Информационно-методический выпуск - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбу «Информационно-методический центр» Мариинск 2012 4 952.48kb.
Управление образования администрации Беловского района Информационно-методический... 5 1765.59kb.
Для педагогов и родителей информационно-методический материал 1 69.77kb.
Примерный перечень тем информационно-воспитательных часов со студентами. 1 95.53kb.
Исследовательская работа. Методический материал: тема «Корнеплоды». 3 772.82kb.
Выпуск 7-летней школы Выпуск 1951 года 1 249.31kb.
Характеристика выпускаемых информационно-статистических материалов... 4 591.41kb.
Сборник информационно методических материалов к 65 летию Победы в... 1 274.77kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 48.99kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 45.87kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
О декабрь2010 бъединяясь – творим и побеждаем орган печати школы... 1 61.5kb.
- 4 1234.94kb.
Информационно-методический выпуск - страница №1/2


Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации


имени М.В. Фрунзе

____________________________________________________________________

М е т о д и ч е с к и й о т д е л

Информационно-методический выпуск




К 85-летию

Культурного центра Вооруженных Сил

Российской Федерации

имени М.В. Фрунзе


Из когорты одержимых
Очерки о ветеранах Культурного центра ВС РФ
Москва

2012 г.

Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры России

Хробостов Д.В.

Составители сборника:

заслуженные работники культуры России:

Андрианов В.С., Галкин К.Г., Дмитриченко В.А.,

методист Востриков А.Д.
Редактор Востриков А.Д.
Компьютерная обработка материала:

Шипилова Н.М.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять

по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел


Телефоны: 681-56-17,681-28-07, 681-65-24

Факс: 681-52-20

Славная история Культурного центра Вооруженных Сил РФ – это, безусловно, результат постоянного кропотливого творческого труда многих поколений его сотрудников – руководителей, начальников отелов и групп, методистов, инструкторов, артистов, художников, технических специалистов…

В разные годы жизни страны они вносили свой вклад в становление, развитие Дома на Суворовской площади, совершенствование его функциональных возможностей по культурно-досуговому обеспечению военнослужащих, членов их семей, учащейся молодежи, широких слоев общественности, ветеранов.

В материалах данного сборника, автором которого является человек, по праву назвавший Культурный центр ВС РФ своим вторым домом, речь идет о некоторых ярких представителях этой удивительной когорты одержимых людей. Очерки и интервью – все они вышли из-под пера старейшего военного журналиста, известного поэта-песенника заслуженного работника культуры РФ Владимира Семеновича Андрианова.

ИЗ КОГОРТЫ ОДЕРЖИМЫХ
Очерки о ветеранах Культурного центра ВС РФ

(актуальные интервью, дайджест)

И. ЧУРСИН,

заслуженный работник культуры

Российской Федерации


НА ВИДУ У СУВОРОВА, ИМЕНИ ФРУНЗЕ…»

Стоят у входа лиственницы чинно.

Поднялся к небу ввысь дворца фронтон –

Живет здесь дух Святой Екатерины

И мирный шелест памятных знамен…
Архитектурный ансамбль на Суворовской площади, одной из самых живописных в Москве, неизменно притягивает внимание москвичей и гостей столицы. Старинное бирюзового оттенка здание строгого классического стиля, с десятиколонным портиком и рельефной лепниной, уютный фасадный сквер с фонтанами, на аллеях которого всегда людно и высокий постамент из розового гранита с бронзовым бюстом М.В. Фрунзе. Здесь располагается Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации.

Наш собеседник – полковник Иван ЧУРСИН – начальник головного военного учреждения культуры Вооруженных Сил Российской Федерации.


Иван Иванович, не так много времени минуло, как вы возглавили Культурный центр. Срок невелик, но завсегдатаи Дома (хочется именно так его называть), единодушны в мнении, что конструктивные перемены в облике именитого сооружения, внутреннего и внешнего убранства очевидны, оно ухожено, как никогда, выглядит презентабельно. А каким вам лично видится предназначение Центра, по праву занимающего место ведущего в строю армейских и флотских учреждений культуры?

– Спасибо на добром слове. Но, как гласит пословица: «Не красна изба углами…» В девятое десятилетие своего существования вступило головное учреждение военной культуры. Сменились эпохи, времена, а наш Дом высится, словно утес, жизнедействует и развивается, крепнет год от года. Кстати, нынче исполнилось 10 лет, как министр обороны Российской Федерации своим приказом объявил о создании Культурного центра Вооруженных Сил России. Был утвержден его устав, определены цели, направления, приоритетные задачи деятельности. Фактически сформировался новый базовый многофункциональный научно-методический центр армейской культуры. Он обрел статус государственного учреждения культуры, является ныне своеобразной лабораторией культурно-досуговой работы, призванной обобщать и распространять передовой опыт домов офицеров, клубов, библиотек.

Известно, какими сложностями порой оборачивалась военная реформа, но важно отметить, что мои предшественники, командование и коллектив Центра сумели сохранить весь присущий спектр культурно-досуговой работы, направляемой на всемерное повышение престижа Вооруженных Сил и военной службы, организацию и обеспечение разумного и полноценного отдыха генералов и офицеров центрального аппарата Министерства обороны, гражданского персонала, их семей.

Прочные связи у Культурного центра установились и всячески поддерживаются с подразделениями Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Российским Государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ, с различными общественными организациями, фондами и творческими союзами страны и, конечно же, с ветеранскими организациями. Важно и то, что наши усилия, поиск новых подходов в работе находит понимание и поддержку на уровне Министерства обороны, Главного управления воспитательной работы.



Все это, конечно, впечатляет, радует. Посетители любят Центр, охотно ходят на проводимые здесь мероприятия, спешат на «огонек». Но логика жизни такова, что контингент гостей, так или иначе «молодеет», они знают об истории Культурного центра лишь понаслышке, а история его по-своему примечательна…

– Совершенно верно. Мне порой сдается, что сама судьба распорядилась, чтобы созданный в 1925 году Центральный Дом Красной Армии разместился именно в этом прекрасном памятнике зодчества – бывшем инвалидном доме для старых офицеров и солдат, сподвижников Суворова, других российских военачальников, участников различных военных кампаний. Позднее, как известно, здесь располагался Екатерининский институт благородных девиц – в основном дочерей состоятельных дворян из генералов и офицеров. Боевой дух воинства витает над всем этим историческим пространством!

Да и начиналось все во второй половине XVIII века на месте, так называемых, Каменных палат графа генерал-майора А.В.Салтыкова, где был разбит парк (ныне ему возвращено прежнее название – Екатерининский сад). В свое время этот загородный дом приобрела Екатерина II, учредив тот самый инвалидный дом, ревниво опекаемый императрицами. В начале XIX века в нем квартировало Училище ордена Святой Екатерины. Здание несколько раз перестраивалось – это сооружение довольно именитое, уже хотя бы потому, что в его реконструкции, переустройстве участвовали в разное время такие выдающиеся зодчие, как Ухтомский, отец и сын Жилярди, Никифоров и другие.

Не пустовало это великолепное здание и сразу после революции. Институт благородных девиц был превращен в образцовую школу Наркомпроса, чуть позднее – в опытно-показательную школу-интернат.

Когда же было принято решение создать здесь ЦДКА, по стране развернулся добровольный сбор средств на осуществление этой цели.

