Инструкция по выполнению работы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по выполнению работы 1 78.67kb.
Инструкция по выполнению работы 1 354.82kb.
Контрольная работа №1 Русский язык, 10 класс. Вариант №2 Инструкция... 1 72.73kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 3 955.21kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... 1 183.97kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 273.86kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 275.88kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 276.97kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов... 1 40.61kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение олимпиадной работы... 1 80.52kb.
Контрольная работа №2 по английскому языку ( IX класс) Инструкция... 1 91.82kb.
Март Большой зал 1 марта 18. 00 Хор Свято-Данилова монастыря (12+) 1 67.63kb.
- 4 1234.94kb.
Инструкция по выполнению работы - страница №1/4

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки — знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1-С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5-С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. 1700,1709,1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны

2) городских восстаний

3) Северной войны

4) Русско-турецких войн




А2. Первый свод законов Древнерусского государства Русская Правда связан с именем

1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича




A3. Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были

1) монополии

2) мануфактуры

3) фабрики

4) ремесленные мастерские




А4. С какой целью был созван сьезд русских князей в 1097 г. в Любече?

1) установить новый порядок взимания дани



2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы



4) принять решение о введении на Руси христианства
А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.

«В 1754-1762 гг. ( ) создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».

1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Матвей Казаков

4) Варфоломей Растрелли




А6. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии

2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира

4) создание Свода законов Российской империи




А7. Кто из декабристов был членом «Южного общества»?

1) П.И. Пестель

2) М.С.Лунин

3) С.П.Трубецкой

4) Н.М. Муравьев




А8. Как в XVIII — первой половине XIX в. назывались крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на казенных и частных заводах?

1) посессионные

2) приписные

3) государственные

4) удельные




А9. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) идей славянофильства

2) теории официальной народности

3) идей Просвещения

4) теорий «общинного социализма»



А14. Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?

1) левоэсеровский мятеж в Москве

2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства

4) массовое недовольство крестьян продразверсткой
А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.

«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича! »


1) 11 марта 1801 г.

2) 14 декабря 1825 г.

3) 9 января 1905 г.

4) 25 октября 1917 г.




A11. В каком году произошла Курская битва?

1) в 1941 г.

2) в 1942 г.

3) в 1943 г.

4) в 1944 г.




А12. Событие, ставшее началом первой российской революции, получило название

1) «Ленский расстрел»

2) «Хождение в народ»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «Великий перелом»




А13. Как назывались участники социалистического соревнования, передовики производства с середины 1930-х гг.?

1) стахановцы

2) челюскиццы

3) петрашевцы

4) нечаевцы




А15. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Сорокина и укажите событие, которому они посвящены.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари... На Литейном увидел бушующее пламя... Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».

1) начало Первой мировой войны

2) Февральская революция 1917 г,

3) Кронштадтский мятеж 1921 г.

4) создание СССР




А16. Полет Ю.А. Гагарина •— первый полет человека в космос – состоялся

1) в 1955 г.

2) в 1957 г.

3) в 1961 г.

4) в 1964 г.




А17. К периоду руководства Л.И.Брежнева (1964-1982 гг.) относится

1) Карибский кризис

2) Потсдамская конференция

3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) строительство Берлинской стены


А18. Что характеризует развитие советской науки в 1960-е гг.?

1) успехи в освоении космического пространства

2) быстрое внедрение научных достижений в производство товаров народного потребления

3) освобождение науки от идеологического контроля

4) мировое лидерство в освоении компьютерных технологий
А19. К экономическим преобразованиям периода перестройки относится


1) создание совнархозов

2) национализация банков

3) политика укрупнения колхозов и совхозов

4) развитие кооперативного движения




А20. Что было одной из причин отставки правительства Е.Т. Гайдара в 1992 г.?

1) недовольство политикой Е.Т.Гайдара со стороны иностранных партнеров

2) выступление ГКЧП

3) конфликт правительства и президента в борьбе за власть

4) недовольство населения последствиями проводимой правительством «шоковой терапии»
Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи

В) Медный бунт Г) итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова

Ответ: ________________________


В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А) Иван III

Б) Дмитрий Донской

В) Александр Невский


1) Куликовская битва

2) стояние на реке Угре

3) Ледовое побоище

4) битва на реке Калке



Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В










В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Крымской войной 1853-1856 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М. Скобелев

2) П. Нахимов

3) П. Багратион

4) Д.Давыдов

5) В. Корнилов


Ответ: ______________________

В4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.

