправности судовых систем на оценку технического состояния судна не влияют, однако при оценке судов необходимо учитывать и отражать в отчете состояние систем и трубопроводов.


Осмотр судовых систем и трубопроводов проводят

одновременно с освидетельствованием корпуса:

-наружный осмотр систем проводят в доступных местах;

-систему осушения следует проверять путем пробной откачки воды из отсеков корпуса;

-при освидетельствовании балластных систем необходимо проверять заполнение и выкачку балластных цистерн;

-при освидетельствовании грузовых систем нефтеналивных судов необходимо проводить внешний осмотр трубопроводов в доступных местах, проверять насосы (включение и выключение их), арматуру (открытие и закрытие).

-система вентиляции машинного отделения должна быть проверена в действии путем пуска и остановки вентиляторов с местных и дистанционных постов управления. (возможно также получить сертификаты на применяемые материалы, акты гидравлических испытаний.

Гидравлические испытания осушительной и балластной систем , системы парового отопления и гидравлического привода проводят 1 раз в 8 лет , а для грузовых систем нефтеналивных судов через 4 года.

Осмотр механических установок и отражение

в отчете по экспертной оценке.
Оценщик , выполняющий экспертную оценку судов , должен провести экспертную оценку судовых механических установок, оборудования машинных помещений, валопроводов и движителей, а также механизмов технологического хозяйственного и бытового назначения.


  1. Оценщик проводит осмотр механизмов в доступных местах и проверяет их в течение 1-4 часов на различных режимах.

  2. Судовладелец обязан предоставить оценщику паспорта и формуляры механизмов с данными о количестве часов, отработанных главными и вспомагательными механизмами, результаты измерений раскепов коленчатых валов, обмеров шатунных болтов, и других ответственных деталей, а также результаты теплотехнического контроля двигателя.

  3. При освидетельствовании и испытании механических установок необходимо проверить в действии на различных режимах главные и вспомагательные двигатели ,валопроводы, системы и устройства, обслуживающие механизмы, а также средства связи машинного отделения с рулевой рубкой. Необходимо проверить не является ли тот или иной работающий механизм источником повышенной вибрации корпуса , других механизмов или оборудования.

  4. Оценщик должен проверить рабочие параметры двигателя ( частоту вращения, давления масла и охлаждающей воды, температуру выпускных газов), значение которых не должны выходить за пределы, установленные заводом - изготовителем.

  5. освидетельствование и испытание систем дистанционного или дистанционного автоматического управления , а также системы аварийно-предупредительной сигнализации следует проводить как для средств автоматизации ,которые будут рассмотрены отдельным вопросом.

  6. оценка технического состояния механической установки устанавливается по наихудшей оценке, определяемой следующими нормируемыми параметрами: -по износу коренных и шатунных шеек коленчатых валов (отклонение по цилиндричности) и по биению коренных шеек коленчатых валов (См табл 9) ; -по повреждениям основных неподвижных и движущихся деталей :

При списании или продаже на металлолом оценщик указывает на возможные следующие повреждения:

-разрушения , трещины, задиры , а также деформации и износы коленчатых валов, превышающие для любого из валов деформации, представленные в таблице, в графе «ограниченно годное» ,а также раскепы коленчатых валов, превышающие предельно допустимые, установленные заводом изготовителем , а при отсутствии таких данных превышающие 0,00025 S , где S - ход поршня в мм.;

-уменьшение диаметра шеек коленчатого вала вследствие износа или проточек ниже наименьшего предельного размера, установленного документами завода- изготовителя , а при отсутствии превышающие 0,04d , где d - номинальный диаметр шейки в мм.;

-разрушения , задиры , трещины и остаточные деформации в основных движущихся частях : валах, шатунах, штоках, тягах , балансирах, шестернях, муфтах;

- разрушения , трещины , сквозные раковины или выкрашивание в деталях остова :рамах, блоках, параллелях и станинах.

- разрушения , трещины , а также износ зубьев главных зубчатых передач, превышающий , установленный заводом - изготовителем или превышающий 0,2 m , где m - модуль зацепления;

-уменьшение диаметра валов валопровода вследствие изнашивания или проточек , превышающее 0,04 первоначального диаметра;

- отклонение от цилиндричности рабочих шеек валов валопровода , превышающих предельно допустимые значения 0,002 первоначального диаметра шейки;

-поломка а также прогнутость или неправильная укладка гребного , промежуточного и упорного валов .
Осмотр котлов , установленных на судах,

и отражение в отчете по экспертной оценке.
Оценщик очень редко проводит или требует проведения внутреннего освидетельствования или гидравлических испытаний котельной установки, чаще всего требуется только наружное освидетельствование, которое заключается в проверке состояния котла, трубопроводов и всего котельного оборудования во время работы котла , а именно:

-проверить уровень воды в котле путем продувки каналов водомерного стекла паром и водой, а также продувки пробных кранов;

-проверить правильность нанесения риски на пробке краника котельного манометра;