2 ноября 1925 года, в связи с кончиной выдающегося военного деятеля М.В. Фрунзе, Реввоенсовет Союза ССР постановил увековечить память полководца постройкой в столице Центрального Дома Красной Армии (ЦДКА), о создании которого он страстно мечтал при жизни. Трудящиеся, красноармейская общественность встретили это известие c воодушевлением. Вскоре же президиум Моссовета вынес решение передать военному ведомству бывшее здание Екатерининского института благородных девиц.

Около трех лет длилась перестройка здания под ЦДКА, ею руководил первый его начальник С.М. Серышев – активный организатор Красной гвардии, участник и герой гражданской войны, бывший командующий войсками Амурского и Восточного Фронтов, в дальнейшем – военный атташе в Японии.

Для того, чтобы представить себе фронт развернувшихся тогда работ приведу несколько цифр из документов тех лет. На реконструкцию Екатерининского института Моссовет ассигновал 300 тыс. рублей – сумма по тем временам огромная. Потребовалось подвезти 110 вагонов леса, 40 вагонов алебастра, 10 вагонов железа, десятки и десятки вагонов других стройматериалов.

Торжественное открытие ЦДКА состоялось 23 февраля 1928 года и было приурочено к 10-й годовщине РККА.

Все выступавшие на вечере выражали уверенность в том, что Дом Красной Армии сыграет огромную роль в деле культурного строительства РККА, станет центром развития военно-политической мысли, культурного воспитания бойцов и командиров, военного обучения широких слоев гражданского населения. Словом, будет не только местом отдыха и развлечения для начсостава, но и, по выражению К.Ворошилова, «вольной академией командира РККА». Эти слова оказались пророческими.



В чем именно это выражалось?

– Дело в том, что в первые годы своего существования ЦДКА, в сущности, являл собой красноармейский университет – помимо залов зрелищных здесь были созданы и оборудованы всем необходимым помещения целевого назначения: зал для научной работы, кабинеты боевой подготовки, а также военно-топографический, артиллерийской, стрелково-тактической подготовки и другие, а всего около пятнадцати. Кабинет связи, например, имел отделы радио – проволочной и телеграфной связи, и, что любопытно, были там еще отделы военно-почтовой голубиной связи и даже отдел военных собак. В ЦДКА занимались почти три тысячи командиров и политработников, работал комвуз, большая сеть кружков и курсов. К чему я это говорю? Все дело в том, что учебно-научные кабинеты ЦДКА являлись одновременно и очагами, оборонно-массовой работы, активно пропагандировали роль и значение военных знаний и военной подготовки молодежи к обороне страны.

В вечерней и заочной академиях ЦДКА читали лекции М.Тухачевский, Д. Карбышев. Летом 1928 года состоялась встреча воинов столичного гарнизона с Алексеем Максимовичем Горьким, который пришел в восторг от всего увиденного. Через три дня он приехал вторично, встретился с военкорами, подарил нашей библиотеке собрание сочинений. Эти книги и по сей день хранятся у нас, как самая дорогая реликвия. В другой раз он приезжал с К.Ворошиловым, они посетили стрелковый тир – этот эпизод запечатлел на своем полотне художник В. Сварог.

Сейчас трудно себе представить мысленно, сколь весомый вклад в развитие советского спорта внес именно ЦДКА. Здесь начинали заниматься многие спортсмены Осоавиахима и будущего Центрального спортивного клуба армии. Совершенное по тому времени оборудование имели спортивные и тренировочные залы. Достаточно сказать, что в парке ЦДКА (ныне Екатерининский сад) был построен стадион, рассчитанный на шесть тысяч мест. ЦДКА располагал в разных местах Москвы своей гребной базой, водно-спортивной станцией, лыжной базой, теннисными кортами. На базе ЦДКА набирали соки хоккейная команда и футбольный коллектив.

И вся эта многообразная спортивная жизнь направлялась спортсектором, преобразованном позднее в отдел физкультуры и спорта. ЦДКА по праву стал обретать славу кузницы мастеров спорта.

И еще. При ЦДКА существовал аэроклуб с четырьмя отделениями: летным, парашютным, планерным и авиамоделизма. Курсанты летного отделения выезжали на практические занятия в район нынешнего Внуково, где на полевом аэродроме находилось несколько учебных самолетов.



Газета «Красная звезда» и другие средства информации тех дней помещали объявления о тех или иных мероприятиях, где отдельной строкой выделялись примечания: «Для военнослужащих – членов ЦДКА и их семей вход свободный».

– Штрих примечательный. Такое «неформальное» объединение членов ЦДКА действительно на первых порах существовало. В первые же две недели о приеме в члены ЦДКА было подано свыше 3000 заявлений. Быть таковым мог каждый рабочий, член профсоюза и Осовиахима, не говоря уже о военнослужащих резерва. Заявления рассматривались специальной комиссией, выдавались членские билеты. Взимались и членские взносы раз в три месяца. Для членов ЦДКА предусматривалась организация дешевого пи­тания в сто­ловой (расстояния в Москве неблизкие, с транспортом было туго), бронировались для них и места на спектакли и концерты, они привлекались на общественных началах к дежурствам в различных помещениях Дома.

Кстати, в ряде источников того времени указывается, что число членов Клуба ЦДКА доходило до 10 тысяч человек.

Как бы там ни было, но можно определенно утверждать, что проводимые в ЦДКА в канун войны мероприятия по военно-патриотическому воспитанию бойцов и командиров, многообразная культурная, учебная и оборонно-массовая работа в тесном контакте с Осоавиахимом по-своему способствовали росту готовности населения и армии к защите Родины. В годы Великой Отечественной войны ЦДКА становится своеобразным штабом культурно-художественного обслуживания войск. Именно отсюда в действующую армию направлялись театрально-концертные бригады, число которых в общей сложности составило три с половиной тысячи, а общее число артистов, представлявших различные творческие коллективы страны достигло более 35 тысяч. Силой искусства они укрепляли веру бойцов в победу, поднимали боеспособность войск. Неспроста за заслуги перед армейской культурой, центр награжден орденами Красной Звезды и Октябрьской Революции, удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

К слову будь сказать, сейчас, пожалуй, мало кто знает, что именно в стенах ЦДКА, в его штатной структуре зародились, получили путевку в жизнь, а позднее, окрепнув, «отпочковались» от своей альма-матер, став самостоятельными, такие, теперь уже центрального статуса учреждения культуры, как Центральный академический театр Российской Армии, Центральный музей Вооруженных Сил, Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный спортивный клуб Российской Армии, военный туризм.

Все это, можно сказать, день вчерашний головного учреждения культуры армии и флота. Есть у него и день сегодняшний…

– Культурный центр Вооруженных Сил, как правопреемник Центрального Дома Красной Армии /ЦДКА/, а затем Советской Армии (ЦДСА), Российской армии /ЦДРА/, ныне представляет собой сложившийся войсковой организм с глубоко продуманной, на практике проверенной инфраструктурой, по-своему гибкой и управляемой, с коллективом квалифицированных сотрудников, знающих что делать и как делать, способных оперативно и качественно решать многообразные и, порой, очень уж непростые задачи культурного обслуживания военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и, в первую очередь, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Мои заместители и помощники, начальники служб, а также, начальники ведущих отделов – люди глубоко преданные своему делу, относящиеся к работе с чувством высокой ответственности. Достаточно сказать, что 37 сотрудников нашего коллектива имеют почетные звания заслуженного работника культуры, заслуженного артиста и заслуженного деятеля искусств России. Наш золотой фонд – ветераны войн и труда, Вооруженных Сил.

Надо полагать, соответственно новым обстоятельствам, решаемым задачам складывалась и структура Культурного центра.