«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отьемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола... Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным... Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему».

Ответ: _________________________


В5. Что из названного относилось к событиям русско-японской войны 1904-1905 гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) бои у оз. Хасан

2) осада Плевны

3) оборона Порт-Артура

4) Цусимский бой

5) оборона Шипки


Ответ: __________________________
В6. Прочтите отрывок из статьи Р.А.Медведева и напишите название периода в отечественной истории, о наступлении которого в нем говорится.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали...»

Ответ: ______________________


В7. Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) XX съезд КПСС

Б) принятие Конституции СССР, получившей название «конституция развитого социализма»

В) смерть И.В.Сталина


1)1953 г.

2) 1956 г.

3) 1977 г.

4) 1985 г.



Запищите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В











Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.
С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана IV Грозного.

В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства.
С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в.
С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

ВАРИАНТ 2
Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1) битва на Калке

2) восстание древлян

3) первое упоминание о Москве в летописях

4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев




А2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?

1) введено новое летосчисление

2) открыта Петербургская Академия наук

3) дана Жалованная грамота городам

4) открыт Московский университет




A3. Что такое «Соборное уложение?»

1) свод гражданских законов

2) военный устав

3) свод церковных законов

4) свод челобитных царю




А4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.?

1) захват и разгром Киева

2) разорение Великого Новгорода

3) начало политической раздробленности Руси

4) разорение северо-восточных русских земель




А5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».

1) Петру I

2) Алексею Михайловичу

3) Павлу I

4) Михаилу Романову




А6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи?

1) 1809 г., 1829 г., 1856 г.

2) 1831 г., 1848 г., 1863 г.

3) 1865 г., 1873 г., 1876 г.

4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.




А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?

1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли

2) В. Кожина, Г. Курин

3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов

4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов




А8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева?

1) социал-демократы

2) славянофилы

3) западники

4) народники




А9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

1) образован единый суд для – представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) ограничена состязательность судебного процесса

4) присяжным заседателям передали функции адвокатов
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.

«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум.

Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр».


1) русско-турецкой 1877-1878 гг.

2) Крымской 1853-1856 гг.

3) русско-иранской 1804-1805 гг.

4) русско-турецкой 1806-1812 гг.




А11. Первая российская революция началась

1) в 1894 г.

2) в 1905 г.

3) в 1907 г.

4) в 1914 г.




А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал

1) Г.В. Плеханов

2) С.Ю.Витте

3) В.И.Ленин

4) П.А. Столыпин




А13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие

1) концессия

2) доктрина Трумэна

3) план Маршалла

4) ленд-лиз




А14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?

1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения

2) установление советской власти в Финляндии

3) разрыв левых эсеров с большевиками

4) проведение выборов в Учредительное собрание
А15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».


1) диссиденты

2) народники

3) челюскинцы

4) стахановцы




А16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена

1) в 1964 г.

2) в 1985 г.

3) в 1990 г.

4) в 1993 г.




А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства

1) И.В. Сталина

2) Н.С.Хрущева

3) Л.И.Брежнева

4) М.С. Горбачева




А18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса

4) отсутствие инфляционных процессов
А19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для


1) первого послевоенного десятилетия

2) периода «оттепели»

3) периода «застоя»

4) перестройки




А20. Что было одной из причин начала «холодной войны»?

1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы

3) ввод советских войск в Афганистан

4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией
Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.


А) Осип Бове

Б) Андрей Рублев

В) Варфоломей Растрелли

Г) Аристотель Фиораванти



Ответ: ___________________
В2. Установите соответствие между именами монархов и событиями, относящимися к их царствованию. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

СОБЫТИЕ

А) Петр I

Б) Елизавета Петровна

В) Анна Иоанновна


1) Семилетняя война

2) создание Верховного тайного совета

3) учреждение Святейшего Синода

4) отказ от кондиций



Запищите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В











В3. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) создание Государственного совета

2) судебная реформа

3) создание военных поселений

4) отмена крепостного права

5) восстание декабристов


Ответ: _______________________
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний известного хирурга Н.И.Пирогова и напишите название войны, о которой идет речь.

