Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 3 955.21kb.
Контрольная работа №1 Русский язык, 10 класс. Вариант №2 Инструкция... 1 72.73kb.
Инструкция по выполнению работы 4 1037.85kb.
Инструкция по выполнению работы 1 354.82kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... 1 196.23kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... 1 201.28kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 276.97kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 273.86kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 275.88kb.
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по немецкому... 1 152.75kb.
Инструкция по выполнению работы 1 78.67kb.
Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души 1 120.86kb.
- 4 1234.94kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому - страница №1/1


Региональная оценка качества знаний учащихся РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 кл. (1123 /6)


РУССКИЙ ЯЗЫК (11 класс)

Вариант 1123

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 - А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) жАлюзи 3) слИвовый

2) ДозировАть 4) кОрмящий
А2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Разноцветные украшения лучше ОДЕВАТЬ с однотонными вещами, причём так, чтобы один из тонов аксессуара совпадал с тоном одежды.

2) Как ОДЕТЬ Вашего малыша, чтобы он не перегрелся и не замёрз?

3) Желание хозяев ОДЕТЬ собак в костюмы заставило специалистов открыть магазин аксессуаров для четвероногих питомцев.

4) Маленький ребёнок кажется нам таким беззащитным и уязвимым, что мы инстинктивно стремимся ОДЕТЬ его теплее.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с шестьюстами пятью рублями

2) сожгёшь письмо

3) наиболее удобный способ

4) у их знакомых
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выражая в песнях мечту о счастливой доле,

1) композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

2) у исполнителя была своеобразная манера исполнения.

3) обращается внимание на текст.

4) народ создавал произведения большой глубины и силы.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В памяти всех, кто близко знал Н. А. Заболоцкого, он остался великим жизнелюбом.

2) Айседора Дункан любила и восхищалась грацией и ар­тистизмом двух русских балерин - Кшесинской и Пав­ловой.

3) На телеканале «Культура» транслируются театральные постановки разных жанров: комедии, трагедии, драмы.

4) Никто из тех, кто хоть однажды поднимался в горы, не пожалел об этом.

.

Прочитайте текст и выполните задания А6 - А11.

(1)... (2) В результате под влиянием SMS-сообщений не только письменная, но и устная речь приобретает всё больше признаков телеграфного стиля, она становится очень отрывистой. (3) В 2005 году итальянские психологи исследовали сленг молодёжи и пришли к такому же выводу: фразы подростков становятся всё более короткими, появляется всё больше простых предложений и меньше сложных, смысл фраз кажется ограниченным за счёт употребления слов только в прямом значении. (4)... можно сказать, что содержание SMS-сообщений представляет собой новый вид молодёжного сленга. (5) Некоторые лингвисты считают, что влияние этого сленга делает подростков безграмотными и ограниченными. (6) Но, как показывает практика, дело не в мо­бильном телефоне: если ребёнок плохо знает русский язык и пишет с ошибками, то такими же безграмотными будут и его SMS-сообщения.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) SMS-сообщения рассматриваются в широком контексте компьютерно-опосредованной коммуникации.

2) Поскольку количество знаков в SMS-сообщениях ограничено, людям приходится прибегать к различным приёмам сокращения текста, чтобы сделать сообщение более компактным.

3) Исследования показывают, что SMS-сообщения используются в молодёжной среде с разными целями.

4) Для передачи эмоций в SMS-сообщениях используются определённые условные обозначения.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста?


  1. Однако 3) Именно

  2. Таким образом, 4) Хотя


А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) сообщения будут (предложение 6)

2) речь приобретает, становится (предложение 2)

3) психологи исследовали (предложение 3)

4) влияние делает безграмотными (и) ограниченными (предложение 5)
A9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое с однородными членами

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
A10. В каком предложении употреблено указательное местоимение?

1) некоторые (предложение 5)

2) она (предложение 2)

3) такому (предложение 3)

4) его (предложение 6)
A11. Укажите значение слова СЛЕНГ в четвёртом (4) предложении текста.

1) разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной или профессиональной общностью

2) разновидность литературного языка, которая употребляется в научных трудах учёных-лингвистов для оформления результатов исследовательской деятельности

3) набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых представителями различных профессиональных, социальных, возрастных групп

4) ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме
A12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -Н-?