– Разумеется. Если учесть тот факт, что в военных округах и на флотах еще в тридцатые годы формировались и быстро росли, как грибы, Дома Красной Армии, повсеместно создаваемые клубы воинских частей, которые крайне нуждались в методической помощи, а таковую они могли получать с первых шагов своего существования лишь со стороны учреждения, призванного стать головным и ведущим.

У нас была своя экспериментальная типография. Более сорока лет издавался журнал «Культурно-просветительная работа в войсках». Все это существенно расширяло и возможности ЦДСА как методической базы, своеобразной лаборатории по исследованию и обобщению передового опыта Домов офицеров, клубов, библиотек.

Структура Центра, неоднократно менявшаяся с учетом требований времени и проводившихся реформирований, в настоящее время включает отделы культуры, методический, военно-шефской работы и библиотеку, а также концертный ансамбль. В распоряжении посетителей благоустроенные концертные, выставочные, лекционные залы, а также оборудованный по последнему слову бильярдный зал, методические кабинеты и учебные аудитории, читальный зал, один из лучших в столице планетарий, а также музей культурного Центра.

Внимание посетителей неизменно привлекает музей русской дворянской усадьбы, представляющий собой уникальную интерьерную экспозицию, отражающую благородный дизайн и традиции старины, коллекцию редких предметов русского дворянского быта, антиквариата, полотен великих отечественных живописцев.

А еще при Центре не менее эффективно работают военно-научное общество, литературное объединение, народная студия изобразительного искусства, клуб филателистов, военно-исторический клуб, детский театр «Маргаритки» и другие объединения по интересам.

С некоторых пор в КЦ ВС были отведены помещения для работы национальной телекомпании «Звезда», Общественного совета при Министерстве обороны, Военно-художественной студии писателей, Центра военной песни Вооруженных Сил Российской Федерации.

Не так много времени минуло, как вы поднялись на «капитанский мостик» Культурного центра Вооруженных Сил. Что конкретно удалось сделать за это время из задуманного? Как велик спектр творческой инициативы, новаций, наработок?

– Не стану придерживаться какой-либо логической последовательности, перечислять зримые уже наработки, подвижки. Но отметить кое-какие успехи можно и должно. Мы, например, капитально, на уровне eвростандарта отремонтировали основное здание, провели косметические работы на всех этажах, обновили «одежды» Колонного/Краснознаменного/ и Киноконцертного залов, приобрели для них современную аппаратуру.

Впервые за многие годы, возобновлена работа внештатной лекторской группы, разработано соответствующее Положение.

От номера к номеру улучшается качество публикаций издаваемого Центром на общественных началах информационно-методического бюллетеня «Культура и досуг», заодно растет и востребованность его в войсках. Мы придали ему дизайн журнала, улучшили бумагу, ныне он полностью печатается «в цвете», рассылается, как и раньше, бесплатно.

Впервые введен в практику «Новогодний огонек», отныне он станет традиционным, также как стали традиционными офицерские, курсантские и кадетские балы.

И еще новинка. Впервые, совместно с Московской конфедерацией бильярдного спорта в Центре проведены соревнования по бильярду на Кубок Министра обороны РФ, приуроченные к Дню защитников Отечества. В октябре 2006 года на нашей базе проведен Международный турнир по бильярду, в котором приняли участие 230 человек из 22 стран.

Культурный центр обладает уникальным библиотечным фондом, основой которого послужили литература библиотеки Института благородных девиц, личная библиотека генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина, книги из библиотеки Главного штаба Красной армии и других собраний. В начале прошлого года мы произвели инвентаризацию, в результате которой из фонда численностью 300 тыс. экз. выделено 9 тыс. раритетных изданий, для которых теперь оборудовано специальное хранилище.

Большую ценность представляет имеющийся у нас архивный фонд периодической печати: «Красная звезда» – с 1938 г., «Правда» – с 1924 г. журнал «Морской сборник» – с 1914 г., журнал «Военная мысль» – с 1920 г. и т.д. и т.п.

Радует нас и обнадеживает то, что в текущем году мы возобновили практику плановых поездок комплексных групп в дальние гарнизоны, куда входят, наряду с методистами культурно-досуговой работы, лекторы, корреспонденты военных СМИ, операторы телевидения, артисты. Недавно такие группы побывали в Самаре, Костроме, Нижнем Новгороде, Воронеже, Саратове, Астрахани, Пятигорске, Хабаровске и других гарнизонах.

Свыше десяти лет, один раз в квартал методический отдел Центр без единого срыва проводит учебно-методические семинары с работниками культурно-досуговых учреждений гарнизонов Москвы и Подмосковья, аудитория которых составляет 150-200 человек. В текущем году к участию в таких занятиях мы стали приглашать известных людей, деятелей культуры, искусства, членов Общественного совета при Министерстве обороны. Участники семинаров имели возможность встретиться с народным артистом СССР Василием Лановым, ведущим передачи «Поле чудес» Леонидом Якубовичем, писателем, главным редактором «Литературной газеты» Юрием Поляковым и другими.

Сила притяжения Культурного центра продолжает расти. К «новинкам сезона» можно отнести и совсем уж неординарные события, когда самые престижные сцены нашего Дома предоставляются для проведения гала-концерта Открытого Общенационального фестиваля-конкурса юных дарований «Таланты Нового века». Впервые на нашей базе проходил дипломный концерт выпускников Института военных дирижеров Военного университета, выпускной вечер.

На новую высоту поднялась планка нашего взаимодействия с дипломатическим корпусом - на базе центра состоялись приемы военных атташе и их семей во главе с министрами обороны ЮАР, Турции, а также концерт военного фольклорного ансамбля «Ондраш» Чешской Республики.

Завершаются работы по созданию и запуску в эксплуатацию профессиональной студии звукозаписи, а это значит творческий потенциал, возможности Культурного центра возрастут еще больше.

Рассказанное вами впечатляет. Но хотелось бы знать, каким вам видится завтрашний день головного учреждения культуры, что нового сулит он посетителю Дома?

– Не зря говорится: «новое это хорошо забытое старое». Сужу и по своему личному опыту, а потому у нас возникло намерение обратиться к некоторым «старым», известным формам организации культурного отдыха, незаслуженно забытым. Вспомните, разве ж нас в этих самых кабинетах, аудиториях учили плохому? Учили только хорошему, учили добру.

Перечислять весь комплекс вопросов, к которым мы вознамерились вернуться, было бы занятием праздным. Чем, скажем, не угодили организаторам культурно-досуговой работы, собиравшие всегда огромные аудитории устные выпуски «Боевая подруга»? Или, например, такая популярная форма отдыха, как танцевальные вечера.

Еще в недалеком прошлом известным признанием посетителей Дома пользовались «Клуб молодого офицера», встречи с видными деятелями культуры и искусства под девизом «Жизнь и творчество». Не меньший интерес вызывали устные выпуски центральных газет и журналов, в том числе и доброй памяти журнала ЦДСА «Культурно-просветительная работа в войсках».

Мы возвращаемся к этим, зарекомендовавшим себя формам активного отдыха и, это вызвало одобрение общественности.

Будем искать и проверять практикой новые подходы к расширению кружковой сети, с тем, чтобы вернуть Культурному центру традиционные спортивные кружки: авиамоделизма, судостроения, стрелкового дела, а также парашютного спорта, для чего понадобится, конечно, возвести специально вышку. Надеемся, что, как и в старые добрые времена, нам удастся оборудовать современный тир. Среди прочих задумок, планируем реконструировать оранжерею с последующим ее преобразованием в зимний сад. И, конечно же, постараемся привести в порядок теннисные корты на уровне современных требований, изучим возможности их эксплуатации в зимнее время, покрытия их надувными шатрами.