«Я никогда не забуду моего первого въезда в Севастополь. Это было в позднюю осень в ноябре 1854 года. Вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 верст была загромождена транспортами раненых, орудий и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое и по трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди и животные едва двигались в грязи по колено; падаль валялась на каждом шагу ... Хорошо, что прошлое забывается. Теперь не без чувства гордости вспоминаешь прожитое. Мы взаправду имеем право гордиться, что стойко выдержали (_________) войну, – ее нельзя сравнивать ни с какою другою».

Ответ: .
В5. Что из названного относилось к характерным чертам политики «военного коммунизма»? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.



1) всеобщая трудовая повинность

2) сдача мелких и средних предприятий в аренду

3) иностранные концессии

4) бесплатные коммунальные услуги

5) массовая коллективизация сельского хозяйства


Ответ:
В6. Прочтите отрывок из информационного сообщения и напишите название города, о событиях в котором в нем говорится.

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении розничных цен на мясомолочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации [местного завода] по снижению расценок за оплату труда рабочих. Все это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня 1962 года рабочих завода, которая вылилась в многотысячный митинг.

Утром 2 июня... многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети... колонной направились в [город], чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне...

В результате применения оружия в целях самозащиты военнослужащими внутренних войск 2 июня на площади и у горотдела милиции было убито 22 и ранено 39 участников беспорядков».

Ответ: ____________________


В7. Установите соответствие между реформами и фамилиями советских государственных деятелей, с чьим именем эти реформы связаны. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

РЕФОРМЫ

ФАМИЛИИ

А) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве

Б) передача МТС колхозам

В) преобразование народных комиссариатов в министерства


1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев



Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В











Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из допроса бывшего командующего Черноморским флотом

«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной Думы, и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что все идет к благу родины, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым, и что он просит меня принять меры, чтобы не было никаких осложнений и эксцессов...

Затем совершенно неожиданно я получил телеграмму от Алексеева, в которой он сообщал текст телеграммы за подписью главнокомандующего и командующих армиями... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола, Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре и это недоразумение разъяснилось, когда пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Получивши эту телеграмму, я ... собрал команды на моем флагманском судне... Когда они собрались, я прочел манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила свое существование и наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведем войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
С1. К какому году относятся события, описанные в тексте?
С2. Какое название получило сформированное в результате этих событий правительство?

С3. Укажите не менее двух причин «несостоятельности» прежнего правительства.
С4. Как допрашиваемый определил свою позицию к новому правительству? Почему именно так?
Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории России начала XIX в.

Период правления императора Александра I остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало».
С5. Объясните, что позволило А.С. Пушкину назвать первый период царствования Александра I – «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трех аргументов.
С6. Приведите примеры (не менее двух) проведенных в этот период преобразований.

ВАРИАНТ 3
Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Россия стала называться Российской империей

1) с 1709 г.

2) с 1714 г.

3) с 1721 г.

4) с 1725 г.




А2. Какое из названных событий нашло отражение в произведении «Задонщина»?

1) нашествие на Русь хана Батыя

2) подвиги князя Александра Невского

3) поход князя Игоря Святославича на половцев

4) сражение на поле Куликовом




A3. Раскольниками в России в XVII в. называли

1) участников городских восстаний 1648 г. и 1662 г.

2) противников церковной реформы Никона

3) сторонников Лжедмитрия I

4) участников восстаний коренного населения Сибири
А4. Продвижение по службе согласно принятой Петром I «Табели о рангах» зависело от


1) личных заслуг

2) знатности рода

3) чинов предков

4) размеров поместий




А5. Прочтите отрывок из работы историка Б.А.Рыбакова и укажите, о каком князе Древней Руси идет речь.

«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о нем. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тукоркана – «Тугарина Змеевича».

Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура князя, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных им от императора Византии. (...) Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своем величественном прошлом, их взгляды обращались к эпохе этого князя. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает князя и его эпоху».

1) Ярославе Мудром

2) Владимире Святославиче

3) Владимире Мономахе

4) Александре Невском




А6. Какое из названных международных событий с участием России произошло раньше других?

1) Сан-Стефанский мирный договор

2) Берлинский конгресс

3) Венский конгресс

4) разделы Речи Посполитой




А7. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.В.Гурко

2) П.И. Багратион

3) П.С.Нахимов

4) М.Д. Скобелев




А8. Как назывались освободившиеся в 1861 г. от крепостной зависимости крестьяне?