Я различал краше(1)ые лафеты пушек, знакомые и донельзя измуче(2)ые лица солдат, силуэты давно не чище(3)ых лошадей, везущих тяжело ране(4)ых бойцов.

1) 1 2)1,2 3) 2,3 4) 1,2,3,4



A13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) л..леять, задр..жавший, прик..сновение

2) взб..дрить, нач..нать, прил..жение

3) п..рламент, выр..зительность, разб..лтаться

4) б..снописец, изд..вать, сбал..нсированный
A14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) з..ночевать, нен..глядный, з..головок

2) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный

3) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить

4) об..ективный, вып..ет, доб..ётся
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) танцу..шь, преследу..мый

2) выдвин..шь, невид..мый

3) выдвор..шь, колебл..мый

4) движ..мый, переинач..нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. услужл..вый

Б. выдёрг..вать

B. замш..вый
Г. зачервив..ть

1) А, Б 2) Б 3) А, В, Г 4) В, Г


А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) В воздухе чувствовалось приближение (не)минуемой грозы.

2) Кто (ни)чего не делает, тому всегда некогда.

3) Лучи осеннего солнца, ещё (не)закрытого надвигающимися тучами, озаряли нашу комнату.

4) Лентяю (не)можется, да голова у него кружится.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Новый всплеск поэтического духа России XIX века связан со стремлением к обновлению страны, а ТАК(ЖЕ) к усовершенствованию литературы (ЗА)СЧЁТ появления разнообразных модернистских течений.

2) К удивлению многих, этот человек ничего ровным счётом не делал, ЧТО(БЫ) показать себя с выгодной стороны. (НА)ПРОТИВ, он обладал тонким чувством юмора и часто посмеивался над собой, указывая на свои промахи.

3) Река ТО(ЖЕ) присмирела и стала неподвижной, КАК(БУДТО) её заколдовал волшебник.

4) Попутчик был человеком довольно замкнутым, но (В)ОБЩЕМ симпатичным, что, (ПО)ВИДИМОМУ, помогало ему в общении с незнакомыми людьми.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова ( ) и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И. К. Айвазовский часто писал по памяти (1) создавая (2) удивительно чувственные полотна (3) поражающие неожиданной (4) правдивостью впечатления.

1) 1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4) 1,3


А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В это время художники выполняют большие композиции в рост или холсты небольшого формата (1) как правило (2) с единственной моделью в интерьере. Таким образом (3) разница между настоящим портретом и жанровой сценой становится неуловимой.

1) 1,2,3 2) 1,2 3) 3 4) 2,3


А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

2) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

3) Повесть Е. И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) Мастерство фотографа заключается не в умении установить выдержку или навести резкость.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Со словом «технологический» в современном производстве употребляется множество словосочетаний, так или иначе отражающих процесс производства: технологический анализ, технологическая карта, технологическая оснастка, технологическая система, технологические режимы, технологические процессы производства.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части


А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 1895 году Сергей Васильевич Рахманинов сочинил Первую симфонию (1) премьера (2) которой состоялась (3) два года спустя под управлением российского композитора, дирижёра Александра Константиновича Глазунова.

1) 1 2) 2 3) 1,3 4) 1,2


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утром (1) когда я открыл глаза (2) и почувствовал (3) что пароход идёт полным ходом (4) и (5) что в открытый люк тянет лёгкий ветерок (6) я вскочил с койки и выбежал на палубу.

1) 1,2,3,4,5,6 2) 1,3,6 3) 1,2,3,4 4) 2,4


А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Слава С. В. Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 года была велика, вскоре стала поистине легендарной.

2) Произведения Е. И. Замятина, который творил в революционную эпоху, связаны с нею и прочно вошли в историю отечественной и мировой литературы, легли в основу фундамента национальной культуры.

3) Исключительный по мягкости и красоте тембра голос Ф. И. Шаляпина, который сочетал в себе задушевность звучания с глубиной и мощью, позволял передавать разнообразную гамму эмоций — от упоительной проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма.

4) Среди тех языковых элементов, которые А. С. Пушкин унаследовал от предшественников, были слова, ведущие происхождение от старой книжной культуры.
А27. Прочитайте текст.