Что еще в перспективе? По договоренности с руководством ЦАТРА и, в частности, с народным артистом Борисом Морозовым планируем создать театральную студию, чтобы получить возможность постановки и показа на сценах Центра мини-спектаклей.

Словом, будем всячески наращивать творческий потенциал головного учреждения культуры армии и флота с тем, чтобы посетитель, и стар, и млад, на деле радовался каждому посещению нашего гостеприимного дома. Конкретными делами мы намерены утверждать доброе имя ведущего учреждения, светом культуры облагораживать ратный труд наших военнослужащих. Пусть каждый человек, пришедший в эти стены, почувствует в душе радость праздника и, уходя, желал бы ощутить этот праздник вновь.


Визитная карточка

Иван Иванович ЧУРСИН родился 27 февраля 1956 года в селе Руданское на Винничине в семье военнослужащего, офицера-фронтовика. Активно участвовал в художественной самодеятельности, учился музыке: играл на всех духовых инструментах.

Окончив среднюю школу, а затем военное училище, шесть лет служил в Воздушно-десантных войсках в широко известной Тульской дивизии, в его активе – 115 прыжков с парашютом. Имеет высшее военное образование – окончил военный факультет Московского финансового института – ныне академия.

Около четырех лет служил в управленческих структурах корпуса, армии ПВО и политуправления войск ПВО страны в должностях начальника службы, старшего инспектора и других.

В 1992 году был переведен в Комитет по работе с личным составом (ныне Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации). И повсеместно курировал вопросы финансово-экономического обеспечения военных учреждений культуры, объездил все военные гарнизоны от Калининграда до Камчатки. Десять лет был заместителем начальника Центрального академического театра Российской Армии. В декабре 2005 года приказом Министра обороны Российской Федерации назначен начальником Культурного центра Вооруженных Сил РФ имени М.В.Фрунзе.
«Воин России» № 7. 2008 г.

Василий ДМИТРИЧЕНКО,

заслуженный работник культуры

Российской Федерации:


ПО ПРАВУ И ДОЛГУ ВЕДУЩЕГО
Когда бы ни встречался с ним – в будни или праздники, он выглядит свежо и бодро, сама элегантность, костюм на нем с иголочки и всегда при галстуке, идет легко узнаваемой, подобранной походкой. Короткая мужская стрижка, в темные волосы все гуще вкрапливается седина с оттенком легкой синевы. А на лице неизменная улыбка. Он не входит, а как бы вскальзывает в дверь нашего рабочего кабинета, отчего комната, кажется, наполняется аурой тепла и света. Три десятилетия знаю его, а впечатление о нем не меняется, также как и он сам.

Василий Андреевич Дмитриченко, заслуженный работник культуры России, полковник в отставке. Многие годы он трудится в стенах ведущего головного учреждения армейской культуры, шесть лет кряду возглавлял коллектив ЦДСА, оставив заметный след в его истории, занесен в Книгу почета Культурного центра ВС РФ. Какое-то время, уволившись в запас, трудился в других структурах, но вернулся на круги своя, но уже в ипостаси ведущего методиста. Нынче ему исполнилось 65.

Мы встретились с ним, чтобы познакомиться с ветераном поближе и не обманулись в ожиданиях – собеседник Василий Андреевич что надо, речь его незатейлива и проста, рассказывает о себе доверительно, без прикрас.

Родился на Дону в победном сорок пятом, на хуторе Вольном, раскинувшемся посреди бескрайней степи. Весной, по его же образным воспоминаниям, степь предстает глазам в лазоревом цвету, осенью – в сизо-опаловом наряде из отцветших разномастных трав. Вызревает ковыль, и степь одевается колышущимся серебром, воздух пропитывается терпким ароматом чабреца и полыни. Днями бестучье в низком донском небе, сухой палящий ветер с примесью горько-соленого конского пота. А над головой тихо плывущее полудужье распростертых крыльев коршуна, высматривающего с высоты зазевавшегося суслика, сурка или незадачливую перепелку. Такие видения нередко приходят к Василию Андреевичу даже во сне. Степь родимая, бесконечно далекая, но всегда близкая казачьему сердцу…

Спрашиваю о семье, родительском окружении. О родословной знает немногое – в основном, начиная от деда. Это сейчас люди усиленно занялись исследованием своего генеалогического древа. А тогда их занимали другие заботы.

– У нас в роду, – рассказывает – все именовались Дмитриченковыми. Сказались, видимо, события, происходившие в стране: революция, гражданская война и многое другое. Так получилось, что последний слог нашей фамилии почему-то исчез, то ли писарь в сельсовете такой «грамотей» оказался и что-то не досмотрел, то ли еще что. Но фамилия обрела украинский оттенок, хотя мы в своем роду все исконно русского происхождения, из донских казаков.

Дед мой Евтей Ферапонтович в чине урядника служил в 12-ом линейном казачьем полку, в Первую мировую войну участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. За боевые заслуги, проявленную храбрость удостоился Георгиевского креста.

У матери моей Феклы Никаноровны было трое детей – старшая сестра Мария, брат Иван и я. Ну, а отец Андрей Евтеевич 1912 года рождения, естественно, в войне участия не принимал, занимался мирскими делами, у него стояла кузня на краю хутора, где он работал. Слыл он человеком мастеровитым, кузнечное дело знал досконально, владел им в совершенстве. Ремесло это многогранное, неспроста кузнец во все времена слыл видной особой в своей деревне, пользовался особым расположением односельчан.

Но отец мой владел и другими профессиями, он был еще и механизатором, комбайнером в МТС. Работал на так называемых сцепах – объединенных двух комбайнах. Работа эта была сезонная – начиналась в июле, в пору наступления уборки, заканчивалась в декабре. Подсолнухи убирали, когда уже «белые мухи» летали во дворе.

Отец и меня исподволь приучал к кузнечному мастерству. Целыми днями бывало, я просиживал в кузнице под стуки молотов, очаровываясь снопами огненных искр. В мой обиход стали входить такие понятия, как: «крица», горн, меха, ковка, шина…Но кузнеца из меня не получилось – судьба уготовила другие предназначения. В школу пошел там же на хуторе Вольном. С первого по четвертый класс все мы сидели за одним столом. Первая учительница Акулина Ивановна, записывая меня в тетрадь учета, осведомилась на всяк случай:

– Вася, сколько на руке пальчиков?

– Пять! – отвечал я уверенно.

– А может четыре? – лукавила Акулина Ивановна.

– Может четыре… – соглашался я.

– А стишки, песенки какие-нибудь знаешь?

– Знаю: «Скакал казак через долину,

через Кавказские хребты…».

- Где научился?

-Мама напевала.

После четвертого класса, для продолжения учебы ходили за пять верст в райцентр. То были непростые испытания, особенно зимой – шли, как правило, цепочкой, след в след, чтобы не увязнуть в снегу.

После одиннадцатилетки какое-то время учился в знаменитом Донецком сельскохозяйственном техникуме, известном по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина». А вскоре пришла повестка из райвоенкомата. Василий был призван на действительную военную службу, и с группой таких же, как он ребят-земляков оказался в Калининграде (бывшем Кенигсберге) в школе младших военных специалистов ВВС – так определился, можно сказать, жребий судьбы, связавший молоденького донского казака с Военно-Воздушными Силами, но не надолго. Отличник боевой и политической подготовки, активист художественной самодеятельности, спортсмен, быстро обратил на себя внимание и отцов-командиров, и сослуживцев. Пришла разнарядка, и Василию было предложено попытать счастья – поступить в Львовское высшее военно-политическое училище Советской Армии и Военно-Морского Флота. Вступительные конкурсные экзамены сдал успешно. Судьба повенчала его с армией окончательно и бесповоротно.