1) вольноотпущенными

2) черносошными

3) посессионными

4) вольными хлебопашцами




А9. Что из названного относится к причинам возникновения декабристских организаций?

1) широкое распространение идей западничества

2) недовольство проектами реформ М.М.Сперанского

3) рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г.

4) широкое распространение идей славянофильства в России
А10. Прочтите отрывок из сочинения историка СМ.Соловьева и укажите, о какой войне идет речь.

«В то самое время, когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот».


1) Крымской 1853-1856 гг.

2) русско-турецкой 1877-1878 гг.

3) Кавказской 1817-1864 гг.

4) русско-иранской 1826-1828 гг.




A11. Какое из событий произошло позже остальных?

1) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) принятие Декрета о земле

3) созыв Учредительного собрания

4) принятие первой советской Конституции
А12. Пленение немецкого генерал-фельдмаршала Паулюса произошло в ходе


1) Смоленского сражения

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) битвы за Берлин




А13. С капиталистическими монополиями начала XX в. связано понятие

1) синдикат

2) совхоз

3) главк

4) комбед




А14. Что было одной из причин «малой гражданской войны» 1920-1921 гг.?

1) проведение массовой коллективизации в зерновых районах

2) введение паспортной системы

3) насильственное изъятие хлеба у крестьян в ходе продразверстки

4) возвращение крестьянской земли помещикам
А15. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля начала XX в. и определите его фамилию.

«Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Такому собственникухозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами...

Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»


1) М.Т. Лорис-Меликов

2) П.А.Столыпин

3) В.К. Плеве

4) К.П. Победоносцев




А16. Проведение XX съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, относится

1) к 1952 г.

2) к 1956 г.

3) к 1964 г.

4) к 1968 г.




А17. Одним из разработчиков атомного оружия в СССР был

1) И.В. Курчатов

2) С.П.Королев

3) Н.И.Вавилов

4) Д.С. Лихачев




А18. Что из перечисленного было характерно для периода «застоя»?

1) периодическое проведение чисток партии

2) массовое забастовочное движение



3) отказ от соединения партийных и государственных постов в одних руках

4) длительные сроки нахождения партийных руководителей на своих постах


А19. Что из перечисленного характеризовало экономическое развитие СССР во второй половине 1940-х гг.?

1) широкое развитие кооперативного движения

2) ликвидация дефицита товаров народного потребления

3) форсированное восстановление тяжелой промышленности

4) рост числа индивидуальных крестьянских хозяйств
А20. Конфликт между исполнительной и законодательной властями был причиной событий, связанных

1) с разгромом «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича в 1957 г.

2) с отставкой Н.С. Хрущева в 1964 г.

3) с созданием ГКЧП в 1991 г.

4) с штурмом «Белого дома» в 1993 г.
Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.


А) церковный раскол

Б) создание Святейшего Синода

В) присоединение Крыма к России

Г) создание стрелецкого войска



Ответ: __________________
В2. Установите соответствие между архитектурными памятниками и городами, где они были установлены. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

ГОРОДА

А) Архангельский собор

Б) Софийский собор

В) Золотые ворота


1) Владимир

2) Москва

3) Новгород

4) Санкт-Петербург



Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В











В3. Какие из перечисленных понятий связаны с крестьянской реформой 1861 г.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) община

2) хутор


3) отрезки

4) выкупная операция

5) отруб


Ответ:_________________
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и укажите, о каком сражении идет речь.

«В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставленный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже».

Ответ: ______________________


В5. Кто из перечисленных партийных и государственных деятелей занимал высшие посты в 1930-е гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

А) К.Е.Ворошилов

Б) Л.Д.Троцкий

В) Н.И.Рыжков

Г) В.М.Молотов

Д) Ю.В.Андропов


Ответ: _______________________
В6. Прочтите отрывок из доклада и напишите фамилию руководителя СССР, к периоду руководства которого этот доклад относится.

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая».

Ответ: ________________________


В7. Установите соответствие между событиями, связанными с «холодной войной», и руководителями СССР, при которых они происходили. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ СССР

А) Карибский кризис

Б) Договор о ликвидации ракет малой и средней дальности

В) речь У. Черчилля в Фултоне


1)Й.В. Сталин

2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев

4) М.С. Горбачев



Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В












следующая страница >>