страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Инструкция по правилам безопасности; д инструкция по охране труда - страница №1/1
![]() 1. Нормативные документы: а) должностная инструкция; б) положение о библиотеки; в) правила пользования библиотекой; г) инструкция по правилам безопасности; д) инструкция по охране труда.
А) Должностная инструкция библиотекаря (0,5 ставки)
1.Общие положения:
Библиотекарь должен иметь (как минимум) среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда РФ от 1.02.1995 года №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4.08.1995 №58-М. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. Библиотекарь подчиняется непосредственно директору школы. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством РФ о культуре, образования и библиотечном деле; постановлениями правительства РФ. Эти документы рассматривают проблемы развития культуры по вопросам библиотечной работы; правила организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правила по охране труда, ТБ и противопожарной защите, а также устав и правила внутреннего трудового распорядка школы и настоящей инструкции.
2.Функции Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3.Должностные обязанности Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
Библиотекарь право: планировать работу библиотеки, исходя из общего плана работы школы; принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности; на периодическое повышение квалификации; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; на защиту профессиональной чести и достоинства;
6.Взаимоотношения. Связи по должности. Библиотекарь:
получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку соответствующими документами. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы; отчитывается о своей работе перед заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе в устной или письменной форме.
1. Общие положения 1.1 Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2 Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.3 Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.4 Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
1.5 Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. основные задачи Основными задачами библиотеки являются: Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно -информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 1 Основные функции Для реализации основных задач библиотека: А / формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: -
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; - аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; Б / создает информационную продукцию: -осуществляет аналитико-синтетическую переработку
-организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; -разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); -обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; В / осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание пользователей: -предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; -создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного бучения); -организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; -оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; -организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; -содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СД-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); -руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии). Г/ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; -содействует профессиональной компетенции, повышению
-создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; -организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; -осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; -поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, ВЕБ - страниц и т.п.); -способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; Д/ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: -удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; -консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; -консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся. 4.организация деятельности библиотеки 4.1 Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием. 4.2 Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини - издательский комплекс, множительную технику и др. 4.3 Библиотечно-библиографическое обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.4 Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения. 4.5 Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально – технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 4.6 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку: -гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно – активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНов; - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.7 Образовательное учреждение создает условия для сохранения аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.8 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения. 4.9 Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: -двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы; - одного раза в месяц – методического дня. 4.10 В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации. 5.Управление. Штаты 5.1 Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения. 5.2Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы подготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.
Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: - положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; - структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. №6); - положение о платных услугах библиотеки; - планово-отчетную документацию.
Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.
В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
На работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6.Права и обязанности библиотеки 6.1 Работники библиотек имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; - вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере); - участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения; - иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2 Работники библиотек обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работы общеобразовательного учреждения; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения; - повышать квалификацию. 7.Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1 пользователи библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2 пользователи библиотеки обязаны: -
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: пользователи 4 классов); - возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; - заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.3 Порядок пользования библиотекой: -
- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; - документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4 Порядок пользования абонементом: -
- максимальные сроки пользования документами:
-научно-популярная, познавательная,
месяц; -периодические издания, издания
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5 Порядок пользования читальным залом: -
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 7.6 Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: - работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки; - разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; - пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки; - по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; - работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
1.1. Правила пользования школьной библиотекой разработаны в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения. 1.2. Правила пользования библиотекой – документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступ к фондам библиотеки, права и обязанности читателей и библиотеки. 1.3. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники данного учреждения, а также родители учащихся и другие категории пользователей. 1.4. К услугам читателей предоставляется: фонд учебной, справочной, художественной, научно-популярной литературы; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей: - книги, газеты, журналы, слайды, электронные носители информации и др.; - справочно-библиографический аппарат: справочный каталог, тематическая картотека; - индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями (обзоры, викторины и т.д.) 1.5. Библиотека обслуживает читателей: - на абонементе (выдача
- в читальном зале (где читатели работают, с изданиями и другими документами которые не выдаются на дом). 1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы общеобразовательного учреждения.