Четыре напряженных года учебы в «охотку», познание литературы, музыки, изобразительного искусства, серьезное увлечение спортом – Василий удостоился звания мастера спорта по велосипеду, легко занимал призовые места на соревнованиях – все это явилось убедительной прелюдией к дальнейшей жизни и службе.

Незабываемый 1970-й – торжественный выпуск очередного отряда лейтенантов из ЛВВПУ. Первое назначение на должность, самостоятельная работа. Начальник клуба зенитно-ракетного полка Войск ПВО страны! Звучит!

Два года становления в клубной сфере позволили обрести определенный опыт в организации культурно-досуговой работы, а заодно и уверенность в своих силах. Командование убедилось в том, что Василию Дмитриченко можно поручить объект и поважнее – он получил назначение в Архангельск на авиабазу в Талагский гарнизон. Полк истребителей-перехватчиков был укомплектован молодыми офицерами, а это налагало особую ответственность. За пять лет, проведенных на севере, Василий ввел в строй клуб, которого ранее не было, организовал самодеятельность, получившую вскоре признательность в регионе и за его пределами. Коллектив Талагского гарнизона удостоился лауреатских мест, стал победителем многих смотров в области. На протяжении ряда лет кубок по футболу удерживала опять-таки команда клуба, возглавляемого Василием Дмитриченко. Теперь ему была предложена должность инструктора политического отдела 10-й отдельной армии ПВО. Это было время, когда в Заполярье входило в строй телевизионное вещание, и нужно было вникать в тонкости этого дела, многое доказывать, изыскивать материальные средства.

Обладая покладистым характером, он избегал вступать в ненужные споры, но всегда старался прислушиваться к мнению старших, словно губка впитывал полезную информацию. Кто-то во время перекура привел в шутку такое изречение: любое дело можно делать тремя способами – правильно, неправильно и по-армейски. Василий во всем предпочитал первый способ. Он шагал вверх по служебным ступеням терпеливо, без «напряга», поскольку не терял времени зря, накапливал знания и навык, а потому был всегда востребован. Будучи, например, уже начальником офицерского клуба в Талагах, заочно поступил в Архангельский педагогический институт на кафедру истории, коей увлекался, сколько помнит себя, мечтая быть преподавателем истории. Жизнь внесла коррективы, учителем не стал, но научное образование окупилось сторицей. Книги на исторические темы занимают в его библиотеке значительное место, читает их, можно сказать, взахлеб.

Как бы там ни было, но десятилетняя «северная одиссея» завершилась для Василия обретением более весомой служебной категории – он был назначен начальником Брянского гарнизонного Дома офицеров, занимавшего всегда достойное место в системе культурно-досуговой деятельности в Вооруженных Силах.

Вместе с ветеранами Великой Отечественной войны (Н. А. Осипенко – братом мужа Полины Осипенко и рядом других фронтовиков) для школьников города был создан военно-патриотический клуб «Поиск», были организованы экскурсионные поездки в места исторического значения. А чего стоили партизанские костры, встречи с героями войны, подпольщиками и многое другое! Такое не забывается.

Знаковым для Василия стал приезд в гарнизонный Дом с проверкой старшего инструктора политуправления Войск ПВО страны полковника Владимира Коновалова. Приехал, изучил обстановку, оценил постановку дела в Брянском ДО и с его легкой руки Дмитриченко был переведен на должность заместителя начальника Дома офицеров Войск ПВО.

Новая точка отсчета началась в 1982-ом, когда Василий Андреевич был выдвинут на должность инструктора по культурно-художественной работе отдела пропаганды и культурно-массовой работы ЦДСА им. М.В. Фрунзе. Перед Василием открывала объятия Москва. Здесь прошли его «университеты». За десять лет он прошел путь от инструктора до начальника головного учреждения культуры Вооруженных Сил, и во многом благодаря отеческому вниманию, педагогическому такту предыдущих руководителей ЦДСА, заслуженных работников культуры России, генералов Михаила Ивановича Михайлова и Анатолия Егоровича Бакланова, полковника Шабанова Николая Сергеевича, многих других специалистов культурной сферы, имя которым - легион.

Время было смутное, неопределенное. Смена лидеров, идеологический вакуум, остаточный принцип финансирования культуры… Нависла угроза ликвидации института культурно-просветительной работы в военных структурах. И все это надо было пережить, преодолеть, выстоять.

«ЦДРА живет незавершенным строительством, а значит нереализованными идеями», – писала «Красная звезда» пытаясь хотя бы морально помочь головному учреждению культуры в решении многочисленных проблем.



Целая группа этих проблем была связана как раз с уникальным строением, зданием, являющимся памятником архитектуры. В Москве появилось немало охотников до лакомого куска, дельцов, готовых «прихватизировать» бесценное здание. Злые языки распространяли слухи, будто от ЦДРА остались одни воспоминания, что нынче в его помещениях хозяйничают коммерческие структуры.

С помощью СМИ, публичных выступлений, оперируя не домыслами, а конкретными фактами, молодой энергичный начальник сумел убедить общественность и руководящие инстанции, что правопреемник Центрального Дома Советской Армии – ЦДРА живет и здравствует, работает интенсивно, и, как прежде, предстает в своем многофункциональном качестве, выполняя роль научно-методической базы культурно-досуговой работы в армии и на флоте.

Да, известная часть помещений решением министра обороны была на время передана Московскому Дому ветеранов войн и Вооруженных Сил. А в остальном из 14,5 тыс. квадратных метров в аренду сдавалось чуть более 2 тыс. кв. метров. Но оставшаяся площадь не пустует, заполняется посетителями изо дня в день с утра и до позднего вечера.

Как бы в подкрепление этого и других доказательств, на имя начальника ЦДРА пришел примечательный документ: «Выражаю благодарность Центральному Дому Российской Армии за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Москва. Кремль. 14 августа 1995г.»

Подписал благодарность Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. Злопыхатели были посрамлены.

- А насчет хозяйствования коммерческих структур…, - вспоминает Василий Андреевич. – Сама жизнь заставляла нас быть и культурологами, и менеджерами. В период обвального сокращения и реформирования армии, мы вынуждены были на базе ЦДРА организовать курсы переподготовки офицеров запаса. Вчерашние военнослужащие приобретали профессии – банковские, бухгалтерские, страховых агентов и т п. А что поделать! Я и сам тогда, на всякий случай прошел такие курсы, и это мне помогало в дальнейшем со знанием дела разбираться в тонкостях рыночной экономики с ее непредсказуемостью.

Именно тогда, в те смутные годы, острейшая финансовая необеспеченность в культуре, скудость дотаций не давали выбора: либо культработники сами научатся зарабатывать на свое существование, либо уже в самое ближайшее время многие армейские и флотские учреждения культуры творческие коллективы будут вынуждены свернуть работу.