История человеческого общества тесно связана с процессами, которые позволяют людям накапливать и передавать информацию от поколения к поколению. Информация может быть понятной всем, если используется язык, известный всем людям. Поэтому человечество искало пути эффективной обработки информации, в результате чего были созданы специальные технические устройства, наиболее универсальным из которых является компьютер.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) История человечества тесно связана с информационными процессами, которые позволяют людям накапливать, преобразовывать и передавать информацию от поколения к поколению.

2) Информация может быть понятной всем, если используется язык, известный всем людям.

3) В результате поиска человечеством универсального средства хранения и передачи информации был создан компьютер.

4) Человечество искало пути универсальной обработки информации, в результате чего были созданы специальные устройства.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1) Мне кажется, что в качестве собеседника книга более надёжна, чем приятель или возлюбленная. (2) Роман или стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем – разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных. (3) И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. (4) Равенство это – равенство сознания, и оно остаётся с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчётливой, и рано или поздно, кстати или некстати, определяет поведение «сапиенса».

(5) В истории нашего вида, в истории «сапиенса», книга- феномен, аналогичный по сути изобретению колеса.

(6) Возникшая для того, чтобы дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что «сапиенс» этот способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. (7) Перемещение это, в свою очередь, как всякое перемещение, оборачивается бегством от общего знаменателя...

(8) Бегство это – бегство в сторону не общего выражения лица, в сторону числителя, в сторону личности, в сторону частности. (9) По чьему бы образу и подобию мы ни были созданы, нас уже миллиарды, и другого будущего, кроме очерченного искусством, у человека нет. (10) В противоположном случае нас ожидает прошлое – прежде всего политическое, со всеми его массовыми полицейскими прелестями.

(11) Я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя. (12) Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. (13) Хотя бы уже по одному тому, что насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие, она, литература, оказывается надёжным противоядием от каких бы то ни было – известных и будущих - попыток тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования. (14) Как система нравственного страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.

(15) Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. (16) И среди преступлений этих наиболее тяжкими являются не цензурные ограничения и не предание книг костру. (17) Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. (18) За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация, она платит за это своей историей.

(19) Скажу только, что - не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. (20) И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла, т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании.

(По И. Бродскому *)



* Иосиф Александрович Бродский (1940 — 1996) — поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.
А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

1) Книга была изобретена человечеством одновременно с колесом.

2) За преступления против литературы нет уголовного наказания.

3) Книга могла бы стать эффективной системой защиты в области политики.

4) Книга влияет на сознание и определяет поступки человека.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 12—14 содержат обоснование мысли, высказанной в предложении 11.

2) Предложения 1 — 5 включают фрагмент повествования.

3) В предложениях 15—18 представлено рассуждение.

4) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
А30. В каком предложении употреблены контекстные антонимы?

1) перемещение — бегство (предложение 7)

2) образ — подобие (предложение 9)

3) известные — будущие (предложение 13)

4) грамотность — образование (предложение 20)
Часть 2.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова РАЗГОВОР (предложение 2).
В2. Укажите, к какой части речи относится слово ОСТАЛЬНЫЕ

(предложение 2) .


В3. Укажите тип подчинительной связи в словосоченании ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ КНИГАМИ (предложение 17).
Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 11 — 18 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые). Напишите номер (-а) этих сложных предложений.

В5 . Среди предложений 1—7 найдите предложение, осложнённое обособленными однородными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10—14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 2—7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В8. «В Нобелевской лекции И. Бродский говорит о том, что для него значимо, – о литературе. Подчеркнуть значение книги в жизни отдельного человека и общества помогают лексические средства выразительности:_______(«Как система нравственного страхования» в предложении 14),________ (смутной — отчётливой, рано — поздно, кстати — некстати),________(«числителя — личности — частности» в предложении 8). Эмоциональность и убедительность речи придают синтаксические средства, например ________(в предложениях 4, 12, 20)».
Список терминов:

1) анафора

2) гипербола

3) метафора

4) олицетворение

5) парцелляция

6) контекстные синонимы

7) ряды однородных членов

8) инверсия

9) антонимы




Часть 3.
Для ответа к заданию этой части используйте чистый бланк ответов №2.. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




© 2011 Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Копирование, распространение и использование без письменного разрешения ТОГИРРО не допускается.