-проверить работу питательных приборов (питательных насосов, инжекторов, автоматов питания, фильтров катионитовых и других установок ) и кранов нижнего и верхнего продувания;


-путем открытия дверок дымника и топок убедиться в отсутствии течи , пропаривания и выпучивания в доступных осмотру огневых частях, а также проверить состояние кирпичной кладки топки; конструкции дымника и дверей должны исключать пропуск газов и подсос воздуха;

убедиться в исправности привода ручного подрыва предохранительных клапанов, дистанционных приводов топливного и стопорного клапанов;

-проверить состояние изоляции котла и паропроводов;
-обратить внимание на общее состояние хранилищ топлива, топливопроводов, топливных насосов, форсунок.
При наружном освидетельствовании следует проверять правильность установки и действия котельной арматуры, регулировки и опломбирования предохранительных клапанов ;
-проверять плотность соединений паропроводов и арматуры, убедиться в отсутствии течи, пропаривания и закипаний, препятствующих открытию или закрытию клапанов, проверить надежность действия дистанционныхприводов стопорных клапанов.
При освидетельствовании котельной автоматики следует:

-проверить исправность работы системы автоматического регулирования горения и питания котла;


-убедиться в исправности действия средств автоматики прочих систем и устройств, обслуживающих котельную установку, системы автоматического регулирования уровня воды в теплом ящике, автоматичского зажигания форсунки, регуляторов температуры ( вязкости) топлива, системы автоматического регулирования уровня топлива в расходной цистерне и т.п.;

- проверить в действии средства аврийно- предупредительной сигнализации и автоматической защиты котла, обратив особое внимание на срабатывание системы гашения форсунки при падении уровня воды ниже допустимого;

- убедиться в исправности всех приборов , обеспечивающих контроль работы котла.
Оценка технического состояния работы котла.
Определение износа выполняется при получении замеров и осмотра, эксплуатация запрещается:

-если износы и дефекты превышают приведенные в(См. Табл.№10) в графе «ограниченно годное»;

- при наличии течи в швах, не поддающихся чеканке или заварке, а также «мокрых» трещин в частях котла, включая перемычки трубных решеток;

-при короблении трубных решеток со стрелкой прогиба более толщины листа в случаях постановки трубок на сварке и более половины толщины листа - в случаях постановки трубок с помощью вальцовки;

-при эллиптичности отверстий трубной решетки свыше 2 % наружного диаметра трубы;

при неудовлетворительных испытаниях и исследованиях металла котла.


Оценка трубопроводов и сосудов под давлением( цистерн, пневмоцистерн для санитарных и других систем) , установленных на судах,
Внутреннее освидетельствование и гидравлические испытания проводятся инспекцией о чем составляются соответствующие акты. Оценщик выполняет наружное освидетельствование сосудов под давлением и трубопроводов с целью проверки состояния наружных поверхностей.
Наличия и состояния предохранительных устройств и контрольных приборов, плотности соединения отдельных частей арматуры.
Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы так , чтобы превышение давления в сосуде при срабатывании клапана составляло не более 10 % рабочего давления. Предохранительные клапаны, установленные после редукционных клапанов должны быть отрегулированы на давление, превышающее рабочее на 0,1-0,2 Мпа.
После каждого срабатывания предохранительный клапан должен закрываться при давлении не ниже 85 % рабочего.

При неисправности предохранительных клапанов сосуды под давлением к работе не допускаются.(Судовладелец должен предоставлять акты ежегодного воздушного испытания).




Общие подходы и технические приемы, которые применяются при оценке судов в зависимости от цели оценки.
При экспертной оценке судов , в зависимости от цели оценки применяются три общепризнанные метода оценки :

  1. Для договоров купли-продажи, выкупа :

Метод аналогов продаж

Метод Затрат.

2. Для внесения в УФ предприятий, аренда :

Метод аналогов продаж

Метод оценки по доходности (по бизнесу).


  1. Для аукционов ,конкурсов:

Метод затрат

Метод по доходности.

4. Слияние и раздел хозяйственных товариществ со всеми формами собственности:

Метод аналогов продаж;

Метод по доходности:

Метод затрат.

5. При передаче в залог , страховании

Метод аналогов продаж (30-50 % ) от стоимости


6, При продаже на металлолом, списании.

Метод затрат с учетом коэффициентов экономического обесценивания, при продаже по остаточной стоимости нерезидентам Украины , надо учитывать разрешения выдаваемые соответствующими службами на вывоз цветных металлов. (чаще продаются как годные или ограниченно годные).

При определении методом аналогов продаж необходимо принимать во внимание!. Дату продажи -курс колебания СКВ;

Сезон (весна, лето, зима, осень)

Рынок спроса и предложения;, стоимость таможенных пошлин на вывоз, ограничения по вывозу судов.

Предложения на мировых рынках - котировка.

При определении Методом затрат :

определяется восстановительная стоимость, все виды износа ( в основном физический износ), остаточная стоимость. Экономическое обесценивание определяется для оценки судов на которые имеются покупатели и оценка выполняется под заказ.