Именно аренда и некоторые другие источники позволяли нам сидеть в кабинетах при полном освещении, содержать должный штат сотрудников, выполнять плановые установки Министерства обороны и Генерального штаба, поддерживать в рабочем состоянии здание, как с внешней стороны, так и внутри, своевременно производить ремонт и реставрационные работы. И, разумеется, иметь в своем распоряжении фонды для премирования, разовых поощрений и других акций по социальной защите работников. Образно говоря, нам постоянно приходилось поспевать за бегущим днем, буквально на ходу менять мышление и взгляды, искать новые подходы в работе, исходя, прежде всего, из той неоспоримой реальности, что полноценный культурный досуг военнослужащих и их семей, душевное самочувствие людей, настроение – одно из первоплановых условий результативного ратного труда. Иначе, когда страна и армия переживают не лучшие времена, наш воин особо нуждается в щедром духовном «довольствии», и мы, работники сферы культуры, призваны быть генератором новых подходов и методик в организации культурного досуга.

Уместно будет сказать, что уже в те годы мы стали учиться уходить от формальностей, существовавшей ранее официальной помпезности, пресловутого идеологического схематизма, отражавшегося даже в наглядно-художественном оформлении помещений, от казенщины в проведении культурно-досуговых мероприятий.

Именно тогда, в кризисные в финансовом плане годы, никто иной, а начальник ЦДРА с государственным пониманием и готовностью поддержал идею и замысел сотрудников ЦДРА и, прежде всего Наумовой Ларисы Александровны, создать историко-художественный комплекс, уникальный по своей сути, не имеющий аналогов в столице Музей русско-дворянской усадьбы XIX века. Реализация этого проекта позволила спасти и сохранить коллекцию бесценных живописных полотен русских художников, собрать воедино раритеты, имеющиеся в Доме.

А еще уместно вспомнить, что именно Василий Дмитриченко будучи начальником Дома, стал как бы прародителем возродившегося из небытия нынешнего информационно-методического бюллетеня «Культура и досуг». Поначалу это был выпуск небольшого (8-16 страничек) издания, которое в дальнейшем, в бытность начальником КЦ Валерия Шуткина, обрел журнальный формат.

Еще более современный дизайн был придан изданию, когда Культурный центр возглавил Иван Иванович Чурсин. Ныне оно печатается полностью в цвете, на высококачественной бумаге, а рассылается, как и раньше, бесплатно. Уже увидел свет 36-й номер.

- Василий Андреевич, в коллективе сказывают, что именно вы инициировали в свое время создание ветеранской организации и совета ветеранов, который по решению коллег вы сами же и возглавили. Как возникла эта идея, и что подвигло вас на ее реализацию?

- Честно говоря, не помню, была ли у нас ранее такая организация. Если и была, то существовала, видимо, формально. Мы собирались от случая к случаю, а необходимость упорядочения работы с ветеранами существует постоянно. Мы высказали свои предложения. Наше руководство отнеслось к ним с пониманием. Было определено ядро совета, его актив, разработано краткое положение. Конечно, наш совет далек от того, чтобы решать какие-то глобальные проблемы, но связи с ныне здравствующими ветеранами восстановлены, они не выпали из информационного поля, пуповина с учреждением, которому отданы годы и годы работы, жизнедействует.



- Вы уволились из рядов Вооруженных Сил в 54 года. Довольны ли вы тем, как сложилась служба, карьера?

- Я благодарен судьбе за то, что она распорядилась именно так. Счастлив, что и сегодня уже в штатском качестве отдаю свои знания и опыт культурно-досуговой работе, искусству методики, тружусь в отделе, которым руководит мой ученик и воспитанник Дмитрий Хробостов, заслуженный работник культуры России.

Воочию убеждаюсь, что в новых непростых условиях, в которых протекает процесс культурно-досуговой работы, люди, с позиций времени воспринимающие этот процесс, задают ему и соответствующий импульс, как это делают, например, ныне действующий начальник Центра заслуженный работник культуры РФ Иван Иванович Чурсин и его заместитель Василий Иванович Мазуренко.

Жизнь вроде бы прошла – 45 лет службы пролетели как один день, а кажется, что сделано так немного. Сорок лет минуло с той поры, как любимая женщина Нина Александровна стала моей супругой и разделила со мной тяготы воинской службы. Вырос и стал самодостаточным сын Андрей, он полковник. У него замечательная жена Наташа. У них растет Алеша, мой внук. Жизнь продолжается.



Родина щедро вознаградила меня за труды и старания: два ордена, десятки медалей, звание «Мастер спорта СССР», почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Чего еще желать?

Человек он неординарный, общительный, контактный. Тщетно, например, тягаться с ним в решении кроссвордов – любимым занятием миллионов людей. Он считает кроссворд не только приятным времяпрепровождением, но и способом отвлечения от повседневных забот: кроссворд тренирует память, развивает кругозор, повышает эрудицию – в ней, согласитесь, Василь Андреичу не откажешь.

В свое время наш коллега увлекался бильярдом – игрой всех уважающих себя мужчин. Накал страстей с годами иссякает, новые времена привносят новые ценности, но приобретенные навыки и жизненный азарт непреходящи.

Он мастер шутливой реплики, дружеского прикола, неожиданного комментария, отчего лица присутствующих светлеют в улыбке, и человек, побыв в его кругу, уходит умиротворенный, с повышенным настроением.

Кто-то, скажем, безудержно расхваливает ухоженность личного приусадебного участка. «Своя земля и в горсти мила», – иронизирует Василий Андреевич вслух.

Ну, а если речь заходит о роли книги в нашей жизни, это значит задеть самую чувствительную струну Василия Андреевича – столько постулатов сходу приведет, что дискутировать с ним бессмысленно. Еще, дескать, Эразм Роттердамский утверждал, что « родина человека там, где находится его личная библиотека», и в этом есть определенный резон. Персидский ученый визирь Сахиб, живший в середине ХI века, располагал библиотекой, насчитывающей 117 тысяч томов. Государственный деятель и военачальник, он большую часть жизни проводил в походах и по обыкновению брал с собой всю библиотеку, на что было занято 400 верблюдов. Шли они в азбучном порядке, благодаря чему можно было быстро найти требуемую Сахибу книгу.

По-своему резюмировал Андреич весь этот разговор: много, мол, есть на свете хороших книг, но хороши они только для тех, кто умеет их читать.

Помнится один из наших сослуживцев, не буду имярек, заметил как бы невзначай: что не сразу порой можно понять, когда Василий Андреевич шутит, когда говорит всерьез, от него может исходить любая неожиданность, но чаще все-таки приятная.

Как-то Андреич готовился к своему юбилею: коллеги судили-рядили, чтобы такое подарить товарищу. Скинулись, как водится, приобрели презент. Собрались за столом. И вдруг поднимается с места виновник торжества, без тамады открывает собрание: «Прошу прощения,– говорит, – но я позволю себе несколько изменить ход вещей» и добавляет со свойственной ему обворожительной улыбкой нечто вроде: « спасибо мне, что я есть у вас» и благодаря вам могу отметить свой юбилей в вашем кругу.

А дальше ничтоже сумняшеся, стал вручать собравшимся подарки… Дескать на память о состоявшемся событии, не более – не менее. Все были приятно ошеломлены, пребывали в этаком легком шоке.

Мне лично досталась изящно посеребренная рамка, которая вот уже несколько лет хранит под стеклом дорогое для меня фото. И таков он во всем. Непредсказуемый.

В завершении нашей с ним беседы я задал три вопроса:

- Что вам, Василий Андреевич, больше всего нравится у молодежи?

- Молодые, как правило, норовят заглядывать вперед, а старики чаще обращаются к прошлому.

- Что вам больше всего не нравится у молодых?

- То, что я больше к ним не принадлежу.

-Ну, а что бы вы хотели пожелать молодым, идущим на смену?

- Бережно относиться к тому, что дорого нам, ветеранам…

При этих словах, мне показалось, по его лицу пробежала и затаилась где-то в уголках глаз моложавая, озорная улыбка.
«Культура и досуг» №2 2010 г.

Василий МАЗУРЕНКО,

заслуженный работник культуры

Российской Федерации:



С УЧЕТОМ ОПЫТА, С ПОЗИЦИЙ ЗРЕЛОСТИ

Василий Иванович, близится святой для нашей Родины праздник – страна деятельно готовится к торжествам в связи с 60-летием Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. А еще спустя полгода, общественность отметит 80-летие головного учреждения культуры армии и флота – Культурного центра Вооруженных Сил, популярного не только среди военного люда. Не смогли бы вы поделиться с нашим читателем мыслями, раздумьями по поводу этих знаменательных событий?

– Скажу без обиняков – испытываю одновременно и радость, и душевное волнение – текущий год поистине является для коллектива центра юбилейным вдвойне. Люди отдают своему родному учреждению много сил, энергии и невольно роднятся с ним, желают видеть его еще более красивым, привлекательным для наших посетителей – военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.

Сужу по себе. Когда идешь на службу, то еще издали, при виде старинного бирюзового цвета, здания Центра испытываешь особое чувство, в котором перемешивается и гордость, и сердечное тепло. Древний ансамбль строений блещет и внешней, и внутренней красотой архитектуры, обустроенностью, он хорошеет год от года, и, мне сдается, никогда еще за все годы своего существования, наш центр не приобретал столь презентабельный, ухоженный вид. Присмотритесь, и вы увидите, что его уютные помещения – залы и гостиные не пустуют ни в праздники, ни в будни.

Бесспорно, посещаемость проводимых здесь мероприятий, наполняемость помещений Центра завидная, - и, значит, люди спешат сюда на «огонек», и это радует. И все же время бежит стремительно, поколения посетителей молодеют, и не все из них, разумеется, в должной мере знают историю, этапы развития Культурного центра. А юбилей на пороге…

– И то верно. Между тем, мне думается самой судьбой было предназначено, чтобы в прошлом Центральный Дом Красной Армии (ЦДКА), а затем Советской Армии (ЦДСА), Российской Армии (ЦДРА), преобразованный, в конечном счете, в Культурный центр Вооруженных Сил обосновался именно в этом прекрасном памятнике зодчества – бывшем Инвалидном доме для старых офицеров и солдат, сподвижников Суворова, других русских военачальников. А предыстория, если быть кратким, такова.

Поначалу во второй половине ХVШ века в районе так называемых Каменных палат графа А.В. Салтыкова, был разбит регулярный парк (ныне ему возвращено первоначальное наименование – Екатерининский сад). Позднее этот загородный дом приобрела поспевающая всюду Екатерина II, так возник тот самый Инвалидный дом для неимущих штаб-с и обер-офицеров, отставных солдат.

В начале XIX века здесь было расквартировано Училище ордена Святой Екатерины. В перестройке зданий и помещений в разные годы принимали участие такие известные зодчие, как Д.В. Ухтомский, отец и сын Жилярди, А.Г. Григорьев, Н.М. Никифоров и другие.

Присвоение Дому имени М.В. Фрунзе, тоже ведь не было случайностью?

– По свидетельству очевидцев и документам герой гражданской войны Председатель Реввоенсовета СССР страстно мечтал о создании такого центра военной культуры, предлагал «утв­ердить широкую программу организации в Москве Дворца Армии с тем, чтобы он носил характер общесоюзного учреждения». Но осуществить свою мечту не успел, жизнь Фрунзе оборвалась, и 2 ноября 1925 г. на заседании Революционного Военного Совета. Союза ССР был рассмотрен вопрос об увековечении его памяти постройкой Центрального Дома Красной Армии его имени.

Чуть позднее Президиум Моссовета, принял решение отвести для ЦДКА одно из лучших зданий столицы, где мы сейчас и располагаемся. Началась перестройка бывшего института, развернулись интенсивные реставрационные работы, которые возглавил первый начальник ЦДКА Степан Михайлович Серышев, в прошлом военный атташе при Полномочном Представителе СССР в Японии, герой гражданской войны, бывший командующий войсками Амурского фронта. Общее руководство осуществлял специально созданный Совет Дома из пяти человек, куда вошел и будущий Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Такой вот уровень. Объем работ был весьма внушительным. На реконструкцию Екатерининского института Моссовет ассигновал 300 тыс. рублей – по тем временам сумма солидная. Потребовалось подвезти 110 вагонов леса, 40 вагонов алебастра, 16 вагонов железа, десятки вагонов других стройматериалов. За помещение бывшего Екатерининского института военное ведомство как бы в порядке компенсации передало Моссовету здания, занимаемые до этого высшей педагогической школой на Большой Грузинской и в большом Тишинском переулке, общежитие Воздушной академии и еще целый ряд зданий в Лефортове.

Открытие ЦДКА приурочили к 10-й годовщине РККА – 23 февраля 1928 года. То был радостный праздник.

Выступавшие – Уншлихт, Бухарин, Бубнов и другие военные деятели высказывали уверенность, что ЦДКА будет не только местом отдыха и культурного развития начсостава, но и «вольной академией командиров РККА». Жизнь подтвердила это предположение.

Если учесть тот факт, что в военных округах, на флотах в те годы формировались Дома Красной Армии, создавались повсеместно клубы воинских частей, которые крайне нуждались в методической помощи, то таковую они смогли получать с первых же шагов своего существования со стороны учреждения, призванного стать головным и ведущим. И необходимую помощь они получали в достатке, как получают ее и по сей день.

История прошлого зачастую содержит в себе моменты, детали, приковывающие к себе внимание, вызывающие неподдельный интерес. Пресса тех годов, например, изобилует сообщениями о том, что в проведении культурно-досуговой работы заметное место отводилось демократическим началам, отсутствовала в них так называемая заорганизованность, в общении начальствующего состава и рядовых военнослужащих наблюдались раскованность, простота. Мы и теперь с любопытством рассматриваем фотоснимки, свидетельствующие, как на субботники в ЦДКА нередко приезжали, брались за лопаты Ворошилов, Будённый, другие военачальники. Газета «Красная звезда» помещала объявления о тех или иных мероприятиях, где отдельной строкой выделялись примечания: « Для военнослужащих - членов ЦДКА и их семей вход свободный».

– Мы и сейчас, где возможно, стараемся придерживаться такого принципа, когда большинство мероприятий военнослужащие посещают бесплатно. Другое дело, что в условиях рынка многие из таких завоеваний оказались отодвинутыми назад, ряд традиций утерян, и о них остается лишь вспоминать.

А тогда, действительно, на первых порах деятельности Дома существовало этакое неформальное объединение членов ЦДКА. Согласно историческому формуляру в первую же неделю открытия ЦДКА было подано свыше 3000 заявлений, их рассматривала специальная комиссия, выдавались членские билеты, взимались и небольшие, чисто символические членские взносы. Более того, для членов ЦДКА предусматривалась организация дешевого питания в столовой – расстояния в Москве и Подмосковье неблизкие, с транспортом было туго. Бронировались билеты на спектакли и концерты.

В библиотеке Центра чудом сохранилось библиографическое редкостное издание – проект Устава ЦДКА 1928 года, им определялись цели и задачи ЦДКА, как учреждения, строящегося на основе «добровольчества, самодеятельности и общественности», имеющего назначением органи­зацию «внеслужебного быта своих членов», ведение широкой военной и общекультурной работы. Издавалась и небольшого формата газета «Фрунзевец» на общественных началах.