2.2. Читатель имеет право: 2.2.1.
библиотечно-информационными услугами: - иметь
- получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания и аудиовизуальные документы; - получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации; - продлевать срок пользования литературой в установленном порядке; - использовать справочно-библиографический аппарат: алфавитный каталог и тематическую картотеку; - получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией; 2.2.2. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой. 2.2.3. Оказывать практическую помощь библиотеке. 2.2.4. Обжаловать действия библиотечного работника, ущемляющего его права, у директора общеобразовательного учреждения или в региональном органе образования. 2.3. Читатели обязаны: - соблюдать правила
-бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.) - возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки; - не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре; - пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, только в помещении библиотеки; - при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен пересмотреть их в помещении библиотеки и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотекарю, который сделает на них определенную пометку; - расписываться в формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов); - при потере и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными. За вред, причиненный библиотеке ответственность несут родители (усыновители или опекуны) если не докажут, что вред возник не по их вине, с 14 лет материальную ответственность за причиненный вред несут дети если они имеют источник дохода, если нет, то ответственность несут их родители. При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется работником библиотеки по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов; - не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа; - не вынимать карточек из каталога и картотек; - ежегодно в начале года проходить перерегистрацию; - при выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ним издания и другие документы; - соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки. 2.4. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены административные санкции (временное лишение права пользования библиотекой); 2.5. Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист. 2.6. Умышленная порча или хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражение или равноценную замену произведениями печати и другими документами. 2.7. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинения им невосполнимого вреда ответственность должны нести родители или поручители.
Обязанности библиотеки.
3.1. Библиотека обязана: - обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции; - обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей; - своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг; - предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного обслуживания; - изучать потребности читателей в образовательной информации; - вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий; - вести устную и наглядную массово-информационную работу: организовывать выставку литературы, библиографические обзоры, Дни информации, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия; - совершенствовать работу с читателями путем внедрения передовых компьютерных технологий; - систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати; - обеспечить читателей необходимой литературой в каникулярное время; - проводить в начале года ежегодную перерегистрацию читателей; - обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов; - проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекать к этой работе библиотечный актив; - способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией; - создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей; - обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения; - отчитываться о своей деятельности в соответствии с положением о библиотеки.
Порядок пользования библиотекой 4.1. Запись читателей проводится на абонементе в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя по паспорту. 4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой. 4.3. При записи читатели должны, ознакомится с правилами пользования библиотекой, и подтвердить обязательства об их выполнении подписью на читательском формуляре. 4.4. Читательский книжный формуляр является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку. 4.5. Обмен произведений печати производится по графику работы, установленной библиотекой.
5. Порядок пользования абонементом 5.1. Срок пользования литературой – от 7 до 14 дней; 5.2. Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экземпляре. 5.3. Читатели (за исключением 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий.
6. Порядок пользования читальным залом.
6.1. Литература для использования в читальном зале, на дом не выдается. 6.2. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, издания выдаются только в читальном зале. 6.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается.
Г) Инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении библиотеки
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в библиотеке. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из библиотеки. Не загромождать проходы сумками и портфелями. Не включать электроосвещение и средства ТСО. Не открывать форточки и окна. Не передвигать столы и стулья. Не трогать руками электрические розетки. Травмоопасность в кабинете: - при включении электроосвещения - при включении приборов ТСО Не приносить в библиотеку посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекать и не травмировать своих товарищей. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
Входить в библиотеку спокойно, не торопясь. Приготовить учебные принадлежности для записей.
Внимательно слушать объяснения и указания библиотекаря. Соблюдать порядок и дисциплину во время посещения библиотеки. Не включать самостоятельно приборы ТСО. Всю работу выполнять после указания библиотекаря. Поддерживать чистоту и порядок в помещении библиотеки. Не брать и не перекладывать на другое место альбомы книги и др. Во время игровых занятий не шуметь, соблюдать тишину и порядок.