А еще, о чем сегодня мало кто помнит и знает – при ЦДКА был создан аэроклуб с четырьмя отделениями: летным, парашютным, планерным, авиамоделизма. Это уже гораздо позднее данный аэроклуб влился в состав Центрального клуба Осовиахима. Все эти творческие организации со временем «отпочковались» от своей альма-матер, обрели самостоятельность, а родительское древо у них было одно.

И на протяжении всех этих десятилетий приоритетным направлением нашего Центра была активная работа по повышению культурного уровня командных кадров, воинов армии и флота, их семей, гражданского персонала, распространение военных и культурных знаний. В военное время он по праву становился своеобразным штабом культурно-художественного обслуживания действующей армии, центром обмена опытом работы Домов Красной Армии и Флота. Деятельность ЦДКА в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны интересна и поучительна. Об этом написаны книги, научные работы. Именно по путевкам ЦДКА в действующую армию в общей сложности было отправлено 3500 театрально-концертных бригад в составе десятков и десятков тысяч артистов из разных городов и республик словом и делом доказывавших, что когда говорят пушки, музы тоже не молчат.

Отнюдь не случайно за заслуги перед армейской культурой учреждение награждено орденами Красной Звезды /1968 г./ и Октябрьской Революции (1978г.), а в наши дни удостоено Благодарности Президента Российской Федерации.

Во время командировок в войска то и дело встречаешь над входом или внутри Домов офицеров броские вывески «Офицерское собрание». Насколько они соответствуют действительному положению вещей?

– Как видите, сама жизнь подсказывает, что одним из приоритетных направлений культурно-досуговой работы является необходимость всячески поднимать престиж Российской армии, ее офицерского корпуса, воспитывать молодежь на романтике ратного труда, выполнения воинского долга, вернуть прежнее высокое звучание русского офицера. В этой связи широкое поле деятельности армейским и флотским учреждениям культуры открывается там, где речь идет о возрождении роли офицерских собраний, мероприятий которых, как предусматривается Временным положением, проводятся на базе Домов офицеров и офицерских клубов.

Нельзя забывать, что главный смысл возрождения офицерских собраний состоит в том, чтобы они на деле помогали командирам в нравственном воспитании офицерских коллективов. Это – во-первых.

А во-вторых, нелишне помнить, что Временное положение об офицерском собрании, определяя его задачи, помимо всего прочего, предусматривает организацию досуга и проведение различных культурно-массовых мероприятий для офицеров и членов их семей, совершенствование базы культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений, мест организованного отдыха офицерского состава, создание фонда произведений литературы и искусства, приобретенных для коллективного пользования. Кроме того, офицерское собрание по случаю государственных праздников, юбилея части и других торжественных событий, по согласованию с командованием может проводить вечера отдыха с участием членов семей офицеров и приглашенных гостей, организовать экскурсию, выезды для проведения Отдыха на природе и другие виды культурного досуга.

Кстати сказать, в русской армии офицерское собрание избирало так называемый комитет досуга, в обязанности которого, помимо всего прочего, входила организация музыкальных вечеров, спектаклей и других культурно-массовых мероприятий. Если творчески подходить к использованию опыта старой армии, то можно было бы значительно улучшить деятельность офицерских собраний, важно только, чтобы культурно-досуговые работники, учреждения культуры армии и флота оказывали им должную методическую и практическую помощь.

Надо полагать, учитывая законы прогресса и в связи с проводимой повсеместно модернизацией, реформированием армии и флота, круг приоритетных направлений в деятельности центра не только не сузился, а наоборот, многократно расширился и продолжает совершенствоваться.

– Точно так же, как продолжает увеличиваться в силу разных причин круг насущных проблем, тех, что принято в обиходе называть «болевыми точками». Здесь сказываются и субъективные, и объективные факторы. Выделяемые на нужды той самой модернизации суммы денежных средств, предусматриваемые сметой с учетом современной индексации цен, говоря откровенно, невероятно скудные поступления новейшей аппаратуры отстают от реальных потребностей и спроса. И остается уповать только на средства, зарабатываемые согласно положениям приказа министра обороны РФ № 445 от 6 декабря 1996 г., раскрывающего существо и основы хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, а, следовательно, дают ход определенной коммерческой инициативе.

Мы стараемся изо дня в день не только сохранять статус базового организационно-методического центра культурно-досуговои работы в войсках и художественного обслуживания личного состава, но и постоянно наращивать наши творческие возможности, не останавливаться на достигнутом. Этому обязывает нас и сознание того, что Культурный центр призван выполнять роль флагмана армейских и флотских учреждений культуры.

Конструктивному решению повседневных задач во многом способствовали произошедшие в последнее время организационно-штатные меры, активно проводимая командованием оптимизация кадровой структуры центра. Уверенно набирает скорость недавно созданный военно-шефский отдел, преображается отдел культуры, куда влились свежие силы, входят в строй десятки молодых специалистов. Энергично работает методический отдел, куда органически вписались и наращивают продуктивный темп информационно-аналитическая и редакционно-издателъская группы. Современный дизайн приобрел методический кабинет.

Своеобразной визитной карточкой центра все заметней становится информационно-методический бюллетень «Культура и досуг», издаваемый на общественных началах и убедительно заявивший о себе в качестве ценного подспорья для практической работы тех, кто трудится в клубной сфере.

Добрых слов заслуживает и наша библиотека, фонд которой составляет около 230 тыс. томов. Мы приступаем к ее компьютеризации.

Во всех мероприятиях, проводимых Культурным центром, активное участие принимает его музей (историко-художественный комплекс).

Большая работа проведена по благоустройству фасадного сквера: восстановлены фонтаны, каменный «паркет» украсил аллеи, удачно решена система подсветки основного здания и его флигелей в вечернее время. Есть и другие новации, усовершенствования. Это касается, скажем, активизации работы военно-научного общества, секции филателистов, народной студии изобразительного творчества, студии военных писателей, литобъединения и других творческих организаций. В преддверии 60-летия Победы нам надлежит обеспечить логическое завершение масштабного фестиваля-смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного славной дате – провести заключительный концерт победителей смотра армейских и флотских талантов.

Не так уж много времени остается до 80-летия Культурного центра Вооруженных Сил – головного военного учреждения культуры. Не приходиться сомневаться, этот юбилей станет тем рубежом, который позволит нам, сотрудникам центра, с учетом накопленного опыта и с позиций профессиональной зрелости, сделать новые уверенные шаги в совершенствовании кулътурно-досуговой деятельности, обеспечить бесперебойное духовное довольствие личному составу армии и флота, открывать перед учреждениями культуры новые возможности и горизонты.
Визитная карточка
Полковник запаса Василий Мазуренко родился 25 мая 1958 г. на Черкащине в семье колхозника. Был воспитанником военного оркестра одной из воинских частей Киевского военного округа. В армии с 1976 г. служил солдатом, остался и на сверхсрочную службу. Какое-то время преподавал в музыкальной школе, а по окончании Львовского высшего военно-политического училища, став офицером, работал последовательно начальником клуба части, начальником офицерского клуба, гарнизонного Дома офицеров. Возглавлял клуб Министерства обороны РФ, а в последующем был заместителем начальника КЦ ВС РФ по материально-техническому обеспечению.

С января 2001 г. – заместитель начальника Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе.

Юрий ЯКУБОВСКИЙ,

заслуженный работник культуры

Российской Федерации



следующая страница >>