При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть помещение по указанию библиотекаря в организованном порядке, без паники. В случае травматизма обратитесь к библиотекарю за помощью. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите библиотекарю.
Не уносите книги, учебники без разрешения библиотекаря. Все взятые для работы книги, альбомы и пр. положите на место. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите библиотекарю. Выходите из библиотеки спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину.
Д) Инструкция по охране труда для библиотекаря
К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие соответствующее образование и прошедшие медицинский осмотр. Библиотекарь должен: - знать свои должностные обязанности и инструкции по охране труда - пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте - руководствоваться в своей работе правилами внутреннего распорядка и Положением о школьной библиотеке - режим труда и отдыха определяется графиком его работы Травмоопасность в библиотеке: - при включении электроосвещения - при включении технических средств обучения - при нарушении правил личной безопасности О случаях травматизма сообщать администрации школы Соблюдать технику безопасности труда в библиотеке Использовать в библиотеке и книгохранилище электролампы закрытого типа Не передвигать самостоятельно книжные стеллажи Библиотекарь относится к не электротехническому персоналу, имеет первую квалификационную группу допуска по электробезопасности Не заниматься ремонтом электроустановочных изделий, электроприборов Не допускать нахождения учащихся и посторонних лиц в книгохранилище Нести ответственность (административную) за нарушение требований инструкций по охране труда
- абонемент; - читальный зал (12 посадочных мест).
- книжный фонд - 16.274; - фонд учебников – 1.546; - журналы («Вестник образования»,
5. Каталоги: - алфавитный каталог; - систематический каталог; - каталог периодических изданий. 6. Выставки: - «Мой край задумчивый и нежный» -
- «Книжки для малышки»- 1 сентября; - 87 лет Любинскому району - 24 сентября; -190 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского – 11 ноября; - 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – 19 ноября; - 250 лет со дня рождения В. Даля – 22 ноября; - 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова – 10 декабря; - 245 лет со дня рождения Н.М. Карамзина
- 115 лет со дня рождения В. Катаева – 28 января; - книжная выставка, посвященная Дню воинов интернационалистов и Дню защитника отечества; - 160 лет со дня рождения И.Г. Гарина-Михайловского – 20 февраля; - 75 лет со дня рождения В. Распутина – 15 марта; - 90 лет со дня рождения С.Алексеева -1 апреля; - 200лет со дня рождения А.И. Герцена – 6 апреля; - 110 лет со дня рождения В.А. Осеевой – 27 апреля; - «И помнить больно и забыть нельзя» -9 мая; - 120 лет со дня рождения И.С. Соколова-Микитова – 30 мая; - 120 лет со дня рождения К. Паустовскому – 31 мая.
- Традиционно в школе проводится неделя детской книги
7. Это интересно: «Учитель стал писателем» Среди хорошо известных детям писателей есть немало таких, кто был педагогом по образованию, работал учителем в школе. Гарриет Бичер-Стоу - ей не было ещё и 13 лет, когда она начала работать в школе для девочек, впоследствии организовала школу для негритянских детей. Марина Бородицкая - окончив институт иностранных языков, работала учителем английского языка в школе. Наталья Долинина - преподавала в школе литературу. Пётр Ершов - был учителем, инспектором, директором Тобольской гимназии. Василий Жуковский - был наставником наследника престола (в будущем царя Александра II). Александр Солженицын - работал учителем в сельской школе. Герберт Уэллс - был «помощником учителя», написал учебник по биологии. Льюис Кэрролл - преподавал математику в колледже в Оксфорде. Сельма Лагерлёф - окончила учительскую семинарию и работала учителем в школе для девочек. Джанни Родари после трехлетнего обучения в семинарии получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ.
этих книг – педагоги по образованию или работали учителями: •
•
•
•
•
•
•
•
•
• Ушинский К. Рассказы для